Спуститься на землю и выбраться из ямы. Спуститься с небес на землю, чтобы никого не спасать Гектор спускается с небес на землю

  • Дата: 31.08.2023

Случалось ли вам говорить подруге, сотруднику или любимому человеку что-нибудь такое, что даже вам казалось сущей глупостью, – а в ответ вам глядели в глаза и серьезно говорили: «Спустись с небес на землю!» Может быть, вы сказали, что ваш молодой человек никак не может найти работу, потому что у него слишком высокая квалификация. Или объяснили подруге, что единственная причина, по которой ваш молодой человек постоянно уходит поговорить по мобильному телефону – то, что он торгует произведениями искусства и не хочет, чтобы богатые и знаменитые клиенты слушали ваше хихиканье. По какой бы причине вам ни рекомендовали спуститься на землю, обычно это делается потому, что ваш собеседник видит, что на самом деле стоит за вашими словами, даже если вы этого не видите.

«Спустись с небес на землю» – этакая «пощечина», которая мгновенно дает вам понять, что вы говорите – а в некоторых случаях слышите – полнейшую ерунду, на сто процентов выдаете желаемое за действительное.

«Спустись с небес на землю» – фраза, которую вы говорите продавцу подержанных машин, когда он пытается продать вам побитую развалюху, утверждая, будто до вас ей владела аккуратная пожилая дама.

«Спустись с небес на землю» – фраза, которую вы говорите своему молодому человеку, когда он под утро пробирается к вам в спальню в рубашке, перемазанной губной помадой, из карманов у него так и сыплются бумажки с телефонными номерами, подписанными женскими именами, а он при этом утверждает, будто за полночь работал волонтером в местном приюте для бездомных.

Что же вы говорите себе, когда подозреваете, что вас обманывают?

Что вы говорите себе, когда были бы рады поверить обманщику, но понимаете, что этого делать не стоит?

Что вы говорите себе, когда внутренний сигнал тревоги визжит на всю катушку, но вам так хочется не обратить на него внимания?

Я вам скажу, что вы говорите. Вы говорите: «Спустись с небес на землю!»

Метод «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ»

Метод «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» – это не просто эффектная формулировка, которая отлично напоминает вам, что когда вы знакомитесь с новым человеком, нужно отрешиться от предвзятых представлений. «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» – это особое умонастроение, своего рода кнопка перезагрузки, которую вы сможете нажать всякий раз, когда окажетесь в ситуации, где предвзятость может сыграть важную роль, – например, на собеседовании при приеме на работу, на первом свидании, при покупке подержанной машины или когда вам звонит младший брат и вы понимаете, что он сейчас убедительно обоснует, с какой стати вы должны срочно подкинуть ему долларов пятьдесят.

Когда вы приходите в состояние «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», то оказываетесь в пространстве, где вы не выносите суждений, а лишь наблюдаете; мы называем его умонастроением именно потому, что вы активно стараетесь отрешиться от любых предвзятых мнений о собеседнике, которые могли у вас сложиться по любым причинам, и взглянуть на ситуацию без искажений.



Например, если у вас есть предубеждение против продавцов подержанных машин, вы не поверите ничему , что бы ни говорил вам продавец. Даже если он с вами абсолютно честен и всеми силами старается продать вам по доступной цене отличную машину, у которой очень приличный расход бензина и новый кондиционер, вы все равно отнесетесь к бедняге с подозрением, что бы он ни говорил и ни делал. Короче говоря, вы отключите слух и зрение и попадете в рабство к собственным установкам. В этом случае предвзятость заставляет вас не верить человеку, который изо всех сил старается завоевать ваше доверие тем, что честен с вами. Но предвзятость может действовать и противоположным образом. Скажем, вы слишком доверяете людям, которые напоминают вам других людей. Например, вам всегда нравились высокие, слегка неловкие, кудрявые книгочеи с отменным чувством юмора. Это ваше слабое место, ваша личная романтическая Ахиллесова пята, и устоять перед очарованием представителя этого типажа вы не в состоянии. Естественно, когда вы встречаете подобного персонажа, предвзятость заставляет вас верить каждому его слову. Он может быть мелким жуликом, альфонсом, шулером, воришкой, но предвзятость ваша так сильна, что ему нужно сделать или сказать что-то вопиюще, очевидно лживое, чтобы вы наконец-то ему не поверили. И в этом случае предвзятость подсознательно заставляет вас верить человеку, который зарекомендовал себя как отъявленный лжец.

