Почему ключи от Рая у Апостола Петра? Апостол Петр - хранитель ключей от рая. Житие апостола Петра Апостол с ключами от рая 4 буквы

  • Дата: 13.09.2024

апостол у врат Рая

Альтернативные описания

. (умер в 1326) митрополит всея Руси

I Великий (1672-1725) рос. царь, император

II (1715-30) российский император с 1727

III Федорович (1728-62) российский император с 1761

Мужское имя: (греческое) крепкий, как камень, скала

Персонаж Л. Н. Толстого «Власть тьмы»

Один из апостолов

Имя музыканта Налича

Царь, прорубивший окно в Европу

Фильм Милоша Формана «Черный...»

Именно этот святой считается у католиков покровителем рыбаков

Фильм Александра Митты «Сказ про то, как царь... арапа женил»

Персонаж оперы русского композитора И. И. Дзержинского «Григорий Мелехов»

Сын Мелехова из оперы русского композитора И. И. Дзержинского «Тихий Дон»

Оратория российского композитора А. А. Николаева «... Плаксин»

В Библии - сын Ионин и брат Андрея, по роду занятий - рыбарь, осужденный на распятие и погребенный близ триумфального пути в Риме

Персонаж оперы российского композитора А. Н. Серова «Вражья сила»

Брат Любы из романа Василия Шукшина «Калина красная»

Царь, основавший «Кунсткамеру»

Персонаж пьесы А. Н. Островского «Лес»

Кому из своих учеников Иисус Христос сказал: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от меня»?

Кем в России был упразднен титул царя?

Кто из русских царей первым принял титул императора?

Царь на наших сигаретах

Кто из русских императоров ввел налог на бороду?

Русский царь, взявший Азов

Его имя означает - «камень»

Имя актера Вельяминова

Имя телеведущего Кулешова

Имя Столыпина

Имя академика Капицы

Имя поэта Вяземского

Имя Чайковского

Имя кинорежиссера Тодоровского

Русский царь

Мужское имя

Персонаж романа Л. Н. Толстого «Власть тьмы»

Персонаж произведения Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

Стихотворение А. Блока

Кто из русских императоров перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург?

Имя лейтенанта Шмидта

Царь, рубивший бороды

Российский император

Царь, женивший арапа

Царь, прорубивший окно

Поэт Вяземский

Музыкант Налич

В детстве мама звала его Петей

Царь, что своего арапа женил

Царское имя

. «камень» среди мужских имен

Столыпин

Апостол Христа

Первый русский император

Повзрослевший Петя

Апостол, встречающий у врат рая

Русский царь с порядковым номером I

В детстве он был Петей

Райский привратник

Кто ввел налог на бороду?

Великий царь

Кто упразднил титул царя?

Тодоровский

Победил шведов

Он женил арапа

Имя Подгородецкого

Актер Алейников

Один из русских царей

Хорошее имя для русского мужика

Хранитель ключей от небесного царства

Обычное имя для русского парня

Обычное имя для апостола

Отец Прошки Громова

Телеведущий Кулешов

Композитор Чайковский

Имя (греч. скала, камень)

Библейский апостол

Российский царь, провёл реформы государственного управления, руководил постройкой флота и созданием регулярной армии (1672-1725)

Русский зодчий (12 в.)

День Петра и Павла. Окончание апостольского поста. Русская Церковь начала почитать апостолов Петра и Павла после Крещения Руси. С тех пор ежегодно 12 июля Церковь вспоминает святых Петра и Павла, чтобы понять человеку, что он должен сделать в жизни, чтобы заполнить пустоту в своей душе Богом, этому празднику предшествует Апостольский пост.

