Первое послание к Тимофею. Толкование библии, первое послание к тимофею Цель написания Послания к Тимофею

  • Дата: 15.01.2024

. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего.

Поскольку намерен писать законоположения Тимофею, то провозглашает себя апостолом, чтобы слово свое сделать достойным беспрекословного приятия. Не мое, говорит, буду изрекать, но Пославшего меня; смотри же, будь послушен. Но так как велико было звание апостола, то, чтобы не показалось, что он гордится, прибавил:

по повелению Бога.

Не сам, говорит, я восхитил это, но долг имею неотложный и Владычное повеление исполняю. Выражение «по повелению» сильнее выражения «призванный». Хотя нигде Отец не давал ему повеления, а Христос: "Я пошлю, – сказано, – тебя далеко к язычникам» (), и еще: «тебе должно предстать пред кесаря» (), и: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла» (); но принадлежащее Сыну и Духу принадлежит, говорит он, и Отцу. Слушай, что следует дальше.

И Господа Иисуса Христа, надежды нашей.

Видишь ли, повеление это общее. Обрати внимание и на то, как Давид говорит об Отце: «упование всех концов земли» () И сам апостол Павел в другом месте говорит: «уповаем на Бога живого» (). А теперь Сын называется нашим упованием (надеждой). Таким образом, у Отца и Сына все общее. Апостол благовременно употребил эти синонимы: «Спасителя» и "надежды". Так как учитель борется со многими трудностями, ибо вся вражда обращается на него, чтобы, когда он падет, скорее пали и те, кто находится под его наблюдением, как сказано: «порази пастыря, и рассеются овцы» (), то не должно, говорит, падать духом, ибо мы имеем Спасителем не человека, но Самого Бога и Отца, Который скоро избавит нас от опасностей. Посему мы переносим несчастья, утешая себя этими двумя мыслями, – или тем, что мы скоро избавимся от них, или тем, что питаем в себе лучшие надежды,

. Тимофею, истинному сыну в вере.

То есть рожденному мной чрез веру. Предлог «в» – εν – означает «через», как и в другом месте апостол говорит: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (). Похваляя же его, называет не только сыном, но и "истинным" , – истинным, потому что Тимофей более других сохраняет сходство с ним по вере, и потому, что апостол Павел искренне любил его. Очень мудро добавил он: "в вере", чтобы тем более воодушевить к ней Тимофея. Ибо если с начала он показывал такую веру, что удостоен именоваться сыном Павла, и сыном истинным, то тем более в нее, как во всеоружие, должен он облечься теперь, чтобы не смущаться и не падать духом. Являть мужественное дерзновение есть дело веры.

Благодать, милость, мир.

Нигде в других посланиях апостол не поставил слова "милость", а только здесь. Это потому, что по великой любви просит для своего сына большего, как бы опасаясь и трепеща за него; ему он давал наставления даже относительно желудка. Еще и потому, что учители имеют нужду в сугубой милости.

От Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

Здесь опять утешение. Ибо если – Отец наш, то Он заботится о нас, как о детях. Следовательно, Он и помилует, и даст благодать, чтобы всем нам быть облагодетельствованными и иметь мир с врагами.

. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе.

Обрати внимание, какая кроткая речь, как он говорил к нему голосом не учителя, а слуги. Он не сказал: я повелел, но: "просил". Так должны мы обращаться со своими учениками, но с испорченными и не вполне преданными – иначе. Апостол умоляет его остаться в Ефесе. Ибо послание, которое он послал к ефесянам, было недостаточно: к посланиям внимательно. Впрочем, может быть, это было и до послания. Предполагают, что тогда Павел и поставил Тимофея епископом. Это вероятно, ибо он говорит далее следующее.

И увещевать некоторых, чтобы они не учили иному.

Не сказал: умолять, но: «увещевать», что более властно и строго. Он не назвал их поименно, чтобы чрез обличение не сделать их более бесстыдными. «Учить иному» – значит вводить иные учения. Ибо среди иудеев было много лжеапостолов, которые по любви к славе и из желания называться учителями склоняли верных к закону Моисееву.

. И не занимались баснями.

Баснями он называет не сам закон, но наблюдения и ложные .

И родословиями бесконечными.

Они перечисляли обычно дедов и прадедов, мечтая тем присвоить некоторую историческую славу. «Бесконечными» назвал или потому, что восходят к отдаленным временам, или потому, что не имеют никакой доброй цели, или потому, что не имеют ясности, трудно уловимы и запутанны. Вероятно, что апостол здесь намекает и на эллинов, ибо у них есть мифы и родословия, в которых они перечисляют своих богов.

Которые производят больше споры (ἐκζητήσεις ) , нежели Божие назидание в вере.

. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников.

Сказав выше, что Он помиловал меня, гонителя, продолжает: не удивляйся и не сомневайся в величии дара. Ибо для этого Он и пришел в мир, чтобы спасти всех грешников. Итак, верно слово и достойно приятия. Потому что невозможно не доверять дарованному, напротив, так как бесконечна благость Подателя, оно заслуживает доверия и приятия. Это направлено также против иудеев, преданных закону, чтобы показать им, что без веры невозможно спастись.

Из которых я первый.

Почему же он, сказав в другом месте: «по правде законной – непорочный» (), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне , так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча – свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: «прославленное даже не оказывается славным» ().

. Но для того я и помилован, чтобы во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Обрати внимание на смирение его. Для того, говорит, я помилован, чтобы никто из согрешивших уже не отчаивался, но был в полной надежде на прощение, так как получает спасение величайший из всех грешников – Павел. Этим апостол показывает, что сам он не заслуживал прощения, но ради спасения других сподобился сего человеколюбия Божия. Не сказал просто: чтобы во мне показал долготерпение, но «все долготерпение», как бы так говоря: бесконечно согрешив, я нуждался во «всей» милости, во «всем» Его человеколюбии, а не отчасти, подобно тем, которые отчасти согрешили. "В пример", говорит, то есть для примера, для утешения и для прощения всех, кто хочет веровать.

. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также Царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. «Единому премудрому» сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один , как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. «Честь и слава» не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, – что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение.

. Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание.

Так как он употребил слово «завещание», завещание же есть нечто повелительное, то и прибавил: «сын мой Тимофей». Ибо не повелительно я говорю тебе это, но как сыну. Сказал также: "преподаю", чтобы объяснить строгость хранения, потому что не наше то, что мы имеем, но Божие. Поэтому, что Он даровал, то должны хранить. «Сообразно с бывшими о тебе пророчествами». Звание учительское и священническое, будучи великим, нуждается в указании Божием, чтобы принять это звание достойному. Поэтому в древности по пророчеству избирались священники, то есть по внушению Святого Духа, ибо пророчество в том и состоит, чтобы высказывать то, что есть в настоящее время. Так и Тимофей был избран на священство. Но так как он говорит о многих пророчествах, разумея, быть может, и то, когда в первый раз принял его в число учеников, и то, когда обрезал его, и то, когда рукоположил его, – все это совершалось с пророчеством. Поэтому он говорит: «преподаю тебе... завещание... сообразно с бывшими о тебе пророчествами», то есть обращая взор к оным пророчествам, и как бы научаемый ими, что должно тебе делать, убеждаю тебя, чтобы ты ходил достойно их и не посрамил их.

Чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин.

Что я заповедую тебе? чтобы ты воинствовал в них, то есть чтобы ты не обходил законы их, но как они избрали тебя и на что избрали, «как добрый воин». Ибо есть и злая служба воина, когда кто представляет уды свои в орудие греху и нечистоте. Вспомнил же апостол о воинстве потому, чтобы показать, что воздвигнута сильная брань против всех, а особенно против учителя. Поэтому должно бодрствовать и не показывать с своей стороны ни малейшей слабости.

. Имея веру и добрую совесть.

Не думай, говорит, удовольствоваться только тем, что по пророчествам поставлен священствовать, но тебе надлежит иметь веру, чтобы право возглашать слово истины, и благую совесть, или жизнь незазорную, из коей благая совесть, чтобы мог ты и над другими предстоятельствовать благотворно. Ибо как полководцу следует прежде быть хорошим воином, так и учителю самому должно иметь то, чего он требует от учеников. Поэтому, несмотря на то, что мы учители, научимся не пренебрегать советами и наставлениями тех, которые больше нас.

Которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.

Под словом "которую", очевидно, разумеется благая совесть. И справедливо. Потому что если жизнь бывает нечиста, то отсюда продолжаются и превратные . Чтобы не терзаться страхом будущего, живущие нечестиво убеждают себя, что все у нас ложно. А уклонившийся от веры и обо всем умствующий терпит кораблекрушение, несмотря на близость веры. Ибо вера – тихая пристань, она держит ум в спокойствии, а исследования,– это волны, которые то там, то здесь, как во время кораблекрушения, быстро захватывают ум и ударяют его о скалы, или даже потопляют.

. Таковы Именей и Александр.

Видишь ли, что и в те времена были люди, которые превратно учили, которые уклонялись от веры, предавались исследованиям и умствованиям? Поэтому ты не унывай теперь, когда видишь таких людей, но противостой им.

Которых я предал сатане, чтобы они научились (ῐνα παιδευθῶσιν ) не богохульствовать.

Научая других, как же сатана не учит самого себя? Однако апостол не сказал: чтобы он научил их не богохульствовать, но: «чтобы они научились» (ῐνα παιδευθῶσιν ). Не он совершает это, но так бывает вследствие его действий. Ибо как палачи, будучи сами отъявленными преступниками, вразумляют других, так и диавол. Но почему Павел сам не наказал их, как наказал Вариисуса и как Петр – Ананию? Чтобы со строгостью наказания соединить большее бесчестие, чтобы показать, что и сатане повелевает и чрез это быть более страшным. Или лучше – апостолы сами наказывали неверующих, чтобы те знали, что они не могут утаиться. Ибо и Анания был неверующим, и еще испытующим. Между тем тех, которые уже знали сие и потом отступали от веры, они предавали сатане, показывая им, что они не своею силой, но попечением их – апостолов – были охраняемы. Или еще и то, что тех, которых они желали исправить, не наказывали сами, а неисправимых сами подвергали наказанию. Как же виновный предаваем был сатане? Его извергали из общего собрания, отлучали от стада и нагим предавали волку. Ибо подобно тому, как в древности облако окружало скинию, так и Христову – Дух Святой. Следовательно, кто вне Церкви, тот и вне Духа и потому жалок и легко уловим. Таково наказание отлучения. И Сам , предавая грешников болезням и бедствиям, научает чрез это. «Будучи же судимы, – говорит, – наказываемся от Господа» (). Видишь ли, что исследовать вещи божественные посредством умствований – значит богохульствовать. Оскорбление для божественных вещей, когда кто думает, что они постижимы умствованием человеческим.

Предисловие . Послания эти неслучайно называют пастырскими, это - наставления для Тимофея, исполняющего пастырские обязанности.
Конечно, их могли читать все члены собраний: у Бога нет секретов от христиан и от того, что Он советует старшим м ужчинам, поставленным руководить деятельностью собрания. Однако наставления данных писем касались, прежде всего, пастырской работы в собрании: они показывают, с какими проблемами сталкивались пастыри собраний в 1 веке, и как им надлежало эти проблемы решать, чтобы вся деятельность совершалась во славу Божию.

Кем был Тимофей? Когда Павел посетил Листру, он встретил там Тимофея, который к тому времени уже был учеником Христа (Деян. 14:6; 16:1). Он был сыном грека и иудеянки (Деян. 16:1). Неизвестно, как относился ко Христу его отец, но, по крайней мере, его мать, Евника, и бабушка, Лоида, приняли Иисуса Христа (2Тим. 1:5).

