Михаил Абрамов: «За прикосновение к шедеврам деньги брать нельзя. Старинная икона: как оценить и продать дорого

  • Дата: 07.01.2024

Во второй половине 19 века были зарегистрированы первые коллекции, состоящие из икон. Данными ценными экспонатами владели богатые старообрядцы, которым было важно найти «идеальную икону», т.е. дониконианского письма, написанную до середины 17 столетия. Именно по этой причине на редкие иконы была объявлена «охота». Интересным фактом было то, что «владимирские богомазы»-реставраторы часто жульничали и копировали изображение древних икон, а позже продавали богачам. С течением времени появляются все больше просвещенных старообрядцев, которые разбираются в иконописи, более того, создают ценные коллекции и собрания. В начале 20 века подобное искусство пользуется не только популярностью, его также активно изучают и исследуют. Именно в этот период миру представлено творчество Андрея Рублева, а каждый московский меценат-богач по статусу обязан иметь маленькую, но коллекцию редких икон. С 1917 года и до 50х годов интерес к иконописи пропадает в связи с политической ситуацией, сложившейся в то время. Религия не воспринималась всерьез, более того, отвергалась, а любой ее атрибут безжалостно уничтожался. И только во время так называемой «оттепели» иконы вновь понемногу начинают пополнять коллекции антикваров. Активное собирательство икон стартовала в 1964 году, когда на советский журнал «Москва» напечатал очерки Солоухина «Черные доски». Интеллигенты тех времен, собираясь на встречи, обсуждали и рассуждали на темы древних школ иконописи, разнообразных техник и авторов. Икону снова ценят по достоинству, за редкими экспонатами ведется вновь «охота». Впервые частную коллекцию икон показали в 1971 году на выставке, проходившую в Музее им. Андрея Рублева. Экспонаты данного мероприятия были яркими примерами иконописи прошлого, однако реставрационные работы были проведены плохо. В 90е годы даже в московских магазинах было сложно отыскать подобный антиквариат, хотя выставки Европы пестрели иконами из России. К началу 21 века ситуация сильно изменилась, теперь и у нас можно приобрести редкую икону древнего мастера.

Знаменитости и иконы

Ни для кого не секрет, что коллекционирование антиквариата само по себе привлекает много внимания к персоне, а это немаловажно для известной личности. Более того, редкие вещицы или произведения искусства - это выгодное капиталовложение. Сегодня многие знаменитости являются обладателями редчайших экспонатов искусства написания икон. Кто-то долгие года занимается коллекционированием, а кому-то повезло получить ценную икону в подарок.

Григорий Лепс - заядлый коллекционер икон

Коллекция икон впечатляет. Самая крупная по центру и есть первое приобретение Лепса - ее он в свое время выменял на машину. Фото: предоставлено пресс-службой Григория Лепса.

Уже более десяти лет этот талантливый певец занимается коллекционированием икон. В одном из интервью Лепс рассказал о том, как началась его страсть к подобным шедеврам. Дело в том, что у Григория есть друг-антиквар, к которому Лепс однажды заглянул в магазин. Именно там он увидел ту самую икону, с которой и началась его коллекция. На тот момент, рассказывает певец, его финансовое положение не позволяло приобрести столь дорогую вещицу, и он просто обменял свою машину на икону. В той же беседе Лепс признался, что на это увлечение уходят практически все его сбережения. На сегодняшний день коллекция артиста насчитывает более 150 работ иконописцев, датированных 16-20 веками. Лепс сделал себе выпустил книгу, посвященному его коллекции. В ней проиллюстрирована и подробно описана каждая икона, принадлежащая Григорию. Тираж книги певца под названием «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» составил около 5 тысяч экземпляров. Каталог разделен на четыре раздела: «В новой стилистике», «Иконописные центры и мастерские», «наследие средневековых мастеров» и «По канонам древнего благочестия». По данной книге легко проследить развитие искусства иконописи, начиная с 17го по 20й века. Григорий Лепс отнесся достаточно серьезно к созданию своего «детища». В работу над каталогом были подключены такие научные сотрудники музеев России как Виктория Горшкова и Елена Юхименко, обязанности руководителя проекта взял на себя эксперт аукционного дома МacDougall’s Лев Вольфсон, который дал высокую оценку коллекции Лепса.

Иконописей и коллекционер Никос Сафронов

Гениальный русский художник современности не остался равнодушным к искусству иконописи. Он не только коллекционирует иконы, но и пишет собственные для храмов. Так, например, для Успенского собора Ярославля Никосом было написано несколько шедевров. Такая помощь художника в развитии религии не случайна. В своих интервью Сафронов постоянно утверждает, что он человек православной веры. Более того, он не только об этом говорит, но и подтверждает это своими действиями. Так, например, Никос Сафронов принимал активное участие в строительстве нескольких храмов и церквей, в их числе церковь Святой Анны в Ульяновске. О своей коллекции Сафронов говорит сдержанно и утверждает, что давно уже перестал уделять много времени поиску икон для коллекции. Те иконы, что у него есть, памятные, потому что подарены известными людьми или же на поиски которых Никос потратил много времени. Например, Икону Николая Чудотворца подарил художнику Владимир Васильевич Устинов, экс-генеральный прокурор РФ, а Икону Святой Троицы - Леонид Кучма, бывший Президент Украины. Образ святой Анны Сафронов купил для матери, а деревянное распятие Христа привез со своего путешествия по Эквадору.

