Ессеи все что о них известно. Идеология секты, отраженная в кумранских документах. Святые о ессеях

  • Дата: 04.02.2024

В трапезную храма Иоанна Воина требуется помощник повара. Православное вероисповедание и воцерковленность обязательны.

График: 1/3 с 13-00 до 18-00. Оплата 60 руб./ час – 300 руб. /смена.

Обращаться по тел.: 9-908-046-21-38 старший повар Елена.


Дорогие братья и сестры! Просим всех, кто записался в крестные родители на Крещение детей в Доме ребенка № 2, еще немного подождать. Крещение переносится в связи с высокой заболеваемостью детей ориентировочно на январь месяц . О точной дате обязательно сообщим!

Благодарим всех, кто вызвался на это благое дело!


Дорогие братья и сестры!
Вот и настал такой долгожданный и великий праздник ‒ Рождество Христово! Пусть этот праздник наполняет душу и сердце светлым чувством любви и радости. Будьте счастливы!

С Рождеством Христовым!


Не дайте себя обмануть, или несколько слов о "Евангелии мира от ессеев"

«Евангелие мира от ессеев» иногда называют просто "Евангелие мира", "Евангелие ессеев" или реже - «Евангелие ессеев от Иоанна».

Отрывки из него очень любят цитировать в кругах сыроедов, вегетарианцев, а также религиозных групп, которые «уличают» христиан во лжи и обвиняют их в заговоре по «сокрытию того, чему на самом деле учил Христос». То есть в тех группах, которые состоят в явной или скрытой оппозиции к христианству.

Действительно, вы никогда не услышите ни строчки из «Евангелия мира» от православного священника. Почему?

Просто потому что ессеи (так называлась древняя иудейская община, секта ревностных иудеев, которая существовала со 2-го века до Р.Х. по 1-й век после Р.Х) не писали это евангелие. Оно даже не является древним апокрифом. Но об этом чуть ниже.

А пока отметим, что вышеупомянутые группы (в основном, это различные секты) заявляют, что Иисус Христос обучался у ессеев и именно от них почерпнул свои знания, которые потом и проповедовал. Иногда они понимают текст наоборот - что Иисус учился где-то (например, в Тибете или Индии), а потом проповедовал самим ессеям. В этом они как раз и опираются на «Евангелии мира», которое рассказывает о том, как Иисус проповедовал группе «больных и увечных» иудеев, а они слушали эти новые истины, затаив дыхание. На реальные исторические источники эти секты обычно не опираются.

Чтобы убедиться в том, что "Евангелие мира" не имеет отношения к древней общине ессеев, достаточно немного узнать о самих ессеях и их верованиях, и сопоставить эти данные с «Евангелием мира». Конечно, важен также вопрос, откуда появилось само "Евангелие мира".

Основные противоречия между историческими сведениями о ессеях и «Евангелием мира» таковы:

  • Иисус из «Евангелия мира» для очищения от внутренней и внешней скверны и греха рекомендует очень простой способ: принимать воздушные, водные и солнечные ванны, причем это сводится к простому внешнему действию и наслаждению процессом. Однако, найденный археологами во второй половине 20-го века устав общины ессеев сообщает прямо противоположное: без покаяния и послушания общине очиститься никакой водой нельзя. Тот, кто пренебрегает установлениями общины, «не удостоится прощения и не очистится водой очищения, не освятится морями и реками и не очистится всей водой омовения, нечист, нечист будет во все дни, пока отвергает законы Бога ... ибо духом совета Божьей правды искупаются пути человека » (Амусин, 1Q S V, 13-14).
  • Иисус из «Евангелия мира» запрещает есть замороженную пищу (стихи 535-536). Одним этим «Евангелие от ессеев» изобличает само себя: в жаркой палестинской пустыне, где жили ессеи, даже в гористой местности нет ни единой снежной шапки, равно как и в остальной Палестине, где проповедовал реальный Иисус Христос.

Замороженная пища просто не могла быть массово используемым продуктом как 2000 лет назад, так и до самого изобретения холодильников.

  • Вегетарианцы на основании «Евангелия мира» утверждают, что ессеи не ели мяса. Однако известно, что ессеи выращивали скот и избегали отношений с торговцами . Зачем выращивать скот, если не продавать его? Ясно, что для употребления в пищу, как и заповедано законом Моисея, который ессеи чтили даже больше, чем другие иудеи.
  • Известно, что изучение писаний было одним из главных занятий у ессеев, так как они были одной из иудейских сект и отличались особой ревностью к Закону Моисея . По свидетельству Иосифа Флавия, они подолгу упражнялись в священных книгах и свято чтили их. Но Иисус из «Евангелия мира» заявляет слушающим его иудеям: «Не ищите закон в ваших книгах с писаниями, ибо закон есть жизнь, писания же мертвы » (ст. 77). То есть он объявляет мертвыми те писания, которые для реальных ессеев были непреложны и святы, и изучению которых они уделяли треть каждой ночи. Истинный ученик ессеев никогда бы не сказал такого о Законе Моисея и других иудейских писаниях. А если бы какой-нибудь проповедник порекомендовал ессеям так относиться к священным книгам, то они бы его в лучшем случае выгнали взашей.
  • Кроме того, ессеи принимали кого-либо в свою общину только после трехлетнего испытания. Совершенно невероятно, чтобы они слушали первого встречного проповедника и бросались выполнять его рекомендации по первому зову, как это излагает "Евангелие от ессеев".
  • Как строгие последователи иудейского закона, ессеи были ревностными монотеистами. Из книги Бытия они усвоили, что есть Бог Творец, который создал материю (землю) , светила и все остальное. То есть земля – это не божество, а тварная неживая материя. Можно сказать, что это убеждение стало главной предпосылкой научного мировоззрения, которое потом смогло развиться в христианской культуре. Но Иисус из «Евангелия от ессеев» призывает поклоняться «Матери-Земле и Отцу Небесному» (это режет христианский слух, но очень нравится родноверам). Однако, за одну такую рекомендацию любого проповедника забили бы камнями не только сами ессеи, но и другие законопослушные иудеи, потому что эта рекомендация ведет к нарушению первой и второй заповедей – основы Закона Божия (почитать Единого Бога и не поклоняться другим богам).

Это только некоторые противоречия «Евангелия мира от ессеев» с жизнью реальных ессеев.

Еще больше противоречий между этим произведением и каноническими евангелиями, но их разбор не стоит в задачах данной статьи. Более того, многие места из «Евангелия мира от ессеев» для христианского уха звучат прямо кощунственно и хулительно , и вряд ли это будет сильно зависеть от конфессии. Отметим только, что рецепты счастливой жизни, которые даются в этом «Евангелии», известны еще со времен встречи Евы со змием, например: «Пусть вес вашей ежедневной пищи будет не меньше одной мины, но смотрите, чтобы он не был более двух. Тогда ангелы Бога будут вечно служить вам , и вы никогда не впадете в рабство Сатаны и его болезней ». Звучит также многообещающе и просто, как съешьте плод и «будете как боги» (Быт, 3:5). В целом же характер изложенного в "Евангелии мира" учения носит явный оккультно-эзотерический характер.

Между жизнью христианам и исторических ессеев, конечно, можно отметить внешние сходные черты: общие трапезы, отказ от своего имущества в пользу ближнего и другие. Но при внимательном изучении становится очевидно, что учения первых христиан и ессев совершенно различны в главных вопросах : вопросах мессианства, посмертной участи, ритуальной чистоты, праведности, отношения к закону, браку, пище и многому другому, но это вопрос отдельный.

Так откуда взялось это «Евангелие мира от ессеев»?

Некто Эдмонд Бордо Секей (иногда его фамилию переводят как Шекли), специалист по древним языкам, заявил, что в 1923 году он нашел некие древние тексты - не где-нибудь, а прямо в «секретных архивах Ватикана», и перевел их. Да, именно так он и заявил: получил беспрепятственный доступ в секретные архивы Ватикана и сам, в одиночку , все перевел.

Вообще, подобными текстами обычно занимаются целые группы ученых, а не отдельные личности, иначе это неизбежно грозит субъективным толкованием переводимого текста, искажением его смысла. Да и пускают ли простых переводчиков в "секретные архивы Ватикана"?