Благодаря наставлениям матери и бабушки, Тимофей хорошо знал Ветхозаветные Писания с детства (2 Тим. 3:15). Апостол Павел, видимо, заметил духовные устремления Тимофея и взял его под свою опеку, став для него духовным отцом, ибо обращался к нему Павел как к своему "возлюбленному сыну" (2 Тим. 1:2).

Рвение Тимофея к служению проявилось очень рано (1Тим. 1:18; 4:14; 2Тим. 4:5). Однако, судя по тому, что Павел часто побуждал Тимофея к уверенности в своих действиях и решительности - Тимофей в начале своего призвания был скромен, не уверен в себе и застенчив, что свойственно правильно воспитанным юношам (2Тим. 1:7; 4:2,5).
Павел учил его тому, что ничто, включая и юность, не должно стать христианину препятствием в служении (1Тим. 4:12; 2Тим. 2:1-7; 4:5). Тимофей обязан был "воинствовать, как добрый воин" Господа (1Тим. 1:18; 6:12), активно распространяя слово Божие и горячо защищая истину благовестия, с использованием для этого своего дарования в полной мере (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).

С тех пор, как Павел взял Тимофея к себе в спутники, он приобрёл в его лице - верного сотрудника в слове Божием (1Кор. 16:10; 1Фес. 3:2). Со временем апостол стал доверять ему настолько, что посылал с разными поручениями в отдалённые собрания в качестве своего представителя и духовного наставника, способного укреплять собрания в истинной вере и ободрять их (1Фес. 3:2-5;Фил. 2:19).
Этот молодой человек стал настолько дорог апостолу, что в своем последнем послании он трогательно просит его прийти к нему в последние дни его пребывания в тюрьме и на этой земле (2Тим. 1:4; 4:9,21).
(использованы выдержки из материала исследования учёных Даллаской духовной семинарии)

1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
Апостол, как помним - это человек, посланный непосредственно Иисусом Христом свидетельствовать о значении для человечества веры в Мессию Божьего. В том, чтобы Павел (в прошлом - Савл) стал благовестником - была воля Бога и воскресшего Христа Его.

Бога, Спасителя нашего - спасение человечества от греха и смерти через искупление Христово и принятие искупления в Новом Завете - является замыслом Бога, Отца Иисуса Христа. Потому Павел назвал Бога - спасителем, а Иисуса Христа – надеждою: и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. Каждый христианин всегда мог надеяться на поддержку Христову, на то, что Иисус - ходатай пред Богом о спасении - лично за него (1Иоан.2:1,2) как посредник Нового завета (1Тим.2:5)

1:2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
Павел любил Тимофея как своего сына в вере: видимо, этот молодой человек впитывал все наставления апостола - подобно тому, как любящие сыновья впитывают наставления отца, с большим желанием и, применяя их в жизни. Это укрепляло Тимофея на пути сотрудничества с Павлам в Божьем слове. Тимофей назван истинным сыном, настоящим, таким, какой и должен быть христианин, посвятивший свою жизнь служению Богу и Христу Его. Павел желает Тимофею всяческих духовных благословений, которые сильны дать свыше Бог и Христос Его - служителям своим.

1:3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
Павел оставлял Тимофея в Ефесе вместо себя для того, чтобы не давать возможность разного рода свободным «благовестникам» учить верующих не тому, чему учил Павел. Тимофей должен был «вычислять» всех, кто препятствует развитию и укреплению истинного учения о Боге и Христе Его в сердцах и умах соверующих - для того, чтобы вовремя их останавливать через вразумление увещеванием.

1:4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
Если кто-то из благовестников и намерен увещевать собрания от имени Христова, то такие должны понимать, что спорить о маловажных деталях основного учения о Боге и Его намерениях -не имеет никакого смысла и не приносит никакой пользы. Ну что могло изменить в основах вероисповедания выяснение вопроса, например, о подробностях родословной каждого прародителя Христа - при том, что уже достоверно известно о Мессианстве Иисуса Христа и его воскресении из мёртвых? Ровным счётом - ничего.

А потому, выяснение мелочей - это всегда, не только в 1 веке - занятие пустое и даже вредное для христиан: никакой духовной ценности они не представляют, созидания в основах вероисповедания - не приносят, отнимают впустую время, отвлекая внимание от основ христианской деятельности и исполнения воли Бога.
Подобные дискуссии создают лишь иллюзию обсуждения Божьего слова, всякая такая пустая демагогия с полемикой разрушает основы духовности всего собрания.

1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
Тимофей должен учиться пресекать подобное бесцельное и бесполезное времяпровождение «благовестников» в христианских собраниях, разъясняя, что целью увещевания (уж если «благовестники» желают увещевать) - является разъяснить собраниям значение искренней любви христиан - к Богу и друг ко другу, побуждающей к добрым и правильным делам, сохранению чистой совести и укреплению в основах веры, в главном, не мудрствуя сверх того, что написано в слове Бога.

1:6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
на момент отшествия Павла уже в собраниях обнаруживались такие деятели, чьё мудрствование сверх написанного (пустословие, не основанное на слове Бога учение) мешало созиданию в вере, отвлекая внимание от основной цели благовествования, раскрывающей людям любовь Бога и Христа Его к человечеству

1:7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
И такие пустые деятели претендовали на статус учителей от Бога, они желали показать собранию себя и свои умозаключения, со знанием дела приступая к ответственности наставления и обучения по закону Моисееву. Однако, свою несостоятельность в качестве наставников на путь Христов - они не признавали, а продолжали утверждать то, в чём совсем ничего не понимали.

Заметим, апостол писал об этом Тимофею в уверенности, что этот молодой брат сможет распознать всех пустословов, сравнивая то, чему они учат - с тем, чему сам был научен от Павла. Подробности борьбы с таким явлением законничества - Павел Тимофею не расписывает, он сам должен был ориентироваться на месте в каждой ситуации, поступая так, чтобы пресечь деятельность всех горе-проповедников и разоблачить их несостоятельность при помощи дара убеждения в слове Божьем.

