Что такое знание определение по обществознанию. Что такое знание? Знание и системный подход

  • Дата: 01.02.2024

Результатом процесса познания являются знания. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаковых системах. Знание, с одной стороны, представляет собой отражение действительности в сознании человека в виде идеальных образов - представлений, понятий, теорий, а с другой – является основой для социальной практики.

Элементарные представления о мире, обусловленные биологическими закономерностями, присущи и высшим животным, для которых они являются необходимым фактором формирования их поведения. Человеческое знание носит принципиально иной характер, оно социально по своей природе.

Знания могут выступать в различных формах.

Исторически первыми его формами было знание мифологическое ирелигиозное , которые отражали мир в эмоционально-образной форме.

Обыденное знание основано на жизненном опыте. Оно является ориентиром повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с окружающим миром и выступает в качестве основы всех остальных форм знания. Обыденное знание выражается в повседневной речи людей.

Научное знание отличается объективностью, достоверностью, обоснованностью и системностью. Научное знание выражается в системе понятий (терминов) той или иной науки и включаются в состав научных теорий.

Философское знание основано на теоретических построениях, его отличительными чертами являются обобщенность, логичность, наличие альтернативных точек зрения. Философское знание выражается в системе философских категорий.

Художественное знание характеризуется эмоционально-образным отображением действительности, оно направлено на удовлетворение эстетических потребностей людей. Художественное знание отражает способность человека к образному мышлению и творческому воображению; оно выражается в художественных образах и наиболее ярко проявляется в искусстве.

3. Структура познания. Субъект и объект познания.

Познание как форма активного отношения человека к миру представляет собой сложное, структурно организованное явление. Основные структурные элементы познания:

Объект познания (что познается?);

Субъект познания (кто познает?);

Механизм, средства познания (как происходит процесс познания?);

Цель познания (зачем познаем?).

Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности этих составляющих необходимо для определения сущности познавательного процесса.

В основе познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект.Объект познания – это та часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания – это парные категории, диалектически взаимосвязанные между собой. Познавательная деятельность и ее результат представляют собой единство объективного и субъективного: познание объективно по своему содержанию, т.к. отражает процессы и явления, существующие независимо от человеческого мышления, и субъективно по своей форме, т.к. его носителем является только человек, т.е. субъект.

В разных философских учениях субъект и объект познания понимаются по-разному. В объективном идеализме признается существование мышления вне человека и до человека; субъектом познания здесь признается высшее объективное духовное начало, творящее и познающее действительность, а познавательная деятельность человека подчинена этому подлинному субъекту. Например, в учении Гегеляабсолютная идея оказывается и субъектом, и объектом познания (…).В субъективном идеализме сознание человека рассматривается как единственная реальность, выступает субъектом и объектом мышления и познания, т.е. является субъектом самого себя.В механистическом материализме XVII–XVIIIвв. (Дж. Локк, Т.Гоббс) объект рассматривался как нечто существующее независимо от субъекта, а субъект – как отдельный человек, обладающий способностью созерцания и мышления и пассивно воспринимающий объект.

В диалектическом материализме познание рассматривается как общественное явление. Знание не является результатом деятельности отдельного человека, изолированного от общества, оно невозможно без опоры на знания, накопленные в общественном опыте и вне общественной практики.Гносеологический субъект имеет социальную природу, это человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры общества. История науки приводит примеры гениальных ученых и их учений, но они в своих научных построениях опирались на опыт и знания многих предшествующих поколений. Поэтому в гносеологии субъект рассматривается в безличной форме – это человек не как отдельно взятый индивид, а как обобществленное человечество, как общество в целом. Гносеологию интересуют не личностные характеристики ученого, а содержание знания, его отношение к действительности, процесс его развития.

в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. По мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. Сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

ЗНАНИЕ

англ. knowledge).

1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии 3. - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой.