Два столпа веры – Петр и Павел – это два диаметрально противоположных характера: один – вдохновенный простец, другой – неистовый оратор, но оба пришли к единому окончанию земного пути. Изначально Петр назывался Симоном. Сам Христос дал ему имя Кифа (Петр), означающее на еврейском «скала, камень». Петр – старший брат апостола Андрея Первозванного, промышлявшего рыбной ловлей. Петр, не отягощенный ученостью и образованием, был простым и искренним человеком, с живым образом мышления и горячностью в характере. Его речь побуждала к незамедлительным действиям. Петр был участником многих описанных в Евангелии событий. Его тещу исцелил Христос – одно из первых чудесных исцелений. Петр был участником и рыбной ловли, когда по слову Христа сети наполнились настолько, что начали рваться от тяжести улова. Именно в этот момент Петр признал Господа во Христе. Апостол Петр был свидетелем Преображения Христа, страданий в Гефсиманском саду. Петр уверял, что не отречется от Христа, и сделал это через несколько часов. Раскаянье, осознание совершенного и горькие слезы потом пришли к нему. Петр – Апостол надежды христианской, он нашел силы в себе признать предательство, и плакать о нем, знакомое всем чувство слабости. После покаяния Господь трижды утвердил Петра в апостольском звании.

Павел , изначально Саул, что означает «выпрошенный», «вымоленный». Имя дано было в честь первого царя иудейского. Петр был воспитан богатыми и знаменитыми родителями в строгом религиозном духе. Повзрослев, Павел становится иудейским «инквизитором», повсюду преследовал и приводил приверженцев новой секты — христиан в Иерусалим. И вдруг человек, который так яростно сопротивлялся распространению учения Христа, становится пламенно верующим. Избрание Павла на апостольское служение непостижимо для человеческого разума. Сам Христос явился к Павлу, и Павел узнает в нем Бога. После этого Павел свидетельствует о личной встрече с Христом перед народом и еще 30 лет служит апостолом. Павел совершит несколько миссионерских путешествий, где творил чудеса и был гоним, он основывал Церкви и обращал свои знаменитые послания. Умер Павел как мученик, его обезглавили.

Почитание Петра и Павла началось после их казни. Место погребения было священно. Церковь прославляла духовную твердость Петра и разум Павла, в них воспевает образ согрешивших и раскаявшихся.

Редкостная находка

Если из города Талдома ехать на север, очень скоро на горизонте появится высокая без креста церковная колокольня, вокруг которой гнездится селение по имени Спас Квашёнки. В давние времена жили здесь искусные мастера-скорняки. Работали для Москвы и Питера, а нередко и для далёкого Парижа.
По центру села за кованой оградой, как белая птица-лебедь, светилась под золочёными крестами красавица Спасо-Преображенская церковь, колокольными звонами в праздники наполняя простор. В бытность советскую колокола, разумеется, сбросили наземь и отправили на переплавку, как никчемный металлолом, а бывший храм превратился в ремонтную мастерскую.

Но именно здесь, в большом, ранее зажиточном селении, случилось событие из ряда вон. В старом крестьянском доме разбирали внутренние переборки и под многослойными обоями обнаружили старинного письма церковные иконы, каждая в рост человека. Такие крупные иконы обычно составляли церковные иконостасы.

Мой давний знакомый, Геннадий Александрович Нестеров, нечаянно ставший главным хранителем тех «досок», пригласил меня осмотреть редкостную находку.

Понимаешь… Все лики святых насквозь пробиты гвоздями, а то и вовсе стёрты, вытравлены каким-то химраствором, - говорил по телефону Геннадий. - Иные иконы даже распилены на части… Что делать?

Я, в свою очередь, оповестил о находке знакомого художника-иконописца, и первой утренней электричкой мы отправились в талдомские края смотреть иконы-найдёныши.

Вдоль стены в небольшой горенке, увешанной бумажными иконками разных размеров, стояли какие-то щиты, оклеенные обрывками обоев и пожелтелых газет, вроде как мусором присыпанные. Один щит, частично очищенный от бумажных лоскутов, стоял на подоконнике и в отдельных местах тускло светил золотистым цветом. Мой приятель, прихвативший из дому пузырёк растворителя, кисточку и нечто похожее на миниатюрный скребок, быстро «поставил диагноз»:

Это же Георгий Победоносец!

