Чудесные исцеления: Святитель Тихон Задонский (1724—1782 гг.). Краткое житие святителя тихона задонского Кто такой тихон задонский

  • Дата: 26.12.2023

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.

Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.
Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург — председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.

Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.
Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Источник http://lib.pravmir.ru

Свя­ти­тель Ти­хон Задонский (в ми­ру Ти­мо­фей Кириллов) ро­дил­ся в 1724 го­ду в се­мье бед­ней­ше­го при­чет­ни­ка се­ла Ко­роц­ка (Вал­дай­ско­го уез­да). В 5-детнем возрасте ли­шил­ся сво­е­го ро­ди­те­ля. Детство и юность его прошли в нужде и нищете, «а как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил», — вспоминал святитель.

По совершеннолетии, его чуть было не забрали в солдаты, но помог старший брат, устроил в Новгородскую семинарию. Благодаря своему усердию в учебе и трудолюбию, он, как лучший ученик, был оставлен в семинарии преподавателем, а затем назначен ректором Тверской семинарии.

По глубокому внутреннему убеждению он принял монашеский постриг, приняв имя Тихон (1758 г.), всецело предав себя воле Господней. А вскоре после этого был избран епископом.

Возглавив семинарию отец Тихон старался сделать образование более понятным и доступным. Так, к примеру, свои лекции по богословию он читал на русском языке, а не на латыни. Узнав об этом, на занятия кроме студентов приходило много посторонних людей. Но долго наслаждаться речами талантливого богослова жителям Твери не пришлось. Отец Тихон получил назначение в Воронеж, где занял епископскую кафедру.

Воронежская епархия к тому времени находилась в плачевном состоянии. Больше всего огорчений Тихону доставляло невежество населения. Верующих было мало, а образованных и того меньше. Новый епископ верхом на коне объезжал огромную территорию епархии, не боясь ездить без сопровождения даже через глухие леса, знакомился с людьми, открывал школы, привлекал народ в храмы, уговаривал богачей жертвовать бедным деньги. И сам практически все свои средства тратил на благотворительность.

Владыка руководил Воронежской духовной семинарией. Он разрабатывал учебные программы, материально поддерживал семинаристов, пригласил для них лучших педагогов, на свои деньги приобретал книги для библиотеки. Авторитет Тихона среди воронежцев был огромным. Известен случай, когда они собрались на городской площади, чтобы отметить праздник в честь языческого бога Ярилы. Тихон появился там в разгар веселья. Он обратился к людям с такой горячей проповедью, что они поспешили разойтись. А на следующий день просили у епископа прощения и больше никогда сомнительный народный праздник не отмечали.

Меньше пяти лет прослужил Тихон в Воронеже. Тяжёлая работа подорвала его здоровье, святитель удалился на покой. Ему назначили небольшую пенсию, а местом жительства определили монастырь городка Задонска. Жил Тихон скромно. Сразу по приезде раздал почти всё своё имущество. Пенсией распоряжался так же. Часто выходил на базарную площадь и, расспросив крестьян о делах, дарил им деньги. В гости к святителю прибегали дети из бедных семей. Тихон учил их молитвам, покупал для ребят угощение. Местные помещики и дворяне тоже наносили визиты. Они шли к епископу за советом и приносили с собой подарки. Но всё, что владыка Тихон получал, отправлялось на благотворительные нужды. В частности, на богадельню, которую он открыл в городе Ливны. Другую богадельню святитель Тихон устроил возле Тулы. А навещая Елец, которому помогал восстановиться после пожара, обязательно заходил к самым бедным жителям и привозил им деньги.

Сокровище духовное от мира собираемое

Живя свои последние годыв Задонском монастыре, святитель Тихон написал свою знаменитую книгу «Сокровище духовное от мира собираемое ». «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать» — так начинает свою книгу размышлений и духовных поучений святитель Тихон.

Усердно созидал он свою душу, показывая примеры христианского милосердия и смирения, любви к Богу и ближнему. Он один из тех немногих, которые нашли тесные врата и узкий «путь, ведущие в жизнь» (Матф.7:14) и по-прежнему помогает и нам найти их.

«С Богом жить и в несчастии есть счастье; в нищете — богатство; в бесславии — слава; в бесчестии — честь; в скорби — утешение. Без Бога не может быть истинного покоя, мира и утешения. Потому люби Его, как высочайшее добро твое и блаженство, люби более всякого создания, более отца и матери, более жены и детей, более себя самого».

Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благой Промыслитель. Он как создал тебя, так с тех пор всякое добро тебе подает. Без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля своего телесными очами, но видишь благодеяния Его, подаваемые тебе: видишь солнце, луну и звезды Его, которые светят тебе; видишь огонь, который согревает тебя и варит пищу тебе; видишь воду, которая напояет и омывает тебя; видишь пищу, которая насыщает тебя; видишь одеяние, которым покрывается нагое тело твое; видишь и прочие бесчисленные блага, которые Он подал тебе в нужде твоей и к утешению твоему.