Еще в античной философии одной из центральных была проблема отношения 3. и мнения, истины и заблуждения. Уже тогда выяснилось, что мнения и теоретические конструкты, применяемые разными натурфилософами при описании одного и того же явления, могут сильно различаться.

В XIX-XX вв. была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в 3. - позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются "теоретически нагруженными".

3. об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ м. б. не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. В науковедении популярна позиция Т. Куна, анализировавшего состояние науки (как системы рационального 3.) с помощью понятия парадигмы (фиксирующего принятые сообществом правила формирования 3., норм и критериев). При этом в каждый конкретный момент может существовать несколько принципиально различных парадигм, поддерживаемых разными сообществами.

3. обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию (паразнанию), способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям 3.

2. В более широком смысле 3. отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. Иногда элементарные 3., обусловленные биологическими закономерностями, приписывают и животным, у которых они служат способом адаптации к меняющимся условиям. С позиций современного системного подхода, порождение и функционирование систем (в частности, человека и человеко-машинных систем), использующих 3., во многом успешно описывается схемами, сходными с используемыми при описании биологических систем (схема афферентного синтеза и ее обобщения).

Процессы получения, обоснования, проверки и распространения 3. изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией. 3. классифицируют самым разным образом. Иногда их разделяют на эмпирические и теоретические, на явные и неявные, на декларативные, процедурные, эпистемические. М. Полани ввел понятие о личностных 3. (тесно граничащих с неявными 3. и умениями), трансляция которых в знаковой форме затруднена. С ним же граничит понятие непосредственное 3. (интуиция), обозначающее 3., получаемое путем прямого усмотрения, без рационального обоснования с помощью доказательства. В философии отдельно выделяют спекулятивное 3. - тип теоретического 3., которое выводится без обращения к внешнему опыту, при помощи рефлексии. (Б. Н. Еникеев.)

Добавление ред.: 3. нередко смешивают с опытом, с пониманием, с информацией, отражением. Наряду с этим сплошь и рядом смешивается подлинное понимание, эрудированность и информированность. В обыденном сознании грани между ними размываются, как и грани между 3. и информацией. Тем не менее такие грани существуют. 3. всегда чье-то, кому-то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация - это ничейная территория, она безлична, ее можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. К этой разнице чувствителен язык. Есть жажда 3. и есть информационный голод. 3. впитываются, в них впиваются, а информация жуется или глотается (ср. "глотатели пустот, читатели газет"). Жажда 3., видимо, имеет духовную природу: "духовной жаждою томим". Однако и одной, и др. жажде испокон века противостоят "суета сует и томление духа".

Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдер (1998) считают 3. первичным понятием. Не определяя 3., они привели 4 метафоры 3., имеющиеся в культуре. Античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления. Более поздняя метафора сосуда, который наполняется либо внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях. В 2 первых метафорах 3. неотличимо от информации, соответственно, главное средство учения - память, которая идентифицируется с опытом и 3. След. метафора родовспоможения - метафора Сократа: у человека есть 3., которое он не может осознать сам и ему нужен помощник, наставник. Последний майевтическими методами помогает родить это 3. Наконец, евангельская метафора выращивания зерна: 3. вырастает в сознании человека, как зерно в почве, т. е. 3. не детерминируется лишь внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской - оно подразумевается. В последних метафорах познающий выступает не как "приемник", а как источник собственного 3., как минимум - в качестве "преемника" др. 3.

В 2 последних метафорах речь идет о событии знания или его событийности. А. М. Пятигорский (1996) различает "событие 3.", "3. о событии" и "3. о событии 3.". Средний член - 3. о событии - ближе к информации, а 1-й и 3-й - это 3. в подлинном смысле слова, т. е. 3. как событие, от которого один шаг до сознания. Событийное знание и сознание субъективны, осмысленны, аффективны. Эти свойства 3. и сознания делают их живыми образованиями или функциональными органами индивида.

