Как делать обеденный намаз девушке. Как читать намаз? Пример чтения намаза для начинающих женщин (текст, фото, видео). Порядок выполнения утреннего намаза

  • Дата: 06.04.2023

Тот, кто собирается прочитать намаз, должен быть не оскверненным, то есть у него должно быть полное омовение и малое омовение . Если у вас его нет - нельзя читать намаз. Еще, должны быть выполнены условия намаза . Только после этого женщина и мужчина может встать на намаз.

Видео обучение по чтению намаза для женщин

Данное видео, иншаАллах, поможет вам понять что и как делается. Подробное текстовое описание ниже.

Основная наша задача - что бы могли научится читать намаз начинающие женщины. Именно для них мы постарались вкратце и в понятном виде написать порядок. Там необходимый минимум, можно сказать. А для тех, кто хочет подробнее тонкости узнать - мы скрыли дополнительную информцию в "подробнее".

Намаз для начинающей женщины из 2 ракатов

Утренний намаз-фаджр состоит из 2 ракатов. Еще двухракатный намаз используется в дополнительных молитвах. Как правильно делать намаз из двух ракатов женщине? Правила выполнения этого намаза одинаковы для всех мусульман. Единственное, что отличаются лишь положения рук и ног в намазе. Чтобы правильно совершать намаз, женщиненеобходимо знать не только как произносятся на арабском дуа и суры, но и понимать их смысл. Внизу будет приведена схема выполнения намаза с переводом смыслов на русский язык. Желательно выучить чтение сур и дуа с учителем арабского языка или слушать правильное аудио воспроизведение. Очень важно - правильное произношение слов. Для того чтобы намаз смогла выполнять начинающая женщина при написании сур и дуа использован русский алфавит, но к сожалению такое написание не передает правильность произношения.

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется«тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .

Порядок выполнение полуденного намаза

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется «тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .
Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:

اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيا وَالْمَماتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسيحِ الدَّجّالِ

«Аллаhумма инни а‘уз у бика мин ‘аз аби джаhаннама ва мин ‘аз абиль-кабри ва мин фитнатиль-махья валь-мамати ва мин шарри фитнатиль-масихи-ддаджжали».

(О Аллах! Я ищу помощи и спасения у Тебя от мучений Ада, и от могильных мук, от заблуждений жизни и смерти и от зла смуты ложной мессии даджала).

15. Заключительный «Салям» .

Завершая намаз, обязательно произнести «Ас-Саляму ‘аляйкум» , но рекомендуется сказать:

اَلسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ

«Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh» , повернув голову сначала направо, затем налево. Произнесением этих слов заканчивается полуденный намаз .

Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов

Послеполуденный и ночной намазы выполняются так же, как и полуденный. В намерении следует указать, что выполняется обязательный послеполуденный (или ночной) намаз. В первых двух ракаатах ночного намаза мужчинам рекомендуется после суры «Аль-Фатиха» короткую суру читать вслух. Это разрешено и женщинам, если рядом нет посторонних мужчин.

Порядок выполнения вечернего намза

Три ракаата вечернего намаза выполняются так же, как и первые три ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный вечерний намаз. После второго суджуда третьего ракаата выполняются пункты 14 и 15 .

Порядок выполнения утреннего намаза

Два ракаата утреннего намаза выполняются так же, как и первые два ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный утренний намаз.

После второго суджуда второго ракаата выполните пункты 14 и 15 . Также после произнесения «Раббана лякаль-хамд» , выпрямившись после поясного поклона (в и‘тидале) второго ракаата, рекомендуется прочитать дуа «Кунут».

"Передано имамами ан-Навави и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек и попросил: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я не могу обучиться чтению Корана. Научи меня тому, что заменит чтение Корана». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Скажи: субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар, валя хавля валя куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым»."
"В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»".

"При чтении «Салавата» в «Ташаhhуде» обязательных намазов слово «саллим» не произносится. «Ташаhhуд» читается без этого слова."

