Формы ненаучного познания мира. Особенности различных форм познания. Научное и ненаучное познание. Социальные функции науки

  • Дата: 04.02.2024

В самом общем смысле под знаниями подразумевают совокупность суждений о действительности, которые различаются по степени их общности, глубине ее раскрытия и степени достоверности полученных заключений. В самом термине «знание» можно выделить, по меньшей мере, три различных смысла. Во-первых, можно говорить о знании в чисто практическом смысле, как способности что-то сделать, умении изготовить какую-либо вещь или совершить определенное действие. Умение, ставшее повторяемым и привычным, превращается в навык. Но все подобные практические действия основываются тем не менее на определенном знании, имеющем стихийно эмпирический характер и опирающимся на здравый смысл повседневного опыта.

Однако умения необходимы не только в стихийно-эмпирическом познании, но и в рациональной научной деятельности, где они связаны с приемами и навыками обращения с приборами и установками, способами измерения величин, обработки результатов измерений. На это обращает особое внимание известный венгерский химик и философ М. Полани, много внимания уделявший философским проблемам науки. «То большое количество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, -- писал он, -- свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику.

Из сказанного можно сделать вывод, во-первых что в самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно». Во-вторых, термин «знание» часто отождествляют со смыслом, который имеют в виду при характеристике научного знания. Важнейшей характеристикой такого знания является ценностная установка, которой руководствуется каждый ученый, и которая состоит в поиске объективной истины. Именно ориентация на поиск все новых и новых истин об окружающем мире составляет главную цель любого научного исследования. Соответственно этой цели в науке устанавливаются определенные нормы, критерии и методы исследования, которые мы рассмотрим в дальнейшем. В-третьих, иногда знанием называют мнение, веру и убеждение, где значительную роль играет субъективный фактор. Мнения выражают отношение субъекта к действительности, которое может оказаться ошибочным и противоречащим другим мнениям, а иногда и просто иллюзией.

Вера в нерелигиозном смысле слова представляет собой субъективную оценку какого-либо факта, утверждения, предположения, догадки и т.п. В отличие от субъективной веры различают также рациональную веру, которая основывается на эмпирических фактах, их обобщениях и логических выводах. Именно с такого рода рациональной верой имеют дело в науке, когда для ее определения применяют методы статистической и логической вероятности. Степень ее достоверности при этом может меняться от невозможности до практической достоверности. Значительно более сложный характер присущ убеждениям, которые включают в свой состав рационально-логическую часть, основанную на фактах и логических заключениях, психологическую, связанную с чувствами и эмоциями, нравственную, мировоззренческую и другие. Рационально-логическая часть убеждений анализируется обычно в рамках аргументации. В каком бы смысле, однако, ни рассматривалось знание, его следует отличать от процесса его познания.

Если знание представляет результат изучения действительности, то познание есть процесс его поиска и исследования. Это различие имеет особое значение для науки, в которой процесс познания имеет особенно сложный характер, выходящий за рамки эмпирического познания, которым ограничивается обыденное, практическое и другие формы вненаучного познания. Именно поэтому в науке специально анализируют результаты познания в виде существующих понятий, гипотез, законов и теорий, с одной стороны, а с другой, -- процесс научного исследования, с помощью которого они были получены. Если для анализа, классификации и систематизации результатов познания могут быть использованы логические методы, то для исследования процесса познания чаще приходится обращаться к методологическим и эвристическим, т.е. поисковым, средствам и методам, а также учитывать роль воображения, интуиции, изобретательности и т.д.

Исследованием различных видов знания начали заниматься еще античные философы. Парменид и Платон отличали знание по истине (эпистему) от мнения (доксы). Если подлинное знание дает достоверно истинное знание, то мнение может одержать иллюзию, заблуждение, необоснованную веру и т.п. Потому Платон, например, считал, что единственно достоверное знание дает только математика. Но его ученик Аристотель считал, что и о природе можно получить истинное знание, которое он связывал с физикой (от греч. «фюзис» -- природа) и сам сделал первые шаги в ее создании. Однако древнегреческая наука оставалась в целом умозрительной, поскольку не знала эксперимента, а наблюдения использовала только для простого описания явлений.

Появление экспериментального естествознания в XVII веке выдвинуло в качестве одной из актуальных задач критику схоластических натурфилософских и религиозных взглядов, которые препятствовали познанию объективных законов природы и практическому их использованию в интересах общества. Именно в Новое время возник взгляд, согласно которому подлинное знание дает только наука, опирающаяся не только на математику, как считал Платон, но и на экспериментальный метод, который впервые был создан и успешно применен Галилеем. Поэтому великие основоположники классического естествознания Галилей и Ньютон неизменно подчеркивали, что научное знание следует строго отличать от различных форм вненаучного знания.

