Владимир Легойда - Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. Владимир Легойда «неотделим от общества Есть история про три рождения журнала…

  • Дата: 11.12.2023

Высказался по поводу неоязыческого характера Олимпийских игр

Титул книги Томаса Гоббса «Левиафан» (1651 г.).

В своем сегодняшнем интервью агентству «Интерфакс» глава Синодального информационного отдела В. Легойда утверждает прежде всего догму о том, что Церковь неотделима от общества . С радостью выпускника МГИМО В. Легойда приветствует секуляризацию в ее полном расцвете:

В европейском культурном контексте спорт, как, впрочем, наука и государственное управление, с течением времени секуляризовались, и Церковь это может только приветствовать. Не приносим мы жертвы президентам (а императорам приносились), не колдуем над пробирками (философский камень остался в прошлом) и спорт посвящаем не Зевсу. Это прочное и незыблемое основание европейской цивилизации.

Олимпийский огонь

Теперь уже совсем легко оказывается ответить на вопрос об Олимпийском огне:

Я с трудом могу себе представить, чтобы кто-то осознанно вкладывал в манипуляции олимпийским факелом какой-то сакральный смысл. Зажжение олимпийского огня — это театрализованная постановка, и иного смысла люди в него не вкладывали со времен возрождения Олимпийских игр.

Вывод, вы спросите? Очень несложный и, однако, вполне тоталитарный: Многие наши соотечественники с нетерпением ждут Олимпиады, чтобы поддержать свою команду, поболеть за российских спортсменов и отдать должное мастерству иностранных . А Церковь , как мы помним, не должна отделяться от общества.

Накануне, руководствуясь точно той же логикой, В. Легойда от православных оккультный сериал «Вангелия» на Первом канале ТВ. Он признает, что болгарская ясновидящая Ванга воспринимается в Болгарской и Русской православной церквях как жертва действия темных сил . Однако протестовать против пропаганды действий этих сил христиане не должны, поскольку Первый канал не является православным.

Год назад В. Легойда по сходным мотивам инициативу православной общественности о запрете кощунственной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»: Конечно, православный человек не может принять тот образ Христа, который там есть… но считать это оскорблением (чувств верующих.- Ред.) — явный перебор .

То есть если бы Первый канал был православным, президент — царем, рок-опера — богослужением, а химия — алхимией, то В. Легойда мог выступать с духовной оценкой светских явлений, а раз ничего такого нет, то извините…

Как же с этим радикально светским взглядом на Церковь сочетается исповеданная выше догма о том, что «Церковь не отделена от общества»?

А так, что Церковь не имеет права выступать с христианских позиций, и в то же время должна следовать за народом и государством, в том числе, в их пути в духовную пропасть. Такова уж логика либерального государства, Левиафана из одноименной книги Томаса Гоббса, где к государству отнесены слова из книги Иова: Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (Иов 41:25-26).

Или, как более подробно В. Легойда, отождествляя христианское и либеральное учение о добре и зле:

Представьте человека на необитаемом острове: ему не нужно быть нравственным, он в принципе не может совершать безнравственные поступки. Но отношения с Богом у него все равно могут быть…

Заповеди никогда, по крайней мере в христианстве, не являлись целью. В том числе и потому, что грех - это категория не нравственная в христианстве, но онтологическая.

В заключение скажем, что как служитель великого и бесстрашного государства В. Легойда выполняет свою работу неплохо. А вот с точки зрения Церкви…

Владимир Романович Легойда

Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси

АЛЕКСИЯ II


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:

Интернет-портал «Православная книга России»

www.pravkniga.ru

Предисловие


Книга, которую вы держите в руках, не совсем обычна для православной апологетической литературы. Автор составил ее на основе своих статей за последние десять лет. Это были статьи разного рода – и написанные для конкретных изданий, и научно-популярные работы, и тексты многочисленных выступлений.

