Василий юродивый. Блаженный Василий - московский юродивый: краткая биография, пророчества. Чудеса Василия Блаженного. Инфантильный подросток или обличитель неправды

  • Дата: 13.12.2023

Люди, которые встали на такой трудный путь, казались сумасшедшими, игнорировали все блага, безропотно разрушали град нескончаемых колкостей, неуважительного обращения, различных кар.

Говоря аллегорически, они пытались снискать путь к человеческим сердцам и душам, распространяли идеи добросердечия и сострадания, осуждали одурачивание и предвзятость.

Не всем людям удалось усмирить зерна гордости, не учитывать телесные надобности, стать благороднее иных духом. Один из таких – Блаженный Василий – славный и чтимый святой дурак.

Рождение и юность

Курс его бытия потрясающий (с самого начала). Декабрь 1469-го года (по иным сведениям – 1464). На церковное крыльцо ступает крепостная Анна (Богоявленский собор в деревне Елохово). Она пришла молиться о легком родовспоможении.

Звуки ее мольбы были услышаны Девой Марией. Там же у Анны появился на свет мальчик, назвали его Василием (нареченный Василий Нагой). Кристальная душа и распахнутое сердце – то, с чем он прибыл в мир.

Его отец с матерью – из крепостных. Они были благочестивы, чтили Христа, основывали свое бытие согласно его заповедям. С малолетства внушали своему сыночку учтивое и трепетное отношение к Богу. Василий вырос, и, желая хорошей лучшего сыночку, его отец и мать приняли решение приложить его к обувному делу.

Работа в качестве подмастерья

Молодой ученик выделялся усердием и покорностью. Его мастер так бы и не понял, каким необычным человеком был Василий, если бы не один неожиданный случай.

На порог ступил торговец. Человек подошел к сапожнику с просьбой о продаже ему хороших сапог, которые прослужили бы долгие годы. Василий, проливая слезы, сказал, что человеку не нужны сапоги, так как он умрет завтра, и это произошло именно так, как сказал Василий.

Дорога в Москву

Из-за этого инцидента Василий решил распрощаться с обувным делом и положить свою жизнь на тернистую дорогу глупости. До самой смерти он проживал без всяких расходов, незастрахованный от издевок и обид, имея только невидимого опекуна – веру и незыблемую любовь к Господу.

Он оставил своих родителей и поехал в столицу. Сначала люди с изумлением и колкостями восприняли чудного голого парня. Но вскоре горожане признали его человеком Божьим, Христа ради дураком.

Каким он был

Святой Василий (известный также как Василий Блаженный, Василий Дурак, Чудотворец Москвы или Блаженный Василий Московский, дурак для Христа) – русский православный святой, известный как «юродивый» или «святой дурак» Иисуса Христа. Он был официально канонизирован приблизительно в 1580 году.

Собор Василия Блаженного в Москве назван в честь святого. Первоначально ученик сапожника в Москве, он принял эксцентричный образ жизни, но помогал нуждающимся. Считается, что у него был дар ясновидения.

Он жил на самой Красной площади, когда это место служило главным рынком Москвы. Однажды святой Василий выбросил хлеба пекаря, и мужчина должен был признаться, что добавляет известку в муку. В 1547-ом святой Василий пришел в центральный собор в Москве и начал слезно молиться.

На следующий день произошел Великий московский пожар, и он начался в церкви именно там, где молился святой.

Говорят и о других чудесах святого Василия. Как-то торговец посоветовался с ним: церковные своды, которую он возводил, по трем неизвестным основаниям, рухнули. Святой дурак посоветовал ему найти бедного человека (Ивана в Киеве).

Последовав рекомендации, торговец нашел хлопца в бедном домишке (он заканчивал пустопорожнюю колыбель). Торговец спросил, что это значит. Бедняк растолковал, что так он решил выразить уважение своей матушке. Несчастный «зодчий» понял, почему Чудотворец послал его сюда.

На самом деле еще раньше он выгнал свою матушку из дома. Не пожалев о том, что он сделал, он желал воспеть Всемогущего за построенный храм. Создатель отказался принять дар от мужчины , который не был хорошей душой. Благословенный Василий помог этому мужчине: он покаялся, примирился с матушкой и она простила его.

Святой старец оставался голым и тащил за собой тяжелые цепи. Он упрекнул Ивана Грозного за то, что он не обратил внимания на церковь, и особенно за его жестокое отношение по отношению к невинным.

Представился ко Господу

Когда Василий Блаженный умер (2 августа 1552 года или 1557 года ), митрополит Московский Макарий служил на его похоронах со многими представителями духовенствами. Сам Иван Грозный повел себя как приятель Чудотворца и нес его гроб на кладбище.

Старец похоронен в Соборе Василия Блаженного (в Москве), который заказан для постройки Иваном IV (в память о захвате Казанского ханства). Собор также славен как «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». В 1588-ом году Федор Иванович добавил на восточную сторону часовню над могилой Святого Василия.

Василий Блаженный (Василий Нагой) – наиболее знаменитый юродивый Руси, высокочтимый святой православной церкви, чудотворец и мудрый провидец, современник Ивана Грозного , покровитель Москвы.

Он предсказал пожар 1547 года, когда была уничтожена треть столичных построек, пострадали Кремль и ряд церквей; чудесным образом погасил пожар в Новгороде, предвидел восхождение на трон следующего царевича – Федора, а не Ивана. Он предрек разрушение храмов и последующее их восстановление, сопровождающееся одержимость людскую златом, а также наступление золотого века для России после 2009 г.


В год канонизации юродивого (1558) ему посвятили один из приделов Покровского собора, сооруженного в ознаменование покорения столицы Казанского ханства, и вскоре этот один из красивейших памятников архитектуры стали называть в народе его именем – храмом Василия Блаженного. Его считают главным православным символом российской столицы и даже всей страны.

Детство и юношество

Будущий великий подвижник появился на свет предположительно в конце 1468 года в селе Елох (Елохово), причем, прямо на крыльце у входа в церковь (ныне Богоявленский собор на территории Басманного района российской столицы), куда его мама Анна прибыла помолиться о помощи при родах. Она, как и ее муж Иаков, была простой и благочестивой крестьянкой.


Семейная пара долгое время не имела детей. В надежде обрести счастье материнства и отцовства они усердно молись, постились, ходили на богомолье, старались жить по заповедям божьим. И всевышний их услышал, подарил долгожданное чадо.

Рос мальчик в атмосфере любви и почитания господа, царившей в их семье. Грамоте его не учили, но отдали обучаться сапожному ремеслу. Учился он старательно, усердно и вскоре прекрасно освоил изготовление разного рода обуви.

Однажды в их лавку зашел заезжий торговец хлебом и заказал пошить сапоги. В ответ на его просьбу юноша неожиданно рассмеялся, а затем горько заплакал. Позже он объяснил хозяину свой душевный порыв тем, что купец якобы не успеет обуть новых сапог – умрет.

И действительно через три дня их заказчик скончался. Так впервые открылся по воле божьей его дар провидения.

Безумство «Христа ради»

До шестнадцати лет юноша сапожничал, а затем втайне от родных ушел в Москву. В большом городе, полном соблазнов, в стремлении достичь идеала нравственности он начал аскетический путь юродства, обличая общество в его пороках, отсутствии добродетелей, в отступлениях от христианских ценностей и притворяясь лишенным рассудка.

Он презрел все земное, отказался от правил приличия, дома, семьи, мучил себя постами, ношением вериг (цепей, ныне хранящихся в столичной духовной академии), постоянно молился, бродил без обуви и почти без одежды даже в мороз. Москвичи его стали именовать Василием Нагим, а на иконах он впоследствии изображался обнаженным.

Многим жителям речь подвижника и его деяния порой трудно было понять и объяснить. Но за внешне несуразными и порой просто возмутительными поступками святого всегда крылась глубинная христианская идея. Таким образом он пытался научить нравственной жизни.


К примеру, он целовал углы стен домов, где проживали безбожники и нечестивцы, объясняя это тем, что там находятся скорбные ангелы, загнанные в угол от греховных деяний хозяев. В то же время угодник божий бросал камни в жилища добропорядочных людей, утверждая, что у их стен стоят бесы, не имеющие возможности войти внутрь.