В 1928 году Секей уже организовал свое Биогенетическое сообщество, религиозную группу наподобие секты, куда привлекал адептов с помощью пропаганды здорового образа жизни. Собственно, многие секты так поступают и сегодня.

Заявленные переводы так называемых «текстов ессеев» привлекли к себе внимание последователей различных вероисповеданий, но оригинальные манускрипты так и не были найдены или предъявлены, из-за чего современные исследователи религий считают их фальсификацией.

В более поздних изданиях «Евангелия от ессеев» на титульной странице были изображены некие свитки, но оказалось, что это инвертированные (перевернутые) снимки Кумранских рукописей, найденных в 1947 году, взятые из книги профессора Миллара Барроуза «Свитки Мёртвого моря» (1958 г.), а не оригинальные манускрипты, с которых, якобы, переводил Секей.

Также теолог Лундского университета Пер Бесков расследовал притязания Секея в «Странных сказках о Христе». Но Ватикан, так и Национальная библиотека Вены опровергли существование исходного манускрипта. Представители Ватикана также отрицают, что Секей был допущен в архивы Ватикана в 1923г. – в простые архивы, не то что «секретные».

Многих, кто поверхностно знаком с христианством, ввело в заблуждение нарочитое использование евангельского стиля и вставка перефразированных новозаветных выражений в произведение Секея. В связи с этим просим наших читателей быть внимательнее при выборе источников для ознакомления с христианством.

Источники:

  1. Иосиф Флавий, Иудейская война, книга 2., гл.8.
  2. И.Д. Амусин, Находки у Мертвого моря, гл.2, 1963 г.
  3. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Ессеи -
  4. Эдмонд Бордо Секей - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EA%E5%E9,_%DD%E4%EC%EE%ED%E4_%C1%EE%F0%E4%EE
  5. Краткие заметки об общинах ессеев и терапевтов.

ЕССЕИ Эллинизированное слово - от еврейского Аса, "целитель". Таинственная секта иудеев , которая, по словам Плиния, жила поблизости Мертвого моря per millia saeculorum - в течение тысяч веков. "Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие - что может быть правильной теорией - потомками Беним-набим Библии, и считают, что они были "кенитами" и назаритами . У них было много буддийских идей и обычаев; и примечательно, что жрецы Великой Матери в Эфесе, Дианы-Бхавани многогрудой, имели тоже имя. Евсевий и после него де Квинси считали, что они и есть ранние христиане , что более чем вероятно. Определение "брат", употреблявшееся в ранней Церкви, было ессеанским; они составляли общину или койнобион - коммуну, подобно ранним новообращенным." ("Раз. Изида".)

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ЕССЕИ – от Аса, целитель. По словам Плиния – секта иудеев, жившая вблизи Мертвого моря «per millia saeculorum» – тысячи лет. Некоторые думают, что это были фарисеи-экстремисты; другие полагают, что может быть и есть правильная теория, что они потомки библейских Беним набим и считают их «кенитами» и «назареянами». У них было много буддийских идей и обычаев. Следует отметить, что священнослужители Великой Матери в Эфесе, Диана-Бхавани со многими грудями, тоже назывались этим именем. Евсевий и за ним Де Квинси заявляли, что они то же самое, что и ранние христиане, что более, чем вероятно. Обращение «брат», применявшееся в начальной христианской церкви, было ессенианское; они представляли собою братство или койнобион, общину, как первые христиане Примечательно, что только саддукеи или задокиты, каста священнослужителей и их последователи, преследовали христиан; фарисеи, в общем, были схоластичны и мягки и часто становились на сторону христиан. Яков Справедливый оставался фарисеем до своей смерти; но Павел или Ахер считался схизматиком.

«Гностики переняли много идей от ессеев; а у ессеев еще за два века до нашей эры были свои великие и малые Мистерии. Они были Изаримы, или Посвященные, потомки египетских иерофантов, в стране которых они прожили несколько веков до того, как они были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами; и они существовали, вероятно, до того, как старые египетские храмы были осквернены и разрушены беспрестанными вторжениями персов, греков и других орд завоевателей. У иерофантов был свой обряд искупления, совершавшийся в Мистериях Посвящения за века до того как появились гностики или даже ессеи.

Гностики переняли много идей от ессеев; а у ессеев еще за два века до нашей эры были свои «великие» и «малые» мистерии. Они были изаримы или посвященные, потомки египетских иерофантов, в стране которых они прожили несколько веков до того, как они были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами; и они существовали, вероятно, до того, как старые египетские храмы были осквернены и разрушены беспрерывными вторжениями персов, греков и других орд завоевателей. У иерофантов было свое искупление, совершавшееся в мистерии посвящения за века до того, как появились гностики или даже ессеи. Оно было известно у иерофантов под названием крещение крови и не считалось искуплением за «грехопадение человека» в Эдеме, но просто как искупление за грехи прошлого, настоящего и будущего невежественного, но тем не менее развращенного человечества.

Старейшие назареи, потомки Назаров Священного Писания, чьим последним выдающимся водителем был Иоанн Креститель, хотя и не считались очень правоверными у писцов и фарисеев Иерусалима, все же уважались и никто им не досаждал. Даже Ирод «боялся масс», так как те считали Иоанна пророком [Матфей, XIV, 5]. Но последователи Иисуса, очевидно, принадлежали к секте, которая стала еще более причиняющим боль шипом у них в боку. Это выглядело, как одна ересь внутри другой, ибо в то время как назары старины, «Сыны Пророков», были халдейскими каббалистами, адепты новой, держащейся особо секты с самого начала показали себя реформаторами и новаторами. Большое сходство, найденное некоторыми критиками между ритуалами и обычаями ранних христиан и ессеев может быть объяснено без малейшего затруднения. Ессеи, как мы только что отметили, были новообращенные буддийских миссионеров, которые со времен царя Ашоки, усердного пропагандиста, исходили Египет, Грецию и даже Иудею в одно время; и хотя очевидно, что ессеям принадлежит честь иметь назаретского реформатора Иисуса в качестве своего ученика, все же последний, как оказалось, разошелся со своими прежними учителями по нескольким вопросам формального ритуала. Его нельзя по-настоящему назвать ессеем по причинам, которые мы укажем в дальнейшем; также он не был назаром или назаритом старшей секты.

< ... >

Но в «Гностиках» Кинга мы находим цитату из другого сообщения Иосифа, из стиха 13-го, в котором говорится, что ессеи поселились на берегах Мертвого моря «за тысячи веков» до времени Плиния.

< ... >

Очевидно, что терапевты Филона являются ответвлением ессеев. На это указывает их название – Έσσαϊοι, Асайа, врач. Отсюда эти противоречия, подделки и другие отчаянные уловки, чтобы приладить пророчества еврейского канона к рождению и божественности Галилеянина. Лука, который был врачом, в сирийских текстах назван Асайа т. е. ессаин или ессеи. Иосиф Флавий и Филон Иудей достаточно описали эту секту, чтобы не оставить в наших умах никаких сомнений, что назарейский реформатор, после того как получил образование в их обителях в пустыне и был надлежащим образом посвящен в мистерии, предпочел свободную и независимую жизнь кочующего назария: и таким образом отделился или отназарился от них, становясь путешествующим терапевтом, назариа, целителем. Каждому терапевту, до того как покинуть общину, приходилось проделать то же самое. И Иисус и Св. Иоанн Креститель проповедовали конец Века; что доказывает их знание сокровенных вычислений жрецов и каббалистов. которые, так же как и главы общин ессеев, единственные знали тайну длительности циклов. Последние были каббалистами и теургами; по словам Мунка – «у них были свои мистические книги, и они предсказывали будущее» .

Данлэп, чьи личные исследования, кажется, были вполне успешны в этом направлении, – установил, что ессеи, назареи, доситеяне и некоторые другие секты, все существовали до Христа:

«Они отвергали удовольствия, презирали богатство, любили один другого и более чем другие секты пренебрегали браком, считая победу над страстями добродетелью», – говорит он [142 . II. предисловие, с. XI].

