Япония. Легендарные катаны. Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды Кровожадные клинки Мурамасы

  • Дата: 18.03.2024

Практически каждый японский меч - это своего рода произведение искусства. Но и среди них есть те, которые прославились на всю Японию, а некоторые из них даже известны за границей. Интересны и те, кто владел данными мечами. В данной статье Вы также узнаете, почему некоторые мечи были названы именно таким образом, какие истории с ними связаны.

1) Минамото но Ёримицу (源頼光): До:дзигириясуцуна (童子切安綱)

Данный меч очень известен в Японии, а назван он так из-за того, что Минамото но Ёримицу, являющийся прямым потомком клана Минамото по линии Сэйва Гэндзи, которая являлась одной из известнейших и сильных, срубил этим мечом голову мифическому предводителю демонов-они, Сютэндодзи (酒天童子), который обитал на горе Ооэ в провинции Тамбо.
Однажды случилось происшествие, которое и по сей день символизирует великолепную остроту данного меча. В одном месте в период Эдо жил мастер, который испытывал на людях новые мечи. Его звали Матида Тёдайю (町田長太夫), и говорят, что, когда он опробовал данный меч, где-то были найдены шесть трупов преступников, повешенные на деревянном постаменте и разрезанные ровно пополам.

2) Масамунэ 正宗

Если говорить о традиционных японских мечах, то, я думаю, что нет мечей более знаменитых, чем мечи мастера Масамунэ.

После его смерти в конце эпохи Камакура, школа Масамунэ продолжала поставлять продукцию и оставила большой след в данном ремесле.

Считается также, что сущность работ Масамунэ – это волнующее очарование. Особенность данного клинка в том, что на его хамоне есть золотые отблески, и он в целом изобилует красивыми узорами.

3) Зачарованный меч Мурамаса, Ё:то: Мурамаса (妖刀村正)

Многие знакомы с эпохой Сэнгоку, с зачарованными мечами Мурамаса, с которым связаны многочисленные несчастные случаи, о которых хотелось бы рассказать.

Если Масамунэ придерживался правильного пути японского меча, то Мурамаса скорее злого и неверного. Конкретно это оказало огромное негативное влияние на дом Токугава.

Дед и отец Токугава Иэясу - Мацудаира Хиродатэ и Киёясу, оба были убиты во время мятежа вассалов. Говорят, что на мечах, которые тогда использовали, были гравировки Мурамаса.

Ещё, когда Ода Нобунага заподозрил старшего сына Иэясу Нобуясу в заговоре, считается, что при исполнении смертного приговора снова использовался один из мечей Мурамаса.

Говорят, что в какой-то момент Иэясу полностью возненавидел Мурамаса и его творения, от всех его мечей во владении дома Токугава отказались, долгое время считая их вражескими, их не использовали и не любили.

4) От Миёси Масанага (三好政長) до Ода Нобунага (織田信長) и много других владельцев: Со:дзасамодзи (宗三左文字)

Если говорить о периоде Сэнгоку, то, наверное, нет меча, чья судьба была бы более извилистой, чем этот. В начале периода Сэнгоку отец Такэда Сингэна, которого звали Такэда Тобутора, получил от Миёси Масанага в подарок меч, который он позже даровал своему сыну Сингэну. Затем Сингэн передал его в руки Имагава Ёсимото, за которого выдал замуж свою старшую дочь Дзёкэйин, чтобы примириться с кланом Имагава, с которым долгое время они были противниками.

Однако, когда произошло знаменитое сражение Окэдзама, Ода Нобунага присвоил себе меч в качестве боевого трофея после убийства Имагава Ёсимото.

До инцидента Хонно:дзи, когда умер Ода Нобунага, он считал меч Со:дзасамодзи своим любимым, но после многих событий он перешел к Тоётоми Хидэёси, который в свою очередь передал его своему старшему сыну.

