Икона воскресение христово. Иконография воскресения христова Икона воскресение господне

  • Дата: 11.01.2024
(7 голосов : 4.1 из 5 )

Копировский А.М., проф.

1. в «Православной энциклопедии. Она о Воскресении Христовом в целом, с ней нужно познакомиться, чтобы ориентироваться в богословском понимании Воскресения. См. в ней особенно раздел «Иконография».

2. . . М., Прогресс-Традиция, 2001. Об иконографии «Сошествия во ад»: с.482 – 519.

3. Бобров Ю.Г. . СПб, АКСИОМА, 1995. О Воскресении – Сошествии во ад: с.158 – 167.

4. Припачкин И.А. . М., 2008. (брошюра). Концепция в ней малоинтересна: автор пытается доказать, что называть иконографию «Сошествием во ад» неправильно, нужно только «Воскресением», но это умствование на пустом месте. Зато у него много ссылок на отцов и др. литературу.

5. Каталоги (в них смотреть справки об иконографии «Воскресения – Сошествия во ад»):

1) Иконы Твери, Новгорода, Пскова: XV –XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск I / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000.

2) Иконы Москвы XIV –XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск II / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2007.

3) Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV –XVI века. М., 1979 (иконопись: с. 7 – 476)

4) Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

5) Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Вел. Новгорода: XV век. М., 1982.

Варианты иконографии

1. Вариант 1-й. Воскресение как выведение Адама и Евы из ада (Христос стремительно движется снизу вверх, держа их за руки). Икона XV в. из Пскова. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.

2. Вариант 2-й. Воскресение как сошествие за людьми (Христос склоняется к Адаму и Еве, двигаясь сверху вниз). Даниил Черный и Андрей Рублев. Икона 1425-27 гг. из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.

3. Вариант 3-й. Воскресение как явление «сущим во аде» Христа во славе (Христос в центре, изображен фронтально между Адамом и Евой, которых Он держит за руки). Дионисий. Икона 1502 г. из иконостаса Ферапонтова монастыря. Находится в Гос. Русском музее, С.-Петербург.

Есть еще много вариантов сочетания 1, 2 и 3, но это – основные, наиболее типичные.

4. Вариант 4-й, соединяющий варианты 2 и 3-й (Христос в центре, между Адамом и Евой, но склоняется к Адаму). Икона 1540-х гг. из Карельского Сельца, Новгород. Находится в Центральном музее им. Андрея Рублева, Москва.

«Сошествие Христа во ад»

Попробуем провести виртуальную экскурсию по этой замечательной иконе из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 1540-е гг., Карельское Сельцо, Новгород.

«Сошествием во ад» обычно называют иконы такой иконографии, потому что именно изображение сходящего во ад Христа мы на них и видим. Но ее название, написанное красной краской в верхней ее части - другое: «Воскресение Христово». Почему?

Существует широко известная западная иконография, где Христос изображается встающим из гроба. Он держит в руке светлое знамя с изображением креста - знак Его победы над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники. Такое изображение кажется более понятным, более доступным для восприятия - но это иллюзия. Ведь Воскресение происходит в тайне, это отнюдь не эффектное, почти театральное событие. Икона Воскресения, как и любая другая, показывает не внешнюю сторону события, а его смысл, содержание: тайное как явное, невидимое как видимое. Поэтому на иконе Христос не встает из гроба. Он, наоборот, движется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и развевающемуся плащу). Ад здесь - не сковородки, не пламя и не лед, как в «Божественной комедии» Данте, но абсолютная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) буквально означает «невидимое место», или «место, где ничего не видно».

Но, тем не менее, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?

Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Теперь все запоры сломаны входящим в ад Христом. (Отметьте для себя: письменный источник изображения - не Евангелие, где (иллюстрация) такого сюжета нет, а почитаемый в церкви более поздний текст - «Евангелие Никодима»).

Христос изображен в сиянии небесной славы. Оно столь велико, что от адской тьмы ничего не остается. Вокруг головы Христа - сияющий золотой нимб, символ святости, полноты небесного света. Золото наложено здесь на икону в виде очень тонких листочков (оно называется «сусальным»). Одежда Христа покрыта блестящими полосками - это тоже золото (только «твореное», т. е. растворенное в связующем веществе, жидкое как обычная краска).

Адская тьма побеждена этим светом. Люди, находившиеся в ней после смерти, видят Христа и устремляются к Нему. Значит, содержание образа Воскресения раскрыто не столько через описание того, как оно происходило, но больше через явление его смысла – победы Воскресшего Спасителя над смертью.

Однако здесь можно увидеть и удивительные по конкретности детали. Например, Христос берет за руку человека, стоящего справа, чтобы вывести его из ада. Этот человек - первый из сотворенных Богом людей, Адам. Взгляните: вроде бы несущественно, как именно соединяются их руки. Но это не так. Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье - очень крепко, со властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние «страха Божия»). Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди («дети Адама и Евы») умирают и оказываются во тьме…

Здесь мы сталкиваемся с необходимостью дополнить общее представление об иконе. Известно, что икона, в отличие от картины, условна, символична, таинственна. И когда раньше исследователи находили в ней какие-то живые детали, их было принято относить к элементам реализма, которые, как думали, противостоят условности иконы, разрушают ее образный строй. Но особенность иконописи в том, что в ней условное и конкретное в нормальном случае не конфликтуют, а лишь усиливают впечатление необычности образа.

Посмотрим, как это происходит. Расположение фигур на переднем плане идеально уравновешенное, симметричное: в центре Христос, слева от Него Адам, справа - Ева. Она тоже протягивает к Христу руки в жесте смиренной просьбы, закрывая их краем своей одежды (такой прием в иконописи называется «покровенные руки», это знак благоговения). Она чем-то похожа на Богородицу, правда? Сходство не случайно. Богородица часто называется в богослужебных текстах «новой Евой».

Адам в темно-зеленой одежде, Ева - в ярко-красной. А справа от них - человек, в одежде которого сочетаются оба эти цвета: на голове у него красная шапка с зеленой оторочкой, на плечах зеленое одеяние, похожее на звериную шкуру. Кто это?

Наверное, их сын?

Да, правильно. Его зовут Авель, он пастух, поэтому у него в руке загнутый пастушеский посох. Авель смотрит на стоящего рядом с ним человека с высоким куполообразным лбом, который в руке держит что-то вроде книги. Но у книги почти всегда бывает красный обрез, а здесь его не видно. Что же это?

Скрижаль?

Конечно. Каменная скрижаль, т. е. плита с написанными на ней Десятью заповедями Закона. Значит, это пророк Моисей.

А старец в короне и стоящий рядом с ним юноша, тоже в короне?

Давид и его сын Соломон.

Верно! Здесь много знаменитых святых Ветхого Завета. Но обратите внимание - все они с нимбами, хотя и находятся еще в аду, во тьме. Значит, пришествие Христа не просто возвращает их к жизни, но более того: приобщает их к божественному свету. Нимбы есть даже у Адама и Евы! Иконописец этим приемом показывает, что они, первые грешники, не просто прощены, но возведены Христом выше, чем были в райском состоянии, до грехопадения.

И поэтому вся икона написана в чрезвычайно ярких, праздничных тонах, насыщена светом.

Однако лик Христа наделяется не столько триумфальными, сколько трагическими чертами. Его взгляд полон внимания и сострадания к Адаму, за которым Он и сошел во ад. В других иконах сходной иконографии, даже с таким же расположением фигур, поза Христа может быть вертикальной, более торжественной. Или значительно более динамичной: Он стремительно спускается в ад или, наоборот, так же стремительно выводит из ада вверх находящихся в нем людей.

Слева, за фигурой Адама - человек с аскетическим строгим ликом, запавшими щеками и всклокоченными волосами. Он поднимает руку, невероятно тонкую (тоже знак аскезы, «утончения плоти»), и обращает ее к Христу. Но пальцы руки обращены на него самого: значит, он принимает от Христа благодать. Это Иоанн Креститель (по-славянски - «Предтеча», т. е. предшественник). Вы вспомнили, конечно, картину «Явление Христа народу». Расположение фигур Иоанна и Христа на нашей иконе и на этой картине совпадает. Но в иконе Христос на переднем плане, Иоанн Креститель - сбоку, даже сзади. А в картине Иванова - наоборот. Причина в том, что на картине «явление» Христа только ожидается, а в иконе оно уже произошло…

Икона «Воскресение - Сошествие во ад», на которую мы смотрели все это время, дает ощущение радости, света, духовного торжества. Но нельзя не отметить, что изображенная на ней победа Христа над смертью и адом, вместе с тем, исполнена гармонии и внутренней тишины. Нельзя не обратить внимания и на удивительно кроткие, глубокие, внутренне углубленные лики святых.

Все изображенные на иконе люди - не статисты, реагирующие на явление божественного света лишь внешне. Наоборот, они погружены в него всем существом, постигают его как откровение, сами становятся его носителями и поэтому преображаются.

Икона написана в 1540-е годы в новгородских землях. Новгород более чем за полвека до этого утратил былую силу и славу, будучи насильственно присоединен к Москве Иваном III . Однако, судя по цельности и глубине образного строя иконы, иконописные традиции обоих городов в ней органично соединились. Новгородские мастера следовали здесь московским, но не современным им, а более ранним: Андрею Рублеву и Дионисию. «Иконников», которых можно было бы сравнить с этими великими художниками, на Руси тогда уже не было. Но духовный идеал времени Рублева и Дионисия – «золотого века русской иконы», – как видим, распространился далеко за московские пределы и остался актуальным даже через много лет после их кончины.

См.: Александр Копировский. Введение во храм. Очерки по церковному искусству. – М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. С. 193 – 198.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных.

Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет.

По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним.

В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов

. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы.

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события.

Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками". Уникальный факт Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически

. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован.

А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви. Икона “Воскресение Христово”. Значение Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях.

Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия.

После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.


Сербская фреска.

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.


Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”.

Описание Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно,

Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник.

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве.

Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы.

Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями.

Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней. Икона на аналое В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.


Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения.

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру.

В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Дата публикации или обновления 26.11.2017


«Московские Епархиальные Ведомости» неоднократно обращались к теме иконографии Воскресения Христова . В данной заметке пойдет речь о сложных иконографических композициях на эту тему, включающих в себя несколько связанных по смыслу сюжетов.

Основанием для создания таких композиций послужили, прежде всего, воскресные евангельские зачала - богослужебные чтения из последних глав всех четырех Евангелий , в которых говорится о явлениях Воскресшего Христа ученикам. Воскресная песнь по Евангелии - Воскресение Христово видевше, - звучащая по прочтении евангельских зачал, словно приглашает не только услышать рассказ о чуде Воскресения Христова, но и увидеть его. Поэтому Церковь с раннехристианских времен стремилась показать Воскресение Христово. Рассказать об этом было необходимо - и, основываясь на текстах Священного Писания и Предания, о Воскресении Господа Иисуса Христа, о победе воскресшего Христа над адом и смертью писали святые отцы, составлялись богослужебные тексты.

Известен и ряд апокрифов. Изобразить само Воскресение Христово было гораздо сложнее: очевидцев таинственного события на земле не было.

Раннехристианское искусство решало эту задачу на основе текстов ветхозаветных пророчеств - сам Господь указал апостолам на такую возможность: начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24:27). По крайней мере с III века известны символические изображения Воскресения Христова через прообраз пророка Ионы - в росписях римских катакомб, мозаиках, на рельефах саркофагов. Веком позже встречаются уже не только символические, но и исторические изображения, иллюстрирующие евангельские тексты.

Надо отметить, что стремление к точному историческому изображению Воскресения Христова иногда приводило к неожиданным результатам: ранневизантийские изображения - например, диптих V в. из Миланского собора - показывают не только описанные в Евангелии события, но и достаточно точно изображают само место, где произошло Воскресение Христово. Но к этому времени на месте Гроба Господня императором Константином Великим был сооружен храм в честь Воскресения. Один из сюжетов диптиха показывает спящих у гроба воинов - но это не гроб, а построенная св. Константином ротонда! Это, конечно, не следует считать неточностью или ошибкой, это символ - Гроб Христов, источник нашего воскресения явлен здесь как место, превосходящее по величию и самые царские чертоги.

16. Сошествие Святого Духа.

Таким образом, на небольшой иконе художник расположил практически все сюжеты, связанные с Пасхальным циклом.

Для сравнения приведем греческую икону XVI в. (Крит). Здесь (№ 100) изображены все сцены, связанные с женами-мироносицами. Обращает на себя внимание тот факт, что все сюжеты композиции художник расположил не регистрами, не в клеймах, а в одном пространстве.

Как мы видим из приведенных примеров, развернутая иконография Воскресения Христова дает возможность молитвенно созерцать домостроительство совершенного Христом спасения. В этих иконах не только содержится рассказ об исторических обстоятельствах Воскресения Христова, но раскрывается значение Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и греховными силами. Это яркий призыв к святости. Вспомним апостола Павла:

Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:22, 23). К этой жизни вечной и зовут нас православные иконы Воскресения Христова.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 3-4, 2013 г.

Накануне Пасхи на аналой в православных церквях выносится икона «Воскресение Христово». Есть у нее и другое название - «Сошествие во ад». Такое «разночтение» не случайно. Сам праздник заключает в себе два важнейших события - на третий день после распятия Сын Божий воскрес и после этого 40 дней в новой плоти ходил по земле, в один из этих дней Он сошел в ад и освободил невольных грешников от плена сатаны.
Следует иметь в виду, что первая, сравнительно древняя, икона с таким названием отличается от последующих более глубоким содержанием и оформлением. Это зависит от авторского замысла иконописца. На классической иконе показано, что Господь присутствует в обоих мирах - на том и этом свете. Крышка гроба отодвинута, а у ног Христа спит святое воинство. Внизу изображено сошествие в ад. Христос за руку берет Адама, первого человека, а Ева в красных одеждах припадает к самым ногам.
Сбоку справа ангелы связывают сатану. Видна очередь ветхозаветных пророков со свитками, с книгами, святых, просто людей праведных, но попавших в ад и жаждущих войти во врата рая.
Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника нет. Более того, в православии принято считать каноничным, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Собственно Воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически, разными авторами по своему восприятию этого явления.
На иконах «Воскресение Христово» почти всегда изображается, как Он восстает из гроба. Жены-мироносицы видели только сброшенные пелены, своим ученикам Христос явился уже воскресшим, в новой плоти. На иконах это новое качество изображается как сияние, которое исходит от всего тела Христа, облаченного в светлые одежды. Оно называется мандорла (греч.), то есть слава Христа.
В христианских храмах икона «Воскресение Христово», расположена на восточной стене алтаря. Христианская иконография знает несколько изображений Воскресения Христова. В первохристианскую эпоху оно изображалось через свой ветхозаветный прообраз - пророка Иону, выбрасываемого из чрева китова. Однако уже очень рано появляется основанная на евангельском повествовании историческая тема Воскресения Христова - явление ангела женам-мироносицам у гроба. По некоторым данным, она существовала уже в III веке (храм в Дура Европос, 232 г.)
Следующая по времени композиция Воскресения Христова - Сошествие во ад. Древнейшее известное изображение его от VI в. находится на одной из колонн кивория собора святого Марка в Венеции. Эти две последние композиции и являются в Православной Церкви праздничными иконами Пасхи. В традиционной православной иконописи никогда не изображался самый момент Воскресения Христова.
На иконах более современных Он изображается в сияющем ореоле - символе славы, обычно разных оттенков синего цвета, часто по внешней стороне усеянном звездами и пронизанном исходящими от Него луча.
В приведенной версии иконы производства художественной мастерской в г. Софрино можно видеть восставшего из гробницы Христа с посохом в левой руке, увенчанном изображением креста. Правой Он как бы указывает путь к свободе от прегрешений, в рай. Жены-мироносицы (их количество на современных иконах варьируется) в ногах Христа с благоговейной радостью принимают Спасителя.
В нижней части иконы расположена в виде звездочки прикрепленная капсула с частицами священной земли из Иерусалима. Эта деталь придает особую ценность иконе «Воскресение Христово», изготовленной мастерами Софрино.
Не фантазировать, а строго следовать Евангелию. Такая заповедь у иконописцев всех времен. Но Воскресение Христово - особый случай. В повествованиях апостолов оно не описано. Там только сообщается об этом событии. Поэтому в традиционной православной иконографии само Воскресение нигде не изображается. О нем рассказывается через сопутствующие истории.
Основными источниками о воскресении Христа являются раннехристианские тексты, такие как послание священномученика Поликарпа Смирнского, Игнатия Антиохийского. В первые века христианства основным свидетельством о воскресении Христа являлось принятие мученической смерти христианами за исповедание веры.
К вещественным свидетельствам Воскресения христиане относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса. Плащаница использовалась на службе Страстной Пятницы в Константинополе, этот обычай лег в основу православного чина выноса плащаницы. По тождественности этой исходной плащаницы, исторический след которой прервался в XIII веке, и т.н. Туринской плащаницы сегодня ведутся исследования.
Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.
Вера в воскресшего Христа как необходимое условие спасения и веры во последующее всеобщее Воскресение выражена апостолом Павлом в его посланиях. Как всеобщее исповедание Церкви догмат о Воскресении Христа из мертвых на третий день был сформулирован в древнем Апостольском символе веры. В пятом члене Никео-Цареградского символа к «И воскресшего в третий день» добавлено «по Писаниям», то есть по ветхозаветным пророчествам.
В богословском понимании смертью Христа завершается Его вольное принятие страданий и смерти, разделение участи со всем человечеством. Пределом Божественного кенозиса является сошествие во ад в Великую Субботу. Происходит обновление смысла субботнего покоя: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» (стихира Великой Субботы). Воскресение Христа представляет кульминацию спасения человека от рабства греху, во Христе смерть и естество побеждены, и через сопричастие Ему побеждаются в остальном мире.
Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило, крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба».

Воскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век


Схождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции — базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии

Пасха или Воскресение Христово - это не просто праздник. Это событие, факт, с которого началось Христианство. Слово «пасха» значит переход: от небытия - к бытию, из ада - в рай, от греха и смерти - к жизни и бессмертию.


Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Главный факт Воскресения Христа – неоспоримый: Христианству более 2000 лет. Несмотря на гонения древние и новые. Несмотря на теорию эволюции, полеты в космос, обещания показать последнего попа в 80-х годах 20 века. Потрясенные событием небывалым – воскресением своего умершего на Кресте Учителя, апостолы не могли молчать и разошлись с вестью по многим странам. Весть о воскресшем Христе апостолы записали в книгу «Евангелие» (с греч. – Благая весть).


Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век


Явление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век


Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век


Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г


Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века


Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Воскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Явление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Уверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Но даже апостолы не все сразу поверили в то, что Христос воскрес из мертвых. А один, Фома, прозванный потом неверующим, даже попросил Христа потрогать руками раны на Его теле. Воскресший Бог ему это позволил. И ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:28-29). Господь это сказал всем тем, кто не видел исторического Христа, но кому дается сердечное, опытное общение с воскресшим Христом в таинстве Причастия.


Воскресение Христово и Сошествие во ад (в двух разных сценах) со сценами Шествия праведных в Рай, Чудесного улова рыбы апостолами и Благоразумного разбойника в Лоне Авраамовом. Русская икона второй половины XIX века


Явление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г


Воскресение Христово. Палехская икона рубежа XIX-XX веков


Воскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж XIX-XX веков

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь, и вера наша тщетна», — пишет апостол Павел. Есть люди, которые верят во Христа, но не верят в Его воскресение. Такая вера действительно тщетна, пуста. Христос и Воскресение – неразделимы. Именно Своим воскресением Христос победил зло и смерть. И только веруя в Воскресшего Господа, мы приобщаемся этой победе. Вот почему Воскресение Христа — это ядро православной веры, которое выражается в пасхальном приветствии: «Христос воскрес – воистину воскрес!».