Построение сборника отнюдь не случайно. Открывает его тематический блок материалов, которые на протяжении нескольких лет были опубликованы в рубрике «Пролог» журнала «Фома». Это относительно короткие тексты, фактически – небольшие эссе, задача которых – показать неверующему человеку красоту Православия, его многогранность. Там, где воспитанные на расхожих атеистических штампах люди видят нечто тесное, скучно-серое, – открыть огромное, исполненное светом пространство…

Однако что будет дальше? Даже если неверующий читатель и уловит отблеск этой красоты, у него в сознании тотчас же возникнет «рубеж обороны» – многочисленные (и, как правило, достаточно стандартные) вопросы. И на эти вопросы отвечает вторая часть книги, так и озаглавленная: «Часто задаваемые вопросы». Сюда в основном тоже вошли публикации из «Фомы», но уже из более серьезных, «теоретических» рубрик – «Заблуждения и парадоксы», «Хронос», «Ортодоксия». Тут речь пойдет об истории Церкви, о взаимоотношениях науки и религии, т. е. о «вопросах ума».

Но кроме «вопросов ума», есть еще и «вопросы сердца» – иначе говоря, те проблемы, недоумения, порой даже и обиды, которые возникают у человека, начинающего свое вхождение в жизнь Церкви. Именно этому посвящена третья часть книги – «Диалоги с сомневающимися». Это действительно диалоги – Владимир Легойда не ведет, подобно тренирующемуся боксеру, «бой с тенью», а беседует со вполне реальными оппонентами – с авторами адресованных в «Фому» писем, с людьми, которые вступили с ним в переписку по электронной почте. Надо сказать, что редактура здесь была минимальна – при подготовке книги важно было сохранить живой дух общения, показать эти споры «как есть», без купюр и стилистических приглаживаний.

Но, допустим, человек согласился с аргументами православного апологета, получил ответы на скребущиеся в голове вопросы – а что же дальше? А дальше начинается жизнь, которая для всех нас происходит не в космическом вакууме, не в диких джунглях, а в пространстве, пускай и нефизическом, но оттого не менее значимом. В пространстве культуры. Именно так названа завершающая часть книги. Православие и культура. Как они соотносятся? Как совместить веру и занятие творчеством, искусством? А общество, социальная жизнь (которая тоже ведь входит в пространство культуры)? Как должна (и как не должна) в этих формах воплощаться религиозная вера? Автор (в отличие от некоторых православных публицистов) не стремится здесь дать чеканные формулы, окончательные и не подлежащие критике ответы. Скорее, он пытается очертить общие принципы подхода, делится своими соображениями. Да и может ли быть иначе? Ведь христианство – это не «четкий алгоритм», не сборник «политически-кулинарных рецептов», а Сам Христос. Путь, Истина и Жизнь. И на этом пути длиною во всю нашу жизнь нам приходится то и дело искать решения. Да, нам есть на что опереться, но никто и ничто не освобождает нас от работы ума и сердца.

И вот именно такое построение книги отличает ее от большинства апологетических сочинений. Как правило, те адресованы тому или иному, но вполне определенному типу читателей. А сборник «Мешают ли джинсы спасению» охватывает самый широкий круг. Вряд ли найдется человек, которого ничего в книге не затронет, которому ничто не покажется интересным. Конечно, верно и обратное – какие-то материалы тот или иной читатель непременно пропустит. Просто потому, что не его. Может, еще недорос. Или, напротив, перерос. Но в любом случае каждый найдет что-то для себя.

Поэтому я готов смело рекомендовать сборник всем, кто интересуется историко-культурной проблематикой, кто ищет ответы на нравственные и духовные вопросы, которые ставит перед нами чреватое опасностями, насыщенное трудностями начало XXI века.

Владимир ГУРБОЛИКОВ


Показать красоту православия

Моим учителям -

Вячеславу Дьякову,

Юрию Вяземскому,

игумену Герману -

с благодарностью

и любовью.


«Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной, и здесь за камнепадом ревет камнепад. И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа…» Эти слова Высоцкого, если верить тем, кто занимается альпинизмом, довольно точно передают ощущение восходящего на вершину.

Но и песни русского барда, и рассказы самих альпинистов чрезвычайно скупы на какие-либо восторженные описания. Речь почти всегда идет о преодолении страха, трудностей и невзгод. И если не осознавать, что тяжелое восхождение есть лишь путь к вершине, а не цель, вряд ли можно понять, почему этих «больных» людей тянет в горы. Ведь опасно же. И страшно. И неудобно. Но почему-то радостно. Хотя вряд ли посторонний способен осознать эту радость. Чтобы ее почувствовать, надо ее пережить. Попробовать…