Но говорят, что после летней кампании по захвату Осаки в 1615 году меч перешел к Токугава Иэясу, другими словами, это меч, принадлежавший людям, которые располагали большой властью в определенное время, более того желавшие затем покорить всю страну.

5) Уэсуги Кэнсин (上杉謙信) : Клинок, режущий ружья, Тэппо:гириканэмицу (鉄砲切り兼光)

Говорят, что данный меч, считавшийся любимым оружием Уэсуги Кэнсина, который был известным мужем в префектуре Этиго (ныне Ниигата), был назван таким образом из-за случая, когда Кэнсин разрезал пополам заряженное ружья снайпера клана Такэда.

Есть даже анекдот, что, когда одинокий всадник ворвался в ставку главнокомандующего Такэда Сингэна, это было похоже на отважно кричащего господина Кэнсина.

6) От Ода Нобунага (織田信長) к Курода Ёситака (黒田官兵衛) : Хэсикири Хасабэ (へし切り長谷部)

Хэсикири хранится в государственном музее в городе Фукуока, но хорошей фотографии меча, к сожалению, нет.

Знаменитый меч получил свое имя после кровавого инцидента, когда Ода Нобунага разгневался на невежество слуги, который подавал ему чай, и погнался за ним, после чего разрубил его вместе с полкой, под которой тот спрятался.

Спустя какое-то время, считается, что Ода Нобунага передал его молодому Курода Ёситака, который стал вассалом при Тоётому Хидэёси. И по сей день этот известный меч передается в клане Курода.

7) Тотибана Досэцу (立花道雪) : Райкири

Райкири – это любимый меч известного полководца периода Сэнгоку, Татибана Досэцу. Когда Досэцу спрятался от дождя в тени дерева, в него ударила молния. В итоге парализовало только половину его тела, тем не менее, он не смог продолжить жить. Меч, который был при Досэцу в то время, теперь называется Райкири (Клинок молнии).

На фотографии выше, на мече можно заметить следы, оставленные ударом молнии.

8) Окита Содзи (沖田総司) : Кикуитимондзи Норимунэ (菊一文字則宗)

Это любимый меч Окита Содзи, считавшегося самым сильным среди офицерского корпуса Синсэнгуми, это очень ценный древний меч производства Норимунэ, заполучить который было сложно даже японским феодалам. Возможность, что семья Окита в то время сможет унаследовать этот меч, была практически равна нулю.

Хотя может каким-то образом он оставил себе меч, так как, по его словам, у него, представителя высшей руководящей элиты Синсэнгуми, была встреча с другом, советником министра из Айдзухан. И там ему дали разрешение оставить меч в семье, но точно ничего не известно.

9) Хидзиката Тосидзо (土方歳三) : Идзуми но ками Канэсада / Сэнрё: Канэсада (和泉守兼定(二代:千両兼光)

Данным мечом в свое время пользовался Хидзиката Тосидзо, заместитель главы Синсэнгуми. На самом деле, этот второй меч «Идзуми но ками канэсада» – это старый меч, который можно отнести к национальной драгоценности и который почти невозможно раздобыть. В то время его оценивали в 1000 рё (1рё = 130000 иен), поэтому его ещё называли Сэнрё: Канэсада.

Япония. Легендарные катаны


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя "знать" - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии , известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - "меч, скашивающий траву") также известен как Ama-no-Murakumo-no-Tsurugi (天叢雲剣) Амэ-номуракумо-но цуруги - "меч, собирающий облака рая".
Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу , позже он оказался у её внука Ниниги , а через некоторое время попал к полубогу Дзимму , который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута , расположенном в городе Нагоя , однако никаких доказательств его существования нет. Единственным правителем Японии , публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало. Этот клинок стал прототипом "Клинка Кусанаги" - боевого оружия Легендарного Саннина Конохи и нукенина Орочимару из аниме "Наруто". Посмотреть информацию об аниме можно .

Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом "напиться" крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы , которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу , которые народная молва связала с проклятием Мурамасы , правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с "демоническим духом кровожадности", засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы , чаще других одерживали победы.


