На что указывает форма аль амр. Его голос устрашал неверных. ка’ка’ ибн ‘амр ат-тамими. Смотреть что такое "Амр ибн аль-Ас" в других словарях

  • Дата: 31.12.2023


Участие в войнах: Религиозные войны. Завоевание Сирии.Завоевание Египта
Участие в сражениях:

(Amr ibn al-As) Арабский полководец, дипломат и государственный деятель

На первых порах Амр был одним из непримиримейших противников Мухаммеда и его учения, но потом стал одним из самых рьяных его последователей.

Его завоевательные подвиги, неразрывно связаны с историей первых времен ислама. При халифе Абу Бакре Амр ибн аль-Ас подчинил Сирию, а при халифе Умаре захватил Египет, после чего мусульмане под его руководством захватили пограничные провинции вплоть до самого Триполиса.

На всех завоёванных территориях он организовал государственную власть, привел в порядок правительственные формирования и тем немало способствовал примирению покоренных народов с исламом. После убийства халифа Умара ибн Хаттаба он встал на сторону Муавия I . Когда же Муавия был объявлен халифом, он назначил Амра своим губернатором в Египте, где тот и оставался вплоть до самой своей кончины. Амр ибн аль-Ас умер в 664 г. в Фустате.

Старинное арабское имя.

Мусульманские мужские имена, словарь значений. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АМР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САМАЯ КРУПНАЯАВИАКОМПАНИЯ;"АМР КОРПОРЕЙШН"
    Самая крупная авиакомпания -"АМР Корпорейшн", штабквартира которой находится в Форт-Уэрте, шт. Техас, США. В1996 г. ее валовой годовой доход составил …
  • ПЕРВЕНСТВО СРЕДИ ЛЮБИТЕЛЕЙ;"АБДЕЛЬФАТТАХ АМР БЕЙ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Рекордные 6 раз выигрывал эти соревнованияАбдельфаттах Амр Бей (Египет): в 1931, 1932, 1933 и 1935-1937 гг. А с1946 по 1950 …
  • АМР’АМ в Библейском словаре:
    (народ, возведенный на высоту) — а) (Исх.6:18,20; Чис.3:19,27; Чис.26:58,59; 1Пар.6:2,3,18; 1Пар.23:12; 1Пар.26:23) — один из сыновей Каафа, сына Левия, отец …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    (775-868) арабский писатель, богослов. Сборник юмористических новелл "Книга о скупых", трактаты по стилистике, риторике, истории, …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (около 767, Басра, - 868, там же), арабский писатель. Представитель литературы адаба и мутазилизма …
  • Фосфаден в Справочнике лекарственных средств:
    ФОСФАДЕН (Рhosphadenum). Аденозин-5"-монофосфорная кислота, или фосфорный эфир 9- b -D-рибофуранозида аденина. Синонимы: Аденил, Аденозинмонофосфат, АМФ, Аdenil, Аdenovite, Аdenyl, АМР, Cardiomone, …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
    Северной Африки и Египта. Арабские племена начали проникать в Египет ещё в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на Ближнем …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И ЕГИПТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРА’БСКОЕ ЗАВОЕВА’НИЕ СЕ’ВЕРНОЙ А’ФРИКИ И ЕГИ’ПТААрабские племена начали проникать в Египет еще в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на …
  • MEMPHIS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Мемфис - I Поход афинян на Египет Город был захвачен в 459 до Р. Х. флотом афинян из 200 судов, …
  • АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • МУТАЗИЛИТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от араб. му тазила - обособившиеся) представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами. Основоположниками считаются …
  • САФФАРИДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    иранская династия; правила в 861-900. Сыграла значительную роль в освобождении Ирана от арабского владычества. Основатели - Якуб ибн Лейс и …
  • САЗЕРЛЕНД ЭРЛ УИЛБУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sutherland) Эрл Уилбур (19.11.1915, Берлингейм, Канзас, - март 1974, Нашвилл, Теннесси), американский биохимик и фармаколог. Член Национальной АН США. В …
  • АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего …
  • АНТАРА ИБН ШАДДАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ибн Шаддад (полное имя Антара ибн Шаддад ибн Амр ибн Муавия аль-Абси) (года рождения и смерти неизвестны), арабский поэт 2-й …
  • ЯКУБ ИБН ЛЯЙС
    (861—879) — основатель династии Саффаридов (см.). Происходил из восточной части области Сеистан; первоначально занимался ремеслом медника; вместе с братьями присоединился …
  • СИБАВЕЙГИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Абу-Бишр Амр ибн-Осман, род. ок. 753 г., ум. между 793 и 796 г.) — выдающийся представитель басрийской школы арабских грамматиков, …
  • САФФАРИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (неправильно Соффариды) — первая после Тахиридов (см.) династия, сумевшая сделать Вост. Персию независимой от арабских халифов (см. Персия и Персидская …
  • ОМЕЙЯДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль-Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по …
  • ОМАР ИБН-ХАТТАБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (из дома Адиев) — 2-й мусульманский халиф (см.). Род. в конце VI в., царствовал от 22 августа 634 г. до …
  • ОМАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. вконце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до …
  • МОАЛЛАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ар.) — название каждого из семи или девяти отборных стихотворений доисламской Аравии; другое их название — "мозеххебы", т. е. позолоченные. …