"Произнеся «Салям» и поворачивая голову вправо, желательно мысленно приветствовать всех верующих (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас. Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите «Салям», при этом мысленно делаете намерение приветствовать всех верующих, находящихся по левую сторону от вас."

Вопрос совершения полуденной молитвы после пятничной задается достаточно часто, вызывая много разногласий. Что же делать человеку, который не обладает исламскими знаниями?

В подобных случаях мы должны обращаться к людям, которые передали знания – имаму аш-Шафии ,имаму ан Навави , ибн Хаджару аль-Хайтами, аль-хатыбу Шарбини, Ар-Рамали и другим (да смилуется над ними всеми Аллах), так как

"كل خير في التباع من سلف و كل شر في ابتداع من خلف"

"все хорошее заключается в следовании предкам, а все плохое появляется в результате следования за людьми, привносящими недозволенные новшества".

Теперь попытаемся разъяснить, почему же необходимо совершать полуденную молитву после пятничной?

Во-первых : совершалась ли полуденная молитва после пятничной во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и праведных халифов?

Нет, так как были все необходимые условия для совершения джума-намаза. Но когда Пророку (мир ему и благословение) приходилось выезжать в поход со сподвижниками, то им не приходилось совершать пятничную молитву из-за отсутствия условий.

Во-вторых : мы прекрасно знаем, что для совершения какого-либо дела существуют условия, и, конечно же, для пятничной молитвы тоже есть свои условия.

Давайте посмотрим на условия, изложенные в книге ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфату-ль-мухтадж» , согласно мазхабу имама аш-Шафии . Почему мы ссылаемся на эту книгу? Потому что ибн Хаджар является одним из самых достоверных людей, на книги которого ссылаются последователи шафиитского мазхаба. Он написал шарх – разъяснения для книги «Минхад ат талибин» , автором которой является великий ученый имам ан-Навави .С его книг выносятся в первую очередь фетвы.

)و لصحتها مع شرط) أي شروط (غيرها) من الخمس (شروط) خمسة:

)أحدها: وقت الظهر) بأن يبقى منه ما يسعها مع الخطبتين. قال أنس رضي الله عنه : " كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يصلي الجمعة حين تميل الشمس. رواه أحمد و البخاري و أبو داود و الترمذي.

" Для действительности пятничной молитвы, помимо совершения обязательных молитв, необходимо выполнить еще пять условий:

1. Времени пятничной молитвы хватило на две хутбы (проповеди) и на совершение намаза. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 334).
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк совершал пятничную молитву, когда солнце отклонялось с зинита сторону запада». (Хадис передан Ахмадом, аль-Бухари, Абу Давудом и ат-Тирмизи) ".

)الثاني: أن تقام في خطة أبنية) (أوطان المجمعين) المجتمعة بحيث تسمى بلدا أو قرية واحدة للإتباع و الدليل ما رواه عبد الرزاق عن علي موقوفا:" لا جمعة و لا تشريق إلا في مصر جامع"

2. Пятничная молитва должна совершаться в границах построек коренных жителей, собравшихся в одном месте так, чтобы это можно было назвать городом или селом. Абду-р-Раззак передал от Али: пятничная молитва не совершается нигде, кроме как в городе или селе. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибну Хаджара аль-Хайтами стр. 335) . Имеется ввиду, что пятничная молитва не совершается вне населенного пункта .

)الثالث :أن لا يسبقها و لا يقارنها جمعة في بلدتها) مثلا و إن عظمت لأنها لم تفعل في زمنه

صلى الله عليه و سلم ولا في زمن الخلفاء الراشدين"تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص 336

3. В одном населенном пункте для совершения пятничной молитвы, необходимо собираться в одном месте. Если пятничная молитва будет совершаться в разных местах в одном населенном пункте, без какой либо нужды, то в таком случае пятничная молитва считается действительной, только в той мечети, в которой его совершили раньше. Если не известно в какой мечети вступили раньше в пятничную молитву, то в таком случае обязуется для всех совершить и обеденный намаз после пятничного намаза.

