Творение из ничего. Как и почему бог мудро сотворил мир из ничего Анализ стихотворения Бальмонта «Бог создал мир из ничего…»

  • Дата: 06.09.2024

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

1 Я благодарю своих друзей, обладающих специальными знаниями, которые оказа-ли мне большую помошь в написании этой главы, особенно Сгива Файгарда, Дага Брэн-дта и Терри Мортенсона.

1. Свидетельство Библии о творении из ничего. Библия четко требует от нас веры в то, что Бог сотворил мир из ничего (иногда используется латин-ское выражение ex nihilo, «из ничего»; в таком случае говорят, что Библия учит о творении ex nihilo). Это означает, что до того, как Бог начал творить мир, не существовало ничего, кроме Самого Бога 2 .

Именно об этом сказано в Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». Выражение «небо и земля» обозначает весь мир. В Пс. 32 нам также сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их. <.״> ...Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс. 32:6,9). В Новом Завете подобное же утверждение о мире находим в начале Евангелия от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Правильнее всего понимать слово «все» как обозна-чение всего мира (ср.: Деян. 17:24; Евр. 11:3). Павел вполне ясно говорит об этом в гл. 1 Послания к Колоссянам, когда конкретно называет все составля-ющие мира, как видимые, так и невидимые: «Ибо Им создано все, что на не-бесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, на-чальствали, власти ли, - все Им идля Него создано» (Кол. 1:16). Песнь двад-цати четырех небесных старцев подтверждает эту истину:

Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).

Здесь в качестве причины, по которой все «существует», в принципе, и было «сотворено», названа воля Божья.

Тот факт, что Бог сотворил как небо, так и землю и все, что в них, многократ-но подтверждается в Новом Завете. Например, в Деян. 4:24 о Боге говорится: «Вла-дыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в низа» Бога прежде всего можно определить, сказав, что Он-Тот, Кто все сотворил. Варнава и Павел объяс-няют жителям Листры, что они - посланцы Бога Живого, «Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 14:15). Также когда Павел обращает-ся к языческим философам в Афинах, он определяет истинного Бога следующим образом: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем», и поясняет, что Бог дарует «все-му жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25; ср.: Ис. 45:18; Отк. 10:6).

2 Когда мы утверждаем, что мир был сотворен «из ничего», то нам следует избегать неверного понимания этого выражения. Слово «ничего» не подразумевает какой-либо вид существования, как утверждают некоторые философы. Мы говорим о том, что, ког-да Бог творил мир, не существовавало никакой материи.


3 Перевод RSV («so that what is seen was made out of things which do not appear*; кото-рый очень близок к русскому синодальному переводу: «так что из невидимого произошло видимое». - Примеч. пер.) явно утверждает, что Бог сотворил мир из какой-то невидимой материи, однако порядок слов греческого текста (μή кк φαινομένων) показывает, что слово «не» отрицает выражение «из видимого». Перевод RSV относит отрицание «не» к причастию «видимое» (так что по-русски получается слово «невидимое». - Примеч. пер.),

Текст Евр. 11:3 гласит: «Верою познаем, что миры были приготовлены Словом Божиим, так что видимое не было сотворено из видимого» (NASB). Этот перевод (как и перевод N1V) наиболее точно передает греческий текст 3 .

Хотя нельзя сказать, что здесь излагается учение о творении из ничего, в этом тексте сказаны очень близкие к этому учению вещи, ведь здесь говорится о том, что Бог не творил мир из того, что видимо. Странное представление о том, что мир мог быть сотворен из чего-то невидимого, судя по всему, не была той мыслью, которую автор хотел изложить здесь. Он отрицает представление о творении из существовавшей прежде материи, и в этом смысле стих доста-точно ясен.

В Рим. 4:17 также подразумевается, что Бог сотворил мир из ничего, хотя прямо здесь об этом и не говорится. Греческий текст буквально говорит о том, что Бог «несуществующие вещи призывает как существующие». Перевод RSV «призывает к бытию несуществующие вещи» (также NASB) необычен, но грамматически возможен 4 , и такая трактовка ясно утверждает творение из ни-чего. Но даже если мы переводим этот стих таким образом, что греческое ело-во οΰ принимает свое обычное значение «как», то в этом стихе говорится о том, что Бог «называет несуществующее как существующее» («calls the things which do not exist as existing* ). Но если Бог обращается к чему-либо несуществующему или призывает это, словно фактически оно существу-ет, то что это значит? Если Он называет несуществующее словно существую-щее, то это должно означать, что вскоре несуществующее будет существовать, будучи властно призвано к существованию.

Политеизм.

1. Дуализм (от лат. дуалис – двойственный) – Платон, Аристотель: «Мир возник в результате воздействия Божественного начала на начало материальное. Таким образом, мир творится из материи, существующей вечно.