Коллекционирование икон - увлечение дорогостоящее и хлопотное. Порой антиквары всей страны ищут одно и тоже изображение святого руки древнего мастера. Однако возрождение подобной традиции имеет прямое отношение к развитию искусства иконописи. Можно смело утверждать, что давние традиции иконописи развиваются и в наше время.

Антикварный магазин на Арбате с большим интересом относится к Вашему желанию продать старинную икону 17, 18, 19 и начала 20-го века. Оклады старинных икон пользуются не меньшим спросом..Оценочная стоимость оклада иконы 18 -19 века, инкрустированного драгоценными камнями, порою, превосходит стоимость самой иконы.

Как дорого можно продать у нас старинную икону

Среди клиентов антикварного магазина есть весьма серьезные собиратели иконописи. Антикварный магазин регулярно получает заказы на приобретение старинных икон на дереве 18 -19 века от владельцев частных коллекций и выставок. Соответственно, мы готовы назначить превосходящую цену покупки старых, хорошо сохранившихся икон на рынке скупки антиквариата. Наш эксперт по иконописи способен увидеть в иконе шедевр античной древности и назначить цену как за произведение искусства, а не "за пару тысяч рублей" как в многочисленных скупках у метро или перекупщиков на досках объявлений. Очевидно, у Вас все шансы продать здесь икону сравнительно дорого.

Важное значение при оценке иконы имеет

  • состояние (отлично сохранилась/требует реставрации)
  • размер иконы;
  • возраст иконы
  • происхождение, автор
  • наличие клейма, авторской подписи
  • комплектность (в окладе / без оклада)
  • присутствие инкрустации драгоценными камнями

Оценка старинной иконы в Москве

  1. Оценка иконы 18 - 19 века онлайн (по фото)

    • Сфотографируйте икону при помощи фотоаппарата или смартфона (минимум, с 2х ракурсов). Если старая икона нуждается в реставрации (местами сошла краска, трещины, потертости), для максимально точной оценки русской иконы рекомендуется сфотографировать эти места крупным планом.
    • Отправить фото старинной иконы любым удобным для Вас способом.
      • Электронная почта: на адрес
      • Мобильные приложения для смартфона Viber WhatsApp на номер указанный в контактах .
    Укажите: размер полотна, век, название школы, если Вам известна эта информация. На основании этого мы сможем назвать достаточно точную цену нашего интереса к вашему экземпляру. Время ответа эксперта иконоведа в рабочие часы составляет ориентировочно 10 - 15 минут.
    Для получения максимально быстрого результата оценки иконы 18 -19 века укажите номер телефона или скайп.
  2. Оценить старинную икону по телефону

    • Свяжитесь с экспертом антикварного магазина по номеру, указанному в разделе контакты .
    • Воспользуйтесь услугой обратный звонок . Синяя кнопочка расположена в правой части экрана.
    Со словесного описания антикварной иконы, мы постараемся дать предварительную оценку. Во всяком случае, сможем утвердительно ответить: интересна ли нам эта икона. Если нет, подскажем, куда обратиться.
  3. Визит в антикварный магазин

    • Для всех наших клиентов и гостей антикварного магазина, оценка старинной русской иконы - бесплатна.
    • Работаем без обеда и выходных. Перед визитом, сверяйте часы работы в разделе контакты .
  4. Бесплатный вызов оценщика иконы

    • Вы проживаете в Московской области и у Вас нет ни времени, ни возможности добраться до центра Москвы чтобы продать икону максимально дорого.
    • Значительные габариты старинной иконы на дереве затрудняют транспортировку для оценки или продажи иконы в Москву.
    • Предварительная оценочная стоимость антикварной иконы превышает 400.000 рублей и путешествие с антикварной иконой в общественном транспорте небезопасно.
    Обратитесь к менеджеру антикварного магазина. По договоренности, к Вам будет делегирован оценщик икон из числа штатных сотрудников магазина. Время и место встречи (офис, квартира, кафе) Вы назначете сами.

Акция "приведи друга"

  • Если Вы - продвинутый пользователь интернета, и способны быстро и правильно найти информацию, где максимально дорого можно оценить и продать антиквариат.
  • Если за помощью к Вам обращаются знакомые люди с просьбой найти адрес хорошей скупки антиквариата или ломбарда в Москве, и Ваш отзыв и мнение для них - решающие.

Антикварный магазин высоко ценит желание помогать людям и готов щедро отблагодарить за Вашу рекомендацию. Детали и условия акции уточняйте у менеджера магазина.

Вы проживаете далеко от Москвы

  • Вы проживаете в Центральном, Западном федеральных огругах, на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке.
  • Имеете намерение продать, скажем, старинную икону Николая Чудотворец на дереве по цене скупки в антикварных магазинах Москвы.

Вам достаточно отправить на электронный адрес магазина фотографю старинной иконы.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: интересны ли вам иконы ручной работы, вышитые бисером?

Ответ: данные произведения прикладного творчества антикварной ценности не представляют. Интереса со стороны Антикварного магазина, соответственно, тоже.

Вопрос: интересны ли вам современные иконы из металла, продаваемые в церковных лавках?

Ответ: нет. Данные произведения, на наш взгляд, не имеют и никогда не будут иметь никакой антикварной ценности.

