Православный праздник пророка илии. Пророк илия. Ильин день: почему нельзя купаться

  • Дата: 19.09.2024

Ильин день в 2020 году отмечается 2 августа. Это народно-христианский праздник. Он заменил языческое торжество, посвященное богу-громовержцу Перуну. Православная Церковь в этот день почитает память святого пророка Илии.

История жизни пророка Илии

Илия - библейский пророк, который жил в IX веке до н.э. в Израильском царстве. С ранних лет он посвятил себя служению Единому Богу. Пророк Илия жил в пустыне, проводил время в молитве и посте. Он боролся против язычества и поклонения идолам. Пророк уличил царя Ахаву и его жену Иезавель в культе Ваалу и Астарте. Илия наслал на Израильское царство трехлетнюю засуху и голод, которые закончились лишь после того, когда жрецов языческих божеств казнили.

После смерти жрецов Иезавель решила отомстить Илии и подвергла его гонению. Пророк поселился на горе Хорив, где взял в ученики Елисея. Елисей стал свидетелем вознесения на небо живого Илии в огненной колеснице, запряженной лошадьми.

В России святой Илия считается покровителем военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск (ВДВ).

Традиции и обряды праздника

Празднование Ильина дня сочетает в себе церковные и народные традиции.

В православных храмах проводят богослужения в честь пророка: читают божественную литургию и устраивают крестный ход. Земледельцы молятся святому Илии, просят у него хорошего урожая и освящают в церкви семена.

В народе принято в этот праздник устраивать пышный обед. Хозяйки ставят на стол тушеную баранину и свинину, хлеб, лепешки. Праздничной едой угощают членов семьи, друзей и соседей. В Ильин день принято проявлять милосердие и кормить малоимущих.

После праздничного пиршества люди устраивают народные гуляния и ярмарки. Они поют обрядовые песни, водят хороводы и организуют игры.

Что нельзя делать в Ильин день

На Ильин день существуют народные запреты.

Нельзя работать в поле и по дому, чтобы не разгневать святого пророка.

В день праздника и после него запрещается купаться в водоемах. Согласно поверью, когда Илия отправлялся на небо в колеснице, в воду упала подкова с копыта лошади и охладила ее. Люди, которые в этот день купаются в водоемах, могут простудиться.

Нельзя стоять под деревом, бегать, ругаться, громко кричать, петь, стрелять с рогатки. Того, кто выполняет эти действия, может ударить молния.

Древние славяне верили, что в этот праздник в домашних животных может вселяться нечистая сила. Чтобы уберечь себя, люди в этот день не выпускают питомцев на улицу и не впускают их в дом.

Приметы и поверья на Ильин день

  • В День Ильи лето заканчивается.
  • Дождливый день - в году будет мало пожаров.
  • Сильный гром 2 августа - на протяжении года будет часто болеть голова.
  • Если в Ильин день попасть под дождь, то весь год будет крепкое здоровье.
  • После 2 августа комары и мухи не кусаются.

Ильин день в 2017 году, так же как и каждый год, Православная церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому стилю), в день, когда огненная колесница вознесла живого пророка Илию на небо.

Святой пророк Илия, известный со времен нечестивых израильских царей Ахава (за 9 веков до Рождества Христова) и Охозии, ревнитель веры в Бога истинного, строгий подвижник, проповедник правды Божией и дивный своими чудесами, пользовался во все времена величайшим уважением.

Уже современники пророка, явно видя в нем благодать Божию, называли его «человеком Божиим», в устах которого слово Господне истинно (3 Цар. 17,24). В знак особенного благоговения к пророку Илие они повергались пред ним на землю (3 Цар. 18,7; 4 Цар. 1,13) и признавали великую живущую и действующую в нем благодать Святого Духа.

Иисус сын Сирахов, с особенной похвалой и подробно упоминает о жизни и чудесах святого Ильи (48,1 - 14). Во время земного служения Иисуса Христа евреи, имея в виду чудеса Его, считали Спасителя за пророка Илью (Матф. 16,14). Почитание этого великого пророка Божия продолжается в церкви христианской от времен апостольских и до наших дней.

