Евпраксия преподобная. Святая преподобная евпраксия дева Греческая икона евпраксия

  • Дата: 19.08.2023

Преподобная Иулиания и преподобная Евпраксия Московские

От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

По плоти были они родные сестры святителя Алексия, Митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр.

Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон (будущий святитель Алексий), и двух дочерей - Ульяну и Иулию.

Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата, сестры Ульяна и Иулия полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.

Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг - Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской, а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской.

Самостоятельных женских монастырей в Москве тогда еще не было - обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату, Митрополиту Алексию, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, его небесного покровителя. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные святителю Московскому Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским Митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и омывалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой - Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву Митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 г. был основан первый в Москве женский монастырь.

Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия - Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями - стародевичьим.

Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительный устав. К этому времени общежительный устав уже был введен в Свято-Троицком монастыре преподобного Сергия.

Повелением Митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста - числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. В ночь на 3 мая 1393 г. преподобная Иулиания отошла ко Господу. Ее погребли с подобающей честью около монастырского храма. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 г., на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 г. соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления, совершавшиеся по молитвам основательниц.

Лишь с закрытием обители в 1925 г. была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни, возобновилась и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих. Множество паломников ежедневно посещает Зачатьевский монастырь, взыскуя духовного утешения у могилок святых основательниц. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумения Иулиания и монахиня Евпраксия в мае 2001 г. были причислены к лику местночтимых святых Московской епархии.

Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских совершается 3 (16) мая.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379–395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два – три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

"В Рязанской области есть город Зарайск,название которого произошло от старинного церковно-славянского слова "заразиться",то есть убиться насмерть.Именно в этом городе жила героиня песни:

Вновь доносят нам были:
Русь святою была,
Жаль,что мы позабыли
Наших предков дела.
Здесь младенец и старый
Нашу веру хранил,
Мудрый воин удары
От Руси отводил.

Евпраксия, Евпраксия,
Голубица России...

И князья проливали
Благородную кровь,
Вдовы не отдавали
На попранье любовь.
Так рязанка-княгиня
В неком граде жила
Евпраксия-ей имя,
Молодая жена.

Мало кто пока ещё знает,что прекрасная повесть о её любви и подвиге,как упавшая звезда,сверкнувшая в глухой ночи и навсегда оставившая в её тьме алмазный,искрящийся след,навеки вписана теперь в русские святцы: не так давно она признана святой.За что и почему?
Евпраксия жила во времена монголо-татарского ига и свершила свой подвиг тогда,когда истекающая кровью Русь лежала в пепелищах и разоре,опустошённая и разграбленная частыми набегами лютого врага.Чтобы откупиться от него и получить хотя бы малую передышку,рязанская земля послала к Батыю посольство с богатыми дарами.Отправился к татарскому хану "бить челом",смягчить его сердце и благоверный князь Феодор,оставивший на руках молодой жены трёхлетнего сына Ванюшку.

Проводила супруга
В Золотую Орду
И,лишившися друга,
Поджидала беду.
Пред иконой молилась,
Чтоб Господь силы дал.
Николай Чудотворец её утешал.

Евпраксия,Евпраксия,
Голубица России...


То,что произошло позже,было характерно для тех страшных времён:

Хан Батый ненавидел
Православия дух.
Лишь послов он увидел,
Молвил Феодору вслух:
"Чтобы с вестью хорошей,
Мог вернуться скорей,
Красоту дай изведать
Евпраксии твоей."

Евпраксия,Евпраксия,
Голубица России...

Как удивительно бывает всё в жизни святых людей! Семь столетий назад в Православном храме у Алтаря соединились под брачными венцами двое, достойные друг-друга не только по глубине своих чувств,но и по высоте того подвига и по тяжести тех мученических крестов,которые почти одновременно вынесли они ради исполнения Христовой заповеди души и тела:

На обиду такую
Князь решился сказать:
"Не тебе,нечестивец,
Красоту её знать!
От венца обещалась
Мужу верность хранить.
Лучшей ей умереть,
Чем в позорище жить..."

Евпраксия,Евпраксия,
Голубица России...