Вопрос: покупаете ли вы копии старинных икон и новодельные иконы?

Ответ: основная деятельность Антикварного магазина это:: бесплатная оценка старинных произведений искусства, скупка антиквариата, помощь в продаже антикварных коллекций, консультации. В первую очередь, мы дорожим своей репутацией. Копии старинных икон не интересуют наших клиентов, а, соответственно, и нас.

Политика конфиденциальности и неразглашения информации

Вопрос: на сколько можно быть уверенным, что контактная информация (e-mail адрес, номер телефона) не станет доступна третьим лицам, и мне не будут названивать посторонние?

Ответ: антикварный магазин ни при каких обстоятельствах не передает контактные данные наших клиентов и гостей "на сторону". Более того, по прошествии 3х дней вся информация, включая переписку и личные контактные данные гостей удаляются.

Оплата и безопасность сделки

Оплата производится наличными, или, в целях безопасности, переводом на счёт платежной карты клиента.

Интерес к русской иконописи в нашей стране и за рубежом почти не угасает на протяжении последнего столетия, начиная со знаменитой Выставки древнерусского искусства, которая состоялась в 1913 году в Москве. Огромная роль в становлении, поддержании и дальнейшем возрастании этого интереса принадлежит частному собирательству, одним из замечательных примеров которого является коллекция М.Е. Елизаветина (1939-2009гг). Как же зародилось собирание икон в России, какова его история, его роль в сохранении национального культурного наследия?

Еще недавно, в советское время, этот вопрос мог быть поставлен лишь в абстрактном ключе. Казалось, что единственно справедливая форма собирания иконописи (если не вообще любых художественных произведений) - государственная, и не случайно богатейшие собрания икон хранятся ныне именно в государственных музеях - Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и других. Не случайно в нашей стране возникли разные взгляды на собирание икон и на коллекционирование произведений другого рода. Произведения светской живописи, создававшиеся в Новое время, не для церковного употребления, вне средневековых рамок, были, как правило, «авторскими», могли изготовляться по приватному заказу и попадать в частные руки, становясь основой для личной, семейной, корпоративной коллекции, будь то собрание короля или императора, купца или аристократа, а также просто тонкого ценителя искусств. Но православная русская икона с ее изначально сакральным предназначением - каким же путем она оказалась извлеченной из храмового пространства, как она попала в те или иные коллекции?

Вглядываясь в далекую историю русской иконописи, мы обнаруживаем, что первые намеки на коллекционирование икон, выделение определенных произведений не по сюжетным, а по индивидуальным признакам, имеющим ценностный характер, встречаются уже в документах XVI века, причем в них фиксируется более ранняя традиция. Сохранилась опись Иосифово-Волоколамского монастыря, составленная в 1545 г., в которой среди прочего имущества перечислены иконы монастырского Успенского собора. В ряде случаев названы лишь сюжет иконы, ее местонахождение и украшение (оклад, венцы, подвесные пелены). Во многих же других случаях указаны имена знаменитых иконописцев, написавших эти иконы, а это бесспорно говорит об уважении к их конкретным творениям, о сохранении памяти о мастерах, важности их авторства для составителей Описи. В ней упоминаются имена знаменитого Дионисия и его сына Феодосия, московского мастера Паисия, самого Андрея Рублёва, неких Даниила Можайского, Мисаила Конина, «Новгородца». Названы иконы «новгородского письма», отмечено «письмо старое», а если створки складня исполнены не тем же художником, что средник, то и сказано, что они «иного мастера». За этой детальностью стоит нечто большее, чем документальная точность писцов или указание на культурные связи монастыря, основанного Иосифом Волоцким. Традиционный ансамбль икон в храме приобретает качества коллекции творений выдающихся иконописцев.

Такое отношение к труду тех или иных иконописцев отличается от принятого в православном мире, где мастер рассматривался лишь как исполнитель божественной воли, а наибольшая часть произведений оставалась анонимной. На Руси в XVI веке, в период Позднего Средневековья, ситуация начинает меняться, некоторые художники приобретают известность и авторитет, а их имена, особенно Андрея Рублёва и Дионисия, становятся залогом канонической правильности и высокого уровня произведений. Тем не менее, «коллекция» икон в Иосифово-Волоколамском монастыре - явление для того времени редкое, если не уникальное. В этом легко убедиться, если проанализировать интенсивные перемещения икон в XVI столетии, особенно при Иване Грозном и московском митрополите Макарии.

В те годы в Москву, в ее самые прославленные храмы и в некоторые монастыри активно свозили иконы, рукописи и - реже - другие произведения из древних русских городов, а более всего из Великого Новгорода. Но, несмотря на такую активность, импульс к их собиранию в столице носил политическую окраску: привозились святыни и древности, которые призваны были подчеркнуть авторитет Москвы как центра Русского государства.

Признаки коллекционирования присущи деятельности русских меценатов конца ХVI - XVII века, таких, например, как семейство Строгановых. Эти известные промышленники заказывали для своей вотчины, Сольвычегодска, многочисленные иконы, шитые ткани, разнообразную утварь, причем во многих случаях воспроизводили иконографию русских святынь, хранившихся в Москве.

Однако в меценатской деятельности Строгановых проявлялся их собственный художественный вкус, любовь к утонченному, почти миниатюрному искусству определенной части царских иконописцев, творчество которых именно из-за данного обстоятельства, зависевшего от избирательного интереса коллекционеров, получило название «строгановской школы».