)الرابع: الجماعة) ... (و شرطها) أي الجماعة فيها (كغيرها) من الجماعات كالقرب و نية الإقتداء ... (و) اختصت باشتراط أمور أخرى منها (أن تقام بأربعين) و إن كان بعضهم صلاها في قرية أخرى ..... (مكلفا حرا ذكرا) ..... (مستوطنا) ...... (لا يظعن شتاء و لا صيفا إلا لحاجة) "تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص338

لما رواه أبو داود: "الجمعة حق واجب على كل مسلم في جماعة..."

4. Пятничный намаз должен совершаться коллективно. Здесь соблюдаются все условия коллективной молитвы, как и в других обязательных намазах (близость к имаму, намерение следовать за имамом и так далее).

Помимо этого есть еще дополнительные условия: совершение пятничной молитвы совершеннолетними (достигшими 14,5 лет), свободными (не рабами) мусульманами (не менее сорока человек), являющимися коренными жителями этого населенного пункта, которые не покидают его ни зимой, ни летом без необходимости . («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 338) .

و سيعلم مما يأتي أن شرطهم أيضاً أن يسمعوا أركان الخطبتين و أن يكونوا قراء أو أميين متحدين فيهم من يحسن الخطبة، فلو كانوا قراء إلا واحدا منهم لم تنعقد بهم الجمعة كما أفتى به البغوي "تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص 340

Еще одно условие пятничной молитвы – минимальное необходимое количество молящихся (40 человек) должно слышать все составные части обеих хутб, и уметь правильно читать суру «аль-Фатиха» и «ат-Ташаххуд», то есть, «ат-тахият». Допускается, чтобы все читали с ошибками (но с одинаковыми!). При этом должен присутствовать хотя бы один, умеющий читать хутбу. Если же из 40 человек 39 будут грамотными и один неграмотным, то пятничная молитва будет недействительной. Такое решение (фетву) вынес Багави . («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 340) .

)الخامس: الخطبتان) لما في الصحيحين أنه صلى الله عليه و سلم لم يصلي الجمعة الا بخطبتين ...... "تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص 342

5. Следующим условием является совершение двух хутб. Следуя хадису, приведенному в достоверных книгах хадисов Бухари и Муслима, Пророк (мир ему и благословение) не совершал никогда пятничную молитву без их чтения. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 342) .

Если хоть одно из этих пяти условий отсутствует, или мы сомневаемся в них, то пятничная молитва недействительна. Например, мы точно не знаем, в какой из мечетей молитву начали раньше, или не уверены, началась ли она одновременно, или сомневаемся, что совершена она с сорока мусульманами- коренными жителями, умеющими правильно читать суру «аль-Фатиха» и «ат-Ташаххуд» («ат-тахият»), то мы подобны людям, не совершившим пятничную молитву, ибо для этого не были соблюдены соответствующие условия.

Последним решением имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) указал, что, если нет сорока человек, отвечающих предписанным условиям, необходимо совершить дополнительную обеденную молитву.

И, соответственно, ее мы совершаем не как шестую обязательную, а лишь для уверенности, так как все намазы, совершаемые во время какой-то молитвы, не являются шестым и седьмым фарзом. Доказательством этого служат два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

أنه صلى الله عليه و سلم "صلى الصبح فرأى رجلين لم يصليا معه، فقال: "ما منعكما أن تصليا معنا ؟" قالا : صلينا في رحالنا ، فقال:"إذا صليتما في رحالكما ثم أتيتما مسجد جماعة فصلياها معهم، فإنها لكما نافلة"

Однажды Пророк (мир ему и благословение) совершил утреннюю молитву и, заметив двоих, не совершивших ее, спросил: «Что заставило вас не совершать со мной намаз?». Они ответили, что уже совершили молитву дома. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хоть вы и совершаете молитву дома, а затем придете в мечеть, где совершают молитву коллективно, поэтому совершите ее вместе со всеми – для вас это желательно» .

