Деизм, материализм и атеизм Французского Просвещения. Деизм - это что такое? Деизм в философии Деисты Франции, Германии и Америки

  • Дата: 10.01.2024

Деисты не верят в чудеса, священные писания и посланников свыше. Нет ангелов или демонов. Нет лидеров и нет церквей. Итак, деизм — это что такое? Как он возник? Каково его влияние на современные религии? Подробнее в материале.

Деизм эпохи Просвещения: исторические сведения

Идея мысли восходит к XVII веку, когда некоторые представители английской церкви выразили недоверие к ряду принципов христианской веры, которые, казалось, противоречили здравому смыслу и законам природы. Деизм возник и достиг пика развития в эпоху Просвещения.

В то время в Европе наблюдалась атмосфера религиозной свободы, что способствовало распространению научных знаний. Именно тогда был заложен основной принцип этого верования: классический деизм в философии — это вера в то, что Бог создал Вселенную и с тех пор не вмешивался в ее развитие.

Развитие верования

Деизм пользовался популярностью среди лидеров американской революции. Так, поклонником деизма был Бенджамин Франклин. Он писал: «Мне было около 15, когда в мои руки попали книги против деизма. Случилось так, что они повлияли на меня в противоположном от предполагаемого смысле. Аргументы деистов казались мне намного сильнее, чем опровержения (аргументы анти-деистов)».

Философский деизм повлиял на континентальную Европу во время Французской революции. В то время собор Нотр-Дам был переименован в «Храм Разума».

Со временем были созданы другие школы мышления, сформировавшиеся под эгидой деизма, включая христианский деизм, веру в деистические принципы в сочетании с нравственными учениями Иисуса из Назарета и пандеизм - веру в то, что Бог стал всей Вселенной и больше не существует как отдельное существо.

Влияние этого течения уменьшилось в XIX и XX веке. Вероятно, это было связано с развитием науки и гуманистической мысли, которая ставила под сомнение веру в бога.

В последнее время увеличивается влияние деизма. Одной из причин является растущий интерес к науке и свободный доступ к сети Интернет.

Влияние деизма

Со второй половины XVIII века деизм использовал науку для оправдания своей позиции. Например, Исаак Ньютон смог объяснить, как Вселенная и все вокруг нас работает, без опоры на веру. Многим явлениям, которым ранее человек приписывал божественное происхождение, было дано простое механическое объяснение. Развитие науки способствовало снижению религиозной веры среди интеллектуальной элиты. Будучи философом и математиком, Декарт сводил бога к «математической абстракции». Разум оттолкнул веру в мифологию и суеверия, и деизм как следствие быстро перерос в атеизм. Наука, казалось, участвовала в вековой битве с религией.

Работы деистов

Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».

«Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум — это моя собственная церковь».

Верят ли деисты в бога

Деизм — это, как было указано выше, вера, которая определяет бога через природу и разум, а не через откровения. Деисты, которые верят в бога, или, по крайней мере, божественный промысел, могут следовать некоторым принципам и практикам христианства, иудаизма или любой другой религии.

Итак, почему некоторые деисты верят в бога вообще? Отчасти потому, что их воспитывали в христианской среде, а отчасти потому, что они думали о боге как о естественном творце и владыке, который смог упорядочить Вселенную.

Религиозные взгляды некоторых деистов специфичны. Многие из них считают, что большой взрыв был инициирован богом, а все произошедшее с тех пор является следствием того, что в этот же момент были созданы и научные законы, по которым работает современный мир. Иногда деисты верят, что бог не только положил начало всем событиям, делающим жизнь на Земле неизбежной, но и по-прежнему несет ответственность за них. Они имеют право верить и не верить в загробную жизнь. Деистические убеждения, как правило, отличаются от обычной религии тем, что бог - создатель либо не достоин поклонения, либо поклонение совершенно не нужно. В этом свободомыслии деизм по сравнению с другими религиями больше походит на атеизм.

Основополагающие принципы

Деизм — это вера в высшее существо, которое остается непознаваемым и неприкосновенным. Бога рассматривают как первопричину и основополагающий принцип рациональности во Вселенной. Деисты верят в бога природы — создателя, который завещал Вселенной действовать по естественным законам. Подобно «часовому богу», инициирующему космический процесс, Вселенная движется вперед, не нуждаясь в наблюдении. Вот несколько примеров рассуждений деистов:

  • Некоторые деисты верят в Иисуса Христа, а другие — нет. Большинство уделяет внимание нравственным учениям Иисуса.
  • Библия не воспринимается как непогрешимое Слово Божье. Деисты опровергают доказательства воплощения Иисуса Христа на земле. Они отрицают писания от Апостолов и любые другие «вдохновленные духом» писания.
  • Таким образом, в деизме отсутствуют предметы веры или священные книги. Они не верят в сатану, ад или символы зла.
  • Деизм в философии — это вера в то, что человек имеет право решать, какой путь разумный. Деисты называют себя «вольнодумцами».
  • Они отвергают откровения и видения. В жизни просвещенного деиста нет места для бессмыслицы, чудес и пророчеств.

