Легенды индии о древних цивилизациях. О том, что было в начале

  • Дата: 10.01.2024

Одной из самых интересных, загадочных и богатых мифологий мира являются индийская. Мифы и легенды Древней Индии весьма разнообразны. Кроме того, они вдвойне интересны русским людям, которые интересуются истоками русской духовной культуры, её начал дохристианской поры. Арии (арьи) пришли на территорию Индийского полуострова примерно во втором тысячелетии до н. э. с земель современной России. Их мифы и легенды сохранили немало общих мотивов, объединяющих наши народы в огромной индоевропейской языковой семье. Их мифология дошла до наших дней хоть и приукрашенной, но живой, а наша была во многом уничтожена, ушла в «подсознательное».

Сотворение жизни

Некогда наш мир был окутан мраком без света, и всюду была только вода. Океан правил планетой, земля была только на его дне. Океан был грозен и обладал огромными силами, скрывая в себе огонь и свет, и множество других даров для будущей жизни.

И возникло в пространстве Золотое Яйцо, в его сокровенной сердцевине таился Зародыш. Долгое время он медленно рос, нарастала его мощь. Однажды Зародыш разбил скорлупу, разделил её надвое и вышел. Это был первобог - Брахма. Из одной части скорлупы он создал небо, а другую послал вниз, чтобы она стала земной твердью. Брахма наполнил чистым воздухом простор от неба до земли, а затем посвятил мысль свою и дух свой великому делу творения. Первобог создал всё, что должно быть в воде, на земле, в небе. Он создал год и стал прародителем времени.

Силой своего духа он родил сыновей и назначил их стать владыками различным существ, богов, демонов, всех добрых и злых сил. Из своего чела он произвёл могучего, властного бога Рудру (санскр. «яростный, ревущий, красный», его славянский аналог Перун - яростный повелитель бури, покровитель охотников и воинского начала).

Из пальцев правой и левой своей ног Брахма породил бога света и богиню ночи. Они сочетались нерушимым браком, т. к. нет света без тьмы. По велению Брахмы зажглись на небе солнце и луна, мириады звёзд. От множества потомков Брахмы возникли и другие боги, а всего их явилось тридцать три тысячи, тридцать три сотни и ещё тридцать три. Тогда же родились враги богов - асуры и демоны, что предопределило будущие битвы между силами света и мрака.

Брахма ощутил, что земле тяжко лежать на дне океана, и он в образе вепря погрузился в пучину и поднял на мощных своих клыках землю из водных глубин. Земля была украшена горами, реками и озёрами, лесами и полями. Населена множеством существ: от сильнейших великанов до слабых тварей, тех, кто плавает, ползает или селятся в древесных кронах. Самого белого из пернатых - дикого северного гуся (лебедя), Брахма избрал в качестве неразлучного друга и возницы. С тех пор они вместе - Брахма в светлых одеждах и белоснежный сильный гусь, несущий бога. Надо отметить, что лебедь, гусь - это древнейший образ индоевропейцев, в том числе и славяно-русов.

Создал Брахма и людей. Из уст были созданы брахманы, которые должны были говорить от его имени, хранить закон среди людей. Из могучих рук бог сотворил кшатриев - воинов и управленцев. Они должны были хранить божественный порядок с помощью действия. Из бёдер Брахмы была создана третья варна-сословие - вайшьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), они были сословием, на котором держится всё общество, незыблемой основой миропорядка. А из ступней Брахмы были созданы шудры, каста слуг (вроде бродячих актеров), они должны были выполнять грязные работы, веселить людей и т. д.

Бессмертие

На краю земли простирался далёкий океан (Молочный океан, видимо, Северный Ледовитый океан), в его водах хранилась великая тайна - амрита, напиток бессмертия. И боги и враждебные им асуры (демонические существа) жаждали бессмертия, как величайшего из благ, которое избавит их от недугов и старости, от ухода во тьму.