В настоящее время оружие Мурамасы является национальным достоянием Японии . Документально подтверждена подлинность всего лишь нескольких мечей, которые приписываются великому мастеру, и все они находятся в музейных и частных коллекциях. Однако легенды вокруг этого имени продолжают вызывать большой интерес, предания продолжают вдохновлять не только любителей оружия, но и людей искусства. Великий оружейник стал героем многих литературных произведений, а также популярным персонажем аниме и компьютерных игр.

Хондзё Масамунэ

О самом Горо Нюдо Масамунэ известно собственно мало. Он жил примерно в второй половине 13-го первой половине 14-го века, в период Камакура , когда власть находилась в руках военной клики сёгуна и что способствовало постоянным войнам. Масамунэ считается как патриарх стиля сосю-ден, одного из самых сложных стилей ковки, Также Масамунэ приписывается ключевая роль в разработке процесса интеграции мартенситных структур хамона (ниэ и ниой) в перлитные структуры сердцевины и наружных защитных слоёв клинка.

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы , клинки, изготовленные мастером Масамунэ , согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы , напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию. Это означало, что мечи Масамунэ предназначены для хладнокровных и рассудительных воителей, которые не вынимают их из ножен по пустякам, а мечи Мурамасы способны спровоцировать их владельца на кровопролитие по самой ничтожной причине. Утверждали, что если такой меч вынуть из ножен, то он не вернется назад, пока не прольет чью-либо кровь, хотя бы даже своего владельца, и что Мурамаса умел заключать в выкованный им клинок души погибших воинов, которые не утолили свою жажду крови.

Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса . Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ , был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor ) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Семизубый меч

Семизубый меч (Нанацусая-но-тати , Nanatsusaya Mitama noTsurugi , 七支刀) - одно из национальных сокровищ Японии . Одна из основных версий относит его появление к IV в. до н.э. Согласно анализу меч был изготовлен в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи ) и назывался 칠지도 ch"iljido .
Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу , что находится в японском городе (по разным источникам сын был зачат еще при жизни императора, но задержался с рождением и появился на свет не через положенные 9 месяцев, а через три года. За это время императрица успела возглавить успешный поход в Корею и совершить много других деяний.
Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки , кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу , так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. Меч хранили в некотором небрежении, что очень нехарактерно для японцев. Так что ржавчина покрыла его и надписи золотом сделанные на обеих стронах меча были открыты заново тольо в 1870 году.

на 1-й стороне
泰(和)四年十(一)月十六日丙午正陽造百錬(銕)七支刀(出)辟百兵宜供供候王■■■■ (作 или 祥)
надпись сильно повреждена и местами нечитаема. Приблизительный перевод:
На 16-ю луну 11-го месяцаб 4 года эры Таива меч был выкован из стали в 100 раз крепче обычной. Используя меч поразишь 100 врагов. Для достойного властителя. Сделал …
на 2-й стороне
先世以來未有此刀百濟王世(子)奇生聖音故爲倭王旨造傳示後世
Никогда прежде не было такого клинка. Принц царства Пэкче, который живет звуками августа, сделал этот меч для царя Ва с надеждой что он прослужит многим поколениям
Возможно, что не обошлось здесь без влияния великой индийской культуры, оплодотворившей китайскую культуру.

Мечи знаменитых людей являются источниками легенд. Подпитываемые сказаниями о кровопролитиях и завоеваниях, на протяжении всей истории были мечи, слава которых доросла до мифических пропорций из-за тенденции людей смешивать факты и вымысел до такой степени, что они оказываются неотделимы друг от друга. Некоторые из этих мечей могут на самом деле быть ожившими легендами, однако истории других настолько странные, что невольно задумываешься об их правдивости. В мире нет другого вида оружия, которое бы оставило такой впечатляющий след в человеческой истории.

