Презентация - икона в православной культуре. Презентация по основам православной культуры на тему "Архитектурные особенности православного храма" (4 класс) Самая главная встреча православная культура презентация

  • Дата: 20.12.2023

Вид урока: повторительно-обобщающий урок по курсу «Основы православной культуры».
Цель урока: систематизировать знания школьников православной символики, полученными при изучения предметной области «Основы православной культуры», на основе произведения искусства;
Задачи урока:
Личностные - обсудить вопросы отречения и предательства на примере поступка апостола Петра, приведенного в рассказе А. Чехова «Студент»;
Метапредметные - продолжить работу по пониманию символов, которыми передаются смыслы человеческой жизни в произведениях искусства;
Предметные - закрепить сформированное понимание школьниками того, что евангельские сюжеты имеют отношения к нам, к нашей жизни, объясняют нам жизнь через символы; знакомство с творчеством русского писателя 19 века Антона Павловича Чехова.

Урок поможет: объяснить смысл Заповедей; воспитает должное поведение христианина, христианское мировоззрение, познакомит с христианской истиной; обогатит словарь новыми словами, раскроет их глубокий духовный смысл; воспитает уважение к православной культуре, религиозным убеждениям народа.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация к уроку: "Святой Сергий - строитель русской духовной культуры."
Обучающие цели:
- исследуя основные этапы жития С.Р. ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают С. Р. великим деятелем России и строителем русской духовной культуры.
Развивающие цели:
- развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы
Воспитательные цели:
- воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества
Тип урока:
- урок изучения нового материала с элементами исследования
Закрепление материала в виде кроссворда.

Целевая аудитория: для 6 класса

Презентация "Храмы России" может быть использована на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Задачи данной презентации развитие у учащихся патриотического чувства к Родине, любви и интереса к ценностям России, гордости и уважения национальной культуры.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация и поурочная разработка урока составлены в контексте учебника Кураева А.В. "Основы православной культуры".
Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Целевая аудитория: для 4 класса

Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость.
Задачи урока:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;
- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.


Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация по основам Православной Культуры на тему: «Христианство». Подготовила Педагог дополнительного образования МОУ СОШ 44 Минеева Е. Е. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 44 Муниципального образования Северский район


История появления христианства. Христианство (от греч. Χριστός «помазанник», «мессия») монотеистическая религия. входит в число трёх мировых религий. Христианство зародилось на Востоке Римской империи (территории современного Израиля) в I веке н.э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира - её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т.е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.


Возникновение христианства. Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в субботу, соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.


Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, обществом и вообще со всей природой. («Системном и комплексном» в отношении человеческого поведения значит что захватывает все и вся; теперешнее время, будущее, а также и загробную жизнь). Христианство дает человеку реальное руководство для жизни: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать для того чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверенное веками, правильное для нашего времени, было правильно в прошлом и будет правильно в будущем. Что самое главное это то что это учение от Самого Господа.





Католицизм или католичество (от греч. καθολικός всемирный; впервые по отношению к церкви термин «η Καθολικη Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054.


Православие (калька с греч. ρθοδοξία буквально «правильное суждение» или «правильное учение») религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях: 1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение в противоположность ереси. Термин вошёл в употребление в конце IV и в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός). 2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов. 3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris). 4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.


Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis публично доказывающий) одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.


