Высшие ценности и их роль в обществе. Жизненные ценности: что это такое, какие бывают, список с примерами Какие бывают принципы

  • Дата: 09.02.2024

ФИЛОСОФИЯ

Смысл жизни как высшая ценность человека*

А. Э. Воскобойников (Московский гуманитарный университет)

Voskoboinikov A. E. The Meaning of Life as the Supreme Value of the Person

Аннотация ♦ В статье рассматривается такое триединство, характеризующее понятие ценности, как значение, значимость и смысл. Автор, ссылаясь на Ф. Бэкона, показывает, что истину легче получить из ошибки, нежели из смешения понятий. Также бесспорно, что понятия важно анализировать не сами по себе, а в их «кровных» взаимосвязях.

Ключевые слова: ценность, значение, значимость, смысл, истина, философия, смысл жизни.

Abstract ♦ The article considers such trinity characterizing the concept of value as meaning, significance and sense. The author, referring to F. Bacon, shows that it is easier to receive the truth from a mistake than from a mixture of concepts. It is also indisputable that it is important to analyze concepts not in themselves, but in their "blood" interrelations.

Keywords: value, significance, importance, sense, truth, philosophy, meaning of life.

Значение задается взаимосвязями данного знака с другими знаками той системы, в которую он входит. Так, знак + обретает свое значение лишь в системе родственных знаков -, = и других. Знак!, оказываясь в разных знаковых системах, приобретает разное

Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». The paper was prepared for the panel "Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics", which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference "Values and Interests of Modern Society".

значение (он может быть знаком препинания, математическим знаком, предупреждающим знаком на автомобильной дороге).

Значимость выражает прагматическую роль знака, его ценность для «потребителя» (пример: значимость числа, принесшего лотерейный выигрыш). Именно значимость наиболее непосредственно связана с ценностью того или иного объекта.

Смысл задается теми значениями и значимостями, которые данный знак приобретает на надсистемном (метасистемном) уровне, когда сопоставляется с другими системами знаков. Смысл - это попытка заглянуть за пределы данной знаковой системы, соотнести ее с другими знаковыми системами, со всем миром знаков.

Что касается смысла жизни, то он обретается при органичном возвышении над нею самой, что позволяет избежать некой самодовольной замкнутости на саму себя.

Первейшая проблема аксиологии - сама специфика ценностей: желаемы ли вещи потому, что содержат ценностные свойства, или вещи приобретают ценностные свойства потому, что желаемы? Два распространенных диаметрально противоположных ответа таковы. Согласно «аксиологическому объективизму», ценности - важнейшие атрибуты объектов. Субъекту дано только переживать свое отношение к ним. В соответствии с «аксиологическим субъективизмом», напротив, ценности существуют лишь благодаря процессу их восприятия и переживания субъектом.

Более убедительна позиция, которая исключает односторонние крайности как объективизма, так и субъективизма. Она такова: в «чистом виде» ценность не существует ни объективно (сама по себе, без субъекта), ни субъективно (без объективных свойств, представляющих собой ее основу). Она появляется как результат специфического отношения субъекта и объекта. При более узком прагматичном подходе, скажем, в системологии категория ценности может трактоваться как критерий предпочтения.

Ценностное представление само может стать своеобразным объектом для новой оценки - оценки более высокого порядка. Ее способна произвести социальная группа, включающая субъекта исходного ценностного представления. Если некоторые ценности индивида не совпадают с ценностями социальной группы, в которую он входит, последняя к ним относится как к малоценным или совершенно неприемлемым и даже «инородным».

Нередко употребляют выражения «неразумная ценность», «ложная ценность», «мнимая ценность». Однако перечисленные термины избыточно «рационализируют» ценностные представления, затушевывая их эмоциональную составляющую. Уточним са-

му суть двойной оценки, т. е. «оценки оценки». Здесь возможны по крайней мере два варианта, зависящие от индивидуальной и социально-групповой оценки.

Вариант первый. Некая ценность кажется субъекту положительной или высоко значимой. Но социальная группа (особенно нормативная референтная группа) или общественное мнение оценивают эту ценность по-другому: как отрицательную или низко значимую для самого субъекта, т. е. такую, которая не сможет удовлетворить (несмотря на его ожидания) так называемые «разумные потребности».

