Память о первых христианах. Память о первых христианах Нюгди армянская церковь погосян давид

  • Дата: 09.01.2024
Достопримечательность

Часовня Святого Григориса

Страна Россия
Страна Дагестан
Местоположение Нюгди
Конфессия Армянская Апостольская церковь
Епархия Юга России
Архитектурный стиль Армянский
Дата основания дата не установлена
Статус не действующая

Церковь Святого Григориса (арм. Նյուգդիի Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի ) - армянская часовня, возведенная в память о событиях IV века , в селе Нюгди Дербентского района Дагестана , в 37 км от Дербента .

История

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: "Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.". Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

В храме-часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.».

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян .

Часовня была возведена в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса - Григориса, причисленного к лику святых . Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании , что в итоге привело его к мученической гибели.

Как сообщают историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царем Вачаганом III Благочестивым.

В селе Нюгди осенью 2011 года был освящен купольный крест и святые изображения в недавно отреставрированной церкви Сурб Григорис (Святого Григориса) . Это уникальный храм. Он был построен в 337 году в честь Григориса – первого епископа Кавказской Албании, который принял мученическую смерть за христианские идеи и их проповедь для здешних граждан. Святой Армянской Апостольский церкви, Григорис, которого язычники волокли по прибрежным камням, привязав к лошади, был похоронен в монастыре Амарас. Место захоронения его тщательно скрывалось, но со временем забылось. Мощи его были обретены только в 489 году. В Нюгди очень гордятся тем, что история связывает их с легендарной личностью. Эта часовня, построенная в честь Григориса, даже в советские годы была признана памятником истории. Однако в те времена за ней никто не ухаживал, и она постепенно обветшала.


Лидеры «Союза армян России» и их единомышленники недавно обратили на спасение памятника пристальное внимание. Они занялись укреплением стен, крыши и купола, провели внутренние отделочные работы. Теперь армяне могут ежегодно приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа, чтобы поклониться Святому Григорису . В 2008 году о возрождении церкви его памяти был снят документальный фильм «Дорога к храму». В 2010 о нем написали в газете «Ноев ковчег». Люди узнали, каким образом складывались исторические связи Дербента с христианской культурой. Кстати, считается, что именно в этой часовне захоронены мощи святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, которые были привезены в Албанию Святым Григорисом. Надо отметить, что к христианскому мученику с уважением относились не только единоверцы, но и местные жители – мусульмане. Было б иначе, часовня вряд ли сохранилась до наших времен.


Рассказывают даже, что один из местных жителей хранил у себя дома каменную плиту с надписью на армянском языке. Может, он и не знал, что на ней написано, но перед смертью завещал своему сыну передать хранимую им реликвию хозяевам. Сейчас эта плита находится в церкви Святого Григориса . На ней высечены имена тех, кто вносил пожертвования на благородное дело ее ремонта в 1878 году. Предпоследний раз храм ремонтировали в 1916 году. И вот последний – недавний. Работу выполняли ереванские строители, которыми руководил архитектор Давид Погосян, известный своими благотворительными акциями подобного рода. И еще одна невероятная закономерность: местные художники–мусульмане, руководствуясь консультациями специалистов, написали для церкви четыре храмовых иконы. Вот уж действительно дружба народов.


Историки не скрывают того, что сегодня церковь Святого Григориса выглядит не так, как было это много веков назад, хотя при восстановлении строители даже нумеровали камни, чтобы максимально воссоздать прежний облик. Зато дух этого храма не утрачен . Пятнадцатилетний проповедник Иисуса Христа не забыт. Этот внук Григория Просветителя, крестивший Армению в 301 году, стал народным героем. Традиция его почитания, перенесенная через несколько столетий, может служить образцом взаимоотношений народов, исповедующих разную религию. Наверное, и впрямь Бог един, хотя для всех он разный. Кстати, армяне совершают паломничества в эту деревню еще с древнейших времен. И это тоже сыграло определенную роль в сохранении памятника. Каждый год здесь благоустраивается территория, и тут никогда не пахло запустеньем.