Легойда Владимир Романович

1973

Окончил: МГИМО

Организации: Комиссия по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа, рабочая группа по разработке документа Русской Православной Церкви «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», Синодальный информационный отдел , Синодальная Библейско-богословская комиссия , Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви , рабочая группа по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви , Патриарший совет по культуре , Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства , Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских , Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , Координационный комитет по поощрению инициатив под эгидой Русской Православной Церкви , КЦМД , Центр «Церковь и международные отношения» , Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского , Общественный экспертный совет при комиссии Московской Городской Думе по межнациональным и межконфессиональным отношениям, Молодая Гвардия Единой России , Совет при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественный Совет при Министерстве юстиции Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Общественный Совет при Министерстве обороны Российской Федерации, Попечительский Совет Лиги безопасного интернета, Общественный Совет при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Совет по общественному телевидению, Попечительский Совет радио «Спорт», Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации , Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта

образование

церковные должности

экуменизм

Участник экуменического форума «Встреча в Римини » ( год) .

пресса

Публиковался в издательствах: Даръ , Никея , ПСТГУ , Фома-Центр .

организации

идеология

Владимир Легойда утверждает, что в обществе есть разные воззрения на политическое устройство, и он заведомо признает легитимность всех этих мнений:

Никакой политический режим, будь то демократия, авторитаризм и т. д., и никакая форма государственного правления (республика, монархия) не в силах помешать человеку спасти душу… Вопросы политики не входят в четко определенную „сферу интересов“ православной догматики, которая и формулирует препятствия на пути к основной (и в некотором смысле единственной) цели христианской жизни: спасению души в Боге .

Легойда признает общественную жизнь личным делом каждого:

Это не значит, что православный человек не может участвовать в политике, но предполагает, что какие бы политические споры мы ни вели, как бы мы ни расходились в политических мнениях, все мы можем соединиться во Христе у одной Чаши .

Никакая политика, по мнению В. Легойды, не мешает общению :

Никакая политика, никакие даже самые драматические, трагические вещи не могут быть препятствием для общения между людьми одной веры .

пропаганда

По словам Владимира Легойды, в работе православных средств массовой информации должно быть два основных момента – «устремленность в будущее и близость к человеческим проблемам» .

аморализм

Владимир Легойда ведет полемику против заповедей, считая нравственность возможной только в человеческом обществе: человек на необитаемом острове не может быть нравственным. Грех является также «не нравственным понятием»:

Представьте человека на необитаемом острове: ему не нужно быть нравственным, он в принципе не может совершать безнравственные поступки. Но отношения с Богом у него все равно могут быть… Заповеди никогда, по крайней мере в христианстве, не являлись целью. В том числе и потому, что грех - это категория не нравственная в христианстве, но онтологическая .

Владимир Легойда так оценивает аборт :

Аборт - это убийство, это однозначная, определенная позиция Церкви, но это не значит, что нам нужно расстреливать и подводить «под статью» тех, кто его сделал .

массовая культура

Владимир Легойда не видит никаких границ между светской культурой и Церковью:

Пара «Церковь» и «культура» - это ведь не два горизонтально находящихся одинаковых института, которые должны взаимодействовать, как одно министерство с другим. Нет, это все часть общества. Многие люди культуры - это верующие люди, они тоже церковь. Ведь, что такое церковь? Церковь - это собрание верующих людей. Поэтому любое произведение, созданное человеком, который себя считает христианином, оно тоже имеет отношение и к культуре, и к церкви .

С точки зрения Владимира Легойды «Церковь неотделима от общества» и именно от секуляризованного, светски религиозного общества:

В европейском культурном контексте спорт, как, впрочем, наука и государственное управление, с течением времени секуляризовались, и Церковь это может только приветствовать. Не приносим мы жертвы президентам (а императорам приносились), не колдуем над пробирками (философский камень остался в прошлом) и спорт посвящаем не Зевсу. Это прочное и незыблемое основание европейской цивилизации» .

рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»

В 2012 году Владимир Легойда выступил против запрета кощунственной рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»: «Я не поддерживаю инициативу анонимной ростовской православной общественности о запрете рок-оперы» .

После выступлений Владимира Легойды, рок-миссионеров и представителей Ростовской митрополии в Ростовской областной филармонии продажа билетов была возобновлена на кощунственную рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда» .

«Вангелия»

Согласно Легойде, «болгарская ясновидящая Ванга воспринимается в Болгарской и Русской православной церквях как жертва действия темных сил». Пропаганду этих действий темных сил Легойда считает простительными, поскольку «за последние годы Первый канал в разы чаще стал показывать репортажи с церковных праздников и иных церковных мероприятий, освещать визиты патриарха Кирилла и цитировать его проповеди» .

