Из какого дерева посох белого старца. Аршан: Белый Старец или в гостях у Деда Мороза. Традиции и поверья

  • Дата: 30.01.2024

Сагаан Убгэн, так его называют буряты, является хранителем жизни и долголетия, а также одним из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Другие традиционные эпитеты Белого старца - Старый владыка, Белый старец Вселенной. Во как! И в связи с этим, его игнорировать ну никак нельзя.)

Белый старец родился стариком, т. к. его мать отказала подать воды бурхану. Бурханы прогневались и запечатали её чрево на сто лет. Вот такие дела.

Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара. Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост. Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу Сином. У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне.

А ещё Белый Старец - традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца.

Интересна история конкретно этой статуэтки. Она самая настоящая, вывезли её из Бурятии предположительно в 30-е годы прошлого века. Настолько чтили этого буддисткого святого. Потом она оказалась в Непале. Но непальские ламы сказали, что Старец "просится" на родину и перевезли его в Монголию. Какое-то время Старец находился там. Но и монгольские ламы посчитали, что Сагаан Убгэн не нашёл своего места. И около шести лет назад ламы и шаманы Монголии привезли её в Аршан. Здесь она на своём месте, считают они.

Если вы внимательней вглядитесь в статуэтку, то удивитесь тому, что черты лица у него не манголоидные, ни разу. Буряты же отождествляют Белого Старца с православным Николаем Угодником.
"Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун»."

Так что считайте, что мы побывали в гостях у самого Деда Мороза. Вот где настоящие его владения! А нам сказки про Лапландию, да про Вологду рассказывают.)) Или у него там филиалы расположены...

Все мы немного язычники... В буддистской мифологии почетное место занимает Дух земли Белый Старец, оставшийся еще от язычества. Он хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне

Будучи в Агинском дацане я сняла этот барельеф

"Новый год в Бурятии немыслим без образа и участия Белого старца - мудрого покровителя людей и животных, с каждым годом все более и более становящегося непременным атрибутом и хозяином Сагаалгана. На наших глазах происходит процесс становления новой традиции, и мы на вопросы друзей из других регионов говорим просто: «А это наш Дед Мороз». Между тем этот милый седобородый старец старше и грознее античного Рима и его легендарных легионов.

Белый старец (Сагаан убген - Cagaan ebugen) является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов. В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».
Как показывает само имя - Белый старец, он представляется и появляется в молитвах и призываниях монголов всегда в образе старого человека, одетого в белое, с белыми волосами и бородой, который опирается на посох с навершием дракона. На его присутствие в добуддийских верованиях монгольских народов указывает монгольский термин «ebugen», который означает «старик», «старейшина», но многими исследователями интерпретируется как «родовой предок», «родоначальник».
Наименование «cagan» (сагаан) - «белый», «седовласый» - указывает на то, что Белый старец - это добрый, благодетельный хозяин земли, родовой предок, покровитель. В настоящее время скульптурное изображение Белого старца, находящееся в Иволгинском дацане, расположено в весьма почетном правом углу алтарного ряда. Танка Белого старца также является частью внутреннего убранства Агинского дацана. Композиции Белого старца в Кижингинском и Цугольском дацанах располагаются на северной стороне цокчен-дацана.



На танка (буддийская икона на ткани) рядом с пещерой Белого старца, как правило, изображены дикие животные и птицы (олени, волки, тигры, лебеди, журавли), в скульптурных вариантах наряду с ними изображаются и домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, верблюды). Их наличие особенно подчеркивает роль Белого старца как покровителя животных.

В бурятской традиции Белый старец выступал подателем плодородия, особенно покровительствовал земледелию: «Белый старец следит, чтобы дожди шли в надлежащее время, чтобы урожай зерновых, плодов и ягод был хорошим, поэтому его очень почитают, про него говорят: «Белый старец, умножающий хорошее».

