Хурул золотая обитель будды. Золотая обитель будды шакьямуни в элисте. Место, где можно отрешиться от суетного мира

  • Дата: 30.01.2024

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

По прибытии в Элисту мы первым делом пошли смотреть Золотую обитель Будды Шакьямуни – главную достопримечательность столицы Калмыкии.

Хурул (так тут называют буддийские храмы) находится в самом центре города. Одной из своих сторон он выходит на главную магистраль – улицу Ленина.

На территорию хурульного комплекса ведут три входа, расположенные на три стороны света (кроме западной).

Главные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

Главные ворота – южные, обычно входят через них.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

У входа стоит щит с правилами поведения на территории хурульного комплекса.

Мы туда дошли пешком от самой своей квартиры на окраине (из нашего окна был виден Сити-Чесс и бескрайняя калмыцкая степь).

Жили мы на самой окраине города, из нашего окна был виден Сити-Чесс

Элиста небольшой город и расстояния пеших прогулок тут невелики. Где-то за полчаса, сражаясь с холодным ветром, мы дошли до храма.

В духе Остапа Бендера… На подходе к Золотой обители с южной стороны

Золотая обитель Будды Шакьямуни – величайший (во всех смыслах) из всех буддийских храмов в республике.

Его высота шестьдесят три метра.

И поскольку в Элисте немного высоких строений, хурул возвышается над центром города и виден издалека.

Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над городом. Автор фото Олег Овчинников, январь 2011 года

Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Не случайно его называют «жемчужиной калмыцких степей».

С первого взгляда понятно, почему у него такое красивое и поэтичное название – Золотая обитель. В оформлении храма преобладают золотой и белый цвета.

Главный хурул Калмыкии относительно новый, он основан и построен чуть меньше 10 лет назад и был освящён в конце декабря 2005 года.

Памятный камень об освящении места Далай-ламой XIV

Открытие храма для верующих было приурочено к калмыцкому празднику Зул. В обряде освящения участвовали видные религиозные буддийские деятели, а также представители стран, связанных с буддизмом…

Буддийская архитектура исполнена символики. Золотое колесо с восьмью спицами и две лани по бокам – символ первой проповеди Будды в Оленьем парке. Автор фото izvozshik

Территория хурульного комплекса окружена оградой, в которой сто восемь белоснежных ступ.

При храме стоят семнадцать пагод-беседок со статуями пандитов (буддийских учителей).

Перед тем как войти в сам храм, мы обошли по часовой стрелке обитель, и покрутили молитвенные барабаны.

Молитвенные барабаны в Золотой обители Будды Шакьямуни

На территории храма 4 больших молитвенных барабана – внизу, по углам хурула. И 108 малых молитвенных барабанов с трёх сторон света (кроме южной), наверху холма, прямо под стенами храма.

Малые барабаны Золотой обители Будды Шакьямуни

Правда, когда мы там были, часть барабанов отсутствовала – видно, их оси не выдержали: местами они были сломаны.

Местами молитвенные барабаны отсутствовали… Автор фото izvozshik

Одна из местных женщин, увидев, что мы крутим барабаны, рассказала нам, что внутри каждого барабана (их тут называют «кюрде») заложено множество мантр (молитв). Главная буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум» написана сотни и тысячи раз на тончайших листах бумаги, обёрнутых вокруг оси барабана.

Калмычка рассказывает про молитвенные барабаны. Спапараццил (правда, издалека) izvozshik 🙂

Когда мы вращаем кюрде, это равносильно тому, что все эти молитвы читаются. При этом надо просить о том, что очень важно для тебя. И желательно – не о материальных благах, а о счастье, здоровье, избавлении от препятствий в достижении целей. Вращая молитвенный барабан, желательно повторять мантру «Ом Мани Падме Хум».

Молитвенный барабан на территории Золотой обители Будды Шакьямуни

Не буддистам не возбраняется крутить кюрде. Кстати, не знаю, всегда ли это действует, но у двух моих знакомых самые сокровенные мечты, как им казалось, очень маловероятные, сбылись. Наверное, главное – очень сильно верить. И ещё что-то делать, чтобы твои желания сбылись. Мне кажется, само по себе место силы чудес не делает. Оно просто помогает правильному настрою. А там – как знать…

Возле храма висит множество коней ветра. Их развешивают в священных для буддистов местах.

