История о том, как Ан-Ну’ман стал Абу Ханифой. А ты знаешь, кто такой Абу Ханифа

  • Дата: 24.12.2023

Вопрос от Кодира:

Кто такой имам Азам?

Имам Азам Абу Ханифа является одним из четырех великих имамов-муджтахидов, и основателем ханафитского мазхаба. Его настоящее имя Нуман, а его отца звали Сабит. Имам Абу Ханифа родился в куфе в 80 году хиджры, а умер в 150 году хиджры в Багдаде. В 150 году хиджры в месяце Шабан (в мае месяце 767 года) он был коварно отравлен в тюрьме, куда был брошен по приказу аббасидского халифа Мансура.

Как мы уже сказали, имам АбуХанифа родился в 80 году хиджры (699 год) в Куфе, в богатой и религиозной семье. Будучи еще ребенком, Абу ханифа постоянно находился среди людей обладавших знанием, и именно тогда он имел возможность видеть нескольких сахабов, в частности Анаса ибн Малика.

В юности, наряду с получением знаний, он так же занимался и торговлей. Однако в последующие годы он полностью посвятил себя фикху. Он слушал хадисы приблизительно от четырех тысяч алимов. На протяжении двадцати восьми лет он изучал фикх у своего учителя Хаммада ибн Сулеймана.

Затем, после смерти своего учителя, в возрасте сорока лет он по просьбе своих друзей и учеников, занял место своего учителя и приступил к преподаванию фикха, а затем основал собственную систему фикха.

Его собрание фактически представляло собой академию фикха, в которой обучались ученики из Ирака, Хорасана, Харезма, Туркистана, Ирана, Йемена и других мест. Уроки проводились в форме дискуссий, и в такой форме решались самые трудные вопросы. Среди его учеников были воспитаны очень известные факихи. Самыми известными из них были: имам Абу Юсуф, имам Мухаммад и имам Зуфер. Эти люди приложили огромные усилия к тому, чтобы систематизировать Ханафитский мазхаб.

Имам Азам в совершенстве обладал знаниями тафсира, хадиса, келяма и других религиозных наук, благодаря этим знаниям, он участвовал во многих диспутах с мутазилитами, хариджитами, Кадаритами и Шиитами. Так же имам Азам был известен своей скромностью, степенностью, и богобоязненностью. Он не принимал ни от кого подарков.

Сообщается, что однажды халиф Мансур отправил ему в качестве подарка десять тысяч дирхемов, но он не принял их. Когда посланец халифа пришел к нему, он не открыл ему дверь. Тогда посланец халифа оставил эти деньги на пороге дома и ушел. Перед своей смертью в своем завещании имам Азам приказал своему сыну вернуть эти деньги тому человеку, который их принес.

Халифа Мансур предложил имаму Абу Ханифе занять пост главного кады (судьи), но Абу Ханифа не принял этого предложения, по той причине, что став главным судьей, он был бы вовлечен в политику, и не смог бы заниматься своей научной работой. Когда халиф спросил у него, почему он не принял его предложения стать главным кады, имам Азам ответил: «Я не достоин быть главным кады, поэтому будет неправильно, если ты назначишь меня на эту должность». Халиф снова спросил: «Почему?».

Имам Азам ответил: «Если я честный человек, то эта должность мне не подойдет. Если же я лжец, то лжец не может быть судьей».

Однако халиф Мансур продолжал настаивать. Когда же имам Абу Ханифа в очередной раз отказался от этого предложения, халиф Мансур запретил Абу Ханифе вести преподавательскую деятельность, и бросил его в тюрьму, где имама Абу Ханифу били плетями. Так же в одном из риваятов передается, что там он был отравлен. Когда его здоровье совсем испортилось, он был освобожден из тюрьмы. После освобождения он прожил совсем не долго, и умер в возрасте семидесяти лет.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Вероубеждение имама Абу Ханифы

I . Высказывания имама Абу Ханифы о единобожии

Первое: вероубеждение имама Абу Ханифы относительно единобожия, разъяснение шариатского способа приближения к Аллаху (ат-тавассуль аш-шар’ийй ) и недействительность еретического способа приближения к Аллаху (ат-тавассуль аль-бид’ийй ):

Второе: высказывания Абу Ханифы, касающиеся утверждения качеств Аллаха, и опровержение джахмитов :

II . Высказывания имама Абу Ханифы о предопределении

III . Высказывания имама Абу Ханифы о вере

Я (т.е. Абдуррахман аль-Хумеййис – прим. переводчика) говорю: высказывание Абу Ханифы о том, что вера не увеличивается и не уменьшается, связано с его определением имана, как подтверждение сердцем и утверждение языком. Подтверждение же имана делами он не включил в определение сущности веры. Это мнение Абу Ханифы отличает его воззрения относительно веры от воззрений остальных имамов Ислама: Малика, аш-Шафии, Ахмада, Исхака, аль-Бухари и др. Истина же в этом вопросе как раз на их стороне. Что касается данного высказывания Абу Ханифы, то оно далеко от истины, однако в любом случае он (как муджтахид – прим. переводчика) получит награду от Аллаха. В то же время Ибн Абд аль-Барр и Ибн Абу аль-Изз привели сведения, из которых можно сделать вывод, что позднее Абу Ханифа отказался от своего мнения. А Аллаху об этом ведомо лучше .