Вариант второй. Некая ценность и на этот раз кажется субъекту положительной или высоко значимой, и она на самом деле способна удовлетворить его определенные потребности (а также помочь достигнуть определенных целей). Но социальная группа (или иные социальные инстанции) справедливо относится к самим этим потребностям и целям как социально вредным. В первом варианте ценностная ориентация не ведет к цели, поставленной субъектом и одобряемой обществом. Во втором - ведет субъекта к цели, но сама цель осуждается социумом.

Важнейшую роль в системе ценностей играют высшие ценности, представленные как на личностном, так и на общественном уровне.

Не претендуя на фундаментальный онтологический статус, высшие ценности, тем не менее, обладают общечеловеческой обязательностью. Высшие ценностные представления имеют ярко выраженную синтетическую природу, одновременно включая в себя и этические, и эстетические, и рационально-логические аспекты и компоненты. Именно на высших уровнях ценностных представлений складываются убеждения и идеалы личности, формируются и осознаются ее жизненные позиции и цели деятельности, приобретает логически и эмоционально «выстраданный» характер смысл ^юизни. Высшие ценности не только аккумулируют богатый опыт прошлого, но и воспроизводят будущие перспективы. Становится все очевидней: чтобы мир перевернулся и стал абсурдным, не надо никакого «архимедова» рычага - достаточно, чтобы «перевернулась» система ценностей.

Порою подвергают сомнению саму возможность существования высших общечеловеческих ценностей, которые являются смысловым ядром как секулярного, так и религиозного гуманизма. Критические доводы иной раз опираются на социобиологические аналогии и генетическую предопределенность сценария «хищник - жертва». И в самом деле, скажем, у волков и зайцев - принципиально «несолидарные» жизненные ориентации.

То же самое, дескать, зачастую встречается в людских сообществах: невозможно гармонизировать взаимные отношения подсудимого и прокурора, жертвы и палача, нищего и олигарха, борца за свободу и тирана... Для того, чтобы убедиться, что это далеко не «то же самое», рассмотрим ситуацию в эволюционно-системном аспекте.

В развивающейся системе низший уровень структурной организации генетически первичен по отношению к высшему. Он детерминирует на первом этапе процессы возникновения и развития более высокого уровня, а также целостное поведение системы (имеется в виду внутрисистемная детерминации, а не внешняя, раскритикованная постмодернистами). Однако подлинное «созревание» более высокого уровня происходит тогда, когда для него начинается период внутриуравневой самодетерминации («causa sui»), период «самопорождения» («sui generis»). В результате постепенно начинает возрастать обратная внутрисистемная детерминация низшего уровня более высоким уровнем и влияние последнего на поведение системы в целом. Причем рассматриваемая детерминация нелинейного типа, т. е. она имеет характер не однозначной, а многозначной причинно-следственной зависимости («муль-тикаузальности»). К тому же картина усложняется тем, что на процесс развития влияют не только детерминистские, но и стохастические закономерности.

Тем не менее, в итоге постепенно возрастает значимость и определяющая роль не «диктата прошлого», а народившегося настоящего и зарождающегося в настоящем «зова будущего». Речь идет о целеполагании и целереализации, которые все более и более зависят от свободного выбора и творческой деятельности самих субъектов.

Благодаря эволюционному развитию в природных системах над физической необходимостью постепенно надстраивалась неосознаваемая биологическая целесообразность, а над ней со временем - осознанное целеполагание.

Это осознанное целеполагание постепенно восходило от уровня «осознанной необходимости» до уровня все более свободного творческого проектирования действительности.

Итак, естественная эволюция не устраняет фундаментальные чисто природные закономерности, на основе которых происходит развитие человеческого рода. Но они становятся своего рода трамплином для возникновения надприродных закономерностей и процессов. Все большую роль начинают играть не только природная целесообразность, но и социокультурное целеполагание. Не только инстинктивное поведение, но и творческая деятельность. Не только

генезис, но и телезис. Не только строгая запрограмированность, но и свобода. А это позволяет также совершенствовать и возвышать систему ценностей.

