Учение филона александрийского. Филон александрийский и его миросозерцание Почему опьянение лучше пьянства

  • Дата: 10.01.2024

ФИЛО́Н АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (также Филон Иудейский; родился, предположительно, в 25 г. до н. э. - умер, по-видимому, в 50 г.), еврейско-эллинистический философ.

Принадлежал к знатнейшей еврейской семье в Александрии , связанной с династией Ирода и римскими придворными кругами. У Иосифа Флавия упоминается брат Филона Александрийского, Александр, богатый финансист и высокопоставленный чиновник, сын которого, Тиберий Юлий Александр, был также известной личностью. Однако о жизни Филона Александрийского известно из единственного источника «Посольство к Гаю», где он описал свою поездку в Рим в качестве главы делегации александрийских евреев к императору Калигуле в 40 г. с ходатайством против водружения статуй императора в синагогах Александрии и в Иерусалимском храме . Работы Филона Александрийского написаны по-гречески и обнаруживают совершенное владение языком, глубокое знание греческой литературы и философии и прекрасную образность речи. Очевидно, что Филон Александрийский получил образование в греческих школах. Источник его обширных познаний в иудаизме неясен, поскольку нет доказательств существования еврейских школ в диаспоре в этот период; неизвестно, насколько Филон Александрийский владел ивритом . Вместе с тем не вызывает сомнения, что Филон Александрийский вырос в семье, глубоко преданной еврейской вере и традициям. В своих сочинениях Филон Александрийский широко использует Мидраш . Известно об одном паломничестве Филона Александрийского в Иерусалим. Благодаря христианской церкви до нас дошли в греческом оригинале многочисленные произведения Филона Александрийского, посвященные библейской тематике и философии, а некоторые - только в переводе на армянский язык

В сочинениях на библейские темы Филон Александрийский толкует библейское законодательство и предлагает аллегорические философские интерпретации Пятикнижия . В трактате «О сотворении мира», обнаруживающем влияние философии стоицизма, Филон Александрийский указывает, что хотя Пятикнижие представляет собой свод законов, оно открывается историей сотворения мира, чтобы показать, что эти законы находятся в совершенной гармонии с законами природы, а выполнение их делает людей гражданами космоса. За этим трактатом следуют биографии трех патриархов (Авраама , Исаака , Иакова) и Иосифа . Филон Александрийский интерпретирует их образы в терминах философии платонизма как архетипы, послужившие моделями Моисеева закона. В биографии Моисея , ориентированной на нееврейского читателя, Филон Александрийский излагает историю его жизни и представляет его деятельность как законодателя, пророка и священнослужителя. Два трактата посвящены изложению и интерпретации Десяти заповедей и в связи с ними - всего библейского законодательства. 18 из сохранившихся трактатов посвящены философской экзегезе 17-ти первых глав книги Бытие . Здесь Филон Александрийский полностью абстрагируется от повествовательного характера библейского текста и при помощи аллегорического толкования стремится представить его как совокупность философских и мистических концепций. Среди других сочинений этого рода - трактат (сохранился только армянский перевод) «Вопросы и ответы к книгам Бытие и Исход». Трактат написан в форме эллинистического философского комментария, в котором каждый параграф начинается с постановки экзегетической проблемы, затем следуют краткое буквальное и пространное аллегорические объяснения.

В чисто философских трактатах, часть из которых написана в форме диалога, еврейские мотивы появляются лишь спорадически. В центре философских дискуссий Филона Александрийского стоят вопросы, соответствующие его религиозному мировоззрению, - вечность мира и Божественное провидение. Сохранились также два сочинения Филона, посвященные современным ему событиям: «Против Флакка» (об антиеврейских беспорядках в Александрии в 38 г.) и «Посольство к Гаю» (см. выше). Трактат Филона Александрийского «О созерцательной жизни» - единственный источник сведений о секте терапевтов .

Философская концепция Филона Александрийского сложилась под сильным влиянием стоицизма и платонизма. Следуя Платону, Филон Александрийский противопоставляет чувственный мир и умопостигаемую сферу бытия, только в рамках которой можно постичь истину; материальный мир - это область «мнения» (или «вероятности»), он занимает срединное положение между истиной и ложью. Исходя из этого, Филон Александрийский всегда помещает абстракции выше, чем отдельные явления, суждения о которых по необходимости лишь вероятностны и не вполне определенны. Интерпретируя Библию, Филон Александрийский стремится выявить абстракции, на которые «намекают» или которые «представляют» конкретные библейские персонажи или события. Подлинное предназначение и благо человека - освобождение от телесных потребностей и удовольствий и достижение духовной созерцательной жизни. Однако человек обретает право на такую жизнь только после того, как он добросовестно выполнил свой земной долг в обществе. Поэтому, полагает Филон Александрийский, Моисей освободил левитов (см. Леви) от несения общественных обязанностей только по достижении ими пятидесятилетнего возраста. В выполнении библейских предписаний Филон Александрийский видит лишь внешнее требование закона, в то время как подлинная цель закона - постижение его символического смысла. Тем не менее Филон Александрийский пространно аргументирует высшую моральную, воспитательную и общественную ценность Моисеева закона в чувственном мире. Согласно внутреннему смыслу Священного Писания, открываемому аллегорическим толкованием, Моисей - философ. Однако Филон не всегда рассматривает философию как высшее достижение духа, иногда он говорит о еще более высоком духовном состоянии - мудрости. Платоновскую концепцию восхождения души от чувственного мира к умопостигаемому миру «идей» Филон Александрийский дополняет еще одной ступенью спиритуального подъема - от мира «идей» к самому Богу. Таким образом, Филон Александрийский признает лишь две предельные реальности - Бог и душа, вневременная связь между которыми составляет содержание его мистической философии.