В XVIII веке с анализом структуры и границ науки выступил И. Кант, который попытался дать философское обоснование тому научному знанию, которое было представлено ньютоновской механикой. Кант предложил точно разграничить границы науки и ясно отделить его от веры, мнений, мифов и других форм донаучного знания, а также от искусства, нравственности, религии и других форм сознания. Гегель, подошедший к рассмотрению истины как диалектического процесса движения мысли, стал рассматривать знание в более широком контексте. Поэтому он включил в состав знания и донаучные формы знания, а также современные формы духовной культуры. Такой диалектический подход к знанию с соответствующими поправками был в дальнейшем воспринят и марксизмом. Особенности научного познания. Если в донаучный период своего существования наука еще не отделялась от обыденного познания и практики, то по мере своего развития в дальнейшем она превращается в самостоятельную область познавательной деятельности. Главной целью этой деятельности стало производство объективных знаний об окружающем мире, а основой ценностью -- получение истинных знаний о мире. В то время как в обыденном познании освоение мира происходит в рамках непосредственной практической деятельности, наука создает для этого особые абстракции и идеализации. Поэтому она имеет дело непосредственно не с материальными, а абстрактными и идеальными объектами, на основе которых строит свои гипотезы и теории.

Научное познание отличается от обыденного и практического познания также своей системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего известного, наличного и вновь открытого знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы знания. Чаще всего такой системой служит теория, как развитая форма рационального знания. В отличие от этого, обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты, либо их простейшие индуктивные обобщения. Дальнейший процесс систематизации знания в науке находит свое продолжение в объединении теорий в рамках отдельных научных дисциплин, а последних -- в междисциплинарных направлениях исследования. В качестве иллюстрации междисциплинарных исследований, возникших в последние десятилетия, можно указать, например, на кибернетику, а затем синергетику. Известно, что процессы управления изучались в разных науках и до появления кибернетики, но именно кибернетика впервые четко сформулировала их, придала им недостающую общность и разработала единую терминологию и язык, что значительно облегчило общение и взаимопонимание между учеными разных специальностей. Аналогично этому проблемы самоорганизации исследовались на материале биологических, экономических и социально-гуманитарных наук, но только синергетика выдвинула новую общую концепцию самоорганизации и тем самым сформулировала ее общие принципы, которые используются в разных областях исследования. Ее важная заслуга состоит в том, что она впервые показала, что при наличии определенных предпосылок и условий самоорганизация может начаться уже в простейших неорганических системах открытого типа. Возникновение подобных междисциплинарных исследований свидетельствует о наличии в науке тенденции к интеграции научного знания, значительный импульс которой придало развернувшееся после второй мировой войны системное движение. Эта тенденция преодолевает негативные последствия противоположной тенденции к дифференциации знания, направленной на обособленное изучение отдельных явлений, процессов и областей реального мира.

Разумеется, процесс дифференциации играет значительную роль в прогрессе науки, так как позволяет глубже и точнее исследовать их. Тем не менее, чтобы отразить единство и целостность мира и отдельных его систем, необходимо интегрировать научное знание в рамках соответствующих концептуальных систем. Важнейшие функции теоретических систем науки заключаются в объяснении существующих конкретных фактов и предсказании новых, еще неизвестных фактов. Для реализации этих функций и, следовательно, применения результатов научного исследования на практике, наука открывает объективные законы, по которым изменяются и преобразуются предметы и явления реального мира. Если будут известны такие законы, тогда можно будет объяснить, почему происходят те или иные явления и процессы. С другой стороны, знание законов позволяет предсказать новые факты, поскольку они оказываются логическими следствиями из известных законов. Таким образом, именно ориентация науки на открытие объективных законов природы и общества и связанная с ней возможность объяснения не только фактов известных, но и предсказания фактов неизвестных, коренным образом отличают научное познание от остальных, вненаучных форм познания.

Во-первых, в отличие от простого описания изучаемых явлений и процессов наука строит идеальные их модели, на основе которых получает возможность исследовать их в «чистом» виде. Такое исследование осуществляется согласно внутренней логике разработки модели и, если исходные посылки модели были верными, то они могут привести к истинным заключениям, которые не были известны раньше. Благодаря этому такие знания могут значительно опережать известные знания и оказаться неожиданными для практиков.