Эти изысканные произведения, преимущественно иконы-«пядницы», могли находиться и в строгановских «иконных горницах» и, несомненно, в Благовещенском соборе Сольвычегодска, откуда в 1820-х годах большое количество таких икон было выкуплено старообрядцами.

В качестве последнего штриха в беглом, пунктирном обзоре тех явлений русской средневековой истории, которые можно считать прообразами будущего коллекционирования иконописи, можно назвать Образнýю (то есть хранящую образá, иконы) палату Московского Кремля, существовавшую по меньшей мере с середины XVII века. Помимо различных предметов церковного убранства, в том числе шитья, Опись 1669 года указывает там около трех тысяч икон. В какой-то мере палата служила действительно музеем - историческим, поскольку там хранились кое-какие ветхие иконы, и «дипломатическим», поскольку там находились посольские дары (иконы, поднесенные посольствами из Грузии, Палестины, Греции и славянских стран на Балканах, а также подношения из монастырей Афона). Но значительная часть содержавшихся там икон предназначалась для подарков, храмовых и монастырских вкладов, то есть вовсе не для музейного хранения.

Отношение к иконе как предмету благочестивого почитания, памятнику древности, святыне, носительнице иконографической традиции, и лишь в некоторой мере - как произведению искусства, объекту эстетического восприятия сохраняется и в XVIII веке, а в значительной степени и в XIX столетии. Реформы Петра I, огромные изменения в культуре России, собирательская деятельность Екатерины II, сложение коллекций Эрмитажа не оказали воздействия на отношение к русской иконописи. Она занимала совсем особую нишу национальной культуры, так что коллекционирование икон, хотя и развивавшееся в тот период, носило специфический характер.

Наибольший размах приобрела собирательская деятельность старообрядцев. Противники церковной реформы патриарха Никона, они выступали против создававшихся по новым правилам икон, были сторонниками «древлего благочестия», организовали собственное иконописание и активно собирали дониконовскую иконопись. Наибольшей популярностью пользовались у них иконы «строгановской школы» и сходные с ними произведения тонкого, мелкого, изысканного письма. Эти иконы поступали в храмы старообрядческих общин разных толков, а также в многочисленные молельни. В домах купцов, среди которых было много старообрядцев, моленные комнаты были богато убраны драгоценными иконами. Старообрядцы умели различать нюансы иконописи, выделяя отдельные «письма» («новгородские», «тихвинские», «корсунские», «фряжские» и т.п.), которые, как потом выяснилось, далеко не всегда имели отношение к реальности, тем более что основная часть древних икон была к XVII-XIX векам покрыта поновлениями и потемневшим покровным лаком - олифой.

Замечательным свойством тех старообрядцев, которые являлись ценителями древних икон, было умение не распознать только древность и иконографические особенности изображений, но и проникнуться их настроением, красотой их живописи. Выразительно написал об этом в 1866 году Ф.И. Буслаев: «У нас довольно распространено мнение, будто русские иконопочитатели не умеют иначе относиться к иконам как только с молитвенным благоговением, которое до того застилает глаза каким-то мистическим туманом, что они уже не видят внешних очертаний иконы и что, следовательно, искусство совершенно исчезает для них перед чарующею силою религиозного обаяния. Кто имел случай посещать некоторые из лучших молелен, тот не только не будет разделять этого предрассудка, но останется с полным убеждением, что устроители этих благочестивых коллекций вместе и отличные знатоки нашей иконописной старины и что они относятся к ней с особого рода художественным тактом. Они знают поименно лучших мастеров строгановского или новгородского письма и не щадят денег на приобретение иконы какого-нибудь знаменитого мастера и, благоговея перед нею как перед святынею, вместе с тем умеют объяснить себе и ее художественные достоинства, так что технические и археологические замечания их могут дать полезный материал для истории русского церковного искусства. Мне случалось бывать во многих из московских молелен, и всегда выносил я из них самое отрадное впечатление, внушенное той свежестью художественного воодушевления, с которым их благочестивые владельцы относятся к собранным ими сокровищам. Они снимают иконы с их мест на стене, чтоб лучше рассмотреть все подробности исполнения или разобрать на них древнюю надпись; излагают свои мнения о времени происхождения и характере письма, входят в интересные споры, если случится при этом знаток дела; так что молельня превращается на некоторое время в самую оригинальную коллекцию памятников искусства, а ее набожный хозяин в опытного хранителя этой художественной коллекции» .

И приведенная характеристика выдающегося русского ученого, и опыт общения с теми старообрядцами-собирателями, которые дожили почти до наших дней, но успели в молодости вдохнуть атмосферу старообрядческого быта XIX века, позволяют понять, что описанный подход к иконам не имел ничего общего с современным искусствоведением, которое рассматривает в произведении, будь то икона или картина Нового времени, определенную систему художественных средств. Знаточество старообрядцев, как и их эстетическое восприятие, были рождены именно миром русской иконописи. Можно предположить, что в среде старообрядцев сохранялись и развивались те традиции отношения к иконам, которые просматриваются в Древней Руси, например, в приведенных оценках икон в Иосифово-Волоколамском монастыре или в оркружении Строгановых.

