Что такое дхарма. Дхарма – вечный путь живого существа. Что это такое? Бог дхармы

  • Дата: 01.02.2024

В переводе с санскрита слово «дхарма» означает «предназначение», «жизненный замысел». Закон Дхармы утверждает, что мы получаем проявление в физическом теле для того, чтобы реализовать этот замысел. Поле чистой потенциальности Божественно по своей сущности, и Божественное принимает человеческий облик для осуществления своего замысла. Согласно этому закону, вы обладаете уникальным талантом и уникальным способом его выражения.

Существует что-то такое, что вы умеете делать лучше, чем любой другой в этом мире, — и у каждого уникального таланта и уникального выражения этого таланта есть также свои уникальные потребности. Когда эти потребности сочетаются с творческим выражением вашего таланта, это служит искрой, которая создает изобилие. Выражение ваших талантов в удовлетворении потребностей создает неограниченное богатство и изобилие.

Если бы вы могли опять стать ребенком и начать свою жизнь сначала с этими представлениями, вы увидели бы, какое влияние они оказывают на вашу жизнь.

Я реально проделываю это со своими детьми. Я снова и снова напоминаю им, что существует причина, почему они здесь, и они должны раскрыть для себя эту причину. Они слышат это с четырехлетнего возраста. Примерно в этом же возрасте я научил их медитировать, и я сказал им:

«Я не хочу, чтобы вы когда-либо беспокоились о том, как строить свою жизнь. Если вы, когда вырастете, не сможете построить свою жизнь, я буду вас содержать, так что не беспокойтесь об этом. Я не хочу, чтобы вы сосредоточивались на успехах в школе. Я не хочу, чтобы вы сосредоточивались на получении лучших оценок или поступлении в лучшие колледжи. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на вопросе о том, как вы можете служить человечеству, и спросили себя, в чем заключаются ваши уникальные таланты. Потому что каждый из вас обладает уникальным талантом, которого нет ни у кого другого, и особым способом выражения этого таланта, которым не обладает никто другой».

В результате они посещали наилучшие школы, получали наилучшие оценки, и, даже учась в колледже, они отличались от всех остальных тем, что были финансово независимы, потому что они сосредоточились на том, что они находятся здесь, чтобы давать. Это и есть Закон Дхармы.

Закон Дхармы включает три составляющих

Первая утверждает, что каждый из нас находится здесь для того, чтобы открыть свое истинное Я, самому убедиться в том, что наше истинное Я духовно, что по существу мы — духовные существа, проявленные в физическом облике. Мы не есть человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт, — все как раз наоборот: мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.

Каждый из нас находится здесь для того, чтобы открыть свое высшее, или духовное Я. Это первое выражение Закона Дхармы. Мы должны открыть для себя, что внутри каждого из нас живет в эмбриональном состоянии бог или богиня, которые хотят родиться, чтобы выразить нашу божественную сущность.

Вторая составляющая Закона Дхармы — выражение наших уникальных талантов.

Закон Дхармы утверждает, что каждое человеческое существо обладает уникальным талантом. Вы обладаете талантом, уникальным в своем выражении, уникальным настолько, что на этой планете не существует другого человека с таким же талантом или таким же выражением этого таланта. Это означает, что существует единственная вещь и единственный способ делать ее лучше, с чем вы справитесь лучше любого живущего на этой планете. Когда вы делаете эту единственную вещь, вы теряете представление о времени. Когда вы выражаете этот уникальный талант, которым вы обладаете, — и нередко больше, чем один уникальный талант, — выражение этого таланта погружает вас в лишенное временных границ осознание.

Третья составляющая Закона Дхармы — это служение человечеству.

Это значит служить своим собратьям, постоянно задавая себе вопросы: «Чем я могу быть полезен? Как я могу помочь всем тем, с кем мне приходится соприкасаться?» Когда вы сочетаете способность выражать свой уникальный талант со служением человечеству, вы полностью используете Закон Дхармы.

И если учесть опыт вашей собственной духовности, поле чистой потенциальности, вы не можете не получить доступа к полному изобилию, потому что это реальный путь достижения изобилия.

Это не временное изобилие. Оно постоянно благодаря вашему уникальному таланту, вашему способу его выражения и вашему служению и посвящению себя своим собратьям, к которому вы пришли, задавая себе вопрос «Чем я могу быть полезен?» вместо вопроса «Что это мне даст?».

Вопрос «Что это мне даст?» относится к внут-реннему диалогу, который ведет эго. Вопрос «Чем я могу быть полезен?» — это внутренний диалог духа. Дух — это та область вашего осозна-ния, где вы ощущаете свою универсальность.

Посредством простого смещения своего внутреннего диалога с вопроса «Что это даст мне?» к вопросу «Чем я могу быть полезен?» вы автоматически выходите за пределы эго и попадаете в область духа.

Лучше всего входить в область духа во время медитации — простое смещение внутреннего диалога к вопросу «Чем я могу быть полезен?» откроет вам доступ к духу, к той области вашего осознания, где вы ощущаете свою универсальность.

Если вы хотите максимально использовать Закон Дхармы, вам необходимо взять на себя несколько обязательств.

Первое обязательство:

С помощью духовной практики я буду искать свое высшее Я, которое находится за пределами моего эго.

Второе обязательство:

Я открою свои уникальные таланты и, обнаружив их, я буду испытывать наслаждение, потому что процесс наслаждения начинается тогда, когда я вхожу в бесконечное осознание. То есть когда я нахожусь в состоянии блаженства.

Третье обязательство:

Я задам себе вопрос, как наилучшим образом служить человечеству. Получив ответ на этот вопрос, я буду применять его на практике. Я буду использовать свои уникальные таланты для того, чтобы служить своим собратьям, — я буду согласовывать свои желания с их потребностями, чтобы помогать и служить другим людям.

