Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас. Туфайл ибн амр ад-давси Амру ибн Туфайл

  • Дата: 19.12.2023

АМР ИБН аль-АС (Да будет доволен им Аллах) АМР ИБН аль АС - сподвижник Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и да приветствует),полководец,видный политический деятель Халифата.Влиятельный Курайшит, выступал против мусульман,был послан курайшитами в Эфиопскому негусу Наджаши,чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших мусульман,но результата не достиг. После переселения (Хиджры) мусульман из Мекки в Медину сражался против них в битвах при Бадре,Ухуде и Хандаке.После подписания Худайбийского мирного договора вместе с Халидом ибн Валидом прибыл к Пророку(мир ему и благословение) в Медину и объявил о принятии Ислама Незадолго до завоевания Мекки мусульманами Пророк Мухаммад(мир ему и благословение) поставил Амра ибн аль-Аса во главе добровольческого отряда,выступившего против племени Джузам,Лахм,Кудаа,Амила и Узра.Увидев приближение мусульманских войск,язычники рассеялись и Амр ибн аль Ас,одержав бескровную победу,вернулся в Медину. После завоевания Мекки Амр ибн аль Ас был послан Пророком(да благословит его Аллах и да приветствует) для разрушения идола Сува. Затем выполнял дипломатическую миссию в Омане,где оставался до смерти Пророка (мир ему и благословение) В период правления халифа Абу Бакра успешно воевал с вероотступниками,участвовал в сражениях с Византией,отличился в битве при Ярмуке при взятии Дамаска и Аджнадейна,принял участие в завоевании Палестины.Был инициатором похода в Египет.Добившись от халифа Умара бин Хаттаба подкрепления под командованием Зубайра ибн Аввама,сломил сопротивление Византийского наместника Египта Мукавкыса и поставил Египет и часть Сев.Африки под контроль армии Халифата.Был назначен наместником Египта. В период правления халифа Усмана бин Аффана, был смещен с должности,временно отдалился от политики и находился в Палестине. После прихода к власти Халифа Али,снова занялся политической деятельностью,поддержал Му"авию ибн Абу Суфьяна и стал командовать его армией.Муавия и Амр ибн аль Ас,отказались признать власть халифа,обвинив его в укрывательстве убийц Усмана. После битвы при Сыффине на третейском суде в Думмат аль Джандале Амр ибн аль Ас,отказался объявить о низложении Муавии.В 38-году Хиджры войска под командованием Амр ибн аль Аса вошли в Египет и установили контроль над провинцией. В 40-г.х. хариджиты организовали покушения на Али,Му"авию и Амр ибн аль Аса.Али был убит,Муавия ранен,а вместо Амр ибн аль Аса был убит его приближённый Хариджа ибн Хузафа. В правлении халифа Муавии ибн Абу Суфьяна занимал должность наместника Египта.Умер после тяжелой болезни.Сообщается, что перед смертью Амр ибн аль Ас раскаивался и сожалел о судьбе Али ибн Абу Талиба(да будет доволен им Аллах).

«О Аллах, пошли ему знамение, способствующее
его добрым намерениям!»

Из мольбы Посланника Аллаха (мир ему и благословление).

Туфайл ибн Амр ад-Давси являлся одним из известных сподвижников Пророка (мир ему и благословление). Он принял Ислам до переселения Пророка (мир ему и благословление) в Медину, а затем и свой народ с помощью мольбы Пророка (мир ему и благословление) он призвал к Исламу.

Туфайл ибн Амр был вождём племени Давс в период невежества (джахилийа), одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и никогда не закрывались двери для тех, кто желал войти. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал просящим об этом. Вместе с этим, он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.

Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, направился в Мекку. В то время там язычники из курайшитов выступали против Пророка (мир ему и благословление). Они желала найти себе помощников. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) призывал народ к Единобожию, а язычники из курайшитов противостояли призыву и всевозможными способами отталкивали людей от истинного пути.