Наблюдая, как художник орудует нехитрым своим инструментом, Геннадий поначалу обеспокоился, призывая к осторожности, но убедившись, что тот работает профессионально, вскоре сам увлёкся. Нагрел на электроплитке кастрюлю воды и вместе со мной принялся отпаривать многолетние наслоения обоев и клейстера на иконах. Исподволь в общих чертах, но достаточно узнаваемо у меня «проявился» вскоре Сергий Радонежский. Геннадию «открылся» апостол Пётр. Правда, вся левая половина его фигуры оказалась отпиленной, но в уцелевшей руке явно виднелась связка ключей, именно по ключам мы и поняли, что перед нами апостол Пётр. Это же ему Иисус Христос вручил ключи от рая.

Разумеется, никто из нас не обольщался - не Андрей Рублёв, не Феофан Грек и не знаменитый Дионисий украшали своими творениями деревенские храмы. Сенсаций мы не ждали. Иконы были явно «молодыми» - лет не старше двухсот - и, безусловно, принадлежали они кисти рядовых безвестных богомазов, каких водилось на Руси во все времена немало. У знатоков, ценителей высокого искусства вызвать интерес они не могли. Но по-своему и они были бесценны.

Ключи от рая! Какое чудо! - обычно сдержанный и немногословный, Геннадий восхищался более всех.

Когда после трудов мы пили в подсобке чай, Геннадий пытался объяснить, какими путями некоторые иконы могли уцелеть. Хозяин избы, в которой их нашли, был раскулачен и сослан на Соловки. И когда начали зарождаться машинно-тракторные станции, в той избе стали селить приезжих специалистов. Дом, разумеется, разгородили на несколько комнат - каждому новосёлу по комнате. Ну а за неимением обыкновенных досок на перегородки сгодились иконы, которые не успели бросить в костёр.

Приезжие люди, возможно, и знать ничего не знали… Одни уезжали, другие вселялись, и каждый заколачивал гвозди: часы-ходики повесить, полку для посуды, вешалку для одежды. Каждый где хотел, там и прибивал гвозди. Никто не ведал, что гвозди те пробивали глаза Преподобному Сергию или грудь апостолу Петру… Кого тут винить?

Лепта к лепте

Геннадий Александрович Нестеров более чем заслужил, чтобы сказать о нём ещё несколько слов. Он рос без отца. Тот хоть и вернулся с войны живым, однако дни его были сочтены, он умер в 1946 году, когда Геннадию был всего лишь месяц от роду. А Геннадий с младшим братом, получив высшее образование, осели в Москве. Правда, деревню не забывали и в складчину даже затеяли строить деревянный дом. Но потом их словно кто в голос позвал: все силы, а заодно и зарплату, стали тратить на восстановление храма.

Геннадий старую худую кровлю перекрыл жестью, заменил старые оконные рамы, навесил двери, до мелочей разобрался в сложной системе подземного отопления и восстановил духоводы…А что важнее всего - над куполом, не хуже чем как встарь, опять воссиял крест.
В тот зимний день, когда мы с приятелем приезжали к Геннадию, случилось ещё одно событие. Пока занимались иконами, не заметили, как на пороге появились две гостьи: одна молодая, в белой спортивной куртке, другая совсем старушка, с лицом как печёное яблоко. В руках молодой была тяжёлая ноша, короб внушительных размеров.

Вот, - сказала она. - Это от мамы… Для храма…

Она положила короб на стол и стала развязывать бечеву. То было напрестольное Евангелие в металлическом окладе с тиснением. Подарок царский.

Вы, должно быть, богатые люди? - спросил я.

