Религия в туркмении. Государственная религия туркменистана - ислам Затронутые группы христиан

  • Дата: 05.02.2024

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских политических структур.

В результате страна в политическом плане превратилась в мертвое море. Не получил распространения и политический ислам. В отличие от соседей, Туркменистан избежал появления на своей территории «ваххабитских» группировок и их агентов влияния. Однако имеет место распространение на границе с Узбекистаном специфической формы ордена Накшбанди.

Туркмены никогда не тяготели к радикальным исламским учениям, но нищета и идеологический вакуум могут породить такую тягу.

Туркменистан относится к ханафитскому мазхабу суннитского ислама. Для туркмен как народа кочевого несвойственна активная ритуальная религиозность, как, например, для таджиков и узбеков. Для отправления религиозных обрядов им достаточно уединения.

Ислам - это он

В начале 1990-х гг., когда Ниязов только начинал перевоплощаться из партийного деятеля в лидера нации, ислам был ему полезен в деле строительства новой национальной идеи. Он использовал ислам как подручное средство, но лишь в формах, определенных и регулируемых государством. Еще в 1993 г. он заявил, что Туркменистан возвращается к исламу не столько как к религии с догматическими постулатами, сколько как к части национальной культуры.

В целях контроля за религиозной деятельностью в 1994 г. был создан Генгеши (Совет) по делам религии, полностью подчиненный президенту страны.

По мере укрепления своей власти Ниязов пытался узурпировать исламский символизм и донести до народа идею, что Ислам - это он, требуя, чтобы его труд «Рухнама» котировался наряду с Кораном. Мечети получили официальное предписание хранить не менее 2-х экземпляров «Рухнамы», а цитаты оттуда были вырезаны на стенах многих мечетей. Какое-то время приближенные к Ниязову подумывали объявить его пророком, но вовремя одумались.

В 1997 г. не прошли перерегистрацию более половины действующих в стране мечетей. Однако они продолжали действовать при молчаливом согласии местных властей. Одновременно многие имамы молчаливо игнорировали официальное предписание после каждого намаза произносить клятву на верность родине и президенту. Такое положение вещей не устраивало власть, что привело к чисткам в рядах нелояльных имамов.

В 2000 г. под знаменем борьбы с экстремизмом власти начали поход против инакомыслящих. В результате было сожжено 40 тысяч экземпляров Корана, переведенного на туркменский язык опальным Хаджаахметом Оразклычевым.

В 2003 г. был проведен громкий процесс над муфтием Туркменистана Насруллой ибн-Абадуллой, который резко негативно отреагировал на приказ расписать мечети наряду с текстами из Корана цитатами из «Рухнамы». К тому же он отказался признать Ниязова божьим наместником. Бывший муфтий был осужден на 22 года. В дальнейшем религиозные деятели уровня Насруллы ибн-Абадуллы муфтиятом не руководили. Предпочтение отдавалось кандидатам менее образованным в религиозном плане, но более лояльным в плане политическом. Тем более все имамы фактически являются государственными служащими, получающими жалование от государства, а потому очень уязвимы.

Весной 2006 г. Ниязов заявил, что тот, кто трижды прочтет его книгу «Рухнама», станет умным, поймет природу, законы и человеческие ценности. И после попадет прямо в рай. Он утверждал, что сам просил Аллаха о таком способе выявления праведников.

Рухнамизация всей страны стала важнейшей составляющей светской религии, а также главной линией, определяющей государственную политику по отношению к религиозным объединениям.
В 1990-е гг. на территории Туркменистана в некоторых кишлаках стали одновременно функционировать по 2 мечети: одна государственная, вторая - молельный дом, где собирались местные жители, чтобы не только отправлять религиозные обряды, но и обсуждать насущные проблемы. Государственный религиозный гнёт вызвал недовольство в рядах обычных мусульман.

В эпоху Ниязова были построены роскошные мечети. Но большинство населения прохладно восприняли эти шедевры, поэтому популярностью они не пользовались.

Подготовка религиозных кадров

Религиозное образование находится под жестким контролем властей ещё со времен правления Ниязова. С 1990-х гг. в страну практически не поступала религиозная литература. Какое-то время чистоту преподавания удавалось сохранять в турецких школах, но в 2000 г. Ниязов заявил, что все медресе и религиозные школы должны быть закрыты. По его словам, достаточно было иметь одно медресе, действующее под контролем муфтията. Таким образом он выразил недоверие к исламским структурам после выявления на севере Туркменистана подпольных структур исламских радикалов, которые использовались узбекской оппозицией в качестве перевалочных баз.

