Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора. Учение анаксагора и современность Другие биографические материалы

  • Дата: 31.12.2023

Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.бы­ли не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивили­зации.

В плане социально-политическом в течение этих двух столетий дости­гает своего наивысшего развития,а затем обнаруживает черты неотврати­мого упадка политическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом - это эпоха расцвета Афин,которые сделались общеприз­нанным политическим и культурным центром Эллады.

Именно в это время происходит критический момент развития филосо­фии,когда Парменид впервые поставил проблему бытия - первую подлинно философскую проблему,сформулированную ясным и недвусмыленным обра­зом:как можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от того,что только кажется или является.Без всякого преувеличения можно сказать,что философская онтология(учение о бытии)- а вместе с ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита фило­софская проблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой,в

которую он облекал свои учения.

Но Парменид не только поставил философскую проблему бытия,но и решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть,а небытия нет".Истинное бы­тие,согласно заключениям Парменида,едино,нераздельно,неизменно и не­подвижно,весь же чувственно воспринимаемый мир,состоящий из множества возникающих,меняющихся и исчезающих вещей,лежит за его пределами.Для того,чтобы спасти положение,Пармениду пришлось дополнить учение об ис­тинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космо­логическую концепцию.

Но подобная двойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Анаксагор.Все они пыта­лись найти такое решение проблемы бытия,которое снова восстановило бы

единство мира,расколовшегося у Парменида на две сферы,не имевшие друг

с другом ничего общего.В результате возникли три философские и однов­ременно естественнонаучные концепции,которые сделались классическими парадигмами для многих последующих поколений ученых,занимавшихся фило­софией природы.

Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Анаксагор,были по духу как и фило­софами,так и естествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились к отысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей,которая не противоречила бы требованиям,предъяв­лявшимся Парменидом к истинному бытию.

Концепция Эмпедокла в наибольшей степени соответствовала привыч­ным традиционным взглядам о четырех элементах,в числе которых обяза­тельно фигурируют огонь,вода и земля,которые были известны еще в глу­бокой древности.Наоборот,учение Левкиппа,развитое его учеником Демок­ритом,было для того времени новым и абсолютно оригинальным.

О жизни Анаксагора известно довольно мало,но все же больше,чем о жизни некоторых его современников и предшественников. Анаксагор родил­ся около 500 г. до н.э. в Клазоменах - небольшом,но в то время процве­тавшем приморском городке малоазийской Ионии.Отец Анаксагора,Гегеси­бул,был зажиточным человеком,оставившем после своей смерти значитель­ное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им в наследство имущество ближайшим родственникам,а сам покидает Кла­зомены и отправляется странствовать.Неизвестно,совершил ли он,подобно Демокриту,поездки в страны Ближнего Востока,но в какое-то время Анак­сагор появляется в Афинах и там обосновывается.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны-

ми последствиями:он символизировал перенесение ионийской учености на

аттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной государственных деяте­лей,полководцев,обрели,наконец,первого крупного философа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей,таких как Платон и Арис­тотель.

Несмотря на то,что Анаксагор не обладал правами афинских граж­дан,он вскоре занимает значительное место в духовной элите города,чему несомненно способствовала дружба с вождем демократической партии Пе­риклом,в дальнейшем ставшим фактическим правителем афинской республи­ки.

Многие источники называют Перикла учеником Анаксагора,Прямое уче­ничество вряд ли могло иметь здесь место,но можно считать несомнен­ным,что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и сове­там.

К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,его политические противники воз­будили судебные преследования лиц,которые были к нему близки,в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся в безбожии и в распространении учения о небесных светилах,противоречивших традиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перик­ла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегу Геллеспонта.Умер он в 428г. до н.э.,окруженный поче­том и уважением лампсакских граждан.В течение длительного времени пос­ле смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора.Труднее сказать что-либо о

его научной биографии,в частности об эволюции его философских воззре­ний.Интерес к науке,как уже было сказано,пробуждается у него в ранный молодости.Живя в Клазоменах,недалеко от Милета,Анаксагор мог без труда отыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Акаксимена,оказавшие,судя по всему,громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.Не случайно позднейшие доксографы назы­вают Ангаксагора учеником Анаксимена.Непосредственно слушать Анаксиме­на Анаксагор,конечно,не мог,даже будучи мальчиком:последний великий представитель милетской школы умер,по-видимому,еще до рождения Анакса­гора,но основная проблематика анаксименовского сочинения оказалась в центре внимания клазоменца.Это была космологическая проблематика,точ­нее говоря это было учение о происхождении и структуре космоса,расс­матриваемого как нечто единое целое.

