Во что не верил фома неверующий. Сомнение и вера апостола фомы. Версии происхождения выражения «Фома неверующий»

  • Дата: 18.05.2023

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Давайте поговорим о христианском Фоме неверующим и о его смысле и значение для Церкви.

Даже те, кто не прикасался к Библии или Евангелию, тем не менее, хорошо знакомы с именем Фомы, ставшим нарицательным. «Фома неверующий» часто говорим мы в адрес скептически настроенного недоверчивого собеседника.

И выходит некоторая странность: вроде бы церковное, библейское слово должно быть направлено на обращение человека к вере, доверию, послушанию, а на устах у всех имя Фомы, притом «неверующего». Но это кажущееся недоразумение, потому что, так или иначе, каждый верующий проходит путь от «Не поверю, пока не увижу» до «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Неделя о Фоме помогает каждому из нас проанализировать свой жизненный путь, вспомнить, как произошло наше обращение к Богу или размышлять о том, почему я ещё не верую и как же мне поверить?

Согласно православной традиции Фомина неделя или Антипасха воспоминается в первое послепасхальное воскресенье.

В 2014 году — 27 апреля. Антипасхой этот день называется, потому что Фома неверующий на сообщение апостолов: «Христос воскрес!» не смог ответить традиционным пасхальным приветствием: «Воистину воскрес!».

Жизнь и ученичество Фомы

Само имя Фома происходит от арамейского слова тэума – близнец. Однако Евангелие указывает, что это прозвище, к этой мысли склоняется и Александр Лопухин православный церковный писатель и богослов в своем толковании библейских текстов «Толковая Библия Лопухина». Он предлагает понимать прозвище «близнец», как «человек двоящейся природы».

Очевидно, такая склонность его натуры была явной для окружающих, которые дали ему это прозвище. В случае с сомнением в воскресении Христа проявились как его рациональность и логика, так и сердечность при последующем раскаянии.

Евангелие от Иоанна в 21 главе 1-2 стихах косвенно указывает на это, когда Иисус после Своего воскресения предстал перед учениками, во время лова рыбы, среди них упоминается и Фома.

Об избрании Фомы Христом сообщают все четыре Евангелиста, перечисляя его имя среди имен остальных апостолов. Только Евангелист Иоанн сообщает нам историю сомнений Фомы и его уверения в .

Фома касается раны Иисуса. Скульптура А.Вероккъо

История этого события такова: после своего воскресения Иисус являлся своим ученикам, общался с ними, творил перед ними чудеса.

Но когда Иисус явился ученикам впервые, Фомы не было среди них. Ученики сообщили ему, что видели Господа воскресшего, но он не поверил и произнёс знаменитое: «Пока я не увижу, не поверю».

Он настаивал, что сможет поверить только после того, как вложит свои пальцы в раны от гвоздей, и руку — в рану от копья на боку Иисуса.

И когда Христос явился ученикам в следующий раз, Он предложил Фоме возможность удостовериться и вложить персты свои в раны.

Из дальнейшего повествования, не вполне ясно сделал это Фома реально или, устыдившись своего неверия, раскаялся и исповедал: «Господь мой и Бог мой!» Ев. Иоанна 20 гл. 28 ст.

Уверование Фомы стало темой множества художественных полотен и скульптур.

Какое имеет ? В чём смысл этого рассказа, для чего после Пасхи Церковь обращает наш взгляд на Фому?

Таково обращение Церкви к каждому человеку, как бы говорящее: «Так это же для вас и о вас написано!».

История Фомы из Евангелия имеет не одно значение:

  • самое очевидное из его значений состоит в том, что вера коренным образом отлична от знания рационального, основанного на опыте и фактах.
  • с другой стороны, так ли однозначно плохо искать доводы и доказательства для своей веры? Заметьте, что в Евангелии Христос не осудил и не упрекнул Фому за их поиск.
  • в этом рассказе дан ответ на самый главный вопрос Фомы: «Так верить мне или нет?» Христос ответил: «Не будь неверующим, но верующим!» .