«Саид ибн Амир - человек, который выбрал вечную жизнь, оставив земную, и отдал предпочтение Аллаху и Его Посланнику надо всем остальным».

Саид ибн Амир являлся одним из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Поклонение, набожность, аскетизм - все наивысшие качества нашлись в этом человеке. Казнь сподвижника Пророка (мир ему и благословление) Хубайба, взятого в плен курайшитами, способствовала тому, что Саид познал истину и пришёл к ней. Это произошло перед взятием мусульманами местности Хайбар.

Всевышний наставил Саида ибн Амира на путь истины: он встал посреди большого собрания народа и заявил, что не причастен к их грехам и о том, что более не намерен поклоняться идолам, а также о вступлении в религию Ислам.

После этого Саид ибн Амир переселился в Медину, находился рядом с Пророком (мир ему и благословление) участвовал в битве при Хайбаре и в последующих сражениях. Сам Пророк (мир ему и благословление) ушёл в мир иной, оставшись довольным Саидом. Он был хорошим примером для других мусульман – ведь он решительно избрал вечную жизнь, оставив земную, выбрал довольство Аллаха и вознаграждение Его, оставив желания нафса (эго) и страсти плоти. Оба наместника Пророка (мир ему и благословление) Умар бин Хаттаб и Абу Бакр (да будет доволен ими Аллах) знали праведность и богобоязненность Саида, прислушивались к его советам и придавали значение его словам.

Что помогло Саиду познать истину?

Саид бин Амир аль-Джумахи был одним из тысячи юношей, собравшихся в местности ат-Танг’им возле Мекки по призыву курайшитских лидеров для того, чтоб стать свидетелями расправы над одним из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Хубайбом ибн Ади, вероломно захваченным в плен.

Молодость и энергия Саида позволила ему протиснуться между людьми и приблизиться к старейшинам курайшитов – Абу Суфьяну ибн Харбу, Сафвану ибн Умайа и другим, и увидеть пленника, повязанного веревками и подталкиваемого женщинами и детьми к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду (мир ему и благословление) и отплатить за убитых курайшитов в битве при Бадре. Среди женских и детских криков Саид ибн Амир услышал четкие слова Хубайба: «Разрешите мне совершить два ракаата намаза до моего распятия». Саид ибн Амир увидел, как он повернулся в сторону Каабы и совершил двух ракаатный намаз. Как же они были прекрасны и полноценны, подумал про себя Саид. Завершив намаз, Хубайб обратился к старейшинам курайшитов: «Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что совершаю долго намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше» . Народ стал свидетелем того, как они терзали тело Хубайба, отрезая один за другим куски тела и говоря ему: хотел бы ты, видеть Мухаммада (мир ему и благословление) на своем месте, а себя спасенным? Обливаясь кровью, Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада (мир ему и благословление) хоть колючкой кольнуть!» . Затем Саид ибн Амир заметил, как Хубайб поднял взор к небу и произнес: «О Аллах, сокращай их число, и убивай их поодиночке, не оставляя ни одного из них!». После этих слов Хубайб ушел в мир иной.