Да нет. Просто я тратилась мало, - пояснила старушка, - вот пенсия и накопилась. Сейчас много толкуют о народном покаянии, но как достичь его, не знают. А по мне - всё ясно. Коль мы в прошлом дров наломали, нагрешили - прилепляйся теперь к добрым делам. Один сироту пусть пригреет. Другой трудовую копейку свою в церковь пожертвует. Кто-то ещё что-то хорошее сделает. Лепта к лепте! Вот и будет общее покаяние.

Лепта к лепте… Иконы по знакомству нам удалось пристроить в Суриковское художественное училище, их взялись реставрировать студенты выпускного курса в качестве защиты диплома. Одна прихожанка привезла из Софрина и подарила большое, в два метра высотой, распятие. А глава районной администрации обещал за счёт бюджетных средств подвести газ для отопления храма…

В конце минувшей зимы мне вновь удалось побывать в Квашёнках. Внешне здесь мало что изменилось. Та же лавка мясная красуется у автобусной остановки, те же мелкие магазинчики лепятся один к одному, а чуть далее торчит та же унылая колокольня без креста… Но изнутри храм было не узнать. Высокие своды и стены, окрашенные в бирюзовый цвет, словно дышали полевым простором. Потоки солнечного света, вливаясь через окна, плавились на полу, будто кто-то раскидал там букеты садовых цветов… Горели свечи… А среди настенных икон особо выделялись две. Одна - Георгия Победоносца, который разил копьём гада-змия под копытами коня. И другая - Сергия Радонежского.

Всё-таки каждому - вопреки всякому злу и тьме - таки вложены в руки ключи от рая. Если уж стукнется желание сотворить добро, главное - не отложить исполнения. Дважды призыв может не повториться.

Настоятель храма Двенадцати Апостолов рассказал, почему память апостолов Петра и Павла совершается в один день, кто такие первоверховные апостолы и как люди, гнавшие от себя Христа, стали самыми преданными его сподвижниками.

Середина июля для православных христиан ознаменована двумя большими праздниками. 12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля празднует Собор Двенадцати Апостолов.

Последний является одним из древнейших православных праздников, в честь которого было построено множество православных храмов. Самым первым из них стал храм, возведенный по приказу императора Константина Великого в Константинополе: это церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей.

Храм Святых Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса

День апостолов Петра и Павла также весьма почитаемый праздник, поскольку именно эти двое считаются одними из главных сподвижников Иисуса Христа. Хотя есть между этими святыми и ряд различий. Так, Петр был одним из ближайших учеников Христа, а Павел вообще не являлся участником евангельских событий и проповедовать начал гораздо позже Петра. Впрочем, оба они доказали свою преданность Господу, пострадали за свою веру и вошли в число самых почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.

О том, что еще связывает этих святых, почему их принято изображать вместе на иконах, зачем Господь отдал Петру ключи от рая и что подвигло Павла проповедовать христианство, а Петра - пойти навстречу собственной смерти, в интервью порталу «История.РФ» рассказал настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы, ректор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно.

В. И. Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы,
сестры его Береники и проконсула Феста

Гонитель Христа и первый папа римский

Отец Лев, в первую очередь хочу спросить вас вот о чем. Почему Петр и Павел почти на всех иконах изображаются вместе? И день памяти у них тоже приходится на одну и ту же дату. С чем это связано? В одних источниках сказано, что эти апостолы якобы умерли в один день, а где-то пишут, что Павел принял мученичество ровно через год после Петра. Чему верить?