Многие произведения из старообрядческих собраний впоследствии вошли, непосредственно или через промежуточные звенья, в коллекции крупных государственных музеев или в частные коллекции, существующие в наши дни. Вполне вероятно, например, что три иконы «строгановской школы» в собрании М.Е. Елизаветина, отличающиеся исключительно высоким художественным уровнем, какое-то время находились у старообрядцев.

В XIX веке в России складывается и «историческое» собирательство, когда коллекционер приобретает различного рода памятники старины исходя не из их конфессиональной принадлежности, а из их отношения к истории России.

В первой половине столетия особого внимания заслуживает деятельность М.П. Погодина, знаменитого историка и собирателя древностей. В его пестрой коллекции находились и выдающиеся древние иконы, часть которых впоследствии очутилась в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX века, когда усиливается тяга к познанию национальной истории, а также к изучению Средневековья, основываются нацеленные на это государственные музеи (например, в 1883 году - Исторический музей в Москве, в 1896 году - Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге), а также музеи и «древлехранилища» в некоторых древних русских городах - губернских и уездных, в том числе музеи епархиальные.

Продолжается и расширяется частное коллекционирование, причем, наряду с коллекциями широкого профиля (например, графа А.С. Уварова, образованного купца П.И. Щукина), складываются собрания собственно иконные (например, Н.М. Постникова, И.Л. Силина - деда сотрудницы Третьяковской галереи Н.Е. Мнёвой, которая стала одним из авторов иконного каталога галереи 1963 года, С.Т. Большакова, небольшая иконная коллекция П.М. Третьякова, которая вместе со всем его собранием живописи легла в основу Третьяковской галереи).

В начале ХХ века в отношении к древнерусской иконописи происходит глубочайший переворот, обусловленный в основном двумя факторами. В результате русской революции 1905-1907 годов старообрядцы получили право возводить собственные храмы. Это потребовало большого количества икон для их убранства. Между тем приверженцы старой веры обладали значительными иконными собраниями, а также располагали и кадрами иконописцев-реставраторов, умевших не только писать и поновлять иконы, но и удалять с них слои поновлений и потемневшую олифу, раскрывая первоначальную живопись. Результаты раскрытий были представлены на выставках, из которых наибольший резонанс получила упомянутая в начале данного очерка Выставка древнерусского искусства, состоявшаяся в 1913 году в Москве. На ней были представлены не только миниатюрные иконы «строгановской школы» с их сдержанным колоритом, строящимся главным образом на оливковых оттенках, но и произведения XV-XVI веков, в том числе новгородские, поражающие лаконичной выразительностью линий и сиянием широких и ярких цветовых плоскостей (например, поясной «Илия Пророк» XV века из собрания И.С. Остроухова, ныне в Третьяковской галерее). Трудно сказать, произвели ли бы эти открытия такое впечатление, будь они сделаны на век или даже на полвека ранее. Но открытие древней русской иконы совпало с новыми тенденциями в культуре начала ХХ века, с рождением невиданных ранее художественных направлений, торжеством искусства Анри Матисса, русских художников группы «Бубновый валет» и других.

Коллекционирование икон приобрело новый характер. Теперь оно диктовалось уже не только интересом к свидетельствам национальной истории, а художественными вкусами, эстетическими пристрастиями. Появляются собиратели нового типа, ставящие во главу угла красоту, яркость, художественную выразительность древней иконописи.

В Москве самыми значительными собраниями такого рода стали коллекции И.С. Остроухова, который и сам был выдающимся художником-пейзажистом, и А.В. Морозова (впоследствии обе вошли в собрание Третьяковской галереи). В Санкт-Петербурге на первом месте стоит коллекция видного историка и палеографа Н.П. Лихачёва, в 1913 году приобретенная Русским музеем.

Описанный поворот сыграл поистине судьбоносную роль как в направленности коллекционирования, так и в самом отношении к русской иконописи, обусловил осознание ее значительного места в истории не только национальной, но и мировой культуры.

События 1917 года резко изменили культурную жизнь страны, в том числе музейную. Отделение Церкви от государства повлекло за собой изъятие из центральных и провинциальных храмов множества древних икон, их раскрытие в Центральных государственных реставрационных мастерских (первое время существовавших при Народном комиссариате просвещения) под руководством известных деятелей культуры И.Э. Грабаря и А.И. Анисимова. Помещенные в музеи, эти иконы стали доступны для широкого круга посетителей, интересующихся древнерусской культурой. Были открыты важнейшие пласты русской иконописи, до той поры почти неизвестные: сначала домонгольские иконы, а в 1930-х годах - псковская школа иконописи. Небывало выросли собрания и экспозиции икон не только в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда, но и в древних русских городах - Новгороде и Пскове, Ростове и Ярославле, Вологде и Костроме, и других.

Вместе с тем советская идеология навязывала отрицательное отношение к иконе как к искусству религиозному, «опиуму для народа», что особенно проявилось с конца 1920-х и более всего в 1930-х годах. Правительство, стремясь найти средства для индустриализации страны, продавало на Запад, как известно, шедевры западноевропейского искусства из коллекции Эрмитажа и бурно торговало иконами с целью выручить валюту. Сам уклад советской жизни исключал или, во всяком случае, крайне затруднял развитие частной инициативы, в том числе коллекционирование. Зато собирание русских икон стало интенсивно разворачиваться на Западе. Их известность там значительно возросла в результате выставки древнерусской иконописи, включавшей новооткрытые иконы и показанной в 1929-1933 годах в Германии, Австрии, Великобритании и США. В результате покупок в США и европейских странах сложились замечательные иконные коллекции, причем некоторые из них были приобретены или получены в дар государственными или муниципальными музеями, среди которых следует особо выделить Национальный музей в Стокгольме и Музей икон в Реклингхаузене (Германия).

