21 сентября день богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря. Иконы Пресвятой Богородицы

  • Дата: 12.02.2024

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и празднуется как день всемирной радости.

21 сентября - большой праздник - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник Рождество Пресвятой Богородицы - первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.


В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.

Пресвятая Матерь Божия родилась у родителей весьма почтенного возраста. Иоаким и Анна были праведны перед Богом, чисты сердцем, соблюдали заповеди Божии и всем были известны своим смирением и милосердием. Но прошло 50 лет их брачной жизни, а у них так и не было детей.


Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.



В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.


Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.



Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.


“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., - говорится в Похвальном слове на Рождество Пресвятой Богородицы Илии Минятия, - день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.

Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.

Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”.

День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

Длится праздник Рождество Пресвятой Богородицы 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".


Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы - великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.

И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. Слабые душой и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве. А разве можно найти лучше покровителя, чем тот, который на небесах ходатайствовал бы о нас ко Господу, был бы готов делать это непрестанно, и чье ходатайство было бы приятно Богу. И вот такую заботливую Покровительницу, Мать, обнимающую в Своей любви всех и каждого, усердную Заступницу, неотступную Ходатаицу ныне даровал Господь земле в лице назаретской Девы, теперь окруженной на небесах славою Царицы Небесной.


Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы - начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Аспосов день. Малая Пречистая. Оспожинки. Рождество Богородицы. В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 28 августа). Другие названия: Пасиков, Луков день, Аспосов день, Аспожа, Осенины, Оспожинки. Луков и Пасиков происходят от слов «лук» и «пасека». Это время сбора лука и работы на пасеке. Вторая встреча осени. Осенний солнцеворот. Всякому лету конец. Если погода хорошая в этот день, то и осень будет хорошая.

В земледельческом календаре этот день назывался "осенинами" или "оспожинками" и отмечался как праздник урожая, который справляли иногда целую неделю. Народ встречал осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили: «Богородица Причистая, избавь от маты, надсады от души отведи, мое житьё-бытьё освети!» После сего разламывали хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им домашний скот.

К новобрачным приходили родные - посмотреть, как живут, поучить уму-разуму. По обычаю, молодые должны были показать все свое хозяйство, а после угостить родню. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. А новобрачные дарили круглый каравай или пирог и свату, и родне.

Рождество Пресвятой Богородицы - первый в чреде двунадесятых неподвижных праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 8 (21) сентября. Праздник установлен в IV в. Он посвящен «началу нашего спасения», рождеству Девы Марии.

Рождество Богородицы. Апасов день. Осенины. Вторая встреча осени. Всякому лету конец. Убирают пчел, собирают лук.
Строгой быть зиме, коли птица дружно пошла в отлет.
Если шерсть у зайцев побелеет - скоро наступит зима.
Изобилие еловых шишек - к урожаю яровых, гороха и огурцов в следующем году.
Цветки ноготков полевых сжались плотно, слово увяли - перед дожем.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Аспосов день

На Аспосов день наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг ее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житье - бытье и поучить их уму - разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.

Какой праздник в году самый любимый? Многие, не задумываясь, ответят: «День рождения!» - и будут правы. Редкое событие по размаху, силе и радости сравнится с этим днем. Так и у верующих: даты рождений святых или, как еще их принято называть, «рождества», особо почитаемы и с нетерпением ожидаются. Одним из таких великих праздников для православных является Рождество Пресвятой Богородицы, которое ежегодно отмечается 21 сентября. Почему эта дата столь значима для верующих?

Истоки праздника

Событие это является первым праздником, с которого начинается новый церковный год. Столь знаковую для православных дату принято еще называть днем всемирной радости. И это неслучайно: верующие отмечают день, когда на свет появилась Дева Мария, ставшая впоследствии Матерью Иисуса.

Праздник имеет солидную историю: церковь установила его еще в VI веке. Согласно преданию, в городе Назарете жила праведная чета Иоакима и Анны. Несмотря на зажиточность и богатство, пара пользовалась большим уважением и любовью окружающих, ведь главными принципами их жизни являлись любовь к Богу и милосердие к людям. Единственное, что омрачало жизнь благочестивой семьи, – , что у евреев считается признаком наказания свыше. Несмотря на свой возраст, муж и жена не переставали просить у Всевышнего послать им чадо.

