Истина и ее критерии презентация. Истина и ее критерии. Как отличить истину от заблуждения

  • Дата: 31.12.2023

Слайд 2

Какими способами достигается?

Слайд 3

«истина есть тождество вещи и представления»

Фома Аквинский

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Р. Декарт

важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Позиция Аристотеля

Слайд 4

«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)

Слайд 5

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Критерии истины.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики

  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • Слайд 7

    • рационалисты
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Слайд 8

    Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

    «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

    Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.

    При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

    Слайд 9

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

    ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

    1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

    2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

    Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

    Слайд 10

    Критерии истины

    • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
    • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
    • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
    • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
  • Слайд 11

    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

    Критерий истинности - теория

    Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

    Отказ от идеи развития знания

    Слайд 12

    Формы истины

    • Научная истина
    • Обыденная или житейская истина
    • Художественная истина
    • Нравственная истина
  • Слайд 13

    Виды истины

    • Абсолютная истина
    • Относительная истина
    • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
    • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
    • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
    • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
  • Слайд 14

    Свойства истины

    • Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
    • Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Слайд 15

    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)

    • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
    • «полнотелость» - признак здоровья.
    • всякая власть от Бога
    • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • Слайд 16

    Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс

    Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

    Интернет-ресурсы:

    Посмотреть все слайды

    • 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
    • Гносеология
    • Онтология
    • Агностицизм
    • Конвенциализм
    • 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
    • Гносеология
    • Онтология
    • Агностицизм
    • Конвенциализм
    • 3. Верны ли суждения:
    • А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
    • СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
    • Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
    • НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
    • ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
    • ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
    • Верно только А
    • Верно только Б
    • Верны оба суждения
    • Не верны оба суждения
    • 4. Познание – это:
    • Результат особого познавательного процесса людей.
    • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
    • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
    • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
    • 5. Форма познавательной
    • деятельности:
    • Психологическое
    • Этическое
    • Социальное
    • Личное.
    • 6. Виды познавательной
    • деятельности:
    • Реальное и не реальное.
    • Рациональное и чувственное
    • Социальное и религиозное
    • Пессимистическое и оптимистическое.
    • 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
    ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
    • Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
    Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
    • «истина есть тождество вещи и представления»
    • Фома Аквинский
    • «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
    • Р. Декарт
    • важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
    • Позиция Аристотеля
    «ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
    • «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
    Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
    • Эмпирики
    • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
    • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
    • Мышление рассматривается как производное от ощущений;
    • Критика позиции эмпириков
    • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
    • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
    • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
    • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
    КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
    • рационалисты
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
    • критика
    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
    • Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
    • «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
    • Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
    • При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
    • ИСТИНА
    • КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
    • 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
    • 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
    • Критерий истины – практика:
    • практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
    • материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
    Критерии истины
    • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
    • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
    • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
    • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
    • Критерий истинности - теория
    • Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
    • Отказ от идеи
    • развития знания
    Формы истины
    • Научная истина
    • Обыденная или житейская истина
    • Художественная истина
    • Нравственная истина
    Виды истины
    • Абсолютная истина
    • Относительная истина
    • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
    • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
    • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
    • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
    Свойства истины
    • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
    • Объективность –
    • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
    • «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
    • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
    • «полнотелость» - признак здоровья.
    • всякая власть от Бога
    • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
    • http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
    • http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
    • http://www.eurosmi.ru/science/41.html
    • http://his.1september.ru/2002/01/5.html
    • http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
    • http://activerain.com/blogs/sashadear
    • http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
    • http://www.rkm.kz/node/672
    • http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
    • Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
    • Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

    Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев) ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка

    Слайд 2

    Слайд 3

    ее ш й не важ ство свой ого нн исти - его ия н а ос н н з в и кт е ъ «Слово б о ть, ос м «истина» и с и в а нез означает ть от я а ни н соответстви з о с, а к ве е мысли чело о г е тий предмету». с а р т прис ресов. те н и и Позиция Р. Декарт «истина есть тождество вещи и представле ния» Фома Аквинский

    Слайд 4

    «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем) «ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО».

    Слайд 5

    Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

    Слайд 6

    КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Эмпирики источник и обоснование всех знаний чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); Мышление рассматривает ся как производное от ощущений; Критика позиции эмпириков на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний; чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности; многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем; чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.

    Слайд 7

    КРИТЕРИИ ИСТИНЫ рационалисты критерием истины выступает разум; За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. критика Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции; Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?

    Слайд 8

    Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является положения истинной. Евклида «Основные суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре) Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.