Все эти добродетели проповедовались Иисусом; и если мы должны считать Евангелия содержащими истину, то Христос был верующим в метемпсихоз или перевоплощение – опять как эти же ессеи, которые, как мы видим, были пифагорейцами по всем своим доктринам и привычкам. Ямвлих утверждает, что Самосский философ провел некоторое время на горе Кармил с ними В своих беседах и проповедях Иисус всегда пользовался притчами и метафорами. Это опять-таки была привычка ессеев и назареев; галилеяне, жившие в городах и деревнях, поскольку известно, никогда не прибегали к таким аллегорическим выражениям.

Иисус Христос и библейские тайны Мальцев Николай Никифорович

7. Ессеи, Иегова и Иисус Христос

В чем тут тонкость? Почему общины ессеев и монахи Кумранского монастыря, будучи сами праведными иудеями, ждали Мессию духа и слова, который помог бы изгнать дьявольский фарисейский дух лжи, двуличия и зла из человеческих душ еврейского народа? Ответ заключается в том, что подсознание человеческих душ ессеев было не полностью блокировано сатанинско-бесовскими духами дьявола, и их души получали информацию от трех духовных семян центрального человеческого духа, состоящих из духов Саваофа, Яхве и Иеговы. По сути дела, в документах Кумранского монастыря обязательно должны были быть отражены духовные задачи будущего Мессии, так как готовили Его высшие вселенские духи Саваофа, Яхве и Иеговы. Они и диктовали через своих земных служителей тексты «Свитков Мертвого моря», обнаруженных в 1947 году бедуинами в пещерах рядом с развалинами Кумранского монастыря. Расшифровка этих свитков показала их текстуальную и смысловую близость с Евангелием от Иоанна. Это явилось великой сенсацией для «научных» богословов всего западного и иудейского мира. Используя эти свитки, как доказательство существования христианских идей задолго до прихода Иисуса Христа, такие псевдонаучные богословы опять реанимировали идею, что Иисус Христос не Сын Божий, а камикадзе-самоубийца, специально подготовленный монахами Кумранского монастыря.

Согласно этим псевдонаучным инсинуациям, Иисус Христос не рожден непорочным зачатием от Девы Марии, а является нормально рожденным ребенком, который с малых лет воспитывался монахами Кумранского монастыря как Мессия Иеговы. За тридцать лет жизни в монастыре монахи обучили Иисуса Христа знанию Ветхого Завета, разработали тексты Его проповедей и научили приемам магии и гипноза для обольщения слушателей экспериментами мгновенных исцелений, хождения по воде и другим чудесам, известным из Нового Завета. Воскресение мертвых, излечение больных и насыщение многих тысяч человек несколькими рыбами и хлебами, по мнению этих псевдоученых, являются тщательно разработанными мистификациями, в которых участвовали десятки и сотни, тайных ессеев, которые незримо присутствовали в толпе слушателей. При этом многие ученики Иисуса, если не все сразу, знали тайну происходящего и были сознательными участниками этой мировой мистификации. Предательство, крестное распятие, как и будущее воскресение Иисуса Христа, были главными элементами мистификации, и потому все детали этих операций были заранее отработаны и тщательно спланированы. Иисусу Христу, еще в Кумранском монастыре была внушена мысль о его неизбежном воскресении, поэтому на акт собственного самоубийства Он шел с верой в собственное воскресение и в свою роль Спасителя мира.

По этой версии получается так, что христианская религия порождена ложью и мистификацией в недрах ветхозаветного иудаизма. При этом эту мировую мистификацию организовало не большинство еврейского народа, которое состояло из фарисеев, саддукеев, зелотов и сикариев, а незначительная по численности община иудейских ессеев, праведность, искренность и духовную чистоту которых отмечают абсолютно все историки. Эта ложь, о явлении Иисуса Христа, как мистификации, в настоящее время свободно гуляет по миру, и породила массу всевозможных «бестселлеров», популярных книг и фильмов, которые заполонили не только книжные полки и экраны телевизоров, но и человеческие души христианских народов, отрывая их от истоков истинной веры в Отца Небесного. Превращение Иисуса Христа в поп-звезду, гениального проповедника всех времен и народов, но смертного человека начала христианской эры, это и есть настоящая мистификация дьявола, которая стала возможной из-за деградации и растления душ современно человечества. Я не вижу, чтобы христианские богословы и православные архипастыри активно противодействовали этой мировой лжи и публично обличали хулителей Христа. Но разве можно смириться с тем, что Сына Божия Иисуса Христа обличают в смертном грехе сознательного участия в мировой мистификации и принятия на себя роли лжемессии?

Для того чтобы опровергнуть эти лживые домыслы служителей дьявола, достаточно погрузиться на короткое время в реальную историческую действительность, которая была в Иудее до прихода Иисуса Христа, и которая сложилась после Его телесной смерти и воскресения. Перечислим эту историческую действительность, которая делает невозможным какую-либо мистификацию по пунктам. Во-первых, подсознание человеческих душ основной массы еврейского народа было блокировано от центральных духовных семян высших вселенских духов сатанинско-бесовскими духами, и потому это подавляющее большинство мыслило категориями дьявола. Оно ждало Мессию, который приведет еврейский народ к реальной власти над всеми народами Римской империи. Этот вывод, не пустые слова автора, а результат текстуального анализа независимых вышеприведенных исторических свидетельств современников эпохи. Начиная от верховной власти царя Иудеи, представлявшего собой потомка Каина, и до самого низового уровня «мытарей» или сборщиков налогов, гражданская власть находилась под тотальным контролем и наблюдением видимых и невидимых духовных сынов и помощников дьявола. Мытарь Иуда Искариот потому и «предал» Иисуса Христа, которого он искренне полюбил, за 30 сребреников, потому что это входило в круг его профессиональных обязанностей. Он и раньше регулярно сообщал членам Синедриона о каждом шаге Иисуса Христа. Если бы он этого не делал, то его не просто бы уволили с работы «мытаря», а тайно убили, как сикарии тайно убивали десятки и сотни иудеев по одним им известным причинам.

Та же тотальная власть сынов и сторонников дьявола присутствовала в среде духовных лиц, начиная от рядовых раввинов синагог и кончая учителями фарисейско-зелотских школ и членами Синедриона обеих иудейских храмов. Речь идет не только о явном храме Иеговы в городе Иерусалиме, но и о тайном египетском храме дьявола в дельте Нила или Назарете. Во-вторых, эта реальная тотальная власть дьявола в Иудее времен Иисуса Христа, в первую очередь, и была направлена на то, чтобы не позволить духу Иегове сотворить Мессию вне наблюдения земных сынов и служителей дьявола. Для этих целей был сооружен и Назарет в Галилее. В этот Галилейский Назарет под наблюдение зелотов и сикариев были собраны все прямые и косвенные потомки царя Давида по мужской и женской линии. Перепись нарушила строгую изоляцию Иосифа и Девы Марии. Их отправили для исполнения закона о переписи, в Вифлеем, по месту рождения под строгим наблюдением зелотов и сикариев, которые в Новом Завете названы «пастухами». Только стерегли эти «пастухи» не стадо домашних животных, а непосредственно Деву Марию и Иосифа. Они и не позволили Иосифу и Деве Марии ночевать в нормальных человеческих условиях, а поселили их на ночлег на окраине Вифлеема в хлеву для скота, непрерывно наблюдая, чтобы никто посторонний не мог проникнуть в место их ночлега.

Эти «пастухи» и получили первыми Благую Весть о непорочном рождении Богомладенца. Что они сделали после этого? Выполняя указания своих руководителей, они срочно «конвоировали» Святое Семейство в тайный египетский Назарет, подальше от глаз еврейского народа. Это рождение Богомладенца произошло, по крайней мере, через три года, после того, как волхвы с Востока дали Ироду Великому ложные данные о рождении Богомладенца. Представляете себе беснование и гнев Ирода Великого? Служители дьявола просмотрели рождение Мессии, прихода которого больше всех ждал сам дьявол, так как возлагал на него осуществление всех своих стратегических планов. Дьявол привык к тому, что волхвы никогда не лгут. Но здесь был особый случай. Надо было проверить реакцию Ирода Великого на это событие, а если говорить открыто, то надо было заставить Ирода Великого нарушить закон и довести до такого состояния гнева, чтобы он уничтожил невинных младенцев. После того, как посланные за волхвами ищейки и наблюдатели потеряли их из виду, Ирод Великий приказал уничтожить всех еврейских младенцев, рожденных в это время в Иудее. После этого преступления перед Моисеевым законом, дух Иеговы по закону умертвил Ирода Великого, и тем самым нанес первый сокрушительный удар по стратегическим планам дьявола.

Когда действительно родился Богомладенец Иисус, никакого Ирода Великого уже не было в живых. Царствовал в Иудее его сын Ирод Антипа. Он не избивал младенцев и не собирался уничтожать Богомладенца Иисуса, так как если бы он совершил это, то Ирода Антипу убил бы сам дьявол. Богомладенцу в Вифлееме, как и во всей Иудее ничто не угрожало, но, тем не менее, Святое Семейство помимо своей воли было отконвоировано «пастухами» или «ангелами» дьявола в египетский Назарет под строгое наблюдение и неусыпный контроль духовных рабов дьявола. Там Иисус Христос и провел все тридцать лет свой жизни в общении с духовными служителями и рабами дьявола. В возрасте 12 лет,

Его один раз привели под конвоем стражи совместно с родителями в иерусалимский Храм Иеговы, где Он участвовал в богословских диспутах на равных с членами Синедриона и учителями тайных школ зелотов и сикариев. Все это делалось с разрешения и согласия дьявола, и ради духовного подчинения Мессии служителям дьявола.

Совершенно очевидно, что при тотальной системе духовного контроля над человеческими душами еврейского народа, и при полной духовной и гражданской власти служителей дьявола над еврейским обществом Иудеи, Египта и Рима, все тридцать лет своей жизни до начала мессианского служения, Иисус Христос провел в окружении дьявольских учителей Египетского «Назарета». Он не мог без их согласия не только самостоятельно посетить Кумранский монастырь, но и зайти в дома к ессеям или посетить по своей воле дом любого иудея. Проповеди Нового Завета Иисусу Христу никто из живущих в Иудее людей не мог сообщить ни устно, ни письменно. Эти сокровенные знания Иисус Христос получил из непосредственного информационного общения своей человеческой души с духами Саваофа, Яхве и Иеговы. Сам Иисус Христос неоднократно упоминал, что Он говорит не от Себя и не от Своего имени, а от имени пославшего Его Отца, чем лично засвидетельствовал источник получения божественной информации для своих проповедей. Причина, по которой смысл и тексты Евангелие от Иоанна совпадают с кумранскими текстами «Свитков Мертвого моря» проста и заключается в том, что как монахи Кумранского монастыря, так и апостол Иоанн имели духовно-информационную связь с духом Иеговы.

Не сами по себе монахи писали древние манускрипты, а излагали на папирусе то, что им диктовал дух Иеговы. После убийства Иакова его брат апостол Иоанн оставался единственным из учеников Христа, подсознание человеческой души которого изначально было связано с духом Иеговы. За это духовное родство Иоанн и был любимым учеником Иисуса Христа. Конечно, когда апостол Иоанн начал работу над своим Евангелием, то он духовно общался с Иеговой, почему и тексты его Евангелия отчасти совпадают с текстами «Свитков Мертвого моря». У меня нет никаких сомнений, что апостол Иоанн никогда не видел и не читал «Свитки Мертвого моря», и никогда не был в Кумранском монастыре, как и его божественный Учитель Иисус Христос. Известно, что начальной целью земной деятельности Иисуса Христа была цель, с помощью крещения водой и божественного слова, истребить двуличный фарисейский дух из человеческих душ еврейского народа.

Он пришел утвердить первый вариант Моисеева закона, который даже не был доведен до еврейского народа, а уничтожен Моисеем по воле дьявола. Так же, как монахи Кумранского монастыря, Иисус Христос первых лет своего земного служения говорил и делал то, что ему диктовал Иегова. Как и любого иудея из общин ессеев, его мало интересовали вопросы земной власти еврейского народа над эллинскими народами Римской империи, и даже мало интересовали сами гойские народы мира. Вся Его деятельность и все помыслы были направлены на духовное очищение человеческих душ иудеев от фарисейских плевел дьявольского духа.

Вот это духовное родство текстов «Свитков Мертвого Моря» и проповедей Иисуса Христа и породила иллюзию, что Иисус Христос был не Мессией Бога, а воспитанником Кумранского монастыря, осознанно возложившим на себя грех изображать Мессию, чтобы довести идеи «Учителя праведности» и монахов Кумранского монастыря до широких масс еврейского народа. Но мог ли дьявол, при тотальном контроле над человеческими душами еврейского народа, допустить, чтобы по Иудее свободно перемещался с толпой учеников и массой поклонников, его духовный враг и противник? Представить это в реальной действительности невозможно. Тонкость в том, что фарисеи и иже с ними, были подключены своим человеческим подсознанием к духу дьявола и мыслили о понятии добра и зла дьявольскими категориями. Формально опираясь на Моисеев закон, в котором невозможно найти ни одного постулата или догмы о будущем всевластии еврейского народа, большинство еврейского народа подпало под соблазн дьявола. Это большинство жаждало земной власти над народами мира, безбедной и комфортной жизни, абсолютной свободы от человеческих законов гойских народов и права владения всеми богатствами и ресурсами нашей планеты. Иегова, ставший к тому времени святым и праведным духом, не мог им этого ничего дать законными методами. Единственное, что мог сделать Иегова для своего избранного и любимого народа – это духовно усовершенствовать человеческий дух еврейского народа до своей святости и праведности, а значит, и истребить из него плевелы дьявольского зла, ненависти, лжи и всех других отрицательных качеств, которыми наградил дьявол к этому времени подавляющее большинство еврейского народа.

И здесь пора изложить главный аргумент в защиту истинности Иисуса Христа как Мессии высших вселенских духов и невозможности его «подделки» ни монахами Кумранского монастыря, ни иудейскими общинами ессеев. Ессей, хотя и достигли высочайшей святости и праведности, но оставались по структуре духа своих человеческих душ настоящими иудеями. На деле это означает, что триединый треугольник духовных семян центрального духа их человеческих душ обращен своей вершиной вниз, к дьяволу Как и всем потомкам Адама и Евы, по закону защитную оболочку трех центральных духовных семян высших вселенских духов, им формирует дьявол из принадлежащих ему сатанинско-бесовских духов. Эта оболочка и является подсознанием человеческой души иудея. Через эту оболочку устанавливается неразрушимая информационная связь души иудея с духом дьявола. По божественному закону обратную информационную связь невозможно разрушить во время земной жизни человека, поэтому всякие самые тайные помыслы иудеев, в том числе, и принадлежащих к общине ессеев, изначально известны дьяволу и не составляют для него никакого секрета. По этой причине никакой тайный «заговор» против духа дьявола в среде иудеев невозможен, даже если иудеи числятся не ессеями, а самыми праведными современными христианами.

Во времена ожидания Мессии дьявол «способствовал» духу Иеговы создать общины иудейских ессеев и построить Кумранский монастырь. Это «способствование» выражалось тем, что когда дух Иеговы очищал подсознание иудея от плевел фарисейского духа и добивался информационной связи с его душой, то дьявол не спешил наслать в подсознание такого иудея свои сатанинско-бесовские духи, а терпеливо ждал, как изменится поведение такого «духовного сына» Иеговы в повседневной жизни? Важно понять, что если возникнет необходимость, то, затратив часть своей творческой духовной энергии, дьявол может в любой момент превратить отдельного ессеея или праведного иудейского христианина, в фарисея. Он этого не делал, потому что духовная энергия нужна была ему для других целей, а больше потому, что через поведение и бытие ессеев дьявол хотел понять духовную суть будущего Мессии и найти ему применение в своих корыстных целях. Дьяволу была очевидна «вредность» «духовных сынов» Иеговы в лице иудейских ессеев для подчиненного его воле еврейского народа. Они были «не от мира сего», не бунтовали и не призывали к восстаниям, признавали беззакония дьявольской власти как норму жизни, и готовы были по своему духовному смирению терпеть любую авторитарную власть, которая не мешала им осуществлять свои религиозные ритуалы и покланяться духу Иеговы. Исполняя волю дьявола, царь Иудеи Ирод Великий освободил их от присяги и фактически превратил ессеев в бесправных рабов. Вот это качество ессеев не роптать и терпеливо переносить беззакония любой власти больше всего и понравились дьяволу.

В то же время, затратив часть своей духовной энергии, дьявол легко мог превратить ессеев в бунтарей, и устранить от власти такого императора, который выйдет из подчинения дьявола. Отец Небесный держал в тайне свои знания, что Святой Дух высших вселенских духов превратит будущих христиан гойских народов мира в духовных врагов дьявола и главную удерживающую силу от дьявольских беззаконий не только в духовной и религиозной жизни, но и в земной власти христианских монархов и императоров. Дьявол, наблюдая поведение ессеев и их отношение к власти царя Ирода Великого, пришел к ошибочному выводу, что если все гои будут подобны и похожи на его ессеев, то у духовного ставленника дьявола на троне императора Римской империи не будет никаких проблем и конфликтов между носителями земной власти и их подданными. Основываясь на этом ошибочном выводе, дьявол сам пожелал, чтобы или Мессия или Его ученики помогли ему превратить эллинские народы Римской империи в «духовных сынов» Иеговы. Вот в этом и заключается главная тайна Нового Завета, и главное отличие эллинских христиан от иудейских ессеев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

ИИСУС ХРИСТОС Возмутительная несообразность Имя Иисуса Христа, разделяющее надвое человеческую историю, представляет собой наибольшую несообразность, с которой доводилось сталкиваться нашему рассудку. Бог становится человеком! Подобное соединение непостижимо с

Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

ИИСУС ХРИСТОС В представлении очень многих людей, считающих себя христианами, по крайней мере в России, Христос - это как бы фамилия Иисуса. Поэтому эти два слова /Иисус и Христос/ в их умах связаны неразрывной связью.Но на самом деле «Христос» - это никак не фамилия, а уж

Из книги Начало пути христианина автора Борисов, священник Александр

Иисус Христос Бог приходит в мирПрошло две тысячи лет со времени Авраама. Умерли великие пророки, умерли великие цари, кончилось время великих первосвященников, а люди все ждали, что явится в мир Мессия, Христос. И Он пришел. Но не так, как думали многие из народа

Из книги Человек Иисус Христос и некоторые вопросы Божьего домостроительства автора Павленко С Б

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

12. Иисус Христос Византийская христология всегда находилась под властью категорий мысли и терминологии великих споров V, VI и VII вв. о Личности и отождествлении Иисуса Христа. Как было показано в части первой, эти споры затрагивали как концептуальные проблемы, так и

Из книги Систематическая теология том 1,2 автора Тиллих Пауль

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

3) Иисус есть Христос Сочетание слов «Иисус» и «Христос» стало настолько обычным, что даже трудно вообразить себе, сколь радикальным оно должно было казаться Петру и другим первым христианам, когда они пользовались им в своем учении и молитвенной практике. Наименование

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

20. Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. (Мк. 8:30; Лк. 9:21). Марк и Лука, пропуская изложенное у Матфея в ст. 17-19 и связывая 8:30 (Мк.) и 9:21 (Лк.) с предыдущей своей речью, говорят о том же, о чем и Матфей, но выражаются совершенно

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Здесь Иоанн дает первое заключение к своему Евангелию. Он замечает, имея в

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Иисус Христос Представление о пришествии Мессии, должно быть, трудно продвигалось в маккавейскую эпоху. Иуда Маккавей проявлял такой героизм, который легко можно было бы приравнять к видению Мессии как царя-победителя. И когда он умер, то это видение легко могло

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

VII. ИИСУС ХРИСТОС Начало христианства. 7 г. до Р.Х. - 30 г. по

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Иисус Христос- путь, которым Бог приходит к нам. Почему Христос явился нам? (См.Евр. 1:1-2; 2:9-18) 4. Шейх Али и его сын Али, арабский шейх, сидел за столом в своём роскошном кабинете. Это была просторная комната, выходящая окнами в сад, где под сенью раскидистой шелковицы цвели

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Жил ли Иисус Христос? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что говорят о Христе исторические памятники первых веков христианства. Ведь если бы Христос на самом доле жил на земле и был тем деятелем, каким изображают его евангелия и церковь, то о нем, несомненно, до нас

Из книги автора Регулярная исправленная статья

Помещение, идентифицируемое как "помещение для переписки рукописей" (L30) в Кумране.

Ессеи - еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.), известная главным образом по описаниям Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Плиния Старшего.

Основные сведения

Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים , `молчаливые` или חֲסִידִים , `благочестивые`; от сирийского חסין , `благочестивые`; от арамейского אסא , `исцелять`.

Образ жизни ессеев

Ессеи никогда не были многочисленны; Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около 4000 ессеев. К концу 1 в. до н. э. большинство ессеев сосредоточилось на северо-западном берегу Мертвого моря ; остальные были рассеяны в нескольких сельских районах.

Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства - каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов. Они не отрицали брак, но считали, что безбрачие лучше. Одна из частей секты позволяла своим членам вступать в брак, но только для продолжения рода. Как только жена беременела, муж прекращал общение с ней.

В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми коhенам в книге Левит . По рассказу Филона , ессеи не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили их жертв лишь в иерусалимском храме). По словам Иосифа Флавия, Моше ессеи ставили непосредственно после Бога и хулу на него наказывали смертью.

Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов). Они не делали оружия и отвергали войну, признавали лишь общую собственность, безусловно отрицали рабство , всячески помогали друг другу, учили, что все они братья между собой. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами.

Все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129). Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности.

Принятию нового члена предшествовал трехлетний испытательный срок. Перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (ибо всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти и т. п.

Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до совершенной негодности, но на свои трапезы надевали всегда белые одежды особого покроя. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники.

Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой, они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особом доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.

За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали от голода; искренне раскаявшихся принимали обратно. Судей у ессеев было не менее 100. В исполнении законов своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни.

Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.

Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо. Для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

Многие из ессеев приняли активное участие в Иудейской войне .

Ессеи и другие секты

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны египетские терапевты , гемеро-баптисты и община Кумрана ; о степени близости кумранской общины к ессеям мнения исследователей расходятся. Находят связь идеологии ессеев с терапевтами , расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.

Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что египетские терапевты - отрасль ессеев и не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» - евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка.

Некоторые ученые полагают, что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов. Грец , отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывал его христианину какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, а терапевтов признавал христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.

Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для восприятия христианства, и что среди первых последователей Иисуса было много ессеев; но именно из них образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.

Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5 из Кумранских рукописей , возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка.

В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что

23.10.2005 г.
©Питанов В.Ю.

Иисус Христос и первые христиане – ессеи, гностики или буддисты?


Как современные, так и уже вошедшие в историю основатели «эзотерических учений» в целях повышения авторитета своих концепций среди последователей стремятся возвести историю собственных организаций к временам седой древности. При этом они часто находят себе духовных собратий в самых неожиданных местах, там, где их не было и быть не могло. Например, христианство не имеет никакого отношения к «эзотерическим наукам», что понятно любому человеку знакомому с христианским богословием и с оккультными учениями (1). Однако этот факт не устраивает эзотерических гуру, вследствие чего появляются утверждения, аналогичных следующему: «…христианство, в его современной форме, и учение самого Христа – две совершенно разные вещи» (2), далее начинается поиск истинного, (читай – эзотерического) христианства, которое служит основой для создания теософии, агни-йоги и иже с ними. Как показывает изучение подобного рода эзотерических «наук», их основатели не относятся к числу людей, хорошо ориентирующихся в подлинной истории христианства; их нежелание заполнить столь существенный пробел в своем образовании объясняется, в частности тем, что они предпочитают прибегать к фальсификации религиозной истории мира, что позволяет оправдывать удобные для них идеи. Одной из жертв подобного рода исторических спекуляций со стороны эзотериков стали ессеи.

Кто такие ессеи с точки зрения эзотериков? Вот, например, слова основательницы теософии Е.П. Блаватской: ««Ессеи. Эллинизированное слово - от еврейского Аса, «целитель». Таинственная секта иудеев, которая, по словам Плиния, жила поблизости Мертвого моря … в течение тысяч веков. … У них было много буддийских идей и обычаев…» (3), буддийские идеи и обычаи у ессеев возникли неспроста, оказывается ессеи «… были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами» (4). Вот так, оказывается ессеи, будучи иудейской сектой, обратились в буддизм, более того, следуя логике Блаватской, можно сделать вывод, что в силу сходства между обычаями первых христиан и ессеев, буддистами можно назвать и первых христиан: «Большое сходство, найденное некоторыми критиками между ритуалами и обычаями ранних христиан и ессеев может быть объяснено без малейшего затруднения. Ессеи, как мы только что отметили, были новообращенные буддийских миссионеров, которые со времен царя Ашоки, усердного пропагандиста, исходили Египет, Грецию и даже Иудею в одно время…» (5). Помимо того, Блаватская утверждала, что «…гностики, или ранние христиане (то есть гностики и ранние христиане в глазах Блаватской не имеют отличий. – В.П.), были только последователями старых ессеев под новым именем…» (6). Логика подобных рассуждений не может не привести к вопросу: если первые христиане, (они же – гностики) являлись восприемниками ессеев, то кем был Сам Основатель христианства Иисус Христос? Блаватская не заставляет нас долго искать ответ: «… он (Иисус Христос. – В.П.) был ессеем …» (7), но помимо того «…само по себе разумеется, что он (Христос. – В.П.) проповедовал философию Будды Шакьмуни» (8), «…Он (Иисус Христос. – В.П.) …последователь буддийской доктрины» (9). Итак, суммируем все смысловое содержание приведенных выше утверждений Блаватской: ессеи были «таинственной сектой иудеев» и, вместе с тем, буддистами, Иисус Христос был ессеем и буддистом, первые же христиане были гностиками, ессеями и буддистами одновременно (!!!). Вывод напрашивается сам собой: учения ессеев, гностиков, буддистов и первых христиан тождественны. Так ли это? Мы приглашаем читателя присоединиться к нашей попытке ответить на закономерно возникающие вопросы: кем в действительности были ессеи, был ли ессеем Иисус Христос, а также насколько представление Блаватской об отсутствии разницы между учениями ессеев, буддистов, гностиков и первых христиан отвечает исторической действительности?

Ессеи действительно вели скрытый образ жизни, однако не настолько, чтобы судить об этой религиозной группе приходилось только по трудам Блаватской и подобных ей корифеев «эзотерических наук». Но все по порядку. Этимология термина «ессеи» современной науке точно неизвестна, существует около 20 возможных вариантов происхождения этого слова (10). Этимология, указанная Блаватской, - в числе прочих, но отнюдь не единственная. Некоторые ученые считают, что понятие «ессеи» происходит от имени царя Иессея (11), отца Давида, но и это лишь один из существующих вариантов.

Основные сведения о ессеях дошли до нас благодаря работам еврейско-эллинистического философа Филона Александрийского (ок. 25 г. до Р.Х. – до 50 г. от Р.Х.) и ряда других авторов (12). Иосиф Флавий посвятил ессеям целую главу в своей книге «Иудейская война» (13). Согласно Иосифу Флавию, ессеи – это иудейская секта, члены которой жили небольшими общинами, имели общее имущество. К характерным чертам секты ессеев относились пацифизм (среди ессеев не было людей, которые изготовляли бы оружие (14)) и строжайшее соблюдение ветхозаветных предписаний; как пишет Иосиф Флавий: «Строже, нежели все другие иудеи, они избегают дотронуться до какой-либо работы в субботу. Они не только заготовляют пищу с кануна для того, чтобы не разжигать огни в субботу, но не осмеливаются даже трогать посуду с места и даже не отправляют естественных нужд» (15). Основным занятием ессеев было изучение древних манускриптов. Подчеркнем, что если непременным атрибутом современных эзотерических учений является вера в реинкарнацию (16), то ессеи посмертную участь человека видели как вечное пребывание в одном из двух состояний – вечного блаженства или вечных мук: «Они именно твердо веруют, что, хотя тело тленно и материя невечна, душа же всегда остается бессмертной; что, происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело, душа находится в нем как бы в заключении, но как только телесные узы спадают, она, как освобожденная от долгого рабства, весело уносится в вышину. Подобно эллинам, они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана - в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук. Эта самая мысль, как мне кажется, высказывается также эллинами, которые своим богатырям, называемым ими героями и полубогами, предоставляют острова блаженных, а душам злых людей - место в преисподней, жилище людей безбожных, где предание знает даже по имени некоторых таких наказанных, как Сизиф и Тантал, Иксион и Титий, бессмертие души, прежде всего, само по себе составляет у ессеев весьма важное учение, а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают, что добрые, в надежде на славную посмертную жизнь, сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем, что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни, то, по уходе в другой мир, они должны будут терпеть вечные муки (выделено нами. – В.П.). Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех, которые только раз вкусили их мудрость» (17).

Одним из главных постулатов буддизма является вера в отсутствие существования Бога (18). В буддизме есть интересная концепция об истоках ложной, по мнению буддистов, идеи Личного Бога. Выглядит эта теория примерно так: «Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений … . Причина существования миров - энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла … . После разрушения одной вселенной существует лишь бесконечное пространство (акаша), в котором в некоторый момент начинают веять некие ветерки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной … Дальнейшее формирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется небесный дворец с богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появляются другие тридцать три бога небес мира желаний. Они видят Брахму и восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!» - так возникает вера в бога-творца…» (19). Однако, если буддизм отвергает Личного Бога, то каждый входящий в ессейскую общину прежде всего должен был поклясться перед другими членами «… в том, что он будет почитать Бога…» (20). Ессеи не мыслили спасения вне своей общины (21), что нагляднее всего демонстрирует поведение провинившегося ессея, подвергнутого наказанию: «Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от несобрата, он принужден поэтому питаться одной зеленью, истощается таким образом и умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения» (22). Столь яркая картина, рисующая отношение ессеев к «несобратьям», обнаруживает чуждость ессеев христианству и близость иудаизму: «…вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян.10:28).

Численность ессеев всегда была сравнительно невелика: Филон Александрийский сообщает, что в Палестине I в. от Р.Х. ессеев насчитывалось не более 4000 человек (23). Если Блаватская утверждала, что ессеи живут в районе Мертвого моря « … в течение тысяч веков» (24), то современная наука установила, что секта ессеев возникла во II в. до Р.Х. (25), а значит, о тысячелетиях существования ессейских общин не может идти и речи. При этом нужно учитывать, что ессеи – это иудейская ультраортодоксальная секта, известная тем, что ее члены старалась соблюдать мельчайшие предписания Ветхого Завета (26), соблюдали Закон ревностнее фарисеев (27), глубоко изучали Священное Писание и носили филактерии, о чем свидетельствуют находки Кумрана.

В самом начале статьи было приведено утверждение Блаватской о том, что ессеи были буддистами. Мы не видим смысла подробно анализировать эту идею, несостоятельность которой очевидна для каждого человека, который хотя бы минимально знаком с буддизмом и иудаизмом. Впрочем, если эзотерики предоставят нам счастливую возможность познакомиться с буддистами, которые соблюдают субботу и верят в Личного Бога Ветхого Завета, то в этом случае можно будет рассмотреть и заявления Блаватской. Сейчас же лишь заметим, что находки в районе Мертвого моря ничего не дали современным буддологам, так как буддийских рукописей там обнаружено не было (28): это должно бы удивить каждого, кто верит утверждениям Блаватской о принадлежности ессеев к буддизму.

Мы уже отмечали выше, что, по мнению Блаватской, «гностики были последователями старых ессеев под новым именем» (29) . Однако это утверждение не более состоятельно, чем утверждение о том, что ессеи были буддистами. Гностицизм представлял собой многообразное течение (30), в частности, некоторые гностики считали, что Иегова есть «демиург – представитель и орган высшего Бога, специально приставленный Божественным Произволом к иудейскому народу…» (31). Нужно очень плохо знать иудаизм тех времен, чтобы ставить знак равенства между гностиками и ультраортодоксальными иудеями, каковыми были ессеи. Ведь для Ветхого Завета вопрос строгого монотеизма был принципиальнейшим, напоминание Израилю о том, что лишь Господь есть Бог – постоянный рефрен ветхозаветных текстов: «Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис.37:16), «Я - Господь первый, и в последних - Я тот же» (Ис.41:4), «… [только] Господь есть Бог, [и] нет еще кроме Его (Втор.4:35); «… ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа» (Исх.34:14); «…прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:10) . Чистота монотеизма должна была строжайше соблюдаться среди иудеев, нарушителю же грозила казнь (Втор.13:10). Также гностицизм, в отличие от иудаизма и христианства, провозглашал идею вечности мира, тем самым противостоя креационизму Ветхого Завета, т.е. идее о творении мира, имеющего, таким образом, начало своего существования (32). Помимо того, существовали гностики, считавшие Ветхий Завет чем-то низшим, от чего надо отказаться (33). Но предположить наличие такого отношения к Ветхому Завету у ессеев, носивших филактерии, невозможно. Да и в Священном Писании (Втор.30:4-10) нет никаких намеков на его «второсортность». Эта идея чужда и христианству: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17); «…истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18). Новый Завет не отменяет Ветхий Завет, а дополняет, образуя с ним единое целое. К тому же, если ессеи - это те же христиане, как утверждала Блаватская (34), то вопрос об одновременной принадлежности ессеев к гностическому учению можно в принципе снять, так как отношения между христианством и гностицизмом нагляднее всего описывается в восьмой главе книги Деяний апостольских (Деян. 8:13-24). Напомним, что свидетельства древних христианских писателей позволяют видеть в Симоне Волхве древнейшего христианского гностика (35) и даже основателя гностицизма (36). Обратившись к тому же отрывку Нового Завета, мы можем оценить корректность работы Блаватской с текстом Священного Писания, а следовательно, ответить для себя на вопрос, стоит ли доверять утверждениям данного автора, сделанным на основе библейских текстов: «…ессеи… считали, что прикасанием к деньгам они оскверняют свои руки. Когда апостолам предлагали деньги, чтобы они за это наделяли духовными силами, Петр, несмотря на то, что в Библии он изображен трусом и трижды отступником, все же с негодованием отвергает это предложение, сказав: «Твои деньги погибнут вместе с тобой, ибо ты думал, что дар Божий можно приобрести за деньги»» (37) . Если мы возьмем в руки первоисточник, из которого мадам Блаватская позаимствовала цитату, то прочитаем: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:18-20). Как видим, свои грозные слова Петр произносит не из-за того, что Симон предложил ему прикоснуться к деньгам и тем самым нарушить ритуальную чистоту, а совершенно по иной причине. Можно ли доверять трудам «учителей», которые в своих работах с легкостью прибегают к столь очевидной смысловой подмене?

Были ли первые христиане ессеями? Вполне можно допустить, что в христианство влилась часть ессеев, но делать из этого вывод, что между христианами и ессеями нет разницы, нельзя. Если мы обратимся к кумранским находкам, то трудно не заметить, что среди них фактически отсутствуют христианские книги (38), что странно для христиан, но вполне естественно для небольшой иудейской секты, которая к христианству не имеет никакого отношения. Конечно, канон Нового Завета в то время еще не сформировался, но отдельные его книги уже были написаны, например Евангелие от Марка (39). Учитывая, что кумранская община просуществовала до 68 г. от Р.Х. (40) она вполне могла бы их иметь, если бы сочла для себя это нужным. Также первые христиане часто изображали там, где жили, символы своей веры, например, рыбу. В Кумране ничего подобного обнаружено не было. Иосиф Флавий, который был фарисеем, в своей книге «Иудейская война» пишет о ессеях как о внутрииудейской секте, что странно, если бы они имели хоть какое-нибудь отношение к христианству: учитывая негативное отношение к христианству фарисеев, это вряд ли осталось бы неотмеченным Иосифом Флавием. У того же Иосифа Флавия мы можем найти интересное сообщение о том, что среди руководителей восстания зилотов присутствовали ессеи (41), в то время как христиан иудеи убивали и всячески преследовали (Деян. 7:57-60; 8:1; 12:1-4; 21:31) в том числе и за то, что христиане не принимали участия в восстании зилотов (42): «После первой иудейской войны евреи-ортодоксы прокляли как предателей евреев-христиан (назарян) за их неучастие в войне. Это проклятие вошло в молитвы иудеев и произносилось в синагогах утром, днем и вечером. Евреев-христиан обвиняли в отступничестве и подвергали преследованиям в тех местах где сохранилась власть иудеев-ортодоксов» (43). Позже святой Иустин писал о преследовании христиан иудеями: «…иудеи почитают нас врагами и противниками и, подобно вам (язычникам) убивают нас и мучают, когда только могут…» (44). Если, в отличие от христиан ессеи принимали участие в восстании зилотов, то такое близкое сотрудничество ессеев и иудеев в столь ответственный момент было возможно только при одном условии: если ессеи были близки иудеям, а христиане чужды. На наш взгляд, сказанного достаточно, для того чтобы согласиться, что утверждение о тождественности первых христиан и ессеев является явно надуманными и не соответствуют действительности.

Не одна Е.П. Блаватская пыталась спекулировать на теме ессейских «корней» христианства. Но прежде, чем затронуть эту тему, несколько слов нужно сказать о Священном Писании.

Как в первые века христианства, так и теперь широкое распространение находят книги, получившие название апокрифов. Известная оккультистка Елена Рерих писала о них: «Очень полезно ознакомиться с многочисленными трудами западных ученых, основанными на подлинниках первых веков христианства, чтобы понять, сколько неточностей могло вкрасться в наш перевод Евангелий и какое количество ценнейших речений не было включено. В те времена существовало множество апокрифов и Евангелий, из которых отцы церкви (по свидетельству их же современников) канонизировали те, которые были ближе их уровню сознания. Так и до сих пор существуют прекрасные апокрифы, которые не вошли в исправленные и канонизированные Евангелия» (45). Теософы всех мастей непрерывно пытаются доказать несостоятельность Священного Писания, его историческую недостоверность (46). Е.П. Блаватская писала: «Что касается Апокрифов, то само их название запрещает критикам доверять их информации. Однако оккультисты заявляют, что как бы односторонни и предубежденны они ни были, эти апокрифические «Евангелия» содержат гораздо больше исторически правдивых событий и фактов, нежели «Новый Завет», в том числе «Деяния». Первые являются голыми необработанными преданиями, последние же (официальные «Евангелия») представляют собою тщательно разработанные легенды. Святость «Нового Завета» – личное дело каждого и дело слепой веры, и тогда как каждый обязан уважать личное мнение своего соседа, никто не принуждается его разделять» (47). Однако фактически все книги, входящие в канон Нового Завета, были написаны в течение первого века от Р.Х., их авторами являются или очевидцы описанных событий, т.е. апостолы, или их непосредственные ученики. Так, Евангелие от Иоанна написано любимым учеником Христа, он же написал ряд посланий (48). Евангелие от Матфея написал бывший сборщик податей Матфей, которого Христос сам призвал на служение (49). Евангелие от Луки написал спутник апостола Павла (50), также Лука написал Деяния апостолов. Евангелие от Марка было написано апостолом Марком под руководством апостола Петра (51). Так же обстоит и дело с Посланиями апостолов. Фактически Новый Завет состоит из трудов очевидцев описанных событий - трудно предположить, что все они одновременно решили солгать, тем более, что в то время еще были живы не принявшие христианство свидетели совершившихся событий (52). Последним по времени написания считается Евангелие от Иоанна, обычно его датируют 90-100 гг. от Р.Х., хотя, возможно, и оно было написано намного раньше, где-то ок. 60 годов (53). Учитывая, что первым христианам за свою веру часто приходилось расплачиваться жизнью, их невнимание к подлинности текста Священного Писания представляется сомнительным. Может быть, христиане более поздних времен подменили тексты Священного Писания, переписали их? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к библейской археологии. Если говорить о Ветхом Завете, то самые древние кумранские рукописи датируются 250 годом до Р.Х. (54), никакие христиане не могли их подменить хотя бы потому, что христианство в то время еще не существовало. Нужно заметить, что всего в Кумране было обнаружено более 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25000 фрагментарных обрывков Ветхого Завета (55). Сверить принятый ныне ветхозаветный текст с этим сохранившимся книгам не составляет труда. Для современных ученых вопрос о правильности воспроизведения текста Ветхого Завета в современной Библии не стоит, фактически это является доказанным фактом (56). Что касается Нового Завета, то самый древний сохранившийся фрагмент Евангелия от Иоанна датируется 117-138 гг. от Р.Х. (57). Так как эзотерики не скрывают своей сердечной привязанности к апокрифам, то обратим внимание на апокриф под названием Пастырь Ермы (115-140 гг. от Р.Х.) (58), в котором цитируются многие новозаветные книги, причем текст цитат совпадает с оригинальными тектами Нового Завета. В целом имеются более 19000 древних копий Нового Завета, поэтому сверить современные тексты с древними оригиналами несложно. Согласно научным исследованиям, чистота текста Нового Завета составляет 98,33% (59). Можно сказать, не рискуя погрешить против истины, что Библия является самой сохранной из древних книг. Помимо того, истинность текста Библии можно проверить по цитатам как древних христианских писателей, так и их противников. Новый Завет с самого момента своего появления начал быстрыми темпами распространяться по всему цивилизованому в те времена миру, например, существуют переводы Нового Завета на латинский и сирийский языки (60). Предположение, что многие сотни тысяч людей в разных странах мира одновременно изменили текст Нового Завета, причем этого не заметили даже враги христианства, кажется невероятным и может иметь своим основанием или невежество, или отсуствие совести, или лютую ненависть к христианству, когда для борьбы с ним используются любые методы и откровенная ложь в том числе.

Вернемся теперь к другим, существующим помимо Блаватской Е.П., любителям спекуляций на теме ессеев. В одной из апокрифических книг, а точнее в «Послании ессеев», мы можем прочитать: «…Иисус, говорю я, был членом нашего священного братства и был посвящен в него с юных лет» (61); «Он был зачат ессеем, которого женщина считала посланником неба» (62). В этом «Послании» история жизни Христа представлена следужщим образом: отцом Иисуса был ессей, поэтому ессеи взяли Его под свою опеку, позже Иисус вступил в их орден, был духовным учителем ессеев, Его распяли. После распятия ессеям удается продлить на какое-то время Христу жизнь, но вскоре Он все же умирает от полученных на кресте ран. Если принять этот сюжет на веру, то нам придется полностью отказаться от Нового Завета, так как он совершенно иначе описывает жизнь Христа. Но стоит ли это делать? Прежде всего бросается в глаза тот факт, что даже самим издателям «Послания ессеев» неизвестна история происхождения этого опуса (63), в отличие от текстов Нового Завета, легитимность которых можно легко доказать, о чем выше уже говорилось. Далее, в тексте есть несколько интересных моментов. Например, читатель может узнать, что, оказывается, сыном Елизаветы и Захарии был не Иоанн Креститель, а Иоанн Богослов (64). То есть Новый Завет «ошибся» в этом плане, что ж, допусим, но из того же апокрифа можно узнать, например то, что Назарет находится у подножия горы Фавор (65). И это при условии, что Фавор расположен «…в 9 км. к востоку - юго-востоку от Назарета...» (66). Если верить «Посланию ессеев», то Израиле было несколько храмов Иеговы: первый, что общеизвестно, был в Иерусалиме, но одновременно с ним, согласно этому апокрифу, существовал второй храм, который находился в Гелиополе (67). Не может не изумить читателя и описание изъятия тела Христа из гробницы: автор «Послания ессеев» описывает, как ко гробу был послан молодой ессей в белых одеждах, как стража, испугавшись его, убежала (представьте: ночью у гробницы Христа появляется юноша в белых одеяниях и профессиональные римские солдаты, увидев его, в страхе разбегаются), как этот юноша легким движением руки отвалил гигантский камень, которым был закрыт вход в гробницу Иисуса (68). На наш взгляд, дальше можно не продолжать. Читая подобного рода свидетельства «очевидцев», становится понятно желание Церкви уберечь своих членов от знакомства с ними.

Итак, первые христиане не были ни гностиками, ни буддистами, ни даже ессеями, что касается вопроса, был ли Иисус Христос ессеем, то ответ на него, на взгляд автора, очевиден.

_______________
Ссылки:

1. - См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Питанов В.Ю. Теософия: факты и мифы. http:// apologet . front . ru
2. - Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16.
3. - Блаватская Е.П.Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.170.
4. - Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.2. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
5. - Там же.
6. - Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
7. - Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.2. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
8. - Там же.
9. - Там же.
10. - Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.36.
11. - Там же. С.36.
12. - См.: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.37-39.
13. - См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С. 202-210.
14. - Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.41.
15. - Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С. 207.
16. - См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http:// apologet . front . ru
17. - Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.208-209.
18. - См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество.
19. - Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. С.39-40.
20. - Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.206.
21. - Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.58.
22. - Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.206-207.
23. - Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.40.
24. - Блаватская Е.П.Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.170.
25. - Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. С.134.
26. - Там же. С.63.
27. - Там же. С.134.
28. - См.: Свящ. Димитрий Юревич. Пророчества о Христе в рукописях мертвого моря. СПб., Аксион эстин. 2004.
29. - Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
30. - См.: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994.
31. - Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. Ташкент. Шарк. 1994. С.72.
32. - Философский словарь. М., Республика. 2001. С.128.
33. - Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994. С.20.
34. - Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
35. - Епископ Кассиан Безобразов. Христос и первое поколение христиан. М., ПСТБИ. 2001. С.196
36. - Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994. С.20. Симон Волхв часто упоминается в литературе ранних христиан как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Св. Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде "Против ересей" указывает, что Симон Волхв был одним из родоначальников гностических ересей.
37. - Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
38. - Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.28.
39. - Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.99.
40. - Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира – Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.46.
41. - Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.284, 302.
42. - Зилоты – иудейская секта. В отличие от фарисеев и саддукеев, которые пытались приспособиться к власти римлян, зилоты провозгласили лозунг: «Нет царя кроме Бога». Зилоты отказывались платить дань римлянам и готовились к войне, которая, по их мнению, должна была привести к установлению Царства Божьего на Земле. Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.134.
43. - Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. СПб., Новый Геликон. 1997. С.97.
44. - Сагард Н.И., Сагард А.И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., Воскресение. 2004. С.273.
45. - Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 07.05.39). Новосибирск. Вико. 1993. С.407.
46. - Но странным образом это не мешает им постоянно искать в Священном Писании поддержку своих доктрин. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http:// apologet . front . ru
47. - Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. 1993. Т.3(5). С.108.
48. - Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.100-103.
49. - Там же. С.99.
50. - Там же. С.100.
51. - Там же. С.99.
52. - Головин С.Л. Введение в систематическую апологетику. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.173.
53. - Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.101.
54. - Свящ. Димитрий Юревич. Пророчества о Христе в рукописях мертвого моря. СПб., Аксион эстин. 2004. С.50-51.
55. - Там же. С.51.
56. - Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 229.
57. - Там же. С.635.
58. - Там же. С.635.
59. - Там же. С.639.
60. - Головин С.Л. Введение в систематическую апологетику. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.171.
61. - Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.373.
62. - Там же. С.377.
63. - Там же. С.469-470.
64. - Там же. С.384.
65. - Там же. С.379.
66. - Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С.83.
67. - Иудеи же до сих пор почему-то считают, что храмов всего было два, причем оба находились в разное время в Иерусалиме - первый построил Соломон, второй, после разрушения первого войсками Навуходоносора в 586 году до Р.Х., построили в 520 г. до Р.Х., но и он был в свою очередь превращен в руины в 70 г. от Р.Х. римлянами. Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.379.
68. - Там же. С.412.