Или вдруг юродивый брал и опрокидывал на рынке лотки с хлебом, квасом и прочими товарами. Затем – с благодарностью принимал побои за содеянное. Однако позже выяснялось, что пострадавший от его выходки пекарь в муку для выпечки подмешивал мел, квас был прокисшим и другие разбросанные им продукты также не отличались хорошим качеством.

Мультфильм о жизни Василия Блаженного

По легенде, один раз он и вовсе, казалось, обезумел – бросил камень в икону Богородицы у Варварских ворот Китай-города, считавшуюся чудотворной. На юродивого налетели разгневанные верующие, ругали и били несчастного. Когда же по его совету с поверхности иконы был удален видимый слой краски, то под святым образом все в ужасе обнаружили нарисованного черта. Это была адописная икона. Верующие, стоя перед ней, сами того не ведая, поклонялись самому дьяволу, и их моление приводило не к желаемому, а к противоположному результату.

Со временем большинство горожан стало относиться к благочестивому подвижнику с должным уважением, признавая совершенную уникальность его альтруистичной личности борца с несправедливостью и грехом. Но были и такие, кто не воспринимал его всерьез. Известен случай, когда торговки, смеявшиеся над наготой странника, вдруг ослепли, но затем покаялись. Он их простил и исцелил.


В другой раз лукавые люди хотели воспользоваться его добротой и забрать роскошную шубу, подаренную ему в стужу сердобольным боярином. Один из них лег и сказался мертвым, а другие стали просить помощи якобы на погребение. Бездомный и босой странник не пожалел своей единственной ценной вещи, накрыл шубой мнимого покойника. Когда же ее подняли, то увидели, что их приятель и вправду умер.

В течение более 70 лет подвижничества Василий Нагой совершал силой божией чудеса, предсказывал будущее, проповедовал милосердие. Он заходил в темницы, кабаки, трактиры, поддерживал и наставлял даже преступников и опустившихся людей, часто помогал нуждавшимся. Был случай, когда он отдал полученные от царя дары не бедным и нищим, вопреки обыкновению, а внешне благополучному купцу. В действительности этот человек находился в отчаянном положении, разорился, голодал, но испрашивать подаяния стыдился.


Особое место в преданиях о московском блаженном занимают его отношения с Иваном IV. Грозный самодержец любил юродивого, ценил за прозорливость, уважал за мудрость. Он даже побаивался его как человека, умевшего читать мысли, и звал «провидцем сердец». Божий угодник однажды его порадовал, предсказав взятие столицы Казанского ханства. Но в другой раз он смело пристыдил царя, когда во время Божественной литургии тот был рассеян и думал не о предмете моления, а о строительстве нового дворца. Неоднократно он также обличал различные пороки жестокого монарха.

Смерть

Несмотря на жизнь, полную тяжких испытаний, Василий Блаженный дожил до глубокой старости. В 88 лет он тяжело заболел и слег. Узнав об этом, самодержец с царицей Анастасией и детьми навестили его. Блаженный сообщил им последнее пророчество о будущем царства – указал на младенца Федора и заявил, что все достояние прародителей достанется ему.


В августе 1557 (по другим данным 1552) он почил в радости, потому что будто бы увидел ангелов, пришедших по его душу. На похороны собрался почти весь город. Провожали блаженного с невиданными почестями: сам царь оплакивал усопшего и нес его гроб, а службу об упокоении совершал преосвященный митрополит Макарий. Тело погребли на погосте возле Троицкого храма.

Память

Ниспосланные свыше чудеса, связанные с именем юродивого, продолжали свершаться и после его смерти. В 1588 он был причислен к лику святых. По повелению царя Федора Ивановича на месте погребения тогда был сооружен придел, где установили серебряную раку с мощами юродивого. В день канонизации более ста страждущих получили избавление от недугов, включая некую Анну, прозревшую после двенадцати лет слепоты.

Великие предсказания пророчества Василия Блаженного

Память о чудотворце, приносящем людям радость исцеления и помощь, жива и поныне. Ее празднуют в день смерти святого 2 августа.

Люди, сознательно выдающиеся себя за безумных ради духовного совершенствования и проповедования добра и смирения, жили и в Европе, и в России. Их называли юродивыми или блаженными. Одним из них был Василий Ногой, живший в Москве в конце XV - начале XVI века.

Житие блаженного

Блаженный Василий прожил длинную жизнь, бо́льшую часть которой он пытался направить людей на путь истинной веры и благочестивой жизни.

Блаженный Василий Московский

Рождение и отроческие годы

В декабре 1469 года на ступенях церкви Богоявления в подмосковном селе Елохово молилась простая крестьянка по имени Анна. Она молила Богородицу об удачном разрешении от бремени и здоровье для ребёнка. Молитва была услышана - женщина родила сына. Произошло это событие здесь же, на ступенях храма.

Жития других православных святых:

Мальчик, названный Василием, рос добрым и отзывчивым ребёнком. Его семья вела благочестивый, праведный образ жизни. Подросшего мальчика родители отдали в подмастерья сапожнику. Трудолюбивый и послушный юноша мог бы добиться больших успехов в сапожном деле, если бы не чудесный случай.

В сапожную мастерскую пришёл богатый купец и попросил сделать для него пару крепких сапог. Юноша Василий, услышав просьбу купца, сильно расстроился и прослезился. Сапожнику, озадаченному поведением помощника, подмастерье ответил, что заказанную обувь богач не успеет одеть, так как через несколько дней умрёт. Когда предсказание юноши сбылось, мастер понял, что непростой юноша ему в мастерской помогает.

После этого случая Василий решил вступить на путь юродства и отправился в Москву. Зимой и летом блаженный Василий оставался нагим, одевания на тело лишь вериги. Над странным парнем насмехались и потешались все горожане, но вскоре в нём признали Божьего человека, притворяющегося умалишенным ради несения добра и проповедования заповедей Господних.

Прижизненные чудеса

Для простых горожан деяния Блаженного Василия были непонятны. Их смысл раскрывается лишь после беседы с юродивым или спустя некоторое время. До нашего времени дошли сведения о многих деяниях этого святого человека:

Пророчества и прозрения

Господь даровал блаженному Василию дар прозрения и предвидения. Множество бед предвидел святой, от многих из которых он смог защитить.

В 1521 году святой Василий молился на ступенях о спасении земель русских от нашествия татарских войск. В ходе молитвы было ему видение пламени, вырывающегося из окон собора. Он начал молиться с ещё большим усердием, и страшная картина исчезла. Вскоре татары были остановлены и изгнаны с Руси.

За день до начала большого пожара, уничтожившего бо́льшую часть столицы, блаженный лил горькие слезы на пороге церкви Воздвиженского монастыря, с которой и началось страшное бедствие.

Другие статьи о православии:

Другой пожар, происходящий в Новгороде, блаженный муж помог потушить. В тот день в Москве Василий был приглашён на пир к царю, который уважал и любил святого юродивого. Во время застолья правитель заметил, что блаженный трижды вылил вино в окно. Объясняя свой поступок, он сказал, что тушит Новгород. Вскоре в столицу прибыли новгородцы, рассказывающие о пожаре, которому не дал разгореться полностью обнажённый человек. Увидев Блаженного Василия, они указали на него, как на спасителя древнего города.

Икона Василия Блаженного

Царь Иван Грозный и уважал, и боялся святого. Однажды Василий попенял ему, что присутствуя в соборе телом, душой правитель был на Воробьёвых горах, где строились новые царские палаты.

Зная о даре прозрения святого Василия, к нему приходили многие люди за помощью и советом.

Купец, строивший церковь, пришёл к блаженному за советом. Он не мог закончить строительство, так как купол здания трижды разрушался по непонятной причине. Василий посоветовал ему поехать в Киев и найти там бедняка по имени Иван. Сделав это, купец увидел, что бедняк качает пустую люльку в знак уважения к своей матери. Богатый московский горожанин понял, что не сможет достроить церковь, пока не попросит прощения у своей родительницы, которую он выгнал из дому. Мать простила купца, и храм был вскоре достроен.

Завершение земного пути

Несмотря на аскетический полный лишений образ жизни, святой блаженный Василий прожил до 88 лет. В последние земные дни его навещал царь Иван, которому старец поведал, что его сыну Фёдору суждено править государством.