و قد جاء رجل بعد صلاة العصر إلى المسجد، فقال عليه السلام: "من يتصدق على هذا فيصلي معه؟" فصلى معه رجل. رواهما الترمذي و حسنهما "إعانة الطالبين" ج2 ص9

Как-то некий человек пришел в мечеть уже после того, как мусульмане совершили предзакатный намаз, и Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку, совершив с ним намаз?». И тогда какой-то мусульманин совершил намаз вместе с пришедшим еще раз.

Однажды великого учёного шафиитского мазхаба шейха ар-Рамли , написавшего шарх для книги «Минхаджу-талибин» , попросили высказаться о человеке, сказавшем: «Вы, шафииты, пошли против Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), потому что Всевышний обязал совершать пять обязательных молитв, а вы совершаете шесть, совершая дополнительно полуденную молитву после пятничной» .

Ар-Рамли ответил, что этот человек – лживый заблудший невежда, и если он уверен, что шафииты обязуются совершать шесть обязательных молитв, согласно шариату, то он впадает в неверие (куфр), и с ним нужно поступать, как с отступившими от религии (муртаддами). Если нет, то выпороть так, как он этого заслуживает, чтобы это послужило уроком для него и для остальных, которые говорят подобное.

«Мы не говорим об обязательности шести молитв» , продолжил Ар-Рамли , «но совершение полуденной молитвы после пятничной считаем обязательным, если не знаем, в какой из мечетей пятничную молитву начали раньше. У нас (шафиитов) есть условие – без надобности не совершать пятничную молитву более чем в одной мечети, и мы знаем, что там никакой необходимости нет. Следовательно, те, кто не уверены в том, прошла ли их пятничная молитва с соблюдением всех условий, обязаны совершить полуденную, ибо они подобны людям, не совершившим пятничную молитву. И не скажет ни один человек плохо об имамах мазхабов, кроме как Всевышний не разгневается на него» . («Фатху-ль-΄аллям» Мухаммада ΄Абдуллаха аль-Джордани, том 3, стр. 39) .

Если кто-то совершил молитву и потом усомнится, что пропустил хотя бы одно условие, то он обязан повторить молитву, и она не будет считаться шестым фарзом. Даже если усомнится не один раз, то каждый раз обязан совершить молитву заново, пока не будет уверен в соблюдении всех условий.

Что же говорят о совершении полуденной молитвы после пятничной в других мазхабах? Ведь некоторые, выходя из мечети, ссылаются на то, что они последователи других мазхабов, к примеру, Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах), и вызывают сомнения у людей в том, что делает имам.

فالمالكية يقولون:

إذا تعددت المساجد فلا تصح الجمعة إلا في المسجد القديم، و هو ما أقيمت فيه الجمعة أولا أي: فمن صلى في غيره لم تصح و عليهم الظهر.

По мазхабу имама Малика :

Если мечетей будет несколько, то пятничная молитва будет считаться в той, в которой она была совершена впервые. Следовательно, пятничная молитва, совершенная в другой мечети, будет считаться недействительной, и совершившие ее, обязаны совершить полуденный намаз .

و قال الحنابلة:

تصح الجمعة في عدة مساجد إذا كان التعدد لحاجة، فإن كان لغير حاجة صحت فيما أذن فيه الإمام، أو صلى فقط، و إلا صحت السابقة يقينا إن علمت و إلا وجب عليهم كلهم الظهر.

По мазхабу имама Ахмада бин Ханбала :

Пятничная молитва в нескольких мечетях будет считаться действительной, если она совершается в них по необходимости (то есть, в другой мечети совершают намаз только в том случае, если первая заполнена). В противном случае она будет считаться действительной только в той мечети, где разрешил имам, или там, где он сам ее совершает. А если нет прямого указания имама, то пятничная молитва будет считаться действительной в той мечети, где ее начали первыми с уверенностью в этом, а если не уверены, то все обязаны совершить дополнительно полуденную молитву.

و قال الحنفية:

إن تعددت الجمعة في مساجد لا يضر و لو سبق أحدهما؛ و لكن الأحوط صلاة أربع ركعات بنية ظهر. و الأفضل أن تكون في بيته لئلا يعتقد العوام فرضيتها، فإن تيقن سبق جمعة أخرى كانت هذه الصلاة واجبة و إن شك كانت مندوبة.