Сюда приезжают молодожёны.

Молодожёны в Золотой обители Будды Шакьямуни. Автор фото izvozshik

Кстати, с западной стороны возле хурульного комплекса возвышаются трубы котельной. Так вот для того, чтобы они не портили общий вид храма, их тоже оформили в соответствующем архитектурном стиле.

У подножия лестницы, ведущей ко входу в храм, стоит статуя Белого старца.

Это – сансарическое божество Цаган Аава, хранитель жизни и долголетия, благоденствия и плодородия. В его правой руке – посох с ручкой в виде головы дракона. Верующие, выходящие их храма, поклоняются Белому старцу.

Сама лестница украшена по центру каскадами фонтанов с семью чашами (семь – особенное число в буддизме).

А в самом верху фонтана сидит бог богатства Кубера с мангустом на левой руке.

В правой руке он держит раковину – символ объявления миру о просветлении Будды.

По обе стороны от входа в хурул сидят священные львы.

Они считаются хранителями, стражами ворот и всяческих порталов.

Лев у входа Золотую обитель Будды Шакьямуни

Когда входишь в храм, надо разуться. Обувь оставляют на полочках слева у входа. Головной убор снимают все, независимо от пола. Женщины должны быть в юбке (полотна ткани с завязками лежат там же, на полочках, если нет своей юбки, можно бесплатно воспользоваться любой из общественных, как и в православном храме).

Музей истории буддизма

В Золотой обители Будды Шакьямуни семь этажей. На первом находятся буддийская библиотека, Музей истории буддизма, конференц-зал, где читают лекции для буддистов и проводят семинары.

Мы побывали в Музее истории буддизма. К сожалению, там нельзя фотографировать, поэтому просто расскажу, что там видели.

Музей совсем маленький, один большой зал. Все музейные экспонаты связаны с буддизмом. В экспозициях представлены старинные статуи Будды, маски различных буддийских божеств, ритуальные предметы, кони ветра, буддийские иконы, фотографии, рассказывающие об истории буддизма в Калмыкии, и фото главных буддийских святынь (в основном тибетских, так как в Калмыкию буддизм пришёл именно из Тибета).

Танка – буддийская икона

А ещё там есть Золотая обитель Будды Шакьямуни из бисера! Очаровательная коллективная поделка (кто именно сделал я, увы, не запомнила, но это творение учащихся какого-то учебного заведения Элисты). Мы с детьми несколько раз подходили к этой поделке из бисера и всё не могли налюбоваться.

К сожалению, в те дни, когда мы там были, музей был закрыт на инвентаризацию (объявление об этом висело на двери). Но мы всё равно каким-то чудом в него попали (чудеса, как это нередко с нами случается, преследовали нас на протяжении всего путешествия по Калмыкии). Просто дверь в музей на какое-то время открыли, и мы, воспользовавшись этим, тихонько побродили по музею. Нас никто не выгнал, никто не стал ругать, что мы туда зашли, не смотря на табличку о том, что музей закрыт.

Обычно Музей истории буддизма работает всегда, когда открыт храм. И только в понедельник в музее выходной.

Лучше сюда приходить с экскурсоводом, тогда всё будет понятнее и интереснее.

Огромная позолоченная статуя Будды

На втором этаже – внутреннее храмовое помещение, молельный зал (дуган). Первое, на что обращаешь внимание – огромная, девятиметровая, позолоченная статуя Будды. Ни в Европе, ни в России больше по размеру нет.

Самая большая в Европе и в России статуя Будды Шакьямуни. Фото сделала моя подруга в 2006 году

Поверхность статуи сияет сусальным золотом и бриллиантами – это символ сияния Будды. А внутрь статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры (молитвы), различные благовония, земля буквально из каждого района республики (по пригоршне), растения, испокон веков растущие в Калмыкии…

Ачарья Васубандху – один из 17 пандитов

В молельном зале стоят лавки. Можно на них присесть, но при этом нельзя вытягивать ноги в направлении алтаря (лучше вообще никуда их не вытягивать) – это считается проявлением неуважения. Как и во всех храмах, тут подобает вести себя тихо.