Умер московский юродивый 2 (15) августа 1557 года. Гроб с телом его к месту захоронения несли царь и знатные бояре, а обряд отпевания проводил митрополит Макарий. Похоронили святого мужа на погосте у Троицкой церкви. На этом месте вскоре возвели собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Канонизация и почитание

Ещё при жизни многие признавали Василия Блаженного святым человеком. В день его похорон было явлено чудо исцеления большого количества больных людей. В 1588 году московского юродивого причислили к лику святых. В этом же году к Покровскому собору присоединили , расположенный над местом его погребения, которое накрыли серебряной ракой.

Важно! День памяти святого Василия - 2 (15) августа - установил патриарх Иов. В этот день до 1917 года поминальную службу служили Московские патриархии в присутствии российских правителей. Ежегодный патриарший молебен в день памяти Василия Блаженного возобновился 15 августа 1991 года.

Жизнь святого Василия Блаженного - пример отречения от мирских благ ради достижения духовного совершенства. Окружающие люди уважали и прислушивались к его словам, несмотря на видимое безумие и непонятное им поведение.

Житие блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого

Василий Блаженный

Василий Блаженный

Родился 1 сентября 1468 года в подмосковном тогда селе Елохово в крестьянской семье. У его родителей, Иакова и Анны, только к концу жизни благодаря неустанным молитвам родился ребенок.
Бог наградил Василия с рождения даром прозорливости, и он уже с семилетнего возраста начал делать предсказания. Со временем в селе его стали бояться, а сверстники били, говоря при этом, что он каркает и приносит беду.

В шестнадцать лет Василий оставил родителей и перебрался в Москву. Он избрал для себя один из самых сложных путей служения Богу - юродство.
К этому времени юноша был невысокого роста, коренастый, у него были серые глаза и каштановые, немного волнистые волосы.
По характеру был мягкий и добрый. Безропотно терпел многочисленные насмешки и побои. Никогда ни на кого не обижался и принимал все с улыбкой, приговаривая при этом: «Если люта зима, то сладок рай».
Василий почти всегда ходил по улицам в обнаженном виде, даже в самые лютые морозы и холода. Он безропотно терпел голод и жажду.
Блаженный не имел дома, ночуя в башне в стене Китай-города. Питался только тем, что подавали добрые люди. И всегда соблюдал все посты.
Москвичи всегда прислушивались к тому, что говорил юродивый.

В 1521 году Василий, предвидя набег татар на Москву, начал неистово молиться, чтобы отвести беду от города. Молитвы Василия Блаженного и вмешательство Богоматери отвели опасность от стен города. В память об этом чудесном избавлении 21 мая православная церковь отмечает праздник в честь иконы Владимирской Божьей Матери - покровительницы Москвы и России.
Даже царь Иван Грозный и тот прислушивался к советам юродивого. Однажды Василий Блаженный был приглашен во дворец к царю, и ему как уважаемому гостю подали чашу с питием. Неожиданно для всех юродивый взял и выплеснул питие в окно. Затем выплеснул в окно вторую поданную чашу, потом - третью.
После этого Василий Блаженный сказал рассерженному царю: «Не гневайся, царь, ибо возлиянием этого пития я погасил пожар, которым в этот час объят Новгород».
Сказав это, святой скрылся из дворца так стремительно, что никто не смог его догнать. Иван Грозный велел послать гонца в Новгород, чтобы узнать, что же там произошло. Все подтвердилось - именно в этот день и час, когда Василий выливал питие в окно, в Новгороде бушевал страшный пожар. По рассказам очевидцев, пожар был потушен неизвестно откуда взявшимся нагим мужчиной с ведром воды, который залил бушующее пламя.
Когда в Москву прибыли новгородские купцы, то они узнали в Василии Блаженном того самого нагого мужчину.


Василий Блаженный

Вот еще один случай, свидетельствующий о прозорливости Василия Блаженного. Однажды Иван Грозный, стоя в храме, мысленно думал о строительстве своего дворца на Воробьевых горах. После окончания службы Василий упрекнул царя в том, что тот, находясь в храме, мысленно бродил по стройке на Воробьевых горах.
В летописях говорится, что Иван Грозный даже побаивался юродивого, умеющего читать человеческие мысли.
Василий Блаженный, бродя по московским улицам, делал странные вещи - у одних домов он целовал углы здания, углы других домов он обкидывал камнями.
Объяснялось это так - если в доме «творят добро и молятся», то на углы этого светлого дома следует кидать камни, чтобы отогнать собравшихся там бесов. Если, напротив, в доме творятся неприличные вещи - пьют вино, поют бесстыдные песни, то углы этого дома надо целовать, потому что там сейчас сидят изгнанные из жилища ангелы.
Однажды Василию один вельможа подарил теплую шубу, потому что на улице стояли неслыханные морозы. На эту шубу позарились лихие разбойники. Грабить юродивого они не решились, потому что это считалось страшным грехом, и решили обмануть его хитростью.
Один из них лег на землю и прикинулся мертвым, а его дружки стали уговаривать проходившего мимо Василия пожертвовать что-нибудь на погребение. Святой Василий вздохнул, видя такое лукавство, и спросил: «А ваш товарищ действительно умер? Когда это с ним случилось?» «Да вот только что помер», - подтвердили его дружки.


Василий Блаженный

Тогда Блаженный снял с себя шубу и, накрыв лежащего, сказал:
«Пусть будет так, как они сказали. За лукавство твое».
Василий ушел, и когда довольные обманщики начали тормошить своего лежащего товарища, они с ужасом обнаружили, что тот действительно умер.

Умер Василий Блаженный в восьмидесятилетнем возрасте 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 (15 нов. ст.) августа .
В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.


Саркофаг с мощами Василия Блаженного

У гроба святого Василия стали происходить исцеления множества больных от разных недугов. Покровский собор получил от этого второе имя - собор Василия Блаженного. Это название как знак уважения к великому святому дожило до наших дней.
Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Чудеса

Василию Блаженному приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.
- К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось.
- Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.
- Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.
- В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне - Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.
- Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.
- Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем».
Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Василия Блаженного, Московского чудотворца просят об исцелении болезней, особенно глазных, об избавлении от пожара.

Молитва святому Василию

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающие днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.



Храм Василия Блаженного в Москве

Другое название собора - Покровский Собор, иногда вместо «собор» говорят «храм». Собор является одной из красивейших церквей России.

Покровский собор был построен в 1555-1561 гг. по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.
По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
В 1588 г. к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.
В кон. XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй пол. XVII в. во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с кон. XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века. В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 - 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е - 1912 гг. реставрацию Храма осуществил архитектор С.У. Соловьёв.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

(кон. 1468 или кон. 1462?, c. Елохово под Москвой? - 2.08.1557?, Москва), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых).

Наиболее ранним источником, сообщающим о В. Б., является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие В. Б., известное в 3 разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых 2 редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все 3 редакции жития с дополнениями о В. Б. изданы прот. И. И. Кузнецовым.

Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. № 317. Л. 60-99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и 2 сказания - о видении, бывшем В. Б. в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Махмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие В. Б. было составлено по распоряжению св. Патриарха Иова , по-видимому, вскоре после канонизации В. Б., не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес».

Сокращенное житие известно в 3 списках, из к-рых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки.

Сказания о прижизненных чудесах В. Б., являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам № 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес В. Б. было создано не ранее 2-й пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные В. Б., стремятся к детализации в описании жизни святого, источником к-рой являются московские предания.

Сведения о В. Б. содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII-XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском».

Житие

О времени рождения святого точных сведений нет. В наиболее древнем житии полной редакции об этом не говорится, равно как и о возрасте, в каком скончался блаженный. Святцы (М., 1646), отразившиеся в сокращенном житии и не подтверждающиеся более ранними списками полного жития, сообщают о преставлении В. Б. в 7060 (1552) г. в 88-летнем возрасте. Основываясь на этом сообщении, нек-рые летописи XVII в. (РГБ. Ф. 256. № 262 и ГИМ. Муз. собр. № 733) помещают сведения о рождении святого под 6972 (1464) г. (в первой ошибочно указан 6672). Принимая во внимание указание Святцев 1646 г. и кратких летописцев XVII в. о том, что В. Б. скончался в возрасте 88 или 94 лет, и считая наиболее вероятным годом кончины святого 1557-й (сообщение полного жития), можно предположить, что блаженный родился в 1468 или в 1462 г. Кроме того, если допустить, вслед за Кузнецовым, что 1-е янв.- день тезоименитства блаженного - был днем его Крещения, то рождение святого пришлось на конец года.