2. Пантеизм (от греч. «пан» - все; «теос» - Бог). «Все есть Бог. мир творится из Бога. Бог творит мир из самого себя».

Христианство не принимает ни пантеизм, ни дуализм.

Для христианства характерен строгий монотеизм. Мир творится Богом из ничего.

«… Бог сотворил мир из ничего» (2 Мак. 7, 23).

Учение о Боге – Троице, который создал мир из ничего.

Бог творит все по свободной воле. Мир есть выражение премудрости, силы, благости Бога.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1, 1).

Мир имеет начало, история – циклична. Мир не вечен.

Слово «сотворил»: в еврейском языке употребляется слово «бара» и «аса».

Слово «бара» употребляется в Библии только 3 раза и означает творение из ничего.

Слово «аса» означает преобразование из уже существующего материала.

«В начале» сотворил – «бара»; появляется «душа живая» (5-й день творения) – «бара»; «появление человека» - «бара».

Бог – Элоhiм- множественное число. Здесь не нужно видеть отголосков многобожия. В еврейском языке множественное число иногда означает какое – либо превосходство. Лучше перевести – «божество».

«Бога не видел никто, никогда» - это значит то, что человек не может познать Бога полностью.

Под святостью понимают всю совокупность свойств Божиих. Любовь есть та связь, которая соединяет человека с Богом.

Бог всегда выше, совершеннее тех свойств, которые могут быть ему приписаны.

«Небо и земля» - это совокупность всего творения. Небо – слово – символ, которое обозначает духовный план бытия; земля – символ, который обозначает материальный план бытия (суша появилась на третий день творения). Под землей понимается первоначальное вещество.

Мир двойственен, сотворен Единым Богом, и потому един, его объединяет одна цель. Возникает единство земного и небесного.

Таким образом, библейское учение о сотворении мира имеет строго единый характер (Единобожие),

Земля же была безвидна и пуста (Быт 1, 2).

Земля еще не приняла своей формы. Во всех язывах слово «бездна» обозначает «непознаваемость, неисчислимость». Свойства материи: безвидна, пуста, темна, без дна.

«И Дух Божий носился над водой».

«Марихавет» - птица, спускающаяся к гнезду, высиживающая яйца (с евр.). Так и Дух Божий – оживляет материю. Открывается тайна отношения Бога к сотворенному миру, который буквально пронизан Духом Божиим.

Слово «над водой» подчеркивает надмирность Бога. Следовательно, Библия чужда пантеизма.

Быт 1,3: «И сказал Бог» - антропоморфизмы в Библии скрывают глубокие смыслы.

Наречение имен на Востоке означает суверенную власть. Следовательно, над всеми явлениями имеет власть Бог как Творец.

В древнееврейском языке не было деления на какие – либо отдельные периоды времени.

Слово «йом» в древнееврейском языке означает совершенно разные периоды времени.

Вызревание нового происходит незаметно – между вечером и утром.

Первый день – свет; второй день – вода; третий день – суша; четвертый день – светила; пятый день – жизнь в воде; шестой день – жизнь на суше; седьмой день – Бог почил.

И увидел Бог, что все хорошо весьма. Следовательно, цель сотворения блага.

В первый день сотворения возник свет, не зависящий от Солнца. Еврейское слово «ор» означает свечение, излучение вообще. Можно предположить, что это слово представляет собой все формы света.

Второй день сотворения – предмет творения твердь. Слово «твердь» («стеорема» - Септугианта; ракия – еврейский язык – распростертие, шатер, пространство). Это слово заключает в себе идею удаления предметов друг от друга. Отделение вод под твердью (вещество из которого образовалась земля) и над твердью (из нее образовались небесные тела).

Третий день – земная суша. Два момента: процессы в неживой и живой (растительная жизнь) природе.

Все виды и роды появились в 3-й, 5 –й и 6-й дни.

В 3-й день Бог дает повеление да произрастет … и это повеление делается естественным законом для земли на все времена.

В 4-й день появляются светила (окончательно формируется солнечная система). Имена светил не приводятся из – за того, что их обожествляли язычники.

В 5-й и последующий дни Бог дает другие благословения: появляется душа живая (6-й день). Бог призывает землю к участию в творении.

Шестой день творения.

Да произведет земля душу живую… Еврейское слово «бара» употребляется в Библии три раза, «в начале», в 5-й день творения и здесь.

Человек также появился в 6 – й день творения.

Каждый день творения получает божественное одобрение.

А в шестой день творения Бог сказал: «Хорошо весьма», и тем отметил полноту творения, его завершенность.

Бог творит мир гармонический, разумно устроенный.

Сам человек, его устройство гармонично. Одобрения Божия говорят о любви Божией.

Седьмой день творения.

«И совершил Бог к седьмому дню дела свои, и почил». Шаббат – суббота на еврейском языке.