По мазхабу имама Абу Ханифа :

Если пятничная молитва будет совершаться в нескольких мечетях, то в этом нет ничего страшного, даже если в одной мечети совершать молитву раньше, чем в другой. Но в этом случае для уверенности будет лучше совершить еще 4 ракаата с намерением полуденной молитвы. И лучше ее совершить дома, чтобы рядовые мусульмане не посчитали ее совершение обязательным. Но если точно узнают, что в другой мечети пятничную молитву начали раньше, совершение полуденной молитвы станет обязательным, а если будут сомнения, то ее совершение будет желательным.

Кто же более знающ – мы или ученые-богословы? Если для нас недостаточно того, что решили они, к чему вообще говорить о них, тогда мы должны считать их неучами! Если мы называем себя шафиитами, то разве не должны мы прислушиваться к слову имама аш-Шафии и следовать за ним?

Было бы легче и лучше научить каждого, кто обязан совершать пятничную молитву, правильному чтению суры «аль-Фатиха», тем более, что это является обязательным.

Если сорок совершеннолетних мусульман умеют читать суру «аль-Фатиха» и молитву «ат-Ташаххуда» по правилам чтения Корана, и если пятничная молитва в селе или городе совершается в одном месте, тогда не будет и споров о совершении полуденной молитвы.

Разве нам не должно быть стыдно, если в каждом населенном пункте нет таких сорока человек?!

В селении Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан жил ученый Тахир-хаджи. В течение тридцати лет он был сельским имамом. Обучил по книге «Махалли» четыреста учеников. Но и тогда говорил: «До сих пор у меня остались вопросы, в которые я до конца не смог вникнуть». В то время село было одним из самых крупных в Дагестане, но и в тамошней мечети после пятничной молитвы совершалась полуденная.

Как-то к ним пришел ученый-мужаввид из селения Буртунай Казбековского района по имени Хайбула с целью обучить чиркеевских детей чтению Корана по правилам таджвида и махраджа. Образовалась хорошо подготовленная община (джама΄а). Спустя некоторое время, прочитав пятничную проповедь, Тахир-хаджи сказал: «Теперь у нас достаточно людей и большая, сильная община. Отныне после пятничной молитвы мы можем не совершать полуденную». После этого полуденную молитву больше не совершали.

И если даже для Тахира-хаджи, преподавшего уроки по фикху из «Махалли» четыремстам ученикам, оставались непонятными некоторые места в этом труде, то какими должны быть сегодня мы?! Сподвижник ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не раз повторял: «Тот, кто говорит, что он знающий, является невежественным человеком».

Из всего вышесказанного следует, что в Дагестане или других местах, придерживающихся шафиитского мазхаба, необходимо совершать полуденную молитву, если есть сомнения в соблюдении хотя бы одного условия совершения пятничной молитвы.

Да одарит Всевышний разумом всю умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что бы следовать за знающими людьми! Амин.

Намаз является важнейшей формой поклонения в исламе. Это по сути один из 5 столпов, на которых держится данная религия. Во сколько обеденный намаз, утренний и вечерний - знает каждый мусульманин. Ежедневно они совершают его несколько раз.

О происхождении

Выясняя, что такое намаз у мусульман, нужно учитывать, откуда произошло данное слово. Оно обладает персидскими корнями. Переводится как «молитва» либо «место для совершения молитв». Такое название распространилось по всему тюркскому миру. Арабы стали использовать термин «салят». Он переводится аналогичным образом.

О правилах

В Коране Всевышний возглашает: «Совершайте намаз». Каждую из 5 молитв, включая обеденный намаз, отличают свои особые характеристики. Так, каждой молитве отводится строго свое время.

Главная единица в молитве - это ракаат. Он является циклом совершения нескольких действий. При этом произносятся суры и дуа, они сменяют друг друга в определенном порядке.