Местом подвигов святого была Москва. По свидетельству полного жития, В. Б., вступив на путь юродства ради Христа, оставил «род свой, и дом отчьск, и град, идеже родися», следов., святой родился не в Москве. Однако в этой части житие В. Б. дословно цитирует житие прп. Феодора Эдесского (Саваита) , к-рый покинул «град, идеже родися» и пришел в Иерусалим, и, т. о., может быть агиографическим штампом. В сокращенном жизнеописании (в Прологе 1660 г.) и в Святцах 1646 г. сообщается, что В. Б. родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове» (см. Богоявления Господня собор в Елохове).

О родителях блаженного известно по полному житию лишь то, что они испросили себе ребенка молитвами. Святцы 1646 г. и сокращенное житие сообщают, что отца В. Б. звали Иаковом, а мать - Анной. В поздних источниках (несохранившемся Шепаревском списке жития кон. XVIII - нач. XIX в. (опубликован Кузнецовым), в предании, изложенном в книге И. М. Снегирёва) сообщается, что отец отдал В. Б. на обучение к сапожнику, в мастерской к-рого у мальчика открылся пророческий дар: приехавший в Москву торговец хлебом заказал в мастерской сапоги, в ответ В. Б. рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, к-рые не сможет надеть, т. к. скоро умрет, что и сбылось.

По сообщениям сокращенного жития и летописцев XVII в., в 10 или 16 лет В. Б. взял на себя подвиг юродства. Сначала блаженный принял обет молчания и находился в непрестанной умной молитве. Затем, наставляемый Св. Духом, он «во юродство претворися и обнажи тело свое» (Житие. С. 43). В Степенной книге В. Б. назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления... Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 599, 635). Прозвище блаженного Нагой встречается в летописных памятниках XVI-XVII вв. (Тихомиров. С. 201).

В житии говорится, что блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен [без крова.- К. Е. ] пребываше» (Житие. С. 45). Однако Пискаревский летописец сообщает, что «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках, у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы» (ПСРЛ. Т. 34. С. 200). Род Юрловых (потомки бояр Плещеевых) в XVI в. владел землями в Московском и Тверском уездах, а С. И. Юрлова - историческое лицо. Информация о том, что святой жил и преставился в доме у некой вдовицы (не названной по имени) есть также в списке сокращенного жития кон. XVII - нач. XVIII в. (Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн. С. 78, 152, 242-243). В описаниях прижизненных чудес В. Б. с его наготой связано чудо исцеления святым девицы или торговок, смеявшихся над его обликом и за это наказанных слепотой. Раскаявшись, они исцелились через В. Б.

В. Б. был почитаем также иностранными купцами, приезжавшими в рус. столицу, как покровитель морских путешественников (по сообщению жития, святой, находясь в Москве, утишил бурю на Каспийском м. и спас купеческие корабли). В ранних свидетельствах о В. Б. отмечается его дар предвидения. Согласно Степенной книге, святому в кремлевском Успенском соборе в 1521 г. было «огненное видение» от иконы Богоматери, возвещавшее Божий гнев на москвичей и скорое нашествие крымского хана Махмет-Гирея на Москву. По свидетельству Степенной книги, В. Б. предвидел также пожары в Москве в июне 1547 г. Более подробно об этом рассказано в житии: в 1547 г., после апрельских пожаров, В. Б. «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже оумилно зря, оумноую молитву деиствоуя и плача неоутешно» (Житие. С. 75). Люди недоумевали о причинах плача, но 21 июня 1547 г. именно с Воздвиженской ц. начался пожар. Поздние жизнеописания святого приводят большое число случаев его прозорливости - предвидение событий, о к-рых блаженный говорил иносказательно, способность видеть ангелов, бесов, угадывать под внешним благочестием ложь и действие диавола и др.

Свидетелем подвигов блаженного и его почитателем был и царь Иоанн IV Васильевич , беседовавший о В. Б. с св. митр. Макарием (по-видимому, уже после своего венчания на царство 16 янв. 1547, но ранее пожара, случившегося в июне того же года). Согласно Флетчеру, В. Б. обличал царя за его жестокое обращение с подданными (Флетчер. С. 113). В поздних и ненадежных источниках - Шепаревском списке жития В. Б. и в описании прижизненных чудес блаженного - помещены предания об отношениях В. Б. с царем Иоанном IV. Одна из легенд гласит о том, что святой, получив как-то от царя в угощение «некое питие», выплеснул одну за другой 2 чаши за окно. Царю, разгневанному этим поступком, В. Б. сказал, что так он потушил пожар в Вел. Новгороде. Специально посланный из Москвы в Новгород гонец подтвердил, что в городе видели над начавшимся пожаром образ нагого человека, тушившего огонь. Во время литургии в кремлевском Успенском соборе, как отмечает еще одна легенда, святой спрятался в угол. На вопрос Иоанна IV, почему В. Б. не было на службе, тот ответил, что он-то присутствовал, царь же телом находился в храме, а мыслями возводил себе дворец на Воробьёвых горах.

Еще один сюжет из рукописи Шепарева связан с походом Иоанна IV на Вел. Новгород в 1569-1570 гг.: в разгар казней новгородцев В. Б. пригласил царя в «убогий вертеп» под мостом через Волхов и предложил ему «скляницу крови и часть сырого мяса». В ответ на недоумение государя святой сказал, что это кровь и плоть невинно убитых людей. Выведя царя на улицу, В. Б. наступил ему левой ногой на ногу и правой рукой указал на восток. Царь увидел в небе души невинно убитых, увенчанные мученическими венцами, и замахал платком в знак прекращения казней. После этого кровь в сосуде превратилась в сладкое вино, а мясо - в арбуз. Этот сюжет противоречит всем датировкам жизни В. Б. и является обработкой рассказа о кн. Ю. Токмакове и блж. Николае Саллосе , к-рые отвратили царский гнев от Пскова подношением хлеба и соли и «ужасными словесы» юродивого (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 115-116).

Подвиги В. Б. очень скоро после его кончины стали примером для подражания. Др. московский юродивый - св. Иоанн († 1589) - также ходил по городу обнаженным, обличал правителей и завещал похоронить себя рядом с В. Б.

В памятниках XVI-XVII вв. указаны различные годы кончины В. Б. Полное житие относит ее ко 2 авг. 7065 (1557) г. (Дата м. б. неточна, поскольку под 2 авг. 1588 в летописях помещены сообщения о чудесах от мощей В. Б.; год кончины не подтверждается более ранними источниками, в частности Степенной книгой.) В сборниках исторического характера XVII-XVIII вв. (на примере рукописей, хранящихся в РГБ) встречаются следующие годы преставления святого: в сборниках из собрания В. М. Ундольского № 233 и 771 и сходных с ними назван 7060-й (1552), в сборнике из того же собрания № 134 - 7061-й (1553), в рукописях № 125 и 755 того же собрания и Месяцеслова Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.- 7063-й (1555), в сборнике № 237 - 7065-й (1557) и т. д. В Летописце до 1659 г. из собрания С. Т. Большакова (№ 131) читаем: «Лета 7064 (1556) мая 29 народися царевич Иван, да преставися Василей оуродивый Московский». В вятском «Летописце старых лет» 1-й трети XVIII в. отмечается, что В. Б. ходил нагим «с 10 лет», преставился 1 авг. 7060 (1552) г. в Москве, «жив всех лет 94» (Летописец старых лет. С. 322; такие же сведения приведены в «Летописце о царствующем граде Москве». С. 333). Это известие было принято нек-рыми историками (Н. М. Карамзиным , Н. П. Барсуковым и др.).