О вере

Всё христианство, без сомнения, основано на вере в телесное воскресение Иисуса Христа. Без этой веры христианство теряет самую свою сущность: «Если Христос не воскрес , — заявляет апостол Павел, — то вера ваша тщетна» 1Послание ап. Павла Коринфянам 15 гл. 17 ст.

Изначально, быть христианином означает верить в невероятную, но реально совершившуюся победу Христа над смертью.

Поиск аргументов для своей личной веры хорош уже тем, что мы их ищем, что мы размышляем о Боге и своём отношении к Нему. Однако на пути рациональных размышлений важно понимать, что эмпирическое (приходящее от опыта) знание – низший вид знания.

Духовное знание – высшая форма знания, из всех доступных человеку. Но как же поверить? Ведь мы не сможем, как современники Иисуса увидеть Его воскресшим, коснуться Его рук и пронзенного ребра, или хотя бы услышать свидетельства очевидцев.

Но у нас есть Церковь, церковное учение, богатое историческое и литературное наследие христианских святых. Таинства Церкви, воскресные школы, беседы и наставления священников. Решение принимать во внимание опыт других людей, с его сложностями и подробностями может очень помочь нам.

Вера – это дар Божий именно тем, кто ищет и просит Бога о ней. Итак, ищите, просите, стучите – и будет вам!

Есть люди, которые ищут удостоверения в истинности христианства, желая видеть чудеса, знамения, сверхъестественные проявления силы Божьей. О таких людях замечательно сказал Августин Блаженный еще в третьем веке: «Кто ищет чудес еще и теперь, чтобы веровать, сам представляет собой великое чудо, не веруя, когда верует уже целый мир».

И Сам Христос ободряет нас: «Счастливы те, кто не видели Меня (воскресшим), но поверили» Ев. Иоанна 20 гл. 29 ст.

Апостол Фома неверующий звучит, конечно, неординарно, но Библия никогда не замалчивает недостатки своих героев, напротив показывает нам, как силой Божьей, силой веры в воскресение Христово преображается человек, изменяется его жизнь.

И как много Бог может совершить через верующего человека для других людей, стран и даже целых народов. Именно об этом нам и говорит дальнейшая жизнь уже «верующего» Фомы.

Святилище в Индии

Имя апостола Фомы церковная традиция связывает с проповедью христианства, в далёкой от Палестины, Индии.

До сегодняшнего дня индийские христиане считают себя христианами апостола Фомы, основание своей Церкви они также приписывают ему.

В 1293 году Марко Поло в путевых записках, сделанных во время пребывания в Индии сообщает о том, что он посетил гробницу апостола Фомы в области Малабар.

О проповеди христианства в Индии апостолом Фомой пишут и Отцы Церкви, и ранние церковные историки, среди них Григорий Богослов, Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский.

Мученическую смерть апостол Фома принял в 68 либо в 72 году по Р.Х. Его мощи находились в Индии до ІV века.

Кроме Марко Поло, о посещении его гробницы в ХІІІ – ХІV веках, писали миссионер Джованни из Монтекорвино (Италия), монах-францисканец Одорико из Порденонегоду (г. Конкордия, Италия).

А теперь, давайте подумаем, стал бы человек, без глубокой веры, без глубокой убежденности в воскресении Христа, идти на другой край Земли, проповедовать чужестранцам и принимать мучительную смерть?

Примечательно то, что мощи святого апостола оставались в Индии до ІV века, а после их перенесения в Эдессу (Центральная Македония в Греции) место первого погребения продолжает почитаться как святое. Частички почитаемых мощей сейчас находятся на Афоне, в Венгрии и в Индии.

Память об апостоле не исчезает: в его честь названо островное государство в Центральной Африке Сан-Томе

История Фомы начиналась с неверия, но она уже никогда не закончится! Чудом Божьим его имя живёт в веках. Верьте – и вы увидите чудеса!

"Близнец" Христа, просветитель Индии и другие факты об апостоле Фоме, память которого чтится 19 (6) октября.

