Киевский центр эзотерических практик и традиций "гармония". Для участвующих повторно внесение предоплаты

  • Дата: 23.02.2024

Время проведения:

17.05.2018 - 27.05.2018

10 дней наедине с собой

Описание тренинга:

«В Випассане помни – часто будут наступать такие моменты, когда тебя будет так тотально выбрасывать в здесь и сейчас, что ты впервые узнаешь кто ты. Випассана один из самых глубоко идущих методов». ОШО

Ошо Випассана совмещает в себе традиционную Випассану и Активные медитации Ошо. Этот процесс разработан специально для нас, людей, живущих в сумасшедшем ритме 21-го века, в котором мы часто эмоционально и психологически отсутствуем, живем надеждами и мечтами о будущем или сожалениями о прошлом, совершенно упуская настоящий момент. Этот процесс дает нам возможность побыть наедине с собой, не отвлекаясь на внешнее, и выяснить, что двигает нами, что нажимает наши кнопки, куда ведут нас наши мысли… Cтруктура процесса, тишина, активные медитации, еда, вся энергия группы, все это вместе будет помогать гам в нашем путешествии к себе.

Структура Процесса

Каждый день мы будем начинать с . После завтрака мы продолжим несколькими сессиями Випассаны и осознанной ходьбы. Затем последует обед и небольшой отдых. После обеда снова несколько сессий Випассаны, медитация и . Наш день будет заканчиваться мягкой, расслабляющей медитацией на выбор груп-лидера, для более гармоничного сна.

Тишина

Временное осознанное пребывание в тишине может вернуть значимость и силу произносимым словам. Поэтому на протяжении всего процесса мы будем находиться в тишине. Это так же означает, что мы держим свои глаза приоткрытыми, смотря перед собой примерно на 1 метр вперед, избегая контакт глазами. Рекомендуется ничего не читать, не писать в течение процесса, т.к. это еще один способ избегания данного момента. Так же обратите внимание, насколько автоматично наше общение, например, желание поздороваться, поблагодарить или извиниться… В структуре процесса будет время и место, отведенное специально для обсуждения любых возникающих вопросов с ведущим процесса.

чем легче пища, тем глубже медитация. Мы предлагаем 3-х разовое вегетарианское питание с перерывом на чай. Исключается сахар, сладости, кофе, алкоголь.

Ошо о Випассане

“Випассана превращается в изоляцию, если вы что-то подавляете. Это отказ и настрой на страх; изначально приводящее к болезни. Випассана может быть очень полезной и благотворной, если вы не отказываетесь, а просто идете внутрь, чтобы вернуться назад снова.

Это не отречение или отказ от мира – это просто отдых в самом себе. Я никогда не даю людям випассану вначале. Вначале я даю им катарсис. Им следует пройти несколько катарсических групп. Когда они начинают чувствовать, что уже ничего не происходит во время катарсиса, даже если кто-то кричит, они не чувствуют гнева внутри, тогда настало время випассаны. Теперь тело готово принять ее. Это великий дар; вначале ты должен быть готов принять его.

В Випассане помни – часто будут наступать такие моменты, когда тебя будет так тотально выбрасывать в здесь и сейчас, что ты впервые узнаешь кто ты. Випассана один из самых глубоко идущих методов.

В Випассане вы можете почувствовать себя очень чувствительным, потому что вы пребываете в молчании, и энергия не рассеивается. Обычно много энергии рассеивается, и вы чувствуете себя истощенными. Когда вы просто сидите, ничего не делая, вы становитесь безмолвным озером энергии, и озеро продолжает становиться все больше, больше и больше. Оно почти доходит до момента, когда уже скоро выйдет из берегов… и тогда вы чувствуете себя чувствительным. Вы ощущаете новую чувствительность, чувственность, даже сексуальность… как если бы все органы чувств посвежели, омолодились, ожили… как если бы вы смыли пыль, приняв ванну, смыв все потоком воды. Такое случается. Вот почему люди, особенно буддистские монахи, которые делают Випассану столетиями, не едят мясо. Им оно не нужно. Они едят раз в день, но тоже очень простую еду и очень мало; с натяжкой вы можете назвать это завтраком… и раз в день. Они мало спят, но они полны энергии. И они не беглецы – они много работают. Нет такого, что они не работают. Они рубят лес, работают в саду, в поле, на ферме; они работают весь день. Но что-то с ними произошло, и теперь энергия больше не распыляется.

Ты должен наблюдать свое дыхание, именно этот метод использовал Будда, очень простой и очень техничный метод. Ты просто наблюдаешь воздух, входящий в тебя, ты идешь с ним; он выходит, ты выходишь с ним. Ни на секунду ты не забываешь наблюдать; ты не сбиваешься с пути. Если ты сможешь это делать сорок восемь минут, именно в этот день ты станешь просветленным, в этой жизни!