IV . Высказывания имама Абу Ханифы о сподвижниках

V . Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии

Один человек спросил Абу Ханифу: «Какое у тебя мнение о том, что люди стали вводить в речь такие понятия, как “акциденция” (аль-а’рад ) и “объектность” (аль-аджсам )?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар ), следуй путем праведных предшественников (салаф ) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а )» .

Таковы высказывания и убеждения Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах, по вопросам, относящимся к основам религии, а также его отношение к каламу и к тем, кто им занимается.

Сура «Ограды», аят 180.

«ад-Дурр аль-Мухтар», 6/396-397.

«Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа», стр. 234; «Итхаф ас-Сада аль-Муттакын», 2/285; комментарий аль-Кари к «аль-Фикх аль-Акбар», стр. 198.

Имам Абу Ханифа и Мухаммад бин аль-Хасан порицали, если человек в своей мольбе говорил: «О, Аллах! Поистине, я прошу Тебя ради величия Твоего Трона» из-за отсутствия шариатского текста (ан-насс ), который разрешал бы это. Что касается Абу Йусуфа, то он разрешал поступать так, опираясь на хадис, в котором сообщается, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обращался к Аллаху с такой мольбой: «О, Аллах! Поистине, я прошу Тебя ради величия Твоего Трона и ради неиссякаемой милости, исходящей из Твоего Писания». Этот хадис аль-Байхаки приводит в книге «ад-Да’ават аль-Кябира». Он также приводится в книгах «аль-Бинайа» (9/382) и «Насб ар-Райа»(4/272).

Однако цепочка передатчиков (иснад ) этого хадиса содержит три серьезных недостатка:

  1. Дауд бин Абу Асим не слышал хадисы от Ибн Масуда;
  2. Абдулмалик бин Джурайдж является фальсификатором (мудаллис ), передававшим отосланные хадисы.
  3. Амр бин Харун был обвинен во лжи.

Исходя из этого, Ибн аль-Джаузи сказал: «Вне всякого сомнения, данный хадис является выдуманным, а его иснад – дефектным, как вы видите сами» («аль-Бинайа», 9/382). Более подробно см. «Тахзиб ат-Тахзиб» (3/189), (6/405), (7/501) и «Такриб ат-Тахзиб» (1/520).

«ат-Тавассуль ва аль-Василя», стр. 82. См. также комментарий к «аль-Фикх аль-Акбар», стр.198.

Прим. переводчика: джахмизм – одно из направлений калама, последователи которого причисляют себя к мусульманам, однако исповедуют еретические взгляды в отношении к вере и к прекрасным именам и качествам Аллаха. Основателем этой школы был аль-Джахм б. Сафван, известный как Абу Мухриз. Его деятельность привлекла к себе внимание богословов в 102 году хиджры. Он полностью отрицал свободу воли, первым начал распространять еретические воззрения о сотворении Корана и полностью отрицал божественные качества. Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Фактически, они отрицают и Его прекрасные имена, потому что понимают их в переносном смысле. Джахмиты также считают, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора. Они также считают, что вера не состоит из убеждения, слова и деяния. Джахмиты говорят, что вера – это знание об Аллахе, а неверие – это незнание о Нем. При этом они полагают, что если человек познал Аллаха, а затем отрекся от Него на словах, то он остается верующим. Они также считают, что вера у всех одинаковая – от пророков до рядовых мусульман. Джахмиты также отрицают многие события, которые произойдут в Судный день. Они не верят в Мост (ас-сырат), который будет проложен между хребтами Ада, не верят в Весы, отрицают возможность лицезреть Аллаха, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они также отрицают высокое местонахождение Аллаха и повторяют слова пантеистов о том, что Аллах Своей сущностью находится среди творений. Воззрения джахмитов опровергали многие авторитетные мусульманские богословы, среди которых можно выделить Ахмада б. Ханбаля, Ибн Кутейбу, ад-Дарими, Ибн Таймиййу и др.

Прим. переводчика: кадариты – представители еретического направления, название которого произошло от арабского слова «аль-кадар» («предопределение», «мера»). Это направление возникло во второй половине I века по мусульманскому летоисчислению. Кадариты утверждали, что человек является творцом своих действий и совершает свои поступки без воли на то Всевышнего Аллаха. Основателями этой школы были Мабад аль-Джухани, распятый по приказу халифа Абд аль-Малика в 80 году хиджры, а также его ученик Гейлан ад-Димашки, также распятый после отсечения рук и ног по приказу халифа Хишама. Учение кадаритов о свободе воли формировалось под влиянием христианской среды, и упомянутые выше основатели этой школы не были арабами. Кадариты проповедовали, что человек сотворен уже со свободной волей, а также отстаивали догмат о «божественной справедливости», утверждая, что нехорошее предопределение не может исходить от Аллаха. Позднее учение кадаритов было развито мутазилитами, которые не соглашались с тем, что их стали называть кадаритами. Свою позицию они обосновывали тем, что кадаритами следует называть тех, кто верит во влияние предопределения на человеческие деяния, а не тех, кто отрицает это влияние.

