Библейский миф о сотворении мира. Мифы о сотворении мира у разных народов Мифы о возникновении мира называются

  • Дата: 05.01.2024

«Тьма изначальная» - всё тот же хаос, присутствовала в представлениях древних славян как западных, так и восточных.

«И была тьма изначальная, и жила в той тьме Мать Времени, великая Мать мглы и вечности – Сва. И тосковало сердце её, захотелось ей узнать смех детский, ручонки нежные, и взяла она тепло души свое, и, держа в руках, свернула в спираль, скатала зародыш огненный. И из того зародыша огненного сделала сына своего. И родился сын из зародыша огненного, а из пуповины родился змей огнедышащий, имя ему - Ферт.

И стал змей мудрый другом сыну Сва - Сварогу. Играя, вместе росли они. И стало скучно Сварогу с матерью, ибо стал он уж юношей. И схотел он тоже иметь детей маленьких. И попросил он мать помочь ему. Согласилась Мать Времени. Она взяла от души своей и дала проглотить это змею мудрому. Прошло много времени. И однажды проснулся Сварог. Взял посох богатырский и прикоснулся к хвосту змея-Ферта. И выпало из змея яйцо.

Подхватила его Мать Времени и, разбив, звезду сделала. Еще раз нажал Сварог посохом на хвост змея огненного, и еще родился ребенок (сын или дочь) у бога с богинею. Так рождены были все дети его и Матери Времени – Сва.

Как же всё живое появилось на свете белом?

Уснул Сварог, лег на змея-друга и свернулся змей, став ложем для побратима своего. Мать Времени, богиня Вечности, захотела удивить сына своего. Взяла в ладошки звезды ясные, содрала со змея шкуру старую, смолола всё это в пыль серебристую. Взмахнула руками лебедиными, и рассыпалась пыль по небу звездному. И от той пыли всё живое народилось. И ушло на то не день, не два и не тысяча лет.

Человек так же сделан был, только в тело его Великая Мать всего сущего душу вложила. Душа же та – дыханье спящего сына Сварога. Может, оттого и спит душа в теле нашем и просыпается лишь в годину трудную. Может, и правильно оное, ибо, если б думал человек только о возвышенном, не заботясь о хлебе насущном, люди бы вымерли. Знай, рожден человек и богом, и змеем. От того заключено в нем и хорошее, и плохое. Левая половина змеева, а правая – звездная. Важно только следить ему, чтоб плохое и хорошее, зло и добро, в равновесии находились, он от того только выиграет. Если злого больше будет – сгорит душа в пламени огненном, в пламени злости и зависти. И не будет от жизни той ни пользы, ни радости. Коль добро перевесит, то скучен станет для людей человек тот, сильно праведный зануден более, чем надобно. Поучать берется без меры он. Наставления же его не от сердца часто идут. Нуден такой человек и смешон.

Но любят всех своих детей отец с матерью. Каждый им ребенок мил по-своему. Любит Сварог и друга Ферта верного. Раз в год гуляет Сварог с посохом по небосклону и от тех шагов звезды падают и рождается пространство, форма, время.

Но не вечны, как и люди, звезды на небе. Не вечен и сам Сварог. Всему есть смерть и рождение. Настанет час, и погубит Сварога друг, друг любимый, змей огненный. Изрыгнет он из пасти огонь смердящий, словно тысячу солнц жарких. И погибнут звезды в пламени. И погибнет всё живое на свете белом. Но, погибая, возродится. Произойдет обновление. Так было уже и так будет. И при смерти богов и змея огненного соберутся души их и души людей в единое целое, в одну общую спираль, и взлелеет это целое Мать Времени. И добавит к нему частицу души своей. И появится из этого со временем зародыш огненный, и появится огонь, земля и вода, и повторится сначала всё, и вернётся на круги свои. Так было, есть и будет…»

Давным-давно, много миллионов лет назад, на месте городов с их дворцами, храмами и оживленными рыночными площадями, где с утра до вечера не смолкают крики торговцев, наперебой расхваливающих свои товары, был Хаос - бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.

Мрачное он представлял зрелище! Холодные воды Нуна были неподвижны. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царствовала тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

Я существую! - воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громового голоса, возвестившего начало жизни. - Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было ни одного, даже самого крошечного, клочка суши, куда можно было бы ступить ногами, - все затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Атума: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в свое жерло. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом.

С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Вен-Вен.

Атум опустился на холм и стал размышлять, что же ему делать теперь.

«Конечно, сперва я создам других богов, - думал он. - Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет еще земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай… Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан снова замрет и останется навсегда неподвижным. И еще я создам богиню влаги - чтоб воды океана подчинились ей».

И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут - женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.

Но тут случилась беда. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать все что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.

В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:

Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.

Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.

Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:

О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок еще лишился Глаза!

И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.

Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая опасность?.. Он поднялся с земли, повернул голову и напряженно прислушался.

Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился все громче… кто-то шел к первозданному холму… уже можно было различить голоса… И бог узнал эти голоса - это были голоса его детей! После многолетних поисков Глаз все-таки нашел их в океане и теперь торжественно вел к холму Бен-Бен, где столетия напролет горевал безутешный отец. Не веря своему счастью, Атум заплакал от радости. Его слезы дождем хлынули на землю.

Когда Шу и Тефнут ступили на холм, бог кинулся было им навстречу, чтоб поскорее обнять, - как вдруг Глаз, весь багровый от ярости, подскочил к Атуму и прохрипел гневно:

Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты - и это благодарность! - ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!

Не гневайся, - сказал Атум. - Я помещу тебя на лоб. Оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой.

Но оскорбленный Глаз не слушал никаких оправданий. Желая во что бы то ни стало отомстить богу, он превратился в ядовитую змею кобру. С грозным шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные в Атума. Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожит их, испепелив своими лучами.

Из вод океана Нуна вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Растаяла первозданная тьма; мир наполнился живительным светом.

Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей - звезды.

Разгневанный Геб напустился на супругу, осыпая ее проклятиями. Тогда, чтобы положить скандалу конец, солнечный бог Ра приказал Шу:

Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.

Богу ветра ничего не оставалось делать, как исполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнес заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной завыл ураган. Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. В океане Нуне зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались по зеленеющим долинам. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ "Малотаябинская ООШ Яльчикского района Чувашской Республики"

"EXCELSIOR-2011"

Секция история

Мифы о сотворении мира

студента

Иванова Элина, 6 класс

Научный руководитель:

Изосимова Надежда Александровна, учитель истории

Содержание

  • Введение
  • I . Мифы о сотворении Вселенной из мирового Яйца
  • Древний Китай
  • Древняя Индия
  • Славянская мифология
  • II . Мифы о сотворении мира из первичного Океана
  • Древний Египет
  • Шумерская мифология
  • III . Библия о сотворении мира
  • Заключение
  • Литература

Введение

Все современные люди знают, как устроен наш мир. Мы живем на планете Земля, которая вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Наша Солнечная система входит в галактику с множеством других галактик…

Вопрос об устройстве Мироздания неотделима от вопроса о его происхождении. Человека во все времена волновало, откуда взялся этот мир и каковы основные этапы его становления.

В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а мифы - космогоническими.

Космогонические мифы, мифы о творении, мифы о происхождении Вселенной из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во Вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов - структурирование космического пространства и времени, разделение богами земли и неба, установление космической оси - мирового дерева, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных. Творение завершается, как правило, созданием человека.

У различных народов существуют мифы о происхождении мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца.

Цель работы: выявить черты сходства и различия в мифах о сотворении мира различных народов;

Задачи: анализ мифов с точки зрения их происхождения;

Объект исследования: мифы народов мира о сотворении мира;

Гипотеза: сотворение мира из мирового Яйца, из первичного Океана и Богом-Творцом.

Метод исследования: знакомство с мифами о сотворении мира и их анализ.

сотворение мир миф библия

I. Мифы о сотворении Вселенной из мирового Яйца

Древний Китай

Вначале Вселенная была подобна яйцу. В этом яйце зародился сам собой

Древняя Индия

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезды. Только воды

простирались беспредельно. В начале всего первозданные космические воды породили огонь. Силой космического жара - тапаса - в водах было рождено яйцо. Оно плавало в водах, когда время еще не отмерялось, но через промежуток, равный году, из золотого зародыша возник создатель Вселенной Брахма. Брахма силой мысли разделяет яйцо на две половины: из одной создается небо, из другой - земля; между ними возникает воздушное пространство. Брахма утвердил землю среди вод, создал стороны света - недаром у него четыре лика и четыре руки - и начал отсчет времени. Но когда творец огляделся вокруг и увидел, что Вселенная пуста, страх одиночества охватил его. С тех пор всякий человек боится одиночества. Брахма же продолжал размышлять и утвердился в мысли, что бояться можно чего-либо вне себя. Одинокому некого бояться, но существование его безрадостно. Тогда Брахма силой мысли родил семерых сыновей - владык всех созданий. Старший - Маричи, воплощение звездного света, он родился из души Брахмы. Из глаз его родился второй сын - Атрии. Из уст родился Ангирас, посредник между людьми и богами. Четвертый - Пуластья - из правого уха, а из левого - Пулаха. Шестой сын Крату был рожден из ноздрей Брахмы. Младшим - седьмым сыном Брахмы стал Дакша, рожденный из большого пальца на правой ноге; из пальца на левой ноге родилась единственная дочь - Вирини. Они произвели с Дакшей многочисленное потомство, их дети стали созвездиями на небе.