10. Меч в Камне (Sword In The Stone)

Хотя легенда о короле Артуре по большой части является частью фольклора и мифом, существуют доказательства того, что история о мече в камне может быть правдивой. В Часовне Монтесьепи (Monte Siepi), Италия, существует древний меч, воткнутый в камень, который вероятно является ключом к нахождению источника легенды.

Считается, что Святой Галгано Гвидотти (Saint Galgano) был тосканским рыцарем, которому Архангел Михаил приказал отказаться от грешных привычек. Галгано сказал, что это было бы также сложно как расколоть камень, и попытался доказать свою точку зрения разломав меч о неподалёку лежащий камень. По легенде, лезвие меча вонзилось в камень, как горячий нож в масло. Меч до сих пор находится в камне, где оставил его Галгано, отказавшийся после этого от грешной жизни.

После того как Святого Галгано канонизировали, рассказ о его святом мече быстро распространился среди народа. Легенда Экскалибура (Excalibur) появилась раньше, чем Галгано, но непосредственное упоминание меча в камне добавилось к легенде вскоре после Галгано. По теории, меч святого послужил реальным прототипом меча Артура в камне.

Конечно, всё зависит от того, принадлежал ли меч Галгано на самом деле. Многие считают, что происхождение меча может быть совсем не связано со святым. Однако, Луиджи Гарласчелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского университета (University of Pavia) недавно провёл радиоуглеродный анализ меча, который показал, что меч был изготовлен в 12-ом веке, что совпадает с жизнью Святого Галгано, хотя это, конечно же, не является доказательством правдивости непосредственной истории.

9. Кусанаги-но цуруги (Kusanagi)


По легенде, Кусанаги («Меч, скашивающий траву») был найден в теле восьмиглавого дракона, убитого богом гроз и морей. Он является частью регалий японских императоров, символом того, что древняя японская династия императоров произошла от богини Солнца – доказательство богом данного права на власть.

Считается, что Кусанаги хранится в святилище Атсута (Atsuta shrine) в префектуре Нагано (Nagano Prefecture), хотя широкой публике он не показывается, и его никто не видел уже несколько веков. Меч иногда приносят на церемонию коронации императоров, но он всегда завёрнут в ткань. Хотя его никто никогда не видел, и о мече существуют упоминания только в псевдоисторических документах и устной истории, власти Японии продолжают заставлять весь мир гадать существует ли Кусанаги на самом деле - не опровергая, но и не подтверждая его существование.

Единственное официальное упоминание меча датируется концом Второй Мировой войны – хотя император отрёкся от своей божественной природы и происхождения, он всё же приказал хранителям регалий японских императоров «защищать регалии любым способом».

8. Дюрандаль (Durandal)


На протяжении сотен лет в горе над часовней Нотр-Дам (Notre Dame chapel) в Рокамадуре (Rocamadour), Франция торчит мистический меч. Монахи говорят, что это Дюрандаль, меч паладина Роланда (Roland). По легенде, Роланд вонзил святой меч в гору, чтобы им не завладели враги. С 12-го века часовня является местом паломничества. В 2011 году меч был извлечён из горы муниципальными властями и передан в Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (Cluny Museum), в Париже, для выставки.

Но является ли на самом деле этот меч Дюрандалем? Хотя битва, при которой Роланд погиб, является хорошо задокументированным событием, первое упоминание Дюрандаля можно найти в «Песне о Роланде» (The Song of Roland), сочинённой сотни лет спустя – примерно в тот же период, когда монахи начали утверждать, что меч принадлежит Роланду. Они, скорее всего, связали свой меч с Дюрандалем по той причине, что Рокамадур был началом его путешествия, хотя его последний бой случился в сотнях километрах отсюда, в Ронсенвальской долине (valley of Roncesvaux). Так что, к сожалению, это вряд ли меч Роланда, как бы ни хотели этого монахи, исключая возможность, что Роланд смог метнуть меч на пару сотен километров. И всё же, истинное происхождение меча остаётся полной загадкой.