Сядьте и напишите все возможные ответы на следующие два вопроса:

Если бы деньги вас больше не беспокоили И вам бы принадлежало все время и все деньги всего мира, что бы вы делали?

Если бы вы продолжали делать то, что делаете сейчас, значит, вы в Дхарме, потому что вы испытываете страсть к тому, что делаете, — вы выражаете свой уникальный талант.

А потом ответьте на вопрос:

Как я мог бы лучше всего служить человечеству?

Ответив на этот вопрос, воспользуйтесь своим ответом на практике.

Откройте свою Божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.

Когда ваше творческое выражение соответствует нуждам ваших собратьев, богатство спонтанно из непроявленного становится проявленным, из царства духа переходит в мир форм. Вы начинаете воспринимать свою жизнь как чудесное выражение Божественного — не от случая к случаю, а всегда. И вы узнаете истинную радость и истинный смысл успеха — экстаз и торжество вашего духа.

Применение Закона «Дхармы», или Предназначения

Я хочу заставить работать Закон Дхармы, взяв на себя обязательство предпринять следующие шаги:

  1. С сегодняшнего дня я буду любовно питать бога (или богиню), живущего в эмбриональном состоянии в глубине моей души. Я буду направлять внимание на дух внутри меня, который оживляет мое тело и мой разум. Я осознаю это глубокое спокойствие в моем сердце. Я буду вносить сознание бесконечного, вечного Бытия в ограниченный временем
  2. Я составлю перечень своих уникальных талантов. Потом я составлю список всего того, что я люблю делать и в чем выражаются мои уникальные таланты. Когда я выражаю свой уникальный талант и использую его для служения человечеству, я теряю представление о времени и создаю изобилие в своей жизни, а также жизни других людей.
  3. Я ежедневно буду задавать себе два вопроса: «Как я могу служить?» и «Чем я могу быть полезен?». Ответы на эти вопросы дадут мне возможность помогать и служить с любовью всем людям.
Дхарма – вечный путь живого существа. Что это такое?

Дхарма – вечный путь живого существа. Что это такое?

Дхарма и её значение

Дхарма является ключевым понятием в . На это понятие опирается построение не только образа действия самого человека, но и всего общества в целом, так как из понятия дхармы проистекают различные варны, каждая из которых исполняет свой долг. Образ действия правильного пути и построения общества соотносится с дхармой, которая является столпом гармонии внутри человека и общества.

Дхарма означает:

  • деятельность
  • долг
  • предназначение
  • религия
  • правило

Совокупность этих значений, отображает дхарму как , который присущ каждому человеку, и как обозначение , который проявляется в индивидуальном предназначении. Объединяя эти два понятия, становится понятно, что дхарма – это обозначение правильного образа жизни и жизненного пути для человека, следуя которому человек может достичь и счастья, и совершенства и всех своих самых главных целей.

Дхарма подобна правильной дороге для человека и для того, чтобы следовать ей – важно понимать все её аспекты, а не только общее обозначение. Одна сторона дхармы заключается в естественном следовании своей природа, другая заключается в следовании общих морально-нравственных правил.

Дхарма – правило и закон

В первую очередь, дхарма – это морально-нравственный закон , из которого и проистекает понятие “правильно ” и “неправильно “. Согласно дхарме человек должен жить в соответствии со своей природой, не совершать грехов и быть праведным. Следуя пути дхармы человек становится праведным и получает возможность обрести духовное благо тем самым духовно эволюционируя.

Следование дхармы дает человеку счастливую и удачную судьбу, хорошую карму, а также избавление от последствий прошлых порочных поступков. Очищая сознание человека, дхарма дарует благо не только в материальном мире, но и давая человеку возможность изучать духовные знания.

Помощь дхармы в духовных знаниях дает путем:

  • понимания этих знаний
  • встречи с духовным учителем
  • стремлению постичь духовные знания
  • способности отказаться от чувственных удовольствий

Таким образом, человек естественным образом может постичь духовные знания, если честно придерживается правилам дхармы. Общими правилами дхармы являются:

  • Ахимса – отказ от причинения страданий другим живым существам.
  • Сатья – честность, отказ от лжи.
  • Астея – неприсвоение чужого: как имущества, так и занятия.
  • Апариграха – нестяжательство, отказ от привязанностей.
  • Брахмачарья – воздержанность, отказ от потакания желаниям.
  • Шауча – чистота тела, ума и разума.
  • Сантоша – удовлетворенность: судьбой, имуществом, положением.
  • Тапасья – аскетизм, дисциплина, способность жертвовать собой.
  • Свадхьяя – изучение духовных писаний, самопознание
  • Ишвара Пранидхана – доверие Богу, судьбе, провиденью

В общем смысле, морально-нравственные правила дхармы означают следование праведности и духовному пути, отказе от порочного и эгоистичного образа действий, а также познания себя и следованию своей природе.

Дхарма и Адхарма

Если человек отказывается от дхармы, наступает адхарма – неправедность или порочность. Адхарма возникает как следствие отказа от следованию правил, принципов и моральных норм. Для человека предписан определенный жизненный цикл, а также определенное место в обществе. Если человек нарушает цикл или занимает чужое место – наступает адхарма. В этом случае, человек духовно деградирует и приближается по уровню сознанию к существу, грех которого он воплощает.


Например, склонность к агрессивности и гневу, а также употреблению мяса сделает из человека хищника, склонность к сну – медведя, склонность к активным половым связям – обезьяну, а к перееданию – свинью. Эта деградация является следствие отказа от дхармы и стремление к пороку – адхарме. Порок порождается и неконтролируемого стремления наслаждаться, по этой причине, разумному человеку стоит особенно внимательно относиться к свои желаниям и способам их удовлетворения.

Дхарма – долг

В данном понимании, дхарма – это человека , который предопределен ещё до его рождения. Выполнение такого долга – первостепенная задача человека. Исполнение такого долга приводит человека к счастью во всех аспектах его жизни. Те, кто следует своей дхарме – достигают совершенства во всех сферах жизни, и в материальной, и в духовной.