Еще одним аргументом в пользу канала оказался благотворительный марафон «Всем миром», организованный недавно усилиями руководства Первого канала: «Почему мы забываем о добрых делах людей, когда нами овладевает страстное желание осуждения?» .

события

  • Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей (конференция) (3 мая 2006 )
  • Заседание ЦК ВСЦ, 2006 г. (30 августа 2006 )
  • XII Всемирный русский народный собор (20 февраля 2008 )
  • Глобализация, религия, традиционные ценности (саммит) (27 апреля 2010 )
  • IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16 ноября 2010 )
  • XV Всемирный русский народный собор (25 мая 2011 )
  • IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий (28 мая 2012 )
  • XIX Всемирный русский народный собор (10 ноября 2015 )
  • Заседание рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии (21 февраля 2017 )
  • XXI Всемирный русский народный собор (1 ноября 2017 )
  • Православие: вчера, сегодня, завтра - 2018 (форум) (23 августа 2018 )
  • II Бакинский саммит религиозных лидеров мира (14 ноября 2019 )
  • Международная конференция «Христианские ценности в современном мире» (28 ноября 2019 )

патологическая речь →

награды

сочинения

книги

  • Легойда В. Р. Декларация зависимости. - М.: Никея , 2011. - 192 с.
  • Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 3-е, испр. и доп.. - М.: Фома-Центр, Дар, 2007. - 384 с.
    • Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 1-е. - М.: Фома-Центр, 2005.
    • Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 2-е. - М.: Фома-Центр, 2006.
  • Легойда В. Р. Человек в шкуре дракона. - М.: Никея , 2015. - 208 с.
  • Легойда В. Р. Несколько слов к Рождеству Христову. - М.: Никея , 2016. - 48 с.
  • Легойда В. Р. Церковь, возвышающая голос. - М.: Эксмо, 2018. - 192 с. - (Православная библиотека). - ISBN 978-5-04-091178-3.

статьи и интервью

  • Легойда В. Р. О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. - 1998. - № 3.
  • Легойда В. Р. Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. - 1998.
  • Легойда В. Р. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. - 1999. - № 4.
  • Легойда В. Р. «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. - 1999. - № 6.
  • Легойда В. Р. Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. // Альфа и Омега . - 2000. - № 1, 2, 4.
  • Легойда В. Р. Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  • Легойда В. Р. Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время . - 2006. - № 35.
  • Легойда В. Р. Политика и спасение души . // Фома . - 2008. - № 1 (57).
  • Легойда В. Р. Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега , 2009, № 54 (1);
  • Легойда В. Р. Новое о правах человека. // Альфа и Омега . - 2009. № 55 (2).
  • Легойда В. Р. Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома . - 2008. - июнь.
  • Легойда В. Р. Что было, что есть. //Альфа и Омега . - 2010. - № 1 (57).
  • Легойда В. Р. Фрейду не снилось. // Известия. - 2011. - 14 апреля.
  • Легойда В. Р. ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия. - 2012. - 13 июня.
  • Легойда В. Р. Мир утопий, или еще раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru. - 2012. - 8 октября.
  • Легойда В. Р. Про детей - без политики и эгоизма. // www.expert.ru. - 2012. - 21 декабря.
  • Легойда В. Р. Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и Факты. - 2013. - 11 января.
  • Легойда В. Р. Важны люди, а не цифры. // Столичность. - 2013. - 12 февраля.
  • Легойда В. Р. Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета. - 2013. - 14 мая.

выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник». - 2011. - 6 января.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда». - 2012. - 15 февраля.
  • Т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос». - 2011. - 25 августа.
  • Т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы». - 2012. - 24 апреля.; «Провокаторы 2». - 2012. - 11 сентября.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения». - 2012. - 18 ноября.
  • Т/к «Дождь» // Собчак живьем. - 2013. - 7 февраля.
  • Т/к "Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?». - 2013. - 17 апреля.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий». - 2013. - 25 июня.
  • Мир Белогорья // Программа «Путь, истина и жизнь». - 2015. - 5 мая. [

Распространение ислама в Европе может вернуть популярность христианству; секулярность стала новой религией и относится к другим с агрессией неофита; Церковь не знает пока, как быть с биоэтикой, но уже разрешила крестить суррогатных младенцев. Прогноз на будущее православия и христианства от Владимира Легойды – председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата

Какое будущее ждёт религию через 10-20 лет? Сегодня в Европе её общественная значимость заметно снижается. С другой стороны, в странах третьего мира растёт число мусульман, а в Африке и Латинской Америке – католиков. Получаются два полюса. Чем в итоге обернётся их близость?