Прим. переводчика: мутазилиты («обособившиеся», «отделившиеся») – представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 годами хиджры. Воззрения этого толка были окончательно сформированы во времена мутазилита Абу аль-Хузейла аль-Аллафа и сводятся к следующим пяти положениям. Первое – справедливость (аль-адль ). Они считают, что божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Аллаха творить только добро и недопустимость нарушения Аллахом установленного порядка вещей. Это положение опирается на кадаритские представления о божественном предопределении. Второе – единобожие (ат-таухид ). Мутазилиты отрицают реальность и извечность божественных качеств. Они также отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Это положение сближает мутазилитов с джахмитами. Третье – обещание и угроза (аль-ваад ва аль-ваид ). Они считают, что если Аллах обещал ввести покорных рабов в Рай, а ослушников – в Ад, то ни заступничество пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, ни милосердие Аллаха не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Четвертое – промежуточное состояние (аль-манзила байна аль-манзилатайн ). Иногда это положение называют вопросом наименования и суждения (масалат аль-асма ва аль-ахкам ). Мутазилиты считают, что если мусульманин совершает тяжкие грехи, то он выходит из числа верующих, но не становится неверующим. Они называют его грешником (фасик ) и считают, что в Последней жизни его навсегда ввергнут в Ад. Пятое – повеление одобряемого и запрещение порицаемого (аль-амр би аль-маруф ва ан-нахьй ан аль-мункар ). Люди, являющиеся приверженцами Сунны и объединяющиеся вокруг нее (Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа ), также признают необходимость повеления одобряемого и запрещения порицаемого, однако их взгляды отличаются от мутазилитских убеждений. Во-первых, мутазилиты считают дозволенным открыто выступать против несправедливого правителя, даже если он является мусульманином. Во-вторых, они считают дозволенным воевать с оружием в руках против мусульман, которые не разделяют их взглядов.
Мутазилиты считают своими последователями только тех, кто признает эти пять основоположений, на основании которых они отрицают высокое местонахождение Аллаха. Некоторые из них считают, что Аллах находится повсеместно благодаря Своей власти. Такого мнения придерживались Абу аль-Хузейл, аль-Искафи, Мухаммад б. Абд аль-Ваххаб аль-Джуббаи. В то же время Хишам аль-Фаути, Ибад б. Сулейман и Абу Зуфр считали, что у Аллаха вообще нет места. Мутазилиты единодушны в том, что вознесение Аллаха на Трон следует трактовать как овладение Троном. Они также считают, что праведники не увидят Аллаха в Последней жизни. Рационалистические установки и ряд теолого-философских построений мутазилитов стали достоянием возникших впоследствии направлений калама – ашаризма и матуридизма.

«Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (2/427). Исследование д-ра ат-Турки «Джала’ аль-‘Айнайн» (стр. 368).

«Акыда ас-Салаф Асхаб аль-Хадис» (стр.42) и «аль-Асма ва ас-Сыфат» аль-Байхаки (стр.456). Аль-Кавсари об этом умолчал. См. также «Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (стр.245), хадисы и предания которого проверены на достоверность шейхом аль-Албани, и комментарий аль-Кари к «аль-Фикх аль-Акбар» (стр.60).

«аль-Фикх аль-Абсат», стр.51.

«аль-Фикх аль-Абсат», стр.56. Исследователь данной книги аль-Кавсари об этом умолчал.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

«аль-Фикх аль-Абсат», стр.56.

«аль-Акыда ат-Тахавиййа» с примечаниями шейха аль-Албани, стр.25.

Прим переводчика: необходимо отметить, что существуют и другие качества Аллаха, связанные с божественной сущностью. Например, величие (аль-изза ), мудрость (аль-хикма ), возвышенное положение Аллаха Своей сущностью над творениями (аль-улувв ), вознесение на Трон (аль-истива ), нисхождение на ближайшее небо (ан-нузуль ), Лик (аль-ваджх ), две Руки (аль-йадан ), два Глаза (аль-айнан ) и т.д.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

«аль-Фикх аль-Абсат», стр. 46. Подобные высказывания также передаются от шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи в «Маджму аль-Фатава» (5/48), Ибн аль-Каййима в «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 139), аз-Захаби в «аль-Улувв» (стр. 101-102), Ибн Кудамы в «аль-Улувв» (стр. 116), Ибн Аби аль-Изз бин Абд ас-Саляма в «Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (стр. 301).

Сура «Железо», аят 4.

«аль-Асма ва ас-Сыфат», стр.429.

«аль-Фикх аль-Абсат», стр.56.

Сура «Железо», аят 4.

«аль-Асма ва ас-Сыфат» (2/170).

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

Сура «Женщины», аят 164.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

«аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

«Калаид Укуд аль-Акйан» (каф –77–ба).

Основатель ханафитского мазхаба имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) родился в 80 (697г.) году по хиджре в городе Куфа. Его отец Сабит, встретившись в Куфе со сподвижником Пророка (мир ему и благословение) Али, получил для себя и своего ребёнка благословение.

Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.

В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху. В течение тридцати лет он ежедневно держал пост.

Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате)- вторую половину. В месяце Рамазан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.

Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада. Восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с шейхом. Абу Ханифа настолько уважал и любил своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома шейха Хаммада, хотя расстояние между их домами было семь улиц.

Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).

Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам (ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.

Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.

Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.

Как-то раз Абу Ханифа проходил по дороге и некий человек, указав на него, сказал другому: «Этот человек оживляет (проводит в поклонении) всю ночь», в то время как Абу Ханифа оживлял лишь пол-ночи, и с того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением и сказал: «Я стыжусь Аллаха, так как мне приписывали то, чего я не совершаю».