«Близнец». Фому называли «Дидим» (близнец), поскольку внешне он был очень похож на Иисуса Христа.

Галилейский рыбак. Фома происходил из галилейского города Пансады и был рыбаком. Услышав проповедь Христа, он последовал за Ним и вскоре стал одним из 12 апостолов.

Фома неверующий. Образ Фомы стал символом пытливого и упорного недоверия, желания удостовериться. Это связано с важным эпизодом Евангелия – сценой уверения Фомы. Когда другие апостолы сообщили Фоме, что Иисус воскрес из мертвых, тот сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившийся Иисус предложил Фоме вложить палец в Его раны, и апостол уверовал в реальность Воскресения, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Апостол Индии. О путешествии апостола Фомы в южную Индию рассказывается в неканонических источниках. Это апокриф «Евангелие святого Фомы» и индийские сборники Маргом Кали и Мапилла Паатту.

Сомнение в избранности. В апокрифическом «Евангелии от Фомы» описывается, как апостолы по жребию определяли, в какой части мира кому предстоит проповедовать. Фоме выпало отправиться в Индию. Вначале Фома со свойственным ему упорством отказывался, говоря, что недостоин такого поручения, но затем все же подчинился воле Божией.

Основатель индийской Церкви. Согласно древнему индийскому преданию, святой Фома назначил первых церковных иерархов в Индии: епископа Кефу в Малабаре и епископа Павла в Коромандале (Мелипур). В источнике 3 века сообщается, что «Индия и все ее территории, и все, что к ним прилегает до самого дальнего моря, получили апостольское священство из рук самого апостола Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую здесь создал».

Мученик. За проповедь христианства Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (около Мадраса). Там он был погребен, и веками к гробнице апостола постоянно совершаются паломничества.

Из Индии в Италию. Считается, что мощи Фомы были перенесены из Индии в сирийский город Эдесса. В 11 веке крестоносцы, чтобы спасти реликвию от мусульман, доставили ее на остров Хиос. А в 13 веке итальянские моряки привезли их в город Ортона (Абруццо), где они находятся в настоящее время.

Из уст в уста. В Индии не существовало письменной христианской традиции вплоть до прибытия португальцев в XVI веке, все знания передавались устно из поколения в поколение. Индийские песнопения о деяниях святого Фомы, были записаны только спустя сорок восемь поколений существования устной традиции. Это сделал в 1600 году потомок первого епископа, рукоположенного св. Фомой.

Просветитель Сокотры. По местной легенде, прежде чем высадиться на материке, Фома основал христианскую общину на острове Сокотра. В 1542 году туда прибыл католический миссионер Франциск Ксавье и действительно обнаружил на острове людей, которые считали себя потомками обращенных проповедью святого Фомы. Однако к 1680 году христианство на Сокотре почти исчезло из-за притеснений со стороны арабов.

У каждого человека есть знакомый, которого трудно убедить. Как назвать такого человека, какое выражение подобрать к его непоколебимости? Мы предлагаем рассмотреть значение фразеологизма «Фома неверующий». Исследуем не только смысл, но историю возникновения крылатой фразы.

Библейское происхождение

Конечно, сейчас для христиан основатель учения - непререкаемый авторитет. Но когда-то, в древние времена, Иисус еще не был таковым. Конечно, большинство учеников Христа были ему преданы, но среди них нашелся и такой, кто не верил на слово никому. Его звали Фома. Ученику сказали, что Учитель воскрес, но он, не сомневаясь, сказал (переходя на современный язык): «Не поверю, пока не увижу, и мои пальцы не коснутся ран его».

Вот так Фома получил прозвище «неверующий». Как мы видим, никакой особенной загадки в выражении нет. Многие фразеологизмы и крылатые выражения родом из Библии. Значение фразеологизма «Фома неверующий» пришло к нам из того же источника.

Отец и сын

Сын не слишком хорошо учится в школе. Скажем так, учится средненько. И вдруг он приходит домой и говорит отцу:

Папа, я получил «пять» по русскому языку?

Ну да, рассказывай.