Тенденции, о которых вы сказали, действительно есть. Только в Европе снижается не роль религии вообще, а христианства, которое веками было традиционным вероисповеданием для этих мест. Правда, эта ситуация заметно отличается от страны к стране, так что говорить об общем или одном тренде довольно сложно. Одно дело – Испания, Италия, Польша, другое - Франция, Германия или, скажем, Норвегия. Параллельно в Европе и мире усиливается влияние ислама и пока непонятно, какую глобальную реакцию вызовет его расширение.

Кардинал Курт Кох как-то сказал: «Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства». Если смотреть на это утверждение как на отправную точку некоей программы, можно допустить, что на европейских территориях усиление ислама приведет к повороту общества в сторону сильного христианства. Правда, пока этого не видно, но история очень часто развивается не по тому сценарию, который кажется самым очевидным большинству.

С момента, когда большевики стали агрессивно проповедовать атеизм, неоднократно звучали обещания похоронить религию. Безуспешно. Религия не уйдет из нашей жизни, т. к. это то, что в чем человек испытывает потребность.

Мне, признаюсь, становится тревожно, когда я узнаю, что в Европе чиновники принимают решение разрушить храмы, в школах запрещают носить кресты, а в университетских стенах становится неприличным говорить про веру. Как вы думаете, появятся в будущем на карте Европы страны, в которых религиозная активность окажется вне закона или будет искусственно сведена к нулю?

Не исключаю, что в отдельных странах на уровне общественного регулирования будут устанавливаться правила, существенно ограничивающие публичное проявление религиозности. Я уже много раз говорил: если для кого-то является проблемой нательный крест, который виден окружающим, где гарантии, что завтра такой же проблемой не станет крест на куполе храма? Нам придётся закрывать храмы какими-то огромными заборами? С негативной реакцией на колокольный звон мы уже сталкиваемся. Причем, в нашей стране.

Думаю, что подобное противодействие тоже имеет квазирелигиозные корни. Светскость, которая претендует на статус единственного регулятора общественной жизни, – это уже идеология или квазирелигия. Когда-то в истории доминирование одной религии предполагало обязательные ограничения для другой. Сейчас нередко происходит похожая борьба агрессивной светскости с христианством.

С точки зрения социологии, РПЦ – крупная общественная организация. Гринпис, например, тоже. Если спросить у менеджеров Гринписа, чем конкретным они будут заниматься следующие 25 лет, они ответят, что главными темами для них станут глобальное потепление и утилизация мусора, а проблема нефтяной добычи и атомной энергии станут менее важны, чем раньше. У РПЦ есть похожее чёткое видение проблем на будущее?

Русская Церковь, не говоря уже в целом о христианстве, намного старше, чем Гринпис. Здесь, как минимум, немного иной угол зрения.

Проблемы, которые человек решает в религии – ровесники человеку. Современная апологетика говорит, что в людях есть врождённая религиозная потребность. А ведь и социологи, и антропологи согласятся с тем, что человек не испытывает потребности, которые в принципе нереализуемы – так мы устроены. (Я сейчас именно про потребности, а не про фантастические планы и маниловские мечтания). Так что наши планы рассчитаны не на 25 лет, а на всё время существования человечества.

Залежи нефти могут измениться, а человек, пока он живет, никуда не уйдёт от вечных проблем жизни и смерти. Мне недавно показали статью, в которой говорится, что учёные изменят ген старения и люди станут жить в среднем до 120 лет. Но “проклятые вопросы” никуда не денутся. Просто дольше будем ими мучиться…

Всё просто вернется в ветхозаветные рамки, где патриархи жили по сотне лет?

Да, всё уже описано.

Вместе с тем, как и Гринпис, мы сталкиваемся с современными вызовами: экологические катастрофы, дискуссии об образовании будущего, уход молодежи в виртуальность… Есть проблемы, у которых нет готового богословского решения. Например, некоторые вопросы биоэтики, возможные антропологичсекие последствия биоэтические. Есть вопросы, которые решаются. Недавно, кстати, в Русской Церкви был принят отдельный документ о крещении суррогатных младенцев.