Основной принцип деизма Просвещения: все, что требуется индивидууму — это собственный здравый смысл и способность созерцать их человеческое состояние. Деизм полагает, что точные и неизменные законы определяют Вселенную как самостоятельную и самоочевидную. Эти законы раскрываются через «свет разума и природы». Опора на силу рассуждений обменивает веру на человеческую логику.

Деизм, пантеизм, атеизм, христианство: различия

Бог деистов совершенно отличается от того бога, какого рассматривают традиционные авраамические религии: бог не имеет личности и не общается с людьми. Деисты склонны воспринимать его как абстрактный логический принцип, а не антропоморфное существо с потребностями и горячим желанием контролировать человечество.

В отличие от религий Авраама, атеизм имеет общую почву с деизмом. Это проявляется хотя бы в том, что и деисты и атеисты считают, что Библия и другие религиозные произведения являются скорее работами политического характера, чем святым словом бога. Оба верования утверждают, что почти для каждого явления вокруг нас есть натуралистическое объяснение. Фактически единственное реальное различие между атеизмом и деизмом — это объяснение истоков времени и пространства. Деисты утверждают, что бог создал Вселенную и ее правила, но не сделал и не будет делать ничего другого. Атеизм же отрицает существование какого-либо бога и, следовательно, его вовлечение в создание Вселенной. Таким образом, атеизм можно рассматривать как деизм нового времени.

Пантеизм по своей духовной сущности тоже близок к деизму. Его история развития внушительна. В пантеизме бога не представляют отдельно от мира, самого по себе, так как он имманентен, то есть присущ чему-либо. Наиболее точно в этом плане выразился Спиноза: «Бог - это природа». Пантеизм наиболее характерен для индийских философских систем.

Деистические убеждения

Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет - как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.

В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.

от лат. deus - бог) - религ.-филос. течение, сочетающее материалистич. тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 вв. в Англии и др. странах Зап. Европы. Предшественником англ. деистов был Жан Боден. Родоначальником Д. считают Херберта Чербери (Herbert E. of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители Д. - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия кон. 17 - нач. 18 вв.), Вольтер, Руссо (Франция 18 в.), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 в.). Д. рассматривал религию как "естеств. свет разума". Признавая бога как высшее разумное начало и первопричину мира, он отрицал дальнейшее вмешательство его в дела природы, сверхъестеств. явления и чудеса. Д. отвергал учение об откровении и требовал изучения природы с помощью опытного знания. Среди деистов имелись различные течения, от верующих христиан, толкующих библейские тексты с точки зрения разума, до приближающихся к откровенному атеизму (Толанд); особо выделяется этич. направление, считающее, что обоснование морали не нуждается в религ. вере (Шефтсбери). В условиях раннего периода борьбы буржуазии против феод. идеологии Д. использовался философами-материалистами в качестве "... удобного и легкого способа отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Д. явился мировоззрением определенных кругов просвещенной аристократии и крупной буржуазии, он своеобразно отражал бурж. стремления ограничить королев. власть (Д., по Плеханову, "небесный парламентаризм"). Бог деистов - как бы конституц. монарх, ограниченный в своих правах. Для Д. характерно провозглашение свободомыслия лишь для избранных и сохранение религии как средства удержания широких масс в повиновении. В 17-18 вв. Д. сыграл прогрессивную роль в борьбе за свободу мысли, за независимость науки от религии. В наст. время Д. придерживаются нек-рые бурж. ученые-естественники, нежелающие открыто признать свою стихийно-материалистич. позицию. С другой стороны, за совр. Д. часто скрывается стремление оправдать религию, приспособить ее к науке (напр., в совр. католицизме). Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Святое семейство.., К. Маркс и P Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2; Плеханов Г. В., О религии и. церкви, Избр. произв., М., 1957; (Орбинский R. B.), Англ. деисты XVII и XVIII столетий, Одесса, 1868 (Зап. Новоросс. ун-та, т. 3, в. 1); Деборин А. М., Очерки по истории материализма 17-18 вв., М.-Л., 1930; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (Рязань, 1930), Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; Leslie S., History of English thought in the eighteenth century, L., 1876; Sayous A. E., Les d?istes anglais et le christianisme..., P., 1882. E. M. Вейцман. Москва.