Спустившись «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», вы не начинаете автоматически распознавать ложь и не начинаете автоматически верить или не верить тем, кто этого заслуживает, – просто вы мгновенно оказываетесь в позиции, откуда ложь лучше видно, поскольку готовы столкнуться и с обманом, и с честностью.

То есть умонастроение «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» – местечко, куда стоит заглянуть перед свиданием, собеседованием, покупкой подержанной машины, беседой с младшим братом, местечко, где вы остаетесь самими собой со всем своим бурным темпераментом, но при этом становитесь более чуткими, более восприимчивыми, более подготовленными к тому, чтобы распознать ложь, как только (и если) вы с ней столкнетесь, поскольку вы игнорируете свою предвзятость и сосредотачиваетесь на том, что говорят вам ваши глаза и уши.

Когда предвзятые установки заставляют нас кому-то верить или не верить, мы позволяем собственному эмоциональному багажу и собственному упрямству решать за нас, достоин наш собеседник доверия или нет. Когда мы спускаемся «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», то полагаемся не на испытанные в прошлом эмоции, а на фактические свидетельства, которые предоставляют нам зрение и слух.

Собственно метод «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» можно описать так:

♦ смотри;

Иногда человек стремится к чему-то, а получив желаемое, это оказывается совсем не то, что ему было нужно. В моем случае я прошла дол гий путь, чтобы стать бортпроводником, полетала меньше чем полгода, выплатила неустойку (равную трехзначному числу), за не отработанный контракт, и стала самым счастливым человеком на земле! Счастье –оно не в небе, оно быть тут, на земле: когда твой телефон «вне доступа» только в метро, а не по 10 часов, когда ты спишь ночами и можешь планировать свою жизнь не на максимум 3 дня вперед.



Меньше чем 2 года назад я была уверена, что работа бортпроводником мне даст:

Хорошую зарплату (оказалось очень даже средненькую)

Возможность говорить на английском языке, знакомиться с разными людьми и культурами (я ошиблась)

Возможность увидеть какие-то новые места, моя жизнь будет полна впечатлений (я ошиблась)

Работа в престижной компании, развитие, рост, уважение (тут я очень сильно ошиблась)

Сейчас эти пункты можно перенести в рубрику "ожидание и реальность"

Мне всегда казалось, что я не люблю рутину и одинаковые дни.

Оказалось не настолько. Есть вещи, которые нам приходится планировать: поход к врачу, например. Да и согласитесь, что жизнь- это не только работа, это личная жизнь, кино, театры, выставки.. Всё, где билеты покупаются заранее становится чем-то неопределённым, потому что есть огромная вероятность, что в этот день вы улетите. (например в Караганду.)

Конечно, можно заказывать выходные. Заранее, недели за 3 вы их заказали. И вам даже поставили "одобрено". А потом за пару дней до "той самой даты" Вам приходит наряд: "Караганда". Вы звоните врачу- отменяете запись, звоните молодому человеку- говорите, что вам поставили рейс и театр отменяется, а друзьям уже можно посылать автоматическое сообщение "прости, улетаю, встретиться не сможем.. Как-нибудь в другой раз..."

О количестве рейсов в месяц поговорим позже, но моя жизнь стала выглядеть так:

До того момента, как я начала летать, я искренне была убеждена, что бортпроводники образованные, у них у всех хорошее знание языка (и не только английского!). В реальности с большинством коллег мне не было о чем поговорить. Совсем. Типичный вопрос- чем ты до этого занимался?

Я меха продавала

Я такси водила

А я... Да чего я, все равно сейчас на одной работе, пошли мусор собирать. Держите вам большую мусорку, а мне маленькую. Выкатываемся:)

Несмотря на то, что на сайте компании написано гордое "уровень английского не ниже intermediate" с реальностью это не сочетается совсем. Откровенно говоря, мне надоело ходить и переводить коллегам простейшие предложения, но ещё хуже было слушать практически в каждом рейсе отвратительное произношение старшего бортпроводника. Тут без комментариев. Лингвисты, хоть раз слышавшие такую читку, поймут. Стыдно.