Каковы бы ни были источники и происхождение, 3. о мире, о человеке, о себе имеется у каждого, и оно существенно отличается от научного 3. даже тогда, когда принадлежит ученому. Это 3. живого о живом, т. е. живое 3. См. Знание живое, Человекознание. (В. П. Зинченко.)

ЗНАНИЕ

1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура. 2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или приобретенными в соо-ственном опыте. Этот термин используется в обоих этих значениях с явной импликацией, что знание является "глубоким" или "прочным" и что это более чем просто набор предрасположенностей к определенным реакциям или совокупность условных реакций. Употребление этого термин, на первый взгляд, означает отрицание применимости бихевиористской модели к человеческому мышлению. В философских и когнитивных психологических подходах к эпистемологии и когнитивистике обычно различаются различные формы знания; о наиболее часто упоминаемых см. следующие словарные статьи. Обратите внимание, что память часто употребляется как фактический синоним знания. Такие составные термины, как "эпизодическое знание" и "декларативное знание", будут использоваться взаимозаменяемо с терминами "эпизодическая память", "декларативная память". Более подробно и о других составных терминах, не приведенных здесь, см. память и следующие статьи.

Когда мы были еще детьми, нам часто приходилось слышать фразу родителей: «Иди в школу за знаниями»! Еще тогда, будучи малолетними, мы не понимали, что такое знание и для чего же оно нам нужны. Мы думали, что знания, в большей степени, нужны родителям, а не нам самим. Идя дальше по жизненному пути, мы выросли с чувством, что знания необходимы. И они нам действительно помогают, хотя на самом деле мы очень редко задумываемся, что за знания мы имеем.

Знание невозможно ограничить. Познание и знание существует за горизонтом любой науки. Но у каждой конкретной науки есть знание. Мудрая философия, жаждущая религия, амбициозная политика, загадочная мифология… все они заключают в себе знание Также есть знания, в основе которых есть понятия, символика, художество, образы.

Исторически принято считать, что в истоках знания у человека было игровое познание окружающего мира. Это знание строилось на понятии правил и поставленных целей, и оно помогало приподнимать завесу прекрасного, как бы возвыситься человеку над бытием, не думать о собственной наживе, чествовать себя и вести себя как нового человека, имеющего, что-то, что нельзя осязать, но это «что-то» давало больше людям, чем материальные ценности. Это помогло психологически вырасти, помогло стать более восприимчивым к понятиям «прекрасного» и «ужасного». Это раскрыло границы взаимоотношений наших предков. Еще в то время знания подразделили на: вненаучное (повседневное), научное, обыденно-практическое (имеется обычный человеческий здравый смысл), религиозное (не зависимо от вероисповедания), интуитивное (присущее всем народам, всему человеческому роду вцелом).

Знание и его формулировка

Исследуя словари можно найти несколько формулировок этого термина.

  • Знания - это сформулированная информация, на которую опираются или пользуются в процессе нахождения ответа на задачу.
  • Знания - это определенность предметной области (связи, принципы, закономерности), которые получаются в итоге практики и профессионального(качественного) опыта, они позволяют знатокам своего дела ставить задачи и решать их в определенной стезе.
  • Знания - это качественно скомпонованные материалы, или данные о материалах, или метаданные.
  • Знание (предметная область) - это описание чего либо, окружение объектов, нужных фактов, событий, а также взаимоотношений между ними.
  • Знания (искусственный интеллект) - это групповые взаимоотношения чего-либо, показанные посредством качественного определения объекта. Научные работы в отрасли баз данных дают качественный доступ к огромному количеству наименований типов объекта.

Что такое знание? Знание, утверждают мудрецы - это организованное и понятое, то, что помогает нам не делать ошибок, то, что делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Но стоит отметить, что знания понимаются субъективно. Это означает, что Вы, как читатель поймете информацию, приходящую извне, по-своему, и примените ее позже по-своему. Из этого правила вытекает такое выражение: «Знание не так важны, как интерес, именно интерес заставляет человека получить истинные знания». Но даже как бы ни применяли свои знания, мы должны их максимально адаптировать к своей жизни.