Один из монахов Золотой обители угостил нас и наших детей печеньем. Наверное, у них так принято. Для меня получить что-то из рук монаха – это большая честь. Кстати, служитель Сякюсн-Сюме тоже угостил нас печеньем и конфетами, из чего я сделала вывод, что угощать гостей храма – это нечто вроде местной традиции.

Вообще посещение этого храма оставило у меня очень благостные и светлые впечатления. Тишина, умиротворение, светлые лица, улыбающиеся монахи, никаких тебе нищих у входа и злых старушек, которые одёргивают на каждом шагу… Кстати, тут, в храме, с нами здоровались незнакомые люди. Это было удивительно. Конечно, мы тоже здоровались в ответ. Очень доброжелательная атмосфера в местных храмах.

На третьем этаже Золотой обители проводят приём верующих. Тут же располагается администрация хурула. Мы туда не поднимались, вход туда был закрыт (временно).

На следующие этажи вход для туристов запрещён. Выше, на четвёртом этаже, покои главы всех буддистов Калмыкии. На пятом – Далай-ламы XIV (он там не живёт, но его там всегда ждут). Шестой этаж – чисто хозяйственный.

А седьмой предназначается для медитаций монахов.

В храме (справа от самого входа) есть небольшая лавка с ритуальными принадлежностями (я там купила коней ветра, которых мы развесили в Сякюсн-Сюме) и сувенирами буддийской тематики.

Повязываем молитвенные флажки у буддистских святынь в Сякюсн-Сюме

Внимание! Внутри храма нельзя фотографировать и вести видеосъёмку. Но, как нам рассказал охранник, запрет на фотографирование не полный. Можно предварительно получить благословение ламы на съёмку. И ещё снимать желательно без вспышки, потому что от яркого света портятся росписи на стенах. К сожалению, я узнала о такой возможности слишком поздно…

За пять дней пребывания в Калмыкии, мы четыре раза посещали хурульный комплекс. В первый день хотели туда ещё и вечером, но проезжая мимо на машине, увидели, что хурул не подсвечивают.

На следующий день Сергей спросил у охраны, почему хурул не подсвечивался. Охранник извинился, сказав, что, видимо, вчера просто забыли включить подсветку. И предупредил, что если мы вечером увидим, что храм не подсвечивается, чтобы просто постучали в двери и подсветку включат.

Это – буддизм, здесь нет ничего невозможного.

Однако стучать в двери храма не пришлось. Все последующие дни хурул подсвечивался.

Вечерами территория хурульного комплекса пустынна.

И очень красива…

В один из дней, когда мы приехали сюда вечером, был туман.

В тумане всё небо над Золотой обителью светится и сияет золотой водяной пылью…

Он придавал мистическую атмосферу и без того фантастическому пейзажу…

И Белый старец в этом золотом тумане тоже казался золотым…

Восточная архитектура в тумане невольно наводила на мысли о Китае…

Золотая обитель Будды Шакьямуни открыта для посетителей с утра до вечера, с 8:00 до 20:00.

Можно заказать экскурсию по хурульному комплексу.

С 9:00 до 10:30 утра в Золотой обители Будды Шакьямуни проводится молебен о благоденствии всего живого.

Адрес: ул. Юрия Клыкова (центральный вход) или ул. Ленина (на пересечении с ул. Илюмжинова). Телефон хурула: +7 (847 22) 4-01-09, +7 (847 22) 4-00-10.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни в вечернем тумане

Жаль, погода была все дни очень пасмурная, фотографии в солнечный день получились бы куда ярче, под стать окружающей обстановке.

Вам понравилась Золотая обитель Будды Шакьмуни?

Потрясающе красивое место, правда?

——————

Схожие записи:

Надеюсь, Вам понравился мой рассказ о Золотой обители и Вы поделитесь со своими друзьями в соцсетях, нажав на копки ниже:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддистов в России довольно много, и и большинство из них проживает в крупных городах или в краях, граничащих с Монголией. Поэтому мы не могли пройти мимо столицы Калмыкии – Элисты, этого небольшого города, который прекрасен своими контрастами.