В 150 г. (767г.) из-за невыполнения приказа халифа Абу Джафара Мансура возглавить суд Абу Ханифа попал в тюрьму и был наказан ударами плети. Каждый день количество ударов увеличивалось на десять. В день, когда количество ударов достигло ста, он умер. На его джаназа-намазе (погребальной молитве) присутствовало около пятидесяти тысяч мусульман. В течение двадцати дней многие приходили и делали намаз около его могилы. В 150 году Хиджры после смерти великого имама Абу Ханифы, когда омыли его тело, увидели, что на лбу ясно проявились слова Всевышнего, смысл которых был таков: «О, спокойная душа, вернись к своему Господу, довольная Им и довольная собой, войди в Мое служение, войди в Мой Рай!».

На правой руке: «Входите в Рай за то, что вы совершали» , а на левой: «Поистине, совершающим благое Мы воздадим в полной мере».

На животе были слова: «И радует их Господь вестью о Своей милости и довольствии».

Когда его положили на носилки, послышался голос: «О, бдивший ночами длинными, много встававший на тахаджжуд (суннат-намаз), много постившийся! Даровал тебе Господь Дар-ус-салам (Рай)».

Когда его положили в могилу, опять послышался голос: «Благовония и блаженства в Раю «Наим».

Он покинул этот мир в Багдаде, там же находиться и его могила.

Хвала Всевышнему Аллаху, озарившему всеми благами людей, особенно защищающему религию Ислам и создающему все условия для этого. Одним из этих условий, сохраняющий Ислам, являются имамы, призванные пояснить религию, получившие научное и нравственное наследство Посланника Аллаха.

Предводителем этих имамов является Абу Ханифа. Имам Шафи‘и сказал об Абу Ханифе: «Ни один человек не достиг знаний, не воспользовавшись наукой Абу Ханифы, и ни одна женщина не родила сына, равного уму и пониманию Абу Ханифы».

Абу Ханифа является сыном Ну‘мана, сына Марзуба, чья родословная исходит от благородного рода персов. Считается, что происхождение рода Абу Ханифы идет из Кабула — столицы Афганистана. Дед Абу Ханифы Марзубан принял Ислам во время правления халифата Умаром. Приняв Ислам, он поселился в городе Куфа, что находится в Ираке.

Абу Ханифа родился в 80-ом году хиджры в городе Куфа. Внук имама Исмаил рассказал: «Мой дед Абу Ханифа родился в 80-ом году хиджры. Когда он родился, его отец Сабит отнес сына к халифу Али. Халиф прочитал дуа за младенца и его род».

Абу Ханифа был единственным ребенком в семье. Его отец имел лавку по продаже тканей и одежды, которая после отца досталась сыну. Еще в детстве Абу Ханифа выучил наизусть Коран, но присутствовать на маджлисах ему не удавалось из-за занятости в магазине.

В шестнадцатилетнем возрасте Абу Ханифа вместе с отцом отправился в паломничество и на зиярат к могиле Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Там он увидел одного шейха, вокруг которого собрались люди. От отца он узнал, что этот шейх — сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абудуллах ибн Аль-Харис. От того шейха Абу Ханифа услышал хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Все дела и земные блага того, кто займется изучением Ислама, Всевышний облегчит и защитит и ему Аллах даст пропитание оттуда, откуда тот и не ожидал получить». Причиной, побудившей Абу Ханифу заняться юриспруденцией (фикх) стал вопрос некой женщины о желательных действиях при разводе. Для ответа на этот вопрос он отправил ее к Хамаду, попросив затем пересказать ему получивший ответ. Ответ на тот вопрос звучал так: «Развод дают, когда женщина не находится в состоянии месячных, и после трех очищений от месячных она может выйти замуж за другого». Услышав этот ответ, Абу Ханифа стал усердствовать в изучении юриспруденции и активно посещал уроки Хамада бину Муслима.

Абу Ханифа учил наизусть все, что говорил учитель на уроке и отвечал таким образом. Видя старание ученика, Хамад во время урока в круг напротив себя сажал только его. Абу Ханифа оказывал почет учителю, выходил из дома с целью достичь знания у учителя, помогал во всем шейху, даже у себя дома, садясь, не направлял пятки в сторону дома учителя, после каждого намаза читал дуа за Хамада и его родителей. Таким образом, он учился у шейха Хамада(мир ему и благословение Аллаха) около восемнадцати лет, т.е. до смерти учителя. После смерти учителя все ученики согласились назначить преподавателем Абу Ханифу, который был достойным преемником шейха. Общее число учителей Абу Ханифы достигает до четырех тысяч. Из них семеро — сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), девяносто три — табиины, остальные — табиу-табиины.

За семидесятилетнюю жизнь он пятьдесят пять раз совершил паломничество (хадж).

Во время паломничества он встречался со многими алимами и охотно брал у них уроки. Алимы после написали целую книгу об учителях Абу Ханифы.

Имам же говорил, что все знания он получил от воздаяния хвалы Всевышнему, т.к. воздавал хвалу за каждый изученный пункт науки. Абу Ханифа имел около сорока учеников, достигших степени ижтихада. Каждый вопрос обсуждался с учениками. Иной раз на решение некоторых вопросов уходил и месяц. На основе такой точности и построен мазхаб этого великого имама. Если затруднялось решение по какому-либо вопросу, имам говорил, что это происходит от его грехов и каялся. Услышав это, Фузайл ибну Ияз сильно заплакал и сказал, что это от малочисленности грехов, никто другой не догадался бы покаяться. Всевышний возвеличил Абу Ханифу, дав ему способных учеников. Это Абу Юсуф, Мухаммад ибну Хасан, Зуфар, Давуд Таи, Асд ибн Амрин, Юсуф ибну Хамид, Яхя ибну Закария и др. Каждый из них стал великим ученым Ислама.