Ильин день в народной традиции

Глубоко знаменателен тот факт, что Илья-пророк - первый из христианских святых становится покровителем крещаемых киевлян и ещё до Владимира имеет в Киеве храм, рассадник будущей религии. Громоносец христианства борется с громоносцем-Перуном и побеждает его, как некогда побеждал Ваала. Амфитеатров А. В. Святой пророк Илья велик и в представлениях русского народа. После св. Николая Чудотворца ни один святой не пользуется на Руси столь великим и общим почитанием, как св. пророк Илья.

В его честь построено множество храмов и, даже до крещения Руси, при святом князе Владимире, был храм во имя этого пророка Божия.

Мясоедов Г. Молебен во время засухи (1880)

Издревле в России в праздник святого Ильи во многих местах совершаются крестные ходы и молебны по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами великого человека Божия, который, во время своей жизни, постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.

Обряды, поверья

События из жизни пророка Ильи: заключение неба, низведение дождя и небесного огня, опалившего его жертву на Кармиле и дважды истреблявшего воинов Охозии царя, посылавшего их взять Илью, наконец, взятие Ильи на небо на огненной колеснице - подали повод к народному представлению, что св. Илья и теперь управляет громами и молниями, что по его воле бывают дожди и росы благотворные, дожди проливные и большие наводнения, равно как бездождие и засуха.

Св. Церковь, во времена бездождия и безветрия, веря, что молитвы пророка Ильи могут и ныне заключать и отверзать небо, взывает к Господу Богу, да умилосердится Он над нами по ходатайству святого пророка Божия Ильи: «Илья словом дождь держит на земли, и паки словом с небесе низводит; тем же молим Тя, Господи, того молитвами, Щедре, посли дожди водныя с небесе» (п. 4 кан. послед, во время бездождия)

Илья грозы держит

«Илья грозы держит» , - говорит народная поговорка. Он представляется молние- и тученосным громовержцем, который разъезжает по небу «на своем савосивом коне во все четыре стороны» , - как говорится в одном из народных заговоров. В другом заговоре, на охрану против ружейных ран, говорится: «на море на окиане, и острове на Буяне гонит Илья пророк в колеснице гром с великим дождем» .

В старинных лубочных картинах пророк Илья иногда изображается на колеснице с огненными колесами, которая со всех сторон окружена пламенем и облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями. Конями управляет ангел, а сам Илья держит в руке меч. Во многих местах существоваало убеждение, что Ильин день почти никогда не бывает без дождя и грома.

Святой Илья победитель нечистой силы

По народному верованию, св. Илья не только владыка гроз, но и победитель нечистой силы. По представлению народа, в руках пророка Ильи находится та молния, которой древнеязыческое славянское божество - Перун разрывал мрачные грозовые тучи над землей.

Корольков В. Нечистики. «Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой»

Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой (дьяволом, змеей), которая старается укрыться от его ударов в животных, деревьях, строениях. От этого дерево, во время удара молнии в него, раскалывается в щепы, строения запаляются огнем. Зигзаги молнии объяснялись в Малороссии тем, что нечистые, увидев стрелу, мечутся в разные стороны, и она, в погоне за ними, меняет направление.

В виду того, что, по воззрению народа, болезни человеческие происходили от нечистой силы, которая или непосредственно посылает ему болезнь, или чаще через орудия свои - знахарей, колдунов, народ на защиту себя от бедствия зловредной нечистой силы призывал, в числе других святых, и пророка Илью.

Так, в одном из заговоров заговаривающий произносил: «Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье с луки и стрелы, да обвивают и отстреливают от раба (такого-то) уроки и призоры, притки и щипоты, ломоты и ветроносное язво» .

Пожары от удара молнии тушат молоком, а не водой

Признавая пророка Илью распорядителем грома и молнии, русский простолюдин считал пожары, происшедшие от удара молнии, наказанием, посылаемым от этого пророка. Тушить такие пожары - значит идти против воли великого пророка Божия и тем навлекать на себя еще больший гнев его.