Когда Туфайл прибыл в Мекку, он осознал, что вступает в их спор без подготовки, не имея намерения, и что сам он прибыл в Мекку не для этой цели. Туфайл даже и не думал о Пророке (мир ему и благословление) и о курайшитах. В Мекке с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.

Туфайл рассказывает

Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (мир ему и благословление) ведет с нами спор и утверждает, будто он Пророк (мир ему и благословление) – так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдет - и тогда среди вашего народа тоже будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его: ведь его слова подобны колдовству, он - разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой».

Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его. Утром, когда я пошёл на главную площадь для обхождения Каабы, чтобы получить благодать от идолов, которым мы поклонялись и возвеличивали, я заткнул уши ватой, боясь услышать что-нибудь от Мухаммада (мир ему и благословление). Но войдя на площадь, я увидел, как Мухаммад (мир ему и благословление), стоя возле Каабы, совершал намаз. А его намаз был не такой, который совершаем мы, поклонение его было совсем иным по сравнению с нашим - я не смог оторвать взгляд от него и меня впечатлило его поклонение. Сам того не осознавая, я обнаружил, что оказался рядом с ним. По воле Аллаха, я услышал речь Мухаммада (мир ему и благословление) - и вынув вату, я стал внимательно слушать. А послушав его, подумал про себя: «Я никогда в жизни не слышал речь прекраснее, чем его! О Туфайл, ты поэт и сообразительный человек, ты можешь отличить - что хорошо, а что плохо . Что же мешает тебе послушать его? Если в его словах есть благо, ты примешь их, ну а если нет - то оставишь» .

Я подождал, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословление) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О Мухаммад (мир ему и благословление), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое - клянусь Аллахом! - они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».

Он рассказал мне о своей религии, прочитал суры «Аль-ихляс» и «Аль-фаляк». Клянусь Аллахом, я не услышал из его уст ничего, кроме хороших слов и понял, что это - истина. Затем я протянул ему руку и засвидетельствовал, что «нет Божества кроме Аллаха и Мухаммад (мир ему и благословление) Его Посланник».

После принятия Ислама, я остался в Мекке, изучал каноны Ислама, аяты Корана, а когда решил вернуться к своему народу, то обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха, мой народ подчиняется мне. Я решил вернуться к моим людям, и буду призывать их к Исламу. Попроси Аллаха сделать мне знамение, которое будет помогать мне в призыве!».

Тогда Пророк (мир ему и благословление) сделал дуа: «О Аллах, пошли ему знамение, способствующее реализации его добрых намерений!» . По пути на родину, когда я дошёл до горы, недалеко от жилищ моего народа, перед моими глазами появилось сияние, подобное светильной лампе.

Я попросил Всевышнего: «О Аллах, отведи сияние от моего лица - я боюсь, люди подумают, что это наказание мне из-за отхода от их религии» . Затем сияние перенеслось на кончик моей плети. Люди подумали, что это светильник, привязанный к плети. Я в это время спускался между двух гор и, когда спустился, навстречу вышел мой отец. Я сказал отцу:

Я принял Ислам и следую религии Мухаммада (мир ему и благословление).

О сын мой, твоя религия - это моя религия, - ответил отец.

Тогда иди, искупайся, одень чистую одежду.

Отец пошёл искупался, одел чистую одежду, пришёл ко мне и принял Ислам. Я научил его тому, чему научили меня, а потом и моя мать также приняла Ислам.

Затем пришла моя жена и я ей сказал:

Я стал мусульманином и следую Мухаммаду (мир ему и благословление).

Твоя религия - это и моя религия!

Иди искупайся из воды Зи аш-Шара (вода, которая стекала с горы и собиралась вокруг идола).

Неужели ты не боишься Зи аш-Шара?

Иди и искупайся там, я тебе обещаю, что этот каменный идол ничего плохого тебе не сделает!