Сам Абу Ханифа о своих учениках сказал, что 26 из них достигли ступени кадия, т.е. (мужтахиды), восемь могут выносить фетвы, а двоих можно поставить над кадиями и муфтиями — это Абу Юсуф и Зуфар. Он очень уважал своих учеников, помогал им. За обучение не брал плату, а напротив, сам старался обеспечить нуждающегося ученика и его семью за время учебы. Когда ученик достигал степени алима, имам говорил: «Теперь ты приобрел большое богатство. Это умение различать халал и харам» (т.е. запретное и дозволенное).

Другой ученик Абу Ханифы, Хасан ибну Зияд, был очень беден. Он был единственным сыном в семье — остальные дети были сестры. Когда имам услышал, что отец забирает ибну Зияда с учебы, то он (имам) взял на себя обеспечение его семьи. А ученика наставил на изучение юриспруденции (фикх). Маккию ибн Ибрахим (один из учителей имама аль-Бухари) рассказал: «Я был торговцем, имам Абу Ханифа однажды пришел и сказал мне: «Я вижу, что ты занимаешься торговлей. Но, если не владеешь знанием, то в твоей торговле может быть многое, что его нарушает. Почему бы тебе не заняться изучением наук». Таким образом, имам не отставал от меня, пока я не стал изучать науку. Его баракатом я получил хорошие знания и состояние. Я после каждого намаза читаю дуа за него и его родителей». Многие алимы считают, что имам Абу Ханифа из поколения табиинов (последователей сподвижников), другие считают, что он из табиу-табиинов (последователи последователей).

Захаби пишет: «Абу Ханифа видел Анаса. Он последовал четырем сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), — это Анас ибну Малик, Абдулла ибну Абу Авфа, Сахль ибн Сад и Абу Туфайл Амир ибну Василат».

Абу Ханифа был чуть смуглым, среднего роста, худощавым, с симпатичным и привлекательным лицом, имел длинную бороду. Во всем был аккуратным. Говорил он очень красноречиво. Много использовал благовония. Его худоба была от долгого богослужения (ибадат). Сын Абу Ханифы Хамад рассказал: «Отец одевал хорошую и дорогую одежду. Этим он показывал благо Всевышнего и уважение к наукам, которыми сам владеет. Он ни к кому не обращался с просьбой, особенно к правителям».

В богослужении Абу Ханифу никто не мог опередить. Аль-Мувафак Маккию пишет, что Абу Ханифа знал Коран наизусть, перечитывал его тридцать раз в месяц, каждый день раздавал милостыню. Со слов Бакра ибну Маруфа Маккию передает: «Я был с имамом в пути и дома, т.е. много времени и я не видел человека, более старательного в ибадате, чем он. Он днем постился, ночи проводил в богослужении (бдении), много читал Коран, был приучен к поклонению, обучал наукам ради Всевышнего Аллаха». После этого Бакр признался, что не способен описать Абу Ханифу. Салим ибну Салим рассказал от мекканца, у которого в Мекке останавливался Абу Ханифа: «Однажды Абу Ханифа провел у меня шесть месяцев, и я не видел его ни лежащим, ни спящим, а все время в намазах или совершающим таваф (обхождение Каабы)».

Абдуллах ибн Мубарак рассказал, что, прибыв в Куфу, он спросил: «Кто лучше всех знает фикх?». Мне ответили: «Абу Ханифа». Я спросил: «Кто больше всех оторван от сего мира». Мне ответили: «Абу Ханифа». Я спросил: «Кто более праведен?» Мне ответили: «Абу Ханифа».

Мисар ибну Кидам рассказывал: «Когда мы с имамом шли по улице, он нечаянно наступил на ногу какого-то мальчика. Тогда мальчик обратился к имаму: «О имам, не боитесь ли Вы кары Всевышнего в Судный день?» Услышав этот вопрос, имам потерял сознание.

От Язида, сына Камита, рассказали: «Абу Ханифа был очень богобоязненным человеком. Однажды на ночном намазе муэдзин после «Алхама» прочитал суру из Корана «Землетрясение». Абу Ханифа в намазе находился за муэдзином. После намаза все разошлись, а имам не встал. Оставив его в таком положении, не потушив лампу, я ушел. Когда я пришел призывать к утреннему намазу, я нашел имама в том же положении, держась рукой за бороду. При этом он повторял: «О, дающий блага за благо равной и пылинке, О наказывающий за плохое, равное даже пылинке. Ты защити меня от огня Ада, и нрава приближающего меня к нему, Ты укрой своего раба в благах». Абу Ханифа проводил много ночей в богослужении. Он сорок лет совершал утренний намаз, будучи в омовении, сделанном еще для ночного намаза.

Имаму Абу Ханифе от отца в наследство достались двести тысяч дирхемов и много земель. Он же все это раздал во имя распространения науки. Свои расходы уменьшил до двух дирхемов в месяц. Дома у него не было ничего из утвари и мебели, кроме одной циновки на полу.

