Все тела вся небесная твердь. На какой высоте находится твердь небесная? Смотреть что такое "Небесная твердь" в других словарях

  • Дата: 06.02.2024

Очень часто противники Библии и христианства называют библейские представления об устройстве Земли и Вселенной наивными, не соответствующими законам физики, а то и вовсе абсурдными. Высмеивание начинается уже с первой главы Бытия, где говорится о «тверди небесной». Критики утверждают, что авторы Библии полагали Землю плоским диском, плавающим в бесконечном океане, окружённым твёрдым куполом, на котором закреплены Солнце, Луна и звёзды.

Утверждать, что в Библии говорится о плоской Земле и «фанерном» небе, может только невежда, который с ней просто не знаком.

В Библии сказано: «И создал Бог твердь... и назвал Бог твердь небом...» (Быт. 1-я глава). Устарелое русское слово «твердь» означает «небосвод» или «атмосферу». Показательно то, что Бог назвал воздух «твердью», т.е. чем-то солидным, твердым. Кстати, Библия различает два вида «тверди»: — «твердь земная», которая появилась после того, как Бог отделил воду от суши, и «твердь небесная», появившаяся после того, как Бог отделил атмосферу Земли от стратосферы Космоса.

Почему же Библия говорит об атмосфере, или «тверди», как о чем-то солидном? «Какая же тут солидность?» — скажут некоторые. На это можно авторитетно ответить: «Очень большая!»

В свое время ученые заинтересовались важным вопросом: весом ли воздух? После многих кропотливых экспериментов, учеными было «доказано», что воздух невесом. Это «открытие» науки вошло в учебники и даже послужило поводом к издевательствам над Библией, которая упоминает о том, что Бог «ветру (воздуху) полагал вес» (Иов 28-я глава). «Факт» невесомости воздуха был признан и подтвержден даже такими светилами науки, как Галилей и Коперник. Ложность этого взгляда была доказана только учеником Галилея, известным итальянским ученым Торричелли. Он первый открыл и продемонстрировал закон давления атмосферы, приведший к радикальной революции в отраслях механики и индустрии, со множеством изобретений, последовавших позже. Давления атмосферы или весомости воздуха теперь никто уже не оспаривает, но Кто, как не Творец, мог «положить» вес воздуху, предав атмосфере такую поразительную мощь?

Больше того, — Творец Земли не только «положил вес воздуху», но и «расположил воду (влагу) по мере» (Иов. 38-я глава). Присутствие влаги в воздухе тоже указывает на предусмотрительность Творца. Влага поднимается из океанов, рек и озер, но, превысив свою положенную пропорцию в воздухе, падает на Землю в виде дождя, росы, снега и пр. О пользе влажности воздуха стоит ли говорить? Без влаги и связанного с нею орошения наша планета превратилась бы в безжизненную пустыню с поверхностью, похожей на поверхность Луны.

В первой главе Бытия часто употребляется слово «רַקִיעַ» («ракия», ударение на «и») (Бытие 1:6, 7, 8, 14, 15, 17, 20). Это существительное означает «небо», «небосвод», «свод». Словосочетание «הָרָקִיעַ הַשְׁבִיעִי» («а-ракия а-швийи») означает «седьмое небо». Слово «רַקִיעַ» («ракия») происходит от глагола «רקע» («рака») - «растягивать», «простирать», «расстилать», а также «обкладывать, покрывать (например, тонкими металлическими листами)». В парадигму этого словарного гнезда входит ещё одно слово: «רֶקַע» («рэка»). Оно означает «фон (то, что лежит в основе)», «пространство». У слова «רַקִיעַ» есть синоним: «שַמָיִם» («шамаим») - «небеса», «небо». Описывая Творение, Моисей часто использовал сочетание этих слов: «שַמָיִם רַקִיעַ» - «небесный свод», «пространство, занятое небесами».