Она искупалась, затем пришла ко мне, и я рассказал ей про Ислам - она его приняла.

Потом я стал призывать свой народ, но люди откладывали принятие Ислама, кроме Абу Хурайры, который сразу принял его. Я прибыл в Мекку и со мной был Абу Хурайра. Пророк (мир ему и благословление), меня спросил:

Какие новости, о Туфайл?

Сердца людей из моего народа покрыты пеленой, которая скрывает истину. Над ними преобладают распутство и неповиновение.

Пророк (мир ему и благословление) совершил омовение, затем намаз, после поднял руки к небу. В этот момент, увидев, что Пророк (мир ему и благословление) делает дуа, Абу Хурайра сказал: «Я испугался, что Пророк (мир ему и благословление) просит Аллаха ниспослать беду на мой народ - и он погибнет». Но Пророк (мир ему и благословление) попросил: «О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный!».

Затем Пророк (мир ему и благословление), повернувшись к Туфайлу, сказал: «Возвращайся к своему народу и мягко обращайся с людьми, и призывай их к Исламу!».

Я призывал свой народ к Исламу, пока Пророк (мир ему и благословление) не переселился в Медину, прошли сражения при Бадре, при Ухуде, при Хандаке. После этого я пришёл к Пророку (мир ему и благословление) с восьмьюдесятью семьями из племени Давс (в другой версии передаётся, что было девяносто семей, которые приняли Ислам), и тогда Пророк (мир ему и благословление) нам очень обрадовался - и дал нам долю из добычи, распределявшуюся среди мусульман и полученную в сражении при Хайбаре. Мы попросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), сделай нас твоим правым флангом в каждом походе!».

Разрушение идола «Зу аль-Кафайни» Туфайлом

До взятия Мекки Туфайл находился с Пророком (мир ему и благословление).Как-то он обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), дай мне разрешение сжечь идола Зу аль-Кафайни, который принадлежит Умару ибн Хамаму!». Пророк (мир ему и благословление) дал ему разрешение. Затем он отправился к идолу, взяв собой пару человек из своего народа. Когда они дошли до идола и приготовились сжечь его, вокруг идола собрались мужчины женщины и дети, ожидая беды, которая настигнет их, если они нанесут вред идолу. Туфайл подошёл к идолу на глазах поклоняющихся ему людей, поджёг идола и сказал:

О Зу аль-Кафайни, я не раб тебе!

Мы родились раньше тебя.

Я поджёг тебя.

Когда пламя охватило идола, вместе с ним сгорели и все остатки многобожия, которые были ещё у племени Давс. Они все искренне уверовали в Единого Творца.

Удивительный сон Туфайла

По пути в Йамаму он увидел сон, рассказал об этом своим друзьям и попросил, чтоб они растолковали его. Но они спросили:

А что ты видел?

Я видел, как моя голова была побрита, как птица вылетела из моего рта, и какая-то женщина положила меня в свой живот, а мой сын пытался вытащить меня, но между нами была преграда.

Надеемся, что это к добру.

Я понял этот сон так, - говорит Туфайл. - Моя бритая голова означает, что она будет отрублена.Что касается птицы, которая вылетела изо рта - то это моя душа, а женщина - это земля, которая разрыта, чтобы похоронить в ней меня. Я желаю умереть шахидом. Мой сын, который пытался вытащить меня - это значит, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет воля Аллаха.

Смерть Туфайла

Туфайл постоянно находился рядом с Пророком (мир ему и благословление), пока он не ушёл в мир иной. После Пророка (мир ему и благословление), когда халифом назначили Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), Туфайл своим мечом, вместе со своим сыном дал слово о подчинении халифу. Когда начались войны против вероотступников, халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) отправил людей против лжепророка и Туфайл вышел в бой со своим сыном Амру - они были в первых рядах войска мусульман.