И хотя, конечно, в душе каждого человека добро со злом («бог» с «дьяволом») борется, не вызывает сомнений, что общая угроза способна сплотить людей, имеющих даже радикально противоположные ценностные ориентации. В наше время резко возрастает значимость такой объединяющей высшей ценности как выживание. То, что это универсальная ценность, подтверждают пророческие слова, звучащие сегодня особенно актуально, - спасутся все или не спасется никто.

Одним из связанных с гуманизмом понятий является понятие гуманности. Она может быть чертой характера, особенностью стиля жизни или практической деятельности. Чаще всего гуманность проявляется сравнительно локально. Но гуманизм как нравственный принцип должен быть универсальным. Либо его просто нет. Стало расхожим утверждение, что в гражданском обществе гражданин берет социальную ответственность на себя. Но это может быть «укороченная» ответственность, ограниченная интересами своего клана, класса, этноса. Подлинный гуманизм изначально универсален и взывает к универсальной ответственности. Конечно, существует различие между универсальными и общечеловеческими ценностями. Но в масштабах земной цивилизации эти ценности соразмерны и едины.

Следует признать главенство универсальных ценностей и интересов над всеми иными. Важнейшие характеристики универсальных ценностей таковы: они базовые, инвариантные, общечеловеческие.

Согласно гуманистическому учению, наиважнейшей высшей ценностью является сам человек, его жизнь, свобода, счастье, любовь, развитие его способностей и творческих потенций.

Человек не статический центр мироздания, как он долго полагал. Зато он «ось и вершина эволюции, что много прекраснее» (Тейяр де Шарден, 2002: 142). Важно осознать особую роль человека во Вселенной и его великую гуманистическую ответственность как за себя, так и за окружающий мир. Быть не центром величия, но центром ответственности - таково его высшее назначение: «Я свободен, следовательно, ответственность лежит на мне самом».

Одна из несомненных высших ценностей - идеал, как предельно совершенная форма существования чего-то возвышенного и желанного. Во времена не столь отдаленные начинающим стрелкам

(чтобы попасть в цель) рекомендовалось целиться немного выше нее. Идеал позволяет и нам, планируя достойное будущее, «целиться выше цели». Идеалы могут быть и индивидуальными и общественными. Жизнь людей, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет глубокий смысл. И не столь уж важно - где расположен этот идеал - в посюстороннем мире или «выше». Важнее, каков он. Одна из отличительных особенностей подлинного идеала как раз и есть его достаточная универсальность. А также то, что он одновременно не может кому-то нести добро, но кому-то - зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то - безобразное. Особенно важно искать какие-то общие основания в моральных ценностях сейчас, перед трагедией, грозящей всему роду человеческому.

Одна из важнейших высших ценностей - смысл жизни, который предстает системообразующим компонентом ценностных ори-ентаций.

Его утрата приводит к социальной аномии, порождает мировоззренческий агностицизм, нравственный цинизм или психическую фрустрацию.

Смысл жизни приоткрывается лишь тому, кто живет деятельно и полнокровно - не отрешенному от всего созерцателю, а деятелю, творчески преобразующему окружающий мир и самого себя. Смысл жизни невозможно объяснить. Вместо объяснений лучше всего его совместно выстрадать. Но попробовать дать какие-то наметки объяснения - вещь не лишняя. Человек обретает смысл своего существования не путем глубинного самокопания, а подключаясь к ценностно-смысловому полю всей культуры. Только так он способен осознать себя в едином социально-историческом процессе, свою сопричастность мировым событиям, найти свой путь творческой самореализации. Сочно и мудро звучит эта идея у А. П. Платонова в рассказе «Афродита»: «Одному человеку нельзя понять смысла и цели своего существования. Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде, - тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния и крепость веры в необходимость своей жизни» (Платонов, 2012: 346).