Видя же и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимого Благодетеля своего вспоминай и за все благодеяния от чистого сердца благодари Его. Большее и высочайшее Его благодеяние — что благоволением Его пришел к нам Христос, Единородный Сын Его, и честною Своею Кровью и страданием искупил нас от диавола, ада и смерти. Непостижимая открылась нам тогда благодать Божия. Должно же и нам всегда на это великое и умом не постижимое дело Божие верою взирать и непрестанно о нем помнить; и Богу, нас, недостойных, так возлюбившему, от всего сердца приносить благодарность; поклоняться Ему, хвалить, петь и славословить Его сердцем и устами: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1,68 — 69).

Помни же и ты всегда великое это дело Божие, и удивляйся тому, и от сердца благодари Бога, и живи так, как хочет Бог, пришедший в мир грешников спасти, да не оскорбишь Его своей неблагодарностью. Хочет Он тебя спасти, так что и в мир ради тебя пришел, и пострадал, и умер святой плотью Своей, — исполняй же и ты святое хотение Его и со всей тщательностью заботься о спасении души своей. Будь благодарен Ему и живи смиренно, любовно, кротко и терпеливо, как Он Сам жил и того хочет от тебя.Везде и во всем с любовью замечай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на земле, и на небе, и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. Любовь Божия объемлет нас: всякое создание Божие о любви Его к нам свидетельствует.

Видя же творение Божие и пользуясь им, говори в себе так: это есть дело рук Господа Бога моего, и ради меня оно сотворено. Эти светила небесные: солнце, луна и звезды — Господа Бога моего суть создание, всей вселенной и мне они светят. Эта земля, на которой я живу, которая плоды мне и скоту моему произращает, и все, что на ней ни есть, Господа моего есть создание.

Эта вода, которая меня и скот мой напояет, Господа моего есть добро. Этот скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу от Него дан он. Этот дом, в котором я живу, Божие добро есть, и мне он дан от Него к упокоению моему. Эта пища, которую я вкушаю, Божие дарование есть, мне ко укреплению и утешению немощной плоти моей данное. Эту одежду, в которую одеваюсь, Господь Бог мой подал мне ради прикрытия нагого тела моего, и прочее.

Этот образ, образ Христов — есть образ Спасителя моего, Который ради меня в многобедный мир пришел спасти меня погибшего, и пострадал, и умер за меня, и так от греха, диавола, смерти, ада искупил меня. Поклоняюсь неизреченному человеколюбию Его.

Этот образ Богородицы — есть образ Пресвятой Девы, Которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотью без семени родила. Благословенна в женах Бога плотию рождшая Матерь и благословен плод чрева Ее! Блаженно чрево, носившее Господа Бога моего, и сосцы, Его питавшие!

Этот образ Предтечи — есть образ великого Пророка, который от Бога послан пред Спасителем моим Иисусом Христом и о Нем, уже пришедшем в мир, возвестил людям и указывал на Него: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), — и Того крестить сподобился в струях Иорданских.

Этот образ Апостола — есть образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел и общался с Ним: и чудодействующего Его видел, и поучающего слышал, и страждущего за спасение мира, и воскресшего из мертвых, и возносящегося на Небо видел, -и от Него послан во вселенную проповедовать Святое Евангелие Его.

Этот образ мученика — есть образ того подвижника, который стал до крови за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его святое живота своего не пощадил, и благочестивую нашу веру, как истинную, излиянием крови своей утвердил.

Это слово, Священное Писание, которое я слышу, есть слово Божие, есть слово уст Его, уста Господня глаголаша сия, и ныне через него Бог мой мне говорит: Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра (Пс. 118, 72). Господи! Даждь мне уши слышать слово Твое святое.

Этот дом священный, церковь, в которой я стою, есть храм Божий, в котором от верных, братии моей, приносятся Богу моему молитва и славословие. Эти священные гласы, славословие и молитва общая, суть те гласы, которыми пение, благодарение, хвала и славословие воссылаются святому имени Бога моего.

Этот священный муж, епископ или иерей, есть ближайший служитель Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения.

Этот брат мой, всякий человек, есть любимое создание Бога моего, как и я, — создание, по образу Божию и по подобию сотворенное и падшее; Кровью Сына Божия, Спасителя моего, как и я, искупленное и к вечному животу словом Божиим позванное. Надо мне его любить, как любимое создание Бога моего, любить, как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хочу, и делать ему то, что себе хочу. Ибо так повелел Бог мой.

Словом, всякий случай и всякая вещь могут и должны возбуждать тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показывать любовь Его к тебе, так что и самое наказание от любви Его к нам бывает, по писанному: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12,6). Поминай же везде, во всяком случае и во всякой вещи имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, да не явишься Ему неблагодарным. Ведь забвение благодетеля есть явный знак неблагодарности.

Бог есть высочайшее Добро, от Которого всякое прочее добро и блаженство, какое есть и может быть, проистекает. Блаженство без Бога есть окаянство и бедность, жизнь — смерть, радость и сладость — горесть. С Богом жить и в несчастии есть счастье; в нищете — богатство; в бесславии — слава; в бесчестии — честь; в скорби — утешение. Без Бога не может быть истинного покоя, мира и утешения.