Деизм . Этот термин употреблялся в весьма различных, значениях и доселе за ним не утвердилось точного и общепринятого смысла. Впервые он был введен, в сфере религиозной, а не философской. Деистами в XVI ст. стали называть социниан, отвергавших, догмат, Троичности и Божество Иисуса Христа. В XVII-XVIII стол. целый ряд английских мыслителей получил наименование деистов, но объединяющим, началом между ними является только признание безграничных прав разума, причем одних разум приводил к вере в сверхразумные тайны откровения (Локк), других к отрицанию чудес, (Тиндаль), третьих, к чистому пантеизму (Толанд). Самуил Кларк (1675–1729) в рассуждении о бытии и свойствах Божиих (т. II, гл. II) пытался установить четыре типа деистов: 1) признающие Бога, но отрицающие провидение; 2) признающие Бога и провидение, но отрицающие существование всяких иных законов и обязанностей, кроме установленных самими людьми; 3) признающие Бога, провидение и обязанности, но отрицающие возмездие; 4) признающие и возмездие, но отрицающие принцип, авторитета и Откровение. Кант (в Критике чистого разума) совершенно произвольно определил деиста, как мыслителя, который под первым принципом всего мыслит бесконечную силу, имманентную материи и слепую причину всех явлений. В новое время некоторые термин Д. стали сближать с теизмом. В Книге премудрости Соломона, в Сивиллиных книгах (иудейской сивиллы) хотели видеть Д. Но преимущественно под Д. понимают: 1) признание естественной религии с отрицанием необходимости или действительного существования религии сверхъестественной (откровенной) и 2) признание Бога, сотворившего мир, но не промышляющего о нем. Представителем первой формы Д. может быть назван, Герберт Чербери (1581–1646). Он изложил свои религиозные воззрения в двух сочинениях: De veritate и De religione gentilium. Всем людям, по Герберту, прирождены некоторые положения, содержащие в себя непререкаемую истину. Это – notitiae communes. Они характеризуются следующими чертами: 1) общепризнанностью, – то, что в здравом, уме всеми людьми и всегда считалось и считается истинным, не может быть ложным,: 2) первичностью или, так сказать, непосредственностью, – так, например, нас поражает, красота чего-нибудь при нервом впечатлении, независимо от анализа изящного предмета: 3) независимостью и непроизводностью: 4) непосредственной убедительностью. В сфере религиозной Гербертом, признаны следующие notitiae communes: 1) Есть высшее существо (nuпеп supremum). Ему всеми приписываются вечность, всемогущество, премудрость, благость, блаженство и т. д. 2) Это высшее существо все обязаны почитать за получаемые от Него благодеяния. Это почитание – мысленное или выраженное в обрядах – и есть религия. 3) Лучшее богопочитание состоит в добродетели в связи с благочестием. 4) Человеку врождено отвращение ко злу и отсюда вытекающее убеждение, что всякое совершенное прегрешение нужно исправлять раскаянием. Утверждать, что человек лишен возможности умилостивить божество, если он разгневал его своими пороками и преступлениями, значит богохульствовать, потому что, таким образом, отрицается его благость. 5) Существование наше не кончается земною жизнью, за нею наступает справедливое возмездие за наши действия. В этом не только согласны все религии, но убеждает и непосредственное сознание и голос совести. Атеизм Герберт рассматривает или как вид безумия, или как протест против недостойного представления божества. Подобные представления, по его мнению, возникли вследствие постепенного смешения создания с создателем, каковому смешению много содействовали жрецы, законодатели и философы. Возможности откровения Герберт не отрицает (он дает понять, что сам напечатал свою книгу De veritate лишь после получения одобрительного божественного знамения), но откровение, полученное одним, по его взгляду, никогда не может быть обязательно для другого. Другая форма Д. является очень распространенной с XVIII в., но она никем не изложена в виде строгой и последовательной системы. Д. XVIII в. во Франции был некоторым посредствующим началом между атеизмом и теизмом. Д. признавал, как и теизм, бытие Божие, но помещал Бога, как Эпикур, в какую-то трансцендентную пустоту и вместе с атеизмом стремился все происходящее в мире объяснять исключительно из естественных причин. Деистами (но не в строгом смысле) называли Вольтера и Руссо. Деистом (опять-таки с ограничениями) может быть назван Кант. Порою, может быть, Д. был лицемерящим атеизмом. Дарвин говорил, что он не поднимает вопроса о бытии Божием, – вопроса, решенного столькими великими умами, но что из того, что существует Бог, не следует, чтобы он вмешивался в земные дела. Деистами в сущности являются богословы рационалистического направления. Они говорят о Боге, Христе, божественной любви, но они отрицают откровение, чудеса, пророчества. Они отрицают сверхъестественный промысл, но это значит, что они отрицают всякий промысл, потому что промысл вообще состоит или в сверхъестественном улучшены бытия, или в сверхъестественном исправлении расстроенного конечными тварями мирового порядка. Иногда и теперь именем Д. называют учения пантеистические и близкие к атеизму. Критика Д. Поскольку Д. сближают и отождествляют с другими учениями (пантеизмом, теизмом), постольку все, что говорят против или за эти учения, направляется против или за Д. Самостоятельным философским направлением является Д., как учение, отрицающее историческое откровение и – еще шире – промысл вообще. Доводы, утверждающие неосновательность такого отрицания, и направляются против Д. в собственном смысле. Д. отрицает значение исторического откровения. Но мы имеем перед собою несомненный факт, что человек обыкновенно оказывается неспособным выработать своими единоличными усилиями возвышенные нравственные понятия и монотеистические. представления. Следовательно, ему нужна помощь, откровение. С другой стороны непосредственное откровение и по существу не должно быть доступно грешникам и затем, если сверхъестественное средство может быть заменено естественным, то мы обыкновенно и мыслим, что должно быть употреблено средство последнего рода. Историческое откровение сообщается людям из поколения в поколение естественным образом. Сверхъестественное поражает и устрашает. Естественное всегда может быть предметом спокойного и хладнокровного исследования. Так, люди спокойно могут размышлять о содержании исторического откровения и решать своей совестью и разумом, имеет ли оно сверхъестественное или естественное происхождение. Поэтому должно признать, что нужно именно историческое откровение. И тот, кто верит в возможность откровения вообще, в возможность промысла, тот должен признать и факт существования исторического откровения. Но радикальный Д. отрицает и промысл. Это отрицание, если его проводить последовательно, должно вести и к отрицанию прогресса, и к отрицанию надежды на торжество добра. На чей счет совершается духовный подъем человечества? Прогресс противоречил бы закону причинности, если бы не было провидения. Затем, если бы человеческая свобода не регулировалась божественным провидением, то зло разрасталось бы и разрасталось бы в мире. Естественный факт есть тот, что каждое совершенное зло должно расти и развиваться естественным порядком. Это давно подметили поэты. Неприглашение Эриды на свадьбу Пелея влечет за собою споры богинь, похищение Елены, троянскую войну. Убиение Макбетом Дункана влечет за собою со стороны первого новый ряд ужаснейших злодеяний и побуждаете его всю Шотландию наполнять кровью. Сердце человека должно бы было наполниться отчаянием при представлении, что не существует никакой высшей силы, противоборствующей росту зла. Но действие этой благой силы открывается везде в истории, и человек живет верою в торжество добра, т. е, верою в провидение, Величайшее благо человека состоит в любви к тому и в общении с тем, кто наиболее вызывает любовь, в богообщении. Д. удаляет человека от Бога, отнимает создание от Создателя, сына лишаете Отца, Не молись Богу, не проси Его, говорите Д., но молиться можно только Богу, и только и данная свыше, а не самоизмышленная, религия могут дать истинное успокоение и усладу страждущему сердцу.