Посох Белого старца можно соотнести с Мировым древом. Так формируется устойчивый семантический комплекс: корни дерева - нижний мир - предки рода - истоки новой жизни (потомки). В то время как корни и крона связаны с ситуацией перемены, ствол дерева служит олицетворением стабильности.

Это символ живущего ныне поколения и в то же время - символическая и реальная опора. Посох Белого старца, украшенный головой дракона, обычно соотносится с посохом шамана, который украшен головой коня и используется как магический жезл. Белый цвет во многих архаичных культурах соотносится с солнцем, как один из его атрибутов. «У бурят непосредственных данных о солярнолунарном культе сохранилось немного, но осталась вера в священность и магическую значимость белого цвета». С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия: белый цвет означал радость, белый смех - смех доброты и дружелюбия и т.д.

В любом традиционном обществе человек, доживший до преклонного возраста, последние годы проводил в новом статусе. Старик - хранитель жизненного опыта - как бы переходил в категорию предков. Это подтверждается тем, что по верованиям бурят только «умершие
естественной смертью уходят к предкам, а те, у которых души были похищены посланцами Эрлик-хана (т.е. умершие раньше положенного срока), попадают в царство Эрлик-хана».

Отметим, что Белый старец - это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств - эти черты в его облике периферийны. Встретив Белого старца в праздничные дни, необходимо отнестись к нему с почтением, рассказать, что прошедший год прожит не зря, за что в наступающем году Белый старец щедро одарит здоровьем, любовью близких и материальным благополучием.

Элеонора Неманова,
к.и.н., этнограф.

Как-то мне в руки не случайно попало изображение белого старца. Я увидел его в сновидении, а потом просто не мог не приобрести его в продаже через несколько дней в одном эзотерическом магазине. Наконец я докопался до хорошей статьи про этот образ. И вот что о нём пишут:


Новый год в Бурятии немыслим без образа и участия Белого старца - мудрого покровителя людей и животных, с каждым годом все более и более становящегося непременным атрибутом и хозяином Сагаалгана. На наших глазах происходит процесс становления новой традиции, и мы на вопросы друзей из других регионов говорим просто: «А это наш Дед Мороз». Между тем этот милый седобородый старец старше и грознее античного Рима и его легендарных легионов.

Белый старец (Сагаан убген - Cagaan ebugen) является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов. В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».

Как показывает само имя - Белый старец, он представляется и появляется в молитвах и призываниях монголов всегда в образе старого человека, одетого в белое, с белыми волосами и бородой, который опирается на посох с навершием дракона. На его присутствие в добуддийских верованиях монгольских народов указывает монгольский термин «ebugen», который означает «старик», «старейшина», но многими исследователями интерпретируется как «родовой предок», «родоначальник».

Наименование «cagan» (сагаан) - «белый», «седовласый» - указывает на то, что Белый старец - это добрый, благодетельный хозяин земли, родовой предок, покровитель. В настоящее время скульптурное изображение Белого старца, находящееся в Иволгинском дацане, расположено в весьма почетном правом углу алтарного ряда. Танка Белого старца также является частью внутреннего убранства Агинского дацана. Композиции Белого старца в Кижингинском и Цугольском дацанах располагаются на северной стороне цокчен-дацана.

На танка (буддийская икона на ткани) рядом с пещерой Белого старца, как правило, изображены дикие животные и птицы (олени, волки, тигры, лебеди, журавли), в скульптурных вариантах наряду с ними изображаются и домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, верблюды). Их наличие особенно подчеркивает роль Белого старца как покровителя животных.

В бурятской традиции Белый старец выступал подателем плодородия, особенно покровительствовал земледелию: «Белый старец следит, чтобы дожди шли в надлежащее время, чтобы урожай зерновых, плодов и ягод был хорошим, поэтому его очень почитают, про него говорят: «Белый старец, умножающий хорошее».

Посох Белого старца можно соотнести с Мировым древом. Так формируется устойчивый семантический комплекс: корни дерева - нижний мир - предки рода - истоки новой жизни (потомки). В то время как корни и крона связаны с ситуацией перемены, ствол дерева служит олицетворением стабильности.