О требованиях

Чтобы совершить, к примеру, обеденный намаз, мусульманину нужно выполнить несколько условий. Так, он в обязательном порядке должен предварительно принять веру. Не мусульманам обеденные намазы совершать запрещено. Несмотря на это, представителям других религий, атеистам вменяется в качестве греха их пропуск.

В случаях, когда человек долгий период оставался приверженцем другой религии либо был атеистом, с момента, когда он приходит к исламу, соблюдение строгого времени намаза в мечети является для него обязательным.

Вторым требованием является достижение совершеннолетия. В данном случае имеется в виду не юридическая дееспособность, а момент, когда человек созревает в половом плане. И это время у каждого человека индивидуально.

Третье требование заключается в психическом здоровье человека. Если же он обладает каким-либо отклонением, то освобожден от следования графикам намаза. Помимо этого, важно, чтобы он находился в состоянии ритуальной чистоты. До молитвы ему нужно выполнить омовение - тахарат.

Об обязанностях

Для всех остальных существуют строго установленные графики намаза. Обязанностью каждого мусульманина является совершение молитв по всем правилам. Однако правилами в исламе допускаются отклонения от графика по причине форс-мажорных ситуаций. Из-за них верующий может отложить осуществление намаза.

Перед тем как читать обеденный намаз, нужно произнести шепотом либо про себя намерение. Нужно молиться лишь в чистой обстановке и в чистой одежде. Чтобы молиться, имеет смысл переодеться. Помимо этого, во время совершения как женского намаза, так и мужского, нужно прикрыть несколько частей тела - аурат.

Тут подразумеваются «срамные» для ислама места на теле. Отпуская молитвы, нужно поворачиваться лицом к Каабе. Она находится в Мекке. В то же время исключения из данного правила имеются. К примеру, если время обеденного намаза настигло человека в общественном транспорте, он может не поворачиваться к Каабе.

О действиях

Любой намаз - идет ли речь о фардах, ваджибах, суннатах либо нафль-намазах - сформирован из ряда последовательных действий, которые повторяются. Каждый намаз, включая обеденный намаз в пятницу, делят на периоды - ракааты. Они представляют собой строго определенные последовательности телодвижений и фраз. Начинают их, стоя слушая чтение Корана. Далее кланяются в пояс, а затем, выпрямляясь, встают, принимая вертикальную позицию. Далее снова совершают земной поклон. Его повторяют дважды. Каждый второй ракаат заканчивают сидением для чтения ташаххуда. Число периодов у обеденных намазов для женщин, для мужчин, у утренних молитв, вечерних различается.

Для женщин

Если речь идет о намазе для женщин, нужно учитывать, что им не нужно оглашать азана и икамата. Помимо этого, они молитвы не отпускают всем коллективом. Представительница женского пола старается каждую молитву отправлять дома, а не в мечетях. На пятничный намаз женщина также не приходит. В то же время она может участвовать в коллективных молитвах на территории дома, находясь сзади мужчин.

До начала отправления молитв представительница женского пола должна убедиться в том, что все части ее тела, за исключением кистей рук, ступней, покрывает непросвечивающая, плотная одежда. Также важно убедиться в том, что прикрыты волосы, а запястья не будут обнажаться во время этого ритуала.

В случаях, когда во время отпускания молитв по меньшей мере четвертая часть ее тела окажется открытой, она может произнести 3 раза «Субъаналлах», что займет около 6 секунд. После этого намаз будет считаться недействительным. После того как человек убедился в том, что каждое условие намаза выполнено, он готов его совершить.

Подробнее о процедуре

Намерение является мысленной готовностью произвести какие-либо действия. Важно осознать, что человек собирается отпустить молитву. Нужно мысленно продумать, какая именно молитва будет совершена. В противном случае намаз действительным не считается.

Намерение должно звучать в голове до того, как человек начнет отпускать молитву. Важно встать прямо, глазами смотреть туда, куда будет опускаться лоб при земном поклоне. Не рекомендуется наклонять голову и опускать подбородок на грудь.