Деизм это старая религия, которую я для себя открываю заново.
К ней принадлежали такие имена, как Вольтер, Радищев, Ломоносов, Ньютон и даже Наполеон.
Чем больше читаю тезисы религии деизма, тем больше узнаю самого себя.

"Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме"

Вот это наше. Это верно. Основной фундамент мировых религий строиться на вере в божественное откровение этих книг. Как только они узнают авторов, вся их догматика рассыпется, как бусы для аборигенов, из которых вытащили нить.

"Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

Действительно, если мы говорим о Боге, как о великом и разумном Творце, то зачем же он станет вмешиваться - делать и переделывать, то что создал?
Он заложил в процесс естественный ход развития - эволюцию и те, кто вмешивается, нарушает это естественный ход.

"Приведенное Юмом* мощное и потрясающее доказательство того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям"

Воистину верно, если наблюдать поведение, так называемых, верующих людей.
Все последние откровения приводят как раз к многобожию - как мирозданию устроенному в виде ступенек развития человека, как творца, на одной из которых стоим и мы.

"Другая грань критики религий от последователей деизма заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести"

Это же как раз то что наблюдал, о чем думал и говорил!

Идеи деизма связаны с концепцией естественной религии, сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (1593). Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624). В XVII-XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

Исторически деизм был связан прежде всего с идей естественной религии, противопоставлявшей себя всем господствовавшим тогда официальным религиозным вероисповеданиям как религиям богооткровенным, основывающимся на том или ином Священном Писании.
Термин «теист», этимологически тождественный термину «деист» -признающего идеи высшего разума, творца.

Ссылки
* Дэвид (Давид) Юм (англ. David Hume; 7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 года Эдинбург - 25 августа 1776 года, там же) - шотландский философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма; по мнению ряда исследователей, агностик, предшественник второго позитивизма (эмпириокритицизма, махизма), экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Рецензии

"Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

И Вами написанное:

"Действительно, если мы говорим о Боге, как о великом и разумном Творце, то зачем же он станет вмешиваться - делать и переделывать, то что создал?
Он заложил в процесс естественный ход развития - эволюцию и те, кто вмешивается, нарушает это естественный ход."

Единственное слово "вмешивается",если исправить на "вмешались",то получится, вот что:
ВЗ
"1 В начале сотворил Бог небо и землю."
читать до момента
"24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро."
на этом стихе прерывается Творение или кто-то "ВМЕШАЛСЯ ":)
далее начитается новый отсчёт времени,зарождается ДРУГОЕ СЕМЯ- СИФ.
"25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне ДРУГОЕ СЕМЯ, вместо Авеля, которого убил Каин."
От кого это СЕМЯ,кто этот ДРУГОЙ непонятно,но в потопе гибнут ВСЕ и Каин и его потомки,кроме НОЯ и его семьи.Только Ной остаётся в живых - ПОТОМОК СИФА,ветка от которой рождается Авраам и религия евреев.
Далее разворачивается вся библейская история,которую мы знаем.