    Слайд 9

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ Критерий истины – практика: ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 9 практическое взаимодействие наблюдаемого явления с какимлибо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

    Слайд 10

    Критерии истины Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов - критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции» Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач. 10

    Слайд 11

    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Критерий истинности - Если практическ ую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута? Отказ от идеи развития знания

    Слайд 12

    Формы истины Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина

    Слайд 13

    Виды истины Абсолютная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Относительная истина На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

    Человеку важно, «чтобы
    предмет его воли... был
    объективным благом...
    предмет и содержание его
    мысли были объективно
    истинны и предмет его
    чувства был объективно
    прекрасен, т. е. не только
    для него, но и для всех
    безусловно» (В.С.Соловьев)
    1

    Какое знание
    следует считать
    истинным?
    В какой мере
    оно доступно
    познающему
    человеку?
    Какими
    способами
    достигается?

    Понятие истины

    «Слово
    «истина»
    означает
    соответствие
    мысли
    предмету»
    «Истина есть
    тождество вещи
    и
    представления»
    Фома Аквинский
    Аристотель
    Р. Декарт

    Понятие истины

    «Что каждому кажется, то и
    достоверно» (Протагор)
    «что одно и то же существует
    и не существует, что оно и
    плохо и хорошо, что другие
    противолежащие друг другу
    высказывания также
    верны…» (критика позиции
    Протагора Аристотелем)

    Понятие истины

    “Истина - это соответствие знаний действительности”
    “Истина - это опытная подтверждаемость”
    “Истина - это полезность знания, его эффективность”
    “Истина - соглашение”
    “Истина - это свойство самосогласованности”
    «Истина есть процесс» (во-первых, как процесс
    изменения в направлении все большей полноты
    отражения объекта и, во-вторых, как процесс
    преодоления заблуждения в структуре концепций,
    теорий)

    ИСТИНА – это знание, соответствующее
    предмету познания, совпадающее с ним

    Свойства истины

    1
    2
    зависимость истины
    от места, времени и
    других условий её
    получения
    это такое содержание
    наших знаний, которое
    не зависит ни от
    человека,
    ни от человечества
    Конкретность
    Объективность

    Виды истины

    Абсолютная
    истина
    Исчерпывающее
    достоверное знание о
    природе, человеке и
    обществе.
    Знание о предмете, которое
    не может быть
    опровергнуто в будущем
    или дополнено.
    Таких знаний немного.
    Относительная
    истина
    Неполное, неточное знание,
    соответствующее
    определенному уровню
    развития общества,
    которое обусловливает
    способы получения этого
    знания.
    Знание, которое может
    изменяться, углубляться,
    заменяться новым в
    процессе развития
    познания.

    Причины относительности истины

    Мир бесконечно изменчив
    Познавательные возможности человека
    ограничены
    Возможности познания зависят от реальных
    исторических условий развития духовной культуры,
    материального производства, имеющимися
    средствами наблюдения и эксперимента своего
    времени и определяются уровнем
    Особенности познавательной деятельности
    человека

    Формы истины

    Научная истина
    Обыденная или
    житейская истина
    Художественная
    истина
    Нравственная истина

    Противоположности истины

    Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами
    за истину.
    Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под
    именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы
    площади (рынка)», «идолы театра»)
    Причину возникновения заблуждений одни философы видят в
    человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же
    приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
    Ложь – утверждение, не соответствующее истине,
    высказанное в таком виде сознательно – и этим
    отличающееся от заблуждения.

    Что является критерием (мерилом) истины?

    Критерий – (от греч. kriterion – средство для
    суждения) –
    1) признак, на основании которого
    производится оценка, определение или
    классификация чего-либо;
    2) мерило оценки.
    Критерий истины – средство проверки
    истинности человеческих знаний.

    Критерии истины в разных теориях

    Эмпирики считали, что источником и обоснованием
    всех знаний является чувственный опыт.
    У рационалистов - критерием истины выступал
    разум.
    Конвенционалисткие теории исходили из того, что
    истинное научное знание – это соглашение между
    исследователями - «конвенции»
    Прагматические теории истины предполагают, что
    истинным является то сознание, которое
    способствует решению практических задач.
    Марксизм: критерием истины является практика =
    материальное производство + научный
    эксперимент.

    Эмпирики

    Источник и
    обоснование всех
    знаний чувственный
    опыт;
    Ощущения
    являются
    единственным
    источником и
    основанием
    знания
    (сенсуалисты);
    Мышление
    рассматривается
    как производное
    от ощущений;
    Эмпиризм сформировался в 17 – 18
    вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
    КРИТИКА:
    на уровнях восприятия и
    представления для получения
    целостной картины мира наше
    сознание использует элементы
    обобщенных знаний;
    чувственный опыт может давать
    искаженное представление о
    действительности;
    многие теоретические постулаты,
    лежащие в основе научного знания,
    нельзя обосновать опытным путем;
    чувственный опыт есть результат
    понимания, интерпретации.

    Рационалисты

    Критерием истины
    выступает разум;
    За образец
    истинного знания
    принималась
    математика,
    начинающаяся с
    очевидных истин и
    использующая
    методы логического
    выведения нового
    знания из
    несомненных
    посылок.
    КРИТИКА:
    Трудности в определении
    безусловных основ познания
    (Декарт - «врожденные
    идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
    Эвклидова и неевклидова
    геометрия - идеал
    теоретически
    обоснованного знания. Какая
    же из них соответствует
    действительному
    пространству, является
    истинной?

    Каждая из системы
    аксиом Евклида,
    Лобачевского и
    Римана была
    теоретически строга,
    возникал вопрос о
    том, какая же из них
    соответствует
    действительному
    пространству,
    является истинной.
    «Основные положения Евклида суть также не что иное,
    как соглашение, и было бы настолько же неразумно
    доискиваться, истинны ли они или ложны».
    (А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения –
    конвенциалисты. При таком подходе вопрос
    16
    об истинности
    вообще снимается.

    Практика не может рассматриваться как
    универсальный критерий истины.
    Если
    практическую
    задачу удалось
    решить, значит,
    полнота знания
    о предмете
    достигнута?
    Критерий истинности - теория
    Отказ от идеи
    развития знания

    Практика как критерий истины

    Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) –
    целостная органическая система активной
    материальной деятельности людей, направленная на
    преобразование реальной действительности,
    осуществляющаяся в определенном социокультурном
    контексте. Её формы:
    11
    Click
    Материальное
    to add Titleпроизводство
    22
    Click
    Социально-преобразующая
    to add Title
    деятельность
    13
    ClickНаучный
    to add Title
    эксперимент

    Функции практики:

    1) исходный пункт, источник познания (потребностями
    практики вызваны к жизни существующие науки);
    2) основа познания (именно благодаря
    преобразованию окружающего мира происходит
    наиболее глубокое познание свойств окружающего
    мира);
    3) практика является движущей силой развития
    общества;
    4) практика – цель познания (человек познаёт мир,
    чтобы использовать результаты познания в
    практической деятельности);
    5) практика – критерий истинности познания.

    Подведем итог

    Каково классическое определение истины как
    философского понятия?
    В чем выражается объективность истины?
    Дайте определение понятию «абсолютная истина»
    В чем выражается относительность добываемых
    нами истин?
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
    Прочитать п.6, выполнить задания, поработайте с
    источником.

    познание, познавательная деятельность, элементы познания, ступени познания, чувственное познание, рациональное познание, формы познания, виды познания, философы об истине, истина, абсолютная истина, относительная истина, проблема истины, свойства истины, агностики, эмпирики, рационалисты, прагматики, объективная истина, субъективная истина, научное познание, уровни научного познания, методы научного познания, ненаучное (обыденное) познание, социальное познание, познание средствами искусства, самопознание, урок обществознания 10 класс, деятельность человека, познание как деятельность, что такое познание, что такое истина

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Урок обществознания 10 класс Фарзуллаева Н.Ю., учитель обществознания МБОУ Чуровской СОШ Познание как деятельность. Истина и ее критерии

    Френсис Бэкон, английский философ (1581 – 1626) «Знание – сила»

    Что такое познание? В процессе своей деятельности человек приобретал знания. Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека. Знания появляются в результате познавательной деятельности.

    Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – это процесс получения знания.

    Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы: Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество) Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека) Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания). Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире. Результат познания – знание.

    Ступени познания

    Формы познания

    Формы чувственного познания Ощущение - Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов Восприятие - Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности Представление - Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

    Формы рационального познания Понятие - Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки. Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Умозаключение (теория) Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

    Ступени познания Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют. Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств). Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.

    Философы об истине

    Проблема истины

    Свойства истины

    Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

    Абсолютная истина Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание. В реальности такое знание практически невозможно.

    Относительная истина На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание. Относительность истины определяется рядом причин: Познаваемый мир бесконечен и изменчив; Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени; Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

    Виды познания Обыденное Научное Философское Художественное Социальное Самопознание

    1. Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя. Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем. Используются особые методы и формы познания.

    Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо. Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

    Методы научного познания 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

    2. Способы ненаучного (обыденного) познания Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Опыт повседневной жизни, жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.

    3. Социальное познание Совпадает объект и субъект познания. Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества. Сложность изучаемого объекта – общества. Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом. Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

    4. Самопознание Получение человеком знаний о самом себе. Формы самопознания: Самоузнавание Самооценка Самоисповедь Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.

    5. Художественное познание 1. Познание мира с помощью художественных образов. 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли. 3. Субъективное отражение действительности