К тому же были депортированы 300 иностранных (в основном иранских) проповедников.

В 2005 г. в Туркменистане был закрыт единственный на всю страну Факультет теологии (теперь это отделение теологии Факультета истории), а контракты с турецкими богословами, которые в основном и преподавали там, были расторгнуты, количество студентов резко сократилось.

Атагельды Нурыев, Ашхабад

Знак мусульманского полумесяца в Центральной Азии первыми увидели туркмены. Произошло это в 651 году при лунном свете: арабские бедуины гнались за "последним из могикан", царем могущественной персидской династии Сасанидов, скрывавшегося от погони и в конце-концов убитого по навету малахольного правителя Мерва. В том же году арабское влияние охватило чуть ли не весь южный Хорасан.

Через пару десятков лет арабы предприняли-было поход на юго-запад, но встретив упорное сопротивление, успокоились и решились "довольствоваться малым", как оказалось до поры до времени. Нет смысла вдаваться в канву тех героических баталий, как и во всякой войне, противостояние шло с переменным успехом. От Амударьи до побережья древнего Хазара, частенько случались восстания под зеленым знаменем ислама - против земляков самого основателя веры.

Так или иначе, со временем вероучение пророка Мухаммеда нашло живой отклик в горячих сердцах своевольных туркмен. В чем мотивы? Вероятно, в этом повинна, как заключил историк В. Бартольд, ... торговля, "когда кочевники, знакомясь с товарами, подвергались влиянию не столько ислама, сколько вообще мусульманской культуры". Быть может, все это закаленным жителям пустыни показалось близким и понятным. Чем для них прежде были Солнце, Небо и Вода, тем теперь стали Аллах и Мухаммед. В конце прошлого столетия венгерский путешественник Арминий Вамбери диву давался, каким же образом за тринадцать веков общения с исламским этикетом внутренняя жизнь туркмен оставалась по-сути нетронутой.

У большинства туркмен знакомство с исламом прошло сквозь "магический кристалл" суфизма, состоявшего из кучи экзальтированных религиозных орденов и выродившегося на местной почве в одного ишана (священнника) на целое село, о котором вспоминали разве что по случаю рождения ребенка, бракосочетания молодых и в дни отпевания покойников. Из трех констат суфизма: мистики, аскетизма и пантеизма (обожествление матери-природы - М.Г) туркмен больше всего занимал вопрос природного начала.

Туркмены предпочитают совершать 34 коленопреклонения не в мечети, а в... гордом одиночестве. Молитва и общение с Всевышним для туркмена - сфера исключительно интимная, популярна даже пословица: "от одного колоца больше пользы, чем от тысячи мечетей". Паломничество к популярной местной святыне считалось равноценным хаджу в Мекку, куда отправлялись лишь единицы.

Туркменский мыслитель Довлетмаммед Азади (отец почитаемого у туркмен поэта Махтумкули - М.Г) прослыл человеком глубоко верующим и чрезвычайно мудрым. В своем трактате государственного устройства "Вагзы-Азад", с точки зрения догматиков и он позволял себе страшную крамолу. Справедливое правление в течение одного часа, поговаривал он, ценнее тысячи паломничеств в святые места.Из шариата, мусульманского права, вернее из двух ее глав, ибадэта (духовного) и мемаликета(светского), туркмены приняв почти всю ее первую часть, вторую фактически проигнорировали.

В быту они следовали неписанному закону предков. Обычное право - адат, дисциплинировавшее все стороны мирской жизни с течением времени подвергалось корректировке. Так, обычай кровной мести к началу атомного века в туркменском социуме стал крайне не популярен. "Басмач" со стажем Джунаид-хан, возглавивший борьбу против Красной Армии, поднял свой авторитет в глазах народа именно тем, что будучи сам кровником, сумел за два-три года примирить ни много ни мало - 60 родов.