Христианство учит образу жизни при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом он достигает вершину своего духовного, душевного и физического развития. Христианство есть полная и законченная философская система. Она не надуманная, а это есть Истина о человеке, обществе, мире и о Самом Господе Боге. Можно сказать что христианское учение «естественно» для человека. Одним отцом Церкви так и сказано что «Душа по своей природе христианка». Отклонение от христианских начал в жизни ведет к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество в конце концов в кризисное состояние, тупик и развал. Даже отрицательные группы -- скажем разбойничьи шайки -- могут работать вместе только если они придерживаются хотя бы каких то христианских истин -- скажем у них должна быть какая то взаимопомощь и дружба. Если этого нет, то их шайка разваливается. Христианству не подходит слово «религия» так как это ее приравнивает к другим религиям, включая религию людоедов. Это скорей не религия, а истина о человеке, обществе, жизни, о том как жить, к чему стремиться и что важно в жизни, а что нет. Поэтому христианство призывает человека согласовать свое поведение с христианским учением. Иисус Христос это сказал в конце Нагорной Проповеди в притче о «Благоразумном домостроителе»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

По учению Православной Церкви, мир и человек созданы, сотворены Богом. О сотворе­нии Богом мира и человека рассказывав! Библия.

Ветхий Завет Завет – «договор», «союз». Новый Завет

Библию называют Книгой книг, словом Божиим, богодухновенной книгой. Потому что, согласно учению Церкви, она была написана людьми по внушению Святого Духа. Библия является Священным Писанием христиан.

Согласно Библии, Бог - Творец всего, что нас окружает. Среди всех творений Божиих человек оказывается существом особым.

Сотворение мира. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий.

24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.

И увидел Бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. (Бытие. Первая книга Моисеева).

НОВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ: Творец. Библия. Святой Дух. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Библия - по-гречески «книги», Священ­ное Писание христиан. Человек имеет образ Божий - бес­смертную душу, разум, свободную волю. 1. Что утверждает библейское учение возникновении мира? 2. Почему человек считается венцом творения? 3. Что ты знаешь о Библии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Тема. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

Заочная экскурсия

Цель

Задачи

Познакомить учащихся с особенностями архитектуры православных храмов.

Формировать целостное представление учащихся о символической сущности храма как начала будущего Царствия Небесного.

Формы проведения заочной экскурсии

Самостоятельная работа группы учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий.

Рассказ группы учащихся, сопровождающийся видеорядом.

Ход занятия.

I . Вступительная беседа

Православный храм означает Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда трехчастное деление храма:

Алтарь знаменует собой область бытия Божия

Собственно храм - область горнего ангельского мира (духовное небо)

Притвор - область земного бытия.

Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

II . Выбор проблемы для работы в группе

Что символизируют типы храмовой архитектуры?

Почему купола имеют разные формы?

Что символизирует цвет купола?

Что означает количество куполов церкви?

III . Подбор материалов учащимися по выбранной проблеме. Работа в группах.

IV . Презентация и защита отобранного материала.

1. Типы храмовой архитектуры и их символичность

Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви.
  • Храмы в форме круга говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос.

Например, храм Василия Блаженного. Вокруг центрального шатра расположены восемь глав, которые в плане образуют фигуру из двух квадратов. Пересекающихся под углом 45 градусов. И образующих восьмиконечную звезду, которая является символом Пресвятой Богородицы, а также день Воскресения Христа (по древнееврейскому календарю он был 8-м днем), а также напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Христу-младенцу. Совмещенные квадраты также символизируют распространение Евангелия на все четыре стороны света.

  • Храм в форме корабля. Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

2. Многоглавие храмов

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых - якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь Будущего Века.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

  • Одноглавый купол знаменует собой единство Бога.
  • Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа.
  • Три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
  • Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
  • Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
  • Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
  • Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.
  • Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

3. Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

  • Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Купола синие со звездами – храм посвящен Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице.
  • Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.
  • Золотой – храм посвящен Богу и 12 праздникам.

4. Цвет куполов.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола, а еще позднее - луковичные.

Шлемовидная формасимволизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла (шлем, шелом - старинный воинский металлический головной убор).

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

V . Задания для повторения. Работа с иллюстративным материалом

Определи тип храмовой архитектуры. Что он символизирует?

Что символизирует цвет куполов и их форма?

Что означает количество куполов?

VI . Подведение итогов. Заключительная беседа.

Храм как символ Царствия Небесного

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства.

Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.