1 Ценностная ориентация - это оценка целей, избираемых в процессе подготовки и осуществления действий, поведения, деятельности. Скажем, субъект оценки, оценивая предмет оценки, вырабатывает некое ценностное представление, которое и становится для него ценностной ориентацией. Ценностные ориентации формируют убеждения, а те, в свою очередь, побуждают к определенным поступкам и формам деятельности. Вообще говоря, это обратимые процессы взаимодействия.

Встречаются люди, которые никогда не искали смысл жизни. Они, как правило, инфантильны и беспечны. Встречаются люди, которые раз и навсегда нашли смысл жизни в чем-то вполне определенном и на этом успокоились. Но есть и такие люди, которые всю свою жизнь мучительно постигают ее таинственные основы и горизонты. Для них первичным смыслом жизни становится сам этот поиск.

Один из нравственных парадоксов: чем выше и дороже смысл жизни, тем больше он выходит за ее пределы и легче за него даже умереть.

Но с чего начать свое восхождение к высшему смыслу? «Начну с малого...», - может сказать себе человек. Забота о другом существе сразу наполняет жизнь значительным смыслом. Ведь переживание того, что ты кому-то необходим, - одна из предпосылок счастья. Сделай правильный (праведный) выбор и будь в ответе за него и свои деяния. Совершенствуй себя, становясь добрее, мудрее и творчески инициативней. Старайся отдавать больше, чем брать, но нисколько не кичись этим. Л. Н. Толстой своеобразно сравнивал человека с дробью. Сделай это чуть по-своему. В знаменателе весьма условно учти все то, что ты потребил или позаимствовал у других. А в числителе помести все то, что сам создал доброго и хорошего для окружающего мира, других людей, причем не только самых близких. Многие люди по этой простенькой арифметике не дотягивают до «единицы». Они так и не реализуют себя как личности. Именно таких людей имел в виду Э. Фромм, когда писал, что многие умирают, так и не успев родиться. Стремись оставить «чекан души», как говорил Саади, воплощаясь в кого-то и во что-то. Пусть это будет своеобразная реинкарнация, но содеянная самим собой. Итак, иди за тем, что зовет ввысь, как бы приподнимаясь над повседневностью и самим собой.

Ценность - это цель.

Например, некая вещь вам дорога как память о близких. Память о близких цель, а эта вещь средство. Ценность вещи определяется её связью с целью.

Высшая ценность есть конечная цель.

Всякая конечная цель есть состояние, в котором можно пребывать бесконечно.


За конечной целью по определению нет уже никаких других целей. Значит, на достижении этой цели мы останавливаемся навеки. То, на чём можно остановиться, и есть высшая ценность, сообщающая ценность всему, что к ней ведёт.

Бесконечность есть признак высшей ценности.
Если вы не готовы пребывать с чем-то вечно, это не высшая ценность. Помимо длительности, аспектом этого признака, является применимость к любым изменчивым обстоятельствам, универсальность. Что бы ни случилось, вы готовы пребывать с вечной ценностью.
Присовокупите к этим ценностям "при любых обстоятельствах", "что бы там ни было", "всегда" и т.п., и увидите, что это высшие ценности.

С моей точки зрения имеется восемь непосредственных критериев высшей ценности (конечной цели человеческой жизни, блага самого по себе) и один косвенный.

✔️ Непосредственные:
ясность и отчётливость (благо можно легко и в красках себе представить и выразить);
предельность (не оно ради чего-то, а всё ради него);
универсальность - 1 (в принципе пригодно для всех людей, а не только для каких-то их разрядов);
универсальность - 2 (независимость от преходящих обстоятельств);
вечностность (проецируемость в вечность, то есть с этим можно быть хоть вечно, на этом можно остановиться);
нормативность (оно является источником оценок для всего остального; критерий Родерика Чиcхолма);
метафизическая нейтральность (не оно определяется картиной мира, а картина мира им);
онтологичность (сквозь него открывается самостоятельное измерение бытия).

✔️ Косвенный:
такое благо проявляет себя в истории как доминанта, вокруг которой складывается устойчивая, потенциально кросскультурная мировоззренческая традиция, то есть им могут заинтересоваться люди любой эпохи и любого региона, и эта заинтересованность непременно порождает то тут, то там некоторое культурное движение со множеством участников.