Такие пожары можно гасить или, по крайней мере, ограничивать только молоком или сывороткой, но не как не водой. Впрочем, не везде молнии считали наказательной стрелой пророка Ильи.

Николай Матвеев Пожар 1891 г. «На Ильин день где-нибудь от грозы загорается»

По представлениям крестьян харьковской губернии, молния-это искры от подков огненных коней, мчащихся с гремящей колесницей по небу, и самый гром происходит от шума, грохота колес во время езды Ильи на огненной колеснице. Так, во время грома, в некоторых губерниях России говорили: «Илья великий гудит» .

  • Вознесенье с дождём, Илья с грозой;
  • На Ильин день где-нибудь от грозы загорается;
  • Ильинская пятница без дождя - пожаров много

Илия — покровитель плодородия земли. Заговоры и обряды

Соответственно библейскому сказанию о том, что пророк Илья, в наказание израильтян за нечестие, заключил небо на несколько лет и потом молитвою низвел дождь, равно умножил муку и масло у бедной сарептской вдовицы за прием и содержание его, в народе сложилось верование, что Илья направляет благодетельные стороны грозы на нивы людей добрых и милосердных, а вредные - на нивы жестокосердных и злых.

По своему усмотрению, низводит на землю - где полезный дождь, а где, во вред, град или бури. По воззрению народа, Бог повелел пророку Илье: «когда ездишь на колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою, а которые жадны, обмеривают и не ведают милосердия, у тех нивы истребляй» .

Отсюда святой Илья признавался покровителем плодородия земли вообще, и поэтому дали ему наименование «милостивого», «наделящего», и на новый год причитывали: «ходит Илья, носить пугу (плеть) житяную; где замахнет, там жито растет» . И в некоторых местах крестьяне ставили на воротах своих домов чашку с зернами ржи и овса и потом просили священника «провеличать Илью - на плодородие хлеба» .

Мясоедов Г. Страдная пора. Косцы. 1887

К Ильину дню, обыкновенно, поспевает хлеб, и этот праздник считается началом жатвы. «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает» , - говорили крестьяне. «Илья пророк в поле копны считает» , т. е. к Ильину дню можно точнее определить количество урожая.

В некоторых губерниях России, во время жнитва, начинающегося 20 июля (02 августа), оставляли на корню связанный узлом пучок ржи в честь плододавца, Ильи пророка. Это называлось «завязать Илье бороду» . «Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса» .

Где хлеб созрел ранее, там в Ильин день изготовливалась уже новина, т. е. хлеб из новой ржи:

  • Петр (29 июня) с колоском, а Илья с колобком;
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом;
  • У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт;
  • То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.

В Тульской губернии испеченный из новой ржи хлеб крестьяне приносили в Ильин день в церковь для освящения и потом «вкушали от новины», а из соломы устраивали новую постель; отсюда поговорка: «ильинская соломка - деревенская перинка» .

Приметы

Ильин день считается в народе последним настоящим летним днем, ибо, по наблюдениям, с этого дня температура начинает понижаться. «На Илью до обеда лето, - говорили крестьяне,- а после обеда осень» . «Придет Илья, принесет гнилья» , т. е. дождей, которые, естественно, усиливаются вследствие того, что сильная жара, бывающая в конце июня и начале июля, способствует развитию большой массы воздушного электричества.

  • До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина - и на кусте не сохнет;
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня-против;
  • На Ильин день и камень прозябает;
  • Если в Ильин день сухо – 6 недель будет сухо;

Заприметив эти явления, крестьяне старались, по возможности, убрать с полей сено до Ильина праздника. «До Ильина дня - говорили они,- сено сметать - пуд меду в него накласть, а после Ильина дня - пуд навозу» .

По повериям, святой Илья любит и щадит пчел и никогда не ударит молнией в улей. Пчеловоды на Ильин день подрезывают первые соты, чем и объясняется народная поговорка: «богат, как ильинский сот» . Но если этот сот бывает и полон, и душист, и сладок, то об ильинском рое крестьяне замечают, что он уже «не корысть» , т. е. так как наступает осень, молодые пчелы не успевают запастись на зиму пищей.