Повесили себе планку-так держите её, не можете держать- снижайте.

А то получается как на картинке:

Я много читала информации в интернете перед собеседованием, но есть вещи, о которых почему-то никто нигде не пишет и на собеседовании мне тоже никто этого не сказал.

Между пунктами, "как себя позиционирует компания" и "что она представляет из себя на самом деле" огромная пропасть.

Затронем тему "Сервис". 


И немного поговорим о еде! Я уже предвещаю сообщения «ты что на работу есть ходила??» Разумеется на работу я приходила работать, а не есть, и все же ни для кого не секрет, что бортпроводники на работе едят и у них своя экипажная еда.

Эта фотография взята с просторов интернета (жаль сама не сфотографировала).

Типичная картина ка кухне: бортпроводник открывает юнит с экипажным питанием, а ему на голову сыпется снег. Обычно коллеги шутят «Опять у нас рождество» или «Опа,с Новым годом!».

Фраза «салатик хочешь погрызть?» вполне ходовая. Или «Как виноград, вкусный?- Да ничего, только ледяной, зубы сводит» . Снег салфеткой счищается, и поднос ставится обратно. Может быть в конце разворотки все это и оттает, но пока вот этим вот куском хлеба можно забивать гвозди. (кстати, это из бизнес класса…)

На самом деле еда была вкусная и разнообразная, но зачем нужно ее мне портить если не каждый рейс, то через один?

Пассажирам еду тоже портили. Привозят нам на борт телегу, пока везли- лед растаял, и в итоге еда в подносах плавает. (Именно плавает, покачиваясь) И вот стоят вокруг телеги 2-3 бортпроводника, и все это дело вытирают туалетной бумагой или салфетками. Кому нужен этот мартышкин труд? Почему нельзя не класть СТОЛЬКО льда?

Уверена, многие не знают, что бортпроводники разогревают мороженое в печках. Мороженое. В печках. Потому что оно настолько каменное, что в него невозможно засунуть ложечку.

Честное слово, я чувствовала себя абсолютно глупо в такие моменты:

А где мороженое?

В печке

А, ну да, как я сама не додумалась, логично же.

Ладно, все эти моменты протекают за шторкой и уровень сервиса в глазах пассажиров не понижают. А есть и те вещи, за которые сначала мне было стыдно, а потом стыдно мне быть перестало, потому что виновата не я.. продолжаем тему "высокого уровня сервиса". В кавычках, конечно..))

Пледы. Представьте рейс чуть меньше,чем 3 часа. А теперь представьте 150 человек в эконом классе. Так вот, на 150 человек нам выдавали 10 пледов. Пассажиры приходят на борт, и сразу просят плед. В итоге 10 пледов раздаются очень быстро, как правило, все еще не успели прийти. Иногда ты уже пообещал кому-то плед, а оказалось, что твой коллега уже все отдал и ничего не осталось…вот он тот неловкий момент:

На случай что говорить в такой ситуации в руководстве прописана фраза «К сожалению, все пледы мы раздали детям…»далее речь о том, что сейчас в кабине сделают потеплее, а пока мы можем предложить чай.

Во-первых бред, какие дети? Пассажир пойдет в туалет, и увидит, что пледы у молодой пары, подростка, толстого мужчины и у нескольких самых обычных людей среднего возраста. Детей на самолете может вовсе и не быть. Самое обидное, когда пледа не доставалось ребенку. Тут можно взять плед из бизнес класса, но тогда этот плед просят и остальные люди. Опять несправедливо.