Однажды, всесветлый бог Вишну сообщил им, чтобы они прекратили враждовать и отправились к далёкому океану добывать амриту. Напиток договорись разделить поровну. Для огромной мутовки использовали гору Мандару, а в качестве верёвки змей Шеша (или Васуки, царь среди нагов, полубожественных змееобразных существ).

У океана попросили разрешения для его пахтанья (сбалтывания), он его дал, попросив частицу амриты. Сотни лет шло взбалтывание, после определённого срока океан стал молочным, из молока сбилось масло. Молочные воды породили месяц, богиню Лакшми в белоснежных одеждах (богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья, она стала супругой Вишну). Был рождён также белый конь и много других волшебных существ. Из океана появился и сияющий, как радуга, драгоценный камень, он стал знаком Вишну, украсив его грудь.

Наконец возник из вод Молочного океана бог-целитель (Дханвантари), у него в руках был сосуд полный амриты. Сразу же возник спор, поднялся крик. Все хотели завладеть сосудом. Вишну взял сосуд и хотел напоить богов, асуры не снесли этого и бросились в бой. У океана вспыхнула невиданная битва, конец ей положил Вишну - он бросил в асуров солнечный диск (сударшана-чакра), они отступили и скрылись под землю. Так стали бессмертными боги и могли во все времена награждать праведных и карать грешников.

Вишну («пронизывающий, всепроникающий», «тот, кто проникает везде», воплощение Единого Бога, по-русски его можно назвать «Вышним») и его супруга Лакшми являются божественной парой, дарующей радость, помощь во всех добрых начинаниях, неизменно помогают тем, кто верит и молится.

Самсонов Александр

Воды, огонь, Золотое яйцо, Брахма. Когда-то не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд; не было смерти и не было бессмертия; тьма наполняла Вселенную, которая была как бы погружена в глубокий сон. И вот в этой тьме прежде всего остального возникли воды, они породили огонь, а затем под действием его тепла в водах было рождено Золотое яйцо, с чьим блеском мог бы сравниться лишь солнечный блеск, если бы Солнце тогда было.

Тогда еще никто не отсчитывал время, да и некому было это делать, но известно, что целый год плавало это Яйцо по беспредельным и бездонным водам. Когда же год прошел, из Золотого Зародыша внутри яйца возник Брахма - прародитель всего мира. Велико было могущество Прародителя: одной только силой своей мысли, не пошевелив ни рукой, ни ногой, разделил он Яйцо на две половины. Верхняя часть Яйца стала небом, нижняя - землей, а между ними Брахма расположил воздушное пространство.

Брахма творит потомство. Но Брахма был один в этом мире, и ему стало страшно, ведь нет для живого существа ничего страшнее полного одиночества. Тогда он решил сотворить себе потомство - других богов, которые будут ведать делами сотворенного им мира. И вот из души своей, из глаз своих, из ушей своих и ноздрей своих и из большого пальца правой ноги своей прародитель Брахма породил семерых сыновей, семерых Владык созданий. От них произошли боги и люди, животные и птицы, чудовища, великаны, мудрецы - словом, все живые существа, заселившие три мира - подземный, земной и небесный.

Великие боги и асуры. Но не только сыновья появились на свет у Брахмы: из большого пальца левой ноги родилась у него дочь Вирини - Ночь. Она стала женой седьмого сына Брахмы - Дакши, и родила пятьдесят дочерей, которые стали женами богов. Но вот беда: дети двух старших дочерей, рожденных Дакши и Вириной, появились на свет раньше, чем дети третьей дочери, Адити. Старшие дочери породили могучих асуров, обладавших мудростью и мощью; Адити родила двенадцать великих богов. Асуры гордились своей силой и тем, что они приходятся богам старшими братьями, и потому считали, что править Вселенной должны они. Из-за этого между богами и асурами шла война, которая длилась много столетий.

Гора Меру и небо Брахмы. Когда творение Вселенной было завершено, Брахма почувствовал, что этот труд утомил его и отправился отдыхать в место, именуемое Брахмалока. В самом центре мира находится великая золотая гора Меру. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и планеты, а на вершине находится седьмое небо - самое высокое из небес, небо Брахмы. Здесь Творец Мира пребывает в полном покое и блаженстве в тени священного дерева шалмали (шелковицы).