Если большевики пробовали новый мир построить, до основания разрушив старый, то их предшественники - "народный дух" пытались не тревожить. "С введением русских законов, во всей их полноте, на первых порах, пришлось бы сослать в Сибирь тысячи почетных туркмен только за то, что они живут по своим понятиям и обычаям... Они вошли в их кровь и плоть до такой степени, что жизнь по новым законам, преждевременно введенным, казалась бы им не жизнью, а каторгой", - со знанием дела писал русский офицер Ломакин, изучавший местные нравы по поручению генерал-губернатора Закаспия.

P.S В Центральной Азии произошла уникальная вещь - встретились пассионарии трех крупных этносов: арабов, иранцев и собственно тюрков (не путать с современными турками, они такие же потомки тюрков, как к примеру азербайджанцы и туркмены -М.Г), что в конечном итоге переросло в мощную, гигантскую генерацию, - мусульманский суперэтнос. Центральноазиатский реннессанс случился в ту самую пору и каждый из перечисленных народов тогда вложил частицу себя. Пользуясь метафорой арабского летописца 14 века Джемаля Кариши, скажем, что арабы отличились красноречием, иранцы - остроумием, а тюрки - искренностью. До сих пор, у туркмен в ходу имена со сверхестественным смыслом - "Бог Дал". Причем, АЛЛАберди имеет арабский корень, ХУДАЙберди - иранский, и наконец ТАНГРЫберди - тюркский.

Способность ислама органично вписываться в совершенно полярные социокультурные рамки феноменальна. Бартольд заметил как-то, что нет ни одного мусульманского народа принявшего другую веру, тогда как ряд христианских и буддийских этносов сами обращались к исламу. Центральноазиатский вариант ислама отличился от традиционного еще в период арабского доминирования, и не раз именно в геополитическом пространстве Великого Шелкового Пути давали о себе давать всплески мусульманской реформации, то и дело прерываемые либо имперскими амбициями русского царя либо "заветами Ильича".

Тюрки Центральной Азии не растворились как народ в арабо-персидской культуре, а приспособили ее к своим национальным чертам. Один из ярких примеров - народный эпос туркмен, их предания об Огуз-хане, обработанные под новым веянием, но не утратившие от этого своего национального колорита. По мнению того же Кариши, здешняя литература от арабской и в большей степени от персидской отличима своей простотой и искренностью. Оно и понятно. Творчество настоящего, признанного в народе поэта здесь предназначалось не "власть держащим", а обществу, в котором "каждый себе царь".

Национальная культура Туркменистана как губка впитала в себя особенности верований зороастризма, буддизма, христианства, однако главенствующими религиозными обычаями с приходом ислама являются традиции и обряды шариата. Не меньшее значение, чем религиозные догмы имеют складывавшиеся на протяжении столетий племенные отношения туркменов. Непревзойденным авторитетом пользуются почитаемые и мудрые старейшины – аксакалы. Каждая племенная группа имеет свои ярко выраженные культурные особенности, отличительные элементы национальной одежды, вышивки и украшений.

Религия Туркменистана

На сегодняшний день, главенствующая – ислам принадлежит подавляющему большинству населения страны . 89% жителей являются мусульманами суннитского толка, 9% верующих придерживаются обычаев православного христианства.


Экономика Туркменистана

По объему ВВП является девяносто четвертой экономикой среди стран мира. В Туркмении развита текстильная, пищевая и химическая промышленность. Во внешней торговле преобладает экспорт нефтепродуктов и газа.


Наука Туркменистана

Государство Туркменистан отличается практически полной грамотностью населения. Современная отличается развитой системой начального и среднего образования, которую наряду с научными исследованиями курирует Академия наук. В ведении Академии состоят научные институты, среди которых не последнее место занимает известный во всем мире Институт пустынь.


Искусство Туркменистана

Пестрота этногенеза туркменского народа оказала значительное влияние на , в котором прослеживаются мотивы тюркского и иранского народов. Древнейшей традиций страны и символом туркменского народа является непревзойденное искусство ковроткачества. По старинным преданиям именно в этой удивительной стране соткали первый в мире ковер. Ковры Туркмении отличаются особой тонкостью и чистотой традиционных узоров «гелей». Мастерство ковроделия передается из поколения в поколение и является национальной гордостью страны.


Кухня Туркменистана

Культура страны сильна своими кулинарными традициями. Многообразна и удивительна – ароматные супы умпач-заши и гайнатма, великолепие традиционных вторых блюд, бешмарбек и конечно же туркменский плов – не оставят равнодушным истинных гурманов. Только в Туркмении можно отведать самый необычный в Азии плов, в котором вместо традиционной баранины используют рыбу. Прибрежная география Туркменистана обусловила достаточно широкое применение в национальной кулинарии морепродуктов.