Нет нужды ждать следующей жизни, нет необходимости даже ждать один час. Эти дополнительные двенадцать минут могут быть очень сложными. Всего лишь сорок восемь – это то, что нужно. Могут уйти годы, чтобы достигнуть этих сорока восьми минут, но нет необходимости откладывать на следующую жизнь, это может случиться в этой жизни. Все зависит от твоей настойчивости.Все зависит от твоей готовности, желания, открытости, приятия, чистоты.

Випассана означает наблюдение за дыханием – искусство наблюдения за дыханием, но при этом не нарушая его естественного ритма. Это тонкое искусство, потому что когда вы начинаете наблюдать, вы начинаете вмешиваться. Медленно, медленно вы обучитесь этому. Однажды поняв как наблюдать за дыханием не вмешиваясь в него, вы найдете правильный ключ.”

Заезд

Контакты

Мастер КИ и Медитации

Родился в Одессе, в 1980 г., до 2005 года я был менеджером в шиппинговой компании, интересовался деньгами, успехом, карьерой и прочими свойственными современникам заботами. В 2005 года познакомился с , одним из первых русскоязычных саньясинов Ошо. Эта встреча открыла новое измерения для исследования, огромный пласт, который оставался где-то в тени до этого момента, пробудила огромное количество вопросов, сомнений и страхов и вселила какую-то надежду, непонятно на что. Все перестало быть железобетонно понятным и открылся огромный мир неизвестного. С тех пор активно участвовал в различных ретритах, обучающих программах, тренингах. Учился медитации у последователей Ошо: Нисаргана (Украина), Боди Рэй (США), Комала (Бразилия), Пушан (Испания), Талвир (Украина), (Франция), Тарика (Великобритания), Амрита (Украина – Германия), Судас (Германия), Наванита (Австралия), Радика (Украина), Ганда (Великобритания), Муна (Греция), Александро (Италия), Висмай (Украина). С 2008 по 2009 прошёл обучение медитативной работе с телом, Ошо ребалансинг. В 2008 году познакомился с контактной импровизацией, нашел в ней для себя возможность интегрировать опыт, экспериментировать, интенсивно и тотально погрузиться в самоисследование. Учился у Руслана Баранова (Украина), Отто Аканен, Мира Маккена, Илона Кенова, Катя Мустонен (Финляндия) , Андриан Русси (Швейцария), Бенно Воорхам (Швеция), Александра Сошникова, Сергей Головня (Молдова), Анжелика Доний, Александра Безроднова (Россия), Михай Ратайски, Ивона Ольшевская (Польша), Йорг Хассман (Германия), Рэй Чанг, Кит Хэнэсси,Харвуд (Сша), Атос Германо (Испаия) и др. 2011-2014 гг активно интересовался перформансом, был участником нескольких постановок, перформанс-проектов. Учавствовал в организации нескольких международных танцевальных фестивалей,: Киевский фестиваль контактной импровизации, 2012 2014 гг, MoldovaDanceFest, 2013 г, Contact Impro College 2013- 2015 гг, Jamfest – 2012,2013 гг. Также знакомился с такими движенческими системами как Axis Syllabus (Фрэй Фауст), Идиокинезис (Илья Беленков) . В 2011 вместе с женой построил и организовал работу Shantambala art & Meditation, центра, занимающегося поддержкой творчества, искусства, медитации. С 2011 по 2015 в центре прошло более 200 различных мероприятий: фестивалей, ретритов, концертов, семинаров, тренингов. Ключевыми мероприятиями центра являются регулярные ретриты Ошо випассана, ретрит Сейчасье с Зареем, летняя программа: Арт колледж, включающая в себя большое разнообразие недельных обучающих программ в области творчества. С 2005 по 2010 год совмещал, работу в офисе со своими интересами в области медитации и творчества. С 2010 года занимаюсь исключительно, творческими и медитативными проектами. С 2010 года учу контактной импровизации, провожу Ошо группы: Ошо випассана, Высвобождение эмоций, тантрические группы, провожу , даю индивидуальные сессии . Во всей этой деятельности есть некая нить, связывающие танец, творчество, медитации во что-то одно. Для меня во всем этом есть общий вкус, который проявляется в разных формах, разные способы соприкоснуться с один и тем же. В первую очередь этой нитью является тантрический взгляд Ошо, путь тотального “да”, принятия и глубокого расслабления в себе. Все что я делаю, вдохновлено Ошо, вдохновлено сердцем и это все тантра, приглашение обнять себя, улыбнуться, сказать “да” себе и миру вокруг.