Это символ живущего ныне поколения и в то же время - символическая и реальная опора. Посох Белого старца, украшенный головой дракона, обычно соотносится с посохом шамана, который украшен головой коня и используется как магический жезл. Белый цвет во многих архаичных культурах соотносится с солнцем, как один из его атрибутов. «У бурят непосредственных данных о солярнолунарном культе сохранилось немного, но осталась вера в священность и магическую значимость белого цвета». С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия: белый цвет означал радость, белый смех - смех доброты и дружелюбия и т.д.

В любом традиционном обществе человек, доживший до преклонного возраста, последние годы проводил в новом статусе. Старик - хранитель жизненного опыта - как бы переходил в категорию предков. Это подтверждается тем, что по верованиям бурят только «умершие
естественной смертью уходят к предкам, а те, у которых души были похищены посланцами Эрлик-хана (т.е. умершие раньше положенного срока), попадают в царство Эрлик-хана».

Отметим, что Белый старец - это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств - эти черты в его облике периферийны. Встретив Белого старца в праздничные дни, необходимо отнестись к нему с почтением, рассказать, что прошедший год прожит не зря, за что в наступающем году Белый старец щедро одарит здоровьем, любовью близких и материальным благополучием.

Элеонора Неманова,
к.и.н., этнограф.


Белый старец, Цагаан Убэгэн

Впервые услышал, что Белого старца (Цагаан Убэгэн - бурят-монг.) связывают с Пехаром, бонским божеством, приведённым к ваджрной клятве Падмасамбхавой. В частности, это делает Н.Л.Жуковская. Прчем, в Китае она связывает Белого старца с Шоу Сином, в Японии — с Фукурокудзю и Дзюродзином.

Тексты, посвященные Цагаан Убэгэну, свидетельствуют, что его чтут как покровителя богатства, счастья, удачи, семейного благополучия, как божество долголетия, плодородия, продолжения рода. В Монголии он — «хозяин скота», хозяин Земли и всего, что находится на ней, — камней, лесов, воды, трав, зверей; его называют хозяином духов-хозяев земли (сабдагов - тиб.), то есть ставят иерархически выше обычных монгольских духов-хозяев. В сутре из монастыря Гандан он действует как «давший обет помочь всем живущим». Об этой же функции Белого старца свидетельствует и сутра, опубликованная А.М.Позднеевым.



Пехар (Махапанчараджа, или Белый Брахма)

Учёные мыслят этот образ в процессе "возгонки" в пантеон буддизма. Меж тем, помня о том, что Кузнецов, исследуя связи реликтового, дозороастрийского маздаизма и прототибетской религии Юндрунг Бон, соотносил Пехара с Митрой маздаистов и Шенлха Одкаром (божеством-жрецом Белый свет) бонцев. С этой точки зрения нкакой "возгонки" нет и в помине,а есть наоборот - деградация образа от одного из трёх главных божеств Бон, бывших от сотворения мира, до главы сабдагов, духов-хозяев местностей.

Шенлха Одкар (Божество-жрец Белый свет)

Впрочем, учёные часто воспринимают всё слишком формально. Например, А.М.Позднеев отмечает: «Буряты-шаманисты убеждены, что православная церковь чествует Цагаан Убэгэна, объединяя личность последнего со святителем Николаем». В качестве одной из возможных причин этого ученый называет известное иконографическое сходство «маститых, убеленных сединами старцев» , одетых в длинные одежды, с посохом и архиерейским жезлом в руках. А Н.Л.Жуковская дополняет это сходство указанием на высокий лоб и белую бороду, а причину его видит в обычном внешнем заимствовании: «В период активной христианизации бурят во второй половине XVIII — начале XIX века, — пишет она, — популярный здесь образ Цагаан Убэгэна слился с популярным же образом православной церкви, каким был Никола Угодник». Меж тем все эти черты - непропорционально огромный шишковатый лоб, седины и посох с завитком вполне являются чертами даосского китайского небожителя, и даже с намного большей вероятностью)).