Погребение святого проходило при участии «царей и князей», к-рые несли тело В. Б. «на главах своих», в погребении также участвовало большое число духовенства и множество народа. По свидетельству жития, во время погребения блаженного больные получили исцеление. На отпевании присутствовали царь Иоанн IV и его супруга царица Анастасия Романовна . Др. «царями», видимо, следует считать казанских царей Александра и Симеона, принимавших участие в освящении приделов собора Покрова (или Св. Троицы) на Рву в окт. 1559 г. В сокращенном житии приводятся предсмертные слова В. Б., завещавшего «благочестивому царю Иоанну и царице Анастасии тело свое положити... у Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы». Однако это свидетельство позднего происхождения, поскольку Флетчер, писавший о В. Б. в 1-й пол. 1589 г., отмечал, что тело святого совсем недавно было перенесено в центральный московский храм, в к-ром, по описанию англичанина, можно узнать храм Покрова на Рву (Флетчер. С. 113). Т. о., первоначально блаженный был похоронен в др. месте, мощи его перенесли в Покровский собор, по-видимому, во время канонизации в 1588 г.

Канонизация

Летописные свидетельства о первых чудесах от мощей В. Б. относятся ко времени после кончины царя Иоанна IV. Наиболее достоверными являются сообщения «Нового летописца», Соловецкого летописца кон. XVI в. и Новгородско-псковской летописи 1630 г. В «Новом летописце» гл. «О явлении и о чюдесех блаженнаго Василия» (20-я) помещена между кратким сообщением о приезде в Москву К-польского Патриарха Иеремии II (под 13 июля 1588) и рассказом об учреждении Патриаршества в России и отъезде Патриарха Иеремии (под 23 янв. 1589). Чудеса от мощей В. Б., повеление царя Феодора Иоанновича устроить над гробницей святого позолоченную и украшенную драгоценными камнями и жемчугом серебряную раку, а также построить каменный храм во имя В. Б. «Новый летописец» относит к 7096 г., т. е. ко времени с 1 сент. 1587 по 31 авг. 1588 г.; 2 авг. 1588 г., по свидетельству летописи, от мощей святого совершилось неск. чудотворений, ставших причиной канонизации (ПСРЛ. Т. 14. С. 38). В Соловецком летописце записано: «В лето 7096 (1588) августа в 2 день Божиим изволением в пресловущем граде Москве при благоверном цари и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии и при митрополите Иеве явися новый великий чюдотворец Василей Нагой и простил три души, две девицы да нищего старца, и от того дни у чюдотворцова гроба великие чюдеса и прощение многим людем» (цит. по: Тихомиров . С. 201); этот же текст приведен в Новгородско-псковской летописи 1630 г. (Яковлев. С. 449).

Пискаревский летописец относит начало совершения чудес от мощей В. Б. и создание раки к 7093-7094 (1584-1586) гг. (ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200). В Мазуринском летописце начало чудотворений отнесено к 7097 г., т. е. к периоду с 1 сент. 1588 по 31 авг. 1589 г. (Мазуринский летописец. С. 144).

Житие В. Б. содержит описание чудес, совершившихся при гробнице святого в период со 2 авг. 1588 по 1 янв. 1591 г. Предположительно это описание было составлено причтом храма Покрова на Рву, возможно, при участии протопопа Димитрия, к-рый упоминается в рассказе о первых 6 чудесах; в 1589-1590 гг. протопоп Димитрий записал случаи чудотворений блж. Иоанна Московского. Описание первых 6 чудес В. Б., по-видимому, было составлено уже в авг. 1588 г., оно встречается отдельно от жития в одной из самых ранних рукописей, сообщающих о В. Б.,- ГИМ. Увар. № 1797 (Царск. № 520), кон. XVI в. В сент. и окт. 1588 г. были записаны чудеса 7-21, в авг. 1590 - янв. 1591 г. добавлены чудеса 22-24 и чудеса, совершившиеся в г. Лихвине.

Прославление В. Б. совершалось в торжественной обстановке и, по-видимому, было связано с подготовкой учреждения Патриаршества в России, т. к. помимо прочего должно было продемонстрировать перед находившейся в Москве греч. делегацией богатство духовных дарований Русской Церкви. По свидетельству Флетчера, собор Покрова на Рву, куда были перенесены мощи святого, посещался с величайшим почтением не только простыми людьми, но и высшей знатью, «императором» (царем Феодором) и «императрицей» (царицей Ириной); дни и ночи напролет звонили соборные колокола, возвещавшие о чудесах, совершенных по молитвам В. Б. (По словам Флетчера, нек-рые чудеса у гробницы блаженного в период с янв. по май 1589 были фальсифицированы монахами, напр., «исцеление» мнимого хромого, уличенного в обмане и заточенного в мон-рь, где он обвинял монахов, заставивших его пойти на это,- Fletcher. P. 219). В 1589 г. царь и царица вложили в собор покров на гробницу В. Б.

Живое участие в канонизации святого принял Борис Феодорович Годунов . Согласно свидетельству архиеп. Арсения Элассонского , участника посольства Патриарха Иеремии, Годунов «устроил много сребровызолоченых рак, украсив их многочисленным жемчугом и драгоценными камнями, и переложил в них чудотворные мощи святых, просиявших в Москве и по всей России», и среди них - «святого блаженного Василия чудотворца» (цит. по: Дмитриевский . С. 161). По-видимому, речь идет не о времени царствования Годунова, но о предшествующем царствовании Феодора Иоанновича. По словам Флетчера, зимой 1588/89 г. Годунов носил в храм В. Б. своего больного сына-младенца; советов врачей он якобы не слушал, и сын умер (Флетчер. С. 1270). Англ. посланник, по-видимому, пишет о Феодоре Борисовиче Годунове , к-рый родился в кон. 1588 или нач. 1589 г., однако известно, что он был убит в нач. июня 1605 г.

Службы и дни памяти В. Б.

Судя по самым ранним сборникам (РГБ. Рум. № 1831), уже в кон. XVI в. существовало 2 службы святому разного состава, причем одна из них была написана до прославления В. Б. в авг. 1588 г. Большинство списков (80) содержат начинающуюся с великой вечерни полиелейную службу, 28 списков начинаются с малой вечерни, 12 включают только один канон. Наиболее древний канон В. Б. был составлен соловецким старцем Мисаилом ранее 1587 г. (в списке службы В. Б.- РГБ. МДА. № 99 (412) - рукой Евфимия (Туркова) , скончавшегося в 1587, к канону сделана помета: «Творение старца Мисаила Соловецкого»). Уже в кон. XVI в. служба распространилась в рукописных сборниках (Ключевский . С. 319). По-видимому, в 90-х гг. XVI в. Элассонский архиеп. Арсений написал греч. службу блаженному. В сборниках с житием встречается похвала В. Б., составленная на основе икоса 3-й песни канона 2-й службы и Похвалы блж. Исидору Твердислову . К 1610 г. существовало 3 службы на память В. Б.

В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (30-е гг. XVII в.) под 2 авг. записано: «Празднуем Василию Блаженному: благовесть в ревут, звон во вся без болшаго. А государь и Патриарх бывают у праздника у вечерни; а у всенощнаго бывает един Патриарх со властьми и звон ему; а государь слушает заутреню у себя на сенях; а у обедни государь бывает. А в соборе поют вечерню и заутреню с полиелеосом по уставу, по своему времени; а после заутрени у Патриарха ключари докладывают об отпуске к службе, что прикажет отпустить и к водосвящению, а звон в соборе, как государь пойдет» (РИБ. Т. 3. Стб. 100-101). 2 авг. после окончания богослужения Патриархи раздавали милостыню. В сер. XVII в. память святому праздновалась также 1 янв.- на именины В. Б. Тогда протопоп Покровского собора приходил к Патриарху со св. водой и получал за это дар «на молебен». С сер. XVII в. число празднований святому сокращалось. С 1659 г. память В. Б. 2 авг. в Успенском соборе «уже не праздновали, пели рядовую», с 1677 г. Патриархи перестали служить в Покровском соборе, назначая вместо себя архиереев, присутствовавших в Москве. В Уставе 1682 г. предписывается совершать торжественное празднование В. Б. только в храме Покрова на Рву, «идеже лежат мощи его».