Что касается набора действительных высших ценностей, то самым полным в западной философии на сегодня считается список, который дан Frankena W.K. в его книге “Ethics” 1973 года.
жизнь, сознание, деятельность;
здоровье и сила;
удовольствие и удовлетворённость всевозможных видов;
счастье, блаженство, довольство и т.п.;
истина;
знание и верные суждения различных видов, понимание, мудрость;
красота, гармония, соразмерность в созерцаемых предметах;
эстетический опыт;
нравственно добрые наклонности или добродетели;
взаимное расположение, любовь, дружба, сотрудничество;
честное распределение благ и неприятностей;
гармония и баланс в собственной жизни;
власть и опыт различных достижений;
самовыражение;
свобода;
мир, безопасность;
приключения и новизна;
добрая репутация, честь, почёт.

Попробуем подытожить.

✔️ 15 признаков высшей ценности:
Высшая ценность
является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
Если ценность нельзя пережить, это не высшая ценность.
- экспириентальность означает, что высшая ценность не может быть совершенно отделена от её носителя и быть каким-то абстрактным “положением дел” либо просто какой-то вещью;
- она всегда ему понятна по крайней мере на уровне чувств.

является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
Высшие ценности не где-то там за седьмыми небесами. Они в известном смысле насущны, хотя и необязательно в своём предельном виде.
является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь и/или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
может быть главным предметом устремлений, конечной целью всей деятельности (телеологичность);
может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).

Ценности в жизни человека играют огромную роль .

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Определение понятия и признаки

Что это такое?

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры , в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к , и понижению .

Список основных признаков :


Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом .

Роль

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

Предпосылки поведения

Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни , постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам .

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  2. Деньги . Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть . Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Личностные

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Отношения, семья

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Общение, взаимопомощь.

Материальные ценности

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Духовное развитие

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Развлечения

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе , а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами .

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное . Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения , поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает , наделяет положительными эмоциями.

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей :

  • семья;
  • дети;
  • здоровье;
  • карьера;
  • деньги;
  • самореализация;
  • друзья;
  • развлечения;
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

Переосмысление

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:


Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Обращаясь к теме «1-ое мая — Праздник Весны и Труда», мы не только хотели бы поздравить наших читателей с наступающим праздником, пожелать, чтобы он прошёл с большой пользой для каждого из нас и окружающих, но и использовать возникшую возможность для серьёзного разговора о таком понятии кактруд .

Тем более, что о самом празднике мы уже писали в заметке « » (), в которой изложили нашу позицию по вопросам возникновения праздника, по его предназначению с точки зрения официозов, различных политических сил и большинства российских граждан.

Но как бы там ни было, Первомай был и остаётся, во всяком случае пока, в мировоззрении значительной части населения Днём, установленным именно в честь труда (слово весна в наименование праздника попало явно с подачи либералов, безраздельно орудовавших во властных структурах в 1992 году во время его переименования, и очевидно с целью противопоставления названию праздника в СССР — День международной солидарности трудящихся, и снижения значения в названии ключевого слова — труд ).

Заметки на полях

Сразу же оговоримся, что, принимая во внимание принципиальное различие, содержательную разницу между понятиями «труд», связанным с добром, справедливостью и Богом, и «работой», сопряжённой с однокоренными словами раб и рабство, несмотря на то, они, казалось бы, имеют сходный смысл (подробности на сайте в статье « » ), мы в своём материале используем исключительно термин труд , так как именно это определение включает в себя духовное и нравственное содержание, в том числе и «потребность человека, который стремится восстановить утраченную с Богом связь».

При этом мы исходим из того, что в общественном мнении труд всегда имел значение высшей моральной ценности. По словам Н.А. Добролюбова:

По степени большего или меньшего уважения к труду, по умению оценивать труд более или менее соответственно его истинной ценности можно узнать степень цивилизации народа .”