«День Брахмы». Брахма почти не вмешивается в то, что происходит в мире. Находясь в покое, он погружен в глубокие размышления. Сколько они будут длиться? Для самого Брахмы недолго - один «день Брахмы». Ведь один день этого бога равен 360000 человеческих лет! А когда «день Брахмы» закончится и наступит «ночь Брахмы», исчезнет существующий мир, и вновь всю Вселенную заполнит тьма, а потом Брахма создаст новую Вселенную, которая тоже будет существовать лишь один «день Брахмы», и так дни и ночи Брахмы будут чередоваться вечно.

Облик и символы Брахмы. Тысяче солнц подобен великий Брахма. Он сияющ, могуч, непобедим. У него четыре тела, восемь рук и четыре лица, которые обращены в разные стороны. Эти лица Брахма сотворил себе, чтобы, не отрываясь ни на мгновение, любоваться красотой своей жены - богини Савитари. В руках Брахма держит четыре священные книги - Веды, жезл, сосуд с водой из великой священной реки Ганги, цветок лотоса и лук.

Тогда не было ни несуществования, ни существования; не было ни царства пространства, ни неба, что лежит за его пределами. Что пришло в движение? Где? По чьему повелению? Были ли бездонно глубокие воды? Тогда не было ни смерти, ни бессмертия. Не было признаков ночи и дня. Лишь Единый дышал, не поднимая ветра, по собственному своему побуждению. Кроме этого, не было ничего.

В начале тьма была скрыта во тьме; и все это было водою без границ. Жизненная сила была покрыта пустотой, и Единый взволновал ее силою жара. И пришло к Единому желание; и это было первое семя разума. Мудрые поэты ищут в своих сердцах узы существования в несуществовании.

Был ли тогда низ? Был ли тогда верх? Тогда были сеятели; тогда были силы. Тогда было побуждение снизу; тогда было возвещение сверху. Кто знает, как было в действительности? Кто заявит об этом здесь? Когда это началось? Когда произошло творение? Боги пришли после, когда Вселенная была создана. Так кто же знает, когда она поднялась из вод? Когда началось творение - быть может, оно само сотворило себя, а быть может, и нет - тот, кто смотрит на нее сверху вниз, тот, кто на высочайшем из небес, только он это знает - а быть может, не знает и он.

Вначале не было ничего, кроме Великого Я, Брахмана. Иными словами, существовал лишь Брахман. И когда люди приносят жертвы тому или иному богу или богине, в действительности они поклоняются только Брахману. Ведь он стоит за всеми вещами в этом мире.

Итак, Брахман огляделся по сторонам и никого не увидел. И он почувствовал страх. Чего он испугался? Ведь ничего, кроме него, не было! Брахман был совершенно одинок, а чтобы бояться, надо, чтобы было чего бояться. Но Брахман был одинок. И в наши дни встречаются одинокие люди, чей единственный спутник - страх, даже если им некого бояться.

Тогда Брахман принял форму Брахмы, Творца. Брахма не обрадовался: чему можно радоваться в одиночестве?

Брахма много, много раз создавал мир вновь и вновь. Никто не знает, сколько миров существовало до нашего и сколько будет после него. Четыре эры, или юги, составляют вместе одну кальпу (эон). В конце каждой кальпы мир разрушается и возвращается в состояние водного хаоса.

Когда Брахма медитировал, из его ума начали возникать существа. Он принял тело, созданное из тьмы, и из его заднего прохода вышли ветры - так родились демоны. Затем Брахма отверг это тело из тьмы, и отвергнутое тело стало ночью.

Затем он принял новое тело, созданное по большей части из добра и света. Из его уст вышли сияющие боги - дэвы. Он отбросил и это тело, которое стало днем. И сейчас люди посещают храмы и поклоняются богам именно днем, а не ночью.