Но такой великий человек,как Ломоносов М.В.,был всё-таки верующим человеком.Он знал на память псалтирь.(то что в наше время требуется от будущих священников,монахов,монахинь,но даже они далеко не все знают на память псалтирь).Но понимал ли он библию,как нас учили и учат понимать?Думаю нет.Иначе он добровольно посадил бы себя в этот ящик догматов и никакого продвижения.Его борьба за сохранение культуры,языка,традиций и т.д.берёт свою основу именно из библии.
Он видел и понимал мудрость вложенную в ВЗ и НЗ завет,несмотря ни на какие изменения и в тоже время понимал опасность всей этой истории.

И ещё один важный момент в НЗ.Распятие Христа.
Заметьте,что еврейское слово Голгофа,означает "череп".
По древнейшему еврейскому преданию на лобном месте был погребён Адам.
Но,Адам не может быть ПЕРВЫМ смертным,ибо первым смертным стал Авель,невинную кровь поглотили уста земли.И на этом же месте распяли Сына Божьего.нь
А это говорит об очень многом и страшном.

И вот странно, я не деистка:)).

Спасибо за ответ.

Здравствуйте,Николай.

1.Вы пишите: "Первая - они написаны (продиктованы) Богом и повествуют о его делах, как это и написано."
Возможно- пророки были всегда.
2.Отвечаю: Со словом Бог,согласна.Разные языки народов и разное звучание.Но во внимание надо брать Действие.
3.Вы пишите:
"И Деизм, как раз строиться на том, что ЭТИ книги не были откровением Бога".

Отвечаю: Вот здесь простите непонятно.Что понимать под "ЭТИМИ книгами"

Если ДО сотворения мира,то тогда выше написанное вами имеет смысл с деистами.
"Большинство деистов полагают, что Бог ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

Если же "ЭТИ КНИГИ" ,то есть после сотворения мира здесь и откровения Бога, непонятно кем написаны,тогда Вы противоречите сами себе о деистах.

Отвечаю: ВЗ гл. 6 -вся история повествования идёт ПОСЛЕ ПОТОПА.
ИСПОЛИНЫ появились ПОСЛЕ потопа и всё остальное.НОЙ-прямой наследник СИФА,то есть получается, что никого не осталось,кроме НОЯ,прародителя всех живущих.Если следовать и верить написанному.

5 Вы пишите:"Ветхий завет это история ОДНОГО народа и основателя этого рода - они называли его Богом, а на древнем еврейском языке "элохимы" , а по арабски "Аллах" и это ещё не вселенский Бог-Абсюлют, а прародители (сотворцы) одного племени людей."

Отвечаю: Но ведь "основателя этого народа",тоже кто-то сделал.И кто его мог сделать? Может быть всё-таки Бог-Абсолют? Ведь основателем стал НОЙ со своей семьёй,после потопа остались только они.

Р.S.Поэтому НОЙ единственный, кто говорил с ТВОРЦОМ,НОЙ-тот кто всё делал по указанию ТВОРЦА,НО...Ной не может быть ТВОРЕЦ-АБСОЛЮТ,а может быть только под руководством Творца,СО-творцом.

О Исполинах
:"И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
там видели мы и ИСПОЛИНОВ, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.

Отвечаю:
" Вот здесь простите непонятно.Что понимать под "ЭТИМИ книгами"
София, Я же написал в ответе "Книг Библии Ветхого и Нового заветов."
"ВЗ гл. 6 -вся история повествования идёт ПОСЛЕ ПОТОПА."
Нет. Читайте внимательно. Потоп это глава 7. ВЗ.

"Поэтому НОЙ единственный, кто говорил с ТВОРЦОМ,НОЙ-тот кто всё делал по указанию ТВОРЦА"
Позвольте усомниться в этом. На основании: Гл. 8 стих 20 . Книга Бытия.
Ной приносит в жертву спасенных животных: скот и птиц.

Вопрос. Зачем Богу уничтожать, что что он сотворил, а потом Ной спас от потопа?

И из чего потом появились птицы и скот, если Ной взял каждой твари по паре мужского рода и женского, а потом умертвил их?

Уважаемый Николай,
вот такие самые малые мои размышления-ответ.

"Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я ЧЕЛОВЕКА от ГОСПОДА.
......................если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро."
(после этого стиха о Каине ничего не написано)
На этом жизнь Каина и его семейства обрывается.
Далее будет потоп и они все погибают.
Человек данный Господом погибнет в потопе.
О Каине и его потомстве больше ничего нет.

(если это всё понимать в прямом смысле написанного)

И далее опять всё меняется,как бы начинается всё сначала,
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: ЧЕЛОВЕК, в день сотворения их."
начало берёт
с рождением Сифа -Другого семени,
с будущими ПОТОП,войнами.,захватами земель,и т.д.

"И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] БОГ положил мне ДРУГОЕ семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

И вот уже не Господь,а Бог даёт Другое семя.
Рождается уже второй после Каина,особенный Человек,но от Бога,
пра..прародитель всех живущих на земле.

Если брать во внимание то о чем ВЫ пишите
".. слово "Бог" появилось при переводе.",
тогда напрашивается вопрос" Кем или кто был этот Бог,который положил СВОЁ семя?"
Господь, потом Бог,ведь два слова имеют разное значение(иерархия что ли?)