Осеннее время, действительно, уже близко. Признаками этого времени служит то, что ночи становятся и темнее и длиннее, вода же в реках и озерах холоднее.

  • Пётр и Павел день на час убавил, а Илья прок два уволок;
  • С Ильина дня, - говорится в народе, - работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна.

Запрет на купание

«До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается» , потому что, по поверью некоторых крестьян:

  • Илья пророк холодный камешок в воду опустил;
  • Илья-пророк пустил в воду ледок;
  • Ильин день - олень ногу окунул (или «копыто обмочил»).

Другие же причину охлаждения воды приписывали «открыванию» Ильей родников (родники распахнул). Помимо того, что вода после Ильина дня становится холодной, в ней резвится нечистая сила, поэтому крещеному человеку после Ильина дня нельзя заходить в оскверненные водоемы.

Говорили также, что «олень в воду насикал» или «Илья написал в реку», поэтому вода порченная, купаться нельзя. Нарушивший запрет может если не утонуть, то заболеть или пострадать от нечистой силы.

В Тамбовской губернии после Купальни (Ильина дня) не купались — вода зеленью цветёт (С. Ю. Дубровина. Матвеевка тамб.). Зато в Ильин день проводился обряд обливания водой «обливушки» , характерный только для Тамбовщины. Все обливали друг друга водой из ведер, чтобы было здоровье, дожди и урожай в следующем году.

Корольков В. Громовник Перун

Нет нужды много говорить о том, что многие народные воззрения на пророка Илью остались в русском народе от языческого периода, когда наши предки - славяне поклонялись Перуну - богу громовержцу, с которым они в христианстве и отождествили пророка Божия Илью.

Служители православной церкви, еще в очень отдаленные от нас времена (в 15 веке), неоднократно в своих поучениях указывали на языческое происхождение народных представлений и поверий о пророке Илии, но народ, видимо, и доселе не отрешился от взглядов и преданий предков и продолжает сохранять, и любит выражать их, хотя это совершается теперь бессознательно, без мысли о языческом божестве - Перуне.

Литература:

“Русский паломник”

Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских
диалектах (на материале тамбовских говоров)
Мадлевская Е., Русская мифология. Энциклопедия
Амфитеатров А. В. Сказочные были. Старое в новом

Православные христиане празднуют день памяти пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю) . Также праздник считается народным у славян, в этот день люди проводят ритуалы по защите дома, пируют. Илия - покровитель воздушно-десантных войск России, ежегодно 2 августа в РФ празднуется день десантников - мужественных, сильных и смелых защитников Родины.

История праздника берет свое начало за 9 веков до рождения Иисуса Христа. Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы). В момент рождения ребенка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Это видение стало пророческим - ребенок вырос и стал светочем веры. Когда Илия немного подрос, от ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение, и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, властолюбивая супруга которого активно навязывала людям культ Астарты и Ваала. Илия, будучи ревностным борцом за чистоту веры и противником идолопоклонничества, пытался поставить царя на правильный путь и совершал немало чудес. Ничего не действовало на бесчестного правителя, Ахав даже не испугался приближающегося трехлетних засухи и голода в государстве, которые предвещал пророк как наказание за возвращение к язычеству.

После трех лет голода Илия вновь пытался вразумить израильтян, рассказывая им об истинной вере. Пророк предложил сделать на горе Кармель жертвоприношения - Богу и Ваалу, и посмотреть, на какой жертвенник сойдет с неба огонь. Весь день идолопоклонники надеялись на чудо, но, как ни молились жрецы Вааловы, огня им не удалось дождаться. Вечером жертвенник Богу сделал Илия, полив при этом дрова водой. Пророк начал молиться, с неба снизошел стремительный огонь и поразил не только жертву и дрова, но и камни с водой. Скоро начался большой дождь, который напитал иссушенную землю. Пораженные увиденным израильтяне раскаялись и снова начали прославлять истинного Бога. Христиане и иудеи считают, что пророка взяли живым на Небо. Елисей (ученик Ильи) видел, как святой вознесся на Небо в огненной колеснице.