Потому люби Его, как высочайшее добро твое и блаженство, люби более всякого создания, более отца и матери, более жены и детей, более себя самого. К Нему Единому прилепляйся сердцем твоим и более всего Единого Его желай и ищи. Он — вечное твое добро и блаженство, без Него и в нынешнем веке нет, и в будущем не будет жизни и блаженства. Всякое создание Божие — добро, но Создатель несравненно лучше. Люби же и желай то самое истинное Добро, как существенное, безначальное, присносущное и непременяемое, от Которого все создания добрыми сделались.

Любовь — это первое и главное чувство, каким должны быть запечатлены все наши отношения к Богу; но любовь холодная, ничем не выражающая себя не что иное есть, как пустой призрак, безжизненное изображение, подобное живописному изображению огня, который, при всей яркости цветов, ни светит, ни согревает. Потому что если вера, по свидетельству апостола, без дел мертва есть (Иак. 2,20), то каким образом любовь может существовать без них — любовь, от которой сама вера заимствует свою силу и действенность (см.: Гал. 5, 6)?

В последний год жизни владыка почти не появлялся на людях. Исключение он делал только для заключённых задонской тюрьмы, которая помещалась в монастыре.

За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю Тихону представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней.

«Я, – рассказывал он своему другу Козме, – сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, – объяснил Козма, – путь к Царству Небесному; помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин. Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа (по ст.ст.) 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13/26 августа 1861 года.

10 граней драгоценного камня — святитель Тихон Задонский

Свою приставку к имени – Задонский - Тихон получил по имени монастыря, в котором век коротал после отхода от дел. Достойно замечания то, что многие великие наши учителя и богословы для того, чтобы посвятить жизнь ученым трудам и молитвам постоянным, уходили с занимаемых кафедр. Таков, например, вместе с Тихоном и Феофан Затворник. Есть нечто болезненное в том факте, что управление епархией и богословские труды находятся в скрытом противоречии.


*
Тихон вышел в свет из жуткой нищеты. Такой нищеты, что в зрелые годы, уже будучи архиереем, вспомнив за обедом о голодном детстве, он не мог ложку до рта донести и с плачем уходил из-за стола.

*
Для меня трогательно в Тихоне то, что он – великий знаток и любитель Священного Писания. Псалтирь он знал наизусть и читал всегда по памяти, углубляясь в богомыслие. Так же хорошо знал и Евангельский текст, отчего поучался «в Законе Господнем день и ночь», как пишется в первом псалме, не требуя под руками книги. А за обедом всегда просил читать ему пророчества Исайи. Эту любовь к Святой Книге вынес он еще из детских лет, когда по ночам со свечным огарком бодрствовал над Святыми буквами.

*
Век тогда на дворе стоял вольнодумный и шатающийся. Верхи общества теряли уважение к вере из-за чада заморских идей. Простой люд прозябал в невежестве традиционном. С этой точки зрения Тихону пришлось учить и напоминать пастве вещи прописные и элементарные. Монахам он напоминал, какими обетами они со Христом связались. Священникам объяснял смысл Литургических действий, как если бы они все еще в семинарии учились. Умолял Слово Божие, хотя по малу, ежедневно читать. Просил даже ограды вокруг храмов ставить, чтоб домашний скот на паперти не заходил (!).

*
Некоторым труды Тихона были по сердцу. Большинство же встречало непривычную ревность владыки с холодным равнодушием (увещательные письма к монастырям, бывало, Тихону отправляли нераспечатанными – «сам, мол, читай»). Некоторые же озлоблялись даже до рукоприкладства. Случалось Тихону быть битым от игумена (!) в Задонском монастыре. Даже юродивый местный ударил его по щеке однажды, сказав: «Не высокоумь». Впрочем, это уже битье иного рода и для других целей. Но вообще интересно до дрожи – многократно битый по щекам от разных людей святой епископ!

*
Писания Тихона Задонского кажутся до крайности простыми. Святой Филарет Московский в разговоре с Игнатием (Брянчаниновым) сказал, что писания Тихона – «неглубокая река, но в ней есть золотой песок». Кажущееся отсутствие глубины в текстах Задонского архиерея объясняется темнотой паствы и необходимостью доносить до нее прописные, казалось бы, истины. Но стоит вчитаться в эти строки, как начинаешь понимать – здесь не слова одни. Здесь – опыт. Прежде чем дать людям молоко, сам он питался твердой пищей.

*
Собственное богословское творчество в ту пору на Руси было диковинным явлением. Всякий богослов по окончании школы носил в уме либо фундаментальные, либо отрывочные знания на латинском языке. Пастве от них не было ни холодно, ни жарко. Нужно было переводить, творчески осваивать и переваривать иноязычную и инославную мудрость на пользу родной паствы. Желающих было очень немного, и Тихон был один из них. Вот почему идею своей чудесной книги «Сокровище духовное от мира собираемое» он позаимствовал у известного тогда западного писателя Арндта. Вообще же в творчестве Тихон самостоятелен, и кроме Священного Писания цитирует одного лишь Златоуста, да и того не часто.