Совершенства человек достигает от исполнения своих обязанностей. Совершенство дарует человеку возможность обрести все необходимые ему блага: изобилие, счастье, любовь, богатство и все остальное. Совершенство у всех разное: одному необходимо быть невероятно сильным и смелым, другому необходимо стать самым мудрым и так далее.

У каждого своё совершенство. И обязанности, от которых идет совершенство, тоже у всех разные. Есть определенные виды человека, которые дают ему набор обязанностей. Эти обязанности у каждого человека разные и выполняются в соответствии с временем, местом и обстоятельством.

Правители разных стран правят по разному, исполняя свои обязательства в соответствии с необходимостью. Также и любой человек должен знать что ему делать, как это делать и когда ему это делать. – это образ жизни, который должен вести человек. Понимая свои обязанности и выполняя их своевременно, человек способен выполнять их в полной мере.

Это также ряд вещей, который ему необходимо совершать: мать должна заботиться о ребенке, ухаживать за мужем, а торговец должен следить за ценами, покупать и продавать, рекламировать товар. У каждого человека существует немало дел, которые он должен выполнять. От этого происходит все разнообразие труда в человеческом обществе.

В Чайтанья-чаритамрите также говорится что обязанность любого – заботиться о благе всех живых существ богатством, разумом, речью и действием (Ади-лила. 9.42 ).

Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.

Шримад-Бхагаватам 11.17.21

Однако, конечная цель всех священных текстов сводится к высшей обязанности всех живых существ – преданному служению Верховному Господу. Говорится что Верховный Господь – обладатель всех богатств, наслаждений, счастья, знания, достоинств и прочих благ, а потому стремящиеся к получению этих материальных и духовных благ – должны стремится к служению Ему. В Индии богатые бизнесмены посвящают выходные служению в храмах: моют полы, посуду, еду разносят, чтобы получить возможность преданно послужить Господу. Дхарма – это обязанность.

Дхарма – .

Теперь конкретно о индивидуальной деятельности. Всего существует и соответствующие им виды деятельности. Об этом говорится в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-гита 18.41-44

Дхарма брахмана. Брахман – знающий.

: совершать религиозные обряды, учить людей проповедью, советами, историями и собственным примером правильной жизни. Обучать людей непосредственно – брать в ученики. Заниматься исследованиями, как научными, так и философскими. Брахманы выполняют роль преподавателей, министров, жрецов, священников, ученых, исследователей. Интеллектуальный труд. Развивать знания и смирение.

Дхарма кшатрия. Кшатрий – воин.

Дхарма кшатрия – защищать, обеспечивать всем необходимым, заботиться и править над своим народом, поддерживать брахманов и с почтением относится к их советам. Сражаться, руководить, вести за собой, возглавлять и организовывать людей, участвовать в соревнованиях и выигрывать их, совершенствовать физические способности, совершать аскезы, государственная служба. Управленческий, административный и организационный труд. Сражение и борьба.
Развивать храбрость и спокойствие.

Дхарма вайшьи. Вайшья – торговец

Дхарма вайшьи – торговать, выращивать животных, заниматься земледелием и ремеслами, заниматься благотворительностью, зарабатывать деньги и увеличивать материальным блага. Труд направленный на получение прибыли, коммерческое направление. Развивать щедрость и бескорыстие.

Дхарма шудры. Шудр – служащий

Дхарма шудры – служить другим, заниматься физическим трудом. В современном мире также заниматься творчеством и ремеслами. Развивать преданность и трудолюбие.

В большинстве, . Психофизическая природа является фиксированной с рождения. Можно, конечно, привить человеку какую-то любовь к знаниям, интерес. Но он не сравниться с врожденным талантом проводить часы, с самого детства, за книгами и исследовать все. Да и привитая любовь, не может быть такой сильной как естественные склонности.

Если их подавлять или пытаться “переучить” ребенка, тогда можно очень сильно испортить судьбу человеку. Есть мастера которые занимаясь любимым ремеслом получают большие деньги, самоучки. Просто на энтузиазме развили в себе такие способности и стали экспертами именно от врожденного таланта.

Дхарма – уклад жизни.

Согласно ведическим знания, которые мы сейчас рассматриваем, затрагивая тему Дхармы, существует 4 уклада жизни.

Брахмачарья – ученик

Брахмачарьи – молодые ученики. Они учатся в специальных образовательных учреждениях – гуркулах, где в них вкладывают не только знание, но и делают большой упор на развитии нравственности, талантов, способностей и достоинств. Брахмачарьи воздерживаются от половых связей, служат учителю и получают знания.

Обучение было бесплатным и длилось по разному – от 10 до 20 лет. Однако по окончанию обучения следовало отдать гуру крупное пожертвование – какое семья ученика могла себе позволить. Самый младший возраст для принятия в гуркулу 5-7 лет, в 25 лет, максимум, обучение заканчивается и ученик должен решить – остаться на правах ученика-монаха или начать грихастху – семейную жизнь.

Грихастха – глава семейства

Грихастха – семейная жизнь. После обучения ученик решивший начать семейную жизнь возвращается домой, где ему подбирают подходящую невесту. После пышных церемоний свадьбы, молодой семьянин начинает семейную жизнь и заработок денег, в соответствии с прирожденной природой – торговцы начинали торговать, заниматься ремеслами, воины поступали в армию или на государственную службу, священники начинали исполнять обязанности жрецов или учителей.

Воспитывать детей, заниматься благотворительностью и экономической деятельностью, посещать святые места, культивировать в себе чистое сознание – вот обязанности грихастхи. Грихастха продолжается около 30-40 лет. По достижению 45-60 лет глава семейства уходил в отреченный образ жизни. Мать передавалась под опеку старшего сына, который становился владельцем всего имущества и главой семейства.