Сиф -это ДРУГОЕ семя ветки, от которой рождается Ной и все христианские беды.
Получается что Ной и есть Бог после потопленных народов и основатель народностей,
тогда находит место то о чём вы пишите:
"..Ветхий завет это история одного народа и основателя этого рода - они называли его Богом, а на древнем еврейском языке "элохимы" , а по арабски "Аллах" и это ещё не вселенский Бог-Абсюлют, а прародители (сотворцы) одного племени людей."
Тогда,Вселенский Бог - Абсолютом не может быть,если брать во внимание слово Бог.
Абсолют,Вселенский-Абсолют, или Творец-Абсолют и т.д.
Говорили ранее,что Бог-имеет другое этимологическое значение.и тогда прародители не могут быть СО - творцами,они эти прародители ничего НЕ творили, а только ВЫТВОРЯЛИ.
Они пользователи уже сотворённого, и сегодня мы все являемся пользователями.

Последним и первым был Ной,кто говорил с Господом.
Поэтому только Ной мог передать из уст в уста или написать всё продиктованное Свыше
для потомков.

Вы правы в ВЗ 6 гл.были Исполины и сыны божьи,Но они все погибли.
В потопе гибнут все и Исполины и сыны Божьи
"Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
"
Вот зачем надо было уничтожать ИСПОЛИНОВ,если о них написано,что "это сильные, ИЗДРЕВЛЕ славные люди."?

Но после потопа Исполины опять упоминаются в числахЧис 13:33- 34
Второзаконие, 1: 28 , 2:10:,9:2, книга Иисуса Навина, 11: 21,

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ)];
и начался план ОБЛАДАНИЯ землёй.

Ваш Вопрос. Зачем Богу уничтожать, что что он сотворил, а потом Ной спас от потопа?
Зачем спасать, у потом уничтожать?

Ответ: Наверное,потому что он Бог,а не АБСОЛЮТ спас для размножения уже созданного АБСОЛЮТОМ,сам ведь не мог Творить. Душа Живая создавалась Абсолютом только Един раз,только Его дыханием оживлена Душа.
Которую впоследствии и пришёл спасти Христос.
Земля ведь проклята,и Адам с Евой изгнаны.
Как можно создать НЕ осквернённую Душу на проклятой земле?
Ведь Вселенскому Абсолюту никакого больше дела нет к Земле.
Наверное поэтому:""Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

Да к тому же и память иногда сбивается:
"И ВСПОМНИЛ Бог о Ное,"!
Как можно забыть о своём создании,да ещё и погубив всё живое?
Или как может Бог НЕНАВИДЕТЬ, Николаитов например?

Ваш Вопрос"И из чего потом появились птицы и скот, если Ной взял каждой твари по паре мужского рода и женского, а потом умертвил их?"

Ответ: В ковчеге были и чистые и нечистые животные"
"И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле"
ВСЁ НЕЧИСТОЕ РАССЕЯЛОСЬ ПО ЗЕМЛЕ.
Когда Ной приносил жертвоприношение то брал только Чистых
"И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота ЧИСТОГО и из всех птиц ЧИСТЫХ
и принес во всесожжение на жертвеннике."
И Бог смаковал "И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:"

ВОТ МОЙ ВОПРОС:"ЗАЧЕМ БОГУ ЖЕРТВУ ИМЕННО ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ЕСЛИ И ТАК ВСЁ ЕГО "?
И далее на протяжение всей библии только и приносятся жертвы.
Ведь в 49 псалме Он говорит,что Ему ничего не надо,только молитва.

Вообще-то если читать и разбирать, библию в таких тонкостях то, теряется самое важное.
Моменты перехода времени развития человека до потопа и после потопа.
Живёт себе семья и вдруг один ребёнок становиться убийцей.
Психологический уровень воспитания,культура,только зарождается.
1.Каин- убийство и более ничего нет.
2,Исполины,сыны Божии- красота женщин, пошёл человеческий разврат,
3 Сиф- борьба за земли и власть,рождение новой религии,развитие национализма,догматизм...
4Сим - пожелавшие сделать себе Имя,(обладать землёй)-борьба за власть, началось строительство башни,
а до строительства:
"На всей земле был один язык и одно наречие."
4 Чем дальше в лес,тем больше дров:).
5 С приходом Христа --- не послушание со стороны апостолов.
5 Сказать,что человеческое зло хуже зверского, то таким сравнением обижаем зверей.
6 .Творец создал небо,небесные тела,об этОм надо больше знать.
Небо престол Его,земля подножие ног Его.Ни для того Он создавал небеса,чтобы смотрели только под ноги.
7 Слова Бог,Господь. "Со словом бог в ·разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в которых это слово уже потеряло свой смысл и которые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т.п.). Бог знает (иногда ·произн. бознать, в том же ·знач. употр. чорт знает, см. "(Д.Н.Ушаков)

8 О потопе и после потопа,написано в легендах и других народов, например у Китайского народа "носу",у ацтеков,древних греков.