После жестокой казни курайшиты вернулись в Мекку, и через некоторое время забыли об этом событии. Но молодой Саид ибн Амир ни на миг не забывал Хубайба. Он видел его во сне, когда ложился спать. Наяву он вспоминал, как Хубайб спокойно совершил последние два ракаата в своей жизни, его обращение к Аллаху с просьбой погубить курайшитов, и боялся, что его поразит молния или камень с небес. Этот случай помог Саиду познать истину.

Как Саид стал правителем Хомса

Во времена, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), начинал только свое правление Саид ибн Амир пошел к Умару и сказал ему: «О, Умар, я советую тебе - бойся Аллаха в отношениях с людьми, но не бойся людей в отношениях с Аллахом. Пусть не противоречат твои слова твоим делам, поистине хорошее слово то, которое подкрепляется делом. О, Умар, обрати внимание на мусульман, которые находятся далеко и вблизи, чьи дела вести поручил тебе Аллах. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье. Стремись к истине и не бойся обвинений на пути к Аллаху». Затем Умар спросил:

Кто способен таким быть, о, Саид?

Способен тот человек, который похож на тебя, из тех, кому Аллах поручил дела общины Мухаммада (мир ему и благословление), и нет между ним и Аллахом никого, ответил Саид.

Умар сразу же призвал Саида быть его помощником и сказал: «О, Саид, я назначаю тебя руководителем жителей Хомса». Саид стал просить: «Я прошу тебя ради Аллаха, не сбивай меня с пути правильного и не заставляй желать мирского».

Умар разгневался и крикнул: «Вы возложили на меня эту должность и противоречите мне? Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя!». Затем назначил его халифом над Хомсом, и спросил, не выписать ли ему зарплату? Саид спросил: «Что мне с ней делать, о, правитель правоверных? То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности».

Саид отправился в Хомс и стал править его жителями. Прошло совсем немного времени, и к Умару пришли надежные люди из числа жителей Хомса. Умар попросил написать имена нуждающихся жителей Хомса, чтоб им помочь. Когда Умар взглянул на список имен нуждающихся, то, заметив среди них имя Саида ибн Амира, спросил:

Кто такой Саид ибн Амир?

Наш правитель! - ответили они.

Ваш правитель нуждающийся?

- «Да!», прозвучал ответ, «клянемся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг. Умар плакал до тех пор, пока не стала мокрой его борода. Затем, достав тысячу динаров, отдал жителям Хомса и сказал: «Передавайте ему салам, и скажите, что эти деньги послал ему правитель правоверных, чтоб он смог исполнить свои нужды».

Когда Саиду передали деньги, он посмотрел на них и оттолкнул от себя, сказав, будто его постигло несчастье: «Поистине все мы от Аллаха и к Нему будем возвращены». Удивившись, жена спросила его:

Что с тобой, о, Саид? Правитель правоверных умер?

Нет, произошло более серьезное.

Мусульмане потерпели поражение в битве?

Нет, больше, чем это.

А что может быть больше этого?

В мой дом вступили мирские соблазны, сокрушающие мой ахират, в мой дом вселилась смута, - ответил Саид. Тогда жена сказала: «Избавься же от нее!», но она не знала, что речь идет о динарах.

Ты мне поможешь в этом деле?

Да, ответила жена. Затем он взял динары и распределил среди нуждающихся мусульман.

Жалобы жителей на правителя

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Сирию, чтоб узнать их положение. Когда Умар остановился в Хомсе, жители пришли приветствовать его, и он спросил:

Каким вы нашли вашего правителя?

Они стали жаловаться на Саида, перечислив четыре качества, которые им не нравятся, и одна хуже другой.

Чем же вы недовольны?

Он не выходит к нам, кроме как в середине дня.

Что ты на это скажешь, о, Саид? - спросил его Умар.

Немного промолчав, Саид ответил: «Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но так как нет выбора, скажу. Для моей семьи нет служащего, я встаю рано утром, замешиваю тесто, жду немного, затем пеку хлеб для семьи, после делаю омовение и выхожу к людям». После этого Умар снова спросил жителей:

На что еще вы жалуетесь?

Ночью он никому не отвечает.

Что на это скажешь, о, Саид?

