Томизм о существовании вечных ценностей. Ю. М. Бохенский современная европейская философия. Выбор темы продиктован личным интересом, а также важностью данного этапа в истории философской мысли

  • Дата: 22.12.2023

Схоластика – школьная ученость. Схоласты – стремились рационально обосновать и системат-ть христианское вероучение. Для этого они исп-ли идеи античной фил-и Рассуждения о проблемах абсолютно абстрактных. Она порождает интерес к проблемам логики.

Томизм. Области науки и веры у Аквинского совершено ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления. Область наисущественнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского мышления. Меду наукой и верой нет противоречий: христианская истина стоит выше разума, но не противоречит ему.

Философия должна служит вере, теологии. Мир – система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Ф. Аквинский в своем трактате «Сумма теологии» приводит пять доказательств существования БОГА:

1) все что движется, движимо чем-то другим – необходимость существования первого двигателя, которым является Бог;

2) наличие действующей причины, которая является первопричиной всего – Бог;

3) случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе - наличие первой необходимости, которая является Богом;

4) наличие ступеней качеств, следующих друг за другом, которые есть везде, во всем сущем – должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5) наличие полезности, проявляющееся во всей природе: все движется к некой цели, имеет смысл, полезность – существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им является Бог.

Фома Аквинский – наиболее известный представитель философии схоластики средних веков. Важнейшие философские источники философии: философия Аристотеля, христианское мировоззрение и традиции схоластической философской мысли. Фома Аквинский. Тринитарий - Бог отец, сын, дух. Унитарий - Бог есть одно единое. Пытался убрать противоречия, рационализировать. Фома Аквинский попытался уйти от лозунгов: “верую, ибо нелепо”, “верить, чтобы понимать”, Ансельм Кентеpбеpийский: “понимать, чтобы верить”. Эти три позиции - крайности. Человеческая душа не может существовать в некоем месте. Душа есть форма человеческого тела. В материи идеальное присутствует только в виде потенции. Человек - это венец творений Бога. Этот мир дан ему в подчинение.

Пять доказательств существования бога. (Из факта мысли нельзя выводить бытие. Доказательства могут быть только косвенными.) Доказательство через источник движения. Все, что движется должно иметь источник. Существует пеpводвигатель. Цепь причин не является бесконечной, так как существует первопричина - бог. Из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог. Из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется, что существует первая необходимость - бог. По степени совершенства. Существуют степени совершенства, одухотворенности - должна существовать абсолютная совершенность - это бог. Hа основе целесообразности. Миp устроен целесообразно, случайно такие конструкции не создаются. Существует идеальный план и творец, который имел целью сотворить мир, и сотворил его. Зло не имеет абсолютного статуса существования. Зло есть недостаток добра. Эти доказательства близки к рассуждениям Аристотеля. Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью непознаваем. Все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного существа - бога. Человек познаёт мир с помощью чувственного, рационального познания и божественного откровения. Человек стоит выше животного, так как имеет свободу воли и более низко по сравнению с ангелом, вестником Божьим. Общественной жизнью управляет божественный закон (право), которое реализуется через общественное право (государственные законы).


Римско-католическая церковь сначала превратила Фому Аквинского в Святого, а в 19 веке объявила, что его философия является фундаментом философии католицизма.

Тесты по политологии. (2011)

Предмет политологии. Политика. ИПУ. (Иванова Е.)

1. Соответствие определения политики теоретику:

4) Политика – это искусство управления государством [ а ]

2) Кому из теоретиков принадлежит определение «политика – совокупность разнообразных практических мер достижений государственных целей?

а) Н. Макиавелли б) В. О. Ключевскому в

3) Субъектами политики являются…

Б) люди и организации, осуществляющие политические действия

В) институты гражданского общества

Г) только политические лидеры

4)К субъектам политики не относятся:

а) социальные группы б) индивиды в) политические отношения г) политическая культура д) союзы государств

5)Что означало первоначально греческое слово «политика»?

а) Власть народа. б) Искусство управлять государством .

в) Администрация полиса. г) И то, и другое, и третье.