Да будет вам известно,что в трудную и грозную минуту князь Феодор не случайно вспоминает слово, данное его невестой "под венцом".Обещание взаимной супружеской верности "до гробовой доски" давалось раньше каждой парой,которая вступала в брак.Молодые произносили его,стоя пред святым Алтарём,(а значит в присутствии самого Бога).Этот чин церковного венчания дошёл до нашего времени неизменным.В самый торжественный момент венчания из Алтаря выносятся брачные венцы.Они полагаются священником на главы супругов как знак их победы над чувственностью и как награда за целомудрие,сохранённого ими до заветного дня.О чистоте мужа и жены в этот момент молится вся церковь,прося Бога сберечь брачное ложе "чисто и не скверно".
...История свидетельствует:обручённые Богом,рязанские князь и княгиня твёрдо хранили на родине благочестие молодой семьи.И вот теперь,защищая его,они встали перед последним выбором,в котором трудно было не дрогнуть.Можно предположить,чем сопровождалось это безстрашное стояние:

Тут лихая головушка
С плеч удалых долой.
Полетела соловушка
С горькой вестью домой.
Кони рассвирепелые
Злых татар понесли.
Ворвались в храмы белые
И людей посекли..

Евпраксия,Евпраксия,
Голубица России...

Долго томилась,ожидая возвращения молодого мужа из Золотой Орды,красавица Евпраксия.Часто поднималась молодая княгиня на крепостную стену,чтобы увидеть,не пылит ли снежной вьюгой дальняя дорога,по которой должен был возвратиться её Феодор с верными ему людьми.И однажды увидела:завихрились по ней белые воронки,которые стремительно приближались к городским воротам.Но не было отчего-то радости у неё на сердце...Тревожно ныло,нарывало оно глухой болью,билось неровными толчками.И вещий голос любящего женского сердца не обманул её...
Не было князя Феодора среди гонцов,приехавших из Золотой Орды.И лица их со свинцовыми полукружьями под глазами были худыми и страшными...Потупив взоры,молча спешились они с запаленных скакунов и упали княгине в ноги.Чёрной свистящей стрелой пронеслась над толпой горожан и вонзилась в сердце молодой вдовы весть о страшной гибели мужа.Упала княгиня,как подкошенная? Забилась в крике? Или,побледнев,окаменела в горе,как это иногда бывает? Неведомо...
Нет,никогда не узнаем мы тайны того бездонного страдания раненной горем,горящей в муке одиночества души,которое силой Божией благодати таинственно переплавляется иногда в жертвенный подвиг.
Молодая княгиня знала:при первом же набеге татары её обесчестят,а сына возмут в плен и воспитают потом в ненависти к Святой Руси.И допустить этого не могла.
Взяв на руки маленького сынишку,Евпраксия поднялась на высокую колокольню.Последний раз обвела взором родные до боли окрестности,оттолкнулась от проёма и полетела вниз...

А княгиня младёшенька-
С колокольни на снег
И Ванюшка хорошенький
Заразились навек.
И услышала пажить
Неземную печаль:
"Ой,любимый мой княже,
Голубицу встречай.

Вот лечу я к тебе
С любым сыном в руках,
В посмеянье Орде,
В живот вечный в веках".
Так взывала княгиня
Семь столетий назад.
И с тех пор называться
Стал Зарайском
Тот град.

Евпраксия,Евпраксия,
Голубица России...

На конференции по канонизации святого благоверного князя Феодора и княгини Евпраксии было много споров: самоубийство это или нет? Конечно,она сделала это не случайно,не от отчаяния,а по благословению-во спасение своей души,чтобы татары её не обесчестили,и чтобы сын её не попал в Орду...Это был настоящий христианский подвиг.
Один из выступающих сказал тогда знаменательные слова,и эта мысль потом звучала тогда в докладах:"Давайте воспитаем таких жён и матерей,и тогда у нас будет совсем другое Отечество...".

Коли хочет Россия
Снова на ноги встать.
Надо ей Евпраксий
Породить,воспитать...

Именно этими строчками и заканчивается песня о рязанской княгине Евпраксии.

Я слушала её и думала:почему вы не любопытны к своей истории? Почему так скудны и убоги ваши знания о людях высокой жизни? Что мешает нам рассказать современной девушке,с нечистых уст которой срывается мат,о душевной красоте таких женщин,какими были Анна Кашинская,милосердная Иулиания Лазаревская или великая княгиня Елизавета Романова?Святые были путеводными звёздами христианского мира,а подражание их подвигу выпрямляло вывихнутую жизнь не одного поколения,пережившего окаянные времена.
"В русских святых ,-пишет И.А.Ильин,-мы чтим не только Небесных покровителей святой и грешной России:в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути...Их идеал веками питал народную жизнь:у их огня Русь зажигала свои лампадки."
Житийная литература хранит множество примеров "христоподражательной жизни" святых,рассказывает о том,как порою "до крови" и мученических венцов стояли на страже девства христиане:юноши и девушки."

Л.А.Ладик."Солнце честного девичества."

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.
Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.
Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.
Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.
Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).
Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.
Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.
Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.
Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.
Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).