Халиф Мансур предложил Абу Ханифе стать кадием (шариатским судьей). Абу Ханифа ответил, что не способен к этой работе.

— Ты врешь, — сказал Мансур.

— Почему же вы лгуну предлагаете эту должность? — спросил Абу Ханифа.

Мансур посадил его в тюрьму и приказал наносить ежедневно по десять ударов розгами, дабы тот согласился занять пост кадия. Он так и не согласился и его перестали кормить. В ту еду, которую давали, размешали яд, вплоть до его смерти.

О смерти имама существует много разных версий. Истина же известна лишь Всевышнему Аллаху.

Когда Абу Ханифа понял, что наступил смертный час, совершил сужда (земной поклон Всевышнему), и в таком поклонении его душа покинула тело.

По завещанию имама, его похоронили в местности Хайразан. На его похоронах присутствовало более пятидесяти тысяч человек. Шесть раз совершили за него заупокойную молитву. Последним, совершил сын имама — Хамад. Умер Абу Ханифа в 150 году хиджры.

О книгах, приписываемых имаму Абу Ханифе (включая «Фикх Аль Акбар»), и разьяснение его истинной акиды!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молим о прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведёт Аллах по прямому пути, того никто не собьет, а кого Он сбил, того никто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник.

А затем:

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах уа баракятух! В связи с важностью данной темы, а также в связи с тем, что цитаты из этих книг, приписываемых имаму Абу Ханифе, разошлись по интернету, и используются как представителями различных течений для обоснования своих неверных воззрений, так и представителями ахли Сунна, необходимо разьяснение этого момента, а именно - непринадлежности этой книги одному из имамов ахли Сунна уаль Джамаа Абу Ханифе Ибн Нуману Ас Сабиту.

Заранее упредим протесты ханафитов, которые возможно скажут - «Как же так, эта книга признана в нашем мазхабе, и очень известна среди ханафитов?» Ответ будет таков: не всегда то, что известно, является достоверным, сколько известных среди простонародья хадисов является выдуманными, как например хадисы про большой и малый Джихад, или про то, что любовь к родине - часть веры, и так далее, не счесть им числа. Поэтому, известность не является аргументом на то, что какой то хадис или труд имеет достоверный иснад, тем более когда есть такие явные доводы, указывающие на обратное, как в случае с имамом Абу Ханифой, рахимахуЛлах.

Начнем того, что от Абу Ханифы передается 2 разных книги под названием «Фикх уль акбар», с разным содержанием и разным иснадом.

1. Первая из них - в современном изложении так и называется «Фикх уль акбар», и передается она от сына Абу Ханифы, Хаммада Ибн Аби Ханифы.

И в ней есть три проблемы, позволяющие сказать, что эта книга никак не может принадлежать имаму Абу Ханифе:

1. Иснад

Полный иснад этой книги выглядит так:

От Мухаммада Ибн Мукотиля Ар Рази, от Исома Ибн Юсуфа от Хаммада Ибн Аби Ханифы от Абу Ханифы.

И в этом иснаде большие проблемы с точки зрения достоверности

Начнем с передатчика Мухаммада Ибн Мукотиля Ар Рази.

Сказал о нем имам Аль Бухари: «Для меня лучше упасть с неба на землю, чем передавать от Мухаммада Ибн Мукотиля!» см. «Лисан Аль Мизан» Ибн Хаджара, 5/388

Сказал о нем Аз Захаби: «Слабый передатчик!» см. «Мугни фи дуафа», 2 /235

Cказал Ибн Хаджар Аль Аскалани: «Слабый передатчик» см. «Такриб», 2 /136

Затем, следующий перадатчик, Исом Ибн Юсуф Аль Бахли, он тоже слабый.

Сказал о нем Ибн Саад: «Был слабым в хадисе» см. « Мизан Аль И’тидаль», 3/67

Cказал о нем Ибн Ади: «Передавал от Саури и других хадисы, которые никто больше не передает!» см. «Камиль фи дуафа ар риджаль», 5/2008

Что же касается Хаммада Ибн Абу Ханифы, то многие ослабили его, как Ибн Ади, и Захаби, поскольку он был праведным человеком, однако с плохим запоминанием. (см. «Мизан аль Иттидаль», 1 - 590)

Однако даже если мы скажем что он приемлемый передатчик, то положение двух других передатчиков дозволяет утверждать, что данный иснад является очень слабым, и по одной этой причине предельно непозволительно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе.

2. Матн

Кроме этого, в самом тексте книги содержатся вещи, во первых, противоречащие акиде ахли Сунна, которую исповедовал Абу Ханифа, во вторых, поднимаются вопросы, и употребляются терминологии, которых не существовало во время жизни Абу Ханифы. Приведем пример.

Сказано в этой книге: «Он был, не прекращаясь, и не прекратится, со Своими именами и атрибутами - теми, которые относятся к Его сущности (сыфату затия), и теми, которые относятся к Его действиям (сыфату фи’лия)»

Предельно известно, что во время жизни Абу Ханифы (80-150 г.х.) не существовало такого разделения сыфатов Аллаха (на затия и фи’лия), и не приходит ни один асар от саляфов этой эпохи, чтобы кто то говорил так, а появилась эта терминология в третьем веке хиджры, и это указывает на то, что автор книги - не Абу Ханифа, а кто то из поздних.

