Правление аль-Хасана ибн Али (40–41 гг. х.). Предсмертное завещание имама хасана ибн али своему брату хусейну и попытка аиши воспрепятствовать его погребению рядом с посланником аллаха

  • Дата: 11.02.2024
Преемник: имам шиитов-имамитов
- Предшественник: Преемник: Личная информация Имя при рождении:

Аль-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб

Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Аль-Хасан ибн Али аль-Кураши (араб. الحسن بن علي بن أﺑﻲ طالب ‎; 1 марта (06240301 ) - 5 марта ) - внук пророка Мухаммада , сын его двоюродного брата Али и дочери Фатимы . Пятый халиф (с января по июль г.) и второй имам шиитов. Шииты утверждают, что к смерти Хасана был причастен Муавия ибн Абу Суфьян, а исполнителем была его жена.

Биография

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба, участвовал в битве при Сиффине . После трагической смерти отца в 661 году Хасан был провозглашен халифом Арабского Халифата, но через несколько месяцев, понимая, что у него нет достаточных сил и средств для противодействия Муавии I , передал последнему власть. После своего отречения он уехал в Медину со своим братом Хусейном .

Согласно условиям договора, после смерти Муавии власть в халифате должна была перейти обратно к Хасану . По мнению шиитов, это условие не могло устраивать Муавию, желавшего видеть наследником своего сына Язида I , что и послужило причиной предполагаемого отравления имама .

Хадисы

Сказал Посланник Аллаха , мир ему и милость Аллаха, в момент когда Хасан Ибн Али, да будет доволен им Аллах, находился рядом с ним: «Воистину, этот мой сынок - господин, и случится, что Аллах приведет к согласию через него две огромные группы из мусульман» .

Напишите отзыв о статье "Хасан ибн Али"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. Хасан ибн Али: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Большаков О. Г. . - М .: Восточная литература, 1998. - Т. 3. Между двух гражданских войн (656-696). - С. 90-109.

Отрывок, характеризующий Хасан ибн Али

– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.

Все Имамы Ахль аль-Бейт, да будет над ними мир и Божье благословение, сотворены Аллахом из единого света, а потому в траурные дни месяца Мухаррам, в который мы оплакиваем Господина мучеников Хусейна, полезно вспомнить и о трагической судьбе его брата - Имама Хасана ибн Али, да будет мир с ним, ознакомившись с этим переведённым нами преданием, из которого вам станет ясно, что даже после своей мученической смерти от сильнейшего яда, враги пророческого рода не оставляли в покое Имама своего времени…

И бн Аббас передал, что когда Хасан ибн Али, да будет мир с ним, испытывал мучения от болезни, которая привела к его смерти, [его брат] Хусейн ибн Али, да будет мир с ним, подошёл к нему и спросил: «Как ты себя чувствуешь, о мой брат?». Имам Хасан ответил: «Я ощущаю себя в последнем дне этой жизни и в первом дне жизни вечной. Я знаю, что моя смерть пришла, и вскоре я присоединюсь к моему деду и отцу. И хотя я очень не хочу быть вдали от тебя и наших братьев и близких, я жажду встретить Посланника Аллаха и Повелителя верующих Али ибн Абу Талиба, да будет благословение Аллаха над ними всеми, и мою мать Фатиму, и Хамзу, и Джафара… Да будет Аллах утешением в каждой трагедии! О мой брат! Видишь ли ты мою печень в тазу, и знаешь ли, кто сделал это со мной? Что ты сделаешь с моим убийцей, [если я назову его имя]?». «Клянусь Аллахом, я убью того, кто сотворил это с тобой», - ответил Хусейн.

На что Имам Хасан, да будет мир с ним, сказал: «Тогда клянусь Аллахом, я не стану упоминать имя своего убийцы, пока не встречусь с Посланником Аллаха. Но, брат мой! Я прошу тебя записать кое-что. Это завещание Хасана ибн Али ибн Абу Талиба своему брату Хусейну ибн Али.