Окруженная кольцом из крупных, исконно русских городов: Ростова-на-Дону, Астрахани, Ставрополя и Волгограда, – Калмыкия сосредоточила в себе приверженцев . Элиста стала сердцем буддийской мысли на русском юге, привлекая на свои просторы тысячи паломников и любопытных туристов каждый год.

Сегодня мы поговорим про храм Будды в Элисте. Статья расскажет, как он появился, как выглядит снаружи, какие ценности прячет внутри себя, как проехать туда и что можно почерпнуть из путешествия к центру русско-буддийской земли. В добрый путь!

Строительство

Свою историю Главный буддистский храм начал со знаменательного события – визита в Элисту действующего (Тэнцзиняа Гьямцхо) в конце 2004 года. Здесь Его Святейшеством была освещена территория, где должен был возникнуть Храм Будды.

Элиста снова оправдывает статус города контрастов: здесь раньше находился завод, занимавшийся производством железобетонных конструкций, а сейчас возвышается великолепный фасад духовного центра.

Возведение храма шло очень быстрыми темпами: всего девять месяцев строилось здание, возводились статуи, облагораживалась территория и проводилась внутренняя отделка. 27 декабря 2005 года было проведено торжественное открытие храма.

Традиционное название калмыцкого буддийского храма – хурул .

Официальная часть церемонии началась на рассвете – в 6 часов утра хурул освятили. По правилам при этом обряде могут находиться люди, принявшие монашество, поэтому для остальных верующих проводился прямой эфир по телевизору.

В грандиозном торжестве участвовали главные духовные и светские деятели Калмыкии, Тувы, Бурятии, Москвы, Монголии, Непала, а гостями стали важные индийские, японские, американские и европейские делегации.


Элистинский хурул стал самым большим центром буддистов в Калмыкии, России и даже в Европе. Основное здание, которое высится больше чем на шестьдесят метров, может похвастать своей главной драгоценностью – золотой статуей Будды, превышающей десятиметровую мощь.

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» – так любовно называют местные жители хурул, который стал олицетворением духовности города.

Храмовый ансамбль

Центральный фасад комплекса носит название «Гол-сюме», а его прекрасные белоснежные стены, находящиеся на пятиметровом возвышении, видны почти из каждого уголка «одноэтажной» Элисты. По традиции святыня окружена оградой из 108 белых ступ, которые стоят друг от друга на расстоянии пяти метров.

На святую землю можно войти через одни из четырех ворот, установленных по разным сторонам света. Они символизируют главные стихии: огонь, воду, землю и ветер.

Главными считаются ворота с южной стороны, поражающие своей величественностью: их красные колонны поддерживают массивную золотую крышу с удивительной скульптурной резьбой, а на насыщенном синем фоне золотистым буквами высечена священная мантра: «Ом мани падме хум».


Хурул окружили семнадцать пагод с шедеврами скульптуры в честь выдающихся монахов монастыря Наланда, который был важнейшим буддистским университетом со второго столетия до нашей эры. Учителя в совершенстве владели науками и духовными практиками – о каждом можно прочитать на специальной табличке.

Неотъемлемый атрибут буддистов – – можно встретить и покрутить по всему храмовому комплексу. С каждой стороны света стоит большой хурдэ. А по периметру трех стен основного здания расположились два ряда по 18 барабанов с каждой стороны – так, нехитрые вычисления дают в сумме снова сакральное число 108.

Привычное буддийскому уху альтернативное название молитвенного барабана «хурдэ» у калмыков произносится как «кюрдэ».

С высоты птичьего полета главный хурул Элисты открывается в виде чудесной мандалы. Важно помнить, что совершать обход и вращать кюрдэ следует по часовой стрелке.


Главная постройка «Золотой обители» выполнена в классическом буддийском стиле, в несколько ярусов, с характерными, вздернутыми к небу золочеными крышами. С входом посетителей разделяют две лестницы, но перед ними – белое изваяние старца Цаган Аав.

И снова парадоксальность калмыцкой веры: этот старец – покровитель калмыцкого народа, корни которого уходят в язычество.