*
Всякий человек есть сын своей эпохи. Большинство людей только детьми своей эпохи и являются. Но цель в том, чтобы преодолеть земное притяжение и стать сыном вечности. Тогда человек будет принадлежать уже всем эпохам, чудотворно влияя на ход истории. Тихон влияет на нас, поскольку вошел в число молитвенников и за Русскую землю, и за Вселенскую Церковь.

*
Вообще образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. Это не образ святости, бодро шагающей в Небесное Царство (такая вряд ли существует, но многим хочется именно такой). Тихон – пример человека, плачущего о себе и о других. Он – пример человека чуткого и ранимого, измученного окружающей грубостью, вошедшей в привычку. Он человек проницательный и внимательный, ужасающийся повальной беспечности и рассеянности. Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого читателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков.

*
Перед смертью было ему видение. Высокая лестница, теряющаяся в облаках и голос: «Взойди!» Он идет, поднимается с трудом и страхом. И уже внизу не видно земли, а вверху все еще не видно конца. Страшно. Но тут множество рук слева и справа начинают поддерживать его и помогать подниматься.

Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!

ТИХОНУ ЗАДОНСКОМУ
Тропарь, глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, / образ всем был еси словом, житием, любовию, / духом, верою, чистотою и смирением, / темже и вселился еси в Небесныя обители, / идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли, святителю Тихоне, / спастися душам нашим.

Иной тропарь, глас 4

Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упасл еси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, / моли Его спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Апостолов преемниче, / святителей украшение, / Православныя Церкве учителю, / Владыце всех молися / мир вселенной даровати / и душам нашим велию милость.

Иной кондак, глас 8

Душу твою украсив добродетелию, / ум просветив любомудрием, / пастырь добрый явился еси стаду Христову, / словом и писанием уча, наказуя и вразумляя, / житием своим образ словес являя, / темже на Небеси венцем славы украсился еси от Пастыреначальника Христа, / на земли сияя нетлением мощей / и источая обильныя токи чудес верою призывающим тя, / досточудне и Богомудре Тихоне. / Молися ко Господу даровати душам нашим велию милость.




Сегодня каждому подъезжающему к Задонску уже издалека видны отливающие золотом колокольный шпиль и церковные купола восстанавливающегося из руин Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Именно здесь провел в духовных и телесных подвигах свои последние четырнадцать лет земной жизни епископ Воронежский Преосвященный Тихон.

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба.

Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже.

Никогда не мечтавший о высшей иерархической деятельности, епископ Тихон, тем не менее, глубоко осознавал неизмеримую ответственность, которая легла на его плечи. Преодолевая телесные недуги и сомнение в своих силах, он вступил на стезю архипастырского служения.

Воронежская епархия, доставшаяся в удел Святителю в 1763 году, в то время была одной из труднейших для церковного управления. Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Он завел школы и проповедничество, чего до него не было. Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле. Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда.

Сознавая, что духовное и нравственное состояние народа в значительной степени зависит от правильного понимания своих обязанностей духовенством, основное внимание он уделял состоянию и образованию клира. Стремясь поднять духовный уровень священников на подобающую высоту, святитель Тихон ввел строго уставное богослужение и требоисполнение; им было написано множество книг в помощь преподавателям, семинаристам и служащему духовенству, поучений монашествующим, окружных посланий, направленных на упорядочение церковной жизни и просвещение паствы. Он напечатал для раздачи священникам сочинение свое, называемое "Должность священническая о седьми святых тайнах", и в дополнение издал "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния".

В год своего прибытия на Воронежскую кафедру (1763) святитель Тихон воссоздает Воронежскую семинарию. Он лично руководил семинарией, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами молитвами свт. Тихона Воронежская семинария твердо стала на ноги. За недостатком учителей в семинарии, он позаботился об образовании духовного юношества. Для поучения народа установил свт. Тихон в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням, пред литургиею, в соборном храме. Для тех, которые не могли по каким-либо причинам слушать лично сии поучения, святитель писал христианския наставления, написал сочинение для чтения "Плоть и Дух". Для этого же написаны им были размышления на некоторые изречения Священного Писания. Проповедуя правила христианской жизни, святитель Тихон являлся одновременно и строгим обличителем современных ему пороков. Однако, для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею.

Постоянный напряженный труд и многообразные административные заботы еще более расстроили слабое от природы здоровье Святителя; его натура не выдерживала и остро переживаемых им противоречий между требованиями идеала епископского служения и порою враждебной добрым начинаниям действительностью. Святитель все более чувствовал, как он сам говорил, «тяжесть епископского омофора». Мысль об уединении, с которой он не расставался с самой юности, еще более утвердилась в нем.