Славянская мифология

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего. Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.

Солнце вышло тогда, из лица Его.

Месяц светлый - из груди Его.

Звезды частые - из очей Его.

Зори ясные - из бровей Его.

Ночи темные - да из дум Его.

Ветры буйные - из дыхания.

Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца. Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод. Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу. Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Все три мифа объединяет общая идея происхождения мира из Яйца. Из Яйца зарождается создатель, который в последствии отделяет землю от неба и создает все живое.

II. Мифы о сотворении мира из первичного Океана

Древний Египет

Давным-давно, много миллионов лет назад был Хаос - бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. Мрачное он представлял зрелище! Окаменевшие холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным. Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум. - Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше. Я создам ветер - так размышлял Атум. Без ветра этот океан вновь замрет и останется навсегда неподвижным. И ещё я создам богиню дождя и влаги - чтоб вода океана подчинялась ей. И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут - женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но тут случилось несчастье. Непроглядный мрак все ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглушая водную пустыню плачем и стенаниями, ответом ему было безмолвие. В полном отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул: - Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне. Глаз отправился в океан, а Атум уселся и стал дожидаться его возвращения. Потеряв наконец всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал: - О горе! Что же делать мне? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза! И он создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу. Верный Глаз после многолетних поисков все-таки нашел их в океане. Едва Шу и Тефнут ступили на холм, бог бросился им навстречу, чтобы поскорей их обнять, как вдруг Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел: - Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты. - Не гневайся, - сказал Атум. - Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой. Но оскорбленный Глаз не желал слушать никаких оправданий. Стремясь во что бы то ни стало, наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. С угрожающим шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные прямо в Атума. Однако бог взял спокойно змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, который принес миру долгожданный свет. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

Шумерская мифология

Давным-давно, когда еще не было ни неба, ни земли, жила Тиамат - богиня сладких вод, Апсу - бог соленых вод, и их сын - туман, поднимающийся над водой.

Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама (демоны), а потом - Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. У Аншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родился Эа. Это бог подземных вод, магии. Младшие боги - Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа - каждый вечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. Лишь Мумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсу и Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их не послушали. Старшие решили убить всех мешающих спать.

Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших.

Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу, всячески поддерживал эту мысль. Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат, Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат с помощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Но магические силы Эа не действуют на Тиамат. Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего не вышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему не привели, осталось обратиться к физической силе. Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку. Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готов сразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной власти верховного бога. Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги), дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншар послал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав о предстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количеством вина успокоил их. Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и боги признали его царем. Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. Но Мардук победил богиню. Мардук снял с Кингу "таблицы судеб" (они определяли движение мира и ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на две части: из одной сделал небо, из другой - землю. Люди же были созданы из крови убитого Кингу.

Что следует выделить из данных мифов… И в шумерской и в египетской мифологии мы находим концепцию изначального существования только одного безбрежного океана, который был сам по себе. Этот океан был безжизненным. Затем из Океана рождаются боги, которые порождают другие божества, с множеством родственников, и создают весь мир. Боги творят людей. То есть в этих мифах прослеживается три основных ступени, следующих одна за другой: 1 - существования изначального Океана, 2 - рождение богов и создание мира, 3 - сотворение человека.

III. Библия о сотворении мира

Христианство рассматривает возникновение Вселенной как творение единого Бога-Творца. Бог создал весь мир за шесть дней: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош: и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. На третий день собрал он воедино все воды на земле. Так разлился океан, и показалась из воды суша. На четвертый день создал он два светила: одно, чтобы светить днем, а другое - ночью. На пятый день сотворил рыб и пресмыкающихся, а также птиц в небесах. А шестой день создал всяких зверей, бродящих на земле. Тогда же бог сотворил и человека по образу и подобию своему, а на седьмой день Бог отдыхал от трудов своих и благословил этот день, сделав его праздником на вечные времена.

Отличительной особенностью Библейского мифа является то, что истинным творцом человека является единый Бог-Творец. Весь мир был создан только ради бытия человека, который является образом Божиим и который предназначен царствовать над миром. А в мифологиях появление человека выглядит второстепенным событием на фоне происхождения богов. Сотворение мира в течение шести дней является последовательным, ступенчатым. После очередного этапа творения Бог характеризует первозданную природу и тварь как совершенную в своих глазах. Этого признания в мифах нет. Библейское понимание сотворения мира и человека отличается от мифов о сотворении мира из Яйца и первичного Океана.

Заключение

Космогонические мифы народов мира являются неотъемлемой частью мифологии. На их материале отчетливо прослеживаются общее и различия. Наблюдается взаимопроникновение культур и именно этим и объясняется схожесть мотивов и элементов в мифах разных народов.

Эти мифы будут передаваться из поколения в поколение. Они будут вечны. И я думаю, что тайны Вселенной будут всегда манить к себе человека.