Об Анаксагоре рассказывают,что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины Миманта,находившегося по соседству с Клазоменами.Астрономом в строгом смысле слова слова Анаксагор никогда не был,и его астрономические познания даже в последний период его дея­тельности оставались весьма примитивными.

Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией,кото­рая,как ему представлялось,не могла быть результатом действия сле­пых,беспорядочных сил.В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало,которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало термином nous,т.е.Разум.

Физическая теория Анаксагора,явившаяся предметом особого внимания Аристотеля,с одной стороны,а с другой - современных исследователей ан­тичной философии,была разработана,по видимому,была разработана в позд­ний период жизни философа.

Афинские легенды рисуют нам Анаксагора как человека,целиком пос­вятившего себя науке,т.е.как ученого-профессионала.В Греции середины Vв.до н.э. это был новый,дотоле небывалый тип человека.Все предшест­венники Анаксагора,-Фалес,Пифагор,Гераклид,Парменид-были государствен­ными деятелями,поэтами,религиозными вождями,но профессиональных ученых в позднейшем смысле слова среди них не было.

Весьма необычным,с точки зрения греков,было у Анаксагора отсутс­твие узкого патриотизма,приверженности к родному полису.Покинув Кламе­зоны,Анаксагор,как известно,никогда не стремился туда вернуться.Как сообщает Диоген Лаэртский,на вопрос:"Неужели родина тебя нисколько не интересует?"-Анаксагор ответил,указав на небо:"Помилуй бог!Родина очень даже интересует меня!".А когда Анаксагор умирал в Лампса­ке,друзья спросили его,не желает ли он быть перевезенным в Клазоме­ны,он сказал:"Совсем этого не нужно:ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Подобный космополитизм,осознание себя гражданином вселенной,пред­восхищ ал мироощущение философов эллинической эпохи,но отнюдь не был типичен для Vв.до н.э.

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам.Отказавшись от полученного им в наследство имущества,Анаксагор полагал,что тем самым он обрел внутренюю свободу,столь необходимую для философа,посвятившего себя поискам истины.По свидетельству Аристоте­ля,Анаксагор не считал счастливым ни богача,ни властелина,говоря,что он не удивился бы,что если бы по настоящему счастливый человек пока­зался бы толпе глупцом.В этом отношении Анаксагор полностью соответс­твовал аристотелевскому идеалу философа,ведущего умеренный,"созерца­тельный"образ жизни.Кроме того,он был неизменно серьезен,и по-видимо­му,не отличался особой общительностью - свойство,объясняющее,поче-

му,живя в одном городе с Сократом,он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта Анаксагора,отмечавшаяся древними авторами,-твер­дость духа в любых,даже самых тяжелых для него обстоятельствах.Извест­ны слова Анаксагора,сказанные им при получении известия о смерти сы­на:"Я знал,что родил его смертным".

Из всей совокупности свидетельств об Анаксагоре выступает образ человека,который бесспорно должен был внушать уважение всем,кто с ним встречался.Этот образ Анаксагора перешел в века и сделался прототипом идеального образа мудреца и философа вообще.

Взгляды Анаксагора резко расходились с господствовавшими в то время религиозными представлениями.Утверждения Анаксагора,что звезды-э то раскаленные камни,оторванные от Земли силой космического круговра­щения,что Солнце - это огромная воспламенившаяся глыба,а Луна - те­ло,во многом подобное Земле и,может быть обитаемое,не могли не вызвать возмущения у ревнителей старых традиций и обычаев.Убеждение в божеской сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой,да и вообще любой политеистической религии.Это убеждение преодолевалось медленно и с трудом,о чем свидетельствует то обстоятельство,что Платон еще причислял небесные светила в богам,а Аристотель,пришедший в своей метафизике к весьма абстрактной форме монотеизма,редко противопостав­лял их вещам подлунного мира,поскольку они состоят из эфира - элемента небесных сфер,имеющего особую,божественную природу.

Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

античная философия диалектика мироздание

Первым крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.

Перу Анаксагора принадлежит сочинение с традиционным для того времени названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.

Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?» Там же, с. 40. - спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее - «гомеомериями» (буквальный перевод - «подобочастные»)» Там же, с. 40..

Каждая гомеомерия - это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы.

Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора

Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, - неподвижная смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку... И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо» Спиркин, А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002. - С. 40., - писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.

Такой движущей силой стал Ум (по-гречески - «Нус»). Нус - творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус - единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум - бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо... если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах... Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь... Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. - М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. - С. 49-50..

Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, - так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.

Учение Анаксагора очень оригинально. Все его предшественники считали, что число первоначал конечно. Анаксагор впервые предположил, что число начал составляет бесконечное множество материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой - Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, - вот основной принцип философии Анаксагора.

Если взгляды Анаксагора еще нельзя назвать ни материалистическими, ни идеалистическими, - с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой - Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, - то натурфилософию Демокрита(ок. 460 - ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической.

Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Анаксимандр

Анаксимандр (ок. 610-546 до Р.Х.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и родственником Фалеса. Ему приписывают авторство трактата "О природе", в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний. Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон, с давних пор и именуется "первоначалом" Анаксимандра. Апейрон, "природа беспредельного", порождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а из этих противоположностей образуются вещи. Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона. Феофраст пишет: "Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех" [Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 38].

Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН
(ок. 500-428 до н. э.)

Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (гомеомерий). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор родился около 500 года до н. э. в Клазоменах - небольшом, но в то время процветавшем приморском городке малоазийской Ионии. Отец Анаксагора, Гегесибул (или Евбул), был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти значительное состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество (включавшее значительную земельную недвижимость) ближайшим родственникам, а сам покинул Клазомены и отправился странствовать. Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, путешествия в страны Ближнего Востока (эпоха греко-персидских войн, на которую пришлась молодость Анаксагора, возможно, не очень этому благоприятствовала), но в какое-то время Анаксагор оказался в Афинах и там обосновался.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурными последствиями он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву. Афины, бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного философа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля. Несмотря на то что, будучи метеком, то есть иноземцем, не обладавший правами афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и общественной жизни Афин, он вскоре занял заметное положение в духовной элите города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской республики. Многие позднейшие источники называют Перикла учеником Анаксагора. Прямое ученичество здесь вряд ли могло иметь место, но можно считать несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и советам.

Вторая жена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сформировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку принадлежал и Анаксагор, оказавший, в частности, большое влияние на Еврипида, о чем свидетельствует ряд фрагментов из произведений знаменитого трагика, содержащих несомненные отзвуки воззрений Анаксагора.

К концу 30-х годов V века до н. э., когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным, его политические противники возбудили судебные преследования лиц, которые были к нему близки, в том числе Фидия, Аспасии и Анаксагора. Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но политическая подоплека этих дел была ясна все они были направлены на подрыв авторитета Перикла, еще пользовавшегося большой популярностью среди афинского населения. Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям. Философу грозит смертный приговор, при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428 году до н. э… окруженный почетом и уважением лампсакских граждан. В течение длительного времени после смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора. Труднее сказать что-либо о его научной биографии, в частности об эволюции его философских воззрений. Интерес к науке, как уже было сказано, пробудился у него еще в ранней молодости. Живя в Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие, судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения. Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена.

Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому, еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазоменца.

Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миманта, находившегося по соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т. д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному своду имело, скорее, эстетический характер.

Согласно преданию, когда Анаксагора спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставил вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии были попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

С космологическими воззрениями Анаксагора связано одно событие, дата которого известна более или менее точно. Это падение большого метеорита в 467-466 годах до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря). Древние авторы единодушно утверждали, что Анаксагор предсказал падение метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них может сорваться и упасть.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты - отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.

Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была разработана, по-видимому, в более поздний период жизни философа. Как и аналогичные концепции других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и Эмпедокла, она испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем, встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во время известного посещения Парменидом и Зеноном Афин в середине V века до н. э., о котором сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и зеноновских) формулировок.

Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным указание Аристотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже него"

Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого сочинения послужило формальным предлогом к обвинению Анаксагора в безбожии. Этот труд Анаксагора был также и единственным, в этом отношении Анаксагор не отличался от большинства философов-досократиков. Сообщения о том, что у Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны. Римский ученый Витрувий, автор знаменитого трактата "Об архитектуре", указывает, между прочим, что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал что-то по вопросу театральной перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие инструкции для художников-декораторов.

Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема, над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ Хиосский и др. Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что эти его занятия привели к каким-либо результатам. Сочинение Анаксагора было написано простой и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и других позднейших ученых. И в этом отношении Анаксагор следовал своему милетскому предшественнику.

Сочинение Анаксагора состояло, по-видимому, из нескольких книг: в первой из них была изложена космогоническая концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие книги были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности, проблеме ощущений) и т. д. Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какие-либо суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники хранят по этому поводу полное молчание. Но и без этого сочинение Анаксагора охватывало всю совокупность тогдашних знаний "о природе".

До нас дошло около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых цитируется неоплатоником Симпликием (VI век до н. э.) в его комментариях к "Физике" Аристотеля. Почти все эти фрагменты относятся к первой книге, интересовавшей Аристотеля в наибольшей степени.

О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н. э. свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа", "Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание этого сочинения считалось в то время признаком невежества. Любопытно, что там же имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену, которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения Анаксагора. Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора, о котором ходили многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через многие века легенду. Из этой легенды - при всей недостоверности ее отдельных деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ философа.

Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, то есть как ученого-профессионала. В Греции середины V века до н. э. это был новый тип человека. Все предшественники Анаксагора, о жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных ученых среди них не было. Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису.

Покинув Клазомены - город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор, насколько известно, никогда не хотел туда вернуться. Как сообщает Диоген Лаэртский, на вопрос: "Неужели родина тебя нисколько не интересует?" - Анаксагор ответил, указав на небо: "Помилуй бог! Родина даже очень интересует меня". А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал: "Совсем этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам. Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа, посвятившего себя поискам истины. По свидетельству Аристотеля, Анаксагор не считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом. У нас нет сведений о частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт отличался скромностью и простотой. В этом отношении Анаксагор полностью соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный, "созерцательный" образ жизни. Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, по-видимому, не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему, живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах. Во многих источниках сообщается о словах Анаксагора, якобы сказанных им при получении известия о смерти сына. "Я знал, что родил его смертным". Некоторые авторы говорят о смерти сразу обоих сыновей философа и о том, что он сам хоронил их. Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным преследованием, которому он подвергся в Афинах. Узнав о вынесении ему смертного приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал: "Природа давно присудила [к смерти] и меня, и их [судей]". Как же случилось, что такой достойный и уважаемый человек был осужден в Афинах - в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры? Обвинение заключалось в том, что взгляды Анаксагора действительно резко расходились с господствовавшими в то время религиозными представлениями. Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба, а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не вызывать возмущения у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в божественной сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой политеистической религии.

Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин.
* * *
Вы читали биографию известного философа, в которой кратко рассказано о жизни, основных идеях философского учения великого мыслителя. Эту статью можно использовать в качестве доклада по философии (реферата или конспекта)
Если же вас интересует жизнь и основные философские идеи многих других мыслителей, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте биографическую статью про любого знаменитого гения философии (и не только её) - от древних времён до наших дней.
В основном же, наш сайт посвящён немецкому философу Фридриху Ницше (его мыслям, афоризмам, идеям, произведениям) но в философии всё взаимосвязано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности.
В Китае, были известны два мыслителя: Конфуций и Лао-цзы. Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля.
Римский стоицизм - особенный памятник философии античных времен. Его представители - Сенека, Марк Аврелий... XIV-XVI века в истории Европы - начало нового периода развития - гуманизма. Появляются все более значительные идеи и учения в сфере философии. Выдающиеся мыслители той поры - Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие "гиганты мысли"... В это же время Никколо Макиавелли развил государственную версию политического антиморализма... Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Френсис Бэкон и Рене Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Анаксагор (500 - 428 до н. Н.э.) родился в Клазоменах. Когда ему исполнилось 20 лет, он перебрался в Афины, где прожил более 30 лет своей жизни, посвятив их философии. Обвиненный в 428 г. до н. е. судом как безбожник, перебрался в г. Лампсаку, где и закончил свою жизнь. Из трудов Анаксагора до нас дошли лишь фрагменты первой части книги "О природе".

В учении о бытии Анаксагор исходил из позиции стихийного материализма, но оно в значительной степени отличалось от его предшественников, представителей милетской и элейской школ, Гераклита. Если ответ на вопрос о сущности бытия, первооснову мира они искали в подведении многообразия мира под определенный вид материи, то Анаксагор видел ее в признании основой всех вещей бесконечной массы материальных частиц, которые отличаются между собой. Эти частицы он называл "семенами вещей" (подобные частицы - гомеомерии).

Сама материя рассматривалась Анаксагором как вечная, нестворювана и неуничтожима, и, опять же, в отличие от Эмпедокла, качественно дифференцирована. По признанию последнего, Анаксагору удалось приблизиться к решению двух важных проблем, которые были непреодолимым препятствием для его предшественников, в частности элейцы. Это проблемы соотношения единого и множества (качественной многообразия) сущего и признание определенных изменений (возникновение и упадок) при неизменности и вечности бытия. Первую проблему он решал качественной определенностью семена вещей, вторую - введением положения о том, что семена вещей содержится в разных вещах, а потому они могут переходить в другие, соединяться или разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, или как уничтожение, упадок.

Организацию космоса, образования конкретных вещей Анаксагор рассматривал как закономерный процесс, который чем-то напоминает развитие живого организма. Уже с самого начала в семенах вещей "в общей совокупности заложены все вещи". Находясь в одном зародыше, они развиваются одна из другой, сначала незаметны из-за малой величины "подибнородних частиц", затем разрастаются и постепенно разъединяются. Относительно возникновения живых существ: по мнению Анаксагора, они порождаются во влажной земле благодаря сочетанию семена вещей, которое упало, с каплями дождя, прохождению общих стадий развития, приведенных выше.

Человека Анаксагор считал наиболее разумным живым существом, поскольку она имеет больше органов чувств и руки. Однако при объяснении процесса развития Анаксагор наткнулся на ряд трудностей. Ведь согласно его точке зрения именно семена вещей является инертным, неподвижным, и, чтобы привести их в движение, должна быть причина. Как такую причину семена вещей, как и причины всех вещей вообще, Анаксагор вводит духотворчий принцип упорядочения материального мира, который он называет нус - ум. Разум чище и тоньше всех вещей, ни с чем не смешивается, существует сам по себе и для себя, обладает полным знанием всего, благодаря чему и возникает той причиной, которая обеспечивает порядок, закономерность существования вещей и мира.

Анаксагор был принципиальным сторонником утверждения возможности познания человеком окружающего мира. Основой познания он считал чувственное познание, но не абсолютизировал его. Осознавая, что из-за своей слабости органы чувств не всегда могут быть надежными свидетелями на пути достижения истины, Анаксагор указывал на необходимость корректировки чувственного знания, где только с помощью разума, связанного с чувствами, можно получить "мудрость о окружающий мир", поскольку и "видение неявного есть явное".

Учение Анаксагора было значительным шагом по сравнению с материализмом ионийских философов и метафизическим материализмом элейцы, а его концепция гомеомерий подготовила почву для атомизма, основателем которого был Левкипп, а наиболее выдающимся представителем досократовской философской мысли - Демокрит, последний досократиков, который обобщил все предыдущие знания о природе и нашел наиболее удачное монистическая решения проблем, поставленных поступательным развитием философской мысли.