В конце 1767 года, понимая невозможность далее исправно исполнять свои архипастырские обязанности, Святитель посылает в Святейший Синод прошение об увольнении его от должности и о дозволении избрать себе для пребывания на покое монастырь в той же епархии. Вскоре прошение Преосвященного было удовлетворено, и он удалился сперва в Толшевский Спасо-Преображенский монастырь под Воронежем, а через год – в Задонскую Богородицкую обитель. Там он поселился в небольшом домике, пристроенном к колокольне, где и прожил до конца своих дней. В эти годы Святитель написал свои лучшие духовные произведения, среди которых неоднократно переиздававшиеся в последнее время «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Святитель не любил говорить о мирских делах и только во время войны следил по газетам за военными действиями. Но проповедовать слово Божие он никогда не пропускал случая - ни в монастыре, ни за стенами его. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он помогал там бедным, особенно после пожара. У одной бедной вдовы он бывал в каждый свой приезд, оставлял ей деньги, а мальчиков ее взял к себе на воспитание. Останавливался он у своих друзей - купца Якова Феодоровича Ростовцева и Космы Игнатьевича Судейкина - и через них раздавал милостыню. Особенно он любил старшего сына Ростовцева, Димитрия, который, живя у отца, проводил почти монашескую жизнь. Ему святитель поручал продавать драгоценные материи, которые ему дарили, а деньги раздавать нищим. Раз святитель увидел совершенно здорового мальчика, внука Ростовцева, и сказал ему: "Собирайся, Саша, в горнее, собирайся, голубчик, в небесное отечество". Через три дня мальчик умер. Судейкин всю жизнь был церковным старостой, жил около своей церкви в добровольной нищете, потому что все свое состояние раздал бедным. Близ своего дома он устроил школу.

Сам Святитель был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви.

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска, Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью.

Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь.

Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь.

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», - писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным.

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму. Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам - ради утешения и забот о заключенных. Когда было возможно, он хлопотал за них. Так, он спас двух братьев-причетников, сосланных безвинно, причем должность их была им возвращена. За три года до смерти он услышал тихий голос: "Кончина твоя будет в день недельный". После этого ему было сказано во сне: "Потрудись еще три года". За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что-должен подняться на высокую лестницу и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать. Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: "Вручаю вас Господу". Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, в возрасте 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Свт.Тихон был погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году. 13 августа 1861 года в городе Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским), в сослужении многочисленных иерархов и духовенства, были открыты мощи святителя Тихона. Митрополит Исидор при открытии святых мощей в своем слове говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, - и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…»

Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжаются до наших дней.
Святитель Тихон Задонский - один из наиболее любимых русским народом святых. Его память совершается 19 июля (1 августа) и 13 (26) августа. Образ святости и подвижничества святителя Тихона Задонского особенно близок идеалу русского человека, всегда почитавшего в своих архипастырях искреннюю веру, смирение, открытую для мира простоту и сердечное попечение о людях.

(1724-1783 гг.)

Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первоначальное образование получил в семье, в 1738 г. поступил в Новгородское духовное училище, преобразованное в 1740 г. в семинарию. Еще до окончания курса Тимофей преподавал греческий язык в течение четырех лет, а по окончании семинарии был назначен преподавателем риторики. В 1756 г. он был пострижен в монашество с именем Тихона, а в следующем году, уже в сане архимандрита, занял должность ректора Тверской семинарии. В 1761 г. на 37 году жизни был хиротонисан во епископа Ладожского, а в 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру. Застав свою воронежскую паству не знакомой часто с самыми первоначальными истинами православной веры и во многом преданной языческим обычаям и привычкам, святитель Тихон много потрудился для дела ее духовного просвещения. С целью подготовки пастырей, достойных своего звания, он добился открытия Семинарии, а для научения народа учредил в 1765 г. «Катехизические поучения» в соборе по воскресным дням. Кроме того он писал и рассылал как священникам, так и народу различные наставления. Проповедуя сам устно в Воронеже, он добивался, чтобы то же делалось и в других местах его обширной епархии. Постоянные труды по управлению паствой и строгий образ жизни подорвали и без того некрепкое здоровье Воронежского Святителя. В 1767 г. он удалился на покой в Толщевский, а в 1769 г. в Задонский монастырь. Здесь, кроме подвигов поста и молитвы, святитель Тихон занимался и составлением различных сочинений, преимущественно нравственно-практического характера. Он написал систему нравственного богословия («О истинном христианстве», «Сокровище духовное от мира собираемое»), а также краткие «нравоучительные слова» для монастырской братии и мирян. Святитель Тихон скончался в 1783 г., а в 1861 г. был причислен к лику святых.

Проповеди его, с необыкновенной ясностью отражающие святость души и чистоту жизни Святителя Тихона, во всех отношениях, как по внутренним, так и по внешним своим качествам, заслуживают особенного внимания со стороны пастыря-проповедника.

Из проповедей Святителя Тихона до нас дошли очень немногие (всего 42), так как святитель по большой части свои проповеди не записывал и кроме того часто говорил импровизации. Впрочем, и они дают достаточно полное представление о характере его гомилетического творчества.