Активно праздновать день памяти пророка начали в Византии в 9-10 вв. н.э. Люди устраивали представления, пиршества, отдыхали. Фактически, Илья пришел на смену громовержцу Перуну - он обладал теми же возможностями, его так же почитали, ему молились перед боем. Илия, как и Перун, считается покровителем воинов (а именно авиаторов и десантников).

Приметы в Ильин день 2 августа

«На Илию зима с летом борется». «На Илию до обеда - лето, после обеда - осень». «Илья жниво зачинает, лето кончает». В народе этот день считается стыком двух сезонов, заканчивается теплое лето и начинается осенняя прохлада. К этому дню обязательно заканчивают сенокос и потом переходят к жатве.

«Кто попал в этот день под дождь, тот запасся здоровьем на весь год». Дождевая вода в этот день необыкновенная, она способна излечить и смыть с человека невзгоды. Если в Ильин день идет дождь с грозой, то дождевую воду собирают и хранят, используя ее впоследствии как целебную. Также во время дождя 2 августа нельзя шуметь, кричать, бегать, стоять под деревом (особенно опасно быть под сосной с двумя верхушками), стрелять, находиться в воде. Грозу надо пережидать в доме, тщательно заперев двери и закрыв окна. Лучше всего в это время помолиться святому с просьбой о защите и поставить перед иконами зажженные свечи, перекрестить себя и все вокруг. На голове во время молитвы должен быть платок.

«Не мечи на Илию копны - небесным огнем пожжет». «Кто в этот день копны считает, тот скоро все добро растеряет» . В поле и на огороде не работали, так как труды будут напрасными - считалось, что урожай может сгнить, плоды опадут и листья завянут, сено сгорит, скот загрызут волки. Зато можно заниматься пасекой, так из пчелиного воска делаются церковные свечи. Если нечистая сила рискнет спрятаться в улье, то Илия не направит туда свою огненную стрелу, пасека не пострадает.

«До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются» . «С праздника Илии вода все холоднее». Считается, что купаться в Ильин день и после него нельзя, причем объяснения для этого запрета есть разные. Кто-то говорит, что пророк опустил в воду кусочек льда и после купания можно сильно простудиться или на коже появятся нарывы. Другие рассказывают, что воду осквернил водяной или черт, поэтому купаться опасно. Третьи уверяют, что русалки и другая нечисть, которая со дня Ивана Купала была на суше, снова прячется в воду, спасаясь от молний Илии, и может утащить на дно тех, кто решил искупаться.

«На Ильин день дождь - будет мало пожаров, солнечно - много». «Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год». Обычно в день почитания пророка бывает «воробьиная ночь» - всю ночь раздаются грохочущие раскаты грома, сверкает молния, беспокойно людям и животным. Сильный дождь говорит о предстоящем обильном урожай, если же стоит хорошая погода, то будут пожары.

Народные обычаи, традиции и поверья в Ильин день

Все предания описывают Илию-пророка как исполнителя Божией воли, именно он выражает Божий гнев. Он наказывает грешников и злых демонов, не дает спуску нечистой силе, используя молниеносные стрелы. По мнению народа, Илия - грозный и суровый, но в то же время щедрый и справедливый святой. Славяне считали Илию повелителем плодородия, урожая, небесного огня, грома и дождя (ранее славяне поклонялись языческому Перуну-Громовержцу). Согласно легендам, звуки грома - это стук конских копыт, которые издают запряженные в колесницу Илии кони. Зимой пророк путешествует по небу на санях, поэтому грома не бывает.

Илия - хозяин громов с дождями и молниями, именно он покровительствует земледельцам и скотоводам. Этому святому молились с просьбами о солнечной погоде или о дожде - в зависимости от того, что было нужно. Благочестивым крестьянам пророк помогает - поливает их посевы дождем, устраняет вредителей. К грешникам Илия безжалостен - их поля страдают от губительного града. Чтобы защититься от попадания молнии, в канун Ильина дня люди окуривали ладаном поля, жилье и скот. Для защиты урожая от града утром из окна избы хозяйка выставляла угощение - хлеб с солью, которые вечером этого же дня нужно было отнести к реке и опустить в воду.