Первоверховные апостолы Петр и Павел совершенно по-разному трудились и в разное время. В то время, когда апостол Петр был со Христом, апостол Павел был Его гонителем. История о том, как и когда он обратился ко Христу, подробно описана в книге «Деяния святых апостолов». Первоверховным апостолом Павел стал потому, что заложил основы догматическо-нравственного учения Православной церкви. Поэтому Петра и Павла на иконах изображают вместе как двух первоверховных апостолов. Но это совершенно не значит, что они в одно время вместе трудились. В иконографии часто объединяют святых. Например, первый образ «О тебе радуется» был написан в XVI веке, а со временем в него добавляют новых святых. К примеру, совсем скоро, 1 августа, мы открываем часовню Параскевы Пятницы около храма Покрова, и там будет икона, к которой мы добавляем не только святых, которые были в XVI веке, но и наших, тульских святых, которые были замучены уже в период гонений на церковь в XX веке. У икон бывает разная композиция, они сами по себе очень многогранны и богаты по содержанию. Поэтому часто бывает так, что туда добавляются святые, которые не были никак связаны друг с другом при жизни. Это делается скорее по принципу их общего страдания, мученичества и подвига.

Кстати, я читала, что именно в честь Петра и Павла в Риме были установлены первые христианские храмы, когда христианство стало там разрешенной религией. Это правда? И вообще, какое значение придается этим святым в западной, католической традиции?

В Римско-католической церкви апостол Петр считается первым папой римским. И если вы возьмете учебник по истории западного христианства, то первым среди 266 римских пап будет стоять апостол Петр. Таким образом, он является основоположником иерархии западной церкви. И под собором Святого Петра в Ватикане есть крипта, где, как считается, был погребен апостол Петр. Там в подвале есть небольшая церквушка, где обыкновенно совершается литургия.

«На Петров день в деревнях совершаются бесчинства»

- Многие привыкли считать, что апостол Петр - это хранитель ключей от райских врат. Мы представляем себе, что именно этот апостол первым встречает души умерших у входа в Царство Небесное. Но откуда взялось это поверье? Об этом сказано в Библии? Кроме того, я читала, что в представлении славян в роли хранителей ключей от рая выступает как Петр, так и Павел… Как это может быть?

Такие вопросы нужно всегда рассматривать в иконографическом аспекте. Образ апостола Петра, который держит ключи от рая, не в обиду католикам будет сказано, нарисовала именно Римская церковь. Ведь до 1054 года мы были вместе! Христианская церковь была едина почти до середины XI века, и православные и католики почитали одних и тех же святых. Но после того как произошло это разделение, католики стали изображать апостола Петра с ключами от рая, подчеркивая тем самым, что ключи от Царства Небесного в руках у основателя западной, а не восточной церкви. Кроме того, в Евангелии действительно есть такие слова, которые Христос говорит Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного». Эти евангельские слова воплотились в иконографии апостолов в западной церкви. В данном случае Христос говорит о духовных ключах: Он прощает апостола за то, что тот отрекся от Него и дает ему право самому отпускать грехи другим людям. Иисус как бы говорит Петру: ты предал Меня, но за свою искренность и преданную любовь ты достоин спасения.

Рубенс. Апостол Петр

В народном календаре славян день святых апостолов Петра и Павла называется Петровым днем. В этот день на Руси провожали весну и встречали лето, заканчивались «купальские празднования» и начинались летние свадьбы, а также первая прополка и подготовка к сенокосу. Интересно, как Православная церковь относится к таким традициям?

Отрицательно, потому что Петров день на Руси сочетался с языческим праздником. Таким образом, в народе, принявшем христианскую веру, сохранялись языческие традиции, и из-за этого православные праздники отмечались вместе с языческими. Так же происходило и с Троицей, во время которой перепрыгивали через костры (День Святой Троицы в славянском народном календаре обозначается как Троицын день; этот праздник связан с большим количеством языческих обрядов и завершает весенний цикл праздников, знаменуя собой переход к лету. - Прим. ред. ). И мы знаем, что в день святых апостолов Петра и Павла в деревнях иногда совершаются бесчинства и различные хулиганства. Поэтому церковь смотрит на это отрицательно - как и на птиц, которых выпускают на Благовещение (на Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц; к сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, которых барышники ловят и продают возле церквей. - Прим. ред. ).