В истории религий мы имеем дело больше с процессами дегенерации образов, нежели наоборот. Так что восхождение Белого старца в буддийский пантеон, по моему мнению, доказывает, что он не связан с образом Пехара. Тем более, что последний был введён в пантеон Защитников Дхармы в совсем другой истории - Падмасамбхавой, а не Буддой Шакьямуни, как в истории с Белым старцем.

Ну, стоит тогда уже привести краткий текст дхарани-сутры Цагаан Убэгэна:

Сутра о Белом Старце (Цаган-эбугэн’у судур орошиба)

[Текст восстановлен по репринтному изданию: Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Элиста, 1993]

Я слышал, что говорили так. В одно время всесовершеннейший Будда с Анандою и приемлющими жертву в чашу, с главнейшими из бодхисаттв и хувараками, проходил у горы, которая называлась Чжимисту-ой [плодовитый лес], и в это время увидел одного старца, достигшего уже до пределов человеческой жизни: волосы и борода его были совершенно белые, он был одет в белую одежду и держал в своей руке посох с наконечником, изображающим драконову главу. Такого старца увидел Будда и спросил его: "Зачем в одиночестве живешь ты у горы?"

Всесовершеннейший Будда, - отвечал старик, - я жил на этой горе, и выше меня было небо, а внизу мать утугэн [земля]. Я повелитель диких зверей, ядовитых змей, людей и животных, гениев земли и воды, хранителей царств. Как ни свирепы гении 24 стран, - я могу управлять ими. На горах я - владыка гор, я владыка земли, я владыка воды; в храмах я владыка пространства, на котором помещаются священные книги; в городах я владыка места, на котором стоит город. Я в точности знаю добродетели и грехи людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моем ведении. Я даю счастье совершать добродетельные дела; поступки добродетели и греха, основы благих дел, почтительность к родителям, веру в три драгоценности, все это рассеиваю я, ниспускаясь первого и 15-го числа каждого месяца; а в день мыши ниспускаются вместе два докшина, черный горный демон, повелитель привратников ада и владыка огня: они подробно и без пропусков описывают все дурные и добрые деяния, которые сделали люди, я же принимаю эту запись. Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения к трем драгоценностям, всех тех и обо веем том небесные гении записывают. Потом я, вместе с докшинами земли и воды, владыками несчастных дней, девяти звезд пяти свирепых галабов, с владыками земли и владыками вод, с владыками городов и местностей схожу и таковых греховных существ предаю чертям, принадлежащим к 100 различным родам, навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии как дождь. Обманы, невыгоды, порчу в вещах, убытки, смерть и мучения - все это даю я.

На эту речь повелителя неба всесовершеннейший Будда сказал: "хорошо, хорошо!" и потом произнес, обращаясь к ученикам: «Дети высокородных, дайте клятву перед моим лицом в том, что вы будете охранять одушевленные существа и помогать им!»

Кто эту книгу перепишет, приобретет, покажет другим, или прочтет, заслуги того безгранично велики; а если кто прочтет ее семь раз, тот избавится от болезней. Так сказал Будда и произнес следующие тарни: «Ом-на-мо-са-лу-то-ма-дока-то-ло-то н ом-то-ло-то-ло дий-я-сва-ха-ха-ха-ха». Услышав эти тарни, все гении земли и воды возблагоговели пред Буддой и, сложив ладони, поклонились.

Сегодня образ белого старца — один из самых популярных фольклорных образов. Эта традиция выхода персонажа в массовую культуру произошла недавно.

У монгольских народов хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне.

Другие традиционные эпитеты Белого старца - Старый владыка (монг. Хөгшин богд ), Белый старец Вселенной (монг. Дэлхийн цагаан өвгөн ).