Адрес: 368615, Дагестан, Дербентский район, с. Нюгди

Память о первых христианах
Корреспондент «Русской планеты» побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России — часовня святого Григориса

Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи, туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем.

~~~~~~~~~~~



Храм святого Григориса


Армамс Данилов армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтоб показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали, из-за деревьев, выглядывает купол храма.

Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I, село временно, отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать вглубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. «Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали в Нюгди на поклонение», — писал в «Истории Дербента», вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.

Ну, вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века, и вовсе оказалась заброшенной, и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник — самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша, храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба, и говорит, что такие же росли на крыше храма.

Армяне выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь, в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжает от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма, и благоустройство территории вокруг него. Среди них — медиамагнат Арам Габрелянов.

Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней, и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах — иконы святого Григориса, и других святых мучеников распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.

Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры. Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале, — рассказал нам заместитель директора Дербентского музея заповедника Вели Мирзоев.

Из предания церкви известно, в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.

Как рассказал Вели Мехтиев, святой Елисей принял мученическую смерть в долине Зергун, предположительно на территории современного Азербайджана, «в краю маскутов». Тело его было брошено в яму. По одной из версий, во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его кончины, построил часовню.

В четвертом веке нашей эры христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Само государство существовало еще за сотню лет до нашей эры. В Дербенте находился Патриарший престол. Церкви албанского периода, некоторые путают с армянскими. Потомками албан —алпан — являются лезгины, и другие народы которые утратили христианство с приходом арабов. Позже, в седьмом веке, именно Дербентский регион становится центром распространения ислама, — рассказал РП руководитель Махачкалинского отделения лезгинской народного движения «Садвал» Альберт Эседов.

Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя, Григорис по просьбе Урнаира, был рукоположен в епископы Албании и Иверии.

Историю про святого Григориса РП рассказал, руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян.

Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, — говорит Данилян. — Но христианские ценности «не убий», «не укради», противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов, Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона, и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря.

Историк VII века Моисей Каланкатуаци, в своем труде «История страны Алуанк», писал: святой Григорис принял мученическую смерть в поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря. Трагическое событие произошло в 337 году, в 30 километрах южнее Дербента. Ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас, и похоронили его там. Современные ученые предполагают, что могила святого Григориса расположена на горе Джалган, недалеко от одноименного села. Эта гора возвышается над Дербентом.

На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году, на месте часовни возвели храм.

Перевод армянской надписи, над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916». Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.

Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированной в 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.

В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей, и завещал сыну отдать его «хозяивам», когда придет время. Сын выполнил волю отца. Надпись на камне гласит: «Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.» В письменных источниках 1850 года, говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц «…построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила…»

Албанский храм в Нюгди (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Эта древняя святыня сохранилась удивительно хорошо для своего внушительного возраста. Жители селения Нюгди (Мола-Халил) - преимущественно азербайджанцы, мусульмане. Но они относятся к христианскому храму с почтением и следят за ним: история святыни и правда внушает почтение. Датой постройки первой часовни на этом месте называют 357 г. Притом споры относительно того, какой именно народ выстроил церковь (а значит, играл главную роль в распространении христианства в Дагестане), не утихают до сих пор.

Храм в Нюгди долгие годы был одним из наиболее чтимых среди христиан Восточного Кавказа, и к нему прибывали многочисленные паломники.

Церковь в Нюгди посвящена св. Григорису, епископу Албанскому и Иверийскому, внуку Григория Просветителя, крестившего первого правителя Кавказской Албании. Юный Григорис принял сан в 330-х гг., но прошло менее 10 лет, и он был убит правителем воинственных гуннов (маскутов). На месте его гибели была построена небольшая часовня. Армянская церковь настаивает на том, что храм выстроили именно армяне, но реальных подтверждений тому нет. Впервые церковь упоминается в письменных источниках в 1857 г., хотя место, на котором она выстроена, считалось священным задолго до того - и не только христианами.

Постройка, которую можно увидеть здесь сегодня, датируется периодом позднего Средневековья и отличается замечательной выразительностью. Она не столь уж монументальна: высота храма составляет не более 20 м. Но ее симметричность и строгая пропорциональность, купол-призма, сквозные крестообразные отверстия в стенах придают зданию церкви характер и твёрдость.