Предсмертное завещание Хасана своему брату Хусейну

Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей. И я поклоняюсь Аллаху так, как Он достоин того, чтоб Ему поклонялись, поскольку нет у Него соучастника в господстве и не унижен Он потребностью в помощнике. Он создал всё и определил всему меру. Он имеет больше прав на своих рабов, чем они сами на себя, и Он достоин наибольшей хвалы. Те, кто повинуется Ему, на верном пути, а те, кто ослушались Его - отклонились [от пути истинного], и тот, кто кается Ему - направлен [руководством верным].

О Хусейн! Что касается моей семьи, моих сыновей и твоей семьи, то я завещаю тебе быть снисходительным к их проступкам, и быть благосклонным к тем, кто вершит добро из их числа, и быть им моей заменой и отцом.

О Хусейн! Похорони меня рядом с Посланником Аллаха, поскольку я заслуживаю быть похороненным рядом с ним и в его доме больше, чем те, кто вошёл в его дом без его разрешения. Аллах не ниспослал никакой [другой] книги после [Книги, ниспосланной] Пророку, и сказал Он в Книге Своей: „О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только [не будете вы приглашены]“ (33:53). Клянусь Аллахом, что Пророк ни разу не позволил им войти в свой дом при его жизни, и нет у них никакого дозволения относительно этого после его смерти.

Но у нас есть полномочия поступать самостоятельно в нашем наследстве. Так что если [эта] женщина (Аиша бинт Абу Бакр) встанет на твоём пути, то я прошу тебя посредством близости и родства с Посланником Аллаха, которыми Аллах наделил нас, не воевать с ней и с теми, кто [будет] с ней, и не проливать кровь из-за этого вопроса, пока мы не встретим Посланника Аллаха [на том свете] и не пожалуемся ему на то, как люди отнеслись к нам после его кончины».

Семьи Абу Суфьяна и Усмана ибн Аффана угрожают Ахль аль-Бейт, не желая видеть Хасана ибн Али похороненным возле Посланника Аллаха

Но Марван ибн Хакам, семейство Абу Суфьяна и сыновья Усмана ибн Аффана остановили нас на нашем пути и сказали:

„Повелитель верующих Усман ибн Аффан, мученик, был несправедливо захоронен в отдалённом ужасном месте (на мусорной свалке), а вы хотите похоронить Хасана с Посланником Аллаха? Мы клянёмся Аллахом, что не позволим вам сделать это, и будем бороться с вами нашими мечами и копьями!“.

Хусейн ибн Али ответил:

„Я клянусь Аллахом, что Хасан, сын Али и Фатимы, более достоин быть похороненным рядом с Пророком в его доме, чем те, которые были захоронены в его доме без его разрешения! И Хасан ибн Али более достоин [этого], нежели нечестивец [Усман], который изгнал Абу Зарра, который сделал то, что он сделал Аммару, который сделал то, что он сделал Абд-Аллаху [ибн Мас’уду], который вернул тех, кого изгнал Посланник Аллаха (Марвана ибн Хаккама), и который сделал вас правителями после него. И теперь наши враги и их сыновья следуют за вами“.

Попытка Аиши воспрепятствовать погребению Хасана ибн Али рядом с Посланником Аллаха

Потом мы принесли Хасана на [кладбише] Аль-Баки и похоронили его рядом с его матерью Фатимой (или бабушкой Фатимой бинт Асад). Затем я услышал топот лошадей. Когда я оглянулся, то увидел человека, чья озлобленность [по отношению к пророческому роду] была мне хорошо известна. Подойдя ближе, я увидел Аишу, [сидящую] на муле [в сопровождении] сорока всадников. Она приказала им атаковать и убить нас. Когда она увидела меня, то сказала:

„О Ибн Аббас! Я не питаю к вам, людям, никакого уважения! Вы постоянно надоедаете мне! Теперь вы хотите принести в мой дом того, кого я не желаю!“.