Пытаясь передать семантику еврейских слов, переводчики вынуждены проявлять незаурядные творческие способности. Вот так, например, звучат некоторые переводы Торы на русский язык:

. «В начале сотворения Всесильным неба {שַמָיִם} и земли... и сказал Всесильный: "Да будет пространство {רַקִיעַ} посреди воды и отделяет оно воду от воды." И создал Всесильный пространство {רַקִיעַ}, и разделил между водою, которая под пространством {רַקִיעַ}, и между водою, которая над пространством {רַקִיעַ} ... И сказал Всесильный: "Да будут светила в пространстве неба {שַמָיִםַ רַקִיע}" ... "и птицы да летают над землёю по пространству небесному {שַמָיִםַ רַקִיע}"» (Брейшит 1:1-20)

«Тора с русским переводом». Редактор П. Гиль, под общей редакцией проф. Г. Брановера. Издательство «Shamir», Москва, 5765 (2005)

. «В начале сотворения Богом небесного {שַמָיִם} и земного... Сказал Бог: "Да будет свод {רַקִיעַ} посреди воды, и да будет он разделять между водами!" И создал Бог этот свод {רַקִיעַ}, и отделил воду под сводом {רַקִיעַ} от воды, которая осталась над сводом {רַקִיעַ} ... И сказал Бог: "Да будут на своде небесном {שַמָיִםַ רַקִיע} светила" ... "и птица полетит над землёю по лицу небосвода {שַמָיִםַ רַקִיע}!"» (Брейшит 1:1-20)

«Пятикнижие Моисеево, или Тора. Книга Брейшит». Редактор Д.А. Голубовский. Издатель Д.А. Голубовский, Москва, 5765 (2005). ISBN 5-902768-01-2

В русском языке для обозначения некой основы, опоры, базиса, пространства, в котором можно было бы обосноваться, утвердится, существует поэтичное слово «твердь». Оно может означать также родителей, родительский дом, законодательство, вероучение, Бога.

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так характеризует «твердь небесную»: «весь видимый нами безграничный простор вокруг земли нашей, относимый глазом к одной полой плоскости, на которой являются нам все светила».

Современный словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт похожее определение: «ТВЕРДЬ, -и, ж. (высок.). небесная твердь - небо, небесный свод» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год)

Полагаю, именно в этом значении - «небосвод», «небесное пространство», «атмосфера» - слово «твердь» использовали авторы синодального перевода Библии. Говорить об ошибке или непонимании семантики иврита не приходится, т.к. в других фрагментах Библии для передачи значения слова «רַקִיעַ» переводчики использовали слово «свод» (Иезекииль 1:22-26).

Сегодня можно говорить о непонимании Библии многими её читателями. Нежелание вникать в семантику библейских текстов, поверхностное отношение к Священному Писанию активно используется противниками христианства для высмеивания Библии. К сожалению, такая тактика даёт хорошие плоды. На этот крючок попадаются очень многие люди. Даже те, кто искренне считают себя христианами, и даже христианские священники допускают наличие в Библии глупых, устаревших положений, некоторые тексты считают образными аллегориями или метафорами. В Библии действительно часто слова используются в переносном значении, в составе идиоматических выражений, но это всегда можно видеть из контекста или в сравнении с другими, однозначно понимаемыми утверждениями. Надо просто уметь читать.

В первый и в четвертый день библейский бог занимается устройством освещения, ставит на тверди небесной для освещения Земли Солнце, Луну и звезды. Но в первый день, когда он неизвестно каким светом осветил вечную тьму, в которой пребывал до этого, Земля все еще была безвидна, все представляло собой первобытный хаос. И только на другой день, по словам библии, бог Элогим опять произнес несколько слов, и этого было достаточно, чтобы упорядочить устройство мира.

Библия рассказывает, будто бы Элогим в этот день сделал так:

«6. И сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так)».

Прямо поражаешься, с какой легкостью это существо разрешало этакие сложные задачи по устройству Земли! Сказал несколько слов - и стало так! Но тем сильнее и даже у верующего человека должны возникнуть вопросы: отчего бы раньше бог не мог сказать этих нескольких слов? Почему, если так легко было одним словом это сделать, почему бог Элогим не устроил Землю сразу? Кто слышал произнесенные богом слова, когда никого, кроме этого бога, не было? Конечно, библия вам не даст ответа на эти вопросы, потому что библейские рассказы нелепы, а образование Земли происходило совсем не так, как рассказывает библия.

Заметим, однако, что, согласно стиху 6 первой главы книги Бытия, бог творит небо по слову. А в стихах 7 и 8 он опять занимается этим делом, но делает это, по-видимому личным трудом.

«7. И создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8. И назвал бог твердь небом. (И увидел бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день вторый».