Однажды Иоаким, принося очередной дар Богу, услышал в спину укор - мол, негоже бесплодному вперед других приносить дар Всемогущему. Будучи в великом горе, благочестивый Иоаким отправился в пустыню, чтобы посвятить свое время молитве и строгому посту. Его жена Анна, узнав об этом, не замедлила посвятить все свое время усердным молитвам о желанном ребенке, обещая отдать его Богу на служение. Их молитвы были услышаны: страдающим супругам по очереди явился Ангел и сказал, что их стенания услышаны. Спустя отведенный срок у пары родилась дочь, которую и нарекли Марией по повелению Ангела. Этот день и вошел в историю христианской Церкви как Рождество Пресвятой Богородицы.

Особо почитаем этот праздник у русского народа, ведь именно 21 сентября Дмитрий Донской со своим войском одержал победу в Куликовской битве. В этот день попросить о самом заветном могут те женщины, кому пока не довелось испытать радость материнства, и все, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Причем принято думать - обращаться к Богородице нужно не с просьбами и мольбами, а превозносить ее, тогда все, что тревожит душу, не останется без внимания. Любое богослужение в Рождество Богородицы включает в себя обязательное восхваление Девы Марии, которой была уготована роль Матери Христа, и упоминание ее верующих родителей, прародителей Спасителя Мира.

Народные приметы и традиции

Дни, предшествующие осеннему равноденствию (22-23 сентября), издавна и по праву считались временем, когда осень вступает в свои полные права и начинаются холода. На Руси эти дни совпадали с праздником Рождества Богородицы – поэтому накануне или сразу после него люди занимались сбором овощного урожая, а также всех плодов с деревьев. Пчеловоды в эти дни убирали все улья с пасеки, чтобы оградить пчел от убийственных для них холодов, которые вовсю вступают в свои права. На сам же праздник Рождества Богородицы было принято ходить друг к другу в гости и угощаться богато накрытыми столами.

В народе также можно услышать другие названия этого православного события: Вторая Пречистая (Первой Пречистой называли Успение Богородицы, приходящееся на 28 августа), Осенины, Пасекин день, Оспожинки (от слова «жатва») и др. Церковные праздники для крестьян были своеобразными «отметинами» времени, на них ориентировались, не зря появились эта и другие подобные поговорки: «Пришла Пречистая – на дереве чисто, а придет – на дереве голо» (Покров Пресвятой Богородицы празднуется православной Церковью 14 октября).

Обращали крестьяне внимание и на погоду в эти дни. Так, многовековыми наблюдениями было подмечено: на дворе солнечная погода без намека на тучи – жди ясной и теплой осени, которая пройдет без проливных дождей. И наоборот: если горизонт заволокли тучи и готовится пойти дождь, самое время доставать теплую одежду и непромокаемую .

Рождество Пресвятой Богородицы – тот день, когда можно высказать дань уважения Покровительнице, которая ни на миг не забывает о наших нуждах и более других святых может ходатайствовать о людских заботах и тревогах Богу. Царица Небесная, она готова дать свою каждому, кто в ней нуждается. Наша же задача проста: быть благодарными Матери Христа за ее чаяния и мысленно от души высказать слова признательности и любви. Усилия минимальны, а обратный эффект, который часто иначе как чудом не назовешь, может быть поразительным.

Рождество Пресвятой Богородицы, еще также называют Богородичным праздником, украинцы празднуют 21 сентября 2017 года. Этот день считают радостным событием, семьи вместе отправляются на церковные богослужения и не берутся за тяжелую работу. Предлагаем вам узнать о том, что можно делать в этот день и от чего все же стоит воздержаться.