И я (Ибн Аббас) ответил:

„Что за несчастье! Однажды [верхом] на верблюде [в день битвы Джамаль], а сейчас - на муле! Всё, что вы хотите сделать - это погасить свет Аллаха, убивать друзей Аллаха и встать между Посланником Аллаха и его любимым Хасаном, да будет мир с ним! Возвращайтесь назад, ибо Хасана уже похоронили рядом с его бабушкой! И, не будучи похороненным рядом с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, он стал только ближе к Аллаху, а вы, люди, - только отдалились от Него! Возвращайся, ибо ты получила то, что хотела!“.

Аиша, посмотрев на меня, закричала: „Разве ты забыл день Джамаль, о Ибн Аббас?“. И я ответил: „Клянусь Аллахом, этот день не забыли жители небес, так как же люди на земле могли забыть об этом?“».

Туси, «Аль-А’мали», т. 1, с. 159-161

Было передано от Мухаммада ибн Хасана, от Хусейна ибн Хасана ибн Абата, от Надра ибн Сувейда, от Хишама ибн Салима, от Сулеймана ибн Халида, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Когда Хусейн ибн Али хотел похоронить Хасана ибн Али рядом с Посланником Аллаха, да будет мир над ними всеми, к нему пришла группа людей. Один из них сказал: „Я слышал, как Хасан ибн Али сказал, что Хусейну передали, чтобы на его похоронах не было кровопролития, и потому Хасан ибн Али не был похоронен рядом с Посланником Аллаха. После Посланника Аллаха, Аиша - первая женщина, оседлавшая мула. Она, заявившись в мечеть [Пророка], воспрепятствовала тому, чтобы Хасан ибн Али был похоронен рядом с Посланником Аллаха“».

«Илал аш-шараи’», т. 1, с. 221, хадис 1

Родился в Медине в 3-ем году месяца шабан (январь-февраль 625) или 15-го числа месяца рамадан (1 марта). Известно несмотря на то, что отец хотел назвать его Харб , Пророк нарек неизвестным во время джахилийи (Аравия до Пророка) именем Хасан, дал ему браслет Абу Мухаммада и и при этом прочитал на ухо младенце азан; на 7-мой день рождения совершил жертвоприношение акика (принести жертву в честь благодарности рождения ребенка) и распорядился раздать всем беднякам серебро равному весу волос Фатимы. В источниках говорится оттого, что он был похожим на Пророка, Абу Бакр любя звал его: "О похожий на Посланника и не похожий на Али ", а Али на это улыбался.

Хасан (да будет доволен им Аллах), как и его брат Хусейн, не занимал действующего места в важных текущих событиях во время первого халифа. Во время приемничества Османа вместе с братом Саид б. Асом участвовал в походе в Хорасан, еще позже со стороны отца и снова вместе с братом был наставлен охранять от мятежников и носить воду в дом Усмана.

Хасан, после того, как отец стал халифом, и против него восстали Талха б. Убайдаллах и Зубайр б. Аввам, вместе с Аммар б. Йасиром пошел в Куфу, что бы уговорить куфийцев встать на сторону отца. Находился рядом с отцом в битве Джамал и Сиффин. После того, как Али пал шахидом, Убайдаллах б. Аббас б. Абдальмутталиб призвал куфийцев к признанию его как халифа и по одному преданию в тот же день, по другому через два дня избрал себя в Куфе. Незадолго до смерти Али, на вопрос Хасану по избранию ответил: "Я это и не прикажу, и не запрещу "; но шииты верят что Али сделал его своим наследником.

Услышав, что Али пал шахидом и Хасан возвелся в халифы Муавиййа б. Абу Суфйан начал тяжелую деятельность, что бы перетянуть на свою сторону его сторонников и куфийцев. В команду Абдаллах б. Амира приготовил войско состоящее из сил Сирии, Палестины и аль-Джазиры. И Абдаллах б. Амир направляясь в Медину восстал перед войском Хасана вышедшему за город и Муавиййа окружил Анбар, сказав что он не был намерен с ними воевать, а что даже сам Хасан сказал, что если войны перейдут к нему он помилует им жизнь. После этих слов большинство решило воздержаться от войны; Хасан возвратясь в Медину вынужден был сообщить Абдаллах б. Амиру условия передачи халифата Муавиййи.

Воздвинутые условия были таковы:

1. Из-за мести никто из иракцев не будет схвачен.