Я могу доказать это записью в дневнике?

Сын кладет перед отцом дневник, тот раскрывает его и видит чудо - отличную отметку!

Немая сцена.

Ну и как, стыдно тебе, отец? Эх, ты - Фома неверующий!

Значение фразеологизма и происхождение его мы разобрали чуть выше.

Образ Фомы воплощает собой ординарное сомнение?

Ответ: нет. Если вспомнить историю, можно понять: неверующий в воскрешение Христа ученик брался спорить с очевидным, но невероятным, с его точки зрения. Остальные же апостолы своими глазами видели раны. Поэтому жизнь после смерти Христа не требовала более никаких доказательств. А упрямый ученик все равно не признавал свершившегося факта, пока сам не убедился. Значение фразеологизма «Фома неверующий» и сейчас подходит очень многим как характеристика. Большинство людей перестали видеть чудеса вокруг себя. Они реагируют только на что-то, потрясающее их воображение.

Поэтому приведем пример, от которого действительно захватит дух. Представьте, один школьник сказал другому, что на крыше его дома приземлился инопланетный корабль. Да, Правда, более здравомыслящий товарищ сразу бы выказал правомерные сомнения. Но фантазер, сразу бы почти обидевшись, парировал: «Ах, не веришь, а ну-ка пойдем ко мне домой, там родители угощают гуманоидов пряниками и чаем!». Мальчики пойдут по адресу, и действительно: на крыше дома «тарелка» космическая, а гуманоиды, вмиг освоив русский, уже вовсю спорят с отцом семейства о политической ситуации в стране. Немая сцена. Правдолюбец говорит скептику гордо и немного (совсем чуть-чуть) пренебрежительно: "А ты мне не верил, Фома неверующий!".

Справедливости ради надо сказать, что такая ситуация возможна только в историях советского научного фантаста В скучной бытовой реальности все бывает прозаичнее: один мальчишка не верит другому, что тому родители купили компьютер или приставку. Девушка ставит по сомнение сообщение, что мужа ее подруги повысили по работе. Другими словами, таких примеров можно провести массу, но они неинтересные.

Хорошо ли быть «Фомой»?

Фразеологизм «Фома неверующий» обозначает крайний скептицизм, который не всегда хорош. Например, когда человек критически воспринимает реальность - это достоинство. В случае, если он впадает в критиканство, т.е. ему решительно все не нравится - это плохо. Мировоззрение, основанное на отрицании всего и вся, ломает отношения такого субъекта с окружающими людьми и миром в целом. Да и самому радикальному скептику живется не очень-то вольготно.

Так как значение фразеологизма «Фома неверующий» носит неодобрительный характер, то героем такой характеристики быть плохо, но сохранять критичность и здравомыслие все же необходимо. Мало ли что можно насочинять, не всему же надо верить.

Например, если человеку обещают бесплатный сыр, то потенциальной жертве обмана надо помнить, где главное лакомство мышей находится обычно - в мышеловке. Поэтому, когда кому-то сулят невиданные и неизведанные богатства и дары, лучше прикинуться Фомой неверующим и попросить каких-то гарантий. Не нужно без причин верить на слово.

В любом случае основная задача выполнена. Ответ на вопрос, что означает «Фома неверующий», получен. Это человек, который решается спорить с очевидным до предоставления ему железобетонных доказательств. Проше говоря, он не верит на слово никому и никогда. Надо сказать, что в чистом виде такие люди в природе встречаются редко.

Почти в середине месяца, 19 октября, православные христиане отмечают день памяти апостола Фомы, того самого, которого принято называть «неверующим». В народе этот праздник еще называют Фомин день. Именно сегодня наши предки подводили итоги года: заканчивали подсчет накопленных в амбарах запасов, а еще пытались по приметам угадать, какой будет зима. И это далеко не все интересные особенности этого дня.

Редакция «Так Просто!» сегодня напомнит историю праздника и расскажет, как лучше провести этот день.