Слово твердь здесь переведено не совсем правильно, так как еврейское слово «ракиа» переводится словами: «твердая стена». Как же в одном случае, в стихе 6, бог просто словом творит твердую стену, которую потом называет небом, а потом уже в стихах 7 и 8 снова творит эту же стену, но не словом, а делом? Все дело здесь, по-видимому, в том, что сначала возник один рассказ, а потом другой, вписанный позднее в виде главы VI.

Подобные рассказы могли возникнуть у народов, которые небо себе представляли твердым, вроде купола, крыши над землей. Раньше почти все так понимали небо, да и теперь найдется много миллионов людей, которые думают, что над ними твердое небо, вроде хрустальной крыши, что звезды и тучи «ходят» по небу, вроде как бы ползают по потолку, как мухи; что там, на небе, живут их боги и ангелы; что туда же, на небеса, возносятся души, а иногда и целые туши человеческие - Эноха, Илии, Моисея, Будды, Иисусаи других. Подобные верования были у очень многих народов на низшей ступени их развития.



Это отразилось и на языке: небесным сводом, шатром неба называется у многих народов небо. Небо сравнивается с домом, с храмом, с теремом. Многие народы его кажущуюся выпукло-круглую форму сравнивают с черепом человеческой головы. Так, индийский рассказ утверждает, что небо создано из черепа бога Брамы, а по скандинавским сказаниям Эдды, оно произошло из черепа Имира.

Другие народы сравнивают небо с горой. Славянское слово «горе́» означает: вверх к небу. «Без ног, без рук на гору дерется» (дым). «Переселиться в горняя» - умереть, отойти к богу. В б. Тульской губернии записаны крестьянские рассказы, что на конце мира, где небо сходится с Землею, можно прямо с Земли взобраться на выпуклую поверхность небесного свода; живущие там бабы затыкают свои прялки и вальки за облака.

По понятиям древних греков, на вершине горы Олимп жили бессмертные боги, Олимп был небесным жилищем; Гомерназывает его великим небом. В старинном славянском рассказе сообщается, что бог создал небо хрустальное на железных столбах. Финский народ создал рассказы о творце неба - герое-певце и боге Вейнемейнене. Этот бог в то же время кузнец. Молотом выковывает он небесный свод, украшает его Солнцем, Луной и звездами. Древние люди представляли себе небо в несколько этажей - семиэтажным. Попасть на седьмое небо - попасть в рай. Поэтому раньше людей хоронили часто с лестницами (см. «Житие князя Константина Муромского»). В некоторых местах на «вознесенье» пекут из теста семиступенчатые лесенки и бросают их кверху; и по тому, как упадет лесенка, гадают, на какое небо попадут после смерти. Около 400 лет тому назад новгородский архиепископ Василий писал тверскому «владыке» Федору: «А Ефросин был в раю, и три яблока принес из рая… А то место святого рая находил Мстислав-новгородец, и сын его Яков… Долго носило их ветром и принесло к высоким горам … И пребыша долго время на том месте, а солнца не видеша, но свет был многочастный, паче солнца (должно быть, там, в раю, электрификация! - Ем. Я. ), а на горах тех гласы и ликования много слышахуть» (более подробно обо всем этом смотри: А. Афанасьев - «Поэтические воззрения славян на природу», т. I и II).

Конечно, кто допускает достоверность библейского рассказа о сотворении мира, может легко допустить и достоверность других, подобных же рассказов.

Что же такое небо? Если оно не свод, не шатер над Землею, если Солнце, Луна и звезды не прикреплены на небе, если нельзя вознестись на небо, если там нет ни богов, ни ангелов, - то что же там, как оно устроено?

Прежде всего: наука давно уже установила, что Земля не плоская, не блин, а шарообразная. Кругом Землю как бы опоясывает на несколько сотен километров воздушная оболочка. То, что прежде казалось твердым небом, твердью небесной, теперь исследовано человеком: аэропланы подымаются вверх, за облака, на несколько километров. Ни в облаках, ни выше нельзя, конечно, жить. Никто по облакам не может ездить.