Ванапрасха – отшельник

Ванапрасха – отреченный образ жизни. Отреченный образ жизни означает поселение в ашраме, скитания или проживание в лесу или горах. В горах или в лесу человек предавался аскезам, очищая свой разум от материальных желаний и обуздывая свой ум.

В случае проживания в лесу, человек питается кореньями и плодами, которые сами ему попадаются. Если человек скитается, он живет жизнью садху, святого, и живёт на подаяние, которое ему дают грихастхи. В случае проживания в монастыре, человек занимается преданным служением и готовится стать санньяси.

Санньяси – проповедник

Санньяси – странствующий . Санньяси становятся молодые брахмачарьи, которые пожелали остаться в гуркуле, грихастхи, разочаровавшиеся в семейной жизни и ванапрастхи. Санньяса означает что человек остаток жизни посвящает проповеди или иному служению Верховному Господу. Такой человек отказывается от имущества и с минимальным набором необходимых предметов, отправляет проповедовать и разносить знания, посвящая остаток жизни преданному служению.

Дхарма – религия.

Понятие дхарма-религия может обозначать два типа религии: карма-йогу и санатана-дхарму.

Карма-йога

Карма-йога – это религиозность направленная на достижение 4 целей жизни: кама(наслаждение), артха(благополучие), дхарма(выполнение долга) и мокшу(освобождение). С такой точки зрения религия является лишь регулирующим принципом в наслаждении и средством для достижения материальных наслаждений и изобилия.

Выполнение обрядов таких как свадьбы, погребения, вознесение молитв, жертвоприношения, похороны и так далее. Следование широкому кругу предписаний и правил, а также поклонение божествам. Все это направленно в большей степени на материальную сторону жизни – для получения чего-либо: достойных сыновей, богатства, здоровья, успеха в заработке и так далее.

Это материалистическая религия, которую мы можем наблюдать повсюду. Самая главная мысль этой религии: “Бог – всемогущ, а значит он может меня наказать или наградить, так что лучше я буду ему служить”. Это корыстное служение, хотя оно и превосходит отсутствие служения, ему далеко до чистого преданного служения.

Главным двигателем такой религии являются страх и желания. Страх наказания и желания награды. В этом случае, Бог это всего лишь очередной господин, который может очень болезненно наказать за непослушание. Такой взгляд встречается повсюду и является следствием общечеловеческого невежества, которое всё подминает под избавление от страданий и обретение наслаждений.

Санатана-дхарма

Санатана-дхармой является вечной религией, которая заключается в преданном служении Богу. Вечной религией она является потому, что субъектом служения является не человек, а душа, которая несет эту службу из жизни в жизнь. Душа является также вечной и неизменной. Тело же человека является подверженным изменению и имеет свой срок. По этой причине, все что связанно с телом человека и материальными объектами не может быть вечной религией, санатана-дхармой. Служение Богу – это взаимодействие самого Бога и души человека, духовной энергии. Обе стороны такого взаимодействия имеют вечную природу, исходя из этого и природа их взаимодействия обретает вечный, непреходящий характер.

Иначе говоря, такой вид религии не имеет отношения к временному телу человеку, но взаимодействует непосредственно с душой. Так как душа является вечной и бессмертной, то плоды такого служения также вечны и бессмертны, так как относятся непосредственно к душе.

Санатана-дхарма – это метод бхакти-йоги, преданного служения. Санатана-дхарма исключительно духовный вид деятельности, хотя и не отрицающий экономической, политической и социальной активности, но все это следует подчинить высшей цели – Кришне.

Подчинение всей деятельности Верховному Господу, полное предание и подчинение Ему, а также отказ от материи, как цели существования, является Саната-дхармой – вечной религией, религией живой души, которая служит её Создателю – Бхагавану.

Дхарма – предназначение

У каждого человека есть ряд событий, которые в его жизни должны произойти. Причинной этому могут послужить как предыдущие поступки человека, которые обозначаются как карма, которая создает определенную линию жизни человека с неотвратимыми событиями, так и необходимость совершить определенную роль, получая миссию. Причины последнему отыскать достаточно трудно в прошлом, но по ходу исполнения своего предназначения человек обретает целостное понимание всего что связано с ним.

Предназначение или миссия человека может быть очень масштабной, а может быть и совсем маленькой, хотя иногда без маленьких событий, практически не заметных в причинно-следственной связи, не произошло бы и больших. Примером предназначения может служить определенная задача в жизни человека, не выполняя которую человек чувствует острую неудовлетворенность и недовольство жизнью. С другой стороны, исполняя своё предназначение человек ощущает всю полноту жизни и теряет вкус к различным аспектам жизни, который традиционно, с точки зрения ведической философии, считаются низкими видами деятельности, которые приводят к деградации. Так у человека пропадает вкус к низшему и появляется вкус к исполнению своей дхармы, в которой он находит для себя всё необходимое для жизни.

В этом свете дхарма выступает как судьба – человек должен выполнить что-то – это его предназначение и долг. В случае отказа от долга – он ошибется, что приведет его к худшему исходу. Об этом говорит Кришна великому воину Арджуне, которому было необходимо принять сражение, но который был охвачен состраданием к своим родственникам, друзьям и наставникам, против которых придётся сражаться:

Не странно ли, что и мы сейчас замышляем тягчайший грех? Движимые желанием насладиться радостями царствования, мы готовы убить своих близких. Пусть лучше сыновья Дхритараштры с оружием в руках убьют меня на поле боя, безоружного и не сопротивляющегося.

Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.

Тогда Кришна напомнил ему о его долге воина:

Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова:

Верховный Господь сказал: О Aрджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов.

Судьба и выбор

Фраза: “Такое приведет человека не , а к бесславию ” очень много значит в контексте духовной жизни и понимания настоящего отречения и предания себя Господу. Дхарма Арджуны была в сражении, Господь наставлял его:

Воспрянь же, Aрджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве.