Фома неверующий

Фома был обычным рыбаком из Галилеи, но однажды он услышал проповеди Иисуса и проникся верой. Оставив всё свое имущество и семью, Фома последовал за Христом. После Спаситель сделал Фому одним из двенадцати апостолов - своих самых близких учеников. Фому называют неверующим вовсе не из-за того, что он усомнился в вере, с этим связана другая история.

В Евангелии от Иоанна сказано, что Фома, который отсутствовал при первом явлении воскресшего Христа, не поверил в это и потребовал доказательств. Фома хотел сам удостовериться и потрогать раны от гвоздей на руках и ногах Христа и рану на боку. Явившись апостолам во второй раз, Иисус предложил вложить палец в раны. После этого Фома уверовал.

Благодаря чуду апостол Фома стал самым верным проповедником учения Христа. Со своими проповедями он обошел многие города и страны, а также основал христианские храмы в Палестине, Эфиопии, Индии и Месопотамии. Проповеди Фомы обратили в христианство множество людей. Во время пребывания в Индии Фома был схвачен за то, что своими словами обратил в христианство жену и сына правителя. Фому бросили в темницу, а затем долго пытали.

Святой умер мученической смертью: после долгих пыток его закололи копьями. День памяти Фомы христиане отмечают 19 октября. Для наших предков это был очень важный праздник, ведь именно в этот день было принято подводить итоги года и готовиться к зиме. Хозяйки распределяли, как расходовать запасы зимой, солили грибы, огурцы, помидоры и капусту. Амбары заполняли зерном, варили варенье и компоты.

© DepositPhotos

Верующие в этот день с самого утра шли в храмы, ставили свечки у иконы святого. После церковной службы люди обычно накрывали большой стол. В этот день можно было не отказывать себе в еде и объедаться всласть, это не считалось грехом. Люди говорили: «Фома ломит закрома, всё бери задарма» . А значит, в этот день верующим можно было порадоваться урожаю и отметить это. Так они возносили Господу благодарность.

Немногие из нас сейчас занимаются фермерством, поэтому для городского жителя эти традиции не особо актуальны, но и в них можно найти что-то для себя. Например, можно подвести итоги года, только не в плане урожая, а на карьерном, финансовом и семейном поприще. Проанализируй последний год и посмотри, чего ты добился за это время.

© DepositPhotos

Особо строгих запретов в этот день нет, кроме самых обычных. В этот день нельзя ссориться и сквернословить. Нужно провести день в любви и гармонии, празднуя и веселясь. В этот день не запрещается работать. Больше никаких запретов для этого праздника нет.

Другим самым важным делом после подведения итогов года было определение погоды по приметам. Стоит отметить, что существует их достаточно много.

Апостол Фома - символ великой и искренней веры в учение Христа. Именно поэтому наши предки там почитали его и день его памяти. Вот и нам не стоит забывать об этом светлом празднике. Не забудь помолиться, по возможности посетить храм и провести время с семьей. Благослови тебя Бог!

Житие святых всегда вдохновляет и дарует веру. Недавно мы писали .

Христос Воскресе!

Сегодняшний воскресный день посвящен апостолу Фоме, который в народе получил прозвище «Фома неверующий». Чему же все-таки не поверил Фома: тому, что Иисус воскрес из мертвых? Или тому, что другие ученики видели Его воскресшим?

Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (תומא). Вполне возможно, что апостол первоначально был рыбаком (см.: Ин. 21: 2). Фома был призвал Христом стать одним из двенадцати апостолов (см.: Мф. 10: 2–4; Мк. 3: 14–19; Лк. 6: 13–16). Когда умер Лазарь, и Иисус, за Которым уже охотились иудеи, направился в Иерусалим, Фома выразил свое желание пойти за Христом и вместе с Ним умереть (см.: Ин. 11: 16). Во время прощальной беседы Господа с учениками Фома задавался вопросом: как, откуда апостолы могут знать путь восхождения Сына Человеческого к Отцу Небесному? (см.: Ин. 14: 5).