Между лестницами красуются завораживающие струйки фонтана, а перед самим входом восседают золотые львы. Красными колоннами обозначен вход в святыню, и это сочетание золотистого и красного продолжается в оформлении красивых бордовых дверей с резными узорами. Они скрывают за собой тайну, которую можно приоткрыть, увидев храмовое богатство изнутри.

Внутреннее убранство

Хурул поражает великолепием снаружи так же, как и внутри. Над интерьером, статуями и росписью стен трудились лучшие творцы искусства из Калмыкии под чутким предводительством выдающегося российского скульптора-художника Владимира Васькина. Здание составлено из семи уровней, у каждого из которых свое предназначение.

На первом этаже расположился гардероб, туалет, библиотека, конференц-зал, музей.

Второй этаж – это зал, в который можно попасть непосредственно через главный вход. Взору сразу же открывается крупнейшая на российских и европейских просторах статуя Шакьямуни, окутанная слоем сусального золота и настоящих драгоценных камней.


Нутро заполнено священными предметами, например, свитками с мантрами, ароматическими палочками, землей разных уголков республики, важнейшими для человека растениями.

Считается, что к статуе могут подняться только приверженцы буддистской традиции. Вокруг нее расположились места для молитв, трон ламы и даже скамья с едой для верующих.

На третьем этаже расположились комнаты для лекарей, лам, администрации. Сюда можно прийти на индивидуальный прием к специалистам астрологии и тибетской медицины. Здесь же открывается обворожительный вид на молельный зал.

Выше обычным прихожанам вход воспрещен, потому что верхние ярусы предназначены исключительно для монашеских чинов:

  • четвертый – резиденция главного духовного лица Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче;
  • пятый – покои Далай-ламы XIV, где также хранится его амуниция монаха;
  • шестой – хозяйственные кабинеты;
  • седьмой – зал, где проводят медитации высокие духовники.

Все, кто побывал в гостях у Будды в его золотой обители, делятся незабываемыми впечатлениями, смешанными с чувством полного спокойствия, умиротворения и благоговения.


Полезная информация

Основной хурул Калмыкии неспроста величают «жемчужиной среди степей». Он непременно должен оказаться в вашем списке «to-see» на тропе поисков счастья, поэтому не лишним будет узнать координаты и режим работы, чтобы посещение не влекло за собой неожиданностей.

Храм Будды расположился в центре Элисты, на перекрестке улицы Илюмжинова и Ленина, недалеко от улицы Юрия Клыкова. Впрочем, даже если не знать точный адрес, все дороги в городе приведут к цели, а каждый прохожий дружелюбно подскажет путь.

Часы службы:

  • 9.00 – 10.30 (ежедневно) – молебен о благополучии народа Калмыкии и всего живого в мире;
  • 11.30 – 16.00 (за исключением понедельника и пятницы) – индивидуальные приемы;
  • 14.00 – 16.00 (по пятницам) – поминальный молебен;
  • 9.30 – 14.00 (с понедельника по пятницу) – прием врачей, на который предварительная запись не требуется.

В особые дни по лунному календарю привычные службы не проводятся, так как определенные лунные сутки отводятся специальным молебнам:

  • 8-е – Зеленой Таре;
  • 15-е – Будде медицины;
  • 29-е – Защитникам веры.

Здесь также можно посетить практики йоги, тибетской словесности. Местный музей – филиал национального калмыцкого музея, где часто проводятся уникальные исторические, религиозные выставки.


Для обычного просмотра хурул открыт и с радостью принимает каждый день без выходных, с 7 до 19 часов.

Заключение

Элистинская обитель Будды – то место, где можно стать ближе к философии Учителя, сделать еще один шаг на нашем пути истины, очистить ум и обрести внутренний покой. В сочетании с приятным южным ветерком, воздухом калмыцких степей и ощущением внутренней свободы день знакомства с хурулом станет незабываемым.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами.

До скорых встреч!

Виртуальный тур по крупнейшему буддийскому храму Европы — Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте. Виртуальный тур из 14 сферических панорам. Запечатлен двор, молельный зал, молитвенные барабаны, музей и буддийская библиотека.