И эти слова отчетливо указывают, что эта книга - фальсификация на Абу Ханифу, поскольку подобные утверждения о семи сыфатах - это мазхаб ашаритов, появившийся в третьем веке хиджры, через 100 лет после Абу Ханифы, а саляфы утверждали для Аллаха все сыфаты пришедшие в Книге и Сунне, а не только семь, которые доказываются разумом, как делают эти философы.

Предельно известно, что дискуссия о сотворенности произношения Корана произошла в третьем веке хиджры, в 218 году, между имамом Ахмадом и заблудшими джахмитами, и большинство ученых порицало вообще поднятие этого вопроса, а некоторые, как имам Бухари, разьяснили его, обьяснив, что Коран который Слово Аллаха - он не сотворен, будь он и читаемым, однако голоса рабов читающих его, из деяний рабов, а деяния рабов Аллаха сотворены. Однако это поздняя дискуссия, а у саляфов во времена Абу Ханифы этого вопроса также не существовало, что указывает на то, что эта книга не может принадлежать имаму Абу Ханифе.

Почитайте этот текст! Как будто вы читаете какой то текст из книг заблудших мутакаллимов типа Фахра Ар Рази, Абу Мансура Аль Багдади, и других! Все эти термины - аль джовхар, аль джисм, аль арод - пришли из греческих книг по философии когда они были переведены в более поздние века, а Абу Ханифа был имамом саляфом и не употреблял таких слов.

В этой книге есть еще много других подобных мест, однако мы не будем удлиннять текст их рассмотрением. Из этих фрагментов уже ясно, что матн этой книги также является приписанным Абу Ханифе.

3. Молчание учёных

И дополняет уверенности в том, что эта книга - выдумка на Абу Ханифу, то, что никто из ученых вплоть до позднего времени не упоминал этот труд, а каждый кто упоминал «Фикх Уль Акбар», говорил о другой книге в риваяте Абу Мутыг Аль Булхи, о которой мы поговорим ниже. Обратитесь к книгам «Хамавия аль кубра», 5/46 «Дар ат таруд бейна акль уа накль», 6/263, «Минхадж ас Сунна», 3/138, «Иджтима джуюш аль ислямия», 138, «Аль Улюв», 136, и другие книги, где хафизы Аз Захаби, Ибн Теймия, Ибн Каййим и другие упоминают книгу Абу Ханифы «Фикх аль акбар», и говорят что она передается от Абу Мутыг Аль Бульхы, но не один из ученых не упоминает эту книгу от Хаммада

Таким образом, становится ясным, что эта книга - подделка и приписана имаму Абу Ханифе поздними мутакаллимами.

2. Вторая из них - «Фикх уль акбар» в передаче от Абу Мутыг Аль Булхи, также известная под названием «Фикх аль абсат»

Передал ее Хусейн Ибн Али Аль-Кашгари, от Абу Малика Ибн Насира Аль Хатли, от Абу Хасана Али Ибн Ахмада Аль Фариса, от Насира Ибн Яхья, от Аби Мутыг Аль Бульхы.

Рассмотрим же ее передатчиков.

1) Хусейн Ибн Али Кашгари: упомянул его хафиз Аз Захаби и сказал про него: «Обвинен во лжи!» см. «Мизан Аль Иттидаль», 1/533

Cказал о нем Ибн Сам’ани: «Большинство его риваятов и хадисов - вымышленные!» см. «Аль Анасиб», 11/22

2) Абу Малик Ибн Насира Аль Хатли - не известный передатчик, нету у него биографии и не упомянут он в книгах передатчиков, и одного факта одного наличия неизвестного передатчика в иснаде достаточно, чтобы сказать о слабости перадаваемого!

3) Али Ибн Ахмад Аль Фарис - также неизвестный передатчик, не упомянуто для него биографии ни в одной книге передатчиков.

4) Насир Ибн Яхья Аль Бахли - также неизвестный передатчик, маджхуль, и не упоминается его биография нигде, кроме как в книге «Джауахир Мадия», и не говорится в ней о нем ничего, кроме года смерти.

5) Что же касается Абу Мутыг Аль Бульхы, то это слабый передатчик, бывший представителем заблудших течений джахмия и мурджия.

Приводится о нем от ученых: «Сказал о нем имам Ахмад: «Нельзя передавать от него ни слова!» . Сказал Абу Дауд: «Оставлены его хадисы, и был он джахмитом!» Сказал Яхья Ибн Муаин: «Он никто!» Сказал Ибн Хиббан: «Был из главарей мурджиитов, которые ненавидят Сунну и ее приверженцев!» см. «Мизан Аль Иттидаль», 1/547, «Лисан аль Мизан», 2/334

Так как же можно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе, когда в ее иснаде 5 перадтчиков, и из них 2 лжеца и нововведенца, и три неизвестных? Аллаху акбар, воистину, это нечто удивительное!

Таким образом, становится ясно, что книга «Фикх Аль Акбар» в обоих своих вариантах не принадлежит имаму Абу Ханифе, а является ложно приписанной ему. Хвала Аллаху, Абу Ханифа был приверженцем Сунны из числа саляфов, и он далек от тех новшеств, что содержатся в этих книгах.

Затем, добавим, что другие книги, приписываемые Абу Ханифе, такие как «Аль Васия», «Китаб Аль Алим уа аль мутаалим», и другие, не являются достоверными также.