Литература

1. Мифы о сотворении мира/ В.Я. Петрухин. - М: Астрель: АСТ: ЛЮКС, 2005.

2. Мифы Древней Индии/ Э.Н. Темкин. - М: Наука, 1976.

3. Религия Древнего Египта/ М.А. Коростовцев. - М: Наука, 1976.

4. История Древнего мира/ А.А. Вигасин. - М: Просвещение, 1993.

5. http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B8

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие мифа и мифологии. География мифологий мира. Зарождение человечества и происхождение остального мира. Предания, описывающие деяния богов и объясняющие тайны мира в мифах Древнего Египта, Южной и Восточной Азии, в современных мировых религиях.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Представление о мире в мифопоэтических текстах и древнем изобразительном искусстве; модели творения мира. Предания о небесных светилах, легенды о сотворении первых людей. Божества славян и языческой Руси, высшая и низшая мифология, деревенские слухи.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Древние предания о потопе или нескольких потопах. Произведения шумеро-вавилонской литературы. Шумерский миф о сотворении мира. Поэма о Гильгамеше. Отличие и сходство библейского потопа от шумеро-вавилонского. Идея враждебности цивилизации и природы.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    Общее описание и направления формирования, а также обоснование генотеистического характера древнеегипетской религиозной традиции. Ранние верования и божества и культ животных. Легенды и сотворении мира и их отражение в мифологии Древнего Египта.

    презентация , добавлен 18.11.2016

    Этническое и религиозное начало верований коренных жителей Америки. Образование и общие черты религиозных традиций коренных американских племен. Цикл жизни и смерти в представлении индейцев. Мифы индейских племен Северной Америки о сотворении мира.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Древнейшее искусство Харапы. Мифология Древней Индии. Основа мировосприятия индусов. Легенды Будды. Космогонические и антропогенные мифы о богах и о жизни людей. Главные боги в индуизме: Брахма, Шива, Вишну, Шакти, Ганеш. Вертикальная модель мира.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    История формирования ислама, роль в этом процессе великого посланника Аллаха - Мухаммада. Композиционные особенности Корана, разделение Библии на Ветхий и Новый заветы. Выявление библейских персонажей в коранических сказаниях о сотворении мира и пророках.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2012

    Древнеиндийский эпос о происхождении мира, мифология европейских народов о происхождении человека. Космогония славянских мифов, их идейное единство с финской и скандинавской мифологией. Значение и обряды жертвоприношений у различных религий и народов.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Сущность Бога и его имя у разных религий. Древнеегипетская легенда о Сотворении. Проведение параллелей между "Папирусом" и Библией. Вера в сверхъестественных посланцев богов - ангелов. Небесные иерархии и Божья кара в легендах, мифах и преданиях.

    реферат , добавлен 14.07.2010

    Зарождение древнеегипетской религии, ранние верования. Особенности представлений о сотворении мира разных городов: Гелиополиса, Гермополиса, Мемфиса. Главные и локальные боги; появление солнцепоклонничества. Причины переворота Эхнатона и его последствия.

Как считают некоторые, мир создал Аллах, Яхве, Бог Единый – как не называй, но ему мы обязаны своей жизнью. Не большому взрыву, не естественным космическим процессам, а созданию, которое, по мнению , выглядит как Аланис Морисетт. Но так было не всегда, когда-то каждый народ предлагал свою версию создания жизни при участии пота, мастурбирующих богов и прочей ереси.

Скандинавы

Как считают скандинавы, вначале была пустота со сложным названием Гинунгагап. Рядом с пустотой, как и положено, был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм. И тут начинается элементарная физика. Какой-то древний скандинав, заметив, что от соприкосновения льда и огня появляется иней, рискнул предположить, что от такого соседства постепенно мировая пустота заполнилась ядовитым инеем. А что происходит, когда тает ядовитый иней? Обычно он превращается в злых великанов. Здесь произошло то же самое, и из инея образовался злой великан, чьё имя отдаёт мусульманскими нотками. Проще говоря, Имир. Был он бесполым, но так как это, по мнению Джеймса Брауна, «Мужской мир», то мы будем именовать его как мужчину.

Делать в этой пустоте было нечего, и, устав висеть в воздухе, Имир заснул. И тут начинается самое вкусное. Посчитав, что нет ничего интимнее пота (имеется в виду вторичная моча, а не камбоджийский диктатор), и придумали, что пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину и женщину, от которых потом и пошел род великанов. А пот, капающий с ног, породил Трудгельмира – великана с шестью головами. Вот такая история возникновения великаншества. Да ещё и с запашком.

А лёд всё продолжал таять, и, смекнув, что нужно чем-то питаться, они выдумали корову с красивым именем Аудумлу, возникшую из талой воды. Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури, прародитель всех богов. Как он там оказался? На это фантазии не хватило.