Поэтому мой ответ был честным: пледа нет, не потому что его раздали детям, а потому что грузят нам всего 10 штук в компании. Но мы сделаем потеплее и еще чай принесем, только, к сожалению, сейчас идет подготовка кабины к взлету, но я обязательно принесу чашечку чая после набора высоты. Человек сидит и мерзнет минут 15. Берите в самолет кофточки …:))

Закончим тему еды и перейдем к другим темам:)

Детские наборы…

Я проработала 4,5 месяцев. Из них месяц детских наборов точно не было. Они закончились. Понимаете, на месяц. Нет, не сразу, заканчивались они постепенно. Например, на рейсе 15 детей, а наборов 10… И ходи весь рейс объясняй почему ребенку через 2 ряда набор дали, а вам нет. Эх…. Сервис… с большой буквы, никак не иначе.

Отдельные воспоминания у меня связаны с щипчиками. (которыми кладут лимон в чай, и которые я видела за все свои рейсы всего пару раз, потому что их не загружают). Заменой щипчикам обычно служит пластмассовая вилка, но... Не на рейсе, когда ты летишь с неадекватным инструктором. Мою вилку выкинули в помойку, потому что (цитата):

«Наша авиакомпания предоставляет высокий уровень сервиса. Пластмассовая вилка -это НЕ высокий уровень сервиса».

По причине, которую инструктор сам же озвучил, он принес из бизнес класса.... щипцы для хлеба и булочек. Я не сдерживаюсь и говорю:

Неудобно будет, они большие и с дыркой

Вилка не предназначена для лимонов

Щипцы для хлеба тоже.

Я тебе сказал, вилка не для лимонов.

-.....

Не меньше часа щипцами для хлеба я обслуживала пассажиров, расцепляя толстыми неудобными железками слипшиеся дольки лимона, которые то и дело ускользали от меня в размокшем картонном стаканчике. Уверена, пассажиры это оценили.

Теперь представьте самый обычный рейс, допустим Москва- Париж- Москва.

За 1,5 часа до рейса у меня брифинг, живу я близко, так что вышла 40 мин до этого. Потом три часа в одну сторону, час стоянки и три в обратную, все это время я работаю на каблуках и моя работа физическая. Легкий математический расчет и я работаю около 10 часов. Я устала, честное слово. Самолет приземлился, пассажиры вышли, я досмотрела свою зону на забытые вещи, я подняла все пледы с пола. Я обязана ждать на самолете пол часа пока нас не разгрузят. Пол часа прошло, я оформила "неразгруз", опломбировала кухню\ торговлю. Как вы думаете, что я хочу? верно, я хочу ДОМОЙ.

Однако домой я часто уехать не могла. Дело в том, что пилоты уходят с самолета сразу после приземления и ухода пассажиров. Когда они выходят- машина их уже ждет. К бортпроводникам уважения намного меньше, нас забрать не спешат. Мой рекорд (не лично мой, а всей бригады) ожидания машины 40 минут. Искренне не понимаю, почему я должна сидеть в самолете лишние 40 минут, и мне это не оплачивается. И ладно бы это происходило не часто, так это было практически каждый рейс, я не могла уйти домой, потому что меня не забирала машина и я теряла 10-15-20 минут. Я же на работу приходила во время, почему меня не могли вовремя забрать с самолета??

Еще одна вещь по которой я не скучаю- это оборудование. Эти телеги, которые постоянно не закрывались, если только ты со всей силы не ударишь ногой, сломанные замки, тормоза, колеса… Поэтому чуть ли не каждый рейс нужно оформлять акты…

АКТЫ! Мало того, что ты прождал пол часа, а тебя так и не разгрузили, тебе нужно оформить неразгруз. Это всего лишь лишние пять минут и к этому привыкаешь. Но бывает, что ты хочешь закрыть телегу на тросовую пломбу, а ее тоже не положили, и тебе нужно составлять ЕЩЁ один акт на недовложение…

Слишком много работы, которой быть не должно, если бы все стороны работали согласованно. В итоге за того что кто-то где-то не доработал работаю я, тратя лишнее время.

Ну а теперь немножко о графике и командировках..

В месяц у меня было 18 рейсов. 6 дней в неделю я летала, все как в договоре). Для сравнения, в Эмирейтс бортпроводники выполняют 6-8 рейсов. А я летала в 3 раза больше, за зарплату в несколько раз меньше.