Во-вторых, возможность опережения наукой существующей практики открывает перед ней огромные перспективы для относительно самостоятельного развития своих идей, моделей и программ. Наука теперь может не реагировать на сиюминутные запросы практики и утилитарные потребности, а продолжать разрабатывать свои теории, руководствуясь логикой развития научной мысли. Как показывает история науки, именно результаты важнейших теоретических исследований оказываются наиболее ценными для практики. Открытие теории электромагнетизма привело к созданию электротехники и радиотехники, квантовая механика способствовала овладению атомной энергией, развитие молекулярной генетики и расшифровка генетического кода дали возможность управлять наследственностью, создавать генетически измененные виды растений и лечить наследственные заболевания. Число таких примеров можно легко увеличить, и все они свидетельствуют об опережающей роли науки в научно-техническом прогрессе общества.

В-третьих, используя экспериментальные методы, наука получила возможность лучше контролировать процесс научного исследования, точнее проверять свои гипотезы и теории. Это избавляет науку от обращения каждый раз к текущей практике. Сначала новые открытия, гипотезы и теории проверяются в ней в лабораторных экспериментах и только потом находят применение на практике, в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях народного хозяйства. С прогрессом науки заметно сокращаются также сроки внедрения новых открытий в практику.

В-четвертых, наука в отличие от вненаучных форм познания применяет специальные средства, методы, приемы и критерии как эмпирического, так и теоретического исследования, которые способствуют целенаправленному поиску истины, делают этот поиск упорядоченным и организованным, что в немалой степени способствует эффективности научных исследований. Так, в эмпирическом познании широко применяются такие средства научного исследования, как разнообразные приборы наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы, фотокамеры и т.д.), и специальные приборы, инструменты, экспериментальные установки и т.п.

В отличие от здравого смысла обыденного познания наука руководствуется также определенными стандартами, критериями или нормами исследования, которые обеспечивают интерсубъективность полученных при этом результатов. Так, например, данные наблюдений или экспериментов должны быть воспроизводимы любым ученым соответствующей области знания, а это означает, что они не должны зависеть от субъекта, его желаний и намерений. Вот почему они называются интерсубъективными. История науки знает немало случаев добросовестного заблуждения ученых при сообщении ими своих результатов, не говоря уже о преднамеренной их фальсификации. Именно поэтому в науке устанавливаются определенные критерии и нормы исследования, которыми должен руководствоваться любой ученый. Такие критерии можно условно назвать универсальными для всей науки, ибо служат, прежде всего, для обеспечения объективности результатов исследования, исключающих всякую предвзятость, предубежденность, произвол и логическую противоречивость выводов.

Критерий непротиворечивости научного знания обеспечивает последовательность мышления, достигаемый соблюдением известных законов классической, или аристотелевской, логики и, прежде всего, закона недопущения противоречия. Решающую роль критерий непротиворечивости играет в таких формальных и абстрактных науках, как математика и логика, где само существование их объектов основывается на этом критерии. Ведь формально противоречивый объект или доказательство не имеет права на существование в науке. Если определение понятия или доказательство теоремы окажется противоречивым, то оно признается неправильным и поэтому должно быть исключено из науки или, по крайней мере, требует исправления.

Соблюдение критерия непротиворечивости обязательно не только для математики и логики, но и для любых наук, в том числе, опирающихся на эксперимент или конкретные факты. Такие науки часто называют эмпирическими, поскольку они развиваются и основываются на различных формах опыта, в том числе наблюдениях и экспериментах, результаты которых составляют эмпирический базис науки. К ним относится большая часть естественных и технических наук. В отличие от них экономические, социальные и гуманитарные науки опираются преимущественно на факты, устанавливаемые в ходе наблюдений социальной жизни и практики, и поэтому их часто называют фактуалъными науками. Поскольку те и другие науки опираются, в конечном счете, на опыт, факты и практику, и тем самым отличаются от абстрактных и формальных наук, то в дальнейшем для единства терминологии, мы будем называть их эмпирическими науками.

Следует, однако, не забывать, что во всех этих науках познание не ограничивается только наблюдениями и опытом, а широкое использует теоретические методы исследования. Почему так важен критерий непротиворечивости для эмпирических и теоретических систем?

Из логики известно, что два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. их конъюнкция дает ложное высказывание. Но по правилу импликации символической логики, лежащей в основе логического вывода, из ложного высказывания можно получить как истину, так и ложь. Поэтому допущение противоречия в рассуждении привело бы к разрушению порядка и последовательности в наших рассуждениях. Чтобы исключить такую возможность, в классической и символической логике вводится особый закон, запрещающий противоречия в рассуждениях (принцип непротиворечивости). С содержательной точки зрения допущение противоречия привело бы к бесплодности науки, ибо противоречивая система не дает никакой конкретной информации об изучаемом мире. Наряду с противоречиями в науке иногда возникают антиномии или парадоксы, которые могут привести даже к кризисам ее оснований. Типичным примером может служить теория абстрактных множеств, построенная Г. Кантором в конце XIX века для окончательного обоснования всей классической математики. Однако вскоре в ней были обнаружены парадоксы, которые свидетельствовали о неблагополучии этой теории, претендовавшей на роль прочного фундамента всей математики.