Shantambala Art & Meditation Space

Одесса, пос. Ново-Дофиновка, ул. Восточная 3

Точные координаты для навигации:

Широта: 46°35?18.43?N (46.588453)

Долгота: 30°54?33.34?E (30.909261)

Как добраться обещственным транспортом:

от автостанции “Привоз” (300 м от ж/д вокзала) на маршрутках 68, 570 до села “Новая Дофиновка”, (выйти через 500 м у заправки на ул Радостной), затем 15 минут идти по ул. Радостной (примерно 1 км) перпендикулярно дороге, по которой приехали (в сторону от моря).

На машине:

выехать на Старониколаевскую дорогу, проехать Оби и Ашан (Ривьеру), затем лиман и через 200 м после лимана свернуть налево в село. Далее ехать по главной дороге до конца села, свернуть направо и через 500 м ещё раз направо.

Проживание:

в спальниках в общем пространстве зала либо в палатке

Питание:

трехразвое вегетарианское

Что с собой брать?

  • спальник
  • средства гигиены
  • одежду, удобную для участия в практиках
  • тапочки
  • полотенце
  • беруши
  • теплые носки
  • повязку на глаза

Заезд

Cтоимость

Стоимость включает участие, питание, проживание и зависит от даты внесения предоплаты

Для участвующих впервые внесение предоплаты:

Для участвующих повторно внесение предоплаты:

Регистрация на ретрит обязательна. После регистрации вы получите письмо с информацией о предоплате.

Заезд

Контакты

email: [email protected]

Отправить заявку на участие.

По словам Ошо, сам Будда следовал путем Випассаны - свидетельствования. Мастер разработал одну из важнейших техник, которая описывает наблюдение за собственным дыханием. Это привычное и естественное явление, которое сопровождает незаметно человека круглые сутки. Организм сам прилагает усилия, об этом не приходится думать. Если произносить мантру, то нужно напрячься.

Любопытно, что по мнению мастера Ошо, чтобы серьезно практиковать Випассану, необходимо вести вегетарианский образ жизни. Считается, что этот вид медитации поддается только очень восприимчивым людям, а те, кто употребляют мясо, не имеют этого качества, они снижают свою чувствительность. Те, кто есть мясо с самых ранних лет, не имеют чувства осознанности, так как привыкли к этому.

Мастер Ошо утверждал также, что Випассана не является концентрацией, потому что сосредоточение на чем-либо тоже отвлекает. Если сужать внимание на любой цели, каждая мелочь может послужить отвлечением. А Випассана – это осознанность, но не сосредоточение на чем-то определенном. В этом красота и суть Випассаны.

Випассана – свидетельствование и бдительность, если говорить современным языком.

Ошо предлагал три техники медитации Випассана. Нужно попробовать их все, чтобы выбрать для себя наиболее подходящий.

Первый способ представляет собой путь к осознанию своих действий, собственного тела, разума и сердца.


Эту методику можно практиковать во время прогулки утром или по дороге домой. Вы должны идти с осознанием того, как двигаются ваши руки. Как вы покачиваете ею вперед и назад. Вы должны чувствовать, что это именно ваши руки. Попробуйте осознать все ваше тело в движении. Когда это начнет получаться, и ощущение вы сможете задерживать надолго, попробуйте осознавать ваши движения во время еды. Принимая душ, зафиксируйте ощущение прохлады или тепла, исходящее от воды, прикосновение капель, чувство радости от мытья – осознавайте это. Вы должны делать это в осознанном состоянии, а не на автомате.

Также с вашим разумом, когда появляется новая мысль в голове – постарайтесь понаблюдать над ней со стороны. Если вы ощущаете – попробуйте быть свидетелем, а не вовлекаться или оценивать, что позитивно или негативно. Этот процесс тоже является медитацией осознанности.

Второй способ представляет собой осознание собственного дыхания.


Расположитесь, лежа на полу, на спине. Нужно ощутить, как во время вдоха поднимается живот, а с выдохом – он опускается. Для человека осознание собственного живота очень важный пункт. Пупок – есть источник жизни и связь с матерью. Осознание движения этой точки на теле помогает ощущать энергию, движущуюся в теле.

В этой технике для начала нужно оценить собственные эмоции в этот момент, затем –колебания тела, живота во время дыхания. Третьей стадией этой медитации станет момент, когда затихнут эмоции, затихнет разум и колебания живота станут малозаметными. На такую практику придется потратить время. Обычно достижение затихания эмоций и разума происходит через 40-50 минут.

Третий способ представляет собой осознание входящего дыхания через ноздри.


Ощущение дыхание в части тела противоположной животу – в носу должно быть осознанным. Нужно устроиться сидя как можно удобнее. Почувствуйте, как во время вдоха свежий воздух приносит прохладу ноздрям. Сделайте несколько раз вдох и выдох. Вы должны осознавать свое дыхание и не отвлекаться на другие моменты. Достаточно удерживать внимание только на дыхании, на движении воздуха в дыхательной системе, но смысл именно в этом. Такая медитация занимает 40-45 минут. Дыхание должно максимально замедлиться и быть расслабленным.