«Павел понял, что это не галлюцинация, а явление Христа»

Хочу спросить вас еще об одном важном церковном празднике, который отмечается на следующий день после празднования памяти апостолов Петра и Павла. 13 июля Православная церковь празднует Собор Святых Двенадцати Апостолов. Я слышала, что это очень древний праздник и первые упоминания о нем якобы встречаются уже в документах IV века. Так ли это?

Нет, первый Апостольский собор был гораздо раньше. Он произошел в 52 году в Иерусалиме. Апостолы и другие последователи Христа собрались и постановили, как необходимо вести себя язычникам, обращенным в христианство. В частности, на этом соборе решался вопрос об обрезании, и в итоге христиане отказались от необходимости соблюдения этого ритуала крещеными язычниками, а также от жертвоприношений животных и многих других обрядов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Вот откуда начинается празднование Собора святых апостолов - с середины I века.

Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона начала XIV века

Но единство это среди апостолов было достигнуто далеко не сразу. К примеру, Павел изначально был фарисеем и, еще будучи подростком, участвовал в гонениях на христиан. Что же в итоге побудило его обратиться в новую веру?

Павел происходил из семьи высокообразованных людей, был членом иудейского синедриона. Он действительно принимал участие в гонениях на христиан. И однажды, когда Павел направлялся в Дамаск, он вдруг услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савл - имя, данное Павлу при рождении. - Прим. ред. ). И, внезапно увидев в небе яркий свет, Павел ослеп на три дня. Это состояние слепоты привело его в отчаяние. В итоге исцелить Павла смог только живший в Дамаске христианин по имени Анания, который и крестил будущего апостола. Слепота была дана Павлу для того, чтобы он ощутил физический недостаток и понял, что это не галлюцинация, а явление самого Христа. И так из гонителя Павел сделался великим христианским проповедником.

Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск

«Христа ждали 700 лет, но боялись ошибиться»

- А Петр? Он ведь отрекся от Иисуса, причем трижды, как тот и предсказывал…

Когда мы говорим об отречении апостола Петра, мы не должны забывать и о том, какой была его мученическая кончина. Апостол Петр всю свою жизнь страдал от этого отречения. Когда его хотели распять так же, как Христа, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Я бы, кстати, посоветовал вам прочитать великолепный исторический роман «Камо грядеши» («Quo vadis») писателя Генрика Сенкевича. Там великолепно описана жизнь первых христиан в Риме, первые гонения на них и так далее. Особенно впечатляет концовка романа. Понимая, что ему грозит казнь, апостол Петр решил покинуть Рим, но, когда он выходил из города, уже на окраине Рима ему явилось видение. Он вдруг увидел Христа, который идет ему навстречу и несет на себе крест. «Господи, куда Ты идешь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - ответил Иисус. Тогда Петр понял, что его уход не угоден Господу, и вернулся в город. Там его схватили, бросили в темницу и вскоре казнили.

Микеланджело. Распятие Святого Петра

Все это наводит меня вот на какую мысль. В Библии, как мы видим, часто можно встретить примеры малодушия и маловерия со стороны апостолов. А ведь эти люди, казалось бы, были наиболее близки ко Христу. Тем не менее нам постоянно показывают, что они часто неверно понимали Его слова и поступки, и в итоге, как известно, в момент ареста Иисуса все ученики, испугавшись, покинули своего учителя. Павел успел погубить многих христиан до того, как произошло его обращение. Петр, который первым назвал Христа «Мессией», трижды отрекся от Него. А Иуда и вовсе стал самым подлым предателем... Для чего же Священное Писание так настойчиво указывает нам на несовершенства и человеческую слабость даже самых избранных учеников Господа? О чем это говорит?