Частицы воздуха и мелкие пылинки, носящиеся в воздушной оболочке, обладают особым свойством: они рассеивают, отбрасывают во все стороны один вид лучей - голубые или синие. Все остальные роды лучей (желтые, зеленые и т. д.) они до некоторой степени задерживают. По этой именно причине небо представляется нам голубым или синим при солнечном свете и когда в воздухе немного облаков. Следовательно, видимое нами при дневном свете голубое небо на самом деле есть не что иное, как наша воздушная оболочка (атмосфера), освещенная Солнцем. А истинное, действительное небо есть темное необъятное безвоздушное пространство , окружающее земной шар со всех сторон. В этом пространстве - бесчисленные миры: Солнце, Луна, звезды, планеты и т. д. Наша Земля - это лишь одна из планет, обращающихся вокруг Солнца. Она, подобно Венере, Марсу, Юпитеру, Сатурну и другим планетам, является небесным светилом. Солнце является лишь ближайшей к нам звездой, так что сколько звезд, столько и солнц. Итак, мы живем в «небе», т. е. мы окружены со всех сторон тем, что люди раньше называли небом. На небольшую, пока, высоту этого «неба» мы можем с Земли возноситься на аэроплане. Движущиеся в нем миры - Луна, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Солнце, Сириус и другие миры-солнца - движутся, как и Земля, в этом необъятном пространстве по определенным путям. Эти движения можно изучить, вычислить, проверить, даже предсказать на основании точных вычислений. Огромные телескопы (трубы подзорные) дают человеку возможность заглянуть в далекую-далекую глубину этого неба, на биллионы и триллионы миль, и нигде, никогда, никто из исследователей не находил там ни бога, ни ангелов, ни святых, о которых нам рассказывают различные религии, учат попы, повествует библия и которые распоряжались бы движением этих миров. «Я исследовал небо и нигде не нашел следов бога», - сказал великий астроном Лаланд. Когда император Наполеон спросил великого астронома Лапласа, почему он нигде в своих сочинениях об устройстве мира не говорит о боге, он ответил: «У меня не было никакой надобности в этой гипотезе» {5} (см. Л. Бюхнер - «Сила и материя»).

Да, в настоящее время наука не нуждается в библейских сказках о создании неба руками или словами бога. Ученый знает, что небо - это не твердь, что Солнце, Луна и звезды не прикреплены к тверди, что все это огромные миры и что среди этих миров наша Земля не занимает никакого исключительного положения. Он знает, что материя при различных изменениях, претерпеваемых ею, не создается вновь и не исчезает, т. е. не возникает «из ничего» и не превращается в «ничто». Отсюда следует, что материя вечна: она всегда существовала и всегда будет существовать. Вместе с тем доказано, что движение является неотъемлемым, неотделимым качеством материи или - как говорят ученые - формой существования материи. Как нет движения без материи (всегда движется «что-то»), так не существует материи без движения. Материя всегда существует в той или иной форме движения, т. е. движение не входит в материю откуда-то извне, снаружи, так что нечего говорить о том, что кто-то «толкнул» материю (вселенную), «пустил» ее в движение и т. д.

Все, что происходит во вселенной, вся история мира, развертывается перед нами как процесс самодвижения, самоизменения материи. Этот процесс соединил частицы материи в те колоссальные скопления газов и метеоров (камней и пылинок), которые мы наблюдаем в мировом пространстве в виде так называемых туманностей различных форм (неправильных, шаровидных, веретенообразных, спиралевидных). Из этих туманностей возникают звезды и все обращающиеся вокруг них миры, которые постепенно переходят в раскаленное состояние, достигают наивысшей температуры и наконец остывают, превращаются в темные холодные тела, подобные нашей земле. Но на этом процесс превращения материи не останавливается: угасающие миры дают материал для новых туманностей, из которых в конце концов образуются новые солнца, планеты и т. д. Стало быть, во вселенной происходит безостановочный круговорот миров, нескончаемая смена форм материи.

Откуда человек это знает? Написано это в каких-нибудь библиях? Какие-нибудь боги, ангелы, святые открыли ему эти тайны природы? Нет, он сам вырвал эти тайны у природы путем наблюдения и опыта, силой науки и техники, силой мысли множества поколений. Точные, руками созданные инструменты и приборы дают человеку возможность изучать все превращения материи, все ее изменения. Они позволяют видеть за миллионы километров, определять и вычислять перемещение, запечатлевать формы планет, комет и туманностей на фотографиях, различать свет далеких звезд и узнавать, из чего состоят эти небесные тела и в каком они состоянии.

И библейская сказка о двукратном творении неба еврейским богом в течение двух дней и сотни других подобных сказок других народов - вся эта так называемая «священная история» есть детский лепет человечества на ранней заре его умственного развития. Она вдребезги разбивается всем тем, что наука узнала о вселенной.