Наблюдайте, как воздух входит и выходит через ноздри.

Считается, что этот способ легче дается мужчинам, женщины лучше осознают дыхание через живот. Всему виной особенности анатомии грудной клетки, кроме того, для женщины живот – это еще и колыбель для ребенка, связь с ним. Энергетическая точка.

Исследователи приводят также примеры из древнего искусства Индии. Статуи индийского Будды всегда имеет очень маленький плоский живот и атлетическую широкую грудную клетку.

Согласно теории мастера Ошо, человек по-настоящему дышит, именно когда спит. В это время мы не дышим грудью, мы дышим животом. Ночь приносит сильнейшее расслабление. Утренняя бодрость и свежесть связана с тем, что всю ночь человек дышит естественно.

Попробуйте на себе все три способа, для выполнения Випассаны подойдет любой из них. С опытом можно попробовать выполнять одновременно два из них. В таком случае усилие станет более интенсивным. Можно освоить выполнение и сразу трех способов, это возможно. В таком случае ваши возможности в медитации проявятся быстрее. Главное следить за тем, чтобы вам давалась такая медитация легко. Если вы прилагаете слишком много усилий, прекратите попытки и упростите задачу. В этой технике медитации не должно быть действий через силу. Если дается легко – значит, вы все делаете правильно.

Как только медитация станет привычным ваши инструментом, ум должен затихнуть, а эго пропадет. В вас пропадет ощущения вашего «я». Вы станете открыты энергии извне. Сможете наблюдать за своими ощущениями со стороны. Вы будете жить с любящим стремлением к просветлению в сердце.

Ибрагим Зильберштейн, богатый купец, пригласил всех своих друзей на прием по случаю празднования двадцатипятилетия своего брака.
В его пригласительной карточке было написано: «Подарки тех гостей, которые не смогут навестить нас в этот раз, будут возвращены».
Один из его клиентов, Захария, после получения приглашения, заимствует из еврейского магазина роскошный серебряный подсвечник и говорит своей жене, Эстер: «У меня грандиозная идея, дорогая! Мы пошлем этот подсвечник Зильберштейнам, но мы не навестим их, и это не будет нам ничего стоить, так как они вернут его нам назад!»
Захария посылает подсвечник и терпеливо ждет возврата подарка.
Одна неделя проходит, затем вторая, затем третья: ни намека на подсвечник. Очень нервничая, Захария, в конце концов, решает лично сходить к Зильберштейнам.
Зильберштейн тепло приветствует своего благородного друга: «Ах, в конце концов, ты пришел! Я знал, что ты придешь. Только этим утром я говорил моей дорогой жене, Ребекке: «Если мой старый друг Захария не придет сегодня, как это не печально, завтра нам придется отправить его подсвечник обратно!»

Ежедневная медитация

месяц:8 день:19

День

Обычно человек живет неполной жизнью, живет вполсилы. Его жизнь - ни рыба ни мясо, ни холодная ни горячая, ни то ни се. В его жизни нет страсти, нет накала. Вот почему человек двойствен, вот почему он посредствен.
Жизнь обретает совершенно иной аромат, когда ты живешь безоглядно, страстно, напряженно, когда ты рискуешь. Тогда в тебе проявляется разум. Рискуя, ты становишься острым, как клинок. Человек, который не рискует... его клинок пылится, его зеркало пылится. Его клинок ржавеет, становится бесполезным. Это произошло с миллионами людей и их душами.
Моя задача заключается в том, чтобы помочь вам смахнуть пыль с зеркала вашего сознания и очистить клинок вашего разума. Лишь при стоградусной температуре можно жить по-настоящему, ведь это точка кипения. Тогда твое эго исчезает, и ты - часть единого. Быть частью единого - значит быть святым.

Вечер

Покой - Божественен. Покой - это Божий дар. Бог справедлив; если ты медитируешь искренне, самоотверженно - ты будешь вознагражден. Все происходит именно так. Всегда следует помнить: покой - дар Божий. Все, что мы можем сделать, - это создать ситуацию, в которой покой снизойдет на нас.
Покой подобен цветку. Нельзя заставить цветок расти, можно подготовить почву, посадить семя... и ждать. В должное время росток появится, цветок распустится - твои труды будут вознаграждены. Но ты не можешь вытянуть цветок из семени - ты должен позволить ему возникнуть. Цветы появляются из некоего неведомого таинственного источника, они всегда появляются. Ты просто должен быть терпелив. Ты должен заниматься своим делом и верить - придет время и появятся цветы.
Они всегда появляются. Появился Иисус, появился Будда, появился Магомет. Однажды расцветешь и ты. У Бога нет любимцев, Он никогда не бывает ни против кого-то, ни за кого-то. Бог - это просто высший закон природы. Выполни свою задачу, и природа отреагирует.