Странная это вещь- отдел планирования. У кого-то рейсов меньше,у кого-то больше. Еще более странно- два человека с одинаковым стажем, одинаковыми оценками и одинаковым налетом получают РАЗНУЮ зарплату. (и разница не 100 рублей…). Тут вроде бы логично сходить в офис и выяснить это там, но про офис чуть дальше, он определенно заслуживает отдельного абзаца.

В конце концов мы все приходим летать не только из-за зарплаты, верно? На том, что я перечислила выше, романтика не заканчивается.

Путешествия. Я изначально знала, что мне светит 1-2 командировки в месяц и к этому у меня претензий нет. Но...

Мне на собеседовании никто не говорил, что у меня будут ночевки 2 часа, а вам?

Выглядит это как: мы летим например Москва - Нижний Новгород. Рейс ночной. Мы едем в гостиницу, там ложимся спать, через 2 часа (!!!) встаем, едем на самолет и летим обратно в Москву. Делается это из-за того, что время вылета компании не выгодно, а устраивать эстафету тем более дорого, проще помучить один экипаж. Это действительно мучение, потому что сразу вы не уснете (представьте вы побегали на тренировке, вы приходите домой, вы устали? -Да. Но если вы рухните на кровать, вы мгновенно уснете? Нет. Даже если вы на чуть чуть уснете, проснетесь еще более усталым и разбитым, чем были до этого.

Я не просто так упомянула рейс в Нижний Новгород.

Сначала на самолете Старший бортпроводник говорит: сейчас я вам раздам талоны. Я сначала не верю что за талоны, и тут я его получаю в руки.

Написано: «ТАЛОН, 2 ШОКОЛАДКИ, ЖВАЧКА»

С этим талоном подходишь в буфет в гостинице и меняешь его на 2 шоколадки и жвачку (на выбор! можно взять фруктовую или мятную). Это ваш ужин-завтрак, называйте как хотите. Я это, в совокупности с двумя часами сна, называю хамское отношение компании к своим работникам. В номере есть бутылочка с водой, про чайник точно не помню. В каких-то гостиницах не было и его. Я сфотографировала гостиницу:

Красота, правда? Как только зашла- сразу начала отдыхать.

Кстати, это переделанная больница. Могу ошибаться, но на первом этаже было большое стеклянное окно и надпись по трафарету «РЕГИСТРАТУРА». За окошком сидела бабушка- хранительница ключей.

К уважаемой компании, у меня два вопроса:

1) вы правда думаете, что экипаж за два часа отдохнет?

2) что мы ложимся на подушку и сразу вырубаемся после того как хорошенько побегали по самолету?

Наплевательское отношение демонстрируется не только в работе, чего только стоит сходить в офис!

Свой первый день в офисе я помню. Я в белой блузке, черной юбке, с пучком, на каблуках, вся такая счастливая (я же почти стюардесса!)подхожу и говорю:

Здравствуйте! У меня сегодня первый рабочий день! Вы мне сказали к Вам подойти!

Ну и иди работай, раз рабочий день!

-…

Вот так он и прошел- первый день. Он начался с негатива, он так и закончился.

Мне нужно было подписать последнюю бумажку, вполне невинное действие. До сих пор помню номер стола, за которым сидела эта женщина.

Здравствуйте, мне нужна ваша подпись!

После четырех.-(время час)

Всего одна подпись

Я сказала после четырех.

Ровно с часу до четырех я просидела на стуле напротив ее. Она пила чай, болтала с коллегами, отходила и снова болтала на отвлеченные темы. Ровно в 4: 01 она поставила мне свою подпись. Она не потратила и секунды, чтобы посмотреть мой документ.

Думаю картина отношения к бортпроводникам выстроилась, но пожалуй я еще упомяну женщину, которая сказала "мне некогда" и в это время подпиливала ногти. (на клавиатуру).

Досталось мне даже когда я увольнялась(казалось бы, да оставьте вы меня уже в покое!)

Начальник не -буду-говорить-какого-отдела сказала мне, что лучшей работы я никогда (!) в жизни не найду, что я не понимаю от чего я отказываюсь(!) и что я теряю. Что приползу умолять ее взять меня обратно.