1:8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
Павел не говорит о том, что закон Моисеев неправильный: закон Божий всегда приносит только пользу - при условии, если правильно понимать его и применять (законно употреблять ). Ведь сам Павел, по сути, очень часто ссылался на Моисеев закон, разъясняя значение прихода, смерти и воскресения Мессии - по закону и пророкам (1Кор.15:3,4).
Однако некоторые почитатели Моисеева закона, как видим, неправильно истолковывали его и побуждали христиан исполнять его даже после смерти и искупления Христова.

1:9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

Павел разъясняет смысл предназначения закона запретов и наказаний: он необходим в Божьем обществе для грешников. Когда Израиль был греховен, как и все, для того, чтобы стать Обществом Божьего народа - ему понадобился закон запретов и наказаний в виде Моисеева закона: всё, что было нельзя делать служителю Бога - закон назвал грехом, таким способом обозначив грех.
Благодаря закону запретов и наказания за грехи, Израиль, как ребёнок через наказания от любящего Отца - приучался к послушанию и должен был взрослеть, возрастая духовно. В конечном итоге этот «детоводитель» должен был привести Израиль к принятию Христа (Гал.3:24)

Зачем Павел говорит о законе Моисея - Тимофею?
Затем, чтобы дать ему аргументы в помощь для убеждения и наставления в истинном вероисповедании: поскольку теперь поклонники Бога обратились ко Христу - значит, они выросли из закона запретов. И поскольку Моисеев закон уже привёл весь «детский сад» ко Христу (Гал.3:24) – теперь он уже не нужен.
Лжеучители же побуждают снова вернуться к исполнению закона запретов. Так зачем же христианам - снова "впадать в детство"? (см. также Гал.3:24-27 )
Это не здраво, как не здраво и учение лжеучителей, призывающее христиан возвращаться к исполнению Моисеева закона.

Христиане учатся обходиться без оного, обучая своё внутреннее восприятие различению добра и зла: для зрелого плода святого духа, которым может стать каждый христианин, не нужен закон запретов (Моисеев закон), они сами будут желать поступать правильно - всегда и во всех ситуациях , даже если в этом мире их не поймут и не примут, и даже если из-за этого они пострадают (Гал.5:22, 23)

1:11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
Эти знания о значении Моисеева закона для грешников (коими были и израильтяне) - апостол Павел передавал согласно повеления Бога, доверившего Павлу служение благовестника.
Далее Павел переходит к выражению благодарности Богу, призвавшему Павла на это служение, и делится своим личным опытом в принятии Божьей благодати:

1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
Павел признаёт, что если бы Бог не помог, не было бы у Павла сил исполнять вверенное ему служение благовестника. Павел несказанно благодарен Богу за то, что Он посчитал Павла пригодным для выполнения этой миссии: многие, знающие Павла ещё в качестве фарисея Савла, могли бы удивиться тому, что Бог признал его верным - в то время, когда он активно противодействовал распространению христианства:

1:13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии;
Павел разъяснил, почему Бог поступил так: Он увидел в Савле огромный потенциал Своего верного служителя, поступающего неправильно не потому, что он противился Богу. А потому, что Савл был уверен, что поступает правильно и служит Богу именно тем, что истребляет христиан. Павел не понимал ещё тогда, что Христос - Божий Мессия и есть, он искренне и верно служил своему Богу по вере отцов своих, отстаивая служение Ветхого Завета (Деян. 22:4-5, 19-20; 26:9-11)

1:14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Бог, видя, что ревностного Павла невозможно остановить и переубедить иначе, чем вмешательством свыше - велел Иисусу Христу вмешаться, и Иисус с небес помог Павлу стать на правильный путь служения Богу (Деян.9 гл.; Гал.1:15). Благодаря помощи свыше Павел смог во всей полноте вкусить изобилие благодати, излившейся на него с небес, поверив во Христа, приняв его и полюбив всем сердцем.

1:15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
Именно поэтому Павел с такой уверенностью свидетельствует об истинности исполнения намерений Бога по спасению грешников через Иисуса Христа: он оказался первым хулителем и гонителем Христа, на котором явлена миру милость Божия. Хотя по факту преследования христиан Павел не заслужил такого к себе милостивого отношения - тем не менее, Бог простил его и призвал ко спасению через принятие Иисуса Христа.

1:16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
По сути, на примере помилования Павла - Иисус Христос показал миру, насколько велико долготерпение Божие - ради того, чтобы люди приняли его жертву для своего спасения: если у Бога хватило любви, милости и долготерпения по отношению к Павлу (первейшему, можно сказать, негодяю и богопротивнику по факту) , и если Бог дождался времени, когда Павел, наконец, смог принять Христа для своего спасения, то хватит их у Бога - и для любого другого человека. Бог дождётся, когда Христа Иисуса примут многие, и благодаря этому - все они смогут достичь спасения и вечной жизни.
И уж если первейший из грешников стал святым, и один из злейших врагов Божиих стал одним из вернейших слуг Его - то в широком диапазоне между этими двумя крайностями найдется место для всех остальных грешников.