7. Проклятый Мурамаса (Cursed Muramasas)


Мурамаса был древним японским мечевщиком, который, согласно легенде, молился, чтобы его мечи были «великими разрушителями». За невероятное качество его мечей боги решили выполнить его желание и вселили в мечи кровожадный дух, который, если его не подпитывать битвой, доводил владельца до самоубийства или убийства. Существует бесчисленное количество историй о том, как владельцы мечей Мурамаса сходили с ума или были убиты. Мечи считались проклятыми и были запрещены императорским указом.

Указ был принят сёгуном Токугава Иэясу (Shogun Tokugawa Ieyasu), который запретил мечи после того, как от них умерла почти вся его семья. Его дед был убит мечом Мурамаса, а сам Иэясу и его отец были ранены теми же мечами. В конце концов, его жена и приёмный сын были казнены якобы проклятыми мечами.

Но были ли мечи Мурамаса на самом деле проклятыми? Скорее всего, проблема Иэясу с мечами возникла просто из-за того, что они были невероятно популярными. Мурамаса – на самом деле не один человек, а целая школа мечевщиков, которую открыл непосредственно Мурамаса. Качественные мечи Мурамаса изготавливались почти целый век и японские воины часто ими пользовались. Тот факт, что мечи Мурамаса были использованы в стольких убийствах, связанных с сёгуном, является, конечно же, совпадением.

6. Хондзё Масамунэ (Honjo Masamune)


Противоположностью проклятых мечей Мурамаса являются мечи легендарного священника и мечевщика Масамунэ. Легенда гласит, что Масамунэ и Мурамаса проверяли, кто из них является лучшим мечевщиком, опуская лезвия в речку. В то время как меч Мурамаса разрезал всё, чего касался, меч Масамунэ не разрезал ничего, что было этого недостойно – даже воздух.

Хотя работы Масамунэ считаются национальными японскими достояниями, один из мечей так и не был найден. После капитуляции Японии во Второй Мировой войны, «Хондзё Масамунэ» был отдан американскому солдату, сержанту Колди Бимору (Sgt Coldy Bimore), который, скорее всего, забрал его домой в качестве сувенира. Загадочного американского солдата так и не нашли, как, впрочем, и самого меча. Несмотря на неоспоримую ценность меча (он оценивается в несколько миллионов долларов), коллекционеры мечей не приблизились ни на шаг к нахождению легендарного утерянного меча Масамунэ.

5. Жуаёз (Joyeuse)


Жуаёз, легендарный меч Карла Великого (King Charlemagne), по легенде менял свой цвет 30 раз за день и был настолько ярок, что затмевал Солнце. Начиная как минимум с 1271 года, два меча под названием Жуаёз были частью церемонии коронации во Франции. Но так как два меча не могут быть знаменитым Жуаёзом, тайна того, какой из них на самом деле является мечом «императора Римской империи» (Holy Roman Emperor), остаётся нераскрытой.

Жуаёз, находящийся в Лувре (Louvre), перенёс сильные изменения за свою длительную историю. Самой старой его частью является рукоятка, происхождение которой недавние исследования датировали промежутком с 10-го по 11-й век. Карл Великий скончался в 813 году, так что меч немного не совпадает с жизнью императора Священной Римской Империи.

Другим претендентом на звание является «Сабля Карла Великого», расположенная в Венской сокровищнице (Imperial Treasury) в Австрии. Неизвестно, как она стала частью французских Имперских клейнодов (French Imperial Regalia), но сабля датируется началом 10-го века – ближе, чем Жуаёз, но всё же не может быть легендарным мечом Карла. Саблю, скорее всего, создали мечевщики из Венгрии, что добавило лишних легенд, что это известный «меч Атиллы», который Марс, бог войны, якобы дал Аттиле, вождю Гуннов (Attila the Hun). К сожалению, это также не является правдоподобным с точки зрения истории.