Вот человек повзрослел и тогда приходит вопрос: «Что дают знания?». Ответ очень прост. Знания преображают, ветхие знания просят обновления. Реалии современной жизни просят последних открытий. Наилучшим открытием любого человека станет познание самого себя. Знание может освободить человека от вериг невежественной жизни, дать понимание того, что действительно происходит в современном мире и того, что происходило еще до его рождения. Знание делает из человека, как живого существа, того кого нам приятно слушать, произведения которого мы читаем, делает из нас человека разумного. Только приобретая знания, мы задумываемся над истоками мироздания, ищем ответы на, казалось бы, безответные вопросы. И находим эти ответы! Сколько всего человек уже узнал! Мы научились летать, научились предугадывать стихии, открыли пенициллин! И этого не было бы, если бы человек не развивался и не приобретал знания. Знания катализирует самого человека, делая его более мудрым и приспособленным к жизни и разным обстоятельствам.

Что такое научное знание

Научные знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Научные знания делятся на:

  • эмпирические (полученные в последствии опыта самого человека, в результате его наблюдений)
  • Теоретические (эти знания получены только в результате анализа любых, возможно абстрактных моделей).

Научные знания в том или ином случае всегда должны опираться на эмпирическую или теоретическую платформу.

Знания теоретические – это все то, что показывает нам, как происходят определенные процессы в жизни. Эти знания люди используют как прогноз для поведения объектов.

А для чего же нам нужны знания в нашей, казалось бы, рутинной повседневной жизни? Вроде бы, все прекрасное открыто, все звезды посчитаны, все открытия сделаны. Но это не так - всегда есть лазейка, где мы можем что-то определить сами. Примером может служить такая яркая личность как Билл Гейтс. Он открыл нам безграничные возможности использования персонального компьютера! И мы современники этих открытий. Мы тоже можем, что-то привнести, мы можем что-то изменить. Мы должны только желать этого!

Мы с Вами разобрались, в чем все-таки состоит суть знания. Отлично! А что же такое знания ?

Правильно ли мы понимаем это слово? Зависит ли глубокое осознание этого понятия на наши достижения в жизни?

Английский философ Фрэнсис Бэкон определил знания так: «Знания – это сила!» . Согласен с ним на 100%. Это самое лучшее и подходящее определение слову «знания». Именно, такое понимание должно сформироваться в наших головах.

Почему это так важно? Сегодня ведь любую информацию можно найти в интернете!

Да, можно! Но сама информация – это НЕ знания, а всего лишь информация! И, если это бы все это понимали, то, наверняка, не стали прожигать драгоценное время впустую! Какое такое драгоценное время? Влад, ты о чем? Сейчас, господа, сейчас все объясню:)

Сегодня, в эру постоянного и глобального потока информации, каждая минута нашей жизни – ценное время. Одна минута потерянного времени может вылиться в бесполезные часы работы. Одно мгновение может определить наши успехи и неудачи. Время – один из главных ресурсов нашей жизни. В чем же тут взаимосвязь? А взаимосвязь между знаниями и временем прямая.

<Чем больше ты имеешь знаний, тем меньше времени потребуется для достижения целей!>

Все мы стремимся добиться чего-то в жизни. Кто-то хочет стать успешным бизнесменом, кто-то учителем, кто-то врачём, а кто-то инженером. И всем нам необходимы знания! Знания нужны везде и всегда! Знания определяют степень нашей «продвинутости» и успеха.

Так что же такое знание?

Знания – это четко понимаемая информация + опыт + мировоззрение, составляющее единое целое!

Знания – это самый мощный актив каждого человека! А теперь задайте себе такой вопрос: Насколько этот актив развит у Вас? Как часто Вы его укрепляете?