Со временем число таких парадоксов стало увеличиваться и до сих пор не найдено удовлетворительного их решения. Но как поступили математики с этими парадоксами? Устами великого немецкого математика Д. Гильберта они заявили: «никто не может изгнать нас из рая, который создал для нас Кантор». Поэтому они вместо прежней, канторовской теории построили аксиоматическую теорию множеств, в которой пока не обнаружены парадоксы. Таким образом, антиномии и парадоксы здесь оказались локализованными и изолированными от остальной части работающей теории.

В естествознании нередко также возникают противоречия, когда старые понятия и теории оказываются неадекватными новым опытным фактам. Ученые не сразу стремятся отбросить такие теории, а стараются ограничить границы их применения. Но это вовсе не означает, что с парадоксами не следует считаться. Скорей обнаружение их в теоретической системе свидетельствует о недостаточной обоснованности и адекватности теории, и поэтому задача исследователей состоит в том, чтобы пересмотреть и модифицировать теорию, устранить имеющиеся в ней парадоксы. Часто это приводит к построению новой теории, как показывает пример перестройки анализа бесконечно малых в математике с помощью теории пределов или создание волновой теории света в оптике вместо корпускулярной. Однако логические противоречия в рассуждении нельзя путать с противоречиями в развитии познания, которые выражаются в несоответствии разных сторон, стадий и моментов процесса развития.

Например, в развитии научного познания периодически возникает несоответствие между новыми фактами и старыми способами теоретического их объяснения. Такое несоответствие создает трудность или проблему в науке, которая требует своего разрешения. Поэтому в отличие от формально-логического противоречия несоответствие между новыми фактами и старыми методами их объяснения разрешается не устранением этого противоречия, а построением новой теории, способной объяснить вновь обнаруженные факты. Логический критерий непротиворечивости используется для проверки несогласованности одних утверждений или фрагментов теории с другими и поэтому связан в основном с теоретической стадией исследования. В эмпирических науках прежде всего стремятся согласовать теории с действительностью. Именно для этого их проверяют. Критерий проверяемости в эмпирических науках осуществляется путем обнаружения соответствия или несоответствия научных гипотез и теорий с результатами наблюдений и экспериментов. При этом в одних науках приходится ограничиваться лишь систематическими наблюдениями (астрономия) или дошедшими до нас историческими фактами (археология, история, этнография), в других (физика, химия, биология и другие) -- можно проводить эксперименты, в третьих (экономика, социология, политология) -- в основном приходится анализировать существующие конкретные факты и лишь частично обращаться к эксперименту.

Именно потому, что все эмпирические теории дают нам конкретную информацию о реальном мире, фундаментальным для них является критерий проверяемости, который устанавливает, соответствуют ли выводимые из них суждения действительности или нет. Этот критерий признают не только сторонники эмпиризма и «наивного реализма», но и такие влиятельные в недавнем прошлом направления в философии науки, как логический позитивизм и критический рационализм. Все они также согласны в том, что критерий проверяемости нельзя понимать слишком упрощенно и требовать, чтобы каждое высказывание в теории или в науке в целом, допускало непосредственную эмпирическую проверку. Действительно, многие исходные утверждения, принципы или теоретические законы науки нельзя непосредственно соотнести с эмпирическими фактами, поскольку они содержат утверждения об абстрактных и идеальных объектах, которые отсутствуют в эмпирическом знании.

Типичным примером может служить закон инерции в классической механике, который утверждает, что тело, не подверженное действию внешних сил, будет двигаться равномерно и прямолинейно, пока на него не подействуют эти силы. Ясно, что в реальном мире проверить этот закон непосредственно невозможно, поскольку ни в каком эксперименте нельзя освободиться от действия всех внешних сил. Поэтому проверка этого закона, как и других основных законов, принципов и утверждений теорий опытных наук осуществляется косвенным путем с помощью выведения логических следствий из теории в целом, в которую входит тот или иной закон или утверждение. Поскольку теория представляет собой систему логически взаимосвязанных законов и утверждений различной степени общности и абстрактности, постольку для проверки такой системы выбираются наименее абстрактные утверждения, которые стоят ближе к реальному миру опыта. Их обычно называют эмпирически проверяемыми утверждениями.