Судьба означает быть инструментом в руках Господа. Если инструмент отказывается работать – его считают сломанным и либо пытаются починить или выбрасывают. Если человека пытаются “починить” его ждут тяжелые жернова испытаний, до тех пор, пока он не признает свою судьбу и не примет её.

Эти жернова у каждого свои, Иисус ведь сказал “У каждого свой крест ” – это значит что у каждого своя судьба и своя тяжесть испытаний. Второй вариант, когда инструмент признают настолько нерабочим, что выкидывают. В таком случае, человек приходит к неутешительному исходу жизни в виде добровольного отречения от неё – самоубийства.

Что случается с воином, которые работает носильщиком? Помимо жизни, которая не соответствует его природе, он получает острейшее чувство неудовлетворенности, депрессии и полное разочарование в жизни, которое стремится чем-то забить. Чаще всего алкоголем. Таким путём, достойные люди, отказавшиеся от исполнения долга приходят не в рай, а к бесславию .

Дхарма-путь

Если мы все это объединим, то получим что Дхарма – это индивидуальный путь человека, который он должен пройти, чтобы понять себя, чтобы выполнить свое предназначение и для того чтобы принести пользу всему обществу. Если человек искренне хочет развиваться, он должен понимать что очищается золото только через пламя. А алмазы возникают только под давлением. Закаленная сталь ломает обычную. Трудности закаляют.

Есть много метафор, но смысл один – будет тяжело и чем сильнее стремление исполнять свою дхарму, тем больше будет успехов, но тем больше придется страдать для того чтобы достигнуть нужной консистенции, которая будет являться образом идеального себя.

Ради счастья стоит потрудиться, ведь это самый честный обмен – счастье на труд. Честнее сделки просто не существует.

(санскр. закон, основа) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность, благочестие и нравственность; в познании дхарма предстает как истина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДХАРМА

(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. п. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. неразделима с Истиной (рта, сатья). Применительно к об-ву Д. в целом охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из понятий, ´ составляющих триваргу ("троицу") - наряду с выгодой (артха) и удовлетворением чувственных желаний (кама). Индуизм часто определяется как варна-ашрама-Д., т. е. сословно-кастовая Д. и Д. стадий жизненного пути человека. Др. самоназвание индуизма - санатана-Д., т. е. вечная Д. Д. посвящена обширная санскр. лит-ра (прежде всего дхарма-шастра). Иногда выделяется нек-рое кол-во понятий, составляющих "общую Д. людей": правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др. Но осн. внимание уделяется соблюдению каждым своей "собственной Д.", зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т. п. Соответственно содержание дхарма-шастр, как правило, сводится к изложению Д. варн и ашрам - стадий жизни. В "Бхагавадгите" подчеркивается, что "наилучшее - преданность собственной дхарме". Эта "собственная Д. " стоит выше правил общечеловеческой морали. Так, для брахманов превыше всего - изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов самим и по заказу, принятие и дача даров. Д. кшатриев - защита об-ва от насилия и управление им (кстати, она включает в себя обязанности сражаться, т. е. прямо нарушать требования ахимсы). Д. вайшьев - земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиц. нормам своего коллектива: Д. кастовой, клановой, местной. В первой же стадии жизни ария его Д. - образование; затем, с началом семейной жизни, праведный заработок согласно сословию и касте, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам; к концу жизни соц. аспект Д. сворачивается. Ведийскую Д. специально изучает миманса, в вайшешике Д. определена как "причина преуспеяния и избавления"; второе впоследствии переходит к понятию мокши как добавлению к триварге. В общедуховной культуре заметно напряжение между Д. и мокшей; их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой. Изнач. источником Д. признается свящ. откровение (Веда, шрути), источником вторичным - свящ. предание (смрити, дхарма-шастра), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (и, по индийским представлениям, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Д. в принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость ее исполнения существ, зависит от мирового периода - юги). Авторитетом в области абсолютной Д. является собрание ученых брахманов, если же речь идет об особой Д. касты, рода или деревни - старейшины, руководящие соответств. общины (панчаят). Несоблюдение Д. карается наложением покаяний, изгнанием из касты или др. формами обществ, бойкота. Виновный, по индийским представлениям, заслуживает худшее перерождение по закону воздаяния (карма). И напротив, лучшее перерождение обеспечивает себе тот, кто "накапливает Д. " как некую материальную субстанцию религ. долга. Термин Д. употребляется и в ограничительном значении "устои такого-то духовно-религ. направления": Д. вишнуитов и пр. Также - самоназвание буддизма как традиции и ее содержания.
А. Вигасин ,
А. Парибок

Буддисты уделяли большое внимание классификации дхарм. В индивиде они выделяли пять групп (санскр. скандх, пали кхандх) дхарм: рупа (материальная форма), ведана (ощущение), самджня (понятие, распознавание), санскара (кармические отпечатки) и вчджняна (сознание). Другой принцип классификации-по дхату (элементам) - насчитывает 18 видов дхарм: пять органов чувств, пять чувственных объектов, манас, объект манаса, шесть видов сознания («визуальное», «слуховое», «вкусовое», «обонятельное», «осязательное» и чисто ментальное). Третья известная классификация дхарм-по аятанам (базам)- включает шесть познавательных способностей: зрение, слух и т. д. и шесть объектов - «видимое», «слышимое» и т. п. Известны и другие классификационные списки дхарм (особенно ими изобилует «Абхидхамма-питака»).

