Что зависело от бога пта. Смотреть что такое "птах" в других словарях. Пта-Сокар и другие «Пта»

  • Дата: 20.12.2023

Древнеегипетский бог Пта (Птах) первоначально был главным богом Мемфиса . Этот город, по преданию, основал и сделал столицей объединитель Египта, родоначальник первой династии фараонов – Менес . Мемфис – греческое слово. По-древнеегипетски этот город именовался Меннефер. Из уважения к главному его божеству он носил ещё название Хет-ка-Пта («Палата души бога Пта»). От греческого искажения «Хет-ка-Пта» и появилось слово «Египет».

В относящихся к раннему этапу египетской истории «Текстах пирамид » и в гробницах эпохи Древнего царства бог Пта упоминается очень редко. Малочисленны упоминания о нём и в последующую эпоху, в «Текстах саркофагов». В этих древнейших памятниках главную роль играют божества более старого, чем Мемфис, города Гелиополя – Ра и его эннеада . Религиозные традиции новой столицы пока не успели возобладать. Однако в текстах времени Нового царства Пта упоминается уже очень часто. Некоторое время культ Пта «конкурировал» с другим мемфисским богом Татененом (это имя означает «поднимающаяся земля»). Однако затем они были слиты в одном образе.

Древние египтяне изображали Пта в облике бородатого мужчины, иногда в короне с перьями.

Во времена Нового царства (из более ранних текстов об этом ничего не известно) Пта был наделен женой – богиней Сехмет – и сыном – богом Нефертумом. Но нередко его супругами признавались другие богини – Бастет , Тефнут , Маат , а также богиня Хатхор в образе обожествляемого в Мемфисе дерева – сикоморы. Нефертума египетские источники называют «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания. Иногда сыном Пта признавался Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера .

Пта (Птах) в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в так называемом «Памятнике мемфисской теологии».

Он уцелел до наших дней по счастливой случайности. Около 720 г. до Р. Х. эфиопский фараон Египта Шабака, вероятно. по просьбе жрецов главного мемфисского храма Пта, повелел начертать на черном граните текст, который до тех пор хранился написанным на папирусе и был давно проеден червями, так что его не понимали от начала до конца. Сильно пострадало начало текста, много пробелов оказалось и в средине, да и язык был уже настолько архаичен, что даже учёные храма едва ли могли разобрать даже сохранившиеся его отрывки. С гранитным камнем Шабаки позже тоже случилась беда: жители окрестностей Мемфиса сделали из него мельничный жернов, вследствие чего погибла еще часть иероглифических строк. В таком виде камень в 1805 попал в Британский Музей, где его глубоко исследовали крупнейшие египтологи: Брестед , Масперо, Эрман, Зете и Юнкер. Благодаря усилиям корифеев египтологии этот трудный текст стал понятен.

Его возникновение относится, вероятнее всего, ко времени IV – V династий. В это время Мемфис был еще молодым городом по сравнению с другими центрами Египта, и его религиозные традиции не могли быть слишком авторитетными. Но Мемфис являлся тогда столицей государства и резиденцией фараонов, под эгидой которых должна была сложиться и укрепиться местная религиозная концепция. Она является искусственным богословским построением мемфисского жречества, созданным во славу и авторитета Пта.

Согласно этой концепции, Пта является верховным всеобъемлющим божеством, создателем вселенной и богов. При сотворении вселенной он действовал абстрактно-философским, творческим орудием – божественным словом. Сердце, «седалище мысли», порождало творческую мысль Пта, но она претворялась в действительность лишь после того, как божественный замысел был произнесен божественными устами.

Это древнее учение весьма схоже с тем, которое развивал позднее иудейский Ветхий Завет , христианство и философ I в. до Р. Х. Филон Александрийский . Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Оно было в начале у бога. Все через него начало быть, что начало быть». Ряд исследователей считают, что здесь не обошлось без влияния древнеегипетских религиозных доктрин.

«Философское» учение мемфисских жрецов о созидательной силе слова бога Пта имеет основанием веру египтян во всемогущество слова, характерную для их представлений о магии.