Представительницы женского пола обязуются ставить ноги близко друг к другу. Колени их должны соединяться. Между ними не должно оставаться много пространства. Запрещено отпускать молитвы, будучи одной в одежде, которую женщина бы не надела на публике.

О начале молитвы

Подняв ладони к кибле, мусульманки приступают к произнесению первых такбиров - «Аллаху Акбар». По сути, это является началом молитвы. Вплоть до ее завершения женщина не может выйти из нее, пока не доведет до конца.

Совершив такбир, женщина складывает свои руки на груди. Она кладет правую руку на пальцы левой. Ей нет необходимости складывать руки на пупке, подобно представителям мужского пола. Не нужно ей и шевелиться, если в том не возникает необходимости. Ей нужно лишь стоять спокойно - чем тише, тем лучше.

Когда хочется почесаться, делать это нужно только в крайних случаях, затрачивая как можно меньше сил и времени. При этом стоять нужно прямо, а вес равномерно распределить на 2 ноги. При этом важен взгляд прямо перед собой, его не нужно отводить, смотреть по сторонам. В данном положении прочитывают вступительные дуа «сана».

Далее женщина просит защиты от шайтана. После этого она прочитывает басмалу. Далее она прочитывает суру «Аль-Фатиха», а завершает чтение, произнося «Амин». Произносят его несколько нараспев - растягивая «а» и «и».

В то же время важно отметить, что даже при тихой молитве нужно, чтобы человек сам себя слышал. Некоторые части намаза произносятся достаточно тихо. «Чтение» лишь в мыслях, без участия речевого аппарата, фактически означает недействительность намаза.

Вслед за сурой «Аль-Фатиха» читают следующую. При этом нужно прочесть как минимум 3 коротких аята либо заменить их одним длинным. Длинный аят равен по длине трем коротким. Чаще всего, когда человека обучают намазу, ему дают короткие суры, которые перечисляются в конце Корана.

Вторую суру прочитывают лишь в первых 2 ракаатах. В намазе витр вторую суру читают в каждом ракаате. Все эти отрывки приведены непосредственно в самом Коране. Оттуда их и берут. Когда заканчивается чтение суры, мусульманки произносят такбир - «Аллаху Акбар», а затем кланяются в пояс - руку.

Отличия полов

В руку представительницам женского пола нет необходимости вытягивать спину, подобно мужчинам. Не нужно кланяться настолько же низко, насколько делают это мужчины.

В положении руку представители мужского пола обхватывают пальцами колени, в то время как женщине достаточно положить руки на колени таким образом, чтобы пальцы оказались на близком расстоянии друг от друга. То есть между ними должно оставаться пространство. Помимо этого, представительницам женского пола необязательно сохранять ноги в прямом положении. Вместо этого они могут сгибать колени несколько вперед.

Что касается мужчин, для них правила иные - им нужно держать руки в стороны от боков. Женщины же руки прижимают к бокам. Взгляд в этот момент должен быть направлен на ступни.

При нахождении в позиции руку нужно трижды восхвалить Аллаха, произнеся «Субхана роббияль-азым». Это переводится как «Великий Господь не имеет недостатков». Говорится данная фраза ровным и спокойным тоном.

При выпрямлении нужно сказать «Сами аллаху лиман хамидах», это нужно говорить до тех пор, пока тело снова не примет полностью вертикальное положение. Когда человек окончательно выпрямляется, он говорит «Роббана уа лякаль-хамд».

В таком положении не нужно класть руки на грудь, их нужно опустить по бокам. Нужно в обязательном порядке для этого полностью выпрямиться. Взгляд должен быть направлен в место совершения саджда. То же касается и стояния - кыяма.

За этими действиями следует земной поклон. Совершая его, мусульманки произносят «Аллаху Акбар». Мужчинам важно не опускать торс до того, как на полу окажутся оба колена. Для женщин данное правило не писано - они могут сразу опускаться в поклон.

При этом представительницам женского пола нужно совершать поклон таким образом, чтобы живот прижимался к бедрам, а руки - к бокам. Помимо этого, им нужно оставить ноги на полу, складывая их по правую сторону.