Медитация Здесь и Сейчас

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Вечером, прежде чем заснуть, сделайте эту пятнадцатиминутную медитацию. Это медитация смерти. Лягте и расслабьте тело. Почувствуйте, что умираете... и тело не может пошевелиться - потому что вы умерли. Создайте ощущение, что вы исчезаете из тела. Продолжайте десять, пятнадцать минут... И через неделю практики вы начнете это чувствовать. Медитируя таким образом, усните. Не прерывайте медитации. Пусть она превратится в сон, и если вас охватывает сон, погрузитесь в него.

Утром, как только вы проснетесь - не открывая глаз-сделайте медитацию жизни. Чувствуйте, как вы наполняетесь жизнью, жизни становится больше и больше, жизнь возвращается и тело полно энергии и сил. Начните двигаться, покачиваться в постели с закрытыми глазами. Чувствуйте, как в вас течет жизнь. Чувствуйте в теле огромный поток энергии - в противоположность тому, что чувствовали в медитации смерти. В медитации жизни вы можете глубоко дышать. Чувствуйте себя полным энергии, чувствуйте, что с каждым вдохом в вас входит жизнь. Чувствуйте себя наполненным и очень счастливым, живым. Затем, через пятнадцать минут, встаньте.

Эта пара - медитация жизни и медитация смерти - может безмерно вам помочь.

Медитация - это приключение, величайшее приключение, которое может произойти с человеческим разумом. Медитация значит просто быть, ничего не делая, - никаких действий, никаких мыслей, никаких эмоций. Вы просто есть, и это - полнейшее наслаждение. Откуда берется это наслаждение, если вы ничего не делаете? Оно приходит ниоткуда, или оно приходит отовсюду. Оно беспричинно, так как бытие сделано из вещества, называемого радостью.

Медитация - это внутреннее проникновение в то, что все цели фальшивы. Медитация - это понимание того, что все желания никуда не ведут. Только медитация может вам тотально помочь, так как вы не выносите ее на чье-то рассмотрение, вы ставите ее перед вашей сущностью. Вы можете быть совершенно свободны. Вам не нужно бояться того, что подумают другие.

Медитация не является поиском просветления. Просветление приходит безо всяких поисков. Все те медитации, которыми мы здесь занимаемся, являются не чем иным, как попыткой растревожить ваш сон. Только медитация может освободить вас от обусловленности.Сначала вы должны танцевать так, что в танце ваши доспехи отбрасываются. Сначала вы должны в радости кричать и петь, чтобы ваша жизнь стала более живой. Сначала вы должны очиститься, чтобы все, что вы подавили, было отброшено, и ваше тело очистилось от оксидов и ядов, и ваша душа также очистилась от подавленных травм и ран. Когда это произошло, и вы стали способны смеяться и любить, тогда - ВИПАССАНА для вас.

У медитации нет цели

Медитация входит в бытие только тогда, когда вы рассмотрели все мотивы и нашли, что их больше нет, когда вы прошли через весь круг мотивов и увидели их фальшь. Вы увидели, что все мотивы ведут в никуда, что вы продолжаете двигаться по кругу, оставаясь прежним. Мотивы продолжаются и направляют вас, заводят вас, почти доводят вас до безумия, создают новые желания, но ничего так и не достигнуто. Руки остаются пустыми, как и раньше. Когда это стало очевидно, когда вы посмотрели на свою жизнь и увидели, что все ваши мотивы терпят поражение...Ни один мотив не был успешным, ни один мотив не принес никому блаженства. Мотивы - лишь обещания хорошего; так и бывает. Один мотив терпит поражение, и следующий приходит - и снова вам обещает... и вы снова обмануты. Вновь и вновь обманутые мотивами вы однажды вдруг осознаете - вы вдруг это видите, и само это видение есть начало медитации. В ней нет никакого зародыша, никакого мотива. Если вы медитируете для чего-то, тогда вы концентрируетесь, а не медитируете. Тогда вы остаетесь в мире - ваш разум по-прежнему заинтересован дешевкой, тривиальным. Тогда вы - мирские. Даже, если вы медитируете для того, чтобы достичь Бога, вы - мирские. Даже, если вы медитируете для того, чтобы достичь нирваны, вы - мирские, так как у медитации нет цели.

Сидение

Медитация означает посвятить несколько минут незанятости. Вначале это будет трудно - в начале это наиболее трудная вещь в мире, но в конце она станет наиболее легкой. Она так легка, поэтому она так трудна. Если вы кому-то скажете просто сидеть и ничего не делать, он станет суетиться, почувствует мурашки на ноге или в теле случится что-то еще. Он становиться столь беспокойным, потому что всегда был чем-то занят, подобно машине. Зажигание включено, мотор работает, а машина никуда не едет, но мотор работает и все более и более разогревается. Вы забыли выключить зажигание. Вот что такое медитация: искусство выключения зажигания.