И как, крестим?

Крестим, конечно. Строго говоря, даже аргументы против самого суррогатного материнства в большей степени нравственные, чем сугубо богословские. Если женщина сдаёт своё тело в аренду за деньги, вынашивает для кого-то ребёнка, в этом, безусловно, есть нравственная проблема. Но это не значит, что ребенка нельзя крестить.

Есть ли у Церкви потребность в модернизации внутренней жизни и принципов работы с людьми?

Я стараюсь не использовать слово «модернизация», потому что у некоторых людей оно тут же вызовет предсказуемую реакцию отторжения, а мои слова сразу будут определённым образом маркированы – даже до прочтения и без попытки вникнуть в произносимое.

Нужны ли Церкви перемены? Конечно, нужны. Церковь - это живой организм, который постоянно меняется. Посмотрите, у нас сегодня митрополиты присутствуют во Вконтакте и Фейсбуке. Параллельно есть митрополиты, которые в глаза не видели ни Фейсбука, ни Вконтакте.

Священники, которым меньше 40 или 30 лет - люди своего поколения. Они не упали с Луны и росли в наше время со всеми его плюсами и минусами. Не хочу сейчас уходить в дискуссию о поколениях X, Y, Z и Pepsi, но они переживают те же сложности, что и их сверстники.

Когда апостол Павел говорит «для всех я сделался всем, чтобы спасти некоторых» - разве это не указание на необходимость меняться и способность христианина к изменениям ради проповеди Евангелия? Другое дело, это не означает, что нужно каждые 10 лет менять язык богослужения или подстраивать его под появившийся сленг.

Есть очень серьезная миссионерская ошибка, когда проповедник стремится расположить к себе аудиторию и начинает говорить «мы такие же, как и вы». Но христиане – не такие же, как нехристиане, как бы неполиткорректно это сегодня ни звучало. Эту границу переходить нельзя. «Мы зовём вас туда, куда вы не придете без Церкви», «Христос обещал то, что вы никогда не получите самостоятельно» – только такой может быть настоящая православная проповедь.

Мы общаемся с мусульманами, буддистами и иудеями, с верующими и неверующими, и в каждом человеке призваны уважать образ Божий, независимо от религиозных взглядов этого человека. Но сами эти взгляды христианин проверяет одним – Евангелием. Мы не можем, не имеем права, сказать, что быть христианином или мусульманином – с точки зрения христианства одинаково. Нет, не одинаково. Собственно, это позиция любой мировой религии, в центре которой стоит вопрос об истине и спасении.

Присутствие митрополитов во Вконтакте и Фейсбуке - это, конечно, хорошо. Но сейчас основная борьба в Интернете идёт за стиль подачи информации пользователям. Вопрос стоит не в том, где заводить аккаунт, а как правильно там о себе рассказать. Здесь, мне кажется, у Церкви есть серьёзная проблема, так как 90% епископов говорят языком даже не древних учителей, а советских чиновников, а видные церковные эксперты - языком интеллектуалов начала 20 века, который сегодня мало кто принимает.

Не соглашусь с этой цифрой по двум причинам: во-первых, у нас за последнее время заметно увеличилось число епископов, так как сильно прибавилось епархий (200 епархий в одной только России). Большинство епископов, которые были рукоположены в последние годы – люди молодые, они просто не могут знать язык советской бюрократии. Второй момент: насколько «устаревший» язык является серьёзной проблемой? Один мой товарищ назвал современную молодежь «поколением дизайна». Я с этим согласен. Но в этом есть и свои плюсы для богатейшей церковной традиции живописи и архитектуры.

Кроме того, современное общество очень фрагментировано. Недавно певец Шнур в ответ на слова, что он мегапопулярен, сказал: «Я популярен в определенных социальных группах». И это правда: среди одних людей он популярен, а среди других неприличным считается просто упоминать его имя. Такова особенность современного мира. С одной стороны, это усложняет жизнь, потому что в ней мало остаётся универсальных авторитетов. С другой стороны, мне кажется, религия относится к тем вечным темам, которым эксперименты со стилем могут навредить и которая может объединить большое количество людей именно своим стилистическим постоянством.