Покой Божий означает веху (период), отделяющий великие творческие деяния от нового периода, когда стал действовать и соучастник замыслов Божиих – человек.

Покой по отношению к Богу означает окончание дней творения, т.е. уже ничего нового не появится.

Однако, Бог перестал творить, но не перестал промышлять о мире.

Промыслительная деятельность заключается не в созидании, а в сохранении сотворенного. Суббота стала необходимым перерывом в труде. Это – день покоя вокруг. День отличается от других и предназначается для прославления творца.

Основные свойства личности – свобода воли и разум.

Свобода приводит человека к выбору добра или зла. Бог наделяет человека множеством благ и создает такую сферу, в которой Он ограничивает свою власть.

Как индивид человек повторим, а как личность – уникален и неповторим. Основной критерий этой уникальности – свобода воли.

Человеку дается возможность уподобления Богу. По своему потенциалу человек является Богочеловеком.

Образ дан полностью, и не может быть утрачен; в то время как подобие дано как возможность.

Образ дан по творению; подобие – поставленная цель.

В единой личности Иисуса Христа соединены две природы – Божественная и человеческая.

Бог создал мир из ничего. Чья это философия? Августина или Демокрита?

  1. В чем разница - мыслить самому или ссылаться на известных мыслителей?
  2. Бог есть бесконечность, а этот лохотрон рассказывайте Августину или Демокриту!
  3. Атомисты и иже с нимиДемокрит отрицали существование некой разумной силы, которая целенаправленно управляет миром; разум они считали совершенной, но исключительно человеческой силой, которая служит познанию и не является силой космоса. Кроме того, они ограничили себя: искали непосредственные причины, но не задавали вопроса о первопричине. Вопрос Анаксагора о том, кто же придал изначально движение материи, они не ставили вообще. Что касается Августина, то он считал, чтоБог сотворил материю и наделил е различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция-материя, а недостаток, е порча, порок и повреждение, небытие. Бог источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает вс умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
    Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны.

    Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы.

  4. все такие умные прям ппц, а по теме ответить нельзя?
    это говорите тем кто такие вопросы состовляет.
    советы ваши мне не интересны. не знаете ответа не нужно умничать

«Бог создал мир из ничего…» Константин Бальмонт

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,-
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

Анализ стихотворения Бальмонта «Бог создал мир из ничего…»

Стихотворение «Бог создал мир из ничего» включено в цикл «Приближения» сборника «Только любовь». Впервые оно было напечатано в журнале «Ежемесячные сочинения» в 1900 году. Тогда оно вошло в подборку «Внушения весны. Из южных настроений» и имело название «Завет».

Это первоначальное заглавие весьма точно отражает суть произведения. В качестве лирического героя выступает сам автор, Константин Дмитриевич Бальмонт. Он представляется читателю как мудрый жрец и опытный наставник. От первого лица он напутствует тех, кто только вступает на путь творчества.

Начинающему автору, а это может быть не только художник, как сказано в стихотворении, но и поэт, музыкант, актер, словом, любой, кто причастен к восторгу вдохновения, Бальмонт советует обратиться к главному источнику творческой жизненной энергии – богу. Автор не указывает напрямую, какого именно бога он имеет в виду, но известно, что Константин Дмитриевич чтил заповеди православной церкви. Поэтому-то автор и предлагает адресату стихотворения: «соделай с нею чудеса». Это отсылка к деяниям Иисуса Христа, а также к легендам о православных художниках. Действительно, если внимательно прочитать текст произведения, то перед глазами начинают возникать воодушевляющие образы церковных фресок и великолепных икон, в особенности работы Андрея Рублева.

В них, как и в стихотворении «Бог создал мир из ничего», тоже сияют озаренные божественным вдохновением краски. Например, строки:
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
рисуют в воображении лазурь, которую часто использовали иконописцы, чтобы передать многогранную глубину небес.

Слова «светит вольная зарница» немедленно пробуждают образы позолоты, играющей всеми оттенками солнечного света и создающей удивительное сияние вокруг святых ликов. Не менее глубок символ, содержащийся в совете молодому творцу: «Взрасти безмерные леса». Этот образ указывает на строительные леса – сооружения, без которых невозможно возвести ни блистательного дворца, ни священного храма.

Интересна композиция произведения. Стихотворение состоит из десяти строк, рифму можно представить как схему aabccbcbdd. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Первые и последние пары строк с мужскими окончаниями образуют рамку для чередующихся женских и мужских рифм.

Оригинальна и звукопись произведения. Чтобы воссоздать искрящиеся небесные звуки автор использует повторы звонких согласных «ц», «з» и «с»: «крупица», «птица», «зарница», «взрасти», «безмерные», «бездна», «сказочная», «высоко» и т. д. Таким образом, перед читателем оказывается не скучное поучение, а наполненный музыкой и светом мудрый дружеский совет.