Потом Брахма взял третье тело, которое целиком состояло из сатвы [добра]. У Брахмы родились прекраснейшие мысли об отцах и сыновья, матерях и дочерях, и так возникли "духи предков". Эти духи появляются в сумерках, на рассвете и на закате, когда встречаются ночь и день.

Затем Брахма отбросил и это тело и принял четвертое, состоявшее из энергии, которая изошла из его разума. Мысли этого тела сотворили людей, мыслящих существ. Брахма отбросил прочь и это тело, и оно стало Луной. И по сей день люди при лунном свете танцуют, поют и занимаются любовью.

Создавая людей, Брахма силой мысли разделил свое временное тело на две половины, подобно тому, как расщепляется скорлупа устрицы. Одна половина была мужской, другая - женской. Они взглянули друг на Друга с любовью. И с тех пор счастливые супруги - словно две половины единого существа, и в обеих живет Брахма.

Итак, Брахма понял, что этим первым людям нужен огонь, чтобы жить безбедно. И Брахма достал огонь из своего рта. Этот огонь спалил волосы, которые росли у него во рту. И с тех пор волосы растут на щеках только снаружи.

Мужчина и женщина взглянули друг на друга и, узнав, что они - две половины единого существа, они соединились и полюбили друг друга. Так было положено начало роду человеческому.

Но женщина подумала: "Как мы можем любить друг друга, если мы - части одного существа?" И она попыталась убежать от мужчины, превратившись в корову. Но мужчина превратился в быка, и они положили начало всему домашнему скоту. Затем женщина превратилась в кобылу; мужчина же стал жеребцом, и они зачали жеребенка. Так продолжалось до тех пор, пока не было создано мельчайшее из живых существ.

После этого Брахма принял пятое тело, состоявшее из энергии и тьмы, и породил ужасные создания, которые желали пожрать первобытный океан хаоса; это были великаны и чудовища.

Это последнее творение настолько расстроило Брахму, что он от горя потерял все волосы на голове. Эти волосы превратились в существ, ползающих на брюхе, - змей и прочих рептилий. Они прячутся в сырых и темных местах, в болотах, под камнями и скалами.

Но Брахма продолжал переживать из-за того, что создал чудовищ, и из его мрачных мыслей родились ужасные Гандхарвы-упыри.

Наконец, Брахме удалось взять себя в руки, и он снова обратился к приятным помыслам. Он припомнил мирные и счастливые времена своей молодости. Он был счастлив, и из этого счастья родились птицы. А затем из тела Брахмы возникли новые творения: звери, растения и другие формы жизни.

Все качества, которыми сейчас наделены живые существа, происходят из мыслей Брахмы и пребывают неизменными, пока существует этот мир. Все живые существа, населяющие Землю, были созданы посредством деяния Брахмы, который дал им всем имена и разделил на мужской и женский пол. Брахма живет в каждом существе, ибо все они возникли из него.

Источниками ведийской мифологии являются веды — четыре сборника самых древних священных писаний индуизма на санскрите .

Ведийская мифология — совокупность мифологических представлений ведийских ариев, вторгшихся во 2-м тыс. до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях. Обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания Вед, а иногда и периода создания брахман (прозаических комментариев к ведам), и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой второго и серединой первого тысячелетия до нашей эры, когда первобытно-общинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Но сами истоки Ведийской мифологии лежат в мифологических и религиозных представлениях индоевропейских племён более раннего времени (по крайней мере, 3-го тыс. до н. э.), в той или иной степени модифицированных в условиях жизни ведийских ариев. Об этом можно судить по совпадению слов, обозначающих целый ряд важнейших религиозно-мифологических понятий и имён, в ведийском и других индоевропейских языках.

Ещё более очевидны связи Ведийской мифологии с древне-иранской, позволяющие надёжно реконструировать ядро единого индоиранского пантеона, некоторые общие мифологические мотивы, сходные черты ритуала (включая жреческую организацию) и основные элементы исходной религиозно-мифологической концепции, отличающейся от других древних индоевропейских традиций.