Многие буддологи толкуют концепцию дхарм как своего рода феноменологию. Однако эта «феноменология» основана не на обычном психическом опыте (если бы это было так, то любой человекдолжен был бы обладать естественной способностью воспринимать все происходящее с ним в терминах дхарм), а на особом, специально (с помощью техники медитации) выработанном навыке видеть себя и окружающее не как целостности, а как совокупности элементов (для этого и предназначались классификации дхарм). Ученые предполагают, что концепция дхарм возникла из интроспе.кции, самонаблюдения человека над его собственным сознанием. Однако одно - наблюдать смену образов и мыслей (как пейзаж за окном движущегося поезда), другое-чередование дхарм. В последнем случае мы имеем дело с теми же образами и мыслями, но только в предельно обезличенной, нейтральной и объективированной форме. Личность предстает как агрегат элементов, совместное функционирование которых управляется законом взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). Но чтобы обладать подобным видением себя и мира, нужно иметь априорную установку, лишающую ценности непосредственное содержание обычного опыта. Психика интересовала буддистов не как предмет психологии в современном научном смысле, а только как объект «спасительного» преобразования. Даже устройство «омраченного» сознания понимается только как машина «закабаления» в сенсоре и описывается в негативных терминах («препятствий»), т. е. буддистов волнует не столькото, чем психика актуально является, сколько то, чем она не должна или, напротив, должна быть в перспективе конечного освобождения - нирваны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дхарма

дхарма в словаре кроссвордиста

дхарма

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дхарма

ДХАРМА (санскр.)

    одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственносоциальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

    В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания прекращается в состоянии нирваны.

Мифологический словарь

дхарма

(др. - инд.) - «должное» - сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, сын Брахмы (или Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы), олицетворяющий понятие дхармы - закона, морального правопорядка, добродетели. Женами Д. считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо достоинство, входящее в круг понятий о дхарме (славу, счастье, веру и т. п.).

Большой юридический словарь

дхарма

термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе: артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).

Дхарма

(санскр.), слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы. В буддийской литературе словом «Д.» обозначали в первую очередь учение Будды.

Википедия

Дхарма

Дха́рма , дха́мма - одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны . В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Антонимом дхармы является адхарма . Символ дхармы - дхармачакра - центральный мотив в национальном флаге Индии.

Дхарма (значения)

Дха́рма :

  • Дхарма - понятие в индийских религиях.
  • Варнашрама-дхарма в индуизме - система деления общества на четыре сословия.
  • Дхармачакра-правартана-сутра - первая проповедь Будды.
  • DHARMA Initiative - вымышленная научная организация сериала «Остаться в живых».

Примеры употребления слова дхарма в литературе.

Мемориальная арка украшена статуей короля Трибхувана Бир Бикрам Шаха и бюстами четырех мучеников: Шукра Радж Шастри, Дхарма Бхакта, Ганга Лал и Дашарат Чанд.

В индуизме так называются четыре цели человеческой жизни: дхарма - обязанность, артха - приобретение, кама - удовольствие и мокша - освобождение.

Все три шастры -- дхарма , артха и кама -- легитим-ны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.

Индусская философия признает за дхармой известный приоритет, но отсюда не следует, что артха и кама в обязательном порядке должны подчиняться ее требованиям.

Тем не менее брахманизм выгодно отличался от доктрины Будды в одном пункте: он не считал мир отвратительным мельканием дхарм , но видел в нем проявление Божества.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Я не стану углубляться в его долгую историю, начавшуюся две с половиной тысячи лет назад в Бенаресе, когда непальский царевич Сиддхартха, или Гаутама, ставший Буддой, привел в движение колесо дхармы , провозгласив четыре благородные истины и восьмеричный путь.

Гуру Падмасамбхавы - главные тибетские ученики великого Мастера Падмасамбхавы, когда он учил Дхарме в Тибете.

Почтим учителей, почтим Три Тела Будды: Амитабху -- Беспредельный Свет, Тело Дхармы , Богов Лотоса, мирных и гневных, Тело Блаженства, Падмасамбхаву, защитника сущих, Призрачное Тело1 О сын благородной семьи, пришло твое время искать путь.

Так как природа у живых существ разная, у них разные желания, деяния и мысли, и, желая взрастить в них корни добра, Татхагата с помощью различных рассуждений, сравнений и слов по-разному проповедует Дхарму .

И что бы Татхагата ни говорил, чтобы воспитать людей, и что бы он ни произносил - является ли он в своем облике или в чужом, говорит ли от своего лица или от чужого, - все эти речи о дхарме преподаются Татхагатой как фактически истинные, и нет в них лжи, вложенной Татхагатой.

Знание дхармы нельзя почерпнуть из какого-либо отдельного труда, как бы авторитетен он ни был: шастры освещают и дополняют одна другую.

Тогда бодисаттва Викратамати сказал: Просветленный Победитель, то, что обозначается как дхарма , есть дхарма , которая не пребывает ни в чувственных объектах, ни в пространственных измерениях.

Тогда-то можно познать, Что дхарма не рождается, А появляется посредством мысли, Она такова, что невозможно взять, Дхарма всегда истинна.

С другой стороны, напомним, что слово дхарма означает также учение Будды, долг и истину.

Дхарма

Дхарма - это божественный принцип, закон существования каждого существа в мире, путь правильного развития и раскрытия Божественного в нас и в мире. Это внутренняя истина, которая направляет все в мире и в каждом существе. Она действует на всех уровнях вселенной, от действий космического порядка, времени, стихий, природы, до внутренних духовных процессов. Каждая область вселенной, каждый мир, каждое существо имеет свою дхарму, свое предназначение, закономерность своего существования. Если мы следуем Дхарме, то мы пребываем в гармонии со вселенной. А-дхарма - это дисгармония, заблуждение, противоположность Божественному ритму.

Дхарма в общем в Санатана Дхарме состоит из четырех разделов или четырех уровней:

  • Универсальная Дхарма вселенной (Рита),
  • Социальная Дхарма (варна-дхарма),
  • Человеческая Дхарма (ашрама-дхарма)
  • и личная, индивидуальная Дхарма (сва-дхарма).

Человек пребывает в полной гармонии когда все эти четыре дхармы сонастроены. Это означает, что божественный замысел проникает во все тела и аспекты. Однако вряд ли это возможно полностью сейчас, в Кали-югу, эпоху дисгармонии, упадка Дхармы, «смутное время» эгоизма и грубых материалистических ценностей.