Путем сопоставления их с действительными фактами, т.е. с результатами реальных наблюдений и экспериментов, можно судить об истинности и ложности теории. Если реальные факты опровергают проверяемое теоретическое утверждение, то по известному логическому закону modus tollens, т.е. ложности заключения на основе ложности следствия, вся теоретическая система считается ложной. Если же это утверждение окажется истинным, то можно говорить лишь о частичной истинности гипотезы или теории, точнее, о некоторой степени ее подтверждения фактами. Очевидно, что чем больше будет таких подтверждающих фактов, как по числу, так и по их разнообразию, тем выше будет степень подтверждения, теории. Тем не менее никакой гарантии, что будущие наблюдения и эксперименты не могут опровергнуть теорию, не существует.

Поэтому о теориях опытных наук, даже хорошо подтвержденных фактами, в строго логическом смысле можно говорить как о гипотезах. Исторический опыт науки показывает, что даже теории, которые долгое время считались незыблемыми и чуть ли не вечными и абсолютными истинами, как, например, классическая механика Ньютона, впоследствии оказались относительно истинными, верными лишь для процессов определенной области действительности и конкретных условий их применения.

Кроме научного, в аппозицию к нему, выделяют так называемое ненаучное познание. Понятие «ненаучное познание» употребляется в двух смыслах: 1) ненаучное познание объединяет в себе все виды познавательной деятельности, не являющиеся собственно научной деятельностью (то есть все то, что не наука); 2) ненаучное познание отождествляется с паранаучным (или околонаучным) познанием (с парапсихологией, алхимией и тому подобными явлениями, где используется язык науки, научные средства и приборы, но, тем не менее, наукой это не является).

Ненаучное познание в первом смысле включает в себя следующие виды или формы:

1. обыденно-практическое познание, которое осуществляется в повседневной жизни человека. Оно дает элементарные (простейшие) сведения о природе, о людях, условиях их жизни, социальных связях и т.п. В его основе лежит опыт житейской практики человека;

2. Игровое познание – это важнейший элемент познавательной деятельности не только детей, но и взрослых (взрослые играют в так называемые «деловые» игры, спортивные игры, играют на сцене). В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает новые знания. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике, где все чаще применяются игровые модели и игровые сценарии, в которых проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.

3. Мифологическое познание – оно играло важную роль прежде всего на начальных этапах человеческой истории. Его специфика в том, что миф представляет собой фантастическое отражение реальности в сознании человека. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, об условиях их бытия, формах общения и т.д. В последнее время философы утверждают, что миф – это своеобразная модель мира, позволяющая передавать и закреплять опыт поколений людей.

4. Художественное познание – это форма познания получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно большой познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность, искусство (живопись, музыка, театр и т.д.) удовлетворяет потребности людей (потребности в красоте и в знаниях). В любом произведении искусства всегда присутствуют определенные знания о разных людях и их характерах, о странах и народах, о различных исторических периодах и т.п.

5. Религиозное познание – вид познания, который соединяет в себе эмоционально-чувственное отношение к миру с верой в сверхъестественное. Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей знаний, накопленных людьми в течение тысячелетий, являются, например, Библия, Коран и др. Священные книги.

6. Философское познание – специфический вид познания, очень близкий к научному познанию. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что на них невозможно получить однозначный ответ. Философское познание, в отличие от научного, не просто строит объективную картину мира, но обязательно как бы «вписывает» в эту картину человека, пытается определить отношение человека к миру, чего не делает наука.

Во втором смысле понятие «ненаучное познание» отождествляется с так называемым паранаучным познанием. Паранаука претендует на научность, использует научную терминологию, но не является научным познанием в действительности . К паранаучному познанию относятся так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, парапсихология, парафизика и т.п. Их существование обусловлено тем, что научное знание пока не может дать ответы на все вопросы, в решении которых заинтересованы люди. Биология, медицина, другие науки, например, не открыли еще способов продления человеческой жизни, избавления от болезней, защиты от разрушительных сил природы. На паранауку люди возлагают надежды найти решения жизненно важных проблем. Эти надежды поддерживаются непорядочными людьми, стремящимися нажиться на человеческом несчастье, а также средствами массовой информации (газетами, телевидением и т.п.), падкими на сенсации. Достаточно вспомнить выступления на радио т телевидении различных экстрасенсов, психотерапевтов, «заряженную» воду и т.п. Многие люди оказались восприимчивыми к этим «чудесам».

Вненаучное знание – информация, которую человек приобретает в процессе познания мира ненаучными методами. Все представления об окружающей действительности, которые выходят за рамки науки, относятся к категории ненаучного знания.

Научное и ненаучное познание, которые представляют собой массив познаний человечества за всю историю его существования, не являются хаотичным набором информации. Но объем этой информации, её разноплановость и диапазон применяемости фантастически грандиозный.