В Ведийской мифологии обнаруживаются также некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями древней культуры долины Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), существовавшей до вторжения ариев и, возможно, ими уничтоженной. Не исключено, что речь идёт о заимствованиях. Однако, учитывая хронологию этих заимствований, можно думать и о более позднем их происхождении под влиянием контактов с автохтонным населением Индии далее к югу и востоку от долины Инда. Например, образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей, Рудра-Шива, отчасти Вишну, некоторые символы (свастика, линга, йони и др.), отдельные представления о пространстве и времени, находят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда, но и в других традициях этого ареала.

Источники ведийской мифологии :

— Веды;
— Брахманы к соответствующим Ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики);
— Араньяки (тексты, связанные с Брахманами или Упанишадами);
— Упанишады.

Перечисленные источники относятся к классу шрути — «услышанное» (т. е. откровение).

Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.

Веды — это четыре древнейших сборника религиозных гимнов на санкрите):

1. - «Веда гимнов»
2.Яджурведа - «Веда жертвенных формул»
3.Самаведа - «Веда песнопений»
4.Атхарваведа - «Веда заклинаний»

Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.

Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников.

Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ.

Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Вот основные мысли ведийских гимнов:

— Нет ничего вечного, даже боги не вечны.
— Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
— Все сущее возникло из великана Пуруши.

К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках — 3306, 3339), причём само это число — существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов подразделяют на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и еще два божества — Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати), противопоставленные по тому же тройственному принципу.

Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви, Лгни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. — земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Anac — атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины — небесные.

Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу — огонь, земля, ветер, воздух, солнце, небо, луна, звезды; рудры — 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи — 12 месяцев года. Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными космологическими схемами трехчленной вселенной и составом пантеона (позже — основными элементами макро-и микрокосма).

В основе другой классификации богов лежит различение трех социальных функций: магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра — жрецы), военной (Индра и маруты — воины), плодородия (Ашвины — производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.

Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы , представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих её функционирование. «Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним… Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью… Всё это неразличимо текуче» (); вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое, и ничего кроме него не было»).

Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа. Из вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более поздняя версия — путём пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их — результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант — происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился демиург Праджапати или бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них возникли соответственно небо и земля.

Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки в космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении. Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (Ригведа Х 90; Аюрведа Х 2) — как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу,… брахманом стали его уста, руки — кшатрией, бёдра его — вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,… из головы возникло небо…»); в основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений.

В центре ведийской мифологии — мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны — чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, то есть к специфически ведийскому социальному космосу.

Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний; каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение мифологии Древней Индии исключительно велико.

К концу I тыс. до н. э. древняя религия ведийского брахманизма, оттесненная в предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями буддизма и джайнизма, возрождается в новых исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многие народные верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы.

Ранний этап становления индуистской мифологии отражён в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» (т. н. «эпическая мифология»), развитая индуистская мифология - в пуранах, религиозно-космогонических поэмах нач. I - сер. II тыс. н. э., а также в санскритской классической литературе и средневековых литературах на ново-индийских языках.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».

В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги стихийных сил.

Древнейшие из них - бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил их и создал Вселенную.

Индра, бог-громовержец - верховное божество ведического пантеона. Его называют «царь богов», «царь всей Вселенной».

Сурья - бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве, процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.

В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его братья-боги решили придать ему человекообразную форму - и отсекли все лишнее. Сурья стал прародителем людей, а из отсеченных частей его тела были созданы слоны.

Вишну, Брахма, Лакшми на змее Шеше. Средневековый рисунок Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что их рост происходит под воздействием лунного света.

У Сомы было двадцать семь жен - созвездий лунного неба. Но он всем предпочитал одну - прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле растения, голодать травоядные животные.

Обеспокоенные боги попросили Дакши снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание и пребывание луны.

Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая тоже называлась «сома». Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.

Агни - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.

Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна-хранитель космических вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой - майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.

Ваю - бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все воздушное пространство. С Ваю отождествлялось жизненное дыхание - прана.

Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре - богу разрушительных сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра связан с разрушением и смертью, но в то же время может даровать долгую жизнь, исцелять болезни, способствовать плодородию. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам!» Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. Его смерть была первой от сотворения мира, и, первым вступив в царство мертвых, Яма стал его царем.

Сестра Ямы Ями оплакивала брата, причитая: «Ах, сегодня умер возлюбленный брат мой!» В то время дни еще не отделялись один от другого, «сегодня» длилось вечно, и Ями продолжала рыдать. Тогда боги создали ночь. Дни пошли один за другим, и Ями утешилась.

В середине I тысячелетия до н. э. значительную власть в Индии приобретают жрецы- брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским. Индра на трехголовом слоне. Индуистская мифология по-прежнему признавала Веды как высший источник знания. Большинство ведических богов перешли в индуистский пантеон, но значение и функции многих из них изменились.

Вместо Индры главным божеством становится Брахма - создатель мира, «подобный тысяче солнц».

Индра из стихийного бога-громовержца превращается в покровителя царской власти и военного дела.

Один из самых почитаемых индуистских богов - Вишну. «Вишну» - значит «проникающий во всё», «всеобъемлющий». Один из его эпитетов - «тот, чье тело нельзя описать». Иногда он представляется воплощением всего мироздания. Он мог воплощаться в самые разные образы и поэтому имел «тысячу имен». Наиболее известные воплощения Вишну - Кришна и Рама.

Супругой Вишну была Лакшми - богиня красоты, счастья и богатства, появившаяся из вод океана.

Однажды боги решили добыть из океана чудесный напиток бессмертия - амриту (соответствующий ведической соме). Для того чтобы получить чудесный напиток, нужно было сбить в масло океанскую воду.

Боги принялись за работу. Вместо мутовки они взяли священную гору Мандару, поставили ее на спину великой черепахи, что покоится на дне океана и держит на себе весь мир. Огромный змей Васуки обвился вокруг горы, как веревка вокруг мутовки, и боги стали попеременно тянуть его то за хвост, то за голову, вращая гору в воде. Постепенно вода превратилась в молоко и начала сбиваться в масло.

Тогда из океана вышел бог врачевания Дханвантари и вынес богам чашу с напитком бессмертия.

Но кроме чудесного напитка из океана появилось еще много замечательных даров: белый слон, подобный облаку, волшебный конь, быстрый, как мысль, дерево, наполняющее весь мир благоуханием своих цветов, обольстительные девы-апсары, ставшие небесными танцовщицами, и - прекрасная богиня Лакшми с цветком лотоса в руках. Ее имя означает «красота» и «счастье».

Став супругой Вишну, Лакшми сопровождала его во всех его воплощениях, сама принимая различные образы.

Богам противопоставлялись демоны - асуры. Они были порождением Брахмы и первоначально обладали божественной сущностью. Но потом асуры возгордились перед богами, и боги низвергли их с неба. Асуры враждебны и богам, и людям. Многие индийские мифы повествуют о сражениях богов с асурами.

О сотворении человека существуют несколько индийских мифов. В одном из них рассказывается, что бог солнца Сурья до того, как стать богом, был смертным. За него выдали замуж Саранью, дочь бога Твишара, небесного мастера, выковавшего оружие для Индры. Саранья не захотела быть женой смертного. Колдовством она оживила свою тень и оставила ее в доме мужа, а сама вернулась к отцу. Тень Сараньи родила сына Ману, от которого произошел человеческий род.

В другом мифе первочеловеком назван Пуруша. Его имя означает «человек», но облик Пуруши достаточно абстрактен и трудно постижим. Он всеобъемлющ и вездесущ, смертен, но бессмертие является его частью, он - отец своих родителей. Боги принесли Пурушу в жертву, и из его тела возникла Вселенная, из глаз - солнце, издыхания - ветер; кроме того, из тела Пуруши появились люди, причем разделенные на социальные группы: из головы - жрецы, из рук - воины, из ног - крестьяне и низшие сословия.