Рита-Дхарма

Первый уровень - универсальная, вселенская Дхарма - Рита.

Рита - это космический порядок на физическом и тонком планах, закон движения времени, солнца, звезд и планет, это божественный замысел Бога-Творца. Это судьба всей вселенной и наше место в ней. Если мы живем в единстве и в гармонии с миром, с природой, то мы - в потоке Риты.

Это законы неба и земли, Брахмана и Пракрити (Абсолюта и материальной энергии), процессы возникновения и разрушения миров, дней и ночей Бога Творца, творения миров, смены эпох-юг и кальп, рождения-смерти, движения душ по локам в соответствии с карма-пхалами (кармическими реакциями).

Рита, мировой порядок во вселенной поддерживается планетарными, галактическими и вселенскими гениями-богами, божественными существами, хранителями элементов и законов природы. К ним относятся Боги: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера и другие. Это вселенские мета-разумы, эманации Абсолюта, действующие в определенных сферах Вселенной, контролирующие мироздание.

Рита Дхарма на уровне джняны (мудрости) полностью исчерпывается, когда садху в самадхи познает Абсолют, за пределами всех Дхарм, достигая саюджья мукти (Освобождение через растворение и слияние с Брахманом). На уровне шакти и действия (энергии) Рита-Дхарма исчерпывается, когда йог обретает статус Бога-Творца, то есть на 16-ой стадии кала. То есть исчерпание Рита-Дхармы на уровне воззрения и поведения не сопоставимы.

Варна (социальная) дхарма

Варна-дхарма - это социальный закон.

Это наш статус, наши занятия, обязанности и ответственность, которые мы должны принять и нести будучи членами нации, человеческого сообщества, семьи, духовной общины (сангхи). Это наша роль в сложной мозаике социальных общественных отношений. Это наши занятия в обществе. Варна-Дхарма - это и законы страны, и наш социальный статус, род занятий, и долг перед семьей, друзьями, родственниками, и обязанности в духовной общине (сангхе). Это моральные нормы, религиозные правила, система ценностей в социальном плане.

Например, если вы заводите семью, то вы тем самым вступаете в дхарму грихастхи, домохозяина, если вы становитесь учеником своего гуру, то вступает в силу ваша дхарма как ученика. Если вы принимаете карма-санньясу, то вступает в силу ваша дхарма карма-санньяси.

И надо реально уважать, понимать и учиться исполнять свою дхарму.

Если вы становитесь санньяси, монахом, то вступает в силу ваша дхарма как санньяси. И ее надо хорошо исполнять.

Следует хорошо исполнять свою дхарму. Хорошее исполнение своей дхармы в сочетании с садханой ведет к быстрому духовному прогрессу, накоплению заслуг. А если вы чувствуете, что это не ваша дхарма, то надо менять ее, менять свой статус. Но до тех пор, пока вы исполняете свою старую варна-дхарму ее следует исполнять хорошо.

Если мы хорошо следуем варна-дхарме то мы растем духовно сами и растут те, кто рядом с нами. Вы получаете признание в том сообществе, уважение в том сообществе, в котором вы развиваетесь, практикуете, живете. Например, если кто-то не получает признание в своем коллективе (община, семья, коллектив коллег), то, очевидно, он не совсем понимает, в чем его варна-дхарма в данной ситуации. Если вы входите в линию передачи, принимаете Прибежище, то вы, исполняя дхарму ученика, растете духовно, заслуживаете уважение, признание и помогаете другим на пути. Так Дхарма, ее культура хранится в обществе, передается будущим поколениям.

Варна-дхарма исчерпывается на стадии пурна-санньясы или авадхуты, но не ранее.

Человеческая (ашрама) дхарма

Эта дхарма указывает этапы созревания души, живущей в теле. Рождение, рост, зрелость, старость и отход от мирской жизни.

Это четыре стадии развития нашей жизни:

  • ученик в школе или в ашраме Гуру (брахмачари) с 12-ти до 24-х лет;
  • семьянин-домохозяин (грихастха) с 24-х до 48-ми лет;
  • отшельник удалившийся от дел, старейшина, советчик (ванапрастха) от 48-ми до 72 лет;
  • религиозный аскет-отшельник (санньяси) после 72 лет.

Ашрамы - это не только общественно-возрастные статусы, это этапы жизни, независимо от того, к какому статусы вы принадлежите. Они связаны с функционированием таттв, гун в нашем теле.

Брахмачари

В юности мы должны учиться и выполнять небольшую тапасью, воздерживая чувства.

Грихастха ашрам

Это путь домохозяина, владельца дома, в среднем и зрелом возрасте который ищет не столько Мокшу (Освобождение), сколько процветание (артху), наслаждение (каму) и исполнение долга (дхарму). Дхарма домохозяина, кроме наслаждения жизнью (камы) и процветания (артхи), делая севу, материально поддерживать Дхарму, садху, ашрамы.

Но если это мудрый домохозяин, он также принимает карма-санньясу и подчиняет всю свою жизнь трем «С» - служению (севе), садхане и изучению писаний (свадхьяя), чтобы достичь четвертого «С» - самадхи и вступить на путь Освобождения.

В зрелом возрасте монашествующие делают служение, служа Гуру, Дхарме и сангхе, поддерживая Дхарму.

Карма-санньяси или простые домохозяева воспитывают детей, осваивают свою профессию, приумножают богатства и знания, поддерживая сангху, Дхарму и общество в целом, и практикуя как карма-санньяси. Монахи в это время активно трудятся, распространяя Дхарму.

Ванапрастха ашрам

Здесь мы постепенно отходим от дел и общественной жизни. Если это карма-санньяси, он поселяется рядом с ашрамом своего Гуру и живет как отшельник, иногда общаясь с семьей. Или он полностью переходит жить в ашрам. Монах на этой стадии сосредотачивается на внутренней духовной работе, чтобы углубить свой опыт медитации и созерцания.