Каждый день мы должны совершенствоваться , становиться лучше, сильнее, умнее и конкурентоспособнее. Каждый Божий день мы должны что-то узнавать и обязательно анализировать, потому что без анализа нет критического мышления, которое определяет нашу личность. Именно, критическое мышление вызывает авторитет к человеку. Кому мы будем интересны, если со всеми будем соглашаться? И что нам позволит не соглашаться со всеми подряд? Правильно! Наше мировоззрение, информация и опыт, которые и есть знания!

Вспомните, как Вы сидели за партой, а учитель что-то рассказывал всему классу. Все ли получали при этом одинаковые знания? Все ли учились на одни и те же оценки? Нет! Потому что у всех было разное мировоззрение, разный опыт, а главное разное понимание информации. Чем сильнее эти 3 составляющие у Вас прокачены, тем качественнее будут знания. Чем больше знаний в Вашей голове, тем легче принимать и накапливать . Это факт!

В современных условиях очень важно принимать решение как можно быстрее, чтобы иметь преимущество среди своих конкурентов. А конкуренты есть у всех и всегда, если Вы конечно не Робинзон Крузо:)

Кто владеет информацией, владеет миром! Слышали это выражение? Конечно, слышали. Каждый раз, когда перед нами возникает новая задача или вопрос, мозг начинает сканировать имеющиеся знания, чтобы выдать правильный ответ. Задача каждого человека создать собственную качественную базу знаний, чтобы сканирование прошло успешно! Когда нужно что-то найти и есть под рукой интернет, мы обращаемся к поисковику, который за доли секунды выдает ответы. Тоже самое происходит и в нашем мозге. Создайте в своей голове мини-интернет!

Знания – это наша оружие и мощь, которое позволяет в жизни чего-то достичь.

Посмотрите на успешных людей. Найдете ли вы среди них хотя бы одного глупца, имеющего низкий коэффициент знаний? Ну, разве что боксеры:) Ладно, приколы в сторону.

Цель этой статьи заключается в том, чтобы каждый осознал, что знания – это самое ценное достояние человека, которое добывается только усердным и личным трудом! Желаю всем находится в постоянном поиске новых и полезных знаний.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Знание
ЗНАНИЕ - результат познавательной деятельности человека. выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов. Знания могут быть эмпирическими, недостаточно обобщенными и теоретическими, отражающими закономерные связи и отношения, существующие в действительности. Знания подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формально усвоенные. Я. А, Пономарев выделяет три типа знаний: 1) созерцательно-объяснительные; 2) эмпирические; 3) действенно-преобразующие. Всегда оправдывает себя правило: знания освобождают от многих ошибок. Именно глубокие, разносторонние и в то же время конкретные 3. необходимы для развития личности, ее жизнестойкости, увеличения пользы, которую она приносит обществу. Большая роль в приобретении, закреплении и расширении знаний принадлежит самообразованию, самостоятельной работе. Овладение системой знаний, отвечающих будущей специальности - необходимая предпосылка достижения успеха в профессиональной деятельности

Список случайных тегов:
,
Личность - Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
,
Антропоморфизм - Антропоморфизм (от греч, anthropos – человек и morphe – вид, образ) — стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.
,
Психопатия - ПСИХОПАТИЯ (от греч. душа и страдание, болезнь) - патологическая форма психической деятельности и поведения, которая проявляется в беспочвенном гневе, отчаянии, сомнениях, неуверенности, в склонности как-либо обратить на себя внимание, в плаксивости и др. Развитию психопатии могут способствовать перенесенные врожденная или приобретенная в раннем детстве неполноценность центральной нервной системы, крайне неблагоприятные жизненные обстоятельства и социальные воздействия. Особенно большое значение имеют дефекты воспитания. Выделяют следующие виды психопатии: астенический (характеризуется повышенной раздражительностью и быстрой истощаемостью); возбудимый (характеризующийся неадекватностью эмоциональных реакций, склонностью к бурным вспышкам гнева); истерический (характеризуется повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью); параноидальный (характеризуется повышенной подозрительностью, недоверчивостью, высокой самооценкой, склонностью к сверхценным идеям).