Пришла Первая Пречистая - одела природа ожерелье, пришла Вторая Пречистая - взяла комара нечистая, пришла Третья Пречистая - стала дубрава безлистной. - Пришла Пречистая - на дереве чисто, а придет Покрова - на дереве голо. - Пречистая - картофель чистая. - Пришла Пречистая - принесла сватов нечистая. - Успение рожь засевает, а вторая - дождем поливает. - Если на Рождество Богородицы погода будет солнечной, то и осень ждет теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет хмурым в этот день, то и осенние холода придут с дождями. - Если девушка умоется к востоку солнца, то ее обязательно посватают в этом году. - Чтобы избежать "злых глаз", клеветы и болезней, в Рождество Пресвятой Богородицы сжечь старую одежду и обувь.Христиане восточного обряда отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы, или "Второй Пречистой" или "осенины", поскольку в этот день по народному календарю наступает осень. Христиане издавна обращались к Богородице, которая стала объединяющим началом между Богом и человеческим родом, и просили у нее защиты и благословения.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуют 21 сентября Богородичные праздники пышно отмечаются в местах, где освящались церкви в ее честь. Храмовые (престольные) праздники обычно проходят с богослужением и следующей за ним трапезой. Обязательно устраиваются обеды, где все родственники собираются за круглым столом. Обычаи праздника Рождества Пресвятой Богородицы, - что можно и стоит делать в этот день 1. Этот праздник также традиционно считается и женским праздником, когда женщину принадлежит почитать как продолжательницу рода. Он, очевидно, наследует древний арийский праздник Рожениц, когда наши предки выражали благодарность опекунам полей и урожаю, дедам-ладам. 2. Женщины, у которых нет детей, устраивают обед i приглашают бедных - "чтобы молилась Богородица за их детей". Женщины также заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают людей к себе на обед. Говорят, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей, на которых они ждут, в этот день имеют особую силу. 3. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Поэтому в эти дни не работали, не постились, а после молитв в храме собирали веселые застолья. 4. Также на праздник издавна приходится последний срок заготовки "волшебного" зелья. Считалось, что собранные между Первым (Успения Пресвятой Богоролици - 28 августа) и Вторым Пречистыми праздниками приворотные травы имели особое свойство привлекать парня к девушке (мужчину к женщине) и наоборот.


Женщины собирают "волшебное зелье" к Богородичному празднику 5. Со дня праздника Рождества Пресвятой Богородицы можно было засылать сватов к девушкам. Также в этот день хорошо делать свадьбу и ходить семьями в гости на застолье. 6. С древних времен также в Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром пытались пойти на водоем. Считалось, что если женщина в этот день умоется водой до восхода солнца, то красота ее сохранится до самой старости. А для крепкого здоровья детей обливали на пороге водой. 7. Также в этот день начиналась луковая неделя - хозяйки с грядок убирали этот овощ. А к Рождеству Пресвятой Богородицы хозяева пытались собрать весь урожай, пчеловоды в это время начинали готовить пчел к зимовке - убирать ульи. 8. Во это время обычно холодает, поэтому до Второй Пречистой следовало полностью выкопать картошку и засеять землю рожью. Приметы и пословицы праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Cегодня 21 сентября (8 сентября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии Премудрости Божией (Киевской). Икон Рождества Пресвятой Богородицы: Изяславской; Сямской (1524); Глинской (XVI); Лукиановской (XVI); Исааковской (1659). Икон Божий Матери: Холмской, Курской-Коренной "Знамение" (1295); Почаевской (1559); Леснинской; Домницкой (1696).

Рождество Пресвятой Богородицы и Девы Марии

Великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября по новому стилю).
В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).

Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы - начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы. Родителями Пресвятой Богородицы были святые Иоаким и Анна, из еврейского народа, люди благочестивые. Жили они в маленьком городе Назарете. Иоаким происходил из царского Давидова рода, а Анна - из священнического Ааронова. Они дожили до старости, не имея детей. Не иметь детей считалось тогда у евреев немилостью Божией, и поэтому Иоаким и Анна тяжко скорбели, но не отчаивались и молились, чтобы Господь даровал им детей, как Аврааму и Сарре. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, то есть, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь, однако сначала еще раз испытал их терпение.

Однажды Иоаким пришел в храм и принес дар. Священник не принял от него дара и сказал, что он недостоин принести дар, потому что бездетен; а бездетством наверняка наказан за какие-нибудь грехи. «Не пойду домой, - сказал Иоаким, - а пойду в пустыню и буду там молиться и поститься, пока Бог не обещает мне детей». Так же была огорчена и Анна. Служанка упрекнула ее такими словами: «Тебя Бог не любит и не дает тебе детей». В скорби вышла Анна в сад и села под деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с детенышами. Это еще больше огорчило Анну. «Вот у птиц есть дети, а у меня их нет», - сказала она и заплакала. Тут ангел явился ей и сказал: «Не плачь, Бог даст вам дочь. Ступай и встречай мужа». В то же время явился ангел Иоакиму и сказал: «Бог услышал вашу молитву. Он даст вам Дочь, о Которой возрадуются все люди. Ступай домой». Анна пошла и встретила мужа, и они пересказали друг другу, что Бог через ангела обещал им дочь, и возблагодарили Бога. И действительно, через год, 8 сентября родилась у них дочь. Они назвали ее Марией.