Санньяса ашрам

Санньяси - это монах-аскет, отшельник, отреченный от мира. Санньяси традиционно считаются Учителями, наставниками для всех предыдущих ашрамов, поскольку санньяси вышли из потока кармы, тогда как другие статусы еще его отрабатывают.

«Сотня неинициированных равны одному брахмачари (по духовной мудрости). Сотня брахмачари равна одному грихастхи. Сотня грихастх равна одному ванапрастхе. Сотня ванапрастх равна одному санньяси»

Атхарва Веда

Санньяси некоторых традиций склонны странствовать, жить в уединении в ашрамах, горах или лесах. Санньяси других традиции больше уделяют вниманию поклонению в ашрамах, изучению писаний и социальному служению. Но всех их объединяет преданность Богу и отрешение от мирских целей.

Общепринято санньяса ашрам для всех людей наступает после 72-х лет, когда иссякают силы физического тела, исчерпывается карма желаний. Санньяси носят одежды цвета охры, отказываются от семьи и дома, чтобы целиком сосредоточиться на садхане, изучении писаний, медитации и ритуалов, йоге и созерцании.

Души, обладающие заслугой, могут смело принимать санньясу, не дожидаясь этого возраста, поскольку предыдущие ашрамы были успешно пройдены ими в прошлых жизнях.

Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)

Свадхарма - индивидуальный личный духовный путь и индивидуальная жизнь, в общем, это наш индивидуальный выбор и наше движение по жизни как личности.

Свадхарма зависит от прошлых отпечатков (самскар), объема накопленных заслуг, соотношения пунья (заслуг) и папа (грехов), белых и черных семян кармы. С точки зрения свадхармы каждый человек уникален, и нет двух одинаковых людей. На свадхарму влияет также три предыдущих дхармы: универсальная, социальная и человеческая (рита, варна и ашрама дхармы). Свадхарма - это внутренний закон каждого человека, его свобода воли. Он складывается из истории наших прошлых воплощений, тенденций ума, данных клятв и обетов в прошлом (сат-санкльп). Для садху и джняни (освобожденных душ) свадхарма определяется не кармой, а лилой, а также их состраданием и ответственностью перед Дхармой и божественной волей. Свадхарма святых заключается в безупречном проведении божественной воли. Свадхарма указывает на индивидуальные закономерности развития личности в соответствии с нашими кармами. Она похожа на процесс созревания семени сначала в цветок, а затем в плод.

Следовать Свадхарме означает действовать из естественной осознанности раскрывать свое духовное сердце Атман, обнаруживать естественную природу ума, Сат-Гуру внутри, и давать ему проявляться естественно и спонтанно без каких-либо ограничений, но и без эгоизма и отвлечений от Сахаджа-самадхи.

Освобождение - когда воззрение соединяется с поведением, Рита становится сва-Дхармой. Освобождение сознания состоит в проникновении в чистую недвойственную пустотную мудрость Абсолюта, где нет ни дхарм, ни того, кому их надо исполнять. Освобождение энергии в поведении гораздо сложнее, оно состоит в исчерпании всех Дхарм через их надлежащее исполнение и превосхождение.

Невозможно исчерпать какую-либо Дхарму в относительном, не научившись исполнять ее должным образом. Исполнение своей дхармы приводит к тому, что Дхарма дает свой даршан, то есть благословение, она наделяет человека своей особенной мудростью и силой. Когда она дала свой даршан и благословение получено, то считается, что дхарма завершена, кармическая задача пройдена и перед нами раскрывается новая более высокая дхарма.

Мне приходилось наблюдать много людей, как монахов, так и карма-санньяси (мирян), которые, хорошо исполняя свою дхарму, получили от нее дар, благословение - силу и мудрость, как садху. Что нужно для этого - уважение к своей дхарме и действие с самоотдачей. Например, если вы стали санньяси (монахом), надо уважать свою дхарму и действовать в монашестве с самоотдачей, через 12-15 лет такой жизни вы получите благословение дары от своей дхармы, духовную силу и мудрость. То же касается и карма-санньяси.

Мне также приходилось видеть людей, которым не удалось получить благословение от своей дхармы, потому что они не уважали ее, не действовали в ней с самоотдачей. Если же, не исполнив предыдущую дхарму, человек пытается следовать другой, более высокой, то ему придется все равно задним числом проходить все уроки и исполнять свою не пройдённую дхарму в другом статусе.

Наш путь заключается в том, чтобы исчерпать варна-дхарму, дхарму человеческого социума через служение, исчерпать ашрама дхарму через джняну и понимание «я не есть это тело, я - Атман», раскрыть пустотную природу сва-Дхармы и подчинить личную сва-Дхарму вселенской божественной дхарме - Рите.

Научиться проводить божественную волю в форме риты как свою собственную в форме сва-Дхармы, вступить на путь бесконечного познания божественной воли и на путь бесконечного расширения своего личного пути сва-Дхармы.

Когда сва-Дхарма души познается как пустотная мудрость Абсолюта (Брахма-джняна), она насыщается импульсом Брахмана (Чидабхаса) и обретает божественное величие. Ее свобода (сватантрия шакти) возрастает, а сама душа из обычной человеческой души становится великой вселенской душой - Махапурушей, Уттамапурушей, Сиддхапурушей, глобальным играющим божественным метаразумом, подобным Даттатрейе, Брахме, Шиве и другим богам.

Личная свадхарма преображается в чистую игру сватантрии - энергию божественной свободы, карма превращается в лилу. Свадхарма, личный путь соединяется с ритой (божественным путем Абсолюта), она становится сахаджа (естественной) Санатана Дхармой, вечным божественным путем, когда душа и Бог соединяются. И начинается бесконечная игра - лила в состоянии полной свободы.