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Культ Белого Старца

Происхождение

В основе буддийского культа Белого Старца лежат культы природы древних народов Монголии и Китая; в частности, у бурят - культ старца Беки, исторически восходящего к культу огня.


National Library of Russia , Public Domain

Сообразуясь с широчайшей популярностью культа в монгольской среде, буддийская школа гелуг включила Белого Старца в собственный пантеон т. н. божеств местности (монг. газрын эзэн; савдаг ).


Резьба Санжи-Цыбик Цыбиков. Фото Мясникова Н.А. , CC BY-SA 3.0

Была составлена сутра, в которой описывается встреча Белого Старца и Будды Шакьямуни. В ней Белый Старец так описывает свои функции:

Я в точности знаю грехи и добродетели людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моём ведении…

Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения Трём драгоценностям… таковых греховных существ предаю чертям,… навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь. Обманы, невыгоду, порчу в вещах, убытки, смерть и мучение - всё это даю я.

Сутра Белого Старца

Запреты от Белого старца: убийство зверей, неуважение родителей, воровство, злословие.

Что наступает в случае нарушения запретов? Людям посылаются сотни разных злых болезней, дурные сны, «в таком обилии, как дождь», болезни домашнего скота.

Белый старец не даритель. Он появляется лишь тогда, когда запрет нарушается.

В монгольских буддийских монастырях изображение Белого Старца обычно ставят перед входом в храм, а на алтарях он занимает нижайшее место. Среди бурят Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем Угодником:

Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун».

Иконография

Первые изображения Белого старца появились в дацанах Монголии и Бурятии в начале XIX в.

Белый старец — чисто фольклорный персонаж. Ни танка, ни скульптурные изображения не существовало изначально внутри храмов. Как правило, располагались на внешней стороне зданий (ворота, под портиками).


Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

С начала XIX века в ряде дацанов Белого старца стало видно во внутреннем убранстве храмов, в алтарном ряду дацанов. Это были скульптурные композиции в монгольской или буддийской позе в окружении фигурок животных, диких зверей, птиц.

Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара.

Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост.


Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0

Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу Сином.

У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне. Все предметы и символы, окружающие Белого старца направлены на идею дарования плодородия и долголетия.

egov-buryatia.ru , CC BY-SA 3.0

Фотогалерея















Полезная информация

Белый Старец (монг. Цагаан өвгөн; калм. Цаһан өвгн; бур. Сагаан үбгэн)

Убэгэн - родоначальник, старик, старейшина, родовой предок.
Сагаан - белый, верховный.

Общее значение Сагаан Убэгэн - добрый, благодетельный родовой предок -покровитель.

Традиции и поверья

Белый Старец - традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником .

Белый Старец называется также Хозяином года (монг. Жилийн эзэн); так, день зимнего солнцестояния - 22 декабря - считался днём его перекочёвки.

Одно из поверий называет Старца покровителем сайгаков; запрещалось стрелять в сайгаков, если они стоят в куче: тогда их доит Белый Старец.

В Монголии обителью Старца считается гора Сонгино-Хайрхан близ Улан-Батора; образ Белого Старца, едущего на быке, составляет герб одноимённого столичного района.

Увидеть Белого старца

Где можно увидеть изображение Белого старца?

В собрании Эрмитажа 10 изображений Белого старца.

Легенда о Белом старце

Белый старец родился стариком, т.к. его мать отказала подать воды бурхану. Бурханы прогневались и запечатали ее чрево на сто лет.

Обряд почитания

Конкретный обряд почитания Белого старца проводится в День мыши - день осеннего солнцестояния.

Многие восточные буряты проводили главные обряды, символизирующие конец года осенью, когда много молока, в период изобилия.

Бурятский Дед Мороз

Заслуженный артист РФ Бочиктоев Д. Д. уже несколько лет играет образ Белого старца в рамках федеральной программы "Сказочная Россия".

Белый старец стал в современной трактовке Дедом Морозом по функции. Хамбо лама Д. Аюшеев самолично дал разрешение на использование образа.