В рус. Прологах сер. XVII в. память В. Б. помещается обычно под 2 авг. В Месяцесловах помимо этого дня указываются и др. В Месяцеслове с предисловием сер. XVII в. (РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. № 25 (138)) и в Святцах (М., 1646) преставление В. Б. отнесено к 3 июля, причиной этого, возможно, является тот факт, что на 3 июля приходится память рус. святых - ярославского кн. Василия Всеволодовича , Новгородского архиеп. Василия Калики , Рязанского еп. Василия . В Юго-Зап. Руси память В. Б. впервые появляется в Анфологионе (Львов, 1651) и распространяется в рукописях во 2-й пол. XVII в. В 1738 г. униатский митр. Афанасий Шептицкий распорядился изъять из Трефолоя 1694 г. памяти ряда рус. святых, в т. ч. В. Б.

Почитание

В приделе В. Б. в Покровском соборе - под покровительством святого - хранилась большая казна государя. (В 1595 кн. В. Лебедев с сообщниками замыслил «зажечь град Москву во многих местех, а самим у Троицы на Рву у Василия Блаженного грабити казну, что в те поры была велия казна» (Новый летописец. С. 46-47); замысел был раскрыт, злоумышленники казнены.) Жених Ксении Годуновой, сын дат. кор. Фридриха II герц. Иоанн Шлезвиг-Голштинский в 1602 г. писал о Троицком соборе на Рву, что «в одном из нижних приделов собора днем и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться». Скорее всего речь идет о приделе во имя В. Б.

В. Б. почитался и в последующее время как целитель и покровитель Москвы. В 1722 г. в Синоде рассматривалось донесение, что в приделе В. Б. продается масло, «которое и в почтении содержится». Особенно часто к блаженному прибегали для исцеления глазных болезней. В 1730 г. у образа В. Б. в храме Покрова на Рву висело 6 привесов «очей серебряных», обозначавших исцеленную часть тела. Предание гласит о том, что В. Б. почитался имп. Елизаветой Петровной , но документальных подтверждений этому нет. Во время оккупации Москвы французами, в 1812 г., рака с гробницы В. Б. исчезла, впосл. на ее месте было поставлено медное посеребренное надгробие под деревянной резной золоченой сенью.

Покровский собор был закрыт в 1919 г., богослужения в нем возобновились в 1991 г. Ежегодно 15 авг. молебен у раки В. Б. в соборе совершает Патриарх Московский и всея Руси.

Храмоздательство во имя В. Б.

Известно не много храмов, посвященных блаженному. В 1588 г. в Москве в честь святого была воздвигнута каменная церковь - придел Покровского собора, куда были перенесены мощи святого. Ок. 1590 г. Г. И. Ладыженский (Большой или Меньшой), избавившись по молитвам к блаженному от «черной болезни», в благодарность построил к югу от Москвы в г. Лихвине ц. во имя В. Б. с приделом в честь Воскресения Господня, храм был освящен 2 авг. (Житие. С. 71). В 1591-1594 гг. иером. Герман на Столобном о-ве на оз. Селигер возвел деревянную ц. Богоявления с приделом во имя В. Б., в 1671 г. на ее месте освятили каменный храм Богоявления с приделами ап. Иоанна Богослова В. Б. и Покрова Пресв. Богородицы (в 1702 приделы были упразднены). Храмы во имя В. Б. были построены в Калуге (1626), Кашине (упом. в 1621), Пензе (XVII в.), в XX в. в Волгодонске (Ростовская обл.). Приделы в честь святого существовали в Архангельском соборе в г. Михайлове Рязанского у. (построен в 1595), в Благовещенской ц. в Туле (построена между 1589 и 1625, придела не было уже в 1685-1686), в новгородской ц. во имя ап. Марка в Детинце (придел упом. в 1617), в нижней церкви Преображенского собора в Спасо-Каменном мон-ре (XVII в.), в ц. Воздвижения Креста Господня в нижегородском жен. мон-ре Происхождения Честных Древ (придел освящен в 1716), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери над усыпальницей графов Мусиных-Пушкиных в Симоновом мон-ре (освящен в 1839/40).

Ист.: Летопись о многих мятежах и разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей. СПб., 1771. С. 11; РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 100-101; Т. 13. СПб., 1909. Стб. 232; Житие св. блаженного Василия, Христа ради юродивого. М., 1881; Материалы для истории, археологии и статистики моск. церквей, собранные из книг и дел бывших Патриарших приказов В. И. и Г. И. Холмогоровыми при руководстве И. Е. Забелина. М., 1884. № 60, 83; Дмитриевский А. [А.] Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории. К., 1899. С. 161; «Летописец о царствующем граде Москве» // Там же. С. 333; ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21. Ч. 2. С. 599, 635, 636; М., 2003. Т. 5. Вып. 1. С. 115-116; М., 2000. Т. 14. С. 23, 38; Т. 34. М., 1978. С. 199-200; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы. М., 1910. С. 33-98, 132-176; Fletcher G. Of the Russe Commonwealth // Rude & Barbarous Kingdom: Russia in the Accounts of 16th Cent. English Voyagers / Ed. by L. E. Berry and R. O. Crummey. Madison e. a., 1968. P. 219 (на рус. яз.: Флетчер Дж. О государстве Русском // Проезжая по Московии. М., 1991. С. 25-138); Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 201; Акафист Св. блаженному Василию, Христа ради юродивому, моск. чудотворцу. М., 1999; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. С. 449; Летописец старых лет // Уо Д. К. История одной книги: Вятка и «не-современность» в рус. культуре петровского времени. СПб., 2003. Прил. 10. С. 322.

Лит.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. Т. 5-8. Кн. 2. М., 1989р5. Примеч. к Т. 8. Стб. 27. Примеч. 173; Т. 9-12. Кн. 3. Т. 10. Стб. 161-162; Снегирев И. Св. Василий Блаженный // ДЧ. 1864. Ч. 2. С. 293-308; Ключевский. Древнерусские жития. С. 319; [Белянкин А. Е.] . Сказание о жизни и чудесах св. блаженного Василия, Христа ради юродивого, моск. чудотворца, основанное на достоверных источниках и составленное автором описания Покровского и св. Василия Блаженного собора. М., 1884; Филарет (Гумилевский) . РСв. СПб., 18814; [Барбарин В. Ф.] . Жизнь и чудеса свв. блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, моск. чудотворцев. М., 18943; Ковалевский И., свящ. Св. блаженные Василий и Иоанн... С. 5-29; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 118, 235, 241, 252, 256, 424-425; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн… С. 1-400; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 231-232; Δημητρακόπουλος Θ . ᾿Αρσένιος ᾿Ελασσός (1550-1626). Βίος καί ἔργο. Συμβολή στή μελέτη τῶν μεταβυζαντινῶν λογίων τῆς ᾿Ανατολῆς. ᾿Αθήνα, 1984; Пыляев М. И. Старая Москва. М., 1990. С. 275-278; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 15, 24-26, 122, 170, 172-173, 175, 221-222, 229-234, 244, 311; Тимофеева Н. Н. Иностранные путешественники XVI - нач. XVIII в. о Покровском соборе // Страницы худож. наследия России XVI-XX вв. М., 1997. С. 89-101; РГАДА: Путев. М., 1999. Т. 4. С. 92, 126, 136, 148; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 354, 357 (л. 598 об.- 601 об.), 463 (л. 493-499), 466 (л. 274 об.- 281 об.), 470 (л. 240-250), 473, 476 (л. 345 об.- 355 об.), 479 (л. 382-392 об.), 482 (л. 290-312 об.), 490, 583 (л. 716-716 об.), 588 (л. 568-573), 598 (л. 483 об.- 488), 603 (л. 419-422), 609 (л. 226-233 об.); Давиденко Д. Г. Моск. Симонов мон-рь: АКД. М., 2000. С. 15-16.

К. Ю. Ерусалимский

Иконография

В. Б. изображался старцем, полностью обнаженным, иссушенным воздержанием, с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой, что соответствовало сведениям жития и вошло во мн. иконописные подлинники: «Власы сед, курчеват, брада седа, невелика, курчевата же, наг весь, в левой руце платок свиток, а правая молена, персты вверх, власы с ушей» (подлинник XVIII в., изданный С. Т. Большаковым). В нек-рых подлинниках форма бороды В. Б. сравнивается с формой бороды св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, Алексия, человека Божия, или прп. Пафнутия Боровского, а цвет волос определяется как рыжеватый. В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон...» (1910) традиц. иконография В. Б. дополнена изображением хартии с текстом жития святого.