Побывал я в Элисте первого мая 2011 года вместе с турфирмой «Алые паруса». Знакомство с городом состояло из традиционных для экскурсионной программы объектов: церковь на въезде в город, Шахматный город, Хурул, Пагода семи дней, а на обратном пути остановка в степи и тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.

Шахматный городок довольно интересный, но я бы сказал что интереснее не сама архитектура или содержание, а факт наличия такого объекта, целиком и полностью посвященного одному виду деятельности человека. В современной России это большая редкость, но Элиста, как я убедился в тот день, — не Россия. Калмыкия в общем и Элиста в частности это отдельное государство внутри России, и живет оно как-то по-своему.

В чем это выражается — трудно сразу ответить. Просто приведу примеры вещей, которые бросились в глаза. Улицы Элисты чистые, действительно чистые! Всюду газоны с газонной травой, к тому же подстриженной и вычищенной от сорняков. Заросли чертополоха здесь найти довольно трудно: максимум одуванчики. Бордюры, как правило, ровные, и стоят как положено. Фонари тоже стоят ровно. Изгороди покрашены. Памятники и стены домов не изрисованы юными «художниками». Вообще в Элисте у меня не проходило ощущение, что жители о своем городе заботятся. Довершила впечатление тётушка в ларьке (у нее мы покупали калмыцкий чай и пирожки), приятная, улыбчивая, пожелавшая приятного аппетита и оставившая одной своей фразой ощущение какой-то совсем другой эпохи, другого мира. Я отношусь к тем людям, которые не станут ничего покупать у продавщицы, на лице которой написана неприязнь ко всему живому.


Но я пропущу подробности, не относящиеся к Золотой обители Будды, и приберегу их для других записей. Пока же вернемся к описанию храма.

Мне изначально не было интересно слушать экскурсоводов, не возникло желания ходить вместе со всеми и фотографировать то же, что фотографируют все. Войдя в ворота Хурула, я отделился от толпы и пошел фотографировать панорамы, предварительно договорившись что могу «пропасть» и условившись о встрече возле Пагоды семи дней через пару часов. И так, я отправился снимать и рассматривать то, что вижу.

Цитата с официального сайта храма:

Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.

Вокруг храма есть 4 пагоды с большими молитвенными барабанами («кюрде»), а вдоль его стен установлено еще 108 малых молитвенных барабанов. Внутри у них находятся свитки с мантрами, и говорят что одно вращение барабана с чистым сердцем и помыслами равносильно прочтению вслух всех помещенных в него мантр. Не будучи уверенным в чистоте своих помыслов, барабаны я не вращал, но очень внимательно разглядывал.

Обойдя вокруг храма, я вошел внутрь. Внутри Хурул устелен коврами, и на входе обязательно необходимо снять обувь, что я и сделал. Здесь настойчиво просили не фотографировать, и мои надежды на съемку виртуальных панорам начали стремительно таять. Но решив, что слишком много километров пути проделано, чтоб взять и отступить, я начал искать, у кого можно испросить разрешение на съемк у. И скоро мне удалось поговорить с настоятелем храма (с настоятелем ли? Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что у меня плохая память на имена, которая еще более усугубляется если эти имена непривычны для русского (ладно, русско-кавказского) слуха, поэтому, простите меня, я не запомнил с кем разговаривал). Но человек был очень приветливый, открытый, и позволил мне провести съемку практически по всему храму, попросив одного из монахов сопровождать меня на случай, если у кого-то возникнут вопросы или если кто-то поблизости тоже захочет поснимать. Выяснилось, что в общем-то никто не против съемки, но главное фотографировать без вспышек, чего большинство посетителей делать не умеют, пользуясь фотоаппаратами в авторежиме. Мне же для виртуального тура вспышка не нужна, что я и объяснил.

Кстати , в храме я узнал, что разговаривать с сидящим человеком стоя — это не признак уважения, а напротив, признак непочтения, показывающий что вы ставите себя выше собеседника. Поэтому при разговоре со всеми сидящими людьми я тоже находил куда присесть, и садился.

И началась съемка.