У Бури был сын Борё, который женился на инеистой великанше Бестле, и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Причина сугубо благородная: Имир был злым. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева. Откуда взялось дерево в пустоте? Какая тебе разница! Нашли, и всё.

Тогда братья решили создать такое, чего ещё мир не видывал. Свою Вселенную с дракаром и викингами. Один и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Бросили плоть в кровь – и стала земля. Кровь, соответственно, океаном. Из черепа получилось небо, а мозг разбросали по небу, и получились облака. Так что в следующий раз, летя в самолёте, поймай себя на мысли, что ты в черепе великана на огромной птице разрезаешь великаньи мозги.

Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Етунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили веками Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом.
Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля (что характерно). Все остальные люди произошли от них.

Последние построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биврестом. Среди богов, покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли «асы»), а также целая компания других божеств помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде.
Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Етунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотел все съесть.

Вот такое начало у одной из самых замечательных мировых мифологий. Прочтение «Старшей» и «Младшей» Эдд ни на секунду не заставит тебя пожалеть о потраченном времени.

Славяне

Обратимся к нашим предкам, а также к предкам поляков, украинцев, чехов и прочих славянских народов. Какого-то одного определённого мифа не существовало, их было несколько, и ни один не вызывает одобрения у РПЦ.

Есть версия, что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. В этой тьме был лишь Род – Прародитель всего сущего. На вопрос, что было раньше – яйцо или курица, славяне бы ответили, что яйцо, потому как в нём был заключён Род. Сидеть в яйце было не очень, и каким-то волшебным образом, некоторые в меру своей распущенности поняли каким, Род родил любовь, которую по иронии судьбы назвал Лада, и силою любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью.

В начале сотворения мира Род родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. Затем были хозяйственные мелочи вроде разделения Света и Тьмы. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Гром и молния – это ничто иное, как его голос. Собственно, Род – это и есть всё живое, отец всех богов и всего сущего.

Род родил небесного Сварога, и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему весьма полезную в наши дни способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Именно Сварог ответственен за смену дня и ночи и за создание Земли. Он заставляет достать землю, скрытую под океаном, серой утке. Больше достойных не нашлось.

Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз уже не выдержал Род, психанул, ударил в уточку молнией и дал ей чумовую силу, и шокированная утка отсутствовала три года, пока не принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу.

У Карпатских славян было принято считать, что ничего, кроме синего моря и дуба, не было. Как они там появились, не уточняется. На дубе сидело два положительных голубя, которые решили вынести мелкого песка со дна морского, чтобы создать чернозём, «студёну водицу да зелёну траву» и золотой камень, из которого сделано синее небо, солнце, месяц и все звёзды.

Что касается сотворения человека, то никакого естественного отбора, разумеется, не было. Волхвы говорили следующее. Бог мылся в бане и вспотел, отерся тряпочкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил Сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил, потому как умрет человек, в землю идет его тело, а душа – к Богу.

Встречается у славян и древняя легенда о сотворении людей, в которой не обошлось без яиц. Бог, разрезая яйца на половинки, бросал их на землю. Здесь из одной половинки получался мужчина, а из другой – женщина. Мужчины и женщины, образованные из половинок одного яйца, находят друг друга и вступают в брак. Какие-то половинки попали в болото и там погибли. Поэтому некоторые и вынуждены провести всю жизнь в одиночестве.

Китай

У китайцев есть свои соображения о том, как возник мир. Самым популярным мифом можно назвать миф о Пань-гу, человеке-гиганте. Сюжет следующий: на заре времен Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую черную массу. По легенде, эта масса представляла собой ничто иное, как яйцо, которое было символом жизни практически у каждого народа. А внутри него жил Пань-гу, причем жил долго – многие миллионы лет. Но в один прекрасный день такая жизнь ему надоела, и, помахав увесистым топором, Пань-гу выбрался из своего яйца, расколов его на две части. Эти части впоследствии стали Небом и Землей. Роста он был невообразимого – эдак с пятьдесят километров в длину, что, по меркам древних китайцев, составляло расстояние между Небом и Землей.

К несчастью для Пань-гу и к счастью для нас, Колосс был смертным и, как и все смертные, умер. А потом Пань-гу разлагался. Но не так, как это делаем мы. Пань-гу разлагался по-настоящему круто: его голос превратился в гром, его кожа и кости стали твердью земной, а его голова стала Космосом. Так, его смерть дала жизнь нашему миру.

Древняя Армения

Армянские легенды очень напоминают славянские. Правда, у армян нет чёткого ответа на то, как мир произошёл, зато есть интересное объяснение того, как устроен.

Небо и Земля – это муж и жена, которых разделил океан. Небо – это город, а Земля – кусок скалы, которую держит на своих огромных рогах не менее огромный бык. Когда он качает рогами, земля трещит по швам от землетрясений. Вот, собственно, и все – так армяне представляли себе Землю.