6) Выберите наиболее полное определение политологии кик науки. Это:

а) наука о политике.

б) наука о власти.

в) наука о политике, политических процессах, их закономерностях и
участниках.

Г) наука о политике, политической жизни, роли и месте человека в ней

д) среди предложенных вариантов правильного ответа нет.

7) Что является субъектом политологии как науки и учебной дисциплины?

а)политика и ее центральный элемент - политическая власть,
отражающая политическую действительность, политические идеи.

б) политические отношения в обществе.

в) деятельность государственной власти по проведению внутренней и
внешней политики.

8) Что является объектом политологии как науки и учебной дисциплины?

а) государство, его генезис и развитие как центрального института политической жизни общества

б) человек, его роль и место в политической жизни общества

В) политика, политическая жизнь общества

г) все три пункта, перечисленные выше.

9)Объектом изучения политологии выступает…

А) политическая сфера общественной жизни

б) специфическое развитие и функционирование общества

в) соотношение общественных и личных интересов

г) социальная структура общества

10) Мировоззренческо-методологической базой политических исследований служит…

а) теория политических систем б) политическая география

в) политическая философия г) политическая социология

11) Что определяет предмет политологии?

а) законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики .

б) объективные и субъективные факторы, воздействующие на реализацию законов, принимаемых органами власти.

в) механизм и результаты действия законов в социально-политическом развитии общества.

г) все вышеназванные определения в совокупности.

12) Когда впервые появился термин «политология»?

а)В XVI веке. б) В XIX веке . в)В XX веке. г)В У-Х веках,

13) Кого обычно называют «отцом» (родоначальником) политологии и политической науки в целом?

а) Платон. б) Аристотель . в) Макиавелли. г) Руссо.

Ф. Аквинского

2)Платона

3)И. Солберийского

15) Страной, ставшей родиной большинства социально-политических учений на Востоке, является… А) Корея Б) Япония В) Тибет Г) Китай

16) Какие формы правления Аристотель считал «неправильными», как бы выродившимися?

а) Тиранию. б) Олигархию. в) Крайнюю демократию. г) Все указанные выше .

17) Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства? а) Аристотель; б) Конфуций; в)Т. Мор; г)Платон

18) Формой государственного устройства, которую Платон считал совершенной, является…

А) олигархия Б) тирания В) аристократия Г) демократия

19) Определение государства как общего дела
народа принадлежало…
1) Платону 2) Аристотелю 3) Цицерону 4) Ульпиану

20) Платон выделял формы правления…

1) монархию, демократию, политию; 2) аристократию, охлократию, олигархию;

3) монархию, аристократию, демократию ; 4) монархию, республику, политию

21) Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправильные» по критерию…

1) частной собственности; 2) интересов большинства ;

3) интересов меньшинства 4) юридического равноправия;

22) Форма правления, которую Аристотель считал «правильной»…

1) демократию 2) политию 3) олигархию 4) тимократию

а) Мюнцер б) Мотер в) Мор г) Макиавелли

24) С именем какого мыслителя ХУ-ХVI вв. связана политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежения нормами морали для достижения поставленных целей?

А) Макиавелли Б)Гоббс. В)Локк. Г)Его имя здесь не представлено

25) Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»?

а) Т. Гоббсу; б) Дж. Локку; в) Ф. Ницше; г)Н. Макиавелли .

26) Основой либерализма как идейно - политического направления является:

Дж. Локк

3)Макиавелли

Доктрина томизма генетически связана с именем

Ф. Аквинского

2)Платона

3)И. Солберийского

2) Основой либерализма как идейно- политического направления является:

Дж. Локк

3)Макиавелли

3) Соответствие определения политики теоретику:

1) Политика – это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти [ г ]

2) Политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ее использовать [ в ]

3) Политика – это концентрированное выражение экономики [ д ]

3) Политика – это искусство управления государством [ а ]

А) Платон Б) Аквинат В) Макиавелли Г) Вебер Д) Ленин

4) Кому из теоретиков принадлежит определение «политика – совокупность разнообразных практических мер достижений государственных целей?