Не исключено, что учение о творческой силе слова, изложенное в «Памятнике мемфисской теологии», навеяно космогонией Гелиополя . В известном папирусе Бремнер-Ринд (26.22) – поздней редакции гелиопольской космогонии (IV в. до Р. Х.) – содержатся такие слова: «Многие существа вышли из уст моих». Гелиопольское влияние, бесспорно, сказалось в содержащемся здесь же отождествлении Пта с богом Атумом : «Возникший как сердце и возникший как язык в образе Атума, он Пта великий…» Далее в том же «Памятнике мемфисской теологии» сказано: «Его эннеада [девять главных богов] перед ним – это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада – это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут , породили эннеаду…» Речь идет об эннеаде Пта, которая создана по образцу гелиопольской эннеады. Во главе первой стоит Пта, во главе второй – Атум.

Начало «Памятника мемфисской теологии» сильно повреждено, но тем не менее понятно, что Пта создал себя в восьми ипостасях: «Пта на своем троне», «Пта-Нун, создавший Атума», «Пта-Наунет, родившая Атума», «Пта, сердце и язык эннеады», и еще четыре ипостаси, наименования которых не сохранились. Число 8 напоминает, естественно, гермопольскую «восьмерку», так называемую огдоаду . Наконец, в «Памятнике мемфисской теологии» Пта, как и Атум в гелиопольской космогонии, назван «поднимающейся землей», т. е. первозданным холмом, вышедшим из первобытных вод. Так он назван и в Берлинском папирусе № 3048234.

Пектораль фараона Тутанхамона. Сам он изображён в центре, а по сторонам – бог Пта и его жена, львиноголовая богиня Сехмет

В разных текстах Пта выступает в качестве покровителя ремесел, поэтому греки отождествляли его со своим Гефестом . Пта считался также «владыкой истины» – божеством справедливости. В некоторых текстах солнце и луна называются глазами Пта.

Культ Пта был широко распространен за пределами Мемфиса: ему были посвящены храмы или часовни в других египетских городах: Фивах, Абидосе, Гермополе, Гермонте, Бубасте, Эдфу, Дендере, Александрии, на острове Филэ, а также за пределами Египта – в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Такое широкое распространение культа объясняется тем, что Пта был богом древней столицы Египта – Мемфиса, многовековой резиденции фараонов. В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.

О том, как появился мир, в разных городах Древнего Египта рассказывали по-разному. И египтянин нисколько не удивлялся, когда слышал, что в другом городе мифы о начале мира были не такие, как на его родине. Египтянин считал, что все мифы правильные.

Птах — «тот, кто сотворил все сущее». В городе Мемфисе, который был первой столицей Египетского царства, считали, что мир был создан богом Мемфиса Птахом. И произошло это так. В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге - Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир. Он задумывался о какой-либо вещи, называл ее и эта вещь появлялись. И назвали Птаха - тот, кто сотворил все сущее и создал богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, создал статуи богов и их храмы, установил жертвоприношения. И вошли боги в свои статуи и приняли их облик. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства. Вот так бог Птах создал мир и установил в нем порядок.

Богиня неба Нут
и бог земли Геб

Бог-творец Атум. Иначе рассказывали о сотворении мира в городе Гелиополе. Там считали, что творцом мира был бог Атум. В самом начале был только Нун - так египтяне называли бесконечный и темный океан-хаос. И появился в этом хаосе бог Атум. Когда вышел он из Нуна то не нашел места, куда бы он мог наступить, и создал он тогда первоначальную землю - холм Бен-бен. Встал Атум на холм, выдохнул, и из этого воздуха появился Шу, бог воздуха и пространства. Создал потом Атум и богиню воды Тефнут. Но заблудились они среди хаоса-Нуна. Долго искал их Атум но не смог найти. Послал он тогда на их поиски свое око - и оно нашло Шу и Тефнут. Когда они вернулись, заплакал от радости бог Атум, его слезы упали на холм Бен-бен и превратились в людей.


Рождение бога
солнца Ра из
цветка лотоса

Позже от брака бога воздуха Шу и богини воды Тефнут родились Геб - бог земли и Нут - богиня неба. А богиня неба Нут породила Осириса, Исиду и Сета. После боги установили в мира порядок. А там, где появился первоначальный холм земли, в городе Гелиополе, египтяне построили храм и почитали в нем бога-творца Атума.