Глава четвертая

На какой высоте находится твердь небесная?

Как мы видели выше, царь вавилонский, мечтая уподобиться богам и, в том числе Богу Израиля, желает взойти на гору, которая «выше звезд» и воссесть на ней – то есть, взойти на такую гору, которая прободает твердь небесную. При этом царь мечтает также взойти выше облаков. Таким образом, для описания гордыни царя используется такие «отправные точки», как высота облаков и высота звезд, поставленных на нижней границе тверди небесной, обращенной к земле. Как ясно, твердь должна быть выше облаков, но, тем не менее, следует признать, что она «не сильно выше» их: ведь с какой бы тогда стати облака использовать для указания того, как велика гордыня царя, наряду со звездами, если бы эти облака были намного ниже звезд (и вершины горы, которая прободает твердь)? То, что все эти вещи перечисляются вместе для указания величины гордыни царя, по-видимому, говорит о том, что это сопоставимые величины – величины, как говорят, «одного порядка». Итак, как кажется, высота нижней границы тверди, на которой находятся звезды, и высота облаков – величины одного порядка.

Мы говорим о величинах как о величинах одного порядка, когда они отличаются не более чем примерно в 10 раз. Самые высокие облака – серебристые облака – достигают высот в 85 км. Но что могли думать о высоте облаков древние люди? Они могли думать, что облака несколько выше самых высоких гор. Насколько? Древние люди могли видеть, что облака спускаются так, что они покрывают вершины не очень высоких холмов высотой в несколько сотен метров. По-видимому, и о других облаках, более высоких, эти люди могли думать, что они, эти облака, располагаются не слишком высоко. Самая высокая гора – Эверест – имеет высоту в 8848; добавим еще километр на облака и округлим. Получим высоту в 10 км. Из этих оценок получаем, что нижняя граница тверди, небесного свода, по мнению древних, должна быть удалена на 100-850 км от поверхности земли. Да и то в своей самой высокой точке – там, где к своду прикреплена неподвижная Полярная Звезда. Но 100-850 км. – это верхняя оценка; попытаемся дать нижнюю оценку.

В Библии, в «шестодневе», буквально говорится, что птицы летают «пред лицем тверди небесной»: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20). Здесь «по» – это неверный перевод. В оригинале на иврите на месте «по» стоит выражение, которое буквально означает «пред лицом»; оно также может означать «пред» и «вдоль». Однако, заметим, «вдоль» и «пред лицом» – это не одно и то же; «пред лицом чего-то» – это не только «вдоль чего-то», но и «близко к чему-то». Примем, что самая высоколетающая птица может достигнуть высоты в 10 км. (в действительности она достигает высот несколько больших). «Пред лицом» тверди – это, по-видимому, гораздо ближе к тверди, чем к чем земле; или ближе к земле, но ненамного. Конечно, можно сказать, что и 100 км., и 1000 км. - это все равно «пред» и «пред лицом». Но, повторим, слова «пред лицом» можно понимать и как «достаточно близко к». Отсюда получаем нижнюю оценку высоты тверди в 20-30 км.
Итак, согласно более низкой оценке, твердь небесная должна находиться от поверхности земли (в высшей своей точке) на высоте примерно в 20-30 км.

Для справки. Птица, известная под названием «гриф Рюппеля» поднимается на высоты до 11277 м (зафиксированные данные); но большинство высоколетающих птиц поднимается на высоты до 2-3 тыс. м.; редкие из них поднимаются на высоты до 6,5-8 км. «Обычные» же птицы летают на высотах всего лишь в несколько сот метров.

Попытаемся получить еще более низкую оценку высоты нижней границы тверди. Вряд ли древние люди (особенно в Вавилоне) считали, что твердь находится всего лишь в километре от них или менее, основываясь на том, что большинство знакомых им птиц могут подняться лишь на несколько сот метров, а также на том, что низкая облачность может наблюдаться на высотах всего в несколько сот метров (при этом облака должны покрывать вершины высоких холмов). Ведь сравнительно рядом находились горы высотой в несколько километров. Положим, даже в 6 километров (высочайшая гора Ирана г. Демавенд – 5671 м.; Турции: – легендарная г. Арарат – 5137 м.; Кавказа: г. Эльбрус – 5642 м.). Добавим к этим шести километрам еще одни километр, в котором будут летать птицы «пред лицом тверди» – и мы получим оценку высоты нижней границы тверди в 7 км. над землей. Возьмем Эверест высотой в 8848 м.; добавим еще 1 км. для полета птиц, округлим и получим другую, близкую к предыдущей, оценку высоты нижней границы тверди – 10 км..