Так, к слову, работу я нашла за 3 дня с зарплатой повыше. А про то, что я ни секунды не жалела, думаю и так понятно:))

Когда расписывалась в журнале, спрашиваю: «Много в день увольняется?»

Смотри, ты десятая сегодня… - а время-то всего 10 утра, обычный будний день.

Вот и ответ на вопрос «Почему каждую неделю на обучение садится новая группа из 20 человек». Не потому, что самолеты новые приходят, а потому, что текучка кадров постоянная.

Ну и последнее.. форма. Стыд и позор, но за пол года мне не выдали половину формы. Закончились на пол года пилотки, сапоги, пальто, пуховики, платочки, фартуки. Интересно, что одно время пилотки на складе можно было купить, а бесплатно получить нельзя, хотя полагается. Поэтому в моем чемоданчике всегда лежали рапорты, и я должна была внимательно следить за числом и каждый месяц писать новый и заверять в офисе..:)) Еще я летала в одном платье, потому что второе мне не дали.

Кто-то в обсуждениях, где каждое второе сообщение "куплю пилотку\ фартук\ платочек…" (нужное вставить) спросил: «Ребята афл, вам что, форму не выдают?»

Неа, не выдают.

Хотя встречались и на учебе, и в рейсах, прекрасные интересные люди, были и веселые позитивные рейсы, но весь негатив, который компания сама себе создала, делает атмосферу, в которой работать невыносимо. Не в работе я разочаровалась, а в компании.

Забавно, что в инстаграме люди выкладывают фотографии в форме и пишут хэштег «любимая работа», а ты им звонишь через 5 минут, и говоришь «Да я смотрю ты свою работу любишь?))))», а ответ тебе.. Примерно те, у кого "вид из офиса шикарный", рассказывают о том, как они много путешествуют. Может кому-то и везет, и раз в месяц вам ставят суточный Мале, но очевидно везет так не всем. У моих знакомых было и такое:)))

Получила допуск на 330?

Да

Ну и как? Куда летаешь?

Разворотки в Симферополь.

3 человека с кем я училась уволились так же как и я, спустя пару месяцев после обучения. И причина у всех одна: эта работа стоит куда больших денег, чем то, что приходит на карточку. И я, и кто-то другой, поработали бы какое-то время, если бы это компенсировалось хоть чем-то... Командировками, человеческим графиком... За те же деньги, но на земле, не нужно корчиться, гробя свое здоровье.

Я могла бы писать этот пост бесконечно, но он должен когда-то закончиться. Здесь стоило бы упомянуть отношение врачей на Соколе (не всех, моя врач была замечательная, но к сожалению такие не все). Или что спустя месяц после того, как я уволилась, бортпроводников обязали убирать самолет на стоянке вместо уборщиков. (Во имя безопасности, конечно, не экономии!) Писать о том, что расширение обязанностей ввели без согласия и без доплаты, думаю не стоит, это очевидно.

Длинные разговоры под луной у самой кромки моря – дело хорошее и могут дать заряд бодрости, позитива и интеллектуального материала для переваривания (и последующего воплощения в виде колонок) на ближайшие полгода как минимум. Или хотя бы на несколько месяцев.

Тот милый и уютный городок, который слишком много знает и помнит меня совсем крошкой, когда и со мной происходили изменения, о которых я толкую уже которую неделю, напоминает мне о собственном детстве. На свете нет больше ни единого местечка, которое сохранилось бы в таком же нетронутом состоянии. То же кресло-качалка, с которого я навернулась в два с половиной года, тот же вентилятор, те же стулья и книги. Время как будто немного замерло вокруг меня, подсовывая всё новые и новые якоря-воспоминания, уводящие куда-то в детские ощущения и переживания.

Даже тётушки у подъезда всё те же, хоть и стали намного старше, поседели и превратились в бабушек, а то и в прабабушек. Да, мир не стоит на месте, и казавшиеся непроходимым детским садом карапузы — по сравнению со мной, пятнадцатилетней юной леди, познавшей суть мира (в теории, естественно) и носившей на лице непередаваемую печать вселенской скорби, — уже сами стали такими же и по вечерам бегают на свидания и мило шепчутся на лавочках, сменяя старшее поколение.