Произошла большая катастрофа?
Всё возможно,данные о следующей катастрофе можно найти в ВЗ и НЗ(это самые доступные книги для всех)
Мудрецы не зря писали эти книги."Здесь ум и мудрость"(откр.Иоанна Богослова)

Современная медицина работает полным ходом по созданию нового человека.
Астронавты в поисках планеты,куда можно сбежать.
Земным техническим мусором можно затопить не одну планету(по подсчёту учёных)

Библию продолжают переводить на современные языки.Зачем это делать?
Если так дОрого слово Божие,то оно должно быть не тронутым ибо свято.

Буду благодарна любому диалогу.
С ув.София.

1. "ВОТ МОЙ ВОПРОС:"ЗАЧЕМ БОГУ ЖЕРТВУ ИМЕННО ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ЕСЛИ И ТАК ВСЁ ЕГО "?"
и
"Библию продолжают переводить на современные языки.Зачем это делать?
Если так дОрого слово Божие,то оно должно быть не тронутым ибо свято."

Вы по прежнему полагаете, что Библия это слово Бога?
На первый вопрос у меня такой ответ. Богу - жертвы не нужны.
Жертвоприношения (убийство) побуждает человека делать тот, кого мы называем противником Бога и человека.
И обратите внимание, Он сам - это не делает, а понуждает делать это человека.
Потом, когда у него спросят зачем убивал, он скажет "а это не я, а человек!"

Если на Земле был Бог и он писал эти книги, то кто искушал Иисуса? И про кого он скажет: Иоанн 8. 44 "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи."
И еще он сказал там же далее:
"Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас" 37.

Эти книги ВЗ и их источники - для людей из семени авраамова.
И нам не стоит повторять их ложь.

Отец,Сын и Святой Дух-они впереди меня и вера моя в Святой Троице.

"Вы по прежнему полагаете, что Библия это слово Бога?"

Размышляю так:

Бог не написал книги,писали апостолы,пророки и т.д. и Ной был посредником,разница
кто и каким духом был ведомый. записано всё в ВЗ и НЗ.
Библия это и "Царство Небесное"(только от Матф. употребляется) и
"Царство Божие"(только этИ слова употребляют Марк,Лука,Иоанн и никогда "Небесное")
Об этом первая сказала Ева:
В Адаме и Еве Дух Творца живёт (Истинное зерно духовное начало-Душа),Царство Небесное-Отец
но затем,после убийства Авеля,рождается и "ДРУГОЕ СЕМЯ"
от Бога-зерно- Царство Божие.
И как подтверждение об этом говорит и пророк Исаиия сын Амосов:
"В день НАСАЖДЕНИЯ твоего ты заботился,
чтобы оно росло и чтобы посеянное тобою рано расцвело;
но в день собирания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая.:"
о СЕМЕНИ -зерне,когда и как его посеяли, сказал и Христос в притче
(значении слова"бок о бок) о СЕЯТЕЛЕ.
Но Авраама Он защищал,:"Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им:
если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы."

Следую по словам Христа:
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5:17)."

Святителя Игнатия Брянчанинов:

"Человек нуждается во многом рассуждении (т.е. в духовном разуме), чтоб стяжать различение ДОБРА от ЗЛА. Не вдавайся скоро и легкомысленно явлениям, но, пребывая тяжек, удерживай доброе по многом испытании, а лукавое отвергай: ибо ты обязан испытывать и разсуждать, и тогда уже веровать (тому, что окажется достойным веры).
Знай, что действия благодати явственны."
Различать Добро и Зло - это есть в ВЗ -законы и пророки,
и НЗ-Учение Христа и как всё исказили.
И Ломоносова М.В.
«Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии».
М.В.ЛОМОНОСОВ
От моих Крёстных родителей в наследство остался только крестик и посеянное зерно Отцом Небесным.
Несмышленых детей окрестили и всё.
Думаю я не одна такая,когда Крёстные родители после "веселого" праздника "исчезают".
Хорошо это и плохо,не знаю.Люблю читать труды Луки Войно-Ясенецкого.
Но меня больше интересуют Небеса.Мир планет.Солнечная система.
ВЗ и НЗ имеют много информации.
Интересуюсь историей других религий.

Уважаемый Николай,благодарю Вас за терпеливое:) общение со мной.
Мира,добра, счастья Вам.
С благодарностью и уважением София.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

С началом промышленной революции в Европе стремительно менялось мировоззрение людей. Активно развивалась наука: появилась текстильная промышленность, изобрели металлургию, многие природные явления объяснили с точки зрения физики. Вследствие этого догматы католической церкви подверглись сомнениям, а на отрекшихся от веры ученых начались гонения (Инквизиция).

Европейское общество 16-17-го веков нуждалось в новом учении, дающем людям исчерпывающие ответы на возникшие вопросы. Объяснить неразрешимые в рамках религии вопросы был призван деизм.

Определение

Что же подразумевается под деизмом? Можно ли считать его религией?