Что касается книги «Аль Васия», то книга «Аль-Васия» приписана Абу Ханифе, и передается по крайне слабому иснаду, в котором сразу несколько неизвестных передатчиков. Передаетсяся она от Абу Тохир Бин Махди Аль Хусайни, от Исхака ибн Мансура аль Мисаари, от Ахмада ибн Али Аль Сулаймани, от Хатима ибн Акиль аль Джаухари, от Абу Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Самаа Ат Тамими, от Абу Юсуфа, от имама Абу Ханифы.
И этот иснад состоит из неизвестных передатчиков. И Мухаммад Ибн Махди аль Хусейни, и Исхак Аль Мисаари, и Ахмад Аль-Сулеймани, и Хатим аль Джауахири - эти четверо неизвестны, и они не упоминаются в книгах по передачикам хадисов и нет у них биографии, и не упомянуты они в табакатах ханафитов, поэтому с таким иснадом невозможно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе

Что касается книги «Китаб Аль Алим уа аль мутаалим», то она тоже передается по недостоверному иснаду, в подробности которого мы не будем вдаваться ввиду неизвестности этого труда среди русскоязычных мусульман.

ВАЖНОСТЬ ИСНАДА

И добавим еще, что ни в коем случае нельзя недооценивать значение иснада, ведь если бы не было в Исламе иснада, то это был бы не Ислам, а как религия иудеев христиан где каждый передает и говорит что хочет, и вводит в религию что хочет! А иснад - оружие верующего!

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели: если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно для человека лжи - рассказывать все, что бы он ни услышал» . Муслим 1/10.

Имам Ибн Хиббан сказал: "В этом хадисе содержится строгий запрет рассказывать обо всем, не уточнив достоверность этого!" См. "ад-Ду"афа" 1/19.

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Иснад из религии, и если бы не иснад, то каждый говорил бы что хотел!” Муслим 1/15.

Имам Суфьян ас-Саури сказал: “Иснад - это оружие верующего! И если у него не будет этого оружия, то с помощью чего он будет сражаться?!” См. “Файдуль-Къадир” 1/433.

И очень опасно брать свою религию от передатчиков лжецов, или приверженцев нововведений!

Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине - это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.

Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине - она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.

Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: Поистине, эти знания - религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию” . Муслим 1/23

Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы - религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.

ИСТИННОЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ.

А в заключение приведем достоверные асары от имама Абу Ханифы, рахимахуЛлах, указывающие на его саляфитскую акиду в противоположность тому, что приписывают ему приверженцы нововведений!

Сказал Имам Абу Исмаил Ас Сабуни из числа великих и ранних ученых шафиитов, после того, как привел хадис о нисхождении Аллаха: «Слышал я, как устаз Абу Мансур ибн Хаммад, сказал: «Сказал Абу Ханифа: «Аллах нисходит, без вопроса «Как?» см. «Акидату саляф уа асхабуль хадис», 89

Сказал Хайруддин Аль Алюси: «Передал Коды Абу Йала Саид Ибн Мухаммад в книге по акиде от Абу Юсуфа от имама Абу Ханифы, что он сказал: «Не позволено никому говорить об Аллахе, хвала Ему, в его сущности! Однако мы описываем его тем, чем описал Он Сам Себя, и не говорится о нем ничто основываясь на рассуждениях, величествен Аллах, Господь Миров!» см. « جلاء العينين في محاكمة لأحمدين », 368

И манхадж Абу Ханифы в вопросах акиды виден по его ученикам - Абу Юсуфу, Мухаммаду Ибн Хасану Аш Шайбани, и его сыну Хаммаду.

Передал имам Ас Сабуни со своим иснадом от Мухаммада Ибн Хасана Аш Шайбани, что тот сказал: «Сказал Хаммад Ибн Аби Ханифа:

«Сказали мы этим (заблудшим) - видели ли вы Слово Аллаха: «И придет Господь и ангелы его рядами» (Сура «Фаджр», 21)?

Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут рядами, а что касается Господа, то мы не знаем что это значит, и не знаем, как Он придет».

И сказал я им: «Воистину, мы не обязываем вас знанием о том, как Он придет! Однако мы обязываем вас уверовать в Его Приход! Какой ваш хукм относительно того, кто говорит, что не придут его ангелы рядами?»

Ответили они: «Кафир, посчитавший ложью (Коран)»

Сказал им я: «И точно также тот, кто отрицает, что Аллах придет - он такой же кафир, посчитавший ложью Коран!» см. «Акидату Саляф уа асхабуль хадис», 3 /92

И сказал алляма Али Аль Кори Аль Ханафи, после того, как упомянул асар имама Малика о вознесении: «Вознесение известно, а то, как это произошло - неосмыслимо»: «И это мнение выбрал наш имам, Абу Ханифа, и так, все, что есть из аятов и хадисов, непонятных нам, где упоминается Рука, Глаз, Лик, и подобное из сыфатов. И значение (смысл) сыфатов известно, однако как это есть, неосмыслимо»

см. « مرقاة المفاتح شرح مشكاة المصابيح" », 8 /251

Хвала Аллаху, стало ясно, что в вопросе имен и качеств Аллаха, имам Абу Ханифа был на мазхабе праведных предков, вопреки тому, что приписывают ему различные философские течения!

И в заключение - восхваляем Всевышнего Аллаха, и просим Его помочь Сунне и ее людям, и защитить наших братьев и сестер от наущений различных течений, и вывести их приверженцев на истинный путь. Амин!