В сражении Йамамского похода Туфайл ибн Амр проявил чудеса храбрости и героизма. Также он сражался в других походах, и в одном из сражений пал смертью шахида - произошло это во время правления халифа Умара (да будет доволен ими Аллах).

Амру ибн Туфайл

Что касается его сына Амру, то он сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Йамамы своего отца и руку.

Во времена правления халифа Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах) к нему пришёл Амру ибн Туфайл. В то время, когда все сидели у Умара, ему принесли пищу. Умар пригласил всех к столу, но Амру не принял приглашения.

Умар спросил его:

Что с тобой? Наверное, ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки?

Да, о Повелитель правоверных.

Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своею рукой! Нет среди нас никого, кто бы хоть частью тела уже находился в Раю, кроме тебя!» (то есть рука Амра).


Участие в войнах: Религиозные войны. Завоевание Сирии.Завоевание Египта
Участие в сражениях:

(Amr ibn al-As) Арабский полководец, дипломат и государственный деятель

На первых порах Амр был одним из непримиримейших противников Мухаммеда и его учения, но потом стал одним из самых рьяных его последователей.

Его завоевательные подвиги, неразрывно связаны с историей первых времен ислама. При халифе Абу Бакре Амр ибн аль-Ас подчинил Сирию, а при халифе Умаре захватил Египет, после чего мусульмане под его руководством захватили пограничные провинции вплоть до самого Триполиса.

На всех завоёванных территориях он организовал государственную власть, привел в порядок правительственные формирования и тем немало способствовал примирению покоренных народов с исламом. После убийства халифа Умара ибн Хаттаба он встал на сторону Муавия I . Когда же Муавия был объявлен халифом, он назначил Амра своим губернатором в Египте, где тот и оставался вплоть до самой своей кончины. Амр ибн аль-Ас умер в 664 г. в Фустате.

В 639 году один из командующих войсками халифа, Амр ибн ал-Ас, пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года.

В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте.

22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.

Амр ибн ал-Ас сначала был одним из непримиримейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре - Египет и пограничные с ним территории до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф - Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.

Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары.

В 643 году Амр дошел до Нибары (совр. Триполи). После длительной осады крепость была взята со стороны моря - по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: "Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!" В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника - Файйуму Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.


Основание военных городов:
Басры, Куфы и Фустата

После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени.

Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.

Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.

Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные - в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.

В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.

В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.

умер в 43 году по хиджре (по мусульманскому летоисчислению)

‘Амр прожил 93 года, 57 из которых не был мусульманином, он, наоборот, - воевал против них со жгучим желанием убить пророка Мухаммада. Был великим воином и полководцем.

На 57-м году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Это именно он открыл для Египта Ислам - сломил оборону и предоставил его жителям свободу выбора в вероисповедании. В Каире до сих пор стоит огромная мечеть, построенная под его руководством. Местные копты-христиане как жили, так благополучно и живут на территории Египта. Но после прихода туда ‘Амра подавляющее большинство населения стали мусульманами. Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба ‘Амр ибн аль-‘Ас был назначен руководителем двух крупных областей - Египта и Палестины…

И вот его слова, произнесенные незадолго до смерти:

«Поистине, лучшее, что мы можем приготовить [себе для вечности], - это [убеждение] в единственности Аллаха (Бога, Господа) и в истинности миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [Его заключительного посланника, это нас спасет].

У меня в жизни было три периода.

В первый период я больше всех ненавидел пророка Мухаммада и не было никого, сильнее меня желавшего убить его. Умри я в том состоянии, [навечно] оказался бы в Аду.