Бог Ра

Солнечный бог Ра и его заместитель бог Тот. После того как был создан мир и установлен его порядок, наступило время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Всем миром тогда правил бог солнца Ра. Ночь он проводил в Гелиополе, а утром взлетал в небо и щедро лил на землю свет и тепло. Ночи тогда были на земле черные, так как на небе еще не было луны и светил только лишь звезды. Тогда позвал Ра к себе своего сына бога Тота и сказал ему: - «Будь моим лунным глазом на небе. И будут говорить о тебе с почтением: «Это Тот, заместитель Ра». Так появилась на небе луна, и стал бог Тот богом луны. Светил он по ночам людям, вел счет дням, перешли к нему вместе со счетом знания и письмо, и стал бог Тот богом мудрости. Вел он записи обо всем, что происходит на земле, записывал судьбу человека. Разделил он год на три сезона (у египтян было не 4, как у нас, а 3 времени года, которые они называли: Половодье, Всходы, Засуха) и 12 месяцев.


Бог Ра в образе огненно-
рыжего кота убивает змея Апопа

Борьба Ра со змеем Апопом. А бог Ра вел войну со всеми черными силами, которые несли в мир беды и разрушения. Главным врагом Ра был огромный змей Апоп. Напал бог Ра на змея Апопа, долгой была борьба, и Ра победил. Но не смог он убить своего врага, а только ранил его. Раненый Апоп нырнул в Нил и уплыл в подземное царство. И там он живет и постоянно вредит Ра. Когда начинается ночь, спускается бог Ра в подземное царство и плывет по нему на ладье. В это время нападает на него Апоп, но Ра побеждает его, а змей бежит и прячется от солнечного бога.

Бог Птах (Пта) – верховный бог-творец в мемфисском варианте древнеегипетской религии.

Птах носил титул «Тот, кто за южной стеной»; юг у египтян символизировал вечность, следовательно, Птах был как бы за пределами мироздания, он был вечен и не подчинялся законам сотворённого им мира.

Мемфисский вариант сотворения мира

В Древнем Египте единой теологической концепции не существовало. Существовали три главных религиозных центра, в которых культы и вероучение существенно отличались друг от друга.

  • Иуну, известный как Гелиополь, был центром поклонения солнечному богу Ра. Он сотворил всех остальных богов и весь мир в целом.
  • В Шедете, известном и как Гермополис, придерживались противоположной версии: было четыре пары древнейших богов (Хух и Хухет, Кук и Кукет, Нун и Нунет, Амон и Амонет), которые все вместе создали бога солнца Ра. Амон в этой группе богов (так называемой огдоаде) – это не тот Амон, который потом был отождествлён с Ра.
  • В Мемфисе же изначальным богом считался Птах. Он сотворил богов вышеназванной огдоады, которые являются проявлениями его собственной божественной сущности, и с их помощью творит весь мир.

Известно, что Птах сотворил мир «языком и сердцем», то есть Словом. Таким образом, культ Птаха – первая в истории человечества теология, основанная на принципе «логоса». По-видимому, он повлиял на религию и философию других народов, в том числе греческую и еврейскую.

Символика и изображение

Как и другие боги, Птах имел свое изображение. Он изображался в виде мужчины в длинном одеянии, закрывающем всё его тело, кроме головы и рук, в руках он держал посох «уас».


В священных текстах, посвящённых главным образом Амону-Ра, имя Птаха не упоминается. Есть лишь речение от его имени в «Текстах саркофагов», в котором он называет себя верховным господом, небесным царём и творящим Словом, три раза в этом речении он называет себя творцом душ. При этом имя Птаха входит в состав человеческих имён – фараонов, жрецов, вельмож, и таких имён достаточно много.

Самый известный обладатель такого имени – мудрец Птаххотеп. В одних таких именах указывается, что Птах сопричастен миру людей, в других – что Птах удалён от него. В этом противоречии вся суть образа Птаха: человек сотворён по его образу и подобию и всей душой стремится воссоединиться с ним, но одновременно он – всего лишь тварь, создание верховного божества.

Бог ремесленников и мастеров

Роль Птаха как создателя и «творца» всего сущего не является случайной. Мемфис в Древнем Египте был весьма развитым городом, славившимся своим ремеслом. Город был наполнен мастерами, которые на своих искусствах сделали себе богатство и имя. И Птах с самого начала был покровителем ремесленников.