а) Н. Макиавелли б) В. О. Ключевскому в ) М. Веберу г) К. Марксу д) Платону

5) Субъектами политики являются…

А) исключительного государство и его структуры


Похожая информация.


Что такое томизм и каковы его принципы?

Когда он возник, кто его основатель, и в каком виде он существует в наше время?

Как богословское и философское движение с 13 по 20 столетия томизм можно определить, как попытку понять и развить основные принципы и выводы Св. Фомы Аквинского, для того, чтобы связать их с проблемами и нуждами каждого поколения. Как вероучительный синтез характерных черт философии и богословия его определить труднее из-за разнообразия толкований, применений и проблем разных поколений и отдельных томистов.

Томистическая философия. В томистической системе учения после свободных искусств следует, прежде всего, изучать естественную философию, затем нравственную философию и, наконец, метафизику. Здесь не предпринимается попытка указать все основные принципы этих наук, но ниже мы приводим наиболее важные принципы.

  • 1. Все физические тела состоят из чисто пассивного принципа, именуемого первичной материей, и активного принципа природы, именуемого существенной формой, так что первая актуализация чистой потенциальности есть единственная существенная форма и природа.
  • 2. Каждое физическое тело становится численно уникальным только в силу определенной материи ("материя сигната"), а не в силу формы ("хек-цеитас"), или набора случаев.

З. Поскольку первичная материя есть принцип индивидуальности, количества и тленности, не может быть духовной материи в разделенных сущностях и увеличения числа индивидуумов в их видах» В томистическом учении каждая разделенная сущность, или ангел, уникальна в своем роде, необходимо существует в природе, но смежно творению и сохранению.

  • 4. Во всех сотворенных сущностях имеется реальное различение между деятельностью, властью или возможностями и существенной природой; это также верно в отношении возможностей души, чувственной и интеллект.
  • 5. Уникальная существенная форма человека есть его рациональная душа, обладающая тремя духовными властями: мыслящим интеллектом, действующим интеллектом и волей, которая свободно определяет Самое себя. Деятельность этих возможностей или властей души доказывает духовность и бессмертие души.
  • 6. По своей природе человек имеет право сотрудничать с другими людьми в обществе, стремясь к общему счастью и общему благу; это стремление к счастью руководимо совестью, законом естественным и позитивным добродетелями, частными и общественными.
  • 7. Отвергая идеализм и позитивизм, реалистическая метафизика признает универсальные идеи как существующие только в разуме творений Божиих; индивидуумы, обладающие схожими чертами в природе, предоставляют при этом законное основание для всеобщего знания (см. Универсалы). Эта эпистемологическая позиция предполагает психологический принцип, что ничего нет в интеллекте, что не было, прежде всего, обусловлено знанием чувств (см. Эпистемология; знание).
  • 8. Из зримых вещей вселенной человеческий разум может знать о существовании Бога как первостепенного, высшего образца и окончательной высшей причины всего творения.
  • 9. У Бога нет иной природы, кроме существенной полноты чистого фактического действия ("эссе"), без какой-либо потенциальности или ограниченности. С другой стороны, всякое творение характеризуется неудобным различением между его внутренней природой и его актуальностью заимствованного существования ("эссе").
  • 10. Метафизическая концепция бытия ("энс") аналогично (но не единстве: но) относится к Богу, к сущностям и случаям, таким, которые признаны радикально ("симплицитер") и лишь относительно схожими в некотором отношении.

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

космологическое : все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

каузальное (причинное): все, что существует, имеет причину (вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна предшествовать самой себе, а это невозможно) - следовательно, есть первопричина всего - Бог (причина всех причин);

онтологическое : в мире существует много случайных вещей, случайное зависит от необходимого - следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе – именно это и называется Богом;

догматическое (по степени совершенства): в мире мы находим много существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д., что предполагает наличие чего-то максимально совершенного, доброго… Но то что максимально в истине, максимально и в бытии (по Аристотелю). Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства – именно это и называется Богом;

телеологическое (целесообразное): даже объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели – именно она и называется Богом.