Существует и альтернативный миф, где Земля находится посреди моря, а вокруг нее плавает Левиафан, пытаясь ухватиться за собственный хвост, и его бултыханиями также объясняли постоянные землетрясения. Когда же Левиафан наконец цапнет себя за хвост, жизнь на Земле прекратится и наступит апокалипсис. Приятного дня.

Египет

У египтян есть несколько мифов о с сотворении земли, и один поразительнее другого. Но этот – самый оригинальный. Спасибо космогонии Гелиополя за такие подробности.

В начале был великий океан, имя которому было «Ню», и был этот океан Хаосом, и кроме него не было ничего. Не было, пока Атум усилием воли и мысли не создал из этого Хаоса себя. А ты жалуешься на отсутствие мотивации… Но дальше – больше и интереснее. Итак, себя он создал, теперь надо было создать в океане землю. Что он и сделал. Побродив по земле и осознав свое тотальное одиночество, Атуму стало невыносимо скучно, и решил он настрогать еще богов. Как? Взобрался на холм и начал делать своё чёрное дело, отчаянно мастурбируя.

Таким образом из семени Атума родились Шу и Тефнут. Но, видимо, перестарался, и новорожденные боги потерялись в океане Хаоса. Атум горевал, однако вскоре, к своему облегчению, все-таки нашел и заново обрел своих детей. Он был так рад воссоединению, что долго-долго плакал, и его слезы, касаясь земли, оплодотворяли ее – и из земли выросли люди, много людей! Затем, пока люди оплодотворяли друг друга, у Шу и Тефнут тоже произошел коитус, и они дали жизнь другим богам – Гебу и Нуту, что стали олицетворением Земли и неба.

Существует еще один миф, в котором Атума заменяет Ра, однако основной сути это не меняет – там тоже все друг друга массово оплодотворяют.

1. СКАЗАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Ассиро-вавилонское сказание о сотворении мира по традиции называется «Энумаэлиш». Это - первые слова сказания, и означают они «когда вверху»: Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна (Перевод В. Афанасьевой) Эти строки отражают представление о том, что если небо и суша еще не были названы, то они реально и не существовали Мир представлял собой первобытный хаос в виде двух стихийных сил - праматери Тиамат и «первородного всесотворителя» Апсу Ассиро-вавилоняне, как и большинство древних народов, представляли себе хаос как водную стихию. «Тиамат» значит «море», а «Апсу» - «бездна». Именем Апсу также называли бескрайний пресноводный океан, который, по мнению жителей Месопотамии, окружал землю. Возникновению такого образа, вероятно, способствовала местная природа - из-под земли выступали пресные воды, окружающие равнинные плодородные участки.

Тиамат и Апсу «воды свои воедино мешали» - и в глубине этих вод зародилась первая божественная пара - Лахмуи Лахаму. Эти первые бог и богиня были огромного роста и чудовищного обличил. Их детьми стали бог Аншар и богиня Кишар - «Круг неба» и «Круг Земли». Скорее всего, они олицетворяли горизонт - две неразрывно связанные линии, разделяющие небо и землю. Аншар и Кишар породили многих богов, которые, в свою очередь, произвели обширное потомство. В конце концов боги так расплодились, что своей суетой стали досаждать Тиамат и Апсу.

Тиамат, будучи снисходительной матерью, терпела, хотя были «тягостны ей их повадки». Апсу же оказался не столь терпелив. Он объявил Тиамат: «Мне днем нет отдыха, покоя - ночью! Их погублю я, дела их разрушу!» Тиамат «взъярилась, накинулась на супруга: Как?! Порожденье свое уничтожим? Пусть дурны их пути - дружелюбно помедлим.»

Но советник Апсу по имени Мумму поддержал его жестокое намерение: «Уничтожь, отец мой, их злые повадки! Будут дни твои мирны, будут ночи покойны» Младшие боги, узнав о грозящей им опасности, в страхе «заметались», а потом «затихли, безмолвно сидели» А Эйа, бог мудрости, решил спасти своих братьев. С помощью заклинаний он наслал на Апсу непробудный сон, оковал его - и предал смерти.

Над поверженным Апсу Эйа воздвиг для себя храм, в котором вступил в священный брак с богиней Дамкиной и породил сына - великого бога Мардука.

Божественная сущность Мардука проявилась сразу: Его лик был прекрасен, сверкали взгляды! Изначально властна, царственна поступь!

У Мардука было четыре всевидящих глаза и четыре всеслышащих уха, изо рта извергалось пламя, а тело окружали пятьдесят сияний.

Бог неба Ану в подарок новорожденному создал четыре ветра (Розу ветров), вихри и ураганы.