Как уже упоминалось, Илия жестоко карает нечистую силу, поэтому злые духи прячутся от пророка, вселяясь в диких и домашних зверей. Именно с этим связан обычай не выпускать скот и домашних питомцев на улицу и не впускать их в дом 2 августа. Если животное выйдет за пределы дома, в него может вселиться нечисть, которая проберется в жилище в обличье домашнего любимца. Люди боялись не только нечистой силы, но и гнева пророка - в дом, в котором завелась нечисть, Илия мог ударить молнией. Рыбаки выбрасывали пойманную рыбу, если у той были красные глаза - люди верили, что в такой рыбе поселились черти. Для защиты дома от нечистой силы, вселившейся в диких животных (лис, волков и др.), крестьяне доставали ружья - впустить животное на свою территорию нельзя было любой ценой.

Празднование Ильина дня

Неделю перед праздником соблюдали пост. Из дома убирали блестящие предметы, окуривали жилище благовониями. В Ильин день обязательно умывались дождевой водой, чтобы защититься от порчи и болезней. Святому молились о ниспослании дождя или о наступлении солнечной погоды, в зависимости от обстоятельств. Также устраивали крестный ход. Крестьяне заказывали в церкви особый молебен в честь Илии, чтобы святой сделал зерно урожайным, так как именно он покровительствует земледельцам. За ворота выставляли плошки с зерном, семена заговаривали.

Святого Илью считали всемогущим, поэтому к нему обращались и с другими просьбами - о помощи на охоте, в лечении, на любовном поприще. В силах пророка было наказать дурного человека, лишить грешника урожая, восстановить справедливость. Он же может защитить праведника от бед и нечистого духа, помочь охотнику и кладоискателю, спасти молодоженов от порчи и сглаза. В складчину устраивали общий праздник для жителей деревни (или даже нескольких соседних деревень), который назывался «мольба» или «братчина».

Подготовку к торжеству начинали за несколько дней, готовили много еды, женщины обязательно пекли обрядовые хлебцы из муки нового урожая. Главным напитком на пиру было пиво, главным блюдом - баран или бык, которого символически приносили в жертву пророку. Жертвенный скот сначала сгоняли к церкви, где священник окроплял его священной водой и проводил молебен, а потом закалывали. После пиршества веселились - пели песни, играли, водили хороводы до самого утра.

В православных церквях в честь Ильи проводят богослужения, святому воздают молитвы. В некоторых церквях проводят крестные ходы и божественные литургии. Почитание святого не прекращалось с момента его вознесения на Небо. В народе, как и в старые времена, готовят угощение. На столе должны быть мясные блюда и хлеб (пироги) из новой муки. Если в этот день собрать в огороде немного молодой картошки и приготовить что-то из нее, то картофель вырастет отличный и будет долго храниться. Сытную еду готовят не только для себя и своей семьи - продуктами делятся с нуждающимися, в некоторых деревнях по-прежнему пируют все вместе и устраивают гуляния до самого утра - водят хороводы, поют и веселятся.

Из истории

Традиция празднования Дня пророка Илии берёт своё начало за девять веков до рождения Иисуса Христа. Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы). В момент рождения ребёнка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнём. Это видение оказалось пророческим, поскольку Илия стал светочем веры.

Когда мальчик вырос, он ушёл жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. О жизни Илии известно, что он был примером целомудренной жизни, всеми силами противостоял идолопоклонничеству и нечестивым действиям.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, властолюбивая супруга которого активно навязывала народу культ Астарты и Ваала. Илия, будучи ревностным борцом за чистоту веры и противником идолопоклонничества, пытался поставить царя на правильный путь, ради чего совершал немало чудес. Однако ничто не действовало на бесчестного правителя. Ахав даже не испугался приближающихся трёхлетних засухи и голода в государстве, которые предвещал пророк как наказание за возвращение к язычеству.