Дыхание: глубочайшая мантра

Дыхание входит, и пусть в вашем бытии отразится то, что дыхание входит. Дыхание выходит, и пусть в вашем бытии отразится то, что дыхание выходит. Вы почувствуете, как огромное молчание нисходит на вас. Если вы можете наблюдать, как дыхание приходит и уходит, приходит и уходит... Это глубочайшая мантра, которая когда-либо была изобретена.

Вы дышите здесь и сейчас. Вы не можете дышать завтра, вы не можете дышать вчера. Вам нужно дышать в это мгновение, но вы можете начать думать о завтра, вы можете думать о вчера. И тело остается в настоящем, а ум начинает скакать между прошлым и будущим, и возникает разрыв между телом и умом. Тело в настоящем, а ум никогда не в настоящем, и они никогда не пересекаются. Из-за этого разрыва возникает напряженность, беспокойство, боль. Человек напряжен, и это напряжение - тревога. Ум нужно вернуть в настоящее, потому что другого времени нет.

Наблюдение за дыханием

Сидя в молчании, начинайте наблюдать за своим дыханием. Самым легким способом наблюдать является наблюдение за ноздрями. Когда происходит вдох, чувствуйте, как он касается ноздрей - наблюдайте за ним в этом месте. Касание легче для наблюдения, дыхание будет слишком тонким; вначале наблюдайте только касание. Происходит дыхание, и вы чувствуете, как оно происходит: наблюдайте его. А потом следуйте за ним, идите за ним. Вы обнаружите, где находится точка, в которой оно останавливается. Просто где-то оно останавливается - на краткий миг оно останавливается. Потом оно снова направляется наружу, и тогда следуйте за ним, снова ощущайте касание, дыхание, выходящее из носа. Следуйте за ним, идите с ним наружу - вы снова ощутите точку, в которой дыхание останавливается на краткий миг. Потом снова начинается цикл.

Вдох, остановка, выдох, остановка, вдох, остановка... Эта остановка - самый таинственный момент внутри вас. Когда дыхание входит и останавливается, и нет никакого движения - это точка, где можно встретить Бога. Или когда дыхание выходит и останавливается - нет никакого движения.

Помните, вы его не останавливаете, оно останавливается само собой. Если вы его останавливаете, вы утратите все целиком, так как возникнет делатель, а свидетель исчезнет. Вы с этим ничего не делаете. Вы не меняете шаблон дыхания, вы ни вдыхаете, ни выдыхаете. Это не похоже на пранаяму, где вы начинаете манипулировать с дыханием, это - не так. Вы вообще не касаетесь дыхания, вы позволяете ему быть естественным, позволяете естественно течь.

Когда оно выходит, вы следуете за ним, когда входит - вы следуете за ним, просто следуете. И вскоре вы осознаете, что есть две остановки, в этих двух остановках - дверь. И в этих двух остановках вы поймете, вы увидите, что дыхание само по себе не является жизнью - оно может быть пищей для жизни, как любая другая пища, но не самой жизнью. Так как, когда дыхание останавливается, вы есть, определенно есть, вы - определенно сознаете, прекрасно сознаете. Дыхание остановилось, дыхания больше нет, а вы - есть.

И, если вы продолжаете это наблюдение за дыханием, которое Будда называет Випассана или Анапанасати-йога, - если вы продолжаете наблюдать и наблюдать за ним, постепенно вы будете видеть, что остановка увеличивается и становится больше. В конце концов происходит так, что остановка длится минуты.

Вдох, и остановка... и в течение минут выход не происходит. Все остановилось. Мир остановился, время остановилось, думание остановилось - так как там, где остановилось дыхание, думание невозможно. А когда дыхание останавливается на минуты, думание совершенно невозможно, так как мыслительный процесс нуждается в постоянном притоке кислорода. Ваш мыслительный процесс и дыхание взаимозависимы.

Когда вы рассержены, у вашего дыхания один ритм, когда вы сексуально возбуждены, у вас другой ритм дыхания. Когда вы счастливы - один ритм дыхания, когда печальны - снова другой ритм. Ваше дыхание изменяется с каждым настроением. И обратное также истинно - когда меняется дыхание, меняется и настроение. И когда останавливается дыхание, останавливается и разум.

В остановке разума останавливается весь мир, так как разум - это мир. И в этой остановке вы узнаете впервые, что есть дыхание внутри дыхания, жизнь внутри жизни. Этот опыт освобождает. Этот опыт делает вас бдительными по отношению к Богу. А Бог - это не личность, а опыт жизни самой по себе. Ум так и не был найден. Те, кто искали, всегда находили, что есть "не-ум".