1:17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Здесь речь идёт не об Иисусе Христе, сыне Божием, а об Отце Христа, о Боге Всевышнем.
Павел, милостью свыше вместив всю любовь и долготерпение Божие, а также смысл Его замысла по спасению человечества от греха и смерти через искупление Христово - не может не выразить Всевышнему благодарность за эту незаслуженную доброту и благодать. Он называет Всевышнего - царём времён нетленным и невидимым: и на самом деле, ведь Бог -Творец - властелин времени, Царь в Своём бесконечном мироздании и единственный невидимый духовный мудрый Правитель, разработавший план по спасению потомков Адама от смерти и контролирующий воплощение Своего плана в жизнь. Именно Он достоин принять честь и славу от всего своего разумного творения (Откр.4:11)

1:18 Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание,
Апостол пишет завещание своему духовному сыну, рождённому благодаря благодати благовествования:

чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, надлежит Тимофею по отшествии Павла воинствовать в слове Божием, пребывая в согласии с ними - с Богом и Христом Его (согласно с ними ). Хороший воин никогда не станет перечить своему военачальнику, но всегда с готовностью отдаст и жизнь свою, если она потребуется для исполнения воли военачальника.
Так и Тимофей должен быть хорошим воином у Бога и Христа Его - согласно тем впечатлениям и прогнозам о нём, какие сложились у апостолов по поводу призвания Тимофея на служение и полной пригодности его к этому. (сообразно с бывшими о тебе пророчествами ) Все, кто сталкивался с Тимофеем в служении - пророчил ему благодатью Господа большой успех на духовном поприще, и Тимофей, по мнению Павла, должен был бы эти ожидания братьев оправдать своим верным и ревностным служением Богу и Христу Его.

1:19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
Причина ломки веры многих христиан была сокрыта в их нравственном и духовном падении: какие-либо неправедные поступки делали их совесть чёрствой и невосприимчивой к истинному слову Божьему, поэтому они и начинали увлекаться изложением своих собственных версий благовествования в собраниях, с чем Тимофею и предстояло бороться (Павел вернулся к мысли 1:3-7)
Тимофею же Павел завещал сохранять чистую совесть и иметь крепкую веру: две эти составляющих христианина защитят его от кораблекрушения в вере, которое терпят некоторые бессовестные.

1:20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Именей позже вновь упоминается Павлом как один из тех, которые "отступили от истины" и исказили её своими вероучениями (2Тим. 2:17,18)
Что касается Александра, то трудно сказать, кто он и есть ли какая-нибудь связь между Александром, фигурирующим в данном стихе, и Александром, упоминаемым в Деян. 19:33.34 и 2Тим. 4:14.15.

Так или иначе, эти двое названы Павлом в качестве печальной духовной практики в Ефесе. Поскольку апостол Павел постановил предать их сатане, стало быть, их провинность выходила за рамки незначительных оплошностей и нечаянных проступков (см. 1Кор. 5:1-5)

Отлучение их от собрания (исключение из христианской общины) обрекало их на обитание в той духовной сфере, которая контролируется и поддерживается сатаной (2Кор. 4:4). Мера, примененная Павлом по отношению к этим двум отступникам, была направлена на их исправление: лишившись защиты Господа вне собрания, эти двое имели возможность вкусить плод своего отступничества и понести тот ущерб, который мог бы побудить их раскаяться и вернуться к Господу (см. 1Кор. 5:5). Наказывая этих отступников, Павел руководствовался стремлением не столько наказать, сколько исцелить «больных» грехом противления истине Божией.
С другой стороны, предупреждение Павла о том, что эти двое - опасны для духовности христианских собраний, является примером защиты верующих от духовных противников: приди они в собрания как учителя - их уже не встретят, как учителей Божьего слова.

Введение.

Пастырские послания.

Так обычно называют два письма Павла к Тимофею и одно - Титу. Две особенности отличают эти три письма Павла от остальных его посланий: 1) Они относятся к последним из написанных апостолом и отражают те заботы, которые тяготили его перед концом его служения. 2) Они явно обращены не к той или иной общине, а к двум молодым людям, которые несли пастырское служение. Это не свидетельствовало, что письма не предназначались для прочтения перед церквами. Не означает это и того, что они были своего рода "памятками" для исполнявших пастырские обязанности.

Все три послания очень интересны и с общей точки зрения, они выделяются среди всего написанного Павлом. Они носят очень личный и практический характер, отличаясь в то же время известной несистематичностью. Возраставшая нужда в устроении церквей и сознание Павла, что его постоянное воздействие на них скоро прекратится, побудила апостола высказаться по ряду вопросов церковной жизни и пастырского служения, и с тех пор это неизменно приносит Церкви громадную пользу.

Время написания.

Миссионерские путешествия Павла совершались примерно на протяжении 48-56 годов. С 56 г. по 60 г. он проходил через инстанции римских судов, пока не попал, в конце концов, в столицу империи. Два года (61-62) он содержался там под домашним арестом, после чего, как можно предполагать, был освобожден. С 62 по 67 годы Павел вновь более или менее свободно путешествовал, оставив Тимофея в Ефесе, а Тита на Крите; в какое-то время он написал сначала одному, а потом другому по письму: Так что 1-Тимофею и Титу были, вероятно, написаны между 63 и 66 годами. Второе письмо Тимофею Павел написал после того, как вновь попал в заключение. И, значит, 2-Тимофею, последнее из посланий апостола, было написано примерно в 67 году.

Кому адресовано.

1. Тимофей. Он был сыном грека и еврейки (Деян. 16:1). Нет указаний на то, что и отец Тимофея был христианином, но его мать, Евника, и бабушка, Лоида, известны были своей искренней верой во Христа (2-Тим. 1:5). Тимофей, несомненно, жил в Листре, когда Павел посетил этот город во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 14:6; 16:1). Точно нельзя сказать, Павел ли привел Тимофея ко Христу.

Во всяком случае, благодаря матери и бабушке, Тимофей уже хорошо знал Ветхозаветные Писания (2-Тим. 3:15), и Павел взял его под свое покровительство как подававшего надежды. Апостол сделался, таким образом, духовным отцом этого молодого человека и обращался к нему как к "истинному сыну в вере" (1-Тим. 1:2) и как к своему "возлюбленному сыну" (2-Тим. 1:2; сравните Фил. 2:22).

Способность Тимофея к служению выявилась рано (1-Тим. 1:18; 4:14; 2-Тим. 4:5). Потому и взял его Павел себе в спутники, и он стал одним из самых верных сотрудников апостола (сравните Рим. 16:21; 1-Кор. 16:10; Фил. 2:19-22; 1-Фес. 3:2), надежным представителем и посланием его (Деян. 19:22; 1-Кор. 4:17; 2-Кор. 1:19; Фил. 2:19; 1-Фес. 3:2,6).