Деизм в философии - это направление общественной мысли, возникшее в 17-м веке. Является синтезом рационализма с идеей Бога. Согласно деизму, первопричиной возникновения мира был Бог или некий Именно он дал толчок для развития того удивительного и прекрасного, что окружает нас. Дальше он оставил мир развиваться по естественным законам.

Деизм в философии появился благодаря революционной буржуазии, отрицавшей феодализм и безграничную власть Церкви.

Пришло время разобраться, что такое деизм: религия, философия или же мировоззренческая концепция? Большинство источников определяют его как направление или течение мысли, объясняющее мироустройство. Деизм - это точно не религия, поскольку отрицает догмы. Некоторые ученые даже определяют это философское направление как скрытый атеизм.

Где зародился деизм?

Родиной деизма была Англия, затем учение стало популярным во Франции и в Германии. В каждой из стран направление имело свою характерную окраску, сочетаемую с ментальностью людей. Именно эти три страны являлись центрами идеологии Просвещения, большинство научных открытий произошли именно в них.

В Англии деизм не был повсеместно распространен среди образованных людей. Лишь узкая прослойка писателей и философов во главе с лордом Чербери «зажглась» новой идеей. Они писали многочисленные труды, опираясь на идеи античных философов. Основатель деизма резко критиковал церковь: он считал, что она обладает безграничной властью, основанной на слепой вере людей.

Второе название деизма - это религия разума, описанная в «Трактате об истине», труде Чербери. Пик популярности направления в Англии пришелся на первую половину 18-го века: идеи учения стали разделять даже глубоко верующие люди.

Большое значение имел деизм для Франции: Вольтер, Мелье и Монтескье жестко критиковали власть церкви. Они протестовали не против веры в Бога, а против навязываемых религией запретов и ограничений, а также против большой власти церковных служащих.

Вольтер - это ключевая фигура во Ученый из христианина превращается в деиста. Он признает рациональную веру, а не слепую.

Деисты Германии читали труды своих английских и французских современников. Далее они образовали популярное движение "Просвещение". Немецкий философ Вольф был деистом: благодаря ему протестанская религия стала более свободной.

Деисты - известные исторические личности и ученые

Неудивительно, что классический приверженец деизма имел высшее образование и увлекался историей. Когда человек знает физику, его невозможно убедить в том, что радуга или гром - божественные явления. Ученый может предполагать, что первопричиной всего был Бог, который сформировал гармоничный и красивый мир, дал ему логичные законы, по которому все живет и движется. Но Всевышний не вмешивается в происходящие события. Они происходят в соответствии с открытыми физическими законами.

Известными деистами были:

  • Исаак Ньютон.
  • Вольтер.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Дейвид Юм.
  • Александр Радищев.
  • Жан Боден.
  • Жан Батист Ламарк.
  • Михаил Ломоносов.

Идеи деизма до сих пор пользуются популярностью. Многие западные ученые являются деистами - они признают Божественное начало мира, при этом отлично знают свою область науки.

Теизм, деизм, пантеизм - в чем различие?

Разница между этими похожими по звучанию словами велика:

  • Теизм - это мировоззренческая концепция, основывавшаяся на вере в единого Бога. Две мировые религии - христианство и ислам - являются теистическими. Они относятся к т. е. признают единого Бога.
  • Деизм - это не религия, как уже говорилось ранее, а симбиоз двух Творца и законов науки. Это философское направление не основывается на откровении, а признает разум, интеллект и статистические данные.
  • Пантеизм - это религиозно-философское направление, приравнивающее Бога к природе. Понять «Бога» можно через сближение с Вселенной и с природой.

Определившись с понятиями, перечислим основные отличия этих понятий друг от друга:

  • Теизм - то же самое, что и религия. Признает существование единого Бога, сотворившего мир и по сей день помогающего людям. Пантеизм и деизм - это философские направления, описывающие мироустройство.
  • Деизм - течение мысли, сочетающее в себе идею Бога, создавшего Вселенную, и идею дальнейшего развития мира по определенным законам, уже без вмешательства Творца. Пантеизм - это философское направление, отождествляющее понятие Бога с природой. Деизм и пантеизм - это принципиально разные вещи, которые не стоит путать между собой.

Влияние деизма на развитие философии

Деизм в философии - это абсолютно новое направление, давшее начало как минимум трем мировоззренческим концепциям:

  • Эмпиризму.
  • Материализму.
  • Атеизму.

На идеи деизма опирались многие немецкие ученые. Кант использовал их в своем известном труде «Религия в пределах только разума». Даже до России дошли отголоски европейского Просвещения: в 18-19-м веках новое направление стало популярным у российских прогрессивных деятелей.

Деистические идеи способствовали:

  • Борьбе с предрассудками и суевериями.
  • Распространению научного знания.
  • Положительному толкованию прогресса.
  • Развитию общественной мысли.

Выводы

Деизм - это принципиально новое направление в философии, стремительно распространившееся по Европе в Пытливые умы средневековых ученых, философов и мыслителей соединили идею Бога-Творца с научными открытиями.

Можно сказать, что общественный запрос на новую мировоззренческую концепцию был удачно удовлетворен. Деизм поспособствовал развитию науки, искусства и свободомыслия.