Если в 1920-1930-е годы, а также после Второй мировой войны, в 1940-1950-е годы, музейное собирание и раскрытие икон в СССР все же развивалось, пусть и неровно, скачкообразно, то частное собирательство было сведено к минимуму. Оно допускалось лишь для немногих: преимущественно для некоторых известных художников, артистов, врачей, архитекторов. Из коллекционеров этого времени можно, в качестве наиболее выразительных примеров, упомянуть известных художников П.Д. Корина и семейную пару - Т.А Маврину и Н.В. Кузьмина. Замечено, что коллекции этих лет состояли преимущественно из тех икон, которые были известны и раньше и когда-то находились в дореволюционных собраниях (принадлежавших, например, А.И. Анисимову, В.М. Васнецову).

Коллекция М.Е. Елизаветина отражает другие, более поздние этапы собирания и изучения древнерусской иконописи. В конце 1950-х годов, в период «хрущёвской оттепели», когда в СССР изменились многие идеологические параметры, в стране усилился интерес к мировой и национальной культуре в ее разнообразных проявлениях, допускавших не только пресловутый «реализм». На протяжении 1960-1970-х годов возрастает внимание к русскому средневековому искусству, к культуре Византии, публикуются книги и сборники по этой тематике, тиражи которых расходятся мгновенно. С другой стороны, отрицательное отношение официальных властей к религии, закрытие многих храмов (хрущёвский указ 1963 года), в том числе в маленьких провинциальных городках и удаленных селах, приводило к гибели церковного убранства, когда церкви и часовни стояли открытыми настежь, а иконы и книги валялись на земле, покрытые голубиным пометом. Противоречивость и драматизм ситуации усугублялись тем, что некоторые государственные музеи стремились развить активную деятельность по обследованию этих брошенных храмов, по учету и вывозу хотя бы древних произведений, но одновременно в эти старинные места устремились и сотни поклонников русской древности, а среди них встречались не только бескорыстные патриоты, но и алчные «охотники», причем одни из них хотели собрать коллекцию для собственного престижа, другие - заработать на продаже.

В парадоксальности тогдашней ситуации мог неоднократно убедиться один из авторов этих строк, наблюдая, как сотрудники Русского музея, а также Музеев изобразительных искусств Карелии и Архангельска, передвигаясь по трудно проходимым северным краям в резиновых сапогах, с рюкзаками, то и дело сталкивались на узких тропинках с индивидуальными любителями старины, рюкзаки которых бывали крепче, дороже и вместительнее, а кошельки - намного толще.

Так или иначе, в этот период необычайно возрос фонд древнерусских икон. Часть из них оказалась в крупных музеях Москвы (не очень много - в Третьяковской галерее, значительно больше - в Музее имени Андрея Рублёва) и Ленинграда (в Эрмитаже, в Русском музее), а наибольшая часть - в областных и республиканских музеях, особенно на Севере (в Архангельске, Петрозаводске, Вологде). Коллекции некоторых местных музеев увеличились едва ли не вдвое. Другая сторона процесса - фантастический рост частных собраний. Неоднозначная история страны в 1950-1980-х годах, крайняя юридическая сомнительность частного собирательства из заброшенных, но все-таки не «ничейных» церквей не остановили напора и азарта коллекционеров и обслуживавших их «дилеров». Многие иконы были переправлены за границу, поступали на аукционы, оседали в тамошних коллекциях, иногда возвращались в Россию. Следует признать, что мы имели дело с важнейшим и еще не оцененным по заслугам этапом формирования корпуса памятников русской иконописи, этапом, который сравним по своему масштабу с 1920-ми годами.

Наиболее видные частные собрания русской иконописи, существующие в настоящее время, и прежде всего собрание М.Е. Елизаветина, не являются прямыми результатами вывоза «с мест», входящие в них иконы успели неоднократно поменять владельцев, прежде чем осесть в современных собраниях. Если иконы, вновь поступившие в музеи, имеют свои «паспорта» с точными сведениями о вывозе из того или иного села и храма, то памятники в частных собраниях в большинстве случаев эти сведения утратили. Рассмотрение современных крупных иконных коллекций позволяет заметить еще одну их особенность. К произведениям сравнительно недавнего вывоза добавляются иконы, с давних пор попавшие в отечественные частные коллекции и медленно мигрирующие из одной в другую, а иногда и те произведения, которые еще в 1920-1930-х годах были проданы в частные руки за рубеж и несут следы старинной реставрации первой трети XX века.

Несмотря на активный рост частных коллекций уже в 1960-1980-х годах, их широкое общественное признание формировалось медленно. Первой ласточкой этого процесса стала выставка, устроенная в 1974 году в Музее имени Андрея Рублёва в Москве. Своей полноты это признание достигло лишь в 1990-2000-х годах, в условиях крупных политических и идеологических перемен в стране. Свидетельством нового отношения к частным коллекциям, знаком их общественной легализации стали разнообразные выставки внутри страны и за рубежом, из которых самые представительные были устроены в том же Музее имени Андрея Рублёва в 2004 и 2007 годах. Одной из важных культурных функций частных коллекций стало возвращение икон, когда-то, в разные периоды, вывезенных за рубеж. По существу, мы имеем дело с их выкупом. Именно этот лейтмотив имела выставка «Возвращенное достояние», организованная в 2008 году в Третьяковской галерее. На двух последних из названных выставок были представлены интереснейшие произведения из коллекции М.Е. Елизаветина, которая именно в этот период, во второй половине 2000-х годов, стала активно расти, получая определенную и продуманную структуру.