4. Меч святого Петра (St. Peter’s Sword)


Существует несколько легенд о мече, использованном Святым Петром для отрезания уха помощника верховного жреца в Гефсиманском саду (garden of Gethsemane). В соответствии с английской мифологией меч вместе со Святым Граалем (Holy Grail) в Англию привёз Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Однако в 968 году епископ Иордан привёз меч в Польшу – и именно этот меч, по его словам, был настоящим мечом Святого Петра. Меч Епископа, считающийся настоящей реликвией, остался в Польше и затем был перевезён в Музей Архидиоцеза (Archdiocese Museum) в городе Познань (Poznan).

Принадлежал ли загадочный меч Святому Петру? Некоторые утверждают, что меч был изготовлен на восточной границе Римской империи в первом веке, но доказательств этому нет, кроме (возможно неправильной) веры тех, кто хотят считать, что меч является настоящей реликвией. Меч в Польше является фальшионом (falchion) – разновидностью меча, которую не использовали во времена Святого Петра. Исследования металла также показали, что меч был изготовлен после смерти святого.

3. Меч Уоллеса (Wallace Sword)


Если верить легенде, Уильям Уоллес (William Wallace) – главный персонаж фильма Храброе Сердце (Braveheart) – использовал человеческую кожу для изготовления ножен, рукоятки и портупеи. «Донором» плоти был Хью де Крессингхэм (Hugh de Cressingham), казначей Шотландии, которого Уоллес освежевал после победы в Битве на Стерлингском мосту (Battle of Stirling Bridge).

По одной легенде, Уоллес использовал одну полоску кожи Крессингхэма для портупеи. По другим легендам Уоллес и его соратники использовали кожу Крессингхэма для подпруги седла. Легенда распространилась ещё дальше, когда Яков IV (King James IV) приказал заменить ножны, рукоятку и портупею чем-то более подходящим для такого великого меча. Меч, находящийся сейчас в Монументе Уоллеса (National Wallace Monument), уже является изменённой версией изначального меча.

Обладал ли когда-то Уоллес мечом-«Франкенштейном»? Хотя с Крессингхэма действительно содрали кожу, более вероятно, что Уоллес использовал кожу сборщика налогов для портупеи, а не для частей меча. История также произошла в Англии, а значит, скорее всего, была направлена на то, чтобы шотландский герой выглядел варваром. Всё же, мы понимаем нелюбовь Уоллеса к сборщикам налогов. Однако, вполне можно допустить, что он использовал кожу одного из них для украшения своего меча. Как и в случае многих других легенд, правда была затеряна в прошлом.

2. Меч Гоуцзяня (Sword Of Goujian)


В 1965 году в сыром склепе в Китае был найден выдающийся меч – несмотря на то, что ему более 2 000 лет, на нём не было ни малейшей капли ржавчины. Лезвие было настолько нетронуто временем, что когда один из археологов испробовал его остроту пальцем, пролилась кровь. Помимо его внеземной стойкости, гравировка меча была настолько искусна, что археологи не поверили, что такой детальности можно было достичь в те времена. На тот момент меч был настоящей загадкой.

Дальнейшее исследование гравировки показало, что это был меч Гоуцзян (Goujian), принадлежащий царю Юэ (Yue king), и считается, что это легендарный меч, упоминавшийся в утерянной истории царства Юэ (The Lost History of Yue). Согласно легенде, когда ван Гоуцзяня (King Goujian) оценил свою коллекцию мечей, это был единственный достойный меч. Меч был настолько великолепен, что считалось, что его изготовили совместными усилиями Небеса и Земля.

Как мечу удалось сохраниться в таком великолепном состоянии на протяжении более 2 000 лет? Исследования показывают, что мечевщики Юэ достигли такого высокого уровня металлургии, что смогли добавить антикоррозийные сплавы в лезвия. Их мечи также обрабатывались противокоррозийными веществами, которые помогли им сохраниться в отличном состоянии такое долгое время. Помимо этого, по счастливому стечению обстоятельств, ножны этого меча были почти воздухонепроницаемыми, что предотвратило окисление и позволило легендарному мечу остаться в таком первозданном состоянии – даже после того, как он провёл два тысячелетия в гробнице.