В нравоучительных проповедях Святитель Тихон раскрывает своим слушателям положительное содержание христианского учения, ставя его в связь с жизнью и заставляя слушателей самих вдумываться в это учение. Так, в слове «О испытании самого себя» святитель Тихон указывает на главные догматы православной веры и объясняет, что только исповедующие эти догматы могут называться истинными христианами. Затем он предлагает слушателям несколько вопросов, дав ответ на которые, те смогут определить, истинные они христиане или нет. «Имеем ли внутри себя истинное христианство, творим ли дела, сообразные вере, распяли ли плоть свою со страстьми и похотьми?... Сия и прочая рассмотрим и осмотримся, како живем, како обращаемся, како мыслим, како говорим, како делаем, каковым сердцем пред Богом, все видящим, обращаемся и каковыя друг с другом обходимся, и, тако рассмотревше, исправим себе, да не только именем, но и истиною будем христиане».

При изложении правил христианской нравственности Святитель Тихон стремится быть как можно понятнее; для этого он прибегает к образам и сравнениям, заимствованным из общественной жизни, спускается в сферу деятельности слушателей и ясно указывает, в чем каждый виновен и что каждый должен делать в своем звании и состоянии. Вот, например, какая поразительная по силе воздействия картина будущего мздовоздаяния рисуется в слове «О страшном Суде»: «Блуднику и всякому сквернителю представятся на суде все скверные его мечтания, слова, взоры и дела... Злобному представятся, кого и чем повредил, когда и кому ядом растворенную чашу подал, кого и пред кем клеветою обесславил... Лукавец и льстец увидит все свои коварные замыслы пред собою положенные, и обличится, когда, кого и чем обманывал и прельщал, и кому льстил языком своим. Хульнику и ругателю представятся все хулы его, которые он на Бога, своего Создателя, и на святых угодников Его отрыгал. Начальнику нечестивому представится нерадение его о подначальных, насилия, озлобления людей, ему порученных. Пастырю нерадивому покажется небрежение его о стаде Христовом и прочие его грехи. Судия мздоимец увидит клятвы и лукавство, преступление и попрание правды Суда Божия... Родитель небрежливый увидит нерадение свое о воспитании детей своих... Представятся и вам, миролюбцы и прихотливцы, представятся вам банкеты ваши, оперы ваши, собачья охота ваша, и прочие забавы ваши, яко вы отвратили сердце ваше от Бога, Которого вы исповедовали, и не к Богу и Царствию Его, но к прелести мира желание свое обращали, и в том утешение и веселие свои находили». Подобные обращения к разным сословиям, званиям и состояниям можно встретить и в других проповедях Святителя Тихона. Польза такого способа назидания состоит в том, что здесь каждый слышит, что речь относится именно к нему, а не к человеку вообще, и указывается, что именно он должен исправить в своей жизни.

Обличительные проповеди святителя Тихона Воронежского представляют нам полную и живую картину религиозно-нравственного состояния современного проповеднику воронежского общества, как высшего, так и низшего. Из них особого внимания заслуживают «Увещание жителям Воронежа об уничтожении празднства, называющегося «Ярило» и «Слово о сырной седмице». В Воронеже издавна перед началом Петрова Поста праздновался праздник, называвшийся «Ярила». Праздник этот, языческий по происхождению и характеру, сопровождался соблазнительными играми, распутством и повальным пьянством.

В 1765 г. святитель обратился к пастве с увещанием против праздника Ярилы, в котором, обличив бесчинства праздника и его бесовскую, языческую сущность, призвал предать его забвению: «Ах беззаконный праздник! О студное имя Ярило, мерзкое имя Ярило, гнусное имя Ярило, слуха целомудренного недостойное имя Ярило! О когда бы и не слыхивать имени того! Разрушьте, только и прошу, разрушьте сонмище сие; не попускайте впредь быть сему беззаконному собранию. Предайте забвению праздники сии, а за то, что благость Господа доселе беззаконными сими праздниками прогневляли, покайтесь и к благоутробию Его с сокрушением сердца и со слезами прибегните. Он, как Отец многомилостивый, кающихся приимет вас и грехи ваши вам оставит и помилует по велицей Своей милости».

Слово любви и обличения воронежского святителя так сильно подействовало на паству, что бесчинный праздник навсегда был оставлен в Воронеже. Такое же действие возымело слово о пресечении бесчинств, бывавших в Сырную седмицу.

Форма проповедей святителя Тихона различна: есть слова, беседы и краткие наставления. Характер слов, в которых предмет раскрывается с достаточной полнотой и мысли излагаются в строгом порядке, имеют проповеди, произнесенные воронежской пастве; написанные же в Задонске имеют форму бесед и кратких наставлений. Имея по большей части дело с народом, не получившим школьного образования, святитель Тихон говорит с ним слогом простым и ясным, без риторических прикрас, употребляя общепонятные доказательства и образы.

Слова святителя Тихона Воронежского могут служить назидательным и плодотворным чтением, а также одним из лучших пособий для служителя алтаря в деле проповеди Слова Божия в разных случаях жизни, являясь богатейшим источником нравственно-религиозных уроков и душеполезных наставлений.