Как соотносятся между собой, с одной стороны, современные научные подходы к изучению русской иконописи, а с другой - необычайно возросший фонд икон в государственных и частных собраниях? Наблюдающееся в наше время стремление рассматривать русское средневековое искусство в рамках византийской и позднесредневековой православной культуры, в сопоставлении с европейским художественным миром, как можно заключить, не связано с процессом собирания памятников, тем более что среди них очень мало произведений «византийского» периода. Однако другие научные тенденции явно перекликаются с описанным собирательским процессом. Это прежде всего гораздо более глубокое, чем прежде, более дифференцированное и внимательное отношение к изучению местных художественных центров, например, Ростова и Мурома, Вологды и Костромы, и других. Вновь поступающие из этих краев иконы по-иному освещают и ранее собранные памятники. В результате обогащаются наши представления о художественном развитии многочисленных русских регионов. Кроме того, чрезвычайно расширились хронологические рамки изучения русской иконописи. Теперь это уже не только произведения древнерусского, средневекового периода - по XVII век включительно, но и иконопись XVIII - начала XX века. В основе этого знания лежит, разумеется, новый интерес к религиозному искусству России в целом. Но не последнюю роль играют и новые коллекции, содержащие произведения этого художественного пласта. Собрание М.Е. Елизаветина как раз и является одной из тех коллекций, которые дают серьезный толчок для развития перечисленных новых научных подходов - к изучению местных русских художественных центров и иконописи Нового времени.

Всего комментариев: 0
- Что сейчас происходит на рынке русских икон?

Рынок существует исключительно между покупателем и продавцом, и это характерно не только для рынка икон. Качественная русская икона сегодня невероятно востребована, и чем она старше, чем лучше сохранилась, тем больше стоит. Но цены не фиксированы и могут очень сильно колебаться. Так, недавно я купил на аукционе икону XVII века - хорошую, но ничего особенного - за £400 тыс. Год-полтора назад такая стоила бы в два-три раза дешевле. Сегодня же икона, которая стоит меньше $10 тыс., скорее всего, не представляет собой ничего интересного.

- Остались ли еще на рынке выдающиеся вещи?

Эксклюзивная икона - огромная редкость, сегодня она превращается в эквивалент золота. Таких немного, и, как только они попадают на рынок, их мгновенно скупают. Времена, когда можно было покупать дешево, ушли. Не в последнюю очередь потому, что компетенция людей, которые работают сегодня с этим искусством, очень возросла.

- Насколько высока надежность отечественной экспертизы икон?

Мне важно мнение эксперта, поскольку официальную версию и атрибуцию составляет именно он. На Западе все держится на авторитете одного главного специалиста в данной области. Если он засомневается, это тут же отразится на цене работы. Но по древнерусской живописи экспертиза у нас, на мой взгляд, блестящая.

- А как формировалась ваша коллекция?

Начиналось все с простого собирательства, и понадобилось почти тридцать лет, чтобы коллекция обрела сегодняшний облик. При этом мне очень часто везло и многие достаточно ценные вещи доставались почти даром. Например, в период, когда много ездил в командировки по России, я как-то оказался в деревне и увидел странную дверь в курятнике. Рассмотрел повнимательнее и увидел, что она сколочена из икон. Это были незначительные вещи ХХ века, но оборотная сторона показалась мне интересной. Я спросил бабушку, не хочет ли она «дверь» продать; она, естественно, согласилась отдать мне ее рублей за сто. После того как доски очистили от поздних наслоений, обнаружилась икона XVI века.

© Из коллекции Михаила Елизаветина

- Часто ли везение выручало?

Да, оно сильно помогло мне составить коллекцию, но еще больше помогла некомпетентность продавцов. Нередко они неверно аттрибутировали икону: им казалось, что она XVII, а не XVI, или XVI, а не XV века - а время создания очень важно и сильно влияет на цену.

- Вы как-то ограничивали свою сферу интересов?

Я никогда не собирал иконы в серебряных окладах и вообще в окладах, потому что они в принципе дороже. Меня интересовала только живопись, особенно древнерусская, до середины XVI века. Одним из главных своих завоеваний я считаю спасение новгородского Преображения XV века -

© Из коллекции Михаила Елизаветина

Спасение от вывоза за границу. Владельцы чуть ли не пилить его собирались, чтобы вывезти. Это, безусловно, один из самых дорогих, во всех смыслах этого слова, предметов коллекции. Цена была названа очень высокая, денег таких у меня просто не было. Но я все равно достал треть суммы и вместе с некоторыми предметами из коллекции отдал в залог. Потом почти год выплачивал оставшуюся сумму - во всем себе отказывал!

- Как вы пополняете коллекцию?