Скажем, проблема языка, конечно, существует: надо говорить так, чтобы аудитория тебя понимала. У нас в Youtube есть батюшки-экспериментаторы. Один, как мне кажется, вообще работает в стиле Макса +100500 , только, конечно, без ругани. Но по лайкам и дизлайкам, а также по комментариям видно, что далеко не все это готовы воспринимать. Но даже при такой современной подаче, конечно, у этих роликов нет миллионных просмотров. И не будет. Как справедливо указала на причины этого одна моя знакомая, профессионально разбирающаяся в данной теме: «Нет мата. Нет сисек. Нет мими». Возразить сложно.

Я наблюдал несколько экспериментов, когда священник пробовал перейти с аудиторией не просто на понтяный язык, но, скажем так, на субкультурный. Нередко результат был прямо противоположен задумке. Всё-таки религиозный интерес глубинно направлен за стиль. Встречают, конечно, всегда по одежке, но провожают-то по уму. В общем, главное – чтобы было по чему провожать.

…Да, сегодня существует проблема актуализации проповеди. Но есть ли универсальный рецепт решения этой проблемы? Нет, конечно. Хотя один универсальный критерий могу назвать: она должна царапать сердце. Человек, услышав проповедь, должен понимать, какое она имеет отношение к его сегодняшней жизни, и, в идеале, вдохновляться услышанным.

Тогда, мне кажется, в российских семинариях надо отменять курсы чтения проповедей и просто смотреть в освободившееся время сайт TED.com . Потому что его короткие лекции полностью отвечают условиям, которые вы перечислили.

Уверяю вас, Святейший Патриарх хорошо осведомлен о разных форматах современных публичных выступлений и в наших семинариях преподаются не только классические курсы гомилетики на уровне 19 века.

То есть TED.com смотрят?

Может быть, не в обязательном порядке, как Вам бы хотелось, но кто-то наверняка смотрит. То, что это полезно, я соглашусь. Хотя есть и другие полезные сайты…

В России богословие приобрело статус светской науки, недавно прошла защита первой диссертации и тут же многие учёные испугались, что российская высшая школа скатывается в архаику. Это так или, наоборот, церковная мысль станет более актуальной в диалоге со светской наукой?

Я считаю проблему легализации богословия в нашей академической среде атавизмом советского периода. Генетику были вынуждены признать, а богословие до сих пор «и хочется, и колется». Мы все прекрасно понимаем, что научный статус богословия соответствует мировой академической практике. И ничего экстраординарного с научной точки зрения сейчас не происходит. Мне кажется, что в протестах против богословия мы видим проявления догматически-антинаучного понимания гуманитарных дисциплин, которое встречается, прежде всего, у некоторых учёных-естественников.

Основная проблема, как всегда было со времён Галилея – демаркация религии и науки. Да и внутри науки тоже. Сейчас ввели новую дисциплину, нужно провести демаркационную линию: здесь религиоведение, здесь философия, здесь богословие. Методологически это простая понятная вещь.

Думаю, для большинства обывателей вопрос «наука теология или нет?» не так уж и важен. Важно то, насколько заметно и убедительно она сможет заявить о себе. Например, психология активно участвует в публичной жизни. Богословие, после того как утвердится в научном сообществе, тоже станет более заметным? Обывателю от этого будет какой-то интерес?

Скажу так: а почему бы и нет?

Есть очень интересная современная богословская мысль, которая пока не очень широко известна в России. Греческая, например. Или традиция современнной протестантской апологетики, с которой можно не во всём соглашаться, но её важно и нужно знать.

Богословие в диалоге с наукой сможет привлекать внимание не только верующей части населения нашей страны и расширять кругозор всех думающих людей.

Беседовал Илья Переседов.

Фото Владимира Ештокина / журнал Фома

Владимир Романович Легойда

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата.

Церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома».

Секретарь Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Патриаршего совета по культуре, Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Член Общественной палаты РФ, Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, председатель Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Автор книг и сборников: «Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики» (2005, 2006, 2007), «Декларация зависимости» (2011), «Человек в шкуре дракона» (2015), «Несколько слов к Рождеству Христову» (в соавторстве с протоиереем Павлом Великановым, 2016). Автор научных и научно-популярных статей на общекультурные и религиозно-философские темы.

Владимир Романович Легойда - церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (первый в истории Русской Православной Церкви мирянин, назначенный на этот пост).