Это нормальное явление. Ведь народ ожидал Христа 700 лет, начиная от пророка Исаии, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Он говорит о рождении Христа Спасителя от Девы Марии за 700 лет до этого события! За это пророчество Исаия был назван ветхозаветным евангелистом. То есть вы понимаете, как ожидается Христос иудейским народом? Это страшное ожидание! И мы видим, как оно передавалось из поколения в поколение. И мы видим, что Христос приходит именно в тот момент, когда его присутствие потребовалось в мире. Так что это состояние маловерия, отчаяния - понятно. Все боялись ошибиться. И в Евангелии мы видим человеческую природу людей, но мы также видим проявление божественной милости. Возьмите ту же притчу о самарянке! Поэтому, когда мы видим человеческую сторону в Евангелии, мы ее не осуждаем, а просто говорим, что так было и так есть, и все это по-человечески правильно. Это не должно служить ключом к отрицанию чего-то или к тому, чтобы размышлять о неверии.

На берегу Тивериадского озера ликовали апостолы: «Спаситель воскрес! Он снова с нами!» Среди общего ликования только один человек оставался унылым. Это был Пётр, отпавший.

На душе Петра лежал тяжкий грех - он трижды отрёкся от Христа! Он, восклицавший, что более других любит Учителя, что он готов умереть за Него, оказался жалким трусом…

Скажите ученикам Его и Петру, - такими словами призвал Ангел жён-мироносиц поведать о Воскресении Христа. Это был приговор. Пётр исключался из учеников Спасителя.

И вот Пётр сидит у костра среди апостолов и Господа. Сердце его переполняет горечь и любовь к Богу.

Наконец Христос трижды вопрошает его:

Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

И с каждым разом, всё ниже опуская повинную голову, Пётр отвечает:

Господи, ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

И только после третьего исповедания любви святой Пётр услышал долгожданный им призыв: Иди за Мною.

Понуждая Апостола Петра на исповедании Любви, Христос преподал ему великий урок смирения, а через Петра и каждому из нас: Любовь к Господу не терпит рядом с собой гордыни, самолюбования и зависти.

Пётр прощён. Он восстановлен в апостольском звании. Но все последующие дни земной жизни его глаза не просыхали от слёз - бессонные ночи святой Пётр проводил на коленях, взывая к Богу:

Прости! Прости моё отречение от Тебя.

И ещё один урок преподаёт Спаситель святому Петру, а через него и нам.

Да, Пётр прощён, но в его сердце вновь шевельнулась зависть к одному из любимейших учеников Господа - Иоанну, и желание Петра быть лучшим, и Пётр ревниво спрашивает:

Господи, а он что?

И Господь сурово ответствовал ему:

Что тебе до этого? Ты иди за Мною.

А через Петра Христос обращается к каждому из нас: что тебе до того? Если кто-то другой лучше тебя, талантливее, ты иди за Мною, то есть иди и не оглядывайся по сторонам, не смотри на других.

Да, святой Пётр всё время спотыкался и падал, но он обладал главным достоинством - подниматься и возрождаться из пепла греха через покаяния, поэтому и «не страшно падать, страшно не подняться».

И именно Петру Господь вручил ключи от рая, самому пылкому и самому нестойкому из Своих учеников: «Никому из несогрешивших апостолов Господь не вверил ключей от Царствия Небесного, но дал их Петру - и это для того, чтобы, когда сей апостол увидит в каком-либо грешнике сокрушение о грехах, то привёл бы себе на память собственное грехопадение - и помог бы кающемуся получит спасение».

Иди за Мною, - призвал Иисус прощённого и восстановленного в апостольском звании святого Петра. И это был призыв на Крестный путь, на подвиг страданий за род человеческий. И святой Пётр доблестно и радостно переносил все страдания и лишения - и увенчал свои земные подвиги высочайшим деянием - сораспятием Христу!

И каждого из нас Господь призывает: Иди за Мною. И «не допускай себе мысли, что на земле - наслаждение, а на небесах - покаяние. Здесь ищи разрешения от грехов, и тогда святой Пётр отверзет тебе двери в Царствие Небесное…»

Людмила Копысова