Со временем глава индуистского пантеона Брахма оттесняется на второй план, его заменяют два бога - Вишну и Шива.

Шива, божество разрушительных сил, в значительной степени напоминает ведического Рудру. Шива также обитает в полном одиночестве в горах, погруженный в медитацию. Его называют «совершенным йогом».

Поклонение Вишну и Шиве развилось в два религиозных течения - вишнуизм и шиваизм, существовавших параллельно в рамках индуизма.

В более позднее время Брахма, Вишну и Шива объединяются в триаду, называемую «тримурти», что значит «обладающий тремя обликами». Брахма - творец мира, Вишну- его хранитель, Шива-разрушитель. В своем единении они олицетворяют идею постоянного перетекания этих понятий одно в другое, что обеспечивает миру устойчивость и гармонию.

Наряду с индуизмом в VI веке до н. э. в Индии возникает новая религия - буддизм.

Основателем буддизма был царевич Сиддхаратха Гаутама. При его рождении было предсказано, что он станет или великим царем, или религиозным подвижником. Отец царевича, не желая, чтобы сын удалился от мира, поселил его в великолепием дворце, окружил всевозможными удовольствиями и постарался оградить от любых неблагоприятных впечатлений.

Но однажды царевич вышел из своего дворца и оказался в городе. Первое, что он увидел, были нищий калека, дряхлый старик и гроб с покойником, которого несли хоронить. Так Гаутама впервые узнал, что в мире есть болезни, нищета, старость и смерть. Его охватили глубокая скорбь и страх перед жизнью. Но тут ему встретился монах. Царевич принял это как знамение, указывающее путь преодоления скорби и страха. Он покинул дворец и стал монахом.

Несколько лет вел царевич строгую, аскетическую жизнь. После того как он сорок восемь дней неподвижно просидел под священным деревом, на него снизошло просветление и он стал Буддой.

Учение буддизма заимствовало из ведической и индуистской мифологий ряд сюжетов и персонажей, но боги в буддизме занимают второстепенное место. Будда - это не бог, а человек, смиривший свои страсти и достигший полного просветления духа. Путем праведной жизни каждый, исповедующий буддизм, может стать Буддой.

Буддийская традиция называет разное число Будд. По одному мнению, их было трое, по другому - пятеро, по третьему - «столько, сколько песчинок в Ганге».

Зародившись как секта буддизм со временем стал одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о

Из книги Омоложение [Краткая энциклопедия] автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Индийская диета Эта диета построена на вегетарианских принципах, позволяет сбросить лишние килограммы и перестроить свои пищевые привычки. Итак, каждый день нужно употреблять следующие продукты: 2-3 сырых или сушеных фрукта до, во время и после еды; сырые овощи,

Из книги Индийская мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Составитель: Кирилл Королев ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Предисловие «Царство же таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречаются. И живут в одной области немые люди, а в другой - люди рогатые, а в иной земле -

Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Ужегов Генрих Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Индийская школа живописи Придворной живописи была свойственна персидская манера в исполнении могольских миниатюр, отличавшаяся такими чертами, как реалистичность (по сравнению с иранской школой миниатюры) и отсутствие всяческой манерности.Как раджпутская, так и

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Anne of the Indies Анна Индийская 1951 - США (87 мин)· Произв. Fox (Джордж Джессел)· Реж. ЖАК ТУРНЁР? Сцен. Филип Данн и Артур Сизар по сюжету Герберта Рэвенела Сасса· Опер. Гарри Джексон (Technicolor)· Муз. Франц Уэксмен· В ролях Джин Питерз (капитан Анна Провиденс), Луи Журдан (капитан Пьер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

автора Дюма Александр

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Секрет № 228 Индийская маска Если у тебя жирная, пористая кожа, эта маска тебе поможет.Следует взять по 1 чайной ложке меда, теплого молока, картофельного крахмала, поваренной соли и перемешать до образования кашицы. Смесь наносят на лицо ватным тампоном, слой за слоем, пока

Из книги Числа Судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология автора Костенко Андрей

II. Индийская (ведическая) нумерология