Евангельские чтения на каждый день онлайн. Евангелие от Матфея: с толкованиями и комментариями. Читать онлайн. Евангельские и Апостольские чтения

  • Дата: 22.12.2023

вопрос строго православным(внутри) календарь и получил лучший ответ

Ответ от Игорь[гуру]
давно не был в церкви. но одно время учавствовал в службах чтецом.
рождение церкви считается от праздника пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов.24 неделя это и есть 24 по счету в этом году от праздника.
Лк. , 24 зач. , VI, 17-23. - я так понял у вас в руках церковный календарь. Лк это евангелие от Луки, евангелие разбито на главы и стихи. 24 зач (зачало по старославянски начало) в престольном евангелии и апостоле применяются эти термины, это то что должно читаться в указанный день соответственно празднику, на службе. Vi это четвертая глава из указанного евангелия и 17-23 это стихи в данной главе.
эти сокращения применяются для удобства, много текста будет написано если каждый раз писать. Евангелие от Луки 24 зачало четвертая глава 17 -23 стихи. тут просто никаих книг не хватит.
так же и с указателем чтений, и житиями святых. Кол 3 (послание апостола Павла колосянам 3 глава) 17 стих до 4 главы первого стиха.
надеюсь что разъяснил. обращайтесь если чтото не понятно.

Ответ от Николай Прусенков [гуру]
давайте начнем с отмеченного ВАМИ; Кол. 3, 17-4. 1 - это значит, что ВЫ открываете послание к Колоссянам и читаете главу 3 со строф 17 по 1 строфу 4 главы; Лк. 9. 44-50 - Вы открываете Евангелие от Луки и читаете в 9 главе строфы от 44 по 50...на зачала поделено специальное служебное Евангелие...


Ответ от Brevis [гуру]
Сокращения не только православные знают
что из Библии Лк. 12:48-59 От Луки, глава 12 стихи 48-59
СЕДМИЦА - древнерусское название недели
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - Иначе называется Днем Святой Троицы.
то есть 24 неделя после Святой Троицы

Все тексты на сегодня представлены в соответствии с указаниями Типикона. Специальные чтения обозначены только для Великих и бденных праздников.

Порядок чтений: Пятница, 31 января 2020 г. (18 января ст.ст.)
Седмица 33-я по Пятидесятнице
Свтт. Афанасия (373)
и Кирилла (444), архиепископов Александрийских
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского

На русском in English На завтра

Евангельские и Апостольские чтения

На литургии

Апостол
1Пет.1:1 Петр, Апостол Иисус Христов, избранным пришельцем разсеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии,
1Пет.1:2 по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление Крове Иисус Христовы: благодать вам и мир да умножится.
1Пет.1:10 о немже спасении взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша,
1Пет.1:11 испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех, и о славах, яже по сих:
1Пет.1:12 имже открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам благовествовавшими вам Духом Святым посланным с небесе, в няже желают Ангели приникнути.
1Пет.2:6 Зане писано есть в Писании: се полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен: и веруяй вонь не постыдится.
1Пет.2:7 Вам убо честь верующым, а противящымся камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, и камень претыкания и камень соблазна:
1Пет.2:8 о немже и претыкаются слову противляющиися, на неже и положени быша.
1Пет.2:9 Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет:
1Пет.2:10 иже иногда не людие, ныне же людие Божии: иже не помиловани, ныне же помиловани бысте.
Евангелие
Мк.12:1 И начат им в притчах глаголати: виноград насади человек, и огради оплотом, и ископа точило, и созда столп, и предаде его тяжателем, и отиде.
Мк.12:2 И посла к тяжателем во время раба, да от тяжатель приимет от плода винограда:
Мк.12:3 они же емше его биша и отослаша тща.
Мк.12:4 И паки посла к ним другаго раба: и того камением бивше, пробиша главу ему и послаша безчестна.
Мк.12:5 И паки иного посла: и того убиша: и многи ины, овы убо биюще, овы же убивающе.
Мк.12:6 Еще убо единаго сына име возлюбленнаго своего, посла и того к ним последи, глаголя, яко усрамятся сына моего.
Мк.12:7 Они же тяжателе реша к себе, яко сей есть наследник: приидите, убием его, и наше будет наследствие.
Мк.12:8 И емше его убиша и извергоша его вон из винограда.
Мк.12:9 Что убо сотворит господь винограда? Приидет и погубит тяжатели и даст виноград инем.
Мк.12:10 Ни Писания ли сего чли есте: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла:
Мк.12:11 от Господа бысть сие, и есть дивно во очию нашею?
Мк.12:12 И искаху Его яти, и убояшася народа: разумеша бо, яко к ним притчу рече: и оставльше Его отидоша.