От этих вихрей и ураганов не стало покоя Тиамат и ее старшим детям - древним богам. Возроптали боги, стали упрекать Тиамат в том, что она «не пришла на помощь, сидела молча», когда был убит Апсу, а теперь равнодушно смотрит на страдания своих старших детей.

«Нас, что так маются, нас ты не любишь!.. Сразись, отомсти за Апсу…» И Тиамат стала готовиться к сражению. Она создала страшных змеев и исполинских чудовищ с острыми клыками и ядовитой кровью. Увидевший их - падает без силы! Если в битву пойдут, то уже не отступят!

Свои грозные создания Тиамат окружила сиянием, приравняв их к богам, а во главе войска поставила бога Кингу, объявив его своим супругом и вручив ему «таблицы судеб», определяющие миропорядок.

Боги, против которых Тиамат собирала свое страшное войско, тоже готовились к сражению. Они думали, что Эйа, уничтоживший могучего Апсу, без труда усмирит ярость Тиамат. Бог Ану отправился на разведку и для переговоров с Тиамат. Но увидев ее в окружении несметного числа свирепых чудовищ, Ану был так устрашен, что не посмел даже приблизиться к ней.

Долго размышляли и советовались младшие боги, как противостоять им грозной силе и, наконец, вспомнили о юном Мардуке.

Мардук предстал перед Советом богов. Он согласился выйти на бой с Тиамат, но потребовал, чтобы его причислили к высшим богам:

«Если я мстителем за вас стану(…)

Соберите Совет, взвесьте мой жребий(…)

Мое слово, как ваше, да решает судьбы!»

Боги наделили Мардука великой силой. Чтобы он мог убедиться в обретенном могуществе, они положили между собой звезду и сказали Мардуку:

«Промолви же слово, - звезда да исчезнет.

«Вернись!» - прикажи - и появится снова!»

И Мардук это совершил.

Затем он стал готовиться к бою. Он сам сделал тугой лук и острые стрелы, сплел прочную сеть, чтобы уловить в нее Тиамат. «Ужасом, словно плащом, он покрылся» и на колеснице, запряженной вихрями, «к Тиамат яростный путь свой направил».

Тиамат исполнилась страхом и злобой, «взревела, вверх взвилась». Поскольку Тиамат - персонифицированная стихийная сила, битва с ней достигла масштабов космического катаклизма. Мардуку удалось опутать Тиамат сетью. Она в ярости разинула пасть, и Мардук вогнал ей в чрево один из ураганов. Тело Тиамат раздулось, Мардук «нутро ее взрезал, завладел ее сердцем. Ее он осилил, ей жизнь оборвал он».

Войско Тиамат разбежалось, а тех, кто не успел убежать, Мардук захватил в плен. Среди пленников оказался и предводитель войска-супруг Тиамат Кингу. Мардук заключил Кингу в оковы и приставил к нему сторожем Демона Смерти.

Таким образом Первоначальный Хаос был окончательно побежден, и Мардук стал творить Мир.

Строительным материалом ему послужило тело Тиамат. Он разрубил его пополам, «словно ракушку», из одной половины сделал небо, из другой - землю. Череп Тиамат стал горой, а из ее глазниц потекли две великие реки - Тигр и Евфрат. (В одном из древних списков поэмы к этому месту сделано примечание: «Тигр - ее правое око, Евфрат - левое око»). На небе Мардук создал планеты и звезды, и каждую посвятил какому-нибудь богу. Планетой самого Мардука стал Юпитер. Вавилоняне считали, что Юпитер держит перекрестье неба и земли и является центром Вселенной.

Мардук определил ход Луны и Солнца, разделил год на двенадцать частей и на небе «начертил рисунок», то есть создал зодиакальные созвездия.

Увидев устроенный таким образом Мир, все боги стали славить Мардука. Но он еще не закончил творенье. Мардук «в сердце задумал, в уме замыслил: Кровь соберу я, скреплю костями, Создам существо, назову человеком».

По решению Совета богов пленный Кингу был казнен, и на его крови созданы люди.

Мардук назначил человеческому роду служить богам, «чтоб те отдохнули». Довольные боги преисполнились благодарности к Мардуку: «Ныне, владыка ты наш, как вольности нам ты назначил, Благодарностью нашей тебе что еще будет?» Они решили воздвигнуть для Мардука на небе храм небывалых размеров и красоты. Целый год лепили боги кирпичи для строительства, еще год строили. Храм нарекли «Вавилон», что значит «Божьи врата». Свою столицу вавилоняне считали земным отражением этого небесного храма.

Мардук устроил для всех богов торжественный пир, и боги признали его верховным владыкой:

Поклялись водой и елеем, горла коснувшись:

Над всеми богами ему дали даренье.