Да, здесь нужно упомянуть еще один интересный факт: в обители нельзя стоять ! Мне это объяснили так: когда долго стоишь, через время начинаешь думать только о том, как и куда присесть или прилечь, и всё единение с божественным началом испаряется как дым, уступая место обычным материальным проблемам. Поэтому в храме все сидят — кто на лавках, кто на полу, порой даже прислонившись спиной к стенам. Такая форма посещения храма отчего-то пришлась мне по душе: она располагает к полному расслаблению, погружению внутрь своего сознания, создает чувство какой-то оторванности от всего мирского и способствует чуть ли не медитативному расслаблению. Это то состояние, в которое я обычно впадаю, лежа на траве под лучами весеннего Солнца. Да, сходство действительно есть, и для меня Природа — тот же храм.

Кстати, пообщался немного с монахами (послушниками? — не знаю, как правильно) — заметил, что они не страдают религиозным фанатизмом, широко мыслят, знают хорошо не только свою веру, но и в других ориентируются. Ничего никому не навязывают, не говорят об апокалипсисе, не пытаются вручить брошюру, не говорят о своей уникальности. А еще — они обычно не называют буддизм религией, предпочитая слово «учение» — мне это тоже нравится, ведь принять полезные зерна из учения может любой человек, независимо от вероисповедания. Учение учит, но не навязывает. Учение не отрицает что ученик может стать лучше учителя. Уж простите мне мою игру в слова.

С такими мыслями ходил я по молельному залу, а затем пришло время спуститься в музей и библиотеку. Вот тут я понял что одного дня пребывания в Элисте очень мало чтобы познакомиться со всей информацией, которую можно тут почерпнуть. И дело не в буддизме.

Тогда же появилось желание приехать сюда снова , но не с экскурсией, а рейсовым автобусом, и вдоволь нагуляться по улицам, насмотреться на людей, насидеться в Хуруле. Правда, прошло уже два года, а выбраться так и не довелось. Сейчас, когда идет сезон цветения тюльпанов в калмыцкой степи, я снова хочу рвануть в Калмыкию, и очень надеюсь что на этот раз всё получится.


Главная достопримечательность Элисты возникла перед нами практически внезапно. Это Золотая обитель Будды Шакьямуни , построенная в 2005 году. Величественное строение заметно выделилось среди обычной российской застройки, которую мы проходили. Расположен храм на пересечении улиц Ленина и им. К.Илюмжинова.

Достаточно большая территория Золотой обители огорожена забором с белоснежными ступами через каждые пять метров и с несколькими воротами, которые расположены по сторонам света. По улице Илюмжинова врата были заперты, пришлось идти к центральному южному входу в хурул, который расположен с улицы Юрия Клыкова :

Врата по улице Илюмжинова

Ступы по периметру забора

Главные врата

Там же на заборе висит расписание всевозможных мероприятий и служб, проходящих в Золотой обители Будды в Элисте:

Расписание мероприятий в хуруле

На воротах знаменитая мантра «Ом мани падме хум» :

Хурул расположен на небольшом возвышении, к нему ведет лестница, перед которой расположен Белый старец — Цаган Аав . В Калмыки – это покровитель всего калмыцкого народа.

Кроме того, «Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге - супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия».

Белый старец. (Найдешь зайца?))))

Фонтан и центральный вход

Маковка хурула

Что внутри

Как и в любом буддистском храме, перед входом внутрь нужно разуться. Фотография и видеосъемка внутри запрещена , поэтому расскажу на слова.

В храме 7 уровней. На первом , подземном расположен музей буддизма, конференц-зал, библиотека, раздевалка, туалет.

Второй уровень – это как раз тот зал, куда мы попадаем при входе. Главное молельное помещение, в котором расположена 9-метровая золотая статуя Будды Шакьямуни. Говорят, она украшена настоящими бриллиантами. Это самая высокая статуя Будды в России и Европе. К ней подниматься небуддистам запрещено. Перед статуей лавочки для верующих, трон для ламы, место для простирания. Есть стол с бесплатной пищей для нуждающихся.

С высоты третьего уровня можно посмотреть на зал сверху. Так же там расположены комнаты для приема верующих монахами, целителями и астрологами и администрация, фотографии буддистских мест.