Иконы Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса.

В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Холмская икона Богоматери находится в городе Холме, в соборе. Полагают, что она написана евангелистом Лукой и привезена из Константинополя святым князем Владимиром. Икона была и в руках татар, которые нанесли ей две видные доселе раны, и поляков. Икона сия, подобно Киево-Печерской, помещается над царскими вратами и опускается на шнурах. Она привлекает к себе бесчисленное множество богомольцев.

«Знамение» Курская «Коренная» икона Богородицы находится в Курске, в монастыре. В 1295 г. она была найдена при корне одного дерева, обращенная лицевой стороной к земле, отчего и получила название Коренной. Когда подняли икону, то на месте, где она лежала, образовался источник воды. Князь Рыльский-Шемяка соорудил в городе храм Рождества Богородицы и поставил икону. Но икона неоднократно возвращалась на место своего явления, и тогда там соорудили часовню. В 1383 г. татары хотели было сжечь часовню, но не смогли; икону же раскололи и забросили. Впоследствии икона была найдена и склеена. В 1612 г., когда поляки осаждали Курск, жители города видели особенную помощь Богородицы и дали обещание устроить среди города монастырь во имя чудотворной иконы Знамения. Монастырь был устроен, и в 1618 г. икону перенесли в него. С того времени ежегодно, в пятницу 9-й недели после Пасхи, чудотворная икона с крестным ходом переносится из Курска на место ее явления и остается там до 13 сентября. Почтить ее приходят многие паломники. Курские жители, по молитвам перед иконой, видели спасение и от голода еще при Годунове, и от французов в 1812 г.

Исааковская икона Пресвятой Богородицы находится в Исааковской обители в Ярославской епархии. Икона явилась в селе Исаакове в 1659 г. Обитель устроена в 1662 г. На этой иконе стоят рядом иеромонах, архиерей, священник и диакон; священник держит в руках икону Богородицы - без Богомладенца.

Сямская икона Богородицы прославилась в XVI в. В 1524 г. Пресвятая Богородица явилась во сне вологодскому крестьянину Родионову, лежавшему два года в расслаблении, и повелела отправиться в Сямскую волость Вологодской епархии и сказать, чтобы там построили обитель во имя Ее Рождества. За исполнение повеления ему было обещано исцеление от болезни. Родионов исполнил повеление и выздоровел. Поселяне, увидев чудо исцеления, основали обитель, где храмовая икона сделалась чудотворной и стала известна под именем Сямской.

Икона Софии - Премудрости Божией существует в нескольких вариантах.
Иконы в Софийских храмах в Константинополе (который был построен императором Юстинианом и, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть) и в Киеве (который построен Ярославом) написаны так: представлен дом или храм, в котором под сенью, поддерживаемой двумя столпами, стоит Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. Руки и длани Пресвятой Богородицы распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. При персях Ее на десной руке - Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой. Над сенью написаны слова: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмъ. Над домом вверху в сиянии лучей - Бог Отец и Дух Святой, а подле Них - Церковь Небесная, и в облаках предстоят семь архангелов. На ступенях дома, подле Богоматери, представлена Церковь Божия земная: изображены ветхозаветные праотцы и пророки.
Икона Софии - Премудрости Божией в Софийском Ногородском храме написана так: Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крылами, яко Велика Совета Ангел (Ис. 9:6), на огненном престоле о семи столбах. Вокруг Него голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконой Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель - ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. В вышине - Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят три коленопреклоненные ангела. Иконы Софии являют Матерь Божию, послужившую воплощением Премудрости, то есть Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни: в Киеве - в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и других местах - в день Успения.

Домницкая икона Пресвятой Богородицы явилась на берегу реки Домницы Черниговского уезда, в 12 верстах от города Березны, в 1696 г. Гетман Мазепа устроил тут монастырь.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
28.12.2019 -
29.12.2019 -
30.12.2019 -