Клянусь Аллахом, об этом тоже не хотелось говорить. Дело в том, что день я посвящаю им, а ночь Всевышнему Аллаху. Умар снова обратился к людям Хомса:

Еще на что жалуетесь?

Один раз в месяц он к нам вообще не выходит.

Что скажешь, Саид?

О, правитель правоверных, у меня нет одежды кроме той, которая сейчас на мне. В месяц один раз я ее стираю, жду, пока высохнет, а затем в конце дня к людям выхожу.

Еще на что жалуетесь?

Иногда он с утра до вечера впадает в бессознательное состояние и отсутствует на маджлисах.

А это почему, Саид?

Я видел, как казнили Хубайба в то время, когда я был язычником, как они разрезали его тело и спрашивали, хотел бы он, чтоб Мухаммад (мир ему и благословление) был на его месте. А он отвечал:«Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада хоть колючкой кольнуть!» . Вспоминая этот день и тот момент, когда я не смог ему помочь, я страшусь, что Аллах не простит меня, и из-за этого на меня находит такое состояние. Потом Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не изменил мое мнение о Саиде!».

Отрешенность Саида от мирского мира.

Умар (да будет им доволен им Аллах) ему дал тысячу динаров, и когда жена увидела динары, она сказала Саиду: «Хвала Аллаху, Который обогатил нас и избавил тебя от необходимости заниматься домашними делами, купи продуктов и найми прислугу».

На это он ей сказал:

А хочешь сделать нечто лучшее, чем это?

Мы отдадим эти динары тому, кто вернет их нам когда мы будем нуждаться больше всего.

Каким образом?

Мы раздадим их и это будет наилучшим займом перед Аллахом.

Да. Да, вознаградит тебя Аллах добром, - ответила жена.

После этого, разложив динары в кошельки, Саид повелел одному из своих людей раздать деньги вдовам, сиротам и бедным.

Он был из тех, кто помогал другим, несмотря на свою бедность.

Умер Саид в двадцатом году по хиджре во время правления Умара ибн Хатаба (да будет доволен ими Аллах).

В 639 году один из командующих войсками халифа, Амр ибн ал-Ас, пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года.

В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте.

22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.

Амр ибн ал-Ас сначала был одним из непримиримейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре - Египет и пограничные с ним территории до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф - Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.

Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары.

В 643 году Амр дошел до Нибары (совр. Триполи). После длительной осады крепость была взята со стороны моря - по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: "Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!" В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника - Файйуму Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.


Основание военных городов:
Басры, Куфы и Фустата

После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени.

Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.

Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.

Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные - в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.

В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.

В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Амру Ибн аль-Джамух был одним из вождей Йасриба во времена джахилиййи и старейшиной племени бану Салама аль-Мусаввад. Это был также один из самых знатных и доблестных людей Медины… В эпоху джахилиййи у знатных людей было принято иметь собственного идола в своём доме, чтобы каждый день утром и вечером испрашивать у него благословения, в положенное время делать ему жертвоприношение и просить помощи в несчастьях. Идол Амру Ибн аль-Джамуха носил имя Манат и был сделан из ценного сорта дерева… Амру Ибн аль-Джамух всячески ухаживал за ним, не чаял в нём души и умащал его драгоценными благовониями.

Амру Ибн ал-Джамуху исполнилось шестьдесят лет, когда лучи веры начали проникать в Йасриб, освещая один дом за другим. Заслуга в этом принадлежала первому проповеднику Ислама Мусабу Ибн Умайру. Его трое детей - Муавваз, Муаз и Халлад приняли Ислам, а также их сверстник по имени Муаз Ибн Джабаль… Вместе со своими тремя сыновьями уверовала и их мать Хинд, однако Амру Ибн аль-Джамух ничего не знал о их переходе в Ислам.