[Второй период моей жизни начался] когда Всевышний Творец заложил в моем сердце Ислам (покорность Ему одному). Я пришел к Пророку и сказал: «Дай мне свою правую руку, я хочу заключить с тобой договор». Пророк открыл мне свою руку, и я сжал ее. Пророк спросил: «Что с тобой, ‘Амр?» Я ответил: «Хочу поставить условие». Пророк спросил: «Какое условие?» - «Мое условие в том, чтобы мне было прощено [бывшее до этого]». Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, что Ислам [принятие его] устраняет все, что было до этого [плохое стирается, жизнь начинается с чистого листа], как и хиджра , и хадж ?» [В тот период] я больше всех на свете любил Пророка. Мои глаза не могли наглядеться на него. Если бы попросили описать Посланника, я не смог бы. Поистине, мои глаза не могли наполниться им (насытиться, глядя на него). Умри я в том состоянии, то, с Божьей помощью, оказался бы в Раю.

А потом наступил третий период. На нас возложили ответственность [государственные дела]. И я не знаю, каков я там [не знаю, как мои деяния будут оценены Богом и каким окажется мое положение в вечности].

[Прошу вас.] Когда я умру, пусть ни в коем случае похоронную процессию не сопровождают кричащие, восхваляющие и убивающиеся по поводу моей кончины, пусть не будет [специального] огня [торжественного траурного освещения].

Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану давать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вот яркий пример от одного из величайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), пример того, как кардинально может измениться человек. Жизнь - это этапы и периоды.

Встречаясь с разными людьми, мы анализируем судьбы, складывающиеся где-то параллельно с нашей жизнью, и, бывает, отмечаем: «десять лет назад этот человек был совсем другим»; «она преобразилась и достигла очень многого, разведясь со своим тираном-мужем и создав семью с порядочным человеком»; «в школе его обижали и унижали, но через тридцать лет он добился огромного успеха»; «вчера он целыми днями молился, а сегодня запил и закурил от горя»; «не так давно он был тунеядцем и алкоголиком, а теперь уверовал, и его жизнь кардинально преобразилась».

Важно, кто мы внутри, насколько понимаем себя (без философии и пустословия) и насколько осмысленно живем, есть ли у нас цели, задачи на предстоящие годы, десятилетия, каково наше окружение и в чем именно помогает нам наша религиозная практика (молитва-намаз, пост) - действовать, достигать, преодолевать или уходить от ответственности, погружаться в спячку, надеясь посредством многочисленных молитв-намазов на Божью милость .

Смерть может прийти нежданно-негаданно, важно, в момент выполнения каких дел она тебя застанет и каков в этот момент будет твой внутренний мир, а также твой внутренний диалог.

‘Амр ибн аль-‘Ас, ставший мусульманином в 57 лет, хороший пример того, что не стоит торопиться с выводами относительно веры-неверия других людей. У каждого из нас очень много работы над собою (тело, интеллект, духовность) и забот с собственными делами (семья, работа, профессионализм и материальный достаток). Сосредоточившимся на себе, своем развитии и на конкретных осязаемых результатах деятельности можно (при наличии веры) рассчитывать не только на успех в обоих мирах, но и на становление живым примером реализации мусульманских ценностей, принципов для ближайшего окружения и людей в целом.

Дабы мы не обвиняли других, а сосредоточились на себе и своих результативных делах, напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.]

А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]» .

По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности].

А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 354.

Хиджра - один из самых сложных периодов в жизни пророка Мухаммада, когда мусульмане под давлением язычников вынуждены были оставить свой родной город, свой кров, имущество, и переселиться в Медину.

Хадж - паломничество. Один из пяти столпов религиозной практики в Исламе. Обязательным является совершение его один раз в жизни. За исключением случая, когда человек не имеет на то материальной возможности.

В отличие от принятия Ислама, выполнение ритуала хаджа стирает не все прошлые прегрешения человека, а лишь малые грехи. Для прощения Богом больших грехов необходимо, чтобы человек раскаялся, исправился и более не повторял подобного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 508, пояснение к хадису № 4/711.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад говорил: «Находчивый (сообразительный) человек - это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же (немощный) - это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]». Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».

Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».