В шести из посланий Павла Тимофей упоминается в приветствиях (2-Кор. 1:1; Фил. 1:1; Кол. 1:1; 1-Фес. 1:1; 2-Фес. 1:1; Филим. 1:1). Этот молодой человек стал настолько дорог апостолу, что в своем последнем послании он трогательно просит его прийти к нему в последние дни его пребывания в тюрьме и на этой земле (2-Тим. 1:4; 4:9,21).

После освобождения из первых своих "уз" в Риме Павел, в сопровождении Тимофея, вновь посетил некоторые из церквей в Асии, включая Ефесскую церковь. Уезжая из Ефеса, апостол оставил там Тимофея как руководителя местной христианской общины. Через какое-то время он написал ему туда письмо (1-Тимофею), чтобы наставить и ободрить его в этом служении.

Возможно, по характеру Тимофей был робок, застенчив и не слишком активен (2-Тим. 1:7). Поэтому Павел неоднократно побуждал его к энергичным, уверенным действиям (1-Тим. 1:3; 4:11; 5:7; 6:2; 2-Тим. 3:14; 4:2,5). Ничто, включая и юность Тимофея (1-Тим. 4:12), не должно было стать ему препятствием в служении (2-Тим. 2:1-7; 4:5). Он обязан был "воинствовать, как добрый воин" (1-Тим. 1:18; 6:12), активно распространяя благовестие и горячо защищая его, с использованием для этого в полной мере своего дарования (1-Тим. 4:14; 2-Тим. 1:6).

2. Тит. О нем известно меньше чем о Тимофее. Он тоже был либо одним из тех, кого Павел обратил, либо его подопечным (Тит. 1:4), но когда и где он уверовал - неизвестно. Нет сведения и о семье его, как и о его прошлом, кроме того, что он был из язычников (Гал. 2:3).

Не вызывает, однако, сомнения, что Тит был надежным сотрудником Павла. Апостол поручил ему выполнение одной из самых трудных и деликатных задач - быть его представителем в неспокойном Коринфе (2-Кор. 2:13; 7:6-7,13-13; 8:6,16-17). Между двумя своими заключениями в Риме Павел побывал вместе с Титом на Крите и оставил его там продолжать начатую ими работу (Тит. 1:3). Позднее, когда Павел второй раз был в заключении, Тит отправился из Крита в Далматию (2-Тим 4:10), как предполагают, с целью ее евангелизации.

План книги:

I. Приветствие (1:1-2)

II. Наставления относительно лжеучителей (1:3-20)

А. Предостережения относительно их (1:3-11)

Б. Павел о своем опыте благодати (1:12-17)

В. "Завещание" Павла Тимофею (1:18-20)

III. Наставления относительно поведения в церкви (2:1 - 3:13)

А. Наставления относительно молитвы (2:1-7)

Б. Наставления относительно мужчин и женщин в церкви

В. Наставления относительно епископов и диаконов (3:1-13)

IV. Наставления относительно соблюдения истины в церкви (3:14 - 4:16)

А. Церковь и ее истина (3:14-16)

Б. Предвещание отступничества (4:1-5)

В. Об ответственности доброго служителя Христова (4:6-16)

V. Наставления относительно различных групп верующих в церкви (5:1 - 6:10)

А. О разных возрастных группах (5:1-2)

Б. О вдовах (5:3-16)

В. О пресвитерах (5:17-25)

Г. О рабах и господах (6:1-2)

Д. О еретиках и алчных (6:3-10)

VI. Последние наставления Тимофею (6:11-21)

А. Призыв к благочестию (6:11-14)

Б. Наставления относительно богатых (6:17-19)

В. Призыв хранить верность (6:20-21)

Надписание и приветствие (1–2). Тимофей как провозвестник и защитник спасительной истины против лжеучителей (3–20).

. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,

. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

«Павел, Апостол» – Тимофей, конечно, сам лично был вполне уверен в божественном призвании Павла к апостольскому служению, и если апостол в приветствии так обстоятельно говорит о своем призвании, то, вероятно, имеет при этом в виду не Тимофея, а его ефесскую паству. Ефесские христиане должны утвердиться в той мысли, что Павел призван Самим Богом и потому все его распоряжения, какие следуют далее, имеют характер обязательности для всех верующих во Христа. В особенности же напомнить о божественном призвании Павла нужно было ввиду появления в Ефесе инакоучителей, которые, конечно, унижали Павла в глазах ефесян. «Спасителя нашего ». называется так, как подающий людям спасение (ср. ; ; ; 1Тим 2и др. места), Христос же называется Спасителем (; Лк 2и др.), как посредник и совершитель нашего спасения.

"Надежды нашей «. Христос называется »надежд ой нашей» не в том смысле, что Он есть основание, посредник или поручитель нашего спасения, но в том, что Он есть самый предмет нашей надежды (ср. ; ). Во Христе и со Христом дано нам спасение, здесь на земле еще только составляющее предмет веры и только со вторым пришествием Христа имеющее осуществиться вполне (Рим 8и сл.). Так называет апостол Христа ввиду того, что ефесские инакоучители рисовали пред взором ефесских христиан некоторые другие «надежды» на спасение, например, указывали на возможность спастись чрез точное исполнение постановлений закона.

"Истинному сыну в вере «. Апостол называет Тимофея »сыном в вере « потому, что он возродил его в новую жизнь, возвестив ему учение Христа. »Истинным « называет Ап. Тимофея как вполне похожего по всему на своего духовного родителя – Павла: в нем Павел узнает черты своего характера (ср. Флп IÏ20–22). »Благодать … Мир « – см. . Здесь к обычному сочетанию приветствий своих »благодать и мир « апостол присоединяет еще выражение »милость " (έλεος ). Об этом выражении см. .

. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

Послание начинается придаточным предложением: «как я просил тебя …". (καύώς παρεκάλεσά σε ). Главное предложение, которое должно бы здесь стоять, пропущено, но его можно пополнить, и этот весь стих получит тогда такой вид: «как я просил тебя, сам отходя в Македонию, оставаться в Ефесе (как пункте особенно важном) и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному, так ты и оставайся там». Тимофей, очевидно, очень тяготился пребыванием в Ефесе, и апостол поэтому первым делом хочет внушить ему твердость духа для пребывания на столь ответственном посту.

"Отходя в Македонию «. Здесь разумеется путешествие, совершенное Апостолом Павлом по Греции и Македонии в промежуток между первыми и вторыми его узами (подробности об этом путешествии как действительно имевшем место см. у Полянского. 3–40). »Увещевать « – точнее: отдать строгое повеление (ποραγγείλης ). "Не учили иному ». Это выражение (έτεροδιδασκαλειν ) не означает непременно, что «некоторы е» учили ненужному. Они могли учить, но только не тому, что особенно было важно знать христианам или же могли учить не так, как учил апостол, т. е., как видно из , брали, вероятно, плату за свои уроки, чего Апостол Павел никогда не делал. Поэтому лучше бы называть этих людей не «лжеучителями» (обыкновенный перевод), а инакоучителями.

. и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

"Баснями и родословиями «. Некоторые толкователи видят здесь указание на начатки гностицизма (»родословия « так называемых эонов), но с таким мнением нельзя согласиться. В посл. К Титу апостол () прямо называет эти басни »иудейским и» и след. и здесь вероятнее всего разумеет различные ходившие между иудеями баснословные рассказы, составившие впоследствии содержание иудейской Гаггады. «Родословия » также вероятно были заимствованы из иудейства, которое вообще очень интересовалось родословными таблицами своих великих людей.

"Бесконечными « апостол называет родословия в том смысле, что в них никогда не дойдешь до конца, а будешь уходить все дальше и дальше в область древности.

"Споры ». Здесь разумеются не объективные расследования дела, а проникнутые субъективным настроением оспаривания всяких общепринятых истин, совсем не нужные для церковного общества.

"Божие назидание « – т. е. созидание (οίκοδομίαν ) Богом чрез восстановленных Им служителей церкви. По некоторым кодексам здесь нужно читать: Божие домоправление (οίκοδομίαν ), но смысл места от такой перемены выражения почти не изменяется. Апостол, несомненно, хочет сказать, что «общество верующих созидается и утверждается в вере христианским единомыслием… Напротив, исследования и споры, производимые всяким противным Евангелию учением, служат к расстройству слушающих () и нарушают единство церкви». (Полянский с. 231 и 232).

. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,

"Цель же увещания ". Под "увещани ем" (παραγγελία ) здесь очевидно разумеется христианское нравоучение, которое начертывает правила жизни христианину. Это нравоучение имеет своею целью утвердить в сердце христианина любовь к Богу и ближним, которая может вырасти только из совершенно чистого сердца, а не из каких-либо нечистых побуждений, которые, очевидно, не были чужды инакоучителям. Чистое же сердце имеет в своем основании добрую совесть (; ), которая не знает за собою никакой вины ни пред Богом, ни пред людьми, а такая совесть возникает из веры, которая не только исповедуется устами, но истинна и по своей внутренней сущности. Таким образом, здесь вера является первоосновой и доброй совести, и чистоты сердца.

. от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,

"От чего отступив «, т. е. не поставив себе именно вышеуказанной цели -достижения любви, основанной на чистоте сердца, доброй совести и нелицемерной вере. Но кто забывает об этом, тот не достигает цели. Инакоучители, очевидно, не обратили внимания на основательное религиозно нравственное обновление – иначе они не сбились бы с правильного пути служения истине.

. желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

"Желая быть законоучителями ». Лжеучители, очевидно, изъясняли письменный иудейский закон – Тору. Это дело представляется апостолу более важным, чем занятие баснями и родословиями. Самые басни и родословия служили, по-видимому, для этих людей только средством для того, чтобы возбудить в слушателях больше внимания к их разъяснению Торы. «Не разумея » – т. е. не зная самого существа закона и не понимая сами хорошо того, что они выдают как истинное толкование.

. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

"А мы знаем «, т. е. все христиане знают. »Закон добр « – см. . »Законно « – т. е. соответственно с самим существом закона. Ср. и особенно .

. зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,

. для блудников, мужеложников, человекохищников, [клеветников, скотоложников,] лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

. по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Хороший учитель тогда будет употреблять закон согласно его назначению, когда признает, что закон вообще назначен не для »праведника «, т. е. для человека хорошего, честного и угодного Богу, а для людей совершенно иного направления. Апостол имеет здесь в виду уже не только закон Моисеев, но и всякий государственный закон, устанавливаемый известными властями (Рим 13и сл.). Перечисляя грешников, для которых и нужен закон, апостол делит их на четыре группы: а) грешники, вообще не признающие ни божеских, ни человеческих законов (»беззаконны е и непокорливы е»), б) не воздающие должного почтения Богу и дерзко нарушающие Его заповеди («нечестивы е и грешник и»), в) не признающие ничего святого и осквернители того, что посвящено Богу («развратных и оскверненных » – точнее: осквернителей – βέβηλοι ), г) отцов – и матереубийц (по русск. пер. неточно: «оскорбителей "), "человекоубийц… человекохищников », т. е. похищающих людей для продажи в рабство (άνδραποδισταϊς ). Апостол здесь в исчислении грехов следует порядку заповедей. Если «нечестивы е и оскверн ители» нарушают первые четыре заповеди, требующие почтения к Богу и божественному, то отцеубийцы нарушают пятую, человекоубийцы – шестую, блудники – седьмую, человекохищники – восьмую, и лжецы – девятую. О десятой заповеди, как воспрещающей более тонкий вид греха – греховное пожелание, апостол не считает здесь нужным упомянуть, но и ее, может быть, он имеет в виду в словах: «и для всего, что противно здравому учению », под коим он разумеет истинное апостольское учение, которое, как вполне здоровое, будет производить в слушателях добрые плоды.