1. Семиветвистый меч (Seven-Branched Sword)


В 1945 году в Исоноками-дзингу (Isonokami shrine), Япония, был найден таинственный меч. Меч был очень необычным – из его боков выступало шесть ответвлений (конец лезвия считается седьмым ответвлением). Меч был в плохом состоянии, но тусклую надпись на лезвии всё ещё можно было прочитать. Точный перевод оспаривался несколько раз, но можно точно сказать, что меч был подарком от короля Кореи японскому монарху.

Это описание совпало с мечом, описанном в Нихон сёки (Nihon Shoki), документе, описывающем раннюю историю Японии. Если это был тот же меч с семью ответвлениями, который был дан полумифической императрице-шаману Дзингу (Jingu), он являлся бы важным признаком того, что легенда стала фактом.

Дата изготовления меча совпала с достоверными источниками в Китае, Корее и Япония. Исоноками-дзингу был также упомянут в других документах, датирующихся временем Нихон сёки, так что меч мог оставаться в святыне с древних времён. Учёные считают, что меч с семью ответвлениями является тем самым мечом из легенды, так что императрица-шаман Дзингу получила своё место в официальной истории.

+ Тисона (La Tizona)


Тисона является мечом легендарного Эль Сида (El Cid), который сражался как за христианскую армию, так и за мусульман в Испании. В музее в Бургосе (Burgos), Испания, выставлен меч, который, как утверждают представители музея, является мечом самого Эль Сида.

Меч якобы был передан Маркизу де Фальсу (Marquis of Falces) королём Фердинандом (King Ferdinand) в 1516 году. Затем его из поколения в поколение передавали члены семьи Фальс, но, в конце концов, он был отдан Военному Музею Мадрида (Madrid Military Museum) в 1944. Там он оставался шестьдесят лет, и в его происхождении никто не сомневался, но затем Маркиз продал его автономной области Кастилия и Леон, для выставки в музее Бургоса.

После продажи меча министерство культуры, связанное с Военным Музеем, начало распространять информацию о том, что меч на самом деле был изготовлен несколькими веками позднее смерти Эль Сида. Кастилия и Леон ответили на это проведением другого исследования, подтвердившего происхождение меча, и сказали, что министерство просто завидовало из-за того, что потеряло меч.

В эпической поэме Слово об Эль Сиде (Lay of El Cid) говорится, что Тисона настолько пугала врагов, что они падали в обморок при одном виде меча. Меч в Бургосе может и не заставил никого упасть в обморок, но, как минимум, он умело вызывает вокруг себя множество споров. Происхождение меча остаётся предметом горячих споров.

+ Ульфберхт (Ulfberht)


Хотя на данный момент о них уже забыли, в прошлом викинги обладали особой разновидностью мечей, намного превосходящих любое другое европейское оружие. Мечи Ульфберхт опережали своё время на тысячи лет и ими владели исключительно элита воинов викингов.

Что делало ульфберхты настолько хорошими? В то время как мечи викингов в основном были изготовлены из низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, металл этих мечей по прочности соответствовал современной стали. На них присутствовала надпись "+ULFBERH+T” и сопоставимые по качеству мечи появились в Европе только во время промышленной революции. То, как викинги смогли создать эти мечи, пока остальная Европа могла похвастаться только сталью, разбивавшейся как стекло, является загадкой.

Учёные на данный момент считают, что секрет ульфберхтов заключался в тигельной стали, которую викинги привозили из Ирана и Афганистана. Нет точных данных кем являлся Ульфберхт – и был ли это один человек – но он был единственным европейским кузнецом, который в то время работал с тигельной сталью. И это сделало его мечи оружием, на голову превосходящим всё остальное.

, , ,


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. © Дмитрий Зыков