Самым ранним изображением В. Б. можно считать миниатюру Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 833), иллюстрирующую известие о событиях 1521 г., когда во время приближения к Москве крымского хана Махмет-Гирея «праведный нагоходец Василий», ночью молившийся перед Успенским собором, услышал шум внутри храма и глас от Владимирской иконы Богоматери, намеревавшейся покинуть свое место (этот эпизод был позднее включен в состав клейм иконы «Богоматерь Владимирская с деяниями» 2-й пол. XVII в. из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (ЯХМ)). Устойчивая иконография В. прослеживается с 1588 г., когда состоялось церковное прославление святого. В 1589 г. был создан надгробный покров с прямоличной фигурой В. Б. и образом Св. Троицы в сегменте наверху, шитый по повелению царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины в ее мастерской (ГИМ, музей «Покровский собор»). видимо, схожее изображение В. Б. находилось и на крышке несохранившейся серебряной раки 1588 г. на существование икон В. Б. до его церковного прославления указывают сведения о составлении ему службы ранее 1588 г., о сооружении каменной палатки над его гробом до 1588 г. (Баталов, Успенская. С. 37), а также его изображение на иконе «Походная церковь» (Токг) 3-й четв. или 70-х гг. XVI в. К числу древнейших образов В. Б. также относятся изображения на киоте иконы «Богоматерь Умиление Корсунская» (ВСМЗ), вложенной в 1590 г. в суздальский Евфимиев мон-рь Демидом Черемисиновым: фронтальная фигура на правом поле малого киота и образ в молении на правом поле большого киота. Повторение фигуры В. Б. свидетельствует о том, что вкладчик иконы, брат царского казначея Дементия Черемисинова, почитал недавно прославленного, «нового» чудотворца как молитвенника о «царском чадородии», покровителя царя Феодора Иоанновича и всего Русского гос-ва.

К рубежу XVI-XVII вв. в связи с многочисленными чудесами у гроба В. Б. и вниманием властей к прославлению нового святого иконы В. Б. получили широкое распространение, о чем свидетельствуют посвящения храмов, имевших соответствующие иконы в местном ряду иконостаса. В Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. упомянуты изображения В. Б.: на поле иконы Божией Матери и на складне, очевидно вложенных в обитель между 1588 и 1601 гг. (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд. / Сост. З. В. Дмитриева и М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 80, 167). С кон. XVI в. образ В. Б. часто встречается в минейных иконах на авг. (кон. XVI в., Дом-музей П. Д. Корина; 1701 г., ГТГ).

Изображения В. Б. делятся на 2 основных типа. Первый - фронтальная фигура с молитвенно поднятой к груди правой рукой (или обеими руками), как на покрове 1589 г., на иконе «Походная церковь» (ТОГК) и на правой створке складня с перламутровой панагией в центре, праздниками и избранными святыми рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). При этом святой может быть представлен полностью обнаженным (покров 1589), в набедренной повязке (икона «Походная церковь») или с платком-«свитком» в левой руке, прикрывающим чресла (складень из СПГИАХМЗ). Ко второму, более распространенному типу относятся многочисленные иконы В. Б., где он в трехчетвертном повороте, с воздетыми руками молится Христу, Богоматери или Св. Троице (2 последних варианта, вероятно, связаны с посвящениями важнейших престолов собора Покрова Богородицы на Рву, Покровского и Троицкого) - иконы кон. XVI - нач. XVII в. из придела во имя В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ), из собр. И. С. Остроухова (ГТГ), в ГРМ и др. В подобных случаях В. Б. часто изображался на фоне пейзажа и обычно не имел набедренной повязки или платка. Полная нагота - его устойчивый иконографический признак, выделяющий его среди др. юродивых, в тот период, согласно свидетельству житийных текстов, воспринималась как нагота «первозданного» Адама (Кузнецов. 1910. С. 73).

Традицию представлять В. Б. в молении продолжает икона XVIII-XIX вв. из местного ряда иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву. Развитием этого извода являются известные в XVIII-XIX вв., но, вероятно, появившиеся во 2-й пол. XVII в. изображения молящегося В. Б. на фоне Московского Кремля и Покровского собора, следующие широко распространенной в искусстве XVII-XIX вв. иконографии рус. чудотворцев как заступников за город и его жителей. Таковы иконы 1-й трети XVIII в. из иконостаса придела в честь В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), кон. XVIII в. «Василий и царевич Димитрий Угличский» (ГИМ), 30-х гг. XIX в. «Василий и Максим Блаженные» (ГМЗК) и др. В отличие от большинства ранних памятников на этих иконах, как и во мн. др. произведениях XVIII-XIX вв., В. Б. представлен в набедренной повязке.

В рус. искусстве кон. XVI-XIX в. распространены парные изображения В. Б. с др. святым, напр. произведения кон. XVI-XVII в., в к-рых московский подвижник представлен вместе со свт. Василием Великим, своим небесным покровителем: пелена кон. XVI в. (ГРМ), створки складня из Покровского мон-ря в Суздале (ВСМЗ) и др. Очевидно, эта устойчивая композиция, аналогичная ряду изображений др. рус. святых вместе с их небесными покровителями, связана с ранним этапом почитания В. Б., когда в храме, где находились его мощи, праздновали и память свт. Василия Великого (1 янв.). Более редким вариантом является изображение В. Б. вместе с прав. Артемием Веркольским (икона 20-х гг. XVII в. (?), ГТГ), вероятно обусловленное особенностями почитания и иконографии прав. Артемия, чей облик и одежды близки традиц. атрибутам юродивых. На иконе кон. XVIII в. «Василий и царевич Димитрий Угличский» (ГИМ) святые, изображенные на фоне Московского Кремля, объединены как местные чудотворцы и заступники города. Возможно, что в основе этого памятника лежит включенное в одну из редакций жития святого предание о том, как В. Б. предсказал царице Анастасии рождение сына Димитрия и его мученическую смерть, что не соответствует реальным событиям XVI в. (Кузнецов. 1910. С. 92).

Гораздо чаще В. Б. изображался в паре с московскими юродивыми Максимом Московским и Иоанном Большим Колпаком. Появление таких композиций может быть связано с принадлежностью к одному лику святых и местоположением храмов, где были погребены подвижники: гробницы В. Б. и Иоанна находились по сторонам придела Св. Троицы собора Покрова на Рву, а могила Максима - в соседней ц. Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке. Общее почитание В. Б. и Иоанна проявилось в многочисленных иконах с их изображением, существовавших, очевидно, уже в XVII в. (икона XIX в. в ГИМ, музей «Покровский собор»), и в композиции местного ряда иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву, где размещены парные иконы этих юродивых (XVIII-XIX вв.). На нек-рых иконах того времени В. Б. и Иоанн представлены в молении перед образом Покрова Богоматери, храмовой иконой собора, где почивают их мощи (икона 1780 на юж. фасаде колокольни собора Покрова на Рву). В XIX в. на таких иконах иногда помещалось изображение самого собора. Совместные образы В. Б. и его предшественника, блж. Максима Московского, известны уже с кон. XVI в. (икона «Походная церковь» в ТОГК). В XVIII-XIX вв. блаженные В. и Максим обычно изображались на фоне Московского Кремля (икона 30-х гг. XIX в., ГМЗК). Эта двоица постоянно встречается на иконах «Шестоднев», выполненных в нач. XIX в. в мастерской палехского иконописца В. И. Хохлова (ЦМиАР, собр. П. Д. Корина в ГТГ и др.): клеймо с фигурами московских юродивых находится на нижнем поле и замыкает ряд изображений рус. святых на полях, располагаясь симметрично клейму с фигурами блаженных Исидора и Иоанна и рядом со сценой убиения царевича Димитрия Угличского. Вместе с др. московскими святыми В. Б. и Максим были представлены на чудотворной Боголюбской Московской иконе Божией Матери с Варварских ворот Китай-города и ее многочисленных списках. Очевидно, эта особенность иконы была связана с преданием о пребывании святого у Варварских ворот, а также с тем, что неподалеку от ворот располагались храмы с погребениями этих юродивых и урочище Кулишки, где в доме Стефаниды Юрловой, согласно житию, находил пристанище В. Б. Известна иконная прорись XVIII-XIX вв. с образами 3 московских блаженных - В. Б., Максима и Иоанна (ГРМ).