После трёх лет голода Илия вновь пытался вразумить израильтян, рассказывая им об истинной вере. Пророк предложил сделать на горе Кармель жертвоприношения - Богу и Ваалу - и посмотреть, на какой жертвенник сойдёт с неба огонь. Весь день идолопоклонники надеялись на чудо, но, как ни молились жрецы Вааловы, огня им не удалось дождаться. Вечером жертвенник Богу сделал Илия, полив при этом дрова водой. Пророк начал молиться, с неба снизошёл стремительный огонь, поразив не только жертву и дрова, но и камни с водой, а вскоре начался сильный ливень, который напитал иссушенную землю. Поражённые увиденным, израильтяне раскаялись и снова начали прославлять истинного Бога. По преданию, в конце земного пути пророка взяли живым на Небо, как рассказывал Елисей (ученик Илии), видевший, как святой вознёсся на Небо в огненной колеснице, запряжённой четырьмя белыми конями. Считается, что на небе Илия ждёт второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.

У православных христиан Ильин день каждый год имеет конкретную фиксированную дату - 2 августа. Однако прихожане Римско-католической церкви отмечают День пророка Илии 16 февраля вместе с почитанием других пророков, а Армянская церковь - в первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). Кроме того, в некоторых православных календарях периода IX-XI веков встречается ещё одна дата, когда почитали пророка Илию - 7 августа. Этот день наступает после Преображения Господня.

Активно праздновать день памяти пророка начали в Византии в 9-10 веках н.э. Люди устраивали представления, пиршества, отдыхали. Для славян пророк Илия фактически пришёл на смену громовержцу Перуну: он обладал теми же возможностями, его так же почитали, ему молились перед боем. Илия, как и Перун, считается покровителем воинов (а конкретно авиаторов и десантников).

Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь пророка Илии ещё до официального Крещения Руси, что свидетельствует о его огромном почитании в народе. История предполагает, что и само Крещение Руси происходило около этой церкви, которая и по сей день стоит на берегу Днепра.

Как отмечает церковь Ильин день

В этот день православная церковь в своих храмах прославляет Илию молитвами и богослужениями как одного из наиболее почитаемых святых угодников Ветхого Завета. В отдельных церквях, особенно тех, которые носят имя пророка, проводятся божественные литургии и крестные ходы.

Праздник нашёл богатое отражение в приметах и пословицах нашего народа: «На Илию зима с летом борется», «На Илию до обеда - лето, после обеда - осень». «Илия жниво зачинает, лето кончает». В народе этот день считается стыком двух сезонов, когда заканчивается тёплое лето и начинается осенняя прохлада, ночи становятся всё длинней, остужая воздух и водоёмы, отсюда - «До Илии люди купаются, а после него с речкой прощаются», «С праздника Илии вода всё холоднее».

2 августа по церковному календарю праздник - день памяти пророка Божия Илии - одного из самых любимых и почитаемых святых у нашего народа и у многих славян. Как и всегда, церковные и народные традиции тесно переплелись в Ильин день. Узнайте какие приметы существуют на Илию пророка, что можно и нельзя делать в праздник.

Илья-пророк принадлежит к любимым и почитаемым в народе святым. Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома и молнии, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей немилостивым, Ильей сердитым, Ильей грозным.

Повелитель грома и молнии Илия представлялся в народных писаниях, скачущим по небесам на огненной колеснице, запряженной четверкой белых коней. Стук копыт - это раскаты грома. А сам Илия - вестник закона Божиего, грозный, но справедливый и щедрый покровитель земледелия и скотоводства, который ленивых и неправедных наказывает ударом молнии, а поля и урожай бьет градом, а трудолюбивых и праведных оберегает и берет под свою защиту, поливает благодатным дождем посевы.

В IX веке до нашей эры в иудейском городе Фисвы в родился мальчик, которого назвали Илия. Когда младенец рождался, его отцу пришло видение о том, что его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Это видение оказалось пророческим.