Обычаи и традиции Туркменистана

Самобытные традиции и обычаи Туркменистана корнями восходят к древней культуре тюркской народности Огузов и исламскому вероисповеданию. Большинство традиций и нравов сопровождает местных жителей всю жизнь и во многом определяют их быт. Одним из самых ярких и красивых обычаев является традиция бракосочетания, подготовка к которой – настоящее событие в жизни семьи. Наиболее красочно и детально свадебный ритуал воспроизводится в сельских поселениях.


Спорт Туркменистана

Туркменский народ традиционно считается спортивной нацией – спорт Туркменистана восходит к древним традициям прошлого. Среди национальных видов спорта – различные направления и виды борьбы, не менее любимым направлением у современных туркмен является футбол.

(сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань , Туркменбаши и Серахс ), а поляки католицизм . В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв . В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников , баптистов , адвентистов , бахаистов и кришнаитов - все они получили официальную регистрацию только в 2004 году . На нелегальном положении находятся свидетели Иеговы .

Законодательство

Согласно статье 28 Конституции Туркмении Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов согласно статье 28 Конституции Туркменистана.

Положение религиозных организаций и верующих регламентировано вступившим в силу в 2016 году законом Туркмении «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» .

Регистрация религиозных организаций

Статья 7 Закона 2016 года обязывает все религиозные организации зарегистрироваться и вводит запрет для организаций, «тайно осуществляющих религиозную деятельность» . Для регистрации религиозной организации необходимо наличие инициативной группы не менее, чем из 50 совершеннолетних верующих, являющихся туркменскими гражданами и уплатить регистрационный сбор (ст.ст. 13, 16 Закона 2016 года) . При этом зарегистрированная религиозная организация должна иметь устав (ст. 14 Закона 2016 года) .

Имущество религиозных организаций

Закон 2016 года закрепляет право религиозных организаций на владение собственностью, в том числе получаемой из-за рубежа, но требует обязательной регистрации всех программ иностранной безвозмездной и грантовой помощи (включая отчетов об их выполнении) . Закон также закрепил передачу религиозным организациям на безвозмездной основе культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности (ст. 23) .

Обряды в закрытых государственных учреждениях

В медицинских учреждениях, в местах лишения свободы в социальных учреждениях закон 2016 года обязывает администрацию содействовать просьбам содержащихся в них граждан по приглашению священнослужителей (ст. 25) .

Религиозное образование

Закон 2016 года установил жесткий контроль над религиозным образованием :

  • В государственных образовательных учреждениях обучение религии запрещено (ст. 8).
  • Частное преподавание «духовного вероучения» запрещено (ст. 9)
  • Обучение религии несовершеннолетних разрешено лишь с согласия не только родителей и с разрешения специальной Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. При этом продолжительность обучения не может превышать 4 часов в неделю (ст. 8).
  • Разрешено создание духовных образовательных учреждений. Однако к ним очень высокие требования - преподаватели религиозных дисциплин должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с согласия вышеуказанной Комиссии (ст. 9), сами духовные учреждения обязаны получить лицензию.

Государственные структуры по контролю за религиозными организациями

Закон 2016 года создал специальную Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. Ее полномочия весьма широки (ст. 10 - 12) :

  • контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению ими законодательства о свободе вероисповедания, в том числе прием жалоб граждан на религиозные организации;
  • утверждение в должности руководителя религиозной организации, центр которой находится за пределами Туркмении;
  • представление экспертных религиоведческих заключений, в том числе для суда;
  • экспертиза ввозимой в страну религиозной литературы;
  • внесение предложения по регистрации религиозной организации;
  • внесение предложения по открытию религиозного образовательного учреждения.
  • принятия решений (совместно с местными органами власти) о строительстве религиозного сооружения.

Местные органы власти также имеют некоторые полномочия (ст. 11 Закона 2016 года) - в частности согласовывают проведение религиозных обрядов за пределами культовых зданий .