Литература

1. Сергиевский Н. Святитель Тихон, епископ Воронежский. М., 1898.

2. Лебедев А. Святитель Тихон Задонский. СПб., 1865.

3. Попов Т.Д. Святитель Тихон Задонский как нравоучитель. Воронеж, 1914.

Этот преподобный является чрезвычайно почитаемым православным богословом и деятелем. Жил он в XVIII столетии, а после кончины был торжественно причислен к лику святых чудотворцев Церкви. За свои заслуги перед Господом он получил титул епископа, что позволило Тихону расширить благотворительную деятельность.

Житие святого Тихона Задонского демонстрирует правильную духовную жизнь, в которую входит неустанный аскетизм и милосердие к своему окружению. Преподобный монах стремился к простой жизни и пище, не стеснялся тяжелого труда и прославился искренней любовью к Творцу.

Детство и отрочество будущего святителя

Тихон жил в XVIII столетии, которое отличалось широким распространением атеистических верований. Безбожники рассматривали веру в качестве обыкновенного этнографического признака большего количества людей. В России атеизм укоренился после внедрения реформ Петра Великого. Задача святителя состояла в поддержании авторитета христианства и борьбе против греха богохульства.

Читайте о святителе:

Отец будущего монаха числился дьячком (церковнослужитель без степени священства) в Новгородской губернии. Он умер, оставив свою жену с пятью детьми. Тихон появился на свет в 1724 г. и был назван Тимофеем. Старший его брат пошел по стопам отца, а средний отправился на военную службу. Тимофей и двое других детишек жили в большой бедности. В таких условиях он практически не имел шансов получить образование даже для должности церковного пономаря.

Икона Святителя Тихона Задонского

Однако особенную родительскую привязанность к Тимофею испытывал друг семьи, бездетный и богатый ямщик. Он проявлял большую заботу о подростке и желал усыновить его. Матушка решилась отдать сына, оценив губительное финансовое положение семьи. Однако старший брат, вовремя вернувшийся со службы, отговорил её тем, что сам достанет денег и попытается обучить Тимофея грамоте. Этот эпизод показывает, как Божья воля с раннего детства направляла судьбу будущего святителя.

Тимофей оставался в родительском доме до 14 лет, живя очень скудно и питаясь черным хлебом. Нередко он уходил на пахоту к богатому помещику, чтобы получить некоторое количество еды.

В этот период императрица Анна издала указ, в котором отмечалось, что все церковнослужительские дети, не обучающиеся грамоте, должны пойти на военную службу. Матушка Тимофея, в надежде спасти сына от такой судьбы, отправилась вместе с ним на рассмотрение в духовное училище. В благоустройстве на новом месте помог старший брат, взявший на себя обязанности присмотра за будущим монахом.

Интересно! Святитель получил от Господа дар видения будущего и совершения чудес, к тому же он мог читать мысли своего собеседника. Летописи приписывают Тихону Задонскому предсказания в период правления Александра Первого. Он видел победу русских войск и поражение наполеоновского замысла.

Годы обучения

В 1728 г. Тимофея зачисли в духовное заведение, которое через два года стало называться семинарией.

Юноша отличался способностью к знаниям и вскоре заслужил переход на бесплатное обучение. Однако Тимофей продолжал испытывать нужду и продавал половину своего пайка, чтобы купить свечей. Некоторые ученики из богатых семей глумились над его бедностью, но юноша не держал зла и продолжал смиренное самообразование.

  • Тимофей стоял выше всех сверстников и успешно сдавал экзамены на протяжении 14 лет. Здесь он поднаторел в грамматике, риторике и богословской философии. Длительность обучения была обусловлена малым количеством учителей в духовной семинарии. Будущий святитель закончил обучение в 1754 г.
  • Он получил должность учителя греческого языка, а также риторики и философии. Тимофей запомнился всем как скромный, доброжелательный преподаватель и человек благочестивого характера.
  • В этот период будущий святитель все более тяготел к Господу, изучал Священные Писания и стремился к богомыслию. Окружение подмечало: в этом человеке созревает великая духовная личность, которой будет суждено возродить авторитет религии в атеистический век.
  • Тихон Задонский принял окончательное решение об иноческой жизни после знамения на небесах.
На заметку! Святитель являлся одним из немногих монахов, поддерживающих в себе стремление быть честным и блюсти моральные принципы. Его слова никогда не расходились с последующими свершениями, а его мысли не противоречили добропорядочности.

Период монашества

В апреле 1758 г. Тимофей принял постриг и получил имя Тихон. После этого события духовенство отправило его в Санкт-Петербург, где святитель обрел чин иеромонаха. В здешней семинарии Тихон преподавал философию и получил пост префекта.