Випассана - несколько технических советов

Найдите удобное место, где можно сидеть 45 - 60 минут. Помогает, если вы будете сидеть ежедневно в одно и то же время и в одном и том же месте, и это место не обязательно должно быть тихим. Поэкспериментируйте, пока не найдете положение, в котором вы чувствуете себя лучше всего. Вы можете сидеть раз или два в день, но не сидите раньше, чем через час после еды и за час до сна. Важно сидеть с прямой спиной и головой. Ваши глаза должны быть закрыты, насколько это возможно. Скамеечка для медитаций , или стул, или подложенные подушки помогут. Тут нет специальной дыхательной техники; обычное, естественное дыхание - как раз то, что нужно. Випассана основана на осознавании дыхания, так что нужно наблюдать за каждым вдохом и выдохом там, где ощущение чувствуется вами наиболее ясно - в носу, или в области желудка, или солнечного сплетения.

Випассана - это не концентрация, и она не является объектом наблюдения за дыханием в течение всего часа. Когда возникают мысли, чувства или ощущения, или вы ощутите звуки, запахи или дуновение снаружи, просто позвольте вниманию обратиться на них. Все, что приходит, может рассматриваться, как облака, проплывающие в небе - вы к ним не привязываетесь и не отвергаете. Когда появляется выбор, за чем наблюдать, возвращайтесь к осознанию дыхания.

Помните, ничего особенного не должно происходить. Здесь нет ни успеха, ни поражения - так же, как и достижений. Здесь нечего выражать или анализировать, но мысли могут приходить о чем угодно. Вопросы и проблемы можно видеть просто как тайны, которыми наслаждаются.

Есть еще один способ осознавать дыхание: когда вы вдыхаете, ваш живот начинает подниматься, с выдохом, ваш живот снова начинает опускаться. Таким образом, второй способ - это осознавать живот: его поднимание и опускание. Просто осознавание поднимания и опускания живота... а живот очень близок к источнику жизни, потому что ребенок соединен с материнской жизнью через пупок. За пупком - его жизненный источник. Таким образом, когда живот поднимается, это в действительности энергия жизни, источник жизни, поднимается и опускается с каждым дыханием. Это также не сложно, и, возможно, даже проще.

Ночью, когда вы спите - вы не дышите грудью, вы дышите животом. Вот почему ночь приносит такое расслабление. После сна, утром, вы чувствуете себя таким свежим, таким юным, потому что вы всю ночь дышали естественно...

Ходьба-Випассана

Это медленная обычная ходьба, основанная на осознавании стоп, касающихся земли. Вы можете ходить по кругу или по прямой - 10-15 шагов вперед и назад, внутри или снаружи помещения. Глаза должны смотреть вниз на землю, на несколько шагов вперед. Во время ходьбы внимание должно быть направлено на то, как каждая стопа касается земли. Если возникает что-либо постороннее, перестаньте уделять внимание стопам, посмотрите, что еще привлекает ваше внимание, а затем возвращайтесь к стопам. Эта техника такая же, как и во время сидения, но основной объект наблюдения другой. Вы можете ходить так 20 - 30 минут.

Подобным образом можно осознавать любые движения тела, ума, сердца

Во время ходьбы, вы должны идти осознанно. Двигая рукой, вы должны двигаться осознанно, точно зная, что вы двигаете рукой. Обычно вы двигаете ею безо всякого осознавания, механично... на утренней прогулке, вы можете идти не осознавая ваших стоп.

Осознавайте движения вашего тела. Во время еды осознавайте движения, необходимые для того, чтобы есть. Принимая душ, осознавайте прохладу, приходящую к вам, воду, падающую на вас и невероятную радость от этого - просто осознавайте. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

И так же с умом. Какая бы мысль не проходила на экране вашего ума, просто будьте наблюдателем. Какая бы эмоция не проходила на экране вашего сердца, просто оставайтесь свидетелем - не вовлекайтесь, не идентифицируйтесь, не оценивайте, что хорошо, что плохо; это не часть вашей медитации.

Таковы эти три способа . Подойдет любой. И если вы хотите выполнять два способа вместе, вы можете делать два способа вместе, тогда усилие станет более интенсивным. Если вы хотите выполнять сразу все три способа, вы можете выполнять все три способа вместе. Тогда возможности проявятся быстрее. Но это все зависит от вас, что вам кажется проще. Запомните: легкое - правильно.

Когда медитация укоренится, и ум станет тихим, эго исчезнет. Вы будете, но не будет ощущения "я". Тогда двери открыты.