Титул верховного жреца Птаха в буквальном переводе означает как раз «Верховный руководитель ремесленников». В свою очередь, культ солнечного божества Ра, по-видимому, возник в земледельческой среде, где от солнца зависело само выживание человека. Солнце даёт свет и тепло, необходимые людям, растениям и животным, но может вызвать жару и засуху и погубить всё сущее.

Таким образом, соперничество религиозных систем в Древнем Египте было обусловлено разнообразием социальных групп, каждая из которых возвеличивала источник собственного благополучия. Культ Птаха сделался столь популярным, что получил распространение далеко за пределами Египта. Ему поклонялись в Нубии, на Синайском полуострове, в Палестине.

Сехмет – супруга Птаха

У Птаха была жена – грозная Сехмет, изображавшаяся в виде человека с головой льва. Она являлась оком бога Ра, покровительствовала войне, была участницей кровавого уничтожения человечества.

Священный бык Апис

Тесно связан с Птахом был и Апис – священный бык, почитавшийся в Мемфисе. Собственно, вначале Апис являлся «ка» Птаха. «Ка» - это одно из названий внутренней сущности человека и божества, то есть аналог души (наряду с «ба»). Поэтому Апис играл роль своеобразного «святого духа», исходящего из Птаха. Но поскольку слово «ка» означало также и быка, впоследствии Апис стал почитаться в образе этого животного.

ПТАХ ПТА

в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей руте, держащих посох "уас". Согласно богословских произведений мемфисских жрецов (т.н. "Памятник мемфисской теологии"), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) "языком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н.э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

Древнеегипетский словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПТАХ ПТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПТА
    см. …
  • ПТА
    Птах, бог в древнеегипетской религии. Первоначально (3-е тыс. до н. э.) почитался в Мемфисе как создатель "всего сущего"; в дальнейшем …
  • ПТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Птах), в др.-егип. мифологии покровитель иск-в и ремёсел, первонач. почитался в г. Мемфис как создатель всего …
  • ПТА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - в Египте главный бог города Мемфиса; согласно мемфисскому сказанию о сотворении мира, является творцом всех богов и вселенной, а …
  • ПТА в Словаре значений Египетских имен:
    (м) - более …
  • ПТАХ в Словаре Мир богов и духов:
    в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал мир и все, что в нем существует: животных, растения, людей, …
  • ПТАХ в Кратком религиозном словаре:
    Бог-творец в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Супруга Птаха - воинственная богиня …
  • ПТАХ
    или Pthah. (Егип.) Сын Нефа в египетском Пантеоне. Он является Принципом Света и Жизни, посредством которого произошло "творение" или, вернее, …
  • ПТАХ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Бог смерти; подобен Шиве, разрушителе. В позднейшей египетской мифологии - бог солнца. Это трон или местонахождение Солнца и его …
  • ПТАХ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах …
  • ПТАХ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пта) в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный …
  • ПТА
    (Ptah) — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром …
  • ПТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ptah) ? первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром …
  • ПТАХ в Словаре Кольера:
    бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в …
  • ПТАХ
    бог, …
  • ПТА в словаре Синонимов русского языка:
    апис, бог, …
  • ПТАХ в Словаре Даля:
    муж. птаха, пташка или пташечка жен. пташенок муж. (птенец), потка, поточка жен. птух муж. -ха жен. , сиб. , твер. …
  • ПТАХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Пта) , в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как …
  • ПТА-РА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Один из 49 мистических (оккультных) …
  • ХЕТ КА ПТАХ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    см. …
  • БОГ
    сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным …
  • АГНИ ЙОГА ИЛИ ЖИВАЯ ЭТИКА, УЧЕНИЕ ЖИЗНИ в Новейшем философском словаре:
    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • БАСТ в Словаре Мир богов и духов:
    (Бастет) - в египетской мифологи богиня радости и веселья. Ее сященным животным была кошка, а саму Баст изображали в виде …
  • СОКАРИС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Бог огня; солнечное божество с многими формами. Он есть Птах-Сокарис, когда этот символ - чисто космический, и "Птах-Сокарис-Озирис", когда …
  • СКАРАБЕЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    - В Египте - символ воскресения, также перевоплощение; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла ее, …
  • ПАШТ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Египет.) Богиня с головой кошки, Луна, называемая также Секет. Ее статуи и изображения в большом количестве представлены в Британском музее. …
  • ОЗИРИС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он …
  • ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре.
  • ТАТЕНЕН в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог земли. Хтонич, антропоморфное божество. Центр культа Татенен - город Мемфис. Татенен - демиург, сотворивший из первобытного …
  • СОКАР в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог плодородия и покровитель мертвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет Сокара - "из Расетау". то есть …
  • МЕМФИС в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    (др. егип. Меннефер, Хет Ка Птах) одна из величайших столиц Египта, процветавшая на протяжении нескольких тысячелетий; центр города располагался неподалеку …
  • АНДРОГИНЫ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    во многих мифах прабоги появляются как двуполые существа, они зачинают и рожают. Андрогиния — это символ для абсолютизации творца, который …
  • АМУЛЕТ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    Маленькие подвешенные украшения на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из «Книги …
  • ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО СОВЕТСКОГО СОЮЗА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    агентство Советского Союза (ТАСС) при Совете Министров СССР, центральный информационный орган СССР. Собирает официальную и другую союзную, а также международную …
  • ПЕТРОГРАДСКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    телеграфное агентство (ПТА), название русского телеграфного агентства с 1914 (до этого - Санкт-Петербургское телеграфное агентство, основано в 1904). Снабжало печать …
  • ЕГИПЕТ (ДРЕВНИЙ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. …
  • БОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о …
  • ШАБАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ???????; первоначальное имя - Нофрука-Ра) - первый фараон 25-й эфиопской династии (VIII-VII вв.), сын эфиопского царя Кашты и фиванской …
  • ТЕРОТЕИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (поклонение животным, зоолатрия) — некогда универсальная форма религиозного мышления, сохранившаяся до настоящего времени у всех диких и варварских племен и …
  • МЕМФИС, ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    греческая транскрипция (??????) древнеегипетского Мен-нофр = "прекрасная гавань" (возможны и другие переводы). Основание этой древней столицы приписывается первому смертному фараону …
  • МЕМФИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - греческая транскрипция (MemjiV) древнеегипетского Мен-нофр = "прекрасная гавань" (возможны и другие переводы). Основание этой древней столицы приписывается первому смертному …