2. Все должны быть обезопасены от незаинтересованности народом.

3. Будут прощены все совершенные преступления.

4. Налог Ахваза будет выплачиваться ему раз в год.

5. Брату Хусейну будет выплачено 2 миллиона дирхама.

6. Они тоже будут на равне с хашимитами и Бани Абд аш-Шамс.

Абдаллах б. Амир понес условия Хасана Муавиййе и он собственноручно подписавшись вернул Хасану (25 раби" аль-авваль 41/29 Июль 661).

Хасан довольный тем, что все его условия были приняты, распорядился что бы Кайс б. Саад передал все полномочия Муавиййе и возвратился в Медину. В это время хоть и некоторые люди, такие как Хусейн и Худжр б. Ади были против договора Хасана с Муавиййей, который унизил всех мусульман, Хасан не отступаясь от своего решения вместе с людьми пошел из Медины в Куфу и подтвердил договоренность пришедшим туда Муавиййей.

В истории Ислама 41 год в честь этого договора был назван "ам аль-джамаа" (год объединения). Таким образом Хасан, не смотря на то, что брат Хусейн яростно выражал недовольство, договорившись с Муавиййей, как и указывал Пророк (Бухари, "Сулх", 9; "Фитан", 20) предупредил пролитие крови среди мусульман и люди хоть и короткий срок жили в мире и спокойствии. После этого Хасан ушел с семьей в Медину и оставшуюся часть жизни провел там отдалясь от политики. Только в конце, судя по рассказам под предлогом женитьбы Йазид б. Муавиййа, обманув жен, Хасан был отравлен со стороны Джада бинт Аш"ас б. Кайс и умер 28 сафар 49-го года (7 апреля 669).

Перед смертью он попросил брата Хусейна похоронить его рядом с Пророком, если же это невозможно, то похоронить его на Джаннат аль-Баки рядом с матерью, так как Марван б. Хакем выступил против первой просьбы, после проведения похоронного намаза правителем Медины Саид б. Асом, был похоронен рядом с матерью на Джаннат аль-Баки.

Личность

Известный по прозвищам "избранный, осторожный, умный" и "внук" Хасан, обладал добрым характером, был щедрым, спокойным, серьезным и избегал политики и раздора. Существуют разные данные о сроке его пребывания халифом; некоторые писатели утверждают, что 4 месяца 3 дня, другие говорят, что 6 месяцев 3 дня. По договоренности с Муавиййей сделанной 25 раби" аль-авваль 41 (29 июля 661), больше всего подходит второе утверждение. Хасан напрямую от Пророка, мамы и отца передал 13 хадисов. И от него передали сын Хасан с Сувайд б. Гафала, Абу-ль-Хавра ас-Саади, Шааби, Хубайра б. Йарим, Асбаг б. Нубата и Мусаййаб б. Наджаба.

Вспоминаемый под прозвищем "Митлак " (часто разводимый) говорится, что при жизни Хасан женился около 100 раз; а по шиитскому писателю Ибн Шахрашубу еще было 250 или 300 наложниц. И только по отдельному расследованию сделанным Бакир Шариф аль-Кураши, который отрицает данные рассказы, говорит, что он совершил только 13 браков.

Спорно также и число детей; рассказывается что детей было 12, 15, 16, 19, 20, 22 девочек мальчиков. В источниках названы эти имена детей: Зайд, Хасан, Касим, Абу Бакр, Абдаллах, Амр, Абдаррахман, Хусейн, Мухаммад, Йакуб, Исмаиль и Тал-ха. Историки считают, что род продолжают дети под именами аль-Мусанна и Зайд. Тем кто был из рода Хасан давалось звание "шариф". В истории образованы многие роды такие как идриситы, рассииты, саадиты и существующие по сегодняшний день филалииты (Марокко) и хашимиты (Иордания).

В источниках приводится, что Пророк называл их "господинами рая ", также говорится, что он очень любил двух внуков и обращался с молитвами:"О Аллах ! Я их люблю и ты их тоже люби ", исполнял все их желания, играл с ними, катал их на спине, даже во время совершения намаза, если они забирались на спину, не вставал с саджды пока они сами не слезали и также в очень многих рассказах передается о его сильной любви к ним.