Вскоре после прославления в 1588 г. В. Б. стали изображать вместе с др. рус. юродивыми, прежде всего ростовскими и устюжскими. Такова серия из 3 икон кон. XVI - нач. XVII в. из Благовещенского собора Сольвычегодска (СИХМ), на к-рых представлены В. Б., Прокопий Устюжский и Исидор Ростовский, особо почитавшиеся в семействе Строгановых. Эту традицию продолжает пелена 60-х гг. XVII в., заказанная для того же храма Г. Д. Строгановым (СИХМ), на к-рой кроме В. Б. и Максима Московского изображены Прокопий и Иоанн Устюжские и Исидор Ростовский. Вместе с Максимом Московским, Прокопием Устюжским и Василием Великим В. Б. был представлен на створках складня кон. XVI в. из Покровского мон-ря в Суздале (ВСМЗ), а вместе с устюжскими юродивыми и свт. Алексием, митр. Московским,- на обороте запрестольной иконы Божией Матери Одигитрии собора во имя св. Прокопия в Вел. Устюге (Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге «письма и меры Микиты Вышеславцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году» // Бысть на Устюзе...: Историко-краеведческий сб. Вологда, 1993. С. 171). В последнем случае совмещение образов святых может быть обусловлено посвящениями престолов собора и его зимней церкви.

С кон. XVI в. фигуру В. Б. включали в иконах с изображениями чинов святости. наиболее ранние примеры - икона «О Тебе радуется» рубежа XVI-XVII вв. из собрания И. С. Остроухова (ГТГ), где в левой части композиции представлен лик юродивых, а также серия складней нач. XVII в. работы царских или строгановских мастеров с изображением Божией Матери Владимирской и праздников в среднике и ликов святых на створках (ГТГ, ГРМ). В этих случаях В. Б. изображался среди греч. и рус. юродивых, иногда присутствовали фигуры отшельников, преподобных Онуфрия, Петра Афонского и др. сопоставление образов юродивых и преподобных известно по ряду др. рус. памятников XVI-XVII вв., напр. икона «Походная церковь» (ТОГК), где В. Б. и Максим Московские представлены в одном регистре с преподобными и рядом с прп. Марией Египетской; икона «Шестоднев» кон. XVII в. из ц. Божией Матери Тихвинской в Ярославле (ЯХМ), на к-рой рус. юродивые, в т. ч. В. Б., изображены вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Марией Египетской, Зосимой и Онуфрием. Этот принцип продолжает традиции рус. иконографии позднего средневековья, когда сопоставляются образы святых, чья жизнь и иконографические признаки к.-н. чертами напоминали о подвиге юродства. Отмеченная особенность находит параллель в текстах службы В. Б., где он уподобляется не только юродивым Симеону и Андрею Цареградскому, но и преподобным Макарию Великому, Онуфрию Великому и Павлу Фивейскому.

многочисленны изображения В. Б. в сонме рус., и особенно московских, чудотворцев, как правило рядом с др. московскими юродивыми. Вместе с рус. преподобными и святителями он представлен на створке складня рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). Наиболее ранний пример включения В. Б. в число московских чудотворцев - складень рубежа XVI-XVII вв. письма Истомы Савина (ГТГ), где вместе с Московскими митрополитами Богоматери молятся В. Б., блаженные Иоанн и Максим. Изображение В. Б. наряду с др. рус. святыми находится на одной из дробниц покрова 1637 г. (ГММК), выполненного для гробницы вел. кнг. Евфросинии в московском Вознесенском мон-ре; В. Б., блаженные Максим и Иоанн изображены на иконе «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Российского») письма Симона Ушакова из ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ), где медальоны с их образами размещены по соседству с московскими преподобными, а медальон с В. Б. симметричен изображению царя Феодора Иоанновича, при к-ром состоялось прославление святого. Особенность иконографии В. Б. в этом произведении - наличие у него свитка с надписью, прославляющей Богоматерь: «...радуйся, аромате благовонный, объюхавше сердца верных». В сонме московских чудотворцев, а также ростовских святых (в т. ч. юродивых) В. Б. представлен на иконе посл. четв. XVII в. из с. Демьяны под Ростовом (СПГИАХМЗ), с московскими чудотворцами - на нижнем поле фресковой иконы «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми» 1-й четв. XVIII в. на вост. фасаде собора Покрова на Рву, на нижнем поле иконы 80-х гг. XVIII в. над входом в придел во имя В. Б. собора (ГИМ, музей «Покровский собор»), композиционно близкой фреске, а также на широко распространенных литых старообрядческих складнях XVIII-XX вв. с изображением двунадесятых праздников на 4 створках (наиболее ранний - складень, 1711 г., ГИМ), где в одном из клейм на фоне Московского Кремля представлены молящиеся перед Владимирской иконой Божией Матери Московские митрополиты, В. Б. и Максим.

Кроме произведений иконописи и прикладного искусства образ В. Б. встречается в лицевых рукописях его жития и на гравюрах XVIII-XIX вв., в т. ч. с блаженными Иоанном и Максимом (Ровинский . Народные картинки. № 253) и в сцене погребения В. Б. митр. Макарием.

Житийные циклы В. Б. довольно редки. можно предположить, что иконы с клеймами жития святого существовали еще на рубеже XVI-XVII вв., в эпоху самого широкого его почитания. Согласно Описи Новгорода 1617 г., в иконостасе придела во имя В. Б., устроенного в ц. Евангелиста Марка в Детинце, находилось всего 2 местных образа, один из к-рых, «на золоте, в деянье», мог быть храмовой иконой этого придела (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 38). Циклы жития В. Б. и отдельные сцены чудес сохранились на раме 1-й пол. XIX в., исполненной для иконы кон. XVI в. из придела во имя В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), с изображением прижизненных чудес и погребения святого, а также в ряде рукописей XVIII-XIX вв. с текстами житий В. Б. и Иоанна Большого Колпака и с разным количеством сцен. Наиболее подробными являются циклы миниатюр в рукописях кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ. Барс. 787 - 37 миниатюр; ГИМ. Муз. 32 - 38 миниатюр). Подобные циклы включают образы В. Б., сцены прижизненных чудес святого и посмертных исцелений у его раки. Краткий житийный цикл представлен рукописью XIX в. из собрания ГИМ (Хлуд. 245), с миниатюрами, изображающими прижизненные чудеса В. Б., в т. ч. избавление Новгорода от пожара, чудо с шубой и чудо со злым корчемником. Нек-рые чудеса святого вошли в состав росписи кон. XIX в. придела в честь В. Б. собора Покрова на Рву (спасение тонущего корабля на Каспийском м., чудо с шубой) и украсили продольные стенки раки В. Б., исполненной в 1896 г. (спасение корабля на Каспийском м., избавление Новгорода от пожара). Существуют отдельные изображения чуда В. Б. на Каспийском м.- икона XVIII-XIX вв., расположенная в цокольном ярусе иконостаса Покровского придела собора Покрова на Рву, под иконой святого, и икона В. Б. и Иоанна 1780 г. на юж. фасаде колокольни того же собора. В московском храме мч. Трифона в Напрудной слободе хранилась икона В. Б. со сценой его погребения.

Лит.: Кузнецов И. И., свящ . Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве: Св. Василий и Иоанн Христа ради Юродивые: Лобное место. М., 1900. С. 19-21, 23. Рис. 17, 19, 23, 27, 28; он же, прот . Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы // Зап. Моск. археол. ин-та. М., 1910. Т. 8. С. 10, 11, 20, 22-24, 266, 366, 374-375, 379-387, 395-396; Большакова . Подлинник иконописный. С. 125; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 374; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГмМК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 45-46. Илл. 3-4; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. № 53, 56, 74, 75, 76, 77, 128, 164, 169, 179; Т. 2. № 88. С. 71-72. Рис. 17; Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002; Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в рус. иконографии позднего средневековья // Иконопись рус. Севера: Сб. ст. (в печати).

А. С. Преображенский