Просто ждите с любящим стремлением, с приглашением в сердце, это великое мгновение - величайшее мгновение в жизни любого - просветление. Оно придет... Оно непременно придет. Оно никогда не задерживалось ни на единое мгновение. Как только вы правильно настроились, оно внезапно взрывается в вас, трансформирует вас. Старый человек умер, и новый человек пришел.

О подъеме энергии, который часто чувствуют люди, начинающие выполнять Випассану

Во время Випассаны иногда может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тихи и энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем. Такое случается.Вот почему люди - особенно буддийские монахи, которые делали Випассану годами - много не едят. Им это не нужно. Они едят только раз в день - и то очень скудную пищу и в малом количестве; вы в лучшем случае назовете это завтраком... и только один раз в день. Они не спят много, но они полны энергии. И они не отшельники - они тяжело работают. Это не так, будто они не работают. Они колют дрова и работают в саду, в поле, на ферме, они работают целый день. Но с ними что-то произошло, и теперь энергия не рассеивается.А поза сидения - очень хорошо способствует сохранению энергии. Поза лотоса, в которой сидят буддисты, такова, что все конечности тела встречаются - нога на ноге, рука на руке. Это точки, откуда выходит и утекает энергия, так как для того, чтобы происходила утечка, нужно нечто заостренное. Потому-то мужской половой орган заострен, он должен терять массу энергии. Он почти что предохранительный клапан. Когда внутри вас слишком много энергии, и вы с ней не можете ничего поделать вы высвобождаете ее сексуально.Из вашей головы не высвобождается никакой энергии. Природой она была сделана круглой. Мозг никогда не теряет никакой энергии, он сохраняет, так как он - самый главный центральный управляющий вашего тела. Он должен быть защищен - и он защищен круглым черепом.Энергия не может стекать с какого-либо круглого предмета. Вот почему все планеты - Земля, и Солнце, и Луна, и звезды - все круглые. Иначе они бы утратили энергию и умерли. Когда вы сидите, вы становитесь закругленными: рука касается другой руки. Потому, если одна рука высвобождает энергию, она дает ее другой руке. Нога касается другой ноги, и, сидя таким образом, вы становитесь почти круглым. Энергия движется внутри вас. Она не выходит наружу. Вы ее сохраняете, вы мало-помалу становитесь озером. Постепенно вы почувствуете наполненность в области живота. Вы можете быть пустым, вы могли не поесть, но будете чувствовать некую наполненность. И возросшую чувствительность. Но это добрый знак, очень добрый знак. Наслаждайтесь этим.
Никогда не будьте мазохистомНе мучайте себя во имя чего бы то ни было. Люди себя очень много мучали во имя религии, а это имя настолько прекрасно, что вы можете мучить себя очень долго.Так что помните - я учу счастью, а не мучениям! Если вы временами чувствуете, что что-то становится тяжелым, это должно быть изменено. Вы должны много раз изменяться. Мало-помалу вы дойдете до точки, в которой никакие изменения не нужны. Тогда что-то станет абсолютно удобным - не только для разума, для тела, но и для души.
/Ошо. "Оранжевая книга"/

см. также
Ошо о випассане Гоенко
- Випассана по Гоенке - отчет участника (Флорида)

Медитация продолжается один час и состоит из двух стадий. Первые 45 минут сидения и 15 минут медленной естественной ходьбы. Вы можете оставаться сидеть в продолжении всего часа, если вам хочется.

Первая стадия: 45 минут

Найдите удобное положение сидя. Вы можете менять свое положение, если это необходимо, двигаясь медленно и осознанно. Во время сидения ваши глаза закрыты.

Суть Випассаны в том, чтобы наблюдать и принимать все, что происходит. Пока вы сидите, главным объектом наблюдения будет поднятие и опускание живота, в месте чуть выше пупка, порожденное естественным дыханием. Это не техника концентрации, так что во время наблюдения за дыханием многие другие вещи будут отвлекать вас. Ничто не является помехой в Випассане, она включает в себя все: мысли, суждения, чувства, ощущения тела и впечатление от внешнего мира. Наблюдайте за всем, что приходит и мягко, как только будет возможность, возвращайтесь к дыханию. Помните, что важен процесс наблюдения, и не так важно, что именно вы наблюдаете.

Во время сидения до вашей головы могут дотронуться специальной палкой Випассаны. Это поможет вам быть бдительным и даст дополнительную энергию и поддержку для наблюдения.

Вторая стадия: 15 минут

Теперь главным объектом наблюдения становятся ощущения стоп, касающихся земли при ходьбе. Ваше внимание может отвлекаться посторонними вещами. Замечайте, что происходит, и при каждой возможности мягко возвращайте ваше внимание обратно к стопам, касающимся земли.

Держите глаза опущенными, глядя на несколько шагов вперед. Это медленная естественная ходьба, примерно в два раза медленнее вашей нормальной скорости.