Согласно писаниям, Илия был взят живым на небо, вознесся на огненной колеснице, чтобы перед вторым пришествием Христа вернуться на землю и три раза объехать свет, предупреждая людей о Страшном Суде.

Как описывают традиции украинского народа и других славянских народов, опирающихся на Библию, Илия до 33 лет просидел сиднем дома, а затем был наделен огромной силой - вспомните былинный сюжет про Илью Муромца, который отображен в народном фольклоре. Илия скачет по небу на золотой (огненной) колеснице. Солнце — колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь — дорога, по которой ездит пророк, на запряженной крылатыми резвыми конями колеснице, от топота копыт которых происходит гром. Зимой грозы и грома не бывает, потому что Илья пересаживается на сани.

Илья Громовержец наделен огромной силой, и она столь велика, что ее приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень, а на правую руку надел оковы.

Приметы и традиции на Илию пророка

Верующие люди на Илию идут в церковь и просят в молитвах о благополучии в семье, мире, здоровье близких, несут семена для освящения на будущий урожай.

Раньше на Илию было принято устраивать ярмарки, а также братчину - общинные обеды, на которые приносили яства и напитки от каждого дома, угощались сами, угощали путников, странствующих, бедных, нуждающихся. Такие трапезы заканчивались гуляниями, играми, хороводами, песнями.

Люди верили, что в день Илии вся нечистая сила спасается от огненного наказания святого и превращается в различных зверей и рыб, в том числе и домашних питомцев. Поэтому люди на Илию не выпускали из дому домашних собак и кошек, чтобы в них не вселился злой дух.

День пророка Илии - один из почитаемых в народе праздников, однако особых значительных обрядов в этот день не совершалось, не смотря на то, что с Илией связано множество верований, мифологических легенд, календарных и хозяйственных примет и запретов.

Готовились к празднику за несколько дней - защищали свои дома от злых духов, нечисти, пекли особое обрядовое печенье и хлебцы - колобки, прекращали любые работы в поле и по хозяйству.

В праздник существует запрет на любой вид работы, говорят, что ничего не будет спориться, все будет валиться из рук, и толку все равно не будет, а сама работа может рассердить святого, который накажет того, кто неуважительно относится к его празднику.

На Илию можно наблюдать за изменениями в природе - появляются первые признаки осени, изменяется поведение зверей и птиц, изменяется погода.

Ночи на Илию называют «воробьиными» и «рябиновыми» - если всю ночь идут дожди, громыхает гром и сверкают молнии, воробьи всю ночь не знают покоя, пугаются грома.

Во время грозы закрывали плотно двери и окна, зажигали лампадку или свечу ( или крещенскую) перед иконой и молились Илие пророку, чтобы тот уберег « от стрелы летучей, от трясучего грома» .

Для сохранения от молнии люди окуривали ладаном перед Илией свои дома, дворы, скот, поля, огороды.

Главный запреты и приметы на Илию - о воде. В этот день старались как можно дальше держаться от воды - не купаться, не стирать. В народе приметили, что обычно на праздник выпадает ненастный день, с грозами, ливнями, ветром, а вода в водоемах становится очень холодной и купаться в ней нельзя. О том, почему нельзя купаться, существует множество суеверий. Говорят, вода от того холодная, что в нее упала подкова лошади из колесницы Илии. Где-то считалось, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Тому, кто нарушит запрет придется не сладко, боялись утонуть или сильно заболеть, после верили, что после купания появлялись на теле нарывы и язвы. Считалось, что в водоемы на Илию возвращались черти, русалки, которые со Дня Ивана Купала обитали на берегу, а в Ильин день их настигали молнии Громовержца и они прятались в воде, вот обозленная нечистая сила и утаскивала на дно тех, кто решил искупаться.

Пословицы и поговорки на Илию

Илья лето кончает
На Илью до обеда — лето, после обеда — осень
До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается
До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит
Петр и Павел час убавил а Илья пророк два уволок.
Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.
До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает
На Илью до обеда лето а после обеда осень
С Ильина Дня ночь становится длиннее.

Вам будет интересно узнать,