В Законе 2016 года существующий Генгеш по делам религии при Президенте Туркмении не упоминается. Этот орган был создан в 1994 году для надзора за религиозными организациями . В состав Генгеша были включены муфтий, заместитель муфтия, православный благочинный и гражданский чиновник. Члены Генгеша, несмотря на светский характер государства, стали получать жалованье из бюджета, также как и члены велаятских советов по делам религии (их возглавляют местные главные имамы) . В соответствие с «Положением о Генгеше по делам религии при Президенте Туркменистана», Генгеш являлся государственным экспертным и консультативным органом по вопросам религий. Представители Генгеша участвовали в богослужениях, праздничных и других мероприятиях, проводимых религиозными организациями, а также во встречах с верующими. Например, в мае 2007 года с участием Генгеша была проведена выставка «Здоровый образ жизни» религиозной группой «Адвентисты седьмого дня», где с помощью наглядных пособий были продемонстрированы способы ведения здорового образа жизни и отвыкания от вредных привычек. При содействии Генгеша в апреле 2008 года в Туркменистане находился гражданин Германии пастор Андреа Шварц, который вёл проповеди, службы в Церкви «Адвентистов седьмого дня» в городе Ашхабад, посещал достопримечательности, памятники истории и мечети. По его просьбе 25 апреля 2008 года вместе с частью верующих указанной Церкви они участвовали в совершении пятничного моления совместно с мусульманами в одной из крупнейших мечетей Ашхабада . В рамках международной деятельности по осуществлению обмена опытом, духовного наставничества и попечения соответствующих религиозных общин, в апреле 2009 года в Ашхабаде находились граждане Германии Вольфганг Надольный и Томас Хэрм («Новоапостольская Церковь Туркменистана»), а также граждане Китая - супруги Шидваш и Джон Фарид («Религиозная организация Бахаи Туркменистана»).

Религия и политика

Закон 2016 года жестко запретил создание политических партий на религиозной основе, а также создание и деятельность религиозных организаций, «цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии»(ст. 7) . Впрочем до принятия этого закона в Туркмении не было зарегистрированных политических партий , созданных на религиозной основе.

Православие

Православная Покровская церковь в Мары

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны .

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь . Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов .

Протестанты

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты , меннониты , лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов . В настоящее время в Туркменистане действуют несколько

Территория: 491 200 км². 52-я в мире.

Официальный язык: Туркменский.

Столица: Ашхабад.

Валюта: туркменский манат.

Форма правления: Президентская республика.

Президент - С.А. Ниязов (27 октября 1990 г., переизбран. 21 июня 1992 г., с декабря 1999 г. пожизненный Президент - 21 декабря 2006 г.). Г.М. Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 г.).

Население: 5 655 457 чел.

Политическое устройство

Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет. В то же время пожизненным президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 г. был Сапармурат Ниязов, сменивший своё имя на Туркменбаши (глава всех туркмен).

Исполнительная власть представлена правительством. Глава правительства - председатель кабинета министров. До своей смерти эту должность занимал Сапармурат Туркменбаши, а с 14 февраля 2007 г. – действующий президент - Гурбангулы Бердымухамедов.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом Туркмении - Меджлисом, который состоит из 125 депутатов. Во время президентства С.А. Ниязова существовал Народный совет - Халк маслахаты, состоявший из президента, депутатов Меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В соответствии с новой Конституцией Халк маслахаты упразднен.

Судебная власть осуществляется Верховным казыетом (судом) Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Политические партии.

В Туркменистане существует 3 официально зарегистрированных политических партии - Демократическая партия Туркменистана (является прямой наследницей Коммунистической партии Туркмении), Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, Аграрная партия Туркменистана. Любая оппозиционная деятельность в Туркменистане запрещена и пресекается правоохранительными органами и спецслужбами. За

рубежом существует несколько оппозиционных партий, например, Народное демократическое движение Туркменистана и Народное движение «Ватан».

Экономика

После развала СССР в Туркмении была проведена ограниченная приватизация. Поэтому промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь находятся по-прежнему в руках государства. Около 70 % ВВП Туркменистана составляет добыча газа и нефти. Обладая огромными запасами этих энергоресурсов, Туркменистан является важным торговым партнером своих соседей, в том числе России. Около 40 % трудоспособного населения занято в промышленности, примерно половина населения занята в сельском хозяйстве и сфере услуг соответственно. Кроме нефти и газа на экспорт идет электроэнергия, товары хлопковой индустрии, продукты текстильной промышленности. Импорт - машины и оборудование, химические препараты, уголь, лекарства, продовольствие.