За всю историю человеческой цивилизации не было персонажа, который бы убедительно заявлял, что владеет хоть сколько-нибудь значительной частью всего объема человеческого знания. Однако есть масса людей, которые постоянно ориентируются во всем этом объеме, извлекают из него полезную информацию и формируют материал для получения новых сведений о явлениях.

Процесс оперирования всем информационным объемом возможен благодаря тому, что каждое, в том числе вненаучное знание имеет форму.

Согласно формальной логике, которая является основой не только научного познания, но и во многом помогает ненаучному, форма – внутренняя структура содержания. То есть связи, которые формируют содержание по определенному порядку.

Исходя из данного определения, философы выводят несколько форм ненаучного знания, которые имеют собственную внутреннюю структуру, и содержание которых сформировано на основе присущих только этим формам связям.

Состав и взаимосвязи ненаучных знаний

Структура ненаучной формы знаний мало чем отличается от структуры научного знания:

  • объект познания
  • теоретические изыскания;
  • практическое применение.

Презентация: "Виды познавательной деятельности. Обществознание"

Вот именно по этим трем пунктам и разделено все вненаучное знание человека о мире на 5 форм:

  • обыденное;
  • художественное;
  • философское;
  • религиозное;
  • мифологическое.

Формирование обыденного знания

Обыденное знание представляет собой информацию, полученную на основе житейского опыта, о практической стороне жизни человека. Как приготовить еду, как добраться из одного города в другой, как заработать средства на жизнь – на все эти вопросы ответит обыденный кругозор, доступный определенному человеку.

В данном случае объект познания – способы обустройства практической стороны жизни человека.

Как любое знание, обыденное имеет теоретический аспект и практический аспект. Теория обыденного знания представляет собой весьма ограниченный объем информации, поскольку развивать теории средствами, доступными обыденному познанию, практически невозможно.

Практически все теоретические основы, которые однажды пришли в житейскую практику, либо вышли из науки, либо подхвачены нею и развиваются уже в рамках научного познания. Так, теоретическая часть личной гигиены пришла в быт из сферы научного познания (биология, медицина) и безоговорочно принята подавляющей частью цивилизованного человечества. В то же время далеко не все могут доступно сформулировать, почему нужно мыть руки перед едой.

Основная часть обыденного знания всё-таки приходится на практику. Действуя, человек получает новые знания и учится применять уже имеющиеся.

Художественное познание

Объектом художественного знания является художественный образ, с помощью которого постигается смысл определенного явления окружающей действительности.

Теория художественного вненаучного знания представляет собой информацию, которая позволяет изучить предпосылки, методы и средства, которые доступны человеку для формирования художественных образов:

  1. История искусств раскрывает весь путь, который прошло человечество в поисках выразительных средств для создания ярких образов.
  2. Теория искусств учит, какими средствами и методами можно достигнуть формирования того или иного образа.
  3. Изучается взаимное влияние социума и искусства для определения дальнейших перспектив развития художественного знания.

Практическая реализация художественного знания выражается в создании художественных произведений.

Философское знание

Несмотря на то, что есть такая наука – философия, сами философы отдельно выделяют философию, как вненаучное знание.

Чем это объясняется? Наука как способ познания мира, имеет строгий регламент, нарушение которого влечет признание исследований ненаучными или даже лженаучными.

Философия как наука изучает познавательную деятельность человека. Инструменты, которые философия при этом использует, ограничиваются рамками научного метода. Но человек как познающий субъект, и сам всегда стремился объяснять себе и окружающим внутренние процессы, связанные с собственным познанием.

Вот эти объяснения и формируют философские представления человечества, которое в последующем становится базой для исследований. Такие исследования осуществляются либо с использованием научных методов и средств, либо с применением других форм ненаучных представлений (религиозное, мифологическое).

В повседневной жизни иногда можно наблюдать, как применяется философское вненаучное представление. Яркий пример – когда кто-то советует всё познавать на собственном опыте. В этом случае предлагается использовать определенный способ познания, который, по мнению советчика, способен дать боле достоверную информацию о процессах и явлениях окружающей действительности.

Мифологическое знание

Одна из самых древних традиций человечества – пытаться создать целостную картину мира, очеловечивая его и объясняя непознанные аспекты объективных явлений личностными особенностями проявлений человеческой природы и воздействием магии.

Основной объект мифических представлений – действие магических сил на мир и на человека. Именно благодаря магическому воздействию существуют те или иные связи между людьми и миром.

Невозможность объективного познания этих действующих сил заставляет искать понятное человеку объяснение. А что может быть человеку понятнее, чем он сам?

По этой причине в мифах все магические явления характеризуются человеческими характеристиками:

  • имеют человеческий облик;
  • им характерны человеческие эмоции;
  • понимают человеческие поступки и умеют их оценивать.