Я слежу за всем, что предлагается на аукционах, также покупаю у частных лиц. Например, последний раз купил огромную коллекцию икон в Германии - 100 предметов. Таково было условие продавца. Но из ста всего двадцать-тридцать имели ценность и вошли в коллекцию.

- А что происходит с иконами, которые не годятся для собрания?

Обычно формируются небольшие коллекции, которые продаются или меняются на какую-то одну ценную вещь. К слову, до выставки, которая сейчас идет в Царицыно, я ни разу свою коллекцию целиком не видел, и мне кажется, что удивился результату больше всех: получилась полноценная история древнерусской живописи. Сейчас моя цель - создать музей.

- Иконы, как и все остальное русское искусство, сегодня постепенно возвращаются из Европы и Америки в Россию. Много ли еще осталось невозвращенных вещей?

Должен вас огорчить, но более пятидесяти процентов того, что так интенсивно перемещается, по крайней мере в сфере икон, новодел. И, к сожалению, на патриотической ноте наше искусство так подорожало, что возвращать его теперь не так-то просто. Я сам настроен весьма патриотично, но цены взлетели и едва ли соответствуют реальности. Получается, что их диктует уже не рынок, а продавец, у которого в распоряжении есть уникальная вещь.

Антикварный магазин предлагает свои услуги по бесплатной оценке старинной иконы. При желании продать икону в Москве, выставить на продажу, для Вас работает комиссионный отдел в котором осуществляется скупка икон. Приобретению подлежат церковные иконы 12 - 19 века, в любом состоянии, в том числе, требующие реставрации.

На сколько дорого мы готовы оценить вашу икону, можно узнать, отправив любым удобным способом фото вашего экземпляра к нам на оценку, посредством электронной почты или на номер

На этой странице мы отвечаем на вопросы: сколько стоит старинная икона 18 -19 века, какие иконы ценятся дорого и представляют максимальный интерес для антикваров, по каким критериям оценивается и как быстро можно узнать цену иконы не выходя из дома. Как осуществляется скупка иконы в нашем магазине и форма оплаты. В конце статьи Вы можете задать свой вопрос по оценке иконы и получить исчерпывающий ответ за 15 минут.

Критерии оценки старинной иконы

  • возраст старинной иконы;
  • происхождение, автор, школа;
  • наличие проб, клейм, меток, дат;
  • используемые при изготовлении краски
  • используемые материалы (в т.ч. драгоценные);
  • состояние иконы (подлежит реставрации -да/нет);
  • комплектности (оклад есть/нет);
  • размер и материал основы иконы;
Оценка художественной и рыночной стоимости иконы. В чем отличие?

Следует понимать: оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных икон это совершенно разные виды оценки.

Оценка стоимости старинной иконы подразумевает что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка иконы экспертом - который является антикваром будет реальной.

Оценка старинной иконы онлайн по фото

Как бесплатно оценить старинную икону 19 века

Несколько простых способов бесплатной онлайн оценки старинной иконы у экспертов комиссионного отдела антикварного магазина.

Оценка иконы по телефону

Если отсутствует фото, узнать - за сколько продать икону можно узнать со словесного описания, позвонив на номер телефона антикварного магазина.

Выезд оценщика - бесплатно

Если Вы не желаете тратить время на поездку в центр Москвы, оставьте заявку на оценку. Оценщик икон приедет и встретится в удобном для Вас месте совершенно бесплатно.

Оценка производится при продавце. Занимает время от 5ти минут до часа. Оценка старинных икон имеющих большую историческую и художественную ценность может быть увеличена по времени.

Стоимость икон 18 - 19 века

Антикварная и рыночная стоимость старинных икон зависит от десятков/сотен нюансов и задавать вопросы: "сколько стоит старая икона 19 века" или "за сколько можно продать икону в Москве" - совершенно бессмысленно. Вкратце, стоимость значительно зависит от имени мастера, техники исполнения и используемых материалов и красок. По фотографии уже можно многое прояснить. Приблизительную стоимость нашего интереса мы назвать сможем. Но, положив руку на сердце, точную оценку можно произвести только взяв в руки икону и внимательно рассмотрев.

Как продать икону выгодно

Напрямую коллекционеру? Но где его найти. Вообще говоря, они по природе своей весьма недоверчивый народ и предпочитают пополнять свои коллекции только в проверенных местах и у людей с репутацией.
Соответственно, Вы - не их клиент. Частному лицу, возжелавшему украсить свою квартиру атрибутом духовности? Но не будучи экспертом, кто готов назначить высокую цену покупки? Не тратя время понапрасну, минуя мелких перекупщиков с досок объявлений, можно обратиться в антикварный салон, специализирующийся на комиссионной торговле иконами. Что Вы, собственно, уже и сделали.

Оплата и конфиденциальность сделки

Оплата производится наличными или, по усмотрению клиента, переводом денежных средств на банковскую карту. Выплата всей причитающейся суммы за старинную икону 18 - 19 века осуществляется сразу после соглашения обеих сторон о взаимовыгодном приобретении предмета сделки. Соглашение о приобретении принимается после визуального осмотра и оценки старинной иконы в стенах данного антикварного магазина в Москве или по месту встречи нашего представителя с клиентом.

Магазин Антиквар неукоснительно следует политике неразглашения личных данных и коммерческой информации о сделке. Содержание переписки с клиентом и его контактные данные не хранятся в базе антикварного магазина дольше 3-х дней и не под каким предлогом не передаются третьим лицам.