Мужчины не должны опускать руки на пол, делая поклон. Однако женщинам, напротив, нужно класть всю руку. Опустившись в такое положение, нужно трижды сказать «Субхана роббияль-аля». Важно при этом соблюдать спокойствие и не торопиться.

Совершив первый поклон, следует усесться левым бедром на пол, а затем произнести «Аллаху Акбар». При этом нужно выпрямляться, складывая ноги по правую сторону от тела, левую ногу кладя на голень правой. Важно учитывать, что совершать второй земной поклон, не выпрямляясь, нельзя.

Далее необходимо класть ладони, пальцы прижимая друг к другу. Нужно сложить их таким образом, чтобы между ними не оставалось свободного пространства. Взгляд при этом направляется на колени. В таком положении нужно пробыть на протяжении времени, достаточного для произнесения «СубханаЛлах». Полный перечень всех действий содержится в Коране.

О пятничном намазе

Джума-намаз является обязательной массовой мусульманской молитвой. Производят ее в пятницу, находясь на полуденной молитве в мечети. То, как правильно совершать Джума-намаз, написано в Коране.

Обязанности

Данную молитву в обязательном порядке отправляют мужчины, уже достигшие совершеннолетия. Представительницам женского пола она является желательной, но выполнять ее условия необязательно. То же касается физически немощных людей. На данный момент богословы указывают на то, что женщинам посещать коллективные намазы нежелательно, а это требование целиком и полностью распространяется на пятничные намазы. Каждому, кто принял ислам, запрещается прекращать данную молитву, не имея к тому веского повода. Но если речь идет о стихийных бедствиях - морозах, угрозах схода лавин, ливнях - то отправлять молитву не обязательно.

О порядке совершения

Еще до молитвы важным условием является омовение мусульманина. Ему нужно подстричь ногти, надев чистую и праздничную одежду. Имеет смысл воспользоваться духами. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты, которые обладают острыми запахами - чеснок, лук и так далее.

До начала молитвы произносят второй азан, читают проповедь - хутбу. Она делится на 2 части. Между ними рекомендуется ненадолго присесть. Уже затем верующие вместе с имамом приступают непосредственно к намазу. При этом совершение молитвы в пятницу наделяет правом не совершать намаз в полдень.

О действительности

Нужно помнить о строгости правил в мусульманстве для того, чтобы молитва считалась действительной. Так, намаз должен быть прочитан на территории крупных населенных пунктов. В каждом населенном пункте для совершения Джума-намаза нужно собираться в одно место. Но если мусульмане на одной территории совершали данный намаз в разных местах, действительным из них будет считаться только один - тот, который был отправлен раньше остальных.

Чтобы проводить имам обязуется получить разрешение местных властей. Важно, чтобы время отправления молитвы совпало со временем полуденного намаза. Нужно, чтобы на проповеди побывал хотя бы 1 здравомыслящий мужчина. Мечеть, в которой происходит намаз, должна оказаться открытой для каждого. Исключением являются здания, которые закрываются исходя из соображений безопасности.

О нежелательных действиях

Помимо вышеперечисленных запретов, имеется ряд действий, которые совершать не запрещено. Однако допускать их крайне не рекомендуется. К данному перечню относят опоздания в мечети. Мусульмане всегда должны стремиться добираться до мест совершения молитвы заблаговременно.

Это относится ко всем видам религиозных ритуалов, которые прописаны в Коране, совершаются в мечетях. Все дело в том, что опоздавший человек будет мешать тем, кто уже начал совершать намаз, внимание верующих на мгновения будет переключаться на него. Пришедшему позже остальных нельзя ни в коем случае занимать место в первых рядах, перешагивая через мусульман. Нельзя ходить между рядами и доставлять неудобство кому бы то ни было. Помимо этого, во время проповеди категорически запрещается разговаривать, отвлекать окружающих. Запрет данного рода вступает в силу, как только имам восходит ко своему месту, с которого и зачитывает текст своей проповеди.