Хасан, вместе со своим братом Хусейном, один из тех, кто донес до нашего времени род Пророка. Любовь и великодушие, которые испытывал Посланник к Хасану и Хусейну продолжалась и после его смерти. Например во время своего халифата Умар, определил им доход размером как для участников сражения Бадр. Как и во всем исламском мире, так и среди турков в лице любимых внуков Посланника Хасан и Хусейн всегда высокопочитались, были любимы и значимы, их имена стали самыми распространенными.

По мнению некоторых суннитских ученых Хасан после смерти отца, за прошедшее время до передачи халифата Муавиййе б. Абу Суфйану, принят как пятый и последний халиф из "Хулафа ар-Рашидин" (праведных халифов) (Шавкани, стр.606). В шиитской же культуре Хасан был наречен самим Али вторым имамом и является четвертым из 14 "масум-и пак" (Чар-дех Масум-и Пак) и ему самому приписывают множество сверхъестественных особенностей. И только некоторые шиитские общины встали против него из-за заключения перемирия с Муавиййей и критиковали его. В сегодняшних странах как Иран и Ирак, в первые дни (11 дней) месяца мухаррам вместе с показами церемоний поминания, а в 28 сафар проводятся религиозные обряды как по случаю смерти Пророка и Хасана.

Внук Посланника Аллаха, старший сын Али и Фатимы и не желая пролития крови мусульман, Хасан как человек отрекшийся от халифата, создал широкую литературу. По источникам исламской литературы и биографическим произведениям мы можем увидеть сделаные им другие отдельные работы. В сочинениях хадисов в различных разделах Бухари и Муслим присутствуют множество преданий о том, как много говорил Посланник о Хасане и Хусейне (Бухари, "Фадаиль асхаб ан-Наби", 18, 22; Муслим, "Фадаиль ас-сахаба", 32, 56, 58-61, 67). В двух произведениях открыты по одному отдельные главы об особенных чертах характера Хасана и Хусейна и сохранены похвальные слова Посланника сказаные про обоих. И в Тирмизе открыты главы под названием "Манакиб аль-Хасан ва-ль-Хусейн" и "Манакиб ахл байт ан-Наби" и здесь рядом с другими частями передаются свыше 20-ти преданий.



Когда аль-Хасан ибн Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!». (См. Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», событие Сыффина). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отозвался об аль-Хасане с похвалой: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Он сказал это об аль-Хасане, но не об Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как Али сражался.

Что же касается Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

Абу Бакрата передаёт: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: “Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман”». «Сахих» аль-Бухари,№ 3746.

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал его и аль-Хасана и говорил: «О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!». «Сахих» аль-Бухари, № 3735.

Укба ибн аль-Харис передаёт: «Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: ― Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на Али! И Али улыбался». «Сахих» аль-Бухари, №№ 3542, 3750.

Аль-Хасан ибн Али скончался в эпоху Муавийи в 49 году от хиджры.

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа’да бинт аль-Аш’ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это. Аз-Захаби сказал: «Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?». Аз-Захаби, «Тарих аль-ислам», книга «Эпоха Муавийи», стр. 40.

Ибн Касир сказал: «Я считаю, что это недостоверные сведения». Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/44).

После убийства Али, дабудет доволен им Аллах, жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу Али до самой его смерти.

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца Али от сражения с жителями Шама. А бдур-Раззакъ, «аль-Мусаннаф», (5/462).

Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са’да ибн Убаду и поручил командование Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, Амр ибн аль-Ас сказал Муавийи: «Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга».

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха сказал: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Аз-Зухри передаёт, что Муавийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: «Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе». Амр ибн аль-Ас сказал: «Нет, мы должны сражаться с ним!» Муавийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: «Успокойся, о Абу Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным».

Аль-Хасан и Муавийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Муавийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, — две награды».


Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х." Подготовил: www.sawab.info http://www.sawab.info/pravlenie-hasana-ibn-ali/