Особенностью таких милых приморских городков и старых малоэтажных домиков является всемогущее сарафанное радио. Здесь все про всех всё знают. А что не знают – то додумывают. Поэтому я периодически и сама не прочь покормить местного социального дракона и потрещать на лавочке «за жизнь», рассказывая о прекрасной независимой столице сопредельного государства. И ведь правду рассказываю, не вру.

Но, как говорит один знакомый юрист: «Клянусь говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Но не всю правду. И этого будет достаточно, чтобы скрыть правду».

Вообще, умение дозировать информацию – это тоже показатель хорошо проработанных личных границ. Вот спрашивают у тебя, допустим, неудобный вопрос. Ну чисто из любопытства. А что ты в ответ сделаешь? И это поведение характеризует тебя намного сильнее, чем личность задающего те самые вопросы.

Я вот всю жизнь относилась к таким людям, которые очень стеснялись быть неуместными. Честно скажу, пришлось учиться их задавать. Потому что однажды у человека возникает понимание, что нельзя сделать так, чтоб всем было хорошо, всем угодить и никого не задеть. И умение маневрировать и сохранять хорошие отношения с теми же соседями по лестничной клетке – это вопрос социализации. И вопрос приоритетов.

Я встречала одну даму, которая пыталась быть для всех доброй, отзывчивой, прекрасным собеседником, боевой подругой, женой и товарищем. Выходила неизменная ерунда, да и лечиться потом надо было очень долго. Как вы уже поняли, даму ту я чаще всего встречала в отражениях витрин и в тени на асфальте. А зеркал, кстати, у меня тогда дома особо и не было. А что на себя смотреть? Фи, какой эгоизм и бездуховность.

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», – это вообще апостол Павел говорил в первом послании коринфянам. Вот только где я, а где апостол? Пришлось сказать себе, что надо как-то смиреннее быть и не пытаться объять необъятное.

Самым большим страхом лично у меня, когда я пыталась стать для себя собой, чтобы никого не спасать, а хотя бы научиться видеть радость, милость и любовь в мире и в отношениях, было ощущение этакого предательства, будто я какую-то очень важную ми ссию пускаю псу под хвост и лишаюсь волшебного ореола благодати, падая на грешную землю. Но по сути так оно и есть. Этот процесс, когда понимаешь, что невозможно всем угодить, говорить только правду, нравиться соседкам, ублажать мужа, дружить с подругами и при этом хорошо работать, уважать родителей, поститься, молиться и слушать радио «Радонеж», так и называется – спуститься с небес на землю. Вернуться к реальности, жить настоящим.

Когда ребёнок совсем маленький, то мама всеми силами пытается для чада создать условия. Конечно, так и надо поступать, когда младенчик совсем ещё кроха и не умеет думать о завтрашнем дне. Он, как мы помним, реагирует на настоящее так, как будто оно длится вечность.

Но вот, представьте себе, ребёнок начинает вырастать, предъявлять миру свою неповторимость и всё больше и больше отличаться от мамы. Прибавить к этому тот факт, что ребёнок, конечно, в год-полтора куда более подвижен и любознателен, чем в три месяца, и мы понимаем, что маме предстоит встречаться с человеком, которого она всё меньше и меньше понимает.

Но человек этот сам ещё ничего в жизни не смыслит, не умеет пользоваться не только вилкой и бумажником, но и горшком, не понимает своих чувств и совершенно не похож на взрослого, с которым можно поговорить и договориться. У ребёнка нет воли и логики, есть только воля к жизни и желание угодить маме и копировать всё то, что он видит в окружающем мире, чтобы сойти за своего.

А теперь представьте, каково это ребёночку. Он вообще-то привык, что при первом вопле мама бросает все дела и несётся к нему (мамы, вспомните тот момент, когда вы поняли, что чадо уже не требует кушать/писать/спать, а именно зовёт вас, потому что понял, что на свете есть условные рефлексы, и просто проверяет, прибежите вы или нет). А тут вдруг он начинает всё чаще и чаще слышать слово «нельзя».