На практике мифологические знания чаще всего используются как вспомогательные. Мифы развивают творческое мышление, позволяют дать ребенку первичные представления о мироустройстве, дают материал для исследования причин возникновения тех или иных мифических категорий у разных народов.

Религиозное познание

Объектом религиозного вненаучного знания является Бог как творец всего сущего.

Теоретическая база религиозных представлений колоссальна. Кроме того, что за всё время своего существования человечество наработало огромный массив религиозных знаний, и они постоянно пополняются новыми трактовками и суждениями.

Развитие науки и технологий, смена социальных концепций и возникновение новых потребительских стандартов требуют от религии подведения все новых и новых теоретических баз под веками существующих религиозных доктрин.

Необходимость сохранения и укрепления влияния религиозной информации на современное общество ведет к тому, что исследователи религиозных проблем вкладывают в свои разработки механизмы популяризации определенных идей среди широких масс, уходя тем самым от сакрализации таинства сопричастности к божественному промыслу.

Практически религиозные представления используется в обрядах, в формировании социально-культурной среды того или иного сообщества и в посильном решении тех проблем общества, которые не под силу решить современной науке.

Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности.

Ей всего около пяти веков от роду, тогда как история человека разумного началась намного раньше, в пятом тысячелетии до нашей эры. При этом процесс познания человеком мира и своего места в нём шел непрерывно, во все времена.

И только очень отважный мыслитель решится заявить, что достижения человечества донаучного периода уступают по важности и значимости тем, которыми сегодня гордится современная наука.

Научное и ненаучное познание – два основных инструмента получения знаний об объективной действительности. Кроме этих двух форм, существует еще и субъективное познание, а также самопознание.

Определение

На первый взгляд кажется, что ненаучным знанием можно назвать всё, что не входит в предмет изучения науки. Но это далеко не так. В действительности ненаучное знание – это чётко сформулированная категория философии, которая имеет свои границы, законы и правила применения.

Более того, ненаучное знание – один из основных источников получения информации для науки.

Под ненаучным понимается знание, которое нарабатывается человечеством без определенной системы. Оно формально не закреплено в сводах законов наук естествознания и его основные положения не рассматриваются и не исследуются теми теориям, которые наработаны наукой.

Презентация: "Ненаучное познание"

Характерные черты, которыми обладает ненаучное познание:

  • максимальная приближенность к чувственному опыту человека и отсутствие исследований идеальных моделей явлений, характерных для научных абстракций и эмпирических построений.
  • связанность с практическими жизнью и опытом человека и с его насущными утилитарными потребностями;
  • отсутствие специальных средств и методов, которые позволили бы исследовать проблемы и гипотезы, возникающие при любых формах вненаучного познания;
  • отсутствие единых правил, стандартов, норм, критериев оценки результатов проведенных вненаучных исследований;
  • отсутствие возможности взаимодействия ненаучных знаний между собой и невозможность проверить их на внутреннюю противоречивость, ввиду того, что не разработана систематика ненаучного познания.

Разновидности

Официально философия признаёт существование четырёх форм ненаучного познания. Это такие виды ненаучного познания:

  • мифологическое;
  • обыденное;
  • народная мудрость
  • паранаука.

Мифология как вид познавательной деятельности

Мифология – дошедший до нас из глубины веков способ объяснения человеком некоторых событий объективной реальности. Те явления, которые не могли быть исследованы людьми при помощи имеющегося массива общепризнанных познаний, объяснялись ими с самых разных позиций.

Каждая народность наделяла объективную реальность теми чертами и характеристиками, которые сформировали бы целостный образ взаимодействия действительности с конкретным социумом.

Основные характеристики социума, которые становились основой для создания мифов:

  • структура общественного устройства (распределение основных прав и обязанностей между всеми членами общества);
  • структура семьи (положение женщины, способы воспитания детей, отношение к родителям и т.д.);
  • способы добычи продовольствия и предметов первой необходимости (земледелие, скотоводство и т.д.);
  • природные условия, в которых проживала община.

Познание в процессе повседневной жизни

Форма приобретения ненаучных знаний в процессе повседневной жизни называется обыденным или бытовым познанием.

Обыденные знания имеют большую практическую ценность и подсказывают человеку способы поведения в тех или иных житейских ситуациях.

Польза обыденного знания:

  • даёт нюансы применения накопленного опыта в повседневной жизни;
  • может передаваться из поколения в поколение путем поучений;
  • нарабатывает базу универсальных познаний, которые упрощают бытовую жизнь человека.

Недостатки применения обыденного знания – оно всегда субъективно и перед тем, как полагаться на чужой опыт, необходимо убедиться в его полезности на собственном опыте.

Народная мудрость

Это ненаучное познание в виде своеобразной компиляции мифов и обыденных знаний, которая передается из поколения в поколение в виде примет, пословиц, поговорок, сказок, песен и т.д.

Народная мудрость как форма познания характеризуется:

  • обобщенностью;
  • неоднородностью и противоречивостью;
  • стихийностью;
  • стереотипностью;
  • большой вероятностью заблуждений.

Паранаука

Эта форма познания человеком объективной реальности существует гораздо дольше, чем сама наука, и всегда была интересна человеку.

Для понимания процессов в рамках паранауки нет необходимости нарабатывать специальный категорийный аппарат или использовать специальные приспособления, как этого требует наука.

Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений.

Но очевидные минусы говорят о том, что паранаука не способна добиться тех результатов, о которых заявляет во время проведения своих специальных исследований.

Недостатки паранауки:

  • использование сведений, которые не подтверждены экспериментальным путем и зачастую противоречат данным науки;
  • несоответствие гипотез и выводов основным научным представлениям;
  • спекуляции на неисследованных феноменальных явлениях.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания - интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение.

Интуиция - способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным. Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. Например, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), который во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Тем не менее решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Очевидно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Вера является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, чтобы знать», - говорил средневековый схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109).

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить - в литературе, музыке, живописи, скульптуре - тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) - личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Однако научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.

Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

Причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой - в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение или заказ. Исходя из этого можно дать следующее определение.

Лженаука - это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, осуществляет широкую издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) зачастую сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее можно выделить некоторые общие показатели лженаучности. Обычно ненаучны:

о концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Например, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а только ограничила ее определенными условиями;

о всеобщие и глобальные теории - от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; таким теориям противоречит и все более осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями;

о теории, отличающиеся туманностью и непонятностью доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы;

о бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна;

о теории, в которых смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.);

о непроверяемые теории, поскольку они основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.

Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий.

Креационисты (сторонники концепции, согласно которой мир сотворен богом) корректируют свою гипотезу всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. Например, находки палеонтологов подтверждают эволюционную теорию: залегание окаменелостей демонстрирует последовательность видов, сменявших друг друга на протяжении миллионов лет. Креационисты в ответ выдвинули теорию, что окаменелости представляют собой останки животных, погибших во время всемирного потопа, а крупные и тяжелые кости (в частности, кости динозавров) находятся в более низких слоях, поскольку во время наводнения они под тяжестью своего веса глубже погрузились в ил.

В ответ на доказательства того, что Вселенная возникла более 10 млрд лет назад (согласно гипотезе творения, миру всего 6-10 тыс. лет), креационисты отвечают, что время не является чем-то постоянным: оно может замедляться или ускоряться по божественному велению.

В целом, если все усилия сторонников какой-либо идеи направлены на защиту теории, а не на поиск новых знаний, это может служить показателем ненаучности идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному оправданию идей или к жалобам на гонения со стороны официальной науки).

Настоящая наука обладает предсказательной силой, т.е. способна предсказывать новые явления, а не просто объяснять давно известные.

Применение теории всемирного тяготения Исаака Ньютона (1643- 1727) к расчету орбит планет Солнечной системы позволило уче- ным-астрономам теоретически предсказать существование планеты Нептун. Позже планету действительно обнаружили на предсказанной орбите. Возможность подобных открытий является важной характеристикой истинной науки, которая не пытается защитить старые теории, а направлена на поиск нового.

Представленные показатели лженаучности довольно условны и верны не во всех случаях. Ученый действительно может придумать новую общую теорию, он может незаслуженно подвергаться гонениям и т.д. Но если его теория соответствует сразу нескольким из приведенных показателей, то ее научность более чем сомнительна.

Лженаука обычно оформляется в виде эзотерики, мистики, сектантства, фальсификаций и спекуляций, информационного и политического заказа и т.д. Она редко является безобидной: практически все ее формы оказывают негативное воздействие на психику человека. Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: психическое здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. К научным способам познания относят чувства и разум, к ненаучным - интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение.
  • 2. К основным видам познания относят обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное и философское.
  • 3. Лженаука - это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

ВОПРОСЫ

  • 1. В чем проявляются основные отличия научного познания от ненаучного? Свободно ли научное знание от заблуждений?
  • 2. Перечислите основные признаки лженаучности. Какие из них вы считаете самыми важными?
  • 3. Дайте свои примеры лженауки. Какие показатели свидетельствуют о том, что названные вами теории лженаучны?
  • Флогистон (от греч. phlogistos - горючий), по господствовавшим в химииXVIII в. представлениям, - особая огненная материя, содержащаяся во всех горючих веществах. Позже флогистонную теорию сменила кислородная теория.