Согласно Фоме:

Все состоит из материи и формы (идеи);

Суть любой вещи - единство формы и материи;

Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

Даны пять доказательств существования Бога;

Систематизирована схоластика;

Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли, всего сущего;

Доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а, следовательно, Бога над окружающим миром);

Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

Вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

Философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

Логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция №2.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб­. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.3.

9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II.

10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1995.

11. Спиркин, А.Г. Философия: у чебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.

Контрольные вопросы

1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии?

2. Что такое патристика?

3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

4. Какую роль играет Бог в философии Ав. Блаженного?

5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?

6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?

7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

8. В чем различие между патристикой и схоластикой?

9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от пред­мета философии?

10. Назовите доказательствабытия Божия Фомы Аквинского.

11. Почему велико влияние томизма на современный католицизм?

Философско-богословское направление в схоластике, ставшее впоследствии официальной доктриной католической церкви. Основные идеи Т. изложены в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников», а также в комментариях на Библию, труды Аристотеля и «Сентенции» Петра Ломбардского. Система Т. включает в себя метафизику, теорию познания, этику, антропологию и теорию государства. Метафизика Т. состоит из учения о сущем как таковом и естественной теологии, основу которой составляет пять доказательств бьггия Бога. Следуя за Аристотелем, Фома полагал Бога первопричиной и конечной целью всего сущего, чистой формой и чистой актуальностью, а сущность и бытие Бога тождественными. Напротив, в творении, согласно Т., они не совпадают, ибо творение - это сущность, божественная идея, получившая бытие. Материя пассивна, она есть чистая потенция и лишь воспринимает меняющиеся формы бытия. Форма есть то, что актуализирует эту потенцию, то, благодаря чему всякая вещь имеет свой вид и род, она же целевая причина возникновения вещей. Разнообразие всех вещей одного и того же вида происходит оттого, что материя в процессе творения получает означивание, знак индивидуальности. Сущее в Т., как и у Аристотеля, делится на субстанции и акциденции. Акциденции (время, пространство, количество, качество и др.) суть определения субстанций, только в них реально и существующие.

В вопросе о соотношении веры и знания Т. придерживался позиции об их полной нетождественности и принадлежности различным порядкам бытия, хотя и не исключающим друг друга, ибо истинное не может противоречить истинному. Тем не менее Т. настаивает на приоритете веры, полагая, что если разум приходит к выводам, противоречащим Откровению, то это результат неправильных суждений. В споре об универсалиях Т. занимал позицию умеренного реализма, полагая реальным существование всеобщего. Всеобщее существует в трех разных измерениях: как идеи всех вещей в разуме Бога, как идеи, получившие воплощение в вещах, и как идеи - результат абстракции в мышлении человека. Бог как и все сущее в Т. есть абсолютное благо, человек наделен свободной волей, происхождение же зла понималось как лишенность блага, как несовершенное благо, допускаемое Богом, ради осу-ществления всех степеней совершенства. Человек предстает как соединение души и оживотворяемого ею тела. Душа нематериальна и является субстанцией, однако свое завершение она получает лишь вместе с телом, таким образом, в Т. уравновешивались крайности манихейства, презиравшего тело и считавшего его темницей души (нарушение догмата о богочеловеке), и монопсихизма Сигера Брабантского, учившего о существовании единой безличной души во всем мыслящем мироздании (нарушение догмата о конечных судьбах мира). По смерти в душе могут реализовываться только две потенции - воля и мышление, все остальные нуждаются в участии тела. Интеллект в Т. также включается в телесно-душевную организацию и, следовательно, не является субстанциальным, а лишь потенцией субстанции; сущностью же он является только в Боге. Тем не менее в Т. утверждается примат интеллекта над волей, однако оговаривается, что любовь к Богу в духовной жизни все-таки важнее богопознания. В современной философии идеи Т. возродились и были переосмыслены в философии Э. Жильсоном, Ж. Маритеном, Ю. Бохеньским и др.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 593-594.

Литература:

Коплстон Ф.4. История средневековой философии. М., 1997;

Copleston F. Aquinas. L., 1957;

Maritain J. Le Docteur Angelique. P., 1930.