Как сообщают исследователи, храм в Нюгди долгие годы был одним из наиболее чтимых среди христиан Восточного Кавказа, и к нему прибывали многочисленные паломники. Советская власть признала церковь историческим памятником, хотя храм и оставался заброшенным. В конце 20 - начале 21 вв. церковь начали восстанавливать, и с 1990-х гг. к ней опять ежегодно прибывают на поклонение святому армянские семьи из Дербента и окрестностей.

Практическая информация

Нюгди (Мола-Халил) расположен под Дербентом, немного южнее Белиджи.

21 августа армянская община Дагестана, по сложившейся традиции, совершила паломничество в селение Нюгди Дербентского района, где на месте гибели отрока Григориса (первого епископа Кавказской Албании) в 337 г. была возведена часовня.

Многие, наверное, в своем сознании никак не связывают Дербент с христианской культурой. А между тем, это уникальный город, где тесно переплелись три религии: иудаизм, христианство и ислам. Что касается христианства, то начало его распространения историки относят к первой половине IV века, ко времени существования государства Кавказская Албания. Кроме того, в V–VIII веках Дербент выступал как один из самых главных христианских центров на Восточном и Северном Кавказе, так как именно здесь находился патриарший престол главы албанской церкви. Вполне закономерно, что это повлекло строительство различных сооружений, олицетворяющих собой религиозные предпочтения проживающих на этой территории народов.

Немым свидетелем событий этого исторического периода является чудом сохранившаяся, затерянная в живописном уголке природы часовня Cвятого Григориса.

Кто же этот отрок, память о котором запечатлена в камне навеки?

По рассказам армянских историков, албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского правителя Трдата прислать епископа из рода Григория Просветителя для проповеди христианского вероучения в северо-восточных странах. На эту просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – сын Вартанеса Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании. Он прибыл в город Чора (согласно последним предположениям историков, это древнее название Дербента) и основал там церковь. Потом он отправился для проповеди в лагерь царя массагетов Санесану, который решил, что армянский царь умышленно подослал отрока для прекращения грабежей, учиняемых воинами массагетов, поэтому велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить по берегу моря.

Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжали сюда на поклонение. Считается, что именно в этой часовне захоронены части останков святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, привезенные в Кавказскую Албанию cвятым Григорисом. Примечательно, что и мусульмане чтили это место как святыню, иначе вряд ли мы могли любоваться ее величием в наши дни. И это подтверждает тот факт, что один из местных жителей долгое время хранил в своем доме каменную плиту с высеченной на ней надписью на армянском языке. А на смертном одре завещал сыну: «Верни ее хозяевам, когда они придут». Сын исполнил просьбу отца. Сейчас эта плита нашла пристанище внутри церковных стен и может рассказать о многом: когда и кем произведена реконструкция церкви, а также имена тех, кто вносил пожертвования на благое дело. Небезынтересно, что восстановительные работы велись в 1878 году при содействии подполковника Ивана Моисеевича Аствацатурова, служившего начальником Кюринского округа Дагестанской области, на пожертвования его тестя, купца первой гильдии Качкачева.

А последнее восстановление разрушенных стен, как гласит надпись, высеченная над центральными вратами церкви, относится к 1916 году.

В советское время церковь «одичала» без прихожан. В постперестроечный период возник замысел о ее новой реконструкции силами Армянской культурно-религиозной общины Дагестана под руководством председателя регионального отделения Союза армян России В.М.Даниляна. Эту инициативу поддержал комитет по религии и национальной политике Республики Дагестан. Саму кропотливую работу, требующую высокого художественного мастерства, выполняли строители из Еревана, нумеруя каждый камень разрушенной стены и вкладывая в него частицу своей души. Руководил их деятельностью архитектор из Армении Давид Погосян, известный в республике бескорыстным выполнением внутренних работ в Соборной Джума мечети Махачкалы.

В свою очередь, и местные жители, исповедующие ислам, с каким-то необъяснимым благоговением оказывают посильную помощь в восстановительных работах. К примеру, местный художник-мусульманин, консультируясь со священником, написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы.

Внешний облик церкви значительно изменился, при этом не утрачены первозданность и дух старины. В стенах церкви время словно останавливает свой бег, и тебя охватывает необъяснимое чувство сопричастности к чему-то великому и таинственному, уносящему ввысь, в вечность. Возможно, желание ощутить это снова и снова приводит армян сюда в день Успения Богородицы.

С каждым годом ширится география мест, откуда приезжают верующие на поклонение. Не только представители армянской национальности в этот день собираются под сводами церкви. Традиционно люди, исповедующие другие религии, присоединяются к священному празднеству. Жертва, которая была принесена пятнадцатилетним проповедником христианства, как показывает время, не была напрасной.

В этом году знаменательным событием стал приезд главы епархии юга России Армянской Апостольской Церкви его преосвященства епископа Мовсеса Мовсесяна. Его сопровождали настоятель церкви Святых Саака и Месропа (г. Краснодар) священник Даниэль Кукуян и духовный пастырь армян Дагестана священник Тер Саргис Погосян. Владыка совершил молебен по душе убиенного отрока Григориса, а также освятил по традиционным церковным канонам купольный крест и храмовые иконы, произвел чин освящения винограда и той земли, на которой он произрастает. Почетным гостем мероприятия был вице-президент Союза армян России Г.Ананян. Он поздравил всех собравшихся и наградил за особый вклад в общественную деятельность золотой юбилейной медалью отличившихся членов армянской общины Дагестана.