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал в тот день, когда Спаситель явился апостолам по Воскресении из мертвых. Не увидел он Христа Воскресшего и засомневался: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Явившись апостолам вновь «после восьми дней», Иисус предложил Фоме вложить руку в Свои ребра. Евангелие не сообщает нам подробностей, действительно ли вложил Фома перст в раны Спасителя или нет. Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Фома прикоснулся к ребру Иисуса . По Толковой Библия Лопухина, Фома отказался осязать раны на теле Христовом. Увидев живого Христа своими глазами, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).

Буквалистичность описания данного события должна убедить нас в том, что, несмотря на появление Спасителя среди учеников при закрытых дверях, Его тело не было призрачным. Это был тот самый Иисус, на груди Которого еще недавно возлежал любимый ученик. Это был тот самый Иисус, Которого били, повели на Голгофу и распяли. Хотя на третий день Его тело не нашли во гробе, но Его видела Мария Магдалина, жены-мироносицы ухватились за Его ноги (см.: Мф. 28: 9), в селении Эммаус Он преломил хлеб с двумя путниками (см.: Лк. 24: 30), в Сионской горнице Он показал апостолам Свои раны и ел пред ними печеную рыбу, чтобы доказать, что Он – не призрак (см.: Лк. 24: 42–43), а Сын Божий, «пришедший во плоти» (ср.: 2 Ин. 1: 7).

«Фомой неверным» – неверующим – Церковь называет усомнившегося апостола. Если мы мыслью вернемся в апостольские времена, станем на место Фомы, то поймем, что не так-то просто было поверить в благовестие о воскресении Человека из мертвых, ведь до Христа еще никто не воскресал. Фома пошел путем академического ученого: захотел провести такой естественнонаучный эксперимент, который дал бы ему достаточное количество убедительных доказательств. Спаситель предоставил ему такую возможность, демонстрируя Свои руки и ребра.

Если первоверховный апостол Петр исповедовал Христа всего лишь «Сыном Бога Живаго» (Мф. 16: 16), то «Фома неверующий» прямо назвал Его «Господом и Богом» (Ин. 20: 28). Более того, Фома обратился к Спасителю со словами: «Господь мой и Бог мой», подчеркивая свои отношения со Христом как «моим» личным Учителем, Спасителем, Богом.

Фома не молчал о своих сомнениях, потому что к вере относился неравнодушно. Он ждал реальной встречи с Богом

Неверие Фомы не было упрямым нежеланием признать свидетельства очевидцев. Это была жажда веры, которая искала подкрепления в видимых доказательствах. Фома не хотел слепо принять что-то на веру, он желал познать «путь, истину и жизнь» (Ин. 14: 6). Он не стал молчать о своих сомнениях, потому что к вере он относился неравнодушно. Его интересовала реальная встреча с Богом, а не слепое следование чьим-то убеждениям. И потому его «неверие», как ни парадоксально, оказало благодатное воздействие на всех окружающих людей.

В песнопениях сегодняшнего праздника «неверие Фомы» называется добрым, поскольку оно «сердца верных привело к познанию» . Вера Фомы на поверку оказалась настолько глубокой, что ради проповеди о Воскресшем Господе он отправился в Индию, где впоследствии принял мученическую кончину (ок. 70 г.).

К сожалению, в наши дни можно встретить много примеров полного неверия в Бога или примеров формальной мертвой веры.

Одним из современных мифов является представление о том, что религиозное мировоззрение основано на безусловной вере в авторитеты, в то время как секулярное сознание базируется на здоровом скептицизме и рационализме. Однако сегодня так называемые «критически мыслящие личности» совершенно не представляют себе даже элементарных основ религии, никогда о вере серьезно не задумывались, но отвергают религию на основании воспринятых в советской школе штампов. Напротив, в наши дни как раз те приходят к вере, кто действительно подвергает сомнению атеистические предрассудки и критически смотрят на свою жизнь.