Родился 8 августа 1973 г. в городе Кустанай (Казахстан).
В 1990 г. - окончил Кустанайскую среднюю школу № 10 с золотой медалью.
В 1996 г. - окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, факультет международной информации.
В 2000 г. - защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук.
В 2005 г. - ВАК присвоено ученое звание доцента.

Образовательная деятельность

С 1996 по 2007 гг. - преподаватель, затем старший преподаватель и доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России.
С 2013 г. - профессор той же кафедры.
С 2007 по 2009 гг. - заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России.
С 2009 г. - профессор той же кафедры.
С 2011 г. - член Ученого совета гимназии Святителя Василия Великого.

Церковная деятельность

С 2009 г. - председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви .
С 2009 г. - член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.
С 2010 г. - председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
С 2010 г. - член Патриаршего Совета по культуре.
С 2011 г. - секретарь Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
С 2011 г. - член Патриаршего Совета по вопросам семьи и защиты материнства .
С 2015 г. – председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Культурно-просветительская деятельность

С 1998 г. - член судейской коллегии Всероссийской гуманитарной телевизионной Олимпиады «Умники и умницы».
С 2004 г. - председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр».
С 2006 г. - член редакционного совета журнала «Альфа и Омега».

Общественная деятельность

С 2005 г. - член Попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского .
С 2006 по 2008 гг. - член Общественного экспертного совета при комиссии Московской Городской Думе по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
С 2007 по 2009 гг. - председатель комиссии по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа.
С 2009 г. - член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека.
С 2009 г. - член Общественного Совета при Министерстве юстиции РФ.
С 2009 по 2012 гг. - член Общественной палаты РФ (Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации).
С 2010 по 2012 гг. - член Общественного Совета при Министерстве обороны РФ.
С 2011 г. - член Попечительского Совета Лиги безопасного интернета.
С 2012 г. -член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
С 2012 г. - член Совета по Общественному телевидению.
С 2013 г. - член Попечительского Совета радио «Спорт».
С 2016 г. – член президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями.

Награды

  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (Русская Православная Церковь).
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (Русская Православная Церковь).
  • Знак «Пастырь добрый» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви).
  • Золотой крест апостола Павла III степени (Элладская Православная Церковь).
  • Почетный знак памяти Алексея Афанасьевича Дмитриевского (Императорское Православное Палестинское Общество).

Семейное положение

Женат, воспитывает двух дочерей и сына.

Автор книг

  • Декларация зависимости. - М.: Никея, 2011. - 192 с.
  • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Фома-Центр, Дар, 2007. - 384 с. (1-е изд. - М.: Фома-Центр, 2005; 2-е изд. - М.: Фома-Центр, 2006).

Основные публикации и интервью:

  • О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. 1998 г., № 3.
  • Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. 1998 г.
  • «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 1999 г., № 4.
  • «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. 1999 г., № 6.
  • Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. //Альфа и Омега, 2000 г., № 1, 2, 4.
  • Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  • Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время , 2006 г., № 35.
  • Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега , 2009, № 54 (1).
  • Новое о правах человека. // Альфа и Омега , 2009 г., № 55 (2).
  • Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома, июнь 2008 г.
  • Что было, что есть. //Альфа и Омега , 2010 г., № 1 (57).
  • Победить страх. Взрывы в московском метро - год спустя. // Российская газета, 29 марта 2011 г.
  • Фрейду не снилось. // Известия, 14 апреля 2011 г.
  • ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия, 13 июня 2012 г.
  • Мир утопий, или ещё раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru, 8 октября 2012 г.
  • Про детей - без политики и эгоизма. // www.expert.ru, 21 декабря 2012 г.
  • Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и Факты, 11 января 2013 г.
  • Важны люди, а не цифры. // Столичность, 12 февраля 2013 г.
  • Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета, 14 мая 2013 г.

Основные выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник», 6 января 2011 г.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда», 15 февраля 2012 г.
  • т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос», 25 августа 2011 г.
  • т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы», 24 апреля 2012 г.;
  • «Провокаторы 2», 11 сентября 2012 г.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения», 18 ноября 2012 г.
  • т/к «Дождь» // Собчак живьём, 7 февраля 2013 г.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий», 25 июня 2013 г.
  • т/к «Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?», 17 апреля 2013 г.

Официальная страница В. Легойды в