Святитель Тихон Задонский чудотворец

  • Через год работы в Санкт-Петербурге он был назначен архимандритом Желтикова собора в Тверской губернии. На новом месте отец преподавал богословский предмет и служил настоятелем одного из монастырей.
  • Святитель довольно быстро продвигался по духовной карьере . Многие братья оценили его благочестивый, смиренный нрав и пророчили ему высший чин епископства.
  • Два года Тихон Задонский преподавал в тверской духовной семинарии. В этот период выходит его книга, описывающая принципы истинного христианства, где начертано всеобщее назидание для отечественной православной традиции.
  • Сам Тихон никогда не помышлял о высочайшем ранге монашества, но у Господа были иные планы, и Он распорядился возвести святителя на место духовного учителя всего государства.
  • Вскоре произошла церемония выбора нового епископа. Сперва имя Тихона не было включено в список кандидатов, потому что он был достаточно молод для получения высшего сана. Однако архимандрит из Смоленска уговорил собрание принять кандидатуру тверского ректора. Жребий бросили трижды, и каждый раз выпадало имя святителя Тихона. Собрание согласилось, что судьба и Бог стоит на стороне молодого священника.
  • В возрасте 37 лет Тихон стал епископом. Он проповедовал христианское учение и побуждал братию и прихожан очнуться от глубокого сна, навязанного нынешним веком.

О других святителях православной церкви:

Интересночо! В Воронеже продолжали справлять праздник, прославляющий языческое божество по имени Ярило (бога солнца у славян). Это торжество заработало неприятную репутацию бесчинствами и отвратительным поведением справляющих. Святитель Тихон лично явился на этот праздник и всенародно обличил всех тех, кто вел себя аморально. Его слова подействовали совершенным образом, и это торжество прекратили справлять.

Жизнь в покое

Тяжелая работа в должности епископа расстроили здоровье преподобного Тихона Задонского. В 1767 г. он подал прошение на увольнение, свои последние годы провел в мирной монастырской жизни. В его распорядок дня входили продолжительные молитвы, чтения Священных Текстов, благотворительные деяния и составление полезных религиозных трудов. На сон Тихон отводил не более четырех-пяти часов в сутки.

Житие святителя Тихона, Задонского

Каждый день он приходил в храм, а дома часто приклонял колена перед изображениями святых и взывал о спасении всех существ. Когда святитель отправлялся в странствие по монастырским местам, он всегда брал с собою миниатюрный Псалтирь. Всю пенсию этот милосерднейший человек отдавал на нужды беднякам.

Свои долгом он считал посещение заключенных города Елец, где пытался утешить их и расположить к искреннему покаянию.

Его жизнь была проста, питался Тихон как обычный крестьянин. Садясь за стол, святитель вспоминал о нищих, голодных и тревожился о том, что не способен накормить каждого. Он обладал великой совестью и не стыдился глубоко кланяться тем, кого мог обидеть словом. Но всегда отвечал добром на оскорбление со стороны.

Святой Тихон был наделен даром видения будущего, он совершал чудеса и читал мысли своего собеседника.

Преподобный любил общение с простым народом, утешал несчастных и обездоленных, помогал финансами и вещами.

Обретение мощей

Перед смертью Тихон Задонский спрашивал у Господа о точном времени кончины, и ответ пришел утром. Всевышний обещал святителю вход в Небесную обитель через три года. После этого старец уединился в собственной келье, ему приготовили литургические одежды и гроб, перед которым он часто проливал слезы.

Однажды после божественного сновидения Тихон почувствовал себя дурно, левая щека и нога перестали слушаться. Преподобный принял болезнь с искренней радостью. О кончине стало понятно после сна, в котором народ помогал Тихону взобраться по лестнице в царство Божье.

В августе 1783 г. в возрасте 59 лет святитель отошел в мир иной. Останки, которые совершили многообразные чудеса , хранятся во Владимирском храме. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 88 лет после его мирной кончины.

Заветы святителя

Благодаря обретенному знанию Священных писаний и врожденному благородству преподобный имел силу морально воздействовать на человека, ищущего спасения от страданий.

  1. Находите в несчастиях радость, потому что первое побеждается вторым. Такое правило подходит ко всем порокам.
  2. Всюду лицезрите Бога Всемогущего и Вездесущего. Это помогает человеку отдаляться от совершения преступлений против естества.
  3. Верующий должен понять, что всякий грех - чудовищная глупость, которая не приносит никакого счастья, так как все совершенное отражается на делающего.
  4. Чтобы получить пост начальствующий, человек обязан сделаться истинным христианином, имеющим рассудительный ум и крепкую волю.
  5. Имеющий высокую должность обязан быть проще, дабы не возгордиться и не забыть себя рассматривать объективно.
  6. Мудрый Тихон советует радоваться тем, кому даются тяжелые испытания, потому что Бог посылает столько, сколько человек способен вынести.
  7. Любовь истинная - приязнь бескорыстная ко всему окружению.

Тихону Задонскому, родившемуся в XVIII столетии, пришлось бороться с окружающим атеизмом. Несмотря на быстрое продвижение по церковному чину, святитель не поддался гордыни и продолжал вести простую жизнь, помогая беднякам и всякому просящему.

Оставив после себя множество заветов, Тихон Задонский до настоящего времени имеет колоссальную славу в православном мире.

Житие святителя Тихона Задонского, епископа