"По славному благовестию «… Эти слова представляют заключение к 9-му стиху: что закон положен не для праведника – это было сказано в славном благовестии Самого Бога, которое поручено возвещать Апостолу Павлу.

"Блаженного Бога ». называется здесь «блаженн ым» для того, чтобы дать понять читателям, что, находясь в единении с Богом, они также получают блаженство, состоящее в полном спокойствии, отсутствии всякого страха. Такого блаженства не могли им обещать законоучители, прежде всего выдвигавшие в их сознании их постоянную ответственность пред законом, которая не могла вызвать в их сердцах успокоения.

. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,

. меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;

. благодать же Господа нашего [Иисуса Христа] открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

. Но для того я и помилован, чтобы во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Апостол так полон убеждением в истинности провозвещаемого им учения, что не иначе, как с чувством глубочайшей благодарности воспоминает о своем призвании к апостольскому служению. Только благодать, т. е. любовь Божия могла сделать из него, прежнего гонителя христиан, верного проповедника Христова Евангелия. Сам он был бессилен что-либо сделать для своего возрождения – дал ему эту силу.

"С верою и любовью во Христе «. И вера, и любовь пробудились в Павле именно как результат могущественного действия божественной благодати. »Из которых я первый « – ср. . »Царю же веков нетленному « (т. е. неизменяемому)… Апостол так называет Бога для того, чтобы показать, что наша мысль должна стремиться только к Богу и что учения о прочих вещах и предметах как существующих во времени не могут иметь первенствующего значения… Самый первый величайший предмет познания – Бог (у Полянского с. 283).

. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

. имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;

Здесь апостол увещевает Тимофея иметь ту добрую веру, которую всегда проповедовал Апостол Павел. Как мотив к такой твердости в вере, апостол указывает на бывшие о Тимофее »пророчества «. Очевидно, апостол имеет здесь в виду речи вдохновенных членов Церкви в Листре, которые предсказывали апостолу то, что Тимофей окажет много услуг Церкви, и советовали Павлу взять его себе в помощники. Апостол Павел поступил так, как советовали ему Листрийские пророки (ср. ). Наша совесть очищается кровью Иисуса Христа (), и поэтому без веры она не может быть чистою. Равным образом, и истинная вера отрицает свою силу в совести» (Полянский с. 291).

. таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Далее апостол указывает на некоторых отвергших добрую совесть, презревших ее голос и потому потерявшихся и начавших жить в разных заблуждениях. В пример таких людей апостол выставляет Именея и Александра. Эти двое, вероятно, были нечестивее, чем другие, им подобные. Кто были эти Александр и Именей и в чем состояло их «богохульство », неизвестно. По-видимому, инакоучители ефесские щадили этих людей, и Павел поэтому сам подверг их наказанию.

"Предал сатане « – объяснение см. в толков. 1 Кор,5:5.

Второе послание к Тимофею - дна из книг Нового Завета, авторство которой приписывают апостолу Павлу, хотя некоторые современные исследователи полагают, что книга была написана неизвестным автором, жившим на век позже Святого Апостола Павла.

Второе послание к Тимофею читать и слушать онлайн

На нашем сайте Вы можете прочесть или послушать Второе послание к Тимофею по главам. Всего в послании четыре главы:

Краткое содержание Второго Послания К Тимофею.

Глава 1. Традиционное приветствие. Павел обращается к Тимофею с призывами оставаться верным Христу, всегда придерживаться истины, быть мужественным. Апостол рассуждает о верных и неверных.

Глава 2. Павел призывает Тимофея к стойкости, к готовности принять страдания ради Христа. Апостол рассуждает о верности в служении и поведении.

Глава 3. Дальнейшие рассуждения Павла о верности. Апостол предсказывает грядущее неверие. Призывает Тимофея хранить верность слову Божьему.

Глава 4. О верности Павла. О его неприятелях. Заключительное слово.

Время и место написания.

Если предположить, что Второе послание к Тимофею было написано действительно апостолом Павлом, то написано оно было накануне его казни в 67 году. Апостол предвидит свою близкую кончину, сетует, что все ученики его оставили (кроме Евангелиста Луки). Второе послание к Тимофею – последнее из посланий апостола Павла.

Главная тема Второго Послания к Тимофею – готовность хранить верность перед лицом надвигающихся трудностей.

О Тимофее.

Тимофей был соратником апостола Павла в течение 15-ти лет. Тимофей помогал Павлу во время его первого заключения в Риме. Для Павла Тимофей был возлюбленным и верным в Господе сыном». Павел не доверял ни одному из своих учеников так, как Тимофею. Видимо, именно поэтому он послал Тимофея в Ефес, руководить одной из крупнейших христианских общин. Перед Тимофеем стояла сложная задача – он должен был противостоять язычникам, еретикам, лжеучителям, завистникам и пр. Помимо этого, он должен был вести богослужения, оказывать духовную поддержку верующим, проповедовать благую весть.

Работая над своим Вторым Посланием к Тимофею, апостол Павел понимал, что вскоре молодому человеку придется взять на себя тяжкий груз обязанностей руководителя церкви. Тимофей не вполне годился для этого по ряду объективных причин:

  • Он был молод и неопытен,
  • По характеру Тимофей был замкнутой и никак не одиозной личностью,
  • Тимофей, по дошедшим до нас историческим сведениям имел слабое здоровье.

Павел прекрасно понимает это и во Втором Послании К Тимофею учит своего молодого соратника справляться с трудностями. Наставление Павла можно считать наставлением всем, кто молод и робок, но стоит перед необходимостью решать важные и необходимые задачи.