Есть и те, кого мы можем назвать верующими лишь формально. Это те, над которыми совершен обряд крещения, но они не знают основ веры и правил духовной жизни. Такие люди не видят за собой большого количества грехов и не чувствуют нужду в покаянии. Отсутствие в церкви по воскресеньям объясняется ими какими-то непреодолимыми препятствиями: загруженность на работе, необходимость съездить на дачу, посетить родственников… Такие люди редко хотят что-то менять в своих привычках, но они могут быть достаточно навязчивыми в насаждении религии среди домочадцев. Проверьте на своем примере, нет ли среди ваших знакомых таких людей, которые причащаются редко, но зато назойливо повторяют своей второй половине, что тебе, мол, надо пойти в церковь на исповедь. Внешняя религиозность, лицемерная навязчивость и даже агрессивность в проповеди веры может не только оттолкнуть, но и вызвать чувство неприязни со стороны друзей, коллег по работе или близких родных.

Обе категории – как неверующие, так и формально верующие – убеждены в своей правоте, даже если эта правота построена на сплошных сомнениях. Они не поддают свои убеждения критике, не ставят себе сложных вопросов, не пытаются вносить корректив в свою траекторию религиозной жизни.

Нередко неверующий человек упорно сопротивляется Богу, но зато легко верит во всякие глупости, особенно если они имеют околонаучное объяснение. «Никто так не легковерен, как человек неверующий», – писал во II веке святой Ириней Лионский.

Верующие формально, конечно, признают существование Бога, но не обращаются к Нему в молитве. А это значит, что Бог для них – факт, ни к чему не обязывающий. Жизненный путь таких людей с Богом не пересекается. Если случается внутренний кризис, возникает обида на Бога за свою судьбу, болезни и неудачи. Они не пытаются мужественно преодолевать сомнения, учиться подниматься выше них; косность и упорство в сомнениях таких формально верующих людей приводят к унынию, депрессии и даже к потере веры в Бога.

На этот счет митрополит Вениамин (Федченков) высказал достаточно смелую мысль: «В состоянии максимального провала, полной темноты, ощущения богоотсутствия мы понимаем, Кого нет: Бога – значит, Бог есть». Владыка Вениамин также писал о пользе опытной проверки своей веры: «Живая вера всегда сопряжена с актуальным или потенциальным сомнением. Если сомнение не существует, то, как правило, мы имеем дело с традиционностью, то есть человек просто свидетельствует о тех опытах, которые имели его предшественники, а сам этого опыта не постиг». Значит, духовная жизнь – это творческий поиск истины, постоянный пересмотр своего состояния души, а не просто типовой набор молитв для ежедневной вычитки утром и вечером.

Безусловно, сомнения в бытии Божием или неустойчивость в вере осуждаются апостолами (см.: Рим. 4: 20; 14: 23; Иак. 1: 6; ср.: Мф. 16: 3). Однако сомнение в своей мнимой праведности, критический взгляд на свои увлечения и трезвое отношение к успехам и неудачам в духовной жизни – все это при содействии молитвы может приобрести характер духовного рассуждения.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь напоминает нам не только о Фоме, но и о человеке в целом, о каждом из нас и обо всем человечестве. У нас нет возможности вложить свои пальцы в раны Христовы, но Сам Христос нам пообещал: «блаженны не видевшие, и уверовавшие» (Ин. 20: 29). По неверию нашему Господь не творит чудеса (см.: Мф. 13: 58), но если у нас будет вера с горчичное зерно, то мы сможем и горы переставлять (ср.: Мф. 17: 20). Будем ли мы христианами только по форме, или, напротив, вместе с отцом больного отрока будем восклицать: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24), – это зависит от нас.

Пусть же Воскресший Господь, озаривший сердце святого Фомы, просветит и наши сердца, чтобы мы вслед за ним направились на поиски своего личного Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа и вместе с Фомой могли без всяких колебаний убедиться в том, что «Господь – это мой Бог!».

Иеромонах Ириней (Пиковский)

То же самое прикосновение воспевается на 2-й стихире великой вечерни Антипасхи.

4-я стихира на «Господи, воззвах» великой вечерни Антипасхи. См. также 1-я стихиру на стиховне великой вечерни.