Более того, ребёнок начинает специально нарушать границы дозволенного, чтобы понять, где те самые границы находятся. Ну нет у ребёнка врождённого понимания того, что можно, а что нельзя. И всякие попытки его застыдить, усмирить до добра не доводят. Сейчас ребёнку очень важно пережить одну неприятную особенность – он не всевластен, в мире есть какие-то правила и законы, и их надо соблюдать.

И ему становится очень печально каждый раз, когда оказывается, что его ограничивают. Он плачет, рыдает, пакостничает вовсе не потому, что он баловень и когда вырастет, сразу за решётку сядет с таким поведением. И не потому, что маму хочет опозорить перед всей песочницей.

Ребёнок помогает маме заметить собственные комплексы, потому что он свои поступки делает без умысла, просто потому что не умеет справляться с самим собой, а все трактовки уже мама даёт. Так что если вы видите маму, которая тащит дитя в садик и благим матом орёт что-нибудь из серии «как можно так измываться над матерью, неблагодарный», то будьте уверены: она и на работе, и в семье считает, что ею все пользуются. А если мама твердит малолетке своему о том, что «ты маму не любишь, и я тебя любить не буду», то мама сама не вполне понимает про любовь.

Но это я отвлеклась на мам. Давайте всё же про детей.

Ребёнку важно понять сразу очень много всего. Во-первых, что такое можно и нельзя. Где проходят границы дозволенного и принятого в данном конкретном обществе поведения. Как взаимодействовать с теми вещами, которые его окружают. И, наконец, что родители на самом деле являются теми людьми, с которых можно брать пример и на которых можно положиться. Естественно, он этого не осознаёт, но копирует поведение окружающих и ждёт оценки.

Когда мама говорит дочке: «Какая плохая девочка, у меня испортилось настроение, когда ты начала капризничать на улице», то она вовсе не «я-концепцию» озвучивает, а даёт дочке понять, что она своим поведением управляет такой большой и недосягаемой мамой. А это знаете как страшно чувствовать?

Куда лучше просто сказать ребёнку, как надо себя было повести. Тогда ребёнок понимает, что ситуация под контролем, но не под его. Он, между прочим, учится доверять.

А что мы там говорили про доверие? Вот взять прекрасный образчик так называемой сильной женщины-шпалоукладчицы, живущей под транспарантом «без меня всё развалится» и контролирующей всё и вся. Не сила это вовсе на деле, а страх, огромный страх того, что без её вмешательства мир развалится.

А взять другую даму, ту самую, которая обивает пороги старцев, бабок и больниц в поисках указаний, как правильно жить? Тоже боится, но кажется такой совсем слабенькой, что даже новую юбку себе купить не может, не посоветовавшись с подругами и модными журналами. Наверняка её в детстве воспитывали сурово, про «я очень огорчилась» даже не думали говорить, а призывали знать своё место и ходить строем.

Мне очень нравится, как постепенно человечество привыкало к тому, что не солнце вокруг земли вращается, а наоборот. У маленького ребёнка приблизительно такой же путь самопознания. Сначала кажется, что всё вокруг тебя вращается: и солнце, и звёзды, и мама, и папа, и бабушка, и нянечка… А на деле оказывается, что ничего подобного. Что центр нашей системы не Земля, а Звезда по имени Солнце. Да и система не одна, их вообще много.

Сначала мысль о гелиоцентрическом строении солнечной системы казалась новаторской и просто таки еретической. А потом ничего, привыкли. Так же и малыш привыкает, что он не пуп земли, но и не последняя буква алфавита. Недалеко от родителей, но всё же на удалении. Земля недаром где-то на периферии находится. Потому что только там возможна жизнь.

Если залезешь в центр вселенной – быстро сгоришь. На свет, конечно, все мухи слетаются, но жить с лампочкой невозможно, потому и уходят мужчины от таких великих жён.

Если укатишься на задворки, то только камни, ветер и вечная мерзлота будут твоими спутниками.

Истина, как обычно, где-то посерединке.

Игорь Шипилин. «Вечер в Балаклаве»

Продолжение, как водится, ищите через неделю по известному адресу…

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Магистр психологии, практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа, Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии и Российский Государственный Социальный Университет. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала «Матроны».

6 Comment threads

15 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать