Идеология и мировоззрение. Идеологическое мировоззрение. Основные функции идеологии

  • Дата: 03.03.2024

ИДЕеологиЯ – как ясно видно из самого термина, основана на идее.
ИДЕЯ – ИДЕнтификация с Я, где Я – последняя энергия негативного комплекса.
Это энергия самости-смерти. Её верхней проекцией является гордыня, за которой
давно уже шагает всё человечество.
Идеология необходима для УТВЕРЖДЕНИЯ в реальном мире Людей Совершенных
ложного образа смерти и её правил.
Таким образом, полностью: ИДЕнтификация с Образом ЛОжной Гордыни И Я.

Идеология порождает мировоззрение.
Что это такое, опять же чётко следует из самого термина: воззрение на мир.
Понятно, что это взирание происходит из ОДНОЙ позиции к которой нас привязывает
идеология. Эта позиция и есть тот самый ложный образ на который мы должны взирать.
Но но нельзя заглядывать ЗА сам образ, обратная сторона «луны» должна оставаться тайной.
Чем выгодна энергии самости-смерти такая наша однобокость?
Мы перекашиваемся в одну какую-либо сторону, утрачивая свой изначально целостный
энергобаланс, а попросту свою Вечную Душу.
Это не позволяет нам видеть объективную реальность, мы становимся слепыми,
утрачиваем адекватное восприятие и реакцию, а соответственно перестаём ОТВЕчать,
откликаться на явления Жизни, то есть утрачиваем ОТВЕТственность за свои действия.
Да и действия со временем отпадают. С устранением нашей высшей вездесущей составляющей –
Души утрачивается и связь с питающим стеблем Духа, нарушается целостное триединство
и начинается медленный, но верный процесс застывания-умирания, который всегда берёт
своё начало ВНУТРИ.

Мировоззрение можно сравнить с якорем, крепко и надёжно прикрепляющим нас к какой-то
одной конкретной пристани, одному берегу, одной ЧАСТИ земли или всего сущего.
В то время, как одухотворённость (в противовес мировоззрению) позволяет подниматься
вверх и наблюдать с высоты ЦЕЛОСТНУЮ картину мира.
Что происходит с людьми, впитавшими идеологию и обретшими мировоззрение мне увиделось
однажды в общении с одной своей знакомой:

«Вчера, когда я эти строки дописала,
Как резюме, вдруг образ увидала:
Бентонное возникло основанье,
И стержень металлический торчит.
Его стараюсь я, усердно поливаю,
Но изначально мёртв он и «молчит».»

То есть, принимая какое-либо мировоззрение, впитывая его УМОМ мы начинаем полагаться
на эту ложную картину восприятия и отвыкаем ЧУВСТВОВАТЬ!
Отторжение чувств означает обрыв связи с Богом и утрату пРАвильного, адекватного
восприятия и неизбежно ведёт к умиранию. А именно для этого и создаётся идеология!
Которая сегодня проникла во все сферы системного существования с предложениями
своего ЛОЖНОГО видения. То есть идеология – это ИНСТРУМЕНТ уничтожения!

«Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения – религию, философию
и политическое мировоззрение.»
Философия в мире культуры. Философия, религия, политическая идеология. Философия и наука.
http://f.labwr.ru/a/21/

Как можно заметить, в искусственном мире, сформированном из людей, ставшим конечным
и названным цивилизацией ИДЕЯ легла буквально в основу всех существующих и известных
нам понятий, тем самым сразу же исключив развитие и придав всему статично-застывшую форму.
И не абстрактная цивилизация, а именно ИДЕЯ воплотила для людей, пойманных
в ловушку цивилизации идеологию, навязавшую Людям множественные типы мировоззрений,
а проще говоря - искусственные картинки мира, искажающие реальность. Отсюда следует

«Близость Философии и Религии состоит в том, что обе они решают сходные задачи, воздействуют на сознание людей.» (там-же)

Отсюда следует, что это уже не настоящие философия – критическое рассмотрение бытия
и религия – высший интерес Человека к Жизни и её первоисточнику - Творцу, это готовые
ОТВЕТЫ, унифицированные и стандартизированные, которые ВОЗДЕЙСТВУЮТ на наше сознание
определённым – ЛОЖНЫМ образом. Мировоззрение, как его не называй - философское
или религиозное - ИНСТРУМЕНТ для манипуляций нашим сознанием.

"Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через
его разбиение на «земную» и «сверхъестественную, небесную» части.»
(там-же)
Обратите внимание, целостный, неразрывный путь познания Жизни, осуществляемый
через ВНУТРЕННЮЮ ЧУВСТВЕННУЮ связь с Отцом, РАЗДЕЛЁН на ДВЕ части: земную и небесную.
Познавать предлагается даже не через разделение,а РАЗБИЕНИЕ (убиение, разбой – близкие
по написанию и смыслу слова.) А можно ли всего лишь по одной части чего-либо определить
суть? Получится, как в притче про слона:)
Для чего нужно подобное раздвоение? Понятно, что прорисходит РАЗРЫВ этой РОДственной
нам и ЖИЗНенеобходимой связи общения с Богом для очередной подмены нашей высшей части
на ИНОродную небесную часть.
НЕБО – Не Бо! Да, небо – это не Бог. Но тогда и называть надо это правильно –
не религией, а идеологией!

«Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных
сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.»
(там-же)

Вот здесь чётко обозначено, что ВЕРА жёстко зафиксирована в ОДНОЙ конкретной позиции.
К ЧЕМУ ведёт такая позиция веры в чуждые нам СВЕРХ естества нашего силы, которые теперь
становятся ГЛАВНЫМИ в НАШЕМ мироздании?
Правильно, к свершению КУЛЬТА или просто поклонению.

«Религиозный культ связан с системой догматов. Они принимаются верующими
с эмоциональным переживанием своей убежденности в их истинности.» (там-же)

КУЛЬТ, то есть поклонение, закрепляется СИСТЕМОЙ догматов.
Догма – ДО Гордыни МАТ То есть, спуститься до гордыни «ма», что должно быть
в кавычках и пониматься наоборот, но здесь как раз и обозначено символом Т,
что означает стержень без сзязи с высшим, перекрытый жёсткой перекладиной, твёрдость.
Однако, существует одно условие для нашего восприятия: спускаться мы должны к этому
с "ПЕРЕЖИВАНИЕМ своей убежденности" в истинности этого бреда.
Заметьте, не с ВЕРОЙ, а убеждённостью! В чём разница?
Вера – одна из высших энергий позитивного комплекса, которая живёт только в ЦЕЛОМ
Человеке - Совершенном. Понятно, что Совершенный поклоняться не будет.
Поклонению подвержены лишь те, кто оборвал связь с Богом, поверив однажды
в ложный ОБРАЗ.
Со временем высшая составляющая - Душа, посредством которой осуществляется контакт
с Отцом за ненадобностью разрушается. Остаётся от целостного энергобаланса
только тяжёлая негативная половина, в которой не возникает никаких чувств, только ЭМОЦИИ.
Ясно, что переживать полноценно это НЕВОЗМОЖНО.
Поскольку эмоция – это чисто мускульный рефлекс на грубое внешнее воздействие.
Вот его и надо теперь принимать за истину, убедить себя в этом!
Тогда ужесточение «религиозных» обрядов и ритуалов до истязаний становится
логически-закономерным.
Энергетический уроваень Человека в поклонениях постоянно снижается,
чувствительность падает. Что бы выполнить главное условие культа – "переживать
свою убеждённость" нужно усиление внешних воздействий, вплоть до полного умертвления.
А это как раз то, что мы и наблюдаем во всех так называемых оккультных религиях.
То есть, РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это всего лишь способ смотреть на процесс
уничтожения самих себя с ложно-возвышенных позиций, которые его не только оправдывают,
но и представляют необходимым, а часто даже единственно возможным путём нашего развития!
Это те самые пресловутые розовые очки иллюзии.
Нужен ли нам такой способ созерцания самоуничтожения? И нужно ли нам оно вообще!
Даже без вопросительного знака:)

Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

Идеология в широком смысле слова – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами.

Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты-от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности.

Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты - индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

Уровни функционирования:

· Теоретико-концептуальный уровень образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

· программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

· обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Идеология и политика. Основные функции идеологии.

Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия людей в осуществлении политики. Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.

Идеология, как правильно отмечают исследователи, является «действенным и незаменимым социальным инструментом, посредством которого вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей» (В.А. Мельник).



Основные функции идеологии:

- Интегративная - объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.

- Аксиологическая – производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.

- Мобилизующая - посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).

- Прогностическая – идеология является специфическим инструментом социального прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, - он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность.


Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.



Идеологию часто отождествляют с мировоззрением. Это действительно схожие явления, но все же они не есть одно и то же. Их подобие проявляется главным образом в том, что и одно и второе служат средством обеспечения ориентации человека в окружающей действительности.

Однако между ними существуют и принципиальные различия :

1) Мировоззрение и идеология различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это – понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентаций, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

2) В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Именно благодаря знаниям, прежде всего научным, человек лучше ориентируется и оценивает окружающую природную и социальную реальности. В содержании каждой идеологии также в той или иной мере присутствуют научные знания, но здесь они носят избирательный характер и используются с целью обслуживания интересов тех или иных групп людей.

Идеология, в сущности, есть особый тип верований, поскольку её постулаты принимаются носителями в качестве истинных без строгих доказательств.

Мировоззрением называется совокупность обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и практической деятельности. Это одна из выработанных обществом форм отражения действительности, возникшая, прежде всего как способ "практически-духовного" освоения мира.

Мировоззрение отвечает объективной потребности человека опереться в своей деятельности, в поведении и творчестве на определенные представления и убеждения относительно "мира в целом", а также места его самого среди природных и социальных явлений. Как обобщенная система представлений, убеждений, знаний об этих аспектах жизни мировоззрение выполняет ориентирующую функцию, позволяющую человеку определять потребности и цели, выбирать пути и направления практической и познавательной деятельности, задаст критерии оценки, выбора и предпочтения способов поведения, деятельности. Иначе говоря, благодаря мировоззрению формируются программы деятельности человека.

Процесс формирования мировоззрения может подвергаться значительным внешним целенаправленным воздействиям. Существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым человек намеренно лишается возможности свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации.

Как известно, существуют три основных типа мировоззрения - мифологическое, религиозное и философское.

Религиозно-мифологическое мировоззрение связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме. Не знание или сомнение, а вера - основной элемент религиозной установки.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе, философия создает новые категориальные модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентиры, осуществляет свою прогностическую функцию. Философское мировоззрение характеризуется духовной установкой на критический анализ старых мировоззренческих смыслов и ценностей и на обоснование перспектив и преимуществ новых ценностно-мировоззренческих ориентиров, которые будут программировать возможные образцы поведения, общения и деятельности личности, социальных групп и общества в целом в новую историческую эпоху.

В зависимости от субъекта мировоззрения выделяют такие его формы, как личностное, социально-групповое мировоззрение и мировоззрение общества в целом. Мировоззрение, выражающее коренные интересы и цели некоторого социального субъекта или института (например, государства), является идеологией. Оно объединяет разрозненные устремления индивидов в массовые движения, направляет деятельность государства в борьбе за свои цели, идеалы и интересы.

Мировоззрение обладает огромной социальной силой. Оно определяет сознательное отношение людей к общественному строю в целом, политическому режиму, правопорядку, духовному содержанию жизни. Вместе с тем коренных различий между мировоззрением, сферой конфликтов и борьбы различных общественных сил и идеологией, выражающей интересы различных групп людей, не существует. Очень часто они совпадают по своему содержанию и отличаются друг от друга лишь по своему носителю, субъекту.

Государство использует мировоззрение как средство разработки и обоснования своих стратегий развития, объяснения причин соответствующего положения дел, выдвижения конечных целей, определения противников и союзников.

Билет 4

Понятие источников идеологии. Источники идеологии белорусского государства.

Билет 3

Источники идеологии белорусского государства

Под источниками идеологии белорусского государства будем понимать письменные произведения, в которых закреплены либо из которых заимствованы идеи, ценности, принципы и представления, составляющие содержание идеологии современного белорусского государства. К ним относятся:

Действующие нормативно-правовые и политические документы Республики Беларусь. Это, прежде всего, Конституция и законы страны, указы и декреты ее Президента, другие нормативно-правовые акты, послания Президента белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь, постановления Всебелорусских народных собраний, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Международные политико-правовые документы, подписанные и ратифицированные белорусским государством. Важнейшим из таких документов, безусловно, является Договор о создании Союзного государства, подписанный президентами Республики Беларусь и Российской Федерации 8 декабря 1999 г. Следующим документом необходимо назвать Устав Организации Объединенных Наций, который белорусское государство - в то время БССР - в числе других государств-учредителей подписало 26 июня 1945 г;

Политические документы прошлых периодов истории белорусского народа.

Произведения отечественной и мировой исторической, социально-политической и правовой мысли. Такого рода источники практически необъятны и поэтому мы упомянем здесь наиважнейшие из них. Если говорить о работах, на основе которых белорусы формируют представления о своих далеких предках, то, прежде всего, следует назвать древнерусские летописи, среди которых наиболее известен летописный свод начала XII в. под названием «Повесть временных лет».

Идеология и мировоззрение различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это - понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентации, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

Идеология и мировоззрение различаются сущностными аспектами своего содержания. Идеология - форма мышления групп людей, поэтому одна и та же совокупность идей не может быть в сущности годной для всех социальных групп и общностей. В зависимости от субъекта различают, например, групповую, классовую, партийную, национальную (государственную) идеологию.

В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания - жизненно-практические, профессиональные, научные.

Мировоззрение и идеология

Есть один анекдот, возможно, апокрифичный, о Людовике XVI, который, услышав от герцога де Лианкура о штурме Бастилии, говорят, спросил: «Это мятеж?», на что получил ответ: «Нет, ваше величество, это революция» (Brunot 1937, 617). Здесь не место вновь обсуждать вопрос об истолковании Французской революции, за исключением одного соображения. Одно из ее главных последствий для миросистемы заключалось в том, что она впервые сделала допустимой мысль о «нормальности», а не исключительности таких явлений на политической арене - по крайней мере, на современной политической арене, - как изменения, нововведения, преобразования и даже революции. То, что поначалу явилось статистически нормальным, скоро стало восприниматься как нормальное с точки зрения морали. Именно это имел в виду Лабрус, говоря о том, что II год был «решающим поворотным пунктом», после которого «Революция стала играть пророческую роль провозвестника, несущего в себе всю ту идеологию, которая со временем должна была раскрыться во всей своей полноте» (Labrousse 1949, 29). Или, как говорил Уотсон: «Революция [была] той тенью, под которой прошел весь девятнадцатый век» (Watson 1973, 45). К этому я хотел бы добавить: и весь XX в. тоже. Революция знаменовала собой апофеоз ньютоновской науки XVII в. и концепций прогресса XVIII в.; короче говоря, всего того, что мы стали называть современностью.

Современность представляет собой сочетание определенной социальной реальности и определенного мировоззрения которое сменяет или даже хоронит другое сочетание, определенно указывая на то, насколько оно уже себя изжило, сочетание, которое мы теперь называем Ancien Regime. Очевидно, что не все одинаково относились к этой новой реальности и этому новому мировоззрению. Одни приветствовали перемены, другие их отвергали, третьи не знали, как на них реагировать. Но было очень мало таких, кто не отдавал бы себе отчета в масштабности произошедших изменений. Анекдот о Людовике XVI в. этом отношении весьма показателен.

То, как люди в рамках капиталистической мироэкономики реагировали на этот «поворотный пункт» и справлялись с невероятными пертурбациями, вызванными потрясениями Французской революции - «нормализация» политических перемен, к которым стали теперь относиться как к чему-то неизбежному, происходящему регулярно, - составляет определяющий компонент культурной истории этой миросистемы. Может быть, в этой связи было бы уместным рассматривать «идеологии» в качестве одного из способов, с помощью которых людям удается справляться с такой новой ситуацией? В этом плане идеология представляет собой не столько само мировоззрение как таковое, сколько один из способов, с помощью которого, наряду с другими, утверждается то новое (мировоззрение, которое мы называем современностью). Очевидно, что первая, почти непосредственная идеологическая реакция имела место со стороны тех, кто пережил наиболее сильное потрясение, кто был отторгнут современностью, культом изменений и прогресса, настойчивым отрицанием всего «старого». Поэтому Берк, Местр и Бональд создали идеологию, которую мы стали называть «консерватизмом». Великий британский консерватор лорд Сесиль в брошюре, написанной в 1912 г. с целью популяризации основных положений доктрины «консерватизма», делал особый упор на роли Французской революции в зарождении этой идеологии. Он утверждал, что некий «естественный консерватизм» существовал всегда, но до 1790 г. не было ничего «похожего на сознательно разработанное учение консерватизма» (Cecil 1912, 39). Естественно, с точки зрения консерваторов,

…Французская революция представляла собой ни что иное, как кульминацию того исторического процесса дробления, который уходил корнями к началам таких доктрин, как номинализм, религиозное инакомыслие, научный рационализм, и разрушение тех групп, институтов и непреложных истин, которые были основополагающими в Средние века.

(Miter 1952, 168–169)

Таким образом, консервативная идеология была «реакционной» в прямом смысле этого слова, ибо стала реакцией на пришествие современности, поставив своей задачей либо (в жестком варианте) полное изменение положения, либо (в более сложном своем варианте) ограничение ущерба и максимально длительное сопротивление всем грядущим переменам.

Как и все идеологические учения, консерватизм, прежде всего и главным образом, являлся политической программой. Консерваторы прекрасно отдавали себе отчет в том, что они должны сохранить или отвоевать как можно большую часть государственной власти, поскольку государственные институты были ключевыми инструментами, необходимыми для достижения их целей. Когда консервативные силы вернулись к власти во Франции в 1815 г., они окрестили это событие «Реставрацией». Но, как мы знаем, полного возврата к положению status quo ante так и не произошло. Людовик XVIII был вынужден согласиться на «Хартию», а когда Карл X попытался установить реакционный режим, его отстранили от власти; на его место пришел Луи-Филипп, принявший более скромный титул «короля французов».

Следующим шагом в развитии событий было становление либерализма, провозгласившего себя учением, стоящим в оппозиции к консерватизму, на основе того, что можно было бы назвать «осознанием принадлежности к современности» (Minogue 1963, 3). Либерализм всегда ставил себя в центр политической арены, заявляя о своей универсальности. Уверенные в себе и в истинности этого нового мировоззрения современности, либералы стремились к распространению своих взглядов и привнесению своей логики во все социальные институты, пытаясь таким образом избавить мир от «иррациональных» пережитков прошлого. Чтобы достичь своей цели, им приходилось бороться с консервативными идеологами, которые, как они считали, были охвачены страхом перед «свободными людьми», людьми, освобожденными от ложных идолов традиции. Иначе говоря, либералы верили в то, что прогресс, при всей своей неизбежности, не сможет стать реальностью без определенных человеческих усилий и без политической программы. Таким образом, либеральная идеология отражала уверенность в том, что для обеспечения естественного хода истории необходимо сознательно, постоянно и разумно проводить в жизнь реформистский курс, нисколько не сомневаясь в том, что «время на нашей стороне, и с его течением все большее число людей неизбежно будут становиться все более счастливыми» (Schapiro 1949, 13).

Последним из трех идеологических течений был разработан социализм. До 1848 г. мало кто мог даже подумать о нем как о некоем самостоятельном идеологическом учении. Причина этого состояла, прежде всего, в том, что те, кто после 1789 г. стали называть себя «социалистами», повсюду считали себя наследниками и сторонниками Французской революции, что на самом деле ни в чем не отличало их от тех, кто стал называть себя «либералами». Даже в Великобритании, где Французская революция подавляющим большинством воспринималась с осуждением, и где в силу этого «либералы» заявляли об ином историческом происхождении своего движения, «радикалы» (которые в большей или меньшей степени станут в будущем «социалистами»), как представляется, изначально были настроены более воинственно, чем либералы.

По сути дела, тем, что особенно отличало социализм от либерализма в качестве политической программы и поэтому идеологического учения, была уверенность в необходимости серьезно помочь прогрессу 8 достижении стоящих перед ним целей, поскольку без этого процесс будет развиваться очень медленно. Коротко говоря, суть социалистической программы состояла в ускорении исторического развития. Вот почему слово «революция» им больше импонировало, чем «реформа», которое, как им казалось, подразумевает лишь терпеливую, пусть даже добросовестную, политическую деятельность, воплощенную в чем-то напоминающем ожидание у моря погоды.

Как бы то ни было, сложились три типа отношения к современности и «нормализации» изменений: насколько возможного ограничения опасности; достижения счастья человечества наиболее разумным образом; или ускорения развития прогресса за счет жестокой борьбы с теми силами, которые ему всячески противостояли. Для обозначения этих трех типов отношений в период 1815–1848 гг. вошли в употребление термины консерватизм, либерализм и социализм.

Следует отметить, что каждый тип отношений заявлял о себе в оппозиции к чему-то. Консерваторы выступали как противники Французской революции. Либералы - как противники консерватизма (и монархического строя, к реставрации которого он стремился). А социалисты выступали в оппозиции к либерализму. Наличие такого большого числа разновидностей каждого из этих идеологических течений, прежде всего, объясняется критическим, отрицательным настроем в самом их определении. С точки зрения того, за что выступали сторонники каждого из этих лагерей, в самих лагерях существовало много различий и даже противоречий. Подлинное единство каждого из этих идеологических течений состояло лишь в том, против кого они выступали. Это обстоятельство весьма существенно, поскольку именно это отрицание столь успешно сплачивало все три лагеря на протяжении примерно 150 лет или около того, по крайней мере, до 1968 г. - даты, к вопросу о значении которой мы еще вернемся.