На четвертом уровне – резиденция главы калмыцких буддистов.

На пятый, шестой и седьмой – пройти уже нельзя. На пятом расположена резиденция Далай-ламы XIV, когда он посещает Элисту, на шестом – хозяйственные помещения и на седьмом – комната для медитации особо духовных лиц.

Внутри тебя окутывает состояние спокойствия, гармонии, благости. Созерцание Золотого Будды Шакьямуни как-то успокаивающе действует на нервную систему. А быть может, это запах аромопалочек и намоленная обстановка храма. В любом случае, выйдя оттуда, чувствуешь себя отдохнувшим и вдохновленным, в шаге от просветления.

К тому же, я воочию увидела, что же такое «простирание», о котором я гадала перед ступой Просветления в начале . Я бы назвала это скорее «полежанием»

Фото из сети:

Золотой Будда. Вид с третьего уровня

А теперь пройдемся по периметру Золотой обители

Если посмотреть сверху, то все объекты на территории комплекса расположены по форме мандалы .

Вокруг храма – 17 пагод со скульптурами великих пандитов монастыря Наланда , главного буддийского университета со 2 века до н.э. Пандиты владели в совершенстве всеми науками, известными в то время. У каждого написана его история жизни, что добавляет интереса для осмотра и изучения их всех.

Один из 17 пандитов

На таких табличках подробно описано, кто это и чем занимался

С четырех сторон храма расположено четыре больших молельных барабана — «кюрде» . По буддистской традиции, вращая барабан, ты очищаешься от мрачных мыслей и негативной кармы и накапливаешь духовные заслуги. В каждом барабане свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум» . И одно вращение барабана с чистыми помыслами сравнимо с прочтением вслух миллиона мантр .

Кручу барабан, очищаю карму:)

С каждым кругом специальная палочка задевает колокольчик

Вдоль стен с трех сторон от хурула расположены маленькие кюрде. 2 комплекса по 18 барабанов с каждой стороны. Итого – 108 штук. Идти вокруг храма нужно по часовой стрелке, вращать барабаны тоже.

Маленькие кюрде

Если посмотреть на оформление обители, то каждый элемент не случаен, каждый несет в себе какой-то смысл, связанный с буддизмом. Например, это — колесо Учения , означающее единство всего сущего, 8 его спиц – 8 ступеней к просветлению. Две лани – это первые существа, слушавшие первую проповедь Будды.

Колесо Учения

Будда Шакьямуни – индийский принц из рода Шакьев, посвятивший свою жизнь поиску выхода из круговорота страданий, достигший просветле­ния и указавший этот путь другим.

Абсолютно все живые существа страдают и абсолютно все стремятся к счастью. Вдохновляющий пример Будды позволяет каждому найти путь к гармонии, счастью и просветлению. А Золотая обитель в – прекрасное место для очищения мыслей и обретения внутренней чистоты.

Еще об Элисте:

Калмыкия в наши дни привлекает внимание людей, практикующих и изучающих буддизм. Калмыки – народ, исконной религией которого является буддизм, насчитывающий 2550 лет своей истории. Основное население придерживается традиции Махаяны – Большой Колесницы. Кроме того, степная республика имеет богатую историю и культуру, самобытные ремесла, ярко выраженную восточную архитектуру, знаменита дружелюбием и гостеприимством, великолепной национальной кухней.

Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.

С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире. Свидетельством тому – огромное количество туристов различных вероисповедений и социального статуса, паломников и знаменитых на весь мир политиков, спортсменов, актеров, певцов. Элистинский хурул многие называют «жемчужиной среди степей», а саму Республику Калмыкию - «лотосовой страной».

Посещая хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», обязательно совершить обхождение вокруг хурула один, три или более раз, вращая молитвенные барабаны и читая ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или другую известную вам мантру. Ваши духовные заслуги возрастут многократно, ведь хурул - это святое место, подобное мандале, где есть большая статуя Будды Шакьямуни, собрано все учение Будды - «Ганджур», подаренное Его Святейшеством Далай-ламой XIV, хранятся его монашеские одежды, а также несметное множество статуй и изображений буддийских божеств и защитников Дхармы.