Заканчивается поэма пространным прославлением Мардука. Боги называют его пятьюдесятью хвалебными именами, разъясняя значение каждого: Лугальдимеранки - Советник богов, Асаллухинамтила - Хранитель жизни и т. д.

Предположительное время создания мифа о сотворении мира - середина II тысячелетия до н. э., но большинство сохранившихся записей его вариантов относится к более позднему времени - не ранее I тысячелетия до н. э. Сказание в значительной степени посвящено истории возвышения Мардука над остальными богами.

Как уже говорилось, первоначально Мардук был местночтимым богом города Вавилона. Когда же Вавилон стал столицей могущественного государства, Мардук, естественно, оказался во главе официального пантеона.

Таким образом, сказание о сотворении мира имело политическое значение. Жрец ежегодно оглашал его «от начала до конца» в храме Мардука перед его статуей в четвертый день Нового года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

2. СКАЗАНИЕ ОБ АТРАХАСИСЕ В мифах почти всех народов мира встречается рассказ о Великом потопе, посланном разгневанными богами на землю, чтобы уничтожить человеческий род. В этом рассказе отразились реальные воспоминания о наводнениях и разливах рек, происходивших в

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

5. СКАЗАНИЕ О ГИЛЬГАМЕШЕ Глиняные таблички, на которых были сделаны наиболее ранние записи народных сказаний о Гильгамеше, относятся к середине III тысячелетия до н. э.Есть основания предполагать, что Гильгамеш был реальной исторической личностью. Его имя сохранилось в

Из книги Скандинавская мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

51. СКАЗАНИЕ О СИГМУНДЕ Сигмунд - один из героев древнеисландской «Саги о Вёльсунгах».Слово «сага» образовано от глагола, который означает «рассказывать». По-древнеисландски сагой называлось всякое прозаическое произведение.Древнеисландские саги создавались в XIII–XTV

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

52. СКАЗАНИЕ О СИГУРДЕ Конунг франков Сигмунд, правнук самого бога Одина, был славным воином. Но пришел его час, и он погиб в бою. Враги захватили его страну, чужой конунг Люнгви занял его престол.Вдова Сигмунда Хьёрдис нашла приют у конунга Дании Хиальпрека. Хьердис была

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

55. СКАЗАНИЕ О КУХУАИНЕ Кухулин - главный герой ирландского эпоса.Ирландцы - народ кельтского происхождения. В середине I тысячелетия до н. э. кельтские племена населяли значительную часть Европы, в VI веке до н. э. они захватили Британские острова, покорив местное племя

Из книги Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян автора Бычков Алексей Александрович

89. СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ 8 сентября 1380 года, когда Русь уже более ста лет находилась под татаро-монгольским игом, русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича в битве на Куликовом поле разбили орды татаро-монгольского хана

Из книги автора

Глава 3 ЛЕГЕНДЫ О СОТВОРЕНИИ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И РАЗНЫХ НАРОДОВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИФИЧЕСКИХ ПЛЕМЕНАХ И НАРОДАХ Легенды о сотворении первых людей. - Первый человек - Адам. - Сотворение женщины. - Легенды о происхождении жилища, хозяйственных построек, орудий

Из книги автора

Легенды о сотворении первых людей Бытовавшие у восточных славян легенды о сотворении первых людей - поздние по происхождению и, по большей части, являются переложением апокрифических книжных сказаний. В них, однако, сохранились архаические мифологические

Из книги автора

Глава 1 СКАНДИНАВСКАЯ КОСМОГОНИЯ: о сотворении и обустройстве мира Хаос и космос. - Мировая бездна Гинунгагап. - Имир и его смерть. - Жертвоприношение первосущества в индоевропейской традиции. - Сотворение мира. - Горизонтальная и вертикальная проекции

Из книги автора

Сказание о Сиавуше Из поэтической эпопеи «Шахнаме» (1-я ред. - 994, 2-я ред. - 1010)Рассказывают, что однажды утренней порой доблестный Тус и прославленный в боях Гив в сопровождении сотни воинов с борзыми и соколами поскакали к равнине Дагуй потешить себя охотой. Настреляв

Из книги автора

Сказание о Сохрабе Из поэтической эпопеи «Шахнаме» (1-я ред. - 944, 2-я ред. - 1010)Однажды Ростем, пробудившись чуть свет, наполнил стрелами колчан, оседлал своего могучего скакуна Рехша и помчался к Турану. По дороге булавой разил он онагра, зажарил его на вертеле из ствола

Из книги автора

Из книги автора

РАССКАЗ О ВЕРХОВНОМ БОГЕ СЛАВЯН СВАРОГЕ-ДЫЕ И О СОТВОРЕНИИ МИРА «Воистину, нужно иметь несколько богов, иным поклоняться, иным верить, а иных бояться. Ибо как я могу верить богу, если я его не боюсь».«По натуре человек - идолопоклонник, фетишист. А то почему бы люди считали