Итак, согласно нижней оценке, до тверди небесной всего несколько часов хода пешком; согласно верхней оценке – около половины дня езды на автомобиле с достаточно стандартной скоростью 70-90 км/ч.

Вспомним, какие высокие циклопические сооружения построены человеком к нашему времени. Высота самого высокого здания, именуемого «Бурж Халифа», составляет 827м.. И это не «просто вышка», а здание, в котором имеются жилые помещения, помещения под офисы и отели. А архитекторы Taisei Construction Corporation уже создают проект 800-этажного небоскреба высотой в 4км. (в котором смогут проживать от 500 000 до 1 млн. обитателей)! Как видим, люди уже создали здание, имеющее высоту одного порядка с приведенной выше нижней оценкой границы тверди. И проектируют здание (которое вполне возможно построить при современном уровне развития технологий) высотой примерно в половину от высоты нижней границы тверди согласно этой же нижней оценки. Но упомянутый проект сооружения в 4км. высотой – это проект жилого здания; а если задаться целью построить простую вышку, на которую можно взобраться, скажем, по винтовой лестнице, то это значительно упростит задачу и, очевидно, позволит спроектировать и построить сооружение еще более высокое!

Как видим, вавилоняне, строившие свою башню, были не так уж и глупы, как нам кажется сегодня. Ведь, возможно, они даже считали, что нижняя граница тверди небесной располагается еще ниже – то есть, ниже 7-10 км.. И, возможно, и сам Моисей, автор пятокнижия, оценивал затею вавилонян по строительству «башни до тверди небесной» как дело вполне осуществимое для того уровня развития технологий, который был в те времена.

11. Почему небо названо в Библии твердым (твердь) - Быт. 1,7-8.

Слово «твердь» совсем не означает твердый.

Слово «твердь небесная» переведено с древнееврейского оригинала «раджия». Это слово имеет два значения, которые в совокупности означают атмосферу или воздух - газообразную оболочку, окутывающую землю. Итак, согласно оригинала, небо - это газообразная оболочка, а не твердый потолок.

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

33. Если Господь собирается воскресить и взять на небо искупленных, почему Он, ради эксперимента и заверения, не сделал этого для кого-либо из святых? Кто хотя бы немного знаком со Священными Писаниями, тот знает Библейские примеры воскресения и вознесения на небо. Первый

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

I. Небо в Библии Слово «небо» (мн. ч. «небеса») в английских переводах Библии, как правило, является переводом еврейского слова шамайим и греческого уранос. Значение обоих слов - «высокое или превознесенное».Слово «небо» (небеса) в Писании обозначает одну из трех сфер: (1)

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему кошка ни разу не упоминается в Библии? Иеромонах Иов (Гумеров)Слово «кошка» встречается только однажды в Библии - в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряО старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Почему православные почитают Деву Марию и других Святых? Где в Библии написано, что Дева Мария была Приснодевой? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВысокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в том факте, что Она является реальной

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Почему в Библии описаны жертвоприношения? иеромонах Иов (Гумеров)Ветхозаветные жертвоприношения были прообразом Искупительной жертвы Иисуса Христа, которую Он принес за грехи всего мира. Они были установлены только на время, «только до времени исправления» (Евр. 9: 10), то

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Глава третья Твердь земная и твердь небесная В первый и в четвертый день библейский бог занимается устройством освещения, ставит на тверди небесной для освещения Земли Солнце, Луну и звезды. Но в первый день, когда он неизвестно каким светом осветил вечную тьму, в которой

Из книги Молитвы на озере автора Сербский Николай Велимирович

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) "да будет твердь..." Твердь - буквально с подлинника "распростертие", "покрышка", ибо таковой евреи представляли себе небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

8. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй "небом..." На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

2. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3. и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Текст этот в настоящей связи встречается у одного только Матфея.