Жена Амру Ибн аль-Джамуха Хинд увидела, что Ислам повсеместно распространился среди жителей Йасриба, и среди его вождей язычником остался только её муж с небольшой группой людей. Хинд очень любила и почитала своего мужа. Она очень жалела, что он может умереть неверным, и попадёт из-за этого в адское пламя. Сам же Амру, в свою очередь, опасался, что его сыновья откажутся от религии своих отцов и дедов, последуют этому новоявленному проповеднику Мусабу Ибн Умайру, который за короткое время смог отвратить многих людей от их религии и обратить их в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал своей жене: - О Хинд, остерегайся встреч твоих детей с этим человеком (имелся в виду Мусаб Ибн Умайр), пока мы не разберёмся с ним. Хинд ответила: - Слушаюсь и повинуюсь! А слышал ли ты от своего сына Муаза, что он рассказывает об этом человеке? - Горе тебе! - воскликнул Амру. - Разве мог Муаз отказаться от своей религии, чтобы я ничего не знал об этом? Праведная женщина сжалилась над шейхом и сказала: - Разумеется, нет, он просто побывал на некоторых собраниях этого проповедника и запомнил кое-что из его слов. - А ну-ка позови его ко мне, - воскликнул Амру. Когда сын предстал перед ним, он попросил его: “Расскажи мне что-нибудь из того, что говорил этот человек”. Муаз произнёс: “Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху, Владыке всех миров, Милостивому, Милосердному, Властителю Судного Дня. Тебе Одному мы поклоняется, и к Тебе Одному мы взываем о помощи. Наставь нас на путь правый, путь тех, которых Ты одарил Своими благами, тех, кто не навлёк на себя Твоей немилости, и тех, кто не впал в заблуждение”. (аль-Фатиха). Амру воскликнул: - Как прекрасны и как замечательны эти слова! Муаз сказал: - И даже лучше этого, о отец. Не желаешь ли присягнуть на верность этому? Весь твой народ уже присягнул. Немного подумав про себя, шейх произнёс: - Я этого не сделаю, пока не посоветуюсь с Манат. Посмотрю, что он скажет. Юноша воскликнул: - Отец, ну что может сказать Манат? Это же мёртвое дерево, не имеющее разума и лишённое дара речи. Но шейх стоял на своём: “Я же сказал тебе, что без этого ничего предпринимать не буду!”

После этого Амру Ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него старуху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Во всяком случае, они так считали. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амру встал перед идолом, опираясь на здоровую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наилучшую хвалу идолу, он сказал: - О Манат, несомненно ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя… Он пришёл для того, чтобы мы прекратили поклоняться тебе… Однако несмотря на то, что мне довелось услышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет! Но Манат ничего ему не ответил. - Может быть ты рассердился? - спросил Амру. - Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал… Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

Сыновья Амру Ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идола. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

Как-то ночью сыновья Амру Ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом Ибн Джабалем проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амру неспеша направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул: - Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью? Однако никто ничего не смог ему ответить. Вне себя от гнева и ярости Амру обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не обнаружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, почистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее место со словами: - Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь! На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сделали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным нечистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал Манат: - О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если в тебе есть добро, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого. Затем Амру отправился спать. Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к дохлой собаке и бросили его в колодец бану Салама, куда стекали нечистоты и скапливались там. Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему дохлой собакой, а меч оказался украденным. На этот раз Амру не стал доставать идола из ямы, а оставил его там. При этом он сказал: “Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к дохлой собаке”. А в скором времени Амру принял религию Аллаха.

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амру Ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каждое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он принял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Незадолго перед битвой при Ухуде Амру Ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизволения Аллаха. Такая обстановка возбудила у Амру боевой пыл, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако юноши решили помешать отцу осуществить своё намерение… Амру был уже пожилым человеком преклонного возраста и к тому же имел изуродованную кривую ногу. Всемогущий Аллах простил бы ему неучастие в боевых действиях. Сыновья сказали Амру: - О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Почему же ты утруждаешь себя тем, что ты делать не должен? Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и побежал жаловаться на них посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал: - О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал его детям: - Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя… Повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

Когда пришло время выступить в поход, Амру Ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся… Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произнес: - О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным. Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бойцами из племени бану Салама он отправился в путь. В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амру Ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. Он скакал на своей здоровой ноге вперёд со словами: - Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! - Сзади него находился его сын Амру Халлад. Шейх и его сын героически защищали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаки врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

После окончания битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: - Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель этого. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: - Каждый мусульманин, получивший ранение на священной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похороните Амру Ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой Ибн Амру, потому что при жизни они были большими друзьями.

Аллах был благосклонен и доволен Амру Ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, послав им свет в их могилах.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта