Эссе гоббс левиафан. Об отеческой и деспотической власти Т гоббс левиафан краткое содержание

  • Дата: 01.02.2024

Введение

Человеческое искусство (искусство, при помощи которого Бог создал мир и управляет им) является подражанием природе как во многих других отношениях, так и в том, что оно умеет делать искусственное животное. Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов, начало которого находится в какой‑нибудь основной внутренней части, разве не можем мы сказать, что все автоматы (механизмы, движущиеся при помощи пружин и колес, как, например, часы) имеют искусственную жизнь? В самом деле, что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер? Впрочем, искусство идет еще дальше, имитируя разумное и наиболее превосходное произведение природы - человека. Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по‑латыни - Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, и гражданская война - смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения.

Чтобы описать природу этого искусственного человека, я буду рассматривать:

Во‑первых, материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека.

Во‑вторых, как и путем каких соглашений он был создан, каковы точно права и власть или авторитет суверена и что сохраняет государство и что его разрушает. В‑третьих, что такое христианское государство. Наконец, что такое царство тьмы (kingdom of darkness). В отношении первого пункта в последнее время широко пошла в ход поговорка, что мудрость приобретается чтением не книг, а людей. Вследствие этого те лица, которые по большей части не могут представить никакого другого доказательства своей мудрости, рады показать, что они, по их мнению, вычитали в людях, немилосердно порицая друг друга за глаза. Есть, однако, другая поговорка, которую в последнее время перестали понимать и следуя которой указанные лица, если бы постарались, могли бы действительно научиться читать друг друга. Это именно афоризм nosce te ipsum, читай самого себя. Смысл этого афоризма сводится не к тому, чтобы, как это стало теперь обыкновением, поощрять людей власть имущих к варварскому отношению к людям, стоящим ниже их, или подстрекать людей низкого происхождения к дерзкому поведению по отношению к людям вышестоящим, а к тому, чтобы поучать нас, что в силу сходства мыслей и страстей одного человека с мыслями и страстями другого всякий, кто будет смотреть внутрь себя и соображать, что он делает, когда он мыслит, предполагает, рассуждает, надеется, боится и т. д., и по каким мотивам он это делает, будет при этом читать и знать, каковы бывают при подобных условиях мысли и страсти всех других людей. Я говорю о сходстве самих страстей, которые одинаковы у всех людей,- о желании, страхе, надежде и т.

Томас Гоббс «Левиафан»

В работе «Левиафан или материя, форма и власть государства» Томас Гоббс описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой.

Господство естественного права с наибольшей силой проявляется, согласно автору «Левиафана», в естественном состоянии, когда нет ни государственности, ни собственности, ни морали, ибо естественное право означает право каждого человека на все, в чем он нуждается, чего он желает. Фактически оно означает неограниченность человеческой свободы в стремлении поддерживать свое существование и улучшать его любыми доступными средствами. Натуралистическое содержание естественного права особенно очевидно в связи с тем, что оно выражает чувственную природу человека, приближающую его к животному миру. Гоббс не жалеет красок для изображения алчности и даже хищности людей в их естественном виде. Он выражает эту мрачную картину древнеримской пословицей «Человек человеку волк». Отсюда совершенно понятно, почему естественное состояние представляет собой непрерывную «войну каждого с каждым». Она выявляет и иллюзорность человеческой свободы на чувственном уровне своего сознания, игнорирующего какую бы то ни было необходимость для всех людей сменить естественное состояние на состояние гражданское, государственное. Главный конститутивный признак такого состояния - наличие сильной централизованной власти (8, с. 178).

Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. В главе XVII Гоббс так определяет цель государства - «…обеспечение безопасности. Конечной причинной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося… необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов» (1, с. 182).

Основная цель государства, по Гоббсу, заключается в обеспечении безопасности, «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов, изложенных в XIV и XV главах» (1, с. 89). гоббс общество государство левиафан

Как видно из произведения, Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти: «подданные монарха не могут без его разрешения свергнуть монархию и вернуться к хаосу разобщенной толпы или перевести свои полномочия с того, кто является их представителем, на другого человека или другое собрание людей, ибо они обязались каждый перед каждым признавать именно его действия своими и считать себя ответственными за все, что их суверен будет или сочтет уместным делать, и, таким образом, если бы хоть один человек не дал своего согласия, все остальные нарушили бы свои обязательства по отношению к нему, что несправедливо, а так как, кроме того, каждый из них отдал верховную власть носителю их лица, то, свергая его, они отнимают у него то, что ему принадлежит по праву, что опять-таки является несправедливостью» (1, с. 97). По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

В целом концепция происхождения государства у Гоббса идеалистична. И ее идеалистическая суть, с наибольшей силой выявляется в его учении о естественных законах, как бы автоматически переводящих человечество в состояние государственности и гражданственности. В противоположность природно-чувственному содержанию естественного права человеческий дух изначально наделен естественными законами как неколебимыми моральными установками, с необходимостью толкающими людей на путь общественного договора.

Первый из них состоит в свойственном всем без исключения людям, испытывающим страх смерти, осознании того, что надо постоянно стремиться к миру, ибо даже плохой мир безусловно лучше войны. Всего естественных законов автор насчитывал двадцать. Но все они сводятся к широко известному «золотому правилу» (зафиксированному и в Евангелиях): «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе» (1, с. 194).

Естественные законы, выражающие разумную и моральную природу человека, в принципе действуют и в условиях естественного состояния. Но здесь они представляют собой как бы тенденции, подавляемые страстями естественного права. Для их полного проявления и необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Лишь ее приказания придают естественным законам повелительную силу права, реализуемую в гражданских законах.

Интересно, что по мнению Гоббса естественные законы «(как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе. без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность» (1, с. 203).

Гоббс дает следующее определение государству - «такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю» (1, с. 171). Видно, что для Гоббса государство и государственная власть одно и тоже. По Гоббсу государственная власть наделена огромными полномочиями, человек подчиняется этому «Левиафану».

Поскольку Гоббс убежденный монархист, значительную часть XVII главы он посвящает анализу взаимоотношений короля и подданных. Королем (суверен) является тот, кто обладает государственной властью, а для достижения верховной власти имеются два пути. Один - это физическая сила, «например когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиниться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или когда путем войны подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии жизнь». Второй - это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей «в надежде, что этот человек или это собрание сумеют защитить их против всех других» (1, с. 205). Первое государство по мнению Гоббса основано на пути приобретения, а второе является собственно политическим.

Государство, основанное на приобретении, по мнению Гоббса деспотично, поскольку «верховная власть приобретена силой, когда люди - каждый в отдельности или все вместе - большинством голосов из боязни смерти или неволи принимают на свою ответственность все действия того человека или собрания, во власти которого находится их жизнь и свобода» (1, с. 207).

Данная форма отличается от государства, основанного общественным договором, поскольку там люди, которые «выбирают своего суверена, делают это из боязни друг друга, а не из страха перед тем, кого они облекают верховной властью; в данном же случае они отдают себя в подданство тому, кого они боятся». Интересно, что в обоих случаях, по мнению Гоббса, побудительным мотивом является страх. Если бы страха не было, то никто в государстве не был бы обязан к повиновению.

Государство, основанное на общественном договоре, является, по мнению философа, отеческим. «Право господства на основе рождения есть право родителя над своими детьми, а такая власть называется отеческой. Но это право не производится от факта рождения в том смысле, будто родитель имеет господство над своими детьми на том основании, что он родил их, а производится оно из согласия детей, ясно выраженного или тем или иным путем достаточно выявленного» (1, с. 247).

И еще одна важнейшая проблема рассматривает философом - междоусобицы и заговоры. «Если частное лицо в государстве содержит больше слуг, чем это требуется для управления его состоянием и для того законного дела, ради которого он их применяет, то это заговор и преступление». По мнению Гоббса, пользуясь защитой государства, подданный не нуждается в защите собственной силой.

Резко негативное мнение высказывает Гоббс о толпе народа. Церковные сборища и праздники Гоббс поощряет, однако все остальные скопления народа оцениваются им резко негативно: «собрание делается незаконным вследствие не какого-нибудь установленного числа собравшихся, а вследствие такого их числа, которое представители власти не способны укротить или передать в руки правосудия».

Концепция государственной власти изложенная в анализируемой работе Т. Гоббса в принципе антидемократична. Поскольку она возникает в силу всеобщего договора и добровольного отказа всех его участников от части - едва ли не большей - своих естественных прав, то, лишившись их, они уже не должны требовать их обратно, что грозит возвращением к естественному состоянию. Дело власти - приказывать, а граждан - подчиняться. Однако приказания-законы властей - не произвол, а разумная необходимость, без которой нет нормальной жизни.

Важен вопрос о свободе человека в государстве. Гоббс задается вопросом: что такое свобода? «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешнее препятствие для движения), и это понятие может быть применено к неразумным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам. Ибо если что-либо так связано или окружено, что оно может двигаться лишь внутри определенного пространства, ограниченного сопротивлением какого-либо внешнего тела, то мы говорим, что это нечто не имеет свободы двигаться дальше» (1, с. 128).

Таким образом, свободный человек, по Гоббсу, тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать. Однако свобода - удел не для всех. Существуют отдельные группы людей, которые обладают и не обладают свободой.

Под группой людей Гоббс понимает определенное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. «Одни из этих групп людей называются упорядоченными, другие - неупорядоченными. Упорядоченными называются те, в которых один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. Все другие группы называются неупорядоченными.

Из упорядоченных групп некоторые абсолютны и независимы, будучи подвластны лишь своим представителям. Таковы лишь государства, о чем я уже говорил в предшествующих пяти главах. Другие зависимы, то есть подвластны какой-нибудь верховной власти, подданными которой являются как каждый член этих групп, так и их представители».

Особо Гоббс выделяет политические группы людей (называемые философом политическими телами и юридическими лицами), которыми «являются те группы людей, которые образованы на основании полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными или образованы на основании полномочий, данных чужеземной властью» (1).

Консерватизм и антидемократичность проявляются также у Гоббса в классификации общественных объединений. Он подразделяет все человеческие группы на законные и незаконные: «законны те, которые допущены государством, все другие противозаконны. Неупорядоченными называются те группы, которые, не имея никакого представительства, являются лишь скоплением людей. Если оно не запрещено государством и не имеет дурных целей (как, например, стечение народа на базарах, на публичных зрелищах или по какому-нибудь другому невинному поводу), то оно законно. Если же намерения дурны или (в случае значительного числа людей) не известны, то оно противозаконно».

Кроме всего прочего Гоббс анализирует важнейшие проблемы, связанные с государственной властью того времени. Одной из таких проблем являются интриги, причиной которых является то, что «верховная власть принадлежит многочисленному собранию и несколько членов этого собрания, не имея на то полномочий, подговаривают часть собрания захватить в свои руки руководство остальными». По мнению Гоббса это крамола и преступный заговор, так является злостным развращением собрания в личных интересах. В одном моменте Гоббс делает оговорку, и в настоящее время эта оговорка может рассматриваться как предвидение лоббизма: «но если тот, чье частное дело обсуждается и решается в собрании, старается расположить в свою пользу возможно больше членов его, то он не совершает никакого преступления, ибо в этом случае он не является частью собрания».

Подводя итог анализу сделаем следующий вывод: Гоббс в своем произведении анализирует сущность государства, причины и время его возникновения, статус общества и человека в государстве. Концепция Гоббса по своей сути антидемократична, идеалистична, консервативна.

Эссе по произведению Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

Данный труд является апогеем творчества Гоббса, в котором он изложил свои воззрения на теорию государства, а также наиболее ясно показал систему механистического материализма, приверженцем которой он являлся. При этом в то время ему приходилось сталкиваться с противниками материализма в лице духовенства, которое не соглашалось с его позицией о том, что духовенство необходимо только как орудие государственной власти для контроля над народом.

Если обратиться к самому названию произведения, то стоит пояснить почему Гоббс назвал государство Левиафаном. Левиафан – это ветхозаветное морское чудовище, которое обладало огромной силой. Тем самым он хотел показать, что государство является наиболее сильным и влиятельным институтом в обществе. Гоббс выделяет три этапа становления общества: естественное состояние (война всех против всех), переход к государству (общество) и государственное состояние. Само государство появляется по Гоббсу в результате общественного договора, т.е. в определенный момент членам общества становится невыносимым жить в постоянной междоусобице, поэтому между всеми людьми заключается договор о правилах взаимного существования, назначается правитель. Государство уже способно защищать частную собственность и интересы граждан. В то же время эти люди теряют некие права (т.е. они становятся незаконными), например, возможность отнять силой имущество у своего соседа.

Возвращаясь к естественному состоянию стоит наиболее подробно объяснить понятие войны всех против всех, данное Гоббсом. Тут стоит понять, что естественное состояние никак не соотносится со временем в истории, т.е. это не первоначальное состояние людей. Естественное состояние может возникнуть в любое время, для этого лишь нужны причины – смута или государственный переворот. Проще говоря государственное состояние может опять перейти к естественному при наличии негативных причин. Гоббс говорит о том, что общество в принципе эгоистично, даже в государстве люди могут совершать какие-то вредные для другого человека действия. Гоббс считал, что человек должен подражать Богу, но на деле этого почти не происходит. Ведь даже в мирное время у людей в домах стоят двери, а отправляясь в путешествие человек обычно берет оружие. Будь общество в более совершенном состоянии, то всё это не было бы актуальным, т.к. все друг другу бы доверяли. А отсюда следует, что для поддержания уровня доверия между людьми необходим некий гарант, который может обеспечить соблюдение договора обеими сторонами. Гоббс считает таковым гарантом именно государство, ведь оно не стоит на стороне какого-либо из участников (объективно) и имеет необходимые ресурсы и силы для принуждения к выполнению условия договора того участника, который попытается его нарушить. У гаранта в лице государства есть те права, которых ни у кого больше нет (смертная казнь). Государство соединяет в себе все те силы, которых лишились его члены, т.е. соединяет в себе те права, которые отчуждают в его пользу. Из этой основы и возникают определенные законы, появляется носитель верховной власти (в случае Гоббса монарх). Только в его полномочиях возможность создавать и изменять законы, наказывать за их несоблюдение, назначать себе в помощники других лиц (исполнительную власть). Таким образом государство забирает определенные свободы себе, но в тоже время люди в остальном абсолютно свободны и могут заниматься любым видом деятельности, которая не угрожает самому государству и его членам (т.е. нарушение законов). Ведь сам Гоббс считал, что деятельность человека невозможна без осознания им своей свободы, но свобода должна быть совместима с необходимостью.

Из всех форм правления Гоббс выделил демократию, монархию и аристократию. К демократическим он относит те государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, и где любой из граждан имеет право голоса. К монархическим относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку (за что и выступал Гоббс). К аристократическому же виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их.

Необходимо упомянуть и о том, как Гоббс относился к религии и церкви. Сам он выступал за необходимость подчинения церкви государству, критиковал папство. Он считал, что в каждой стране король должен быть главой церкви. Господство и непогрешимость папы не могут быть допущены. Так же он был не совсем согласен с христианской позицией воздаяния за поступки после смерти. Ведь если человек ничего не боится и готов как можно быстрее умереть, то тут очень недалеко до разрушения государства и свержения правителя. Гоббс говорит о том, что человек получает всё при жизни, в данном конкретном теле. Ведь человек ответит за свои поступки на страшном суде, после его воскрешения, а не во время пребывания в трансцендентном мире.

В целом произведение Гоббса сильно выделяется при сопоставлении его с более ранними политическими теоретиками, разве что труд «Государь» Макиавелли ближе всех остальных по идейному содержанию. Многое сыграл рационализм и эмпиризм Гоббса, так как повествование ясно и логично, отсутствует какая-либо метафизика, затрудняющая прочтение произведений (которую он тоже критиковал в лице Аристотеля). Конечно есть и слабые моменты в его произведении, например, он обычно подразумевает под обществом группу людей со сходными интересами, тем самым обезличивая их. У него не прослеживается значения противоречий между различными классами, как социальными, так и экономическими, что уже можно найти у более поздних теоретиков государства. Так же тяжело проследить его мысль насчет дипломатического решения конфликтов между государствами, об этом практически ничего не сказано, ясно лишь что государства должны постоянно воевать между собой, чтобы захватить необходимые ресурсы и отстоять их интересы. Безусловно, есть много неоднозначных и спорных моментов в мировоззрении Гоббса, однако вряд ли можно найти другого подобного теоретика государства и права, который был так же популярен как у современников, так и через столетия после его смерти.

100 Великих Книг Демин Валерий Никитич

24. ГОББС «ЛЕВИАФАН»

«ЛЕВИАФАН»

Жизнь и деятельность Гоббса совпали с одной из первых европейских смут - Английской революцией XVII века, когда человеческие головы ценили не более капустного кочана и секли, как кочерыжки, бесстрастно и нещадно. Автор «Левиафана» был чрезвычайно знаменит на европейском континенте, а в его родной Англии кличка «гоббист» сделалась синонимом «атеиста». Это ему принадлежит и до сих пор бросающая в дрожь безжалостная характеристика первичного и естественного состояния любой общественной формации - «война всех против всех».

Как и многих других великих мыслителей, Гоббса непрерывно травили при жизни и не оставили в покое после смерти. Дело всей его жизни трактат «Левиафан» был публично сожжен - и ни где-нибудь, а в центре всеевропейской науки и культуры - Оксфордском университете, который когда-то окончил и сам автор крамольной книги.

Левиафан - библейский персонаж. В Библии так именуется огромное и страшное морское чудовище невыясненного происхождения:

Кто может отворить двери лица его? Круг зубов его - ужас. «…» От его чихания показывается свет; глаза у него, как ресницы зари. Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. «…» Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; «…» он царь над всеми сынами гордости. (Иове1,6-26)

Страх и трепет, по замыслу Гоббса, должен непременно вызывать и другой Левиафан - Государство. Книга, в заголовок которой вынесено сие устрашающее название, имеет логически безупречную структуру. Исследователи не устают отмечать прямо-таки железную логику английского философа, для которого, как и для многих других его современников, образцом научной строгости и доказательности выступали «Начала» Евклида.

Государство - государством, но оно ничто без образующих его людских отношений и первичной клеточки любой общественной структуры - Человека. Для Гоббса это аксиома. Собственно, и Левиафан-Государство изображается им как «искусственный человек» - только более крупный по размерам и более сильный, чем человек естественный, для охраны и защиты которого и создаются государственные структуры. В природе и обществе все действует по простым механическим законам. И человеческий организм, и государственный - всего лишь автоматы, движущиеся при помощи пружин и колес, наподобие часов. В самом деле, говорит Гоббс, что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не связующие нити? Суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу? Аналогичным образом обстоит и с государством, где верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа; должностные лица, представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы; награды и наказания представляют собой нервы; благосостояние и богатство - силу; государственные советники - память; справедливость и законы - разум и волю; гражданский мир - здоровье; смута - болезнь; гражданская война - смерть и т. д.

Симптоматично, что как свидетель братоубийственной гражданской войны Гоббс объявил ее смертью для государства. Общество вообще переполнено злом, жестокостью и своекорыстьем. «Человек человеку - волк», - эту латинскую поговорку особенно любил повторять автор «Левиафана». Дабы обуздать низменные человеческие страсти и упорядочить общественный хаос, к которому они могут привести, и необходима государственная власть:

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке, или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой.

Государственник до мозга костей - Гоббс всесторонне обосновывает естественность и неизбежность появления самого феномена государства. Естественность - вообще тот девиз, который начертан на знамени английского философа. Естественное право, естественный закон, естественная свобода ~ его излюбленные категории, нередко определяемые одна через другую. Так, естественное право определяется как свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, то есть собственной жизни. При этом свобода подразумевает «отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом».

В своем духовном подвижничестве Гоббс сумел на деле реализовать свой идеал свободы. Он пробил почти до 92-х лет, до конца дней своих сохраняя ясность ума и занимаясь переводом Гомера. На могильном камне он велел выбить им же самим сочиненную эпитафию: «Здесь лежит истинно философский камень».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гоббс Гоббс (Фома Hobbes) – знаменитый английский философ, род. в 1688 г. Отец его, английский священник, познакомил сына с древними писателями: 8-ми лет Г. перевел «Медею» Еврипида латинскими стихами; 15-ти лет поступил в оксфордский университет, изучал схоластическую философию

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Томас ГОББС (1588–1679) английский философ Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались. * * * Если бы я прочитал все, что прочитали другие, я знал бы не больше, чем знают они. * * * Любовь к соседу - нечто другое, чем любовь к соседке. * * * Желание

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Гоббс Томас Гоббс (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, - 4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцога

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Левиафан Левиафан, 1) в библейской мифологии огромное морское чудовище, напоминающее гигантского крокодила. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное. 2) Название сочинения английского философа Т. Гоббса, посвященного проблемам

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) философ Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.Единственным состоянием людей до образования общества была война, и не только война в обыкновенном ее виде, но война всех –

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Левиафан (библ.) - от «свертываться», «виться» - мифическое морское животное в виде чудовищного змея, крокодила или дракона. Упоминается как могучее существо, над которым бог одерживает победу в начале времен. По описанию Л. в книге Иова: «…круг зубов его - ужас… от его

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Левиафан Из Библии. В Ветхом завете (Книга Иова, гл. 40, ст 25) говорится об огромном животном чудовищной силы - «нет на земле подобного ему». Иносказательно: нечто, поражающее своими размерами, мощью и т.

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГОББС (Hobbes) Томас (1588-1679) - английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 - секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения: "Элементы законов, естественных и политических"

Из книги Фантастический бестиарий автора Булычев Кир

***Левиафан*** И все же самый главный гигант на свете это Левиафан. К его образу не раз обращались авторы Библии, в которой он сравнивается с крокодилом, гигантским змеем, чудовищным драконом.Левиафан всегда враждебен Богу, и в самом начале времен Бог побеждает Левиафана.

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ГОББС, Томас (Hobbes, Thomas, 1588–1679), английский философ 436…Естественным состоянием людей до образования общества была война, и не просто война, а война всех против всех . «О гражданине» (1642), I, 12 В форме «bellum omnium contra omnis» – в латинском изд. «Левиафана» Гоббса (1668),

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ГОББС, Томас (Hobbes, Thomas, 1588–1679),английский философ103…Естественным состоянием людей до образования общества была война, и не просто война, а война всех против всех.«О гражданине» (1642), I, 12В форме «bellum omnium contra omnis» – в латинском издании «Левиафана» Гоббса (1668),

«Левиафан» занимает уникальное место в истории мировой культуры именно потому, что в этом сочинении Томас Гоббс опередил свое время во многих областях, а его оригинальные суждения сразу после публикации трактата в 1651 г. вызвали ненависть церковников всех религиозных взглядов и деятелей всех политических партий. Гоббс в одиночку сражался с многочисленными противниками, проявляя талант полемиста и ученого. В период эмиграции роялисты восстановили против него наследного принца, который впоследствии стал королем Карлом II, и Гоббс вернулся в Англию и признал власть парламента без короля и палаты лордов. Впоследствии во время реставрации «Левиафан» был публично сожжен, а епископы требовали отправить на костер автора. Спасло его покровительство влиятельных роялистов и личное расположение короля к бывшему учителю математики. При жизни Гоббса почти все отклики были резко отрицательными, но в последующие века признано влияние сочинения «Левиафан» на взгляды Спинозы, Бентама, Лейбница, Руссо и Дидро, на философов и экономистов XIX-XX веков.

Первый раздел трактата «О человеке» посвящен анализу и классификации самых различных страстей и интересов, свойственных природе человека. Нельзя согласиться с суждениями оппонентов автора, воспринимающих эту часть трактата как признание изначально эгоистической природы человека. Гоббс ищет естественные причины, порождающие те или иные страсти, как добрые, так и дурные, при этом анализирует стремления, порожденные отношениями в обществе, - честолюбие, достоинство, честь, уважение, - используя методы физиологии и лингвистики, особенно в главах, где исследует причины, порождающие религиозные культы. Если в исследовании психологии Гоббс явился предшественником позднейших теорий, например, когда объясняет понятия «одержимости» естественными причинами, как и явление гипноза, то в анализе религиозных страстей Гоббс исходит из истории науки - с древнейших времен люди искали первопричины вещей (Hobbes Th. Leviathan, with an introd. by A.D. Lindsay. L.-N.-Y., . XI, pp. 52-55). Неизвестность порождала страх, а Бог - первопричина, о которой люди не имеют знаний. Однако наука доказывает, что мироздание вечное и бесконечное, а, следовательно, мир не был создан, отсюда обычные определения сущности бога выражены в словах вечный, всемогущий, бесконечный, непостижимый - это попытки человека понять сущность мироздания. На основе тщательного филологического исследования текста Ветхого завета Гоббс доказывает, что нигде «бог» не имеет облика, единственное определение «Я есть». Главная мысль Гоббса в анализе текста Библии сводится к выводу, что везде с древнейших времен ссылки на волю бога служили Аврааму, Моисею, пророкам и царям иудеев для укрепления их власти над народом и эту свою светскую власть они защищали самыми суровыми мерами.

В изучении текста Библии Томас Гоббс явился предшественником ученых XIX и ХХ вв., которые доказывали, что текст библейских книг Книги судей, Руфь, Книги Самуила написаны спустя долгое время после событий, любопытно, что Иова Гоббс считал реальным лицом. Книга Иова написана как трактат на тему: почему порочные люди благоденствуют, а праведники бедствуют, а ссылки невидимого бога на Левиафана символизируют могущество природы и призваны укрепить покорность человека.

Во многих наблюдениях о влиянии языческих верований и обрядов на христианские обряды Гоббс также явился предшественником позднейших научных теорий. Для церковников всех сект еретическими казались не только рассуждения автора о необходимости подчинения церкви государственной власти, но и доказательства, что в Священных текстах нет обязательных обрядов. Гоббс признает ненужными крещение, венчание, соборование, ритуал «изгнания бесов», идолопоклонство, канонизацию святых, процессии с иконами, горящими факелами и свечами. Это остатки языческих обрядов, но они выгодны церкви. Церковники, подобно сказочным феям, лишают массы людей разума. Какого рода деньги в царстве фей, сказки не говорят. Церковники берут те же деньги, что и мы, но расплачиваются канонизациями, индульгенциями и обеднями. Подобные сатирические выпады вызвали такую ненависть, что, следуя инстинкту самосохранения, Гоббс в латинском издании трактата убрал некоторые резкие суждения о церкви.

В критических работах достаточно изучено суждение Гоббса о том. что в силу человеческой природы в обществе возникает «война всех против всех». Однако некоторые пояснения необходимо добавить. Этот тезис приводится и доказывается во второй части трактата, озаглавленной «О государстве», - именно эта часть и привела к тому, что «Левиафан», это библейское чудовище, воспринимается как символ сильной государственной власти. Многочисленные оппоненты Гоббса обвиняли его в искажении природы человека.

Между тем этот тезис не имеет у Гоббса абсолютного значения. Он неоднократно говорит о том, что состояние «войны всех против всех» возникает в те периоды, когда нет государственной власти, где нарушен порядок, например, в эпохи революций и гражданских войн: тогда каждый вынужден защищать свои интересы собственными силами, поскольку он лишен защиты со стороны власти. Вывод о борьбе интересов не предстает как признание изначальной порочности природы, а является закономерным результатом состояния общества в моменты общественных катастроф. И Гоббс не видит в этом преступлений - жестокость при защите своих интересов может быть грехом, но только нарушение закона делает ее преступлением. Между тем бывают периоды, когда законов нет или они не выполняются при слабой государственной власти - исчезают понятия «справедливости» и «права» - подобное состояние общества до появления трактата Гоббса описал Шекспир в знаменитой речи Улисса в драме «Троил и Крессида»: «аппетит», т.е. эгоистические страсти и насилие, заменят прав, исчезнут понятия добра и зла.

Гоббс несколько раз поясняет, что в такие периоды, когда начинается «война всех против всех», люди следуют естественному неотчуждаемому инстинкту самосохранения: неуверенность в будущем, опасение за собственность и жизнь, упадок хозяйства, земледелия, торговли, мореплавания, науки, искусства - жизнь человека - одинокая, грубая, краткая (XII, рр. 63-65). Спасение возможно только в сильной государственной власти. Многие критики воспринимали трактат «Левиафан» как защиту монархии. Между тем, Гоббс утверждал, что при любой форме правления - монархии, олигархии или демократии - может быть сильная государственная власть, если «договор» между властью и народом соблюдается и власть вовремя пресекает и религиозную, и политическую деятельность, если она ослабляет государство. Только единая прочная государственная власть сохраняет государство, обеспечивает мир и безопасность подданных - в этом отношении Гоббс выступал последовательным противником разделения властей и имел немало сторонников в последующие века.

Политическая позиция Гоббса раскрыта более всего в сочинении «Бегемот», где Гоббс, следуя методу Фукидида, анализирует реальные причины возникновения английской революции, ее победу, успехи Оливера Кромвеля, а после его смерти реставрацию монархии. Многие положения трактатов Гоббса восприняли энциклопедисты, его учение о верховной власти государства над церковью разделяли многие политики, а критическое исследование текста Библии нашло подтверждение в ХХ веке.