Из книги автора

Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан- Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют

Из книги автора

36. Господи, дай мне следовать за Тобой с твердым упованием Мученики доброй надежды, молите Бога о нас!Вы, похоронившие все надежды свои ради одной. Вы, видевшие, как в прах обращаются надежды на земное. Вы, на погребении земных надежд видевшие слезы многие. Вы, слышавшие

Из книги автора

1. Почему Библии бывают разными? Какую Библию можно читать? Для простоты можно ответить: православным – ту, которая издана по благословению Патриарха. Но откуда же тогда взялись все остальные? Они что, все еретические, неправильные? И кок относиться к изданиям Библии не но

Из книги автора

23. Почему в Библии такое значение придается именам? «И дали ему такое-то имя, ибо…»; «недаром имя его таково…» – в Библии мы то и дело встречаемся с подобными выражениями. Но неужели имя действительно определяет судьбу человека? А что означают переименования, которые

Из книги автора

39. Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан – Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не Одному только Богу, а также почитают иконы и называют

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

Обсуждается вопрос о том, как понимать библейское и святоотеческое понятие "твердь небесная".

Для тех, у кого нет времени читать всё нижеизложенное, сразу скажу, что ни в Писании, ни в Предании нет никакого представления о "тверди небесной", если под "твердью" понимать современный смысл этого русского слова - плотную упругую поверхность, подобную земле. Нигде не сказано о том, что небо представляет собой твердую плоскость, к которой гвоздями прибиты солнце и луна, и об которую должны были бы разбиться все самолеты и ракеты.

Обратимся к тексту Библии в синодальном переводе: "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 1:8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй ". (Бытие 1:6-8)

Русским словом "твердь" переведено еврейское слово "ракия", означающее пустое пространство, т.е. нечто обратное твердив нашем привычном понимании. Эта пустота - пространство-основа, отделяющая верхние воды от нижних. Греческий перевод στερέωμα означает не только твердое тело, но именно основу, опору. Аналогично в латинском переводе - firmamentum означает подпору. То же самое слово "твердь" в церковно-славянском языке - видимое пространство небесного свода. Даже секулярные исследователи об этом пишут: "когда речь идет о небесах, в Библии используется два термина - οὐρανός и στερέωμα - и, очевидно, имеются в виду два разных неба. Нижнее - στερέωμα - “твердь небесная”. На ней внизу крепятся светила, ее противоположная плоскость служит дном небесного моря. Верхнее небо - οὐρανός - крыша своеобразного двухэтажного здания, которое образует Вселенная " (О.Р.Бородин, С.Н.Гукова “История географической мысли в Византии”, 2000, с.10)

Отцы Церкви также объясняют, что такое та "твердь", которая отделила верхние воды от нижних.

Свт.Василий Великий: "Но в Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердью. Так, часто употребляется сие слово и о сгустившемся воздухе, например, когда говорится: «утверждаяй гром» (Ам.4:13). Ибо твердость и упорство духа, заключенного в полостях облаков и усильным исторжением производящего громовый треск, Писание наименовало утверждением грома. <…> Посему думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды , которая удобно скатывается и разливается. <…> Посему «да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды». Сказано, что значит в Писании наименование твердь, а именно: не естество упорное, твердое, имеющее тяжесть и сопротивление, называет оно твердью (в таком случае, в более собственном смысле принадлежало бы сие именование земле), - напротив того, поелику все, лежащее выше, по природе своей тонко, редко и для чувства неуловимо, то в сравнении с сим тончайшим и неуловимым для чувства, она названа твердью. <…> «И нарече Бог твердь, небо» (Быт.1:8). Хотя название сие собственно приличествует другому, но и твердь, по подобию, приемлет то же наименование. Примечаем же, что небом (ουπανος) называется часто видимое (ορωμενον) пространство, - по причине густоты и непрерывности воздуха, который ясно подлежит нашим взорам, и, как видимый, получает наименование неба, например, когда говорится: «птицы нeбecныя» (Пс.8:9), и еще: «летающыя по тверди небесней» (Быт.1:20)". (Гомилии на Шестоднев, 3, "О тверди")

Блаженный Августин: "Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых ". ("О Книге Бытия против манихеев", 1:11)

Следовательно, когда прп.Ефрем Сирин в своих Гомилиях на книгу Бытия говорит - "как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств " - он никоим образом не заставляет нас поверить в то, что наблюдаемое нами небо - твердое, ибо именно этого смысла нет в библейском и святоотеческом понятии "тверди небесной".