Божество земли и плодородия. Почитание Птаха возникло в городе Мемфисе, но затем распространилось по всему Египту и сопредельным странам. В поздних сказаниях Птах выступает творцом всего существующего: Вселенной, богов и людей. Он почитался в древности также как покровитель ремесел, искусств, бог справедливости и истины; изображался в виде человека с посохом. Он был подобно мумии одет в узкое платье, с неукрашенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра уас.

Ему приписывали изобретение этого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Птах считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Птах был ближе как "ваятель земли", который подобно хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Птах воспринял также сущность Осириса. Его супругой была богиня войны Сахмет.

Образ этого бога в человеческой форме, смысл, сопряженный с ним, во многом остаются загадочными. Птах представал в виде мужчины с короной в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке. Он относится к числу наиболее древних богов египтян. Был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысяч лет назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал столицей единого государства.
Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Древнейшие представления о Птахе описаны в «Мемфисском теологическом трактате» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н.э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2600 г. до н.э. В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума - вселенского света. Девятка первобогов Атума возникла из его семени и руки, а Девятка богов Птаха- это зубы и губы в его устах,

которые произносят названия всех вещей. Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что рождено сердцем.
Этот миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиопольскую, в которой первенствует Атум-Ра, и мемфисскую. И если Атум творит весь материальный мир, то Птах в первую очередь духовный.
В начале было Слово Бога. Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.
Далее говорится о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик».
В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком девятки первобогов.
Мы и сейчас признаем то, что египтяне приняли сердцем пять тысяч лет назад. В божественном слове заключена вся сила Вселенной и все ее творчество. Создание мира представлено как творение словом.
В «Мемфисском теологическом трактате», рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и сознание. Именно сознательная сила божественного Слова является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в весь Космос и в наш маленький мир людей.
Интересно, что в гимне богу Нила Хепри Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга.
Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, иногда и других богинь. Перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание. А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия. Птах олицетворяет одновременно и неведомое и открытое. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые космогонические определения, которые они давали Птаху:
«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».
«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».
«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».
«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».
«Бог есть жизнь, и лишь через него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».
Если глубинно созерцать подобные тексты, то мы однозначно примем утверждение о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен его, лишь в малой части открытого людям.