Именно в отношении к труду, к трудовым мотивациям преломляется моральный облик человека. Сам труд, как важная нравственная категория, не исчерпывается своими внешними результатами, произведёнными материальными и духовными ценностями. Созидательный труд несёт в себе и иной, не менее важный, нравственный результат. Речь идёт о том, что в процессе свободного труда развивается сам субъект труда — человек. В процессе труда он не только удовлетворяет свои потребности, но и получает нравственное удовлетворение.

Но в настоящее время приходится констатировать, что в условиях, когда в течение последних десятилетий истинные ценности, в том числе и уважение к честному труду, последовательно вымывались из мировоззрения людей, а вместо них внедряли — и далеко небезуспешно — такое «значение» как деньги, деньги и ещё раз деньги в соответствующей «обёртке» либеральных «ценностей», со всей решительностью стал вопрос о формировании основанных на нравственности, то есть на нерасторжимой связи справедливости, выражающей себя в общественной морали и человеческой личности, социокультурных ориентиров в обществе. Вот как об этом говорит Президент России:

К сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы… Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей… Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества ( ).

Среди основных традиционных российских ценностей, которые делают нас единым целым, придаёт нам новое качество, новые возможности и к которым относятся, прежде всего, любовь к Родине, правдивость, добросердечие, милосердие, поддержка и взаимопомощь, далеко не последнее место занимает труд .

Следует подчеркнуть, что это не только наше мнение. Принимаемые в последнее время на государственном уровне меры подтверждение тому. Наиболее яркое доказательство — решение об установлении звания Героя Труда Российской Федерации:

„Для присвоения гражданам Российской Федерации за особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России.”

Кстати, уже традиционно вручение золотых медалей Героя Труда приурочивается к 1 мая. Между прочим, это в какой-то степени подтверждает наш вывод о том, что главной составляющей праздника всё-таки является понятие труд , а вовсе не искусственно добавленное в название слово весна.

В этом же направлении можно рассматривать и проводимые государственными и общественными структурами мероприятия по популяризации и подъёму престижа трудовых профессий в реальном секторе экономики, такие как региональные и всероссийские конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», хотя, скажем прямо, информационная поддержка со стороны СМИ, где по-прежнему руководящую роль играют либералы, далеко не соответствует их важности. Более того, создаётся впечатление, что средства массовой информации тему человека труда сознательно замалчивают .

Внушает определённый оптимизм и недавнее заявление В.В. Путина по вопросу о целесообразности признания трудового воспитания неотъемлемой частью образования:

Но то, что нужно что-то делать, я полностью с вами согласен, нужно обязательно двигаться в этом направлении. Вопрос только — какими темпами, как конкретно это все прописать и не навредить, а наоборот сделать лучше .”

Заключение

Если подходить объективно, то необходимо заметить, что, хотя шаги по возвращению понятия труд в ценностный консенсус российского общества и делаются в правильном направлении, их эффективность оставляет желать лучшего. Разрушать, опускать людей к примитивизму всегда легче, чем отстраивать да и отстаивать высшие ценности, проявление которых на практике, в жизни тоже требует немалых трудовых усилий.

И вот здесь уместно привести пример, касающийся каждого из нас. Известно, что, если ребёнок не наблюдает, как его родители, близкие трудятся (даже в быту: на кухне, по дому, на приусадебном участке), то к годам к пяти — семи он формируется в законченного лентяя, более того в аморальную личность.

А поскольку природа пустоты не выносит, душу, ничем не занятую, заполняет всякое зло . Это можно отнести и к мировоззрению населения. А его основы формируются в самом раннем возрасте, фактические до пяти лет.

Поэтому кардинально изменить отношение к труду , в первую очередь у молодёжи, чтобы не потерять молодое поколение, а значит и страну, можно лишь в том случае, если каждый из нас на своём месте действительно будет честно трудиться, беря на себя ответственность за результаты труда, во имя и на благо России, показывая пример трудолюбия нашему общему будущему — детям.

Молодёжная аналитическая группа

***

Оценка информации

GD Star Rating
a WordPress rating system


Записи на схожие темы


Имела и ещё одна важная причина для..., но заставили многих высших деятелей партии испугаться.... на западные демократические ценности , об отказе от...как следствие низкого уровня нравственности общества. Общественное разделение труда - это разделение труда ...