Вруке Христа Живого почти на всех иконах - свиток Писания: Господь, Господин истории, Агнец закланный, распятый и воскресший - Он единственный, Кто может открыть все печати, потому что Он в нас и мы в Нём. В свете Пасхальном наше прочтение жизни должно всё более и более освещаться чтением Писания. Господь хочет « открыть наш ум к уразумению » событий, даровать нам способность видеть Его живое присутствие во всякой нашей смерти, потому что смерть побеждена Им. « Не бойся, Я был мертв, но вот, Я жив во веки веков »(Откр. 1:17-18).

В книге Неемии рассказывается, что после возвращения из 70-летнего Вавилонского плена богоизбранного народа священник Ездра читает Писание, забытое за годы изгнания. И все от восхода солнца до полудня внимают ему со слезами, в которых радость обретения Закона Божия смешана с печалью о их неверности, послужившей причиной этого плена после долгого периода разделений, предательств и бесполезных компромиссов с амбициозным язычеством.

О, если бы сегодня наш народ после своего не менее продолжительного и не менее страшного плена мог вернуться к слушанию слова жизни! Однако всё делается, чтобы лишить его этой возможности не только физически, но самое главное - сделать неспособным к восприятию высшей правды. А нам, христианам, дано, по милости Божией, стоять в храмах и слушать, как бы за всех, благовествование Евангелия. Мы слушаем это слово со смирением и благодарностью к Тому, Кто обращается лично к каждому из нас. Поистине мы должны слушать Евангелие, как если бы Сам Господь присутствовал здесь и говорил с нами. Пусть не скажет никто: блаженны, кто мог видеть Его. Потому что многие из тех, кто видел Его, участвовали в Его распятии, а многие из тех, кто не видел, уверовали в Него. Те же самые слова, которые исходили из уст Господа, запечатлены письменно, чтобы сохраниться для нас.

Возможно ли любить кого то, не зная его? Посвящать каждый день, хотя бы немного времени, чтению Евангелия с молитвой, значит начать постепенно познавать и видеть Христа, подобно тому как видели Его апостолы. Он Сам - в этих словах, исполненных мудрости, сострадания к несчастью грешников, святого гнева и твёрдости по отношению к дельцам от религии, терпеливой заботы об учениках, которые часто не понимают смысла Его слов. Трудно любить Господа, подлинно познавать Его, не слушая Слово Божие, не читая Святое Евангелие - хотя бы несколько минут каждый день.

Прежде чем начать чтение Евангелия за богослужением, священник или диакон произносит: « И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим ». А какой молитвой молится перед этим священник: « Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче, Твоего богоразумия нетленный свет ». И далее: « Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия. Мир всем ». И завершается чтение, как и начинается, нашим ответом: « Слава, Тебе, Господи, слава Тебе ». Как воздаём мы славу и хвалу Господу? Словами и делами, жизнью нашей? Или тут же забываем об этом слове, делая его бесплодным? Какое изгнание от лица Божия последует после этого для нас? - Горшее, чем Вавилон. И в своем Отечестве мы, весь народ наш, можем оказаться в худшем, чем Вавилон, плену. Великий враг Божий в мире - незнание самого главного; духовное невежество - причина и корень всех бед и зол, отравляющих народы и приводящих в смятение человеческие души. Невежество, усугубленное мощным организованным воздействием телевидения и СМИ, якобы объективно, без Бога, освещающими происходящее в жизни. Сколь великое множество людей, именующих себя православными христианами, терпят духовное поражение, становясь лёгкой добычей врага, - только вследствие отсутствия твёрдого знания своей веры. За невежеством следует заблуждение, пустота заполняется чернотой. Что может быть печальней того, когда незнание слова Божия делает мир неспособным принять спасение Христово, предлагаемое ему!

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

В этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь». Накануне Страданий Христовых, накануне Креста Господня, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его. И один из них, из этих законников-богословов, спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 – отрицательными, предупреждающими, чего делать не до лжно.

Что об этом думает Христос? К Нему обращается профессор богословия, и мы не слышим интонации его голоса – с почтением он обращается ко Христу или с торжествующей насмешкой. Если Господь возвысит одну заповедь, то Он умалит другие, а все заповеди равноценны пред Богом, говорят они. И Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие, а потому что она включает в себя все заповеди.

Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какая величайшая заповедь сокрыта внутри закона, какое сокровище хранится в его глубине. Весь закон и пророки, говорит Он, утверждаются на этих двух заповедях. Это значит, что все Писание лишается смысла – все заповеди – если нет в них любви, по крайней мере, устремленности к любви.

Мы знаем, как слово Божие говорит нам о любви. Действительно, Бог наш есть любовь. Все в мире – и небо, и земля, не только закон и пророки – утверждается на любви. Убери закон любви, и все рассыплется. Все пророки говорят о любви и живы любовью, потому что только любовь зряча. Только любовью можно видеть то, что происходит здесь, на земле, и в вечности. И только любовь делает законными отношения между людьми. И ничто не является в нашей вере истинным и православным, если на первом месте не стоит любовь.

Святые отцы говорят, что любовь – это главная крепость. Только в ней может обретать безопасность воинство Христово, то есть мы, ищущие Господа. Любовь – это самая главная тайна человека. Что такое человек? Это существо, созданное Богом для любви. И потому так возненавидел сатана человека.

Короткое и сладкое слово «любовь». Сладкое, как «Иисусе Сладчайший», как имя Божие сладкое. В любви – исполнение всего закона, и иго заповедей с любовью воистину легко. Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» – и если бы мы среди этого страшного мира научились ходить этим древним и вечно новым путем, то уже здесь, на земле, мы «обрели бы покой душам нашим».

И вот, мы слышим в Евангелии сегодня, как книжники и фарисеи, ветхозаветные богословы, умолкают после такого ответа Спасителя. А Он в Свою очередь задает им Свой вопрос: «Что вы думаете о Христе, Чей Он Сын?» Вопрос, ответ на который известен им был лучше всего, потому что они каждый день в катехизисе несколько раз повторяли, что Христос – это Сын Давидов. Это, в конце концов, перифраз «Сын Давидов – Помазанник», то есть Христос. Поэтому для них не составляет никакого труда ответить на вопрос Спасителя.

Но если Христос – Сын Давидов, спрашивает их Господь, то почему же Давид называет Его Господом? Все мы можем прочитать это в 109 псалме. И ясно, что ответ, который они дают – недостаточный, неадекватный. В самом деле, когда какой отец обращался к своему сыну как к Господу? И для тех, кто не знают Божественности Христа, это не может не быть абсурдом.

Поэтому они молчат – они не знают, что отвечать Господу. Либо молчат, потому что в нечестии своем не желают признать Мессию Богом. Так далеко зашло их богословие, что они уподобляются самому сатане, который цитирует Священное Писание.

А для нас, знающих Бога, ответ – по дару Божию, по дару Христовой любви, по дару Духа Святого, так же как это было Духом Святым дано Давиду исповедовать Христа Господом – ответ совершенно ясен. Как Бог – Христос Господь для Давида, а как человек – Он Сын Давидов. То, что Он Сын Давидов, можно узнать, изучив родословные, а то, что Он Бог, невозможно никаким умом постичь.

Именно потому, что Господь наш Иисус Христос – Господь для Давида, можем мы постигать, что Он Сын Давидов. Постигать тайну Его Божественного истощания, тайну Его любви, когда Он становится человеком, когда Он принимает весь путь человеческий до конца, до смерти крестной.

Господь заграждает уста этим лжебогословам, «и с того дня, – как говорит Евангелие, – никто из них уже не спрашивал Его ни о чем». Не смел Его спрашивать. Можно было бы, конечно, спрашивать о многом, если бы тот же самый вопрос был задан бы по-другому. Потому что если бы они искали истину, услышав это, они бы задавали еще и еще вопросы, и самый главный вопрос они бы задали: что же нам делать, чтобы спастись? Но поскольку цель у них была другая, то они отошли от Него.

О чем говорит нам сегодня слово Божие? О том, что все христиане без исключения призваны быть богословами, не уступающими ни в чем книжным богословам. Оттого, что они помазаны тем же помазанием, каким был помазан Христос – Духом Святым по дару Христа, по дару Креста Его, по дару Его любви к нам. Наше слово о Боге будет только тогда истинным, когда мы имеем любовь ко Господу. Есть два способа изучения богословия. Одно внешнее знание, книжное. Книги нужно читать, каждый кто сколько может вместить, но есть и другой способ – это когда жизнь наша, согласная с самой главной тайной Христа, с Его Крестом, с Его любовью, постигает непостижимое ни для какого ума.

Что вы думаете о Христе? – спрашивает Господь, в конце концов, каждого человека. Потому что каждый человек (не только христиане) говорит свое слово о Боге. Одни не думают о Нем совсем ничего, даже христианские богословы могут ничего не думать о Нем. Другие могут умалять Его честь и достоинство. Мы знаем, какие еретики были в Церкви Христовой и какие доныне есть. Третьи могут быть злобно настроены против Него, как вот эти богословы книжники. И так каждый человек, так или иначе, оказывается богословом.

Для тех, кто уверовал во Христа, Господь драгоценен. И то, что они думают о Христе, драгоценно. Будь это смиренные рыбаки апостолы. Апостол Иоанн Богослов – его Евангелие, его Апокалипсис, его Послания – все свет Духа Святого и любовь Божественная. Или преподобный Силуан Афонский, память которого недавно совершалась, – простой тамбовский крестьянин, который пишет такие поразительные слова о Боге. И день, и ночь плачет его душа о Христе и о том, что другие люди не думают об этом, и поэтому теряют все и погибают.

Сегодня Святая Церковь предупреждает нас против внешнего богословия, не потому что оно плохо, а потому что существует опасность так называемого интеллектуализма, когда все пропускают только через голову, а не через душу и сердце. Такие богословы могут быть очень образованными людьми, они могут очень хорошо говорить, но самого главного нет в их слове. С одной стороны существует опасность богословского невежества, с другой – дерзкая попытка познать истину одним умом.

Мы должны всегда помнить, что главное, определяющее нашу мысль, наш дух и наше исповедание веры – это поклонение Кресту Христову. Если оно подлинно, то открывается нам любовь Божия, даруется нам благодать Духа Святого, через которую мы познаем все тайны жизни – и кто был и есть, и во веки будет Спаситель наш Мессия Христос.

Мы видим сегодня эту полноту и неповрежденность исповедания истины по тому сонму, недавно прославленному, новых мучеников и исповедников Российских. По тому множеству святых угодников Божиих, которые все изображаются с крестом. Каждый из них держит в кресте всю тайну богословия, всю тайну того, Кто есть Христос и по человечеству, и по Божеству, и приобщенность этому богословию. И мы должны увидеть славу, которую хранит наша Церковь, и быть достойными этой славы, этого богословия.

И еще раз скажем: нелепо думать, что кто-то здесь будто бы выступает против внешнего знания. Но только любовью можно постигнуть, почему Давид называет Христа Господом. Только благодатью Креста, когда мы всей жизнью приносим Ему поклонение.

Крест – это то, где соединяются неразрывно истина и любовь, потому что мы знаем, сколько любви погибает в мире без истины. Крест – это самая мудрая книга, какую только можно прочесть. Кто не знает этой книги, тот невежда, даже если он знает наизусть все Священное Писание. Подлинные богословы только те, кто любят эту Книгу, учатся у нее, углубляются в нее. Все горькое, что есть в этой Книге, не будет никогда достаточным для того, кто хочет насытиться ее сладостью, потому что эта сладость – Христова истина и любовь.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 22, стихи 35 - 46: 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. 2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 4, стихи 6 - 15: 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 15 Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 22:35-46) Мф.22:35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Мф.22:36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Мф.22:37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: Мф.22:38. сия есть первая и наибольшая заповедь; Мф.22:39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Мф.22:40. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Искуситель подходит ко Христу вследствие чрезмерной зависти. Когда фарисеи увидели, что саддукеи посрамлены, а Господа за премудрость народ прославляет, фарисеи подходят с целью искусить – не прибавит ли Христос чего-нибудь к первой заповеди в виде исправления закона, чтобы найти повод к обвинению Его. Господь, изобличая злобу искусителей, которые пришли не по желанию поучиться, а по вражде, зависти и соревнованию, показывает, что любовь есть верх заповедей. Он наставляет, что любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу. Мы различаем в душе человека три различных стороны: растительную, оживляющую и разумную. Во-первых, человек растет, питается и рождает подобное себе: в сем подобен он растениям; поскольку человек возбуждается и имеет похоти, он имеет общее с животными; а так как он размышляет, то он называется разумным. И здесь надо заметить именно эти три части: «возлюби Господа Бога твоего всею душею твоею» – вот растительная сторона человека, так как растения в своем роде одушевлены; «всем сердцем твоим» – здесь указывается животная сторона человека; «и всею мыслию твоею» – здесь часть разумная. Итак, Бога должно любить всей душой; это значит: надо предаться Ему всеми сторонами и силами души. Это первая великая заповедь, наставляющая нас благочестию. Вторая, подобная ей, предписывает справедливость к людям, Есть два пути к погибели: дурное учение и развращенная жизнь, В соответствие этому, чтобы мы не уклонились в нечестивые учения, нам повелевается любить Бога, а чтобы не впасть в развращенную жизнь, должно любить ближнего. Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать или блудодействовать? Законник этот сначала пришел с целью искусить, а потом, вследствие ответа Христова образумившись, получил похвалу Христа, как святой Марк говорит: «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк.12:34). Мф.22:41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Мф.22:42. чтó вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят ему: Давидов. Мф.22:43. Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Мф.22:44. сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Мф.22:45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф.22:46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Так как Мессию считали простым человеком, Господь опровергает такое мнение. Из пророчества Давидова Он раскрывает ту истину, что Он – Господь: открывает им Свое Божество. Фарисеи сказали, что Христос будет сын Давидов, то есть простой человек. Но Господь возражает: «как же Давид называет Его Господом», – а не просто называет Господом, по «по вдохновению», то есть по благодатному дару Духа, получив о Нем откровение. Этими словами Господь не отрицает, что Он – Сын Давидов, но раскрывает, что Он не простой человек, происшедший от семени Давидова. Так спрашивает Господь для того, чтобы фарисеи или сознались, что не знают, спросили Его и узнали, или, истинно исповедав, уверовали, или же, наконец, не найдя ответа, ушли с посрамлением и более не смели бы спрашивать Его. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним и тотчас дополнил ее учением о Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением чрез Св. таинства, с верою принимаемыя, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ (Мф.22:35–46) Священник Стефан Домусчи Сегодняшнее чтение начинается с того, что из группы фарисеев некий законник подошел к Иисусу и спросил Его о наибольшей заповеди. Увидев, что после разговора с Иисусом о воскресении мертвых, саддукеи пришли в замешательство, фарисеи подошли к Иисусу, как к учителю. Среди фарисеев были разные школы, представители которых по-разному рассуждали о законе… И поэтому нет ничего странного в том, что один из них спросил Христа о том, какая заповедь в законе наибольшая. Христос же ответил, что главная заповедь – это заповедь о любви к Богу и к ближнему. Стоит помнить, что законник спросил именно заповедях из закона Моисеева, Христос их процитировал. Но что для нас значит первенство этих заповедей? Мы настолько привыкли к ним, что не отдаем себе в этом отчета. Однажды в светской школе на уроке «Основ православной культуры» был задан вопрос, что самое главное для христианина. В классе было не мало детей из верующих семей. Школьники утверждали, что главное – это каждое воскресение ходить в храм или носить крестик, или читать молитвы. Поразительно, но оказалось, что для подавляющего большинства главным в христианстве было проявление внешнего благочестия. Можно подумать, что это дети и они рассуждают по-детски. Но многие священники знают, что и взрослые люди очень часто основными своими грехами на исповеди называют нарушение именно внешних правил, малое количество прочитанных молитв, пропуск богослужений, и подобные. Могут сказать, что в этом нет ничего страшного, каждый как может, так и воспринимает веру. Но проблема даже не столько в том, что люди с этого начинают свою христианскую жизнь, опасно то, что, остановившись на внешнем они могут так и не перейти ко внутреннему. За всем этим могут не увидеть живого Бога и ближнего. Пост, молитва, богослужение, даны нам как средства для того, чтобы научиться любить ближнего, научиться жертвенно к нему относиться, помогать ему в нужде. Иногда создается ощущение, что наша жизнь разделена на религиозную и обычную. Последняя свойственна всем людям и ничем не отличается от жизни нехристиан. Но есть религиозная жизнь, в которой мы отличаемся от других: ходим в храм, читаем молитвы, постимся по средам и пятницам. Но нельзя забывать о том, что отличаться мы должны другим: мирным духом, добрыми делами, любовью ко всем людям. Наша непохожесть на других должна заключаться не в том, что мы вместо того, чтобы в воскресение отдыхать, идем в храм, а в том, что мы не отвечаем злом на зло, не осуждаем других и поступаем с любовью. Однако, сегодняшнее чтение содержит в себе две истории. Во второй, Христос спрашивает фарисеев: «как Давид называет Мессию Господом, когда он его сын?» И фарисеи оказываются в тупике, они молчат и больше к Нему не подходят, не задают вопросов. Можно было бы подумать, что Христос хотел их посрамить… но дело совсем не в этом. Христианская мораль, та самая любовь к ближнему, о которой Он говорит, строится не на дружбе, не на кровном родстве… Она реализуема лишь в том случае, если Тот, Кто к ней призывает – Бог во плоти, реализуема только с Его помощью. Ответив на вопрос законника, Христос будто бы говорит фарисеям: «Лучше задайте другой вопрос, кто такой Мессия, и ответьте на него». Но они готовы задавать Христу лишь те вопросы, ответы на которые известны. Действительно, удобно задавать вопросы, на которые ты сам знаешь ответ, легко спрашивать о том, что оставляет тебя в небольшом напряжении, а представить, что Мессия, который предстоит пред тобой – это Бог, и теперь твой долг – любить не только кровных родственников, но всех людей вообще, гораздо сложнее. Когда мы ставим перед Богом вопросы, Он отвечает нам словами Писания, словами наших ближних. Иногда Бог ставит перед нами вопросы, и нам нужно найти в себе силы, ответить на них. Фарисеи могли сказать Христу, что они не знают ответа, но они промолчали. Мы тоже нередко уходим от ответов, потому что хотим сохранить жизнь простой и легкой. Однако путь настоящего ученичества не таков. Это путь не только вопрошания Бога, но и готовности ответить на Его вопросы, которые, в конце концов, и помогают нам стать настоящими христианами.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ О наибольшей заповеди (2Кор.4:6–15; Мф.22:35–46) Протоиерей Вячеслав Резников Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ вообще к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача не в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, но – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела. А сами дела порой могут выглядеть очень противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст, по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» (1 Кор.10:32), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как иные подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:3). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всею душою своею, и всем помышлением своим? Всегда поступающий по любви, – идет по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». А почему в одном рождается любовь, а в другом – нет? Апостол пишет, что у иных «бог века сего», то есть диавол, «ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа»; а иным «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил … сердца… познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Но не с Бога надо спрашивать, почему одним Он попустил быть ослепленными, а другим повелел прозреть; Бог каждому говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», – а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь обращается к каждому, потому что каждый наделен свободой, и с Божией помощью может все. И не почему-либо, а только по своей свободной воле один дает себя ослепить, а другой тянется к прозрению и свету.