Концепция Бога у Филона Александрийского характеризуется крайней трансцендентностью, превосходящей даже платоновскую: Бог выше добродетели, выше знания, выше абсолютного блага и красоты. Согласно Филону Александрийскому, на низшем уровне абстракции Богу приписываются благость и другие атрибуты, на высшем уровне абстракции Бог не имеет качеств, не обладает именем и непознаваем. Тем не менее, хотя истинная сущность Бога непознаваема, ее исследование - в высшей степени благословенное занятие.

Трансцендентная концепция Бога совмещается у Филона Александрийского с имманентной - стоической по своему происхождению - концепцией отношения Бога к миру и к душе: божественная сила действует как имманентный принцип вещей и, в первую очередь, души. Такой взгляд приводит Филона Александрийского к онтологической дифференциации - к различению между Богом и Его Логосом, который Филон Александрийский иногда отождествляет с Божественной мыслью, а иногда трактует как нечто, что осуществляет связь между Богом и человеком, - принцип, символизируемый первосвященником . Хотя Филон Александрийский принимает библейский тезис о творении мира Богом, он стремится избежать вывода, согласно которому Бог находился в прямом контакте с профанирующими свойствами материи, и потому постулирует посредующую «миротворящую силу» - Логос.

Филоновская концепция человека характеризуется дуализмом: духовное начало, связующее человека с Богом, и плотское, принадлежащее к материальному миру. Поэтому человек неизбежно стоит перед выбором между разумом и плотской жизнью. Это выбор Филон Александрийский формулирует в терминах стоицизма как установление контроля разума над эмоциями; таким образом, этика стоиков становится интегральной частью мировоззрения Филона Александрийского. Достижение гармонии между человеческой душой и Богом Филон представляет и как восхождение души к Богу, и как снисхождение Бога в человеческую душу. Принципиальное тождество человеческого и Божественного духа, постулируемое философией стоицизма, принимает у Филона Александрийского форму мистического учения о единении души с Богом. Чтобы подготовить себя к единению с Богом, человек должен освободиться от земных уз, оставить «свою землю, своих сородичей и отчий дом», то есть забыть тело, чувства и человеческую речь. В отличие от идеала стоиков - мудрость как власть разума над чувствами, доставляющая безмятежность, - Филон Александрийский описывает единение с Богом как экзальтированный мистический опыт: в поисках бо́льшего, нежели рациональное познание Бога, душа преисполняется Божественным духом и пребывает в экстатическом блаженстве. Три патриарха символизируют три пути к достижению единения с Богом. Авраам проходит путь от знания (Агарь) к добродетели (Сарра), Исаак , будучи совершенен от природы, не нуждается в посредничестве промежуточной интеллектуальной цели, а Иаков вознагражден за свой аскетизм тем, что для него «Господь» (Справедливость) становится «Богом» (Милосердием). Здесь снова концепция посредничающих сил выходит на первый план. Душа не может достичь самого Бога, однако она может достичь одной из Его «сил», число которых у Филона Александрийского варьируется в разных трактатах. Настаивая на том, что единственное подобающее отношение мудреца к Богу - любовь, Филон Александрийский прибегает к платоновской концепции философской «эротики» и близок к «эротическим» учениям эллинистического мистицизма. Иногда Филон Александрийский говорит об этой любви как о Божьем даре, посредством которого совершенный мудрец приобщается к Его природе.

Для евреев обращение Филона Александрийского к греческой языческой философии было неприемлемо: в древних еврейских источниках, за исключением Иосифа Флавия , имя Филона Александрийского не упоминается, хотя в некоторых из них (в частности, в нескольких мидрашах) заметно влияние его идей. Лишь в 16 в. прямой интерес к личности Филона Александрийского и его идеям проявляется в труде Азарии бен Моше деи Росси «Меор эйнаим» («Свет очей»).

Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства . Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла (см. Павел из Тарса), в первую очередь, его «Послание к евреям», обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви , в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы.

КЕЭ, том: 9.
Кол.: 93–96.
Издано: 1999.

Предшественником отцов церкви можно считать Филона Александрийского, иудея по происхождению, родившегося в Александрии между 15 и 10 гг. до н.э., активность которого пришлась на первую половину I столетия н.э. Среди многих его работ примечательна серия трактатов "Аллегорический комментарий к Пятикнижию" ("Сотворение мира", "Аллегории Законов", "Наследник Божественного", "Переселение

28 Греческая патристика

Авраама", "Мутации имен" как особенно прекрасные). Филон - ив этом его историческая заслуга, - впервые попытался через проникновение греческой философии в теологию создать некую "философскую мозаику". Филон воспользовался аллегорическим методом. Он утверждал, что Библия имеет а) буквальный смысл, не самый интересный и важный, и б) смещенный смысл, согласно которому библейские персонажи и события символизируют понятия и истины моральные, духовные и метафизические. Эти самые зашифрованные истины (обсуждаемые на разных уровнях) требуют особого состояния души для их уловления (что не есть еще в подлинном смысле вдохновение). Аллегорическая интерпретация как метод прочтения Библии нашла множество единомышленников среди Отцов церкви, став на долгие времена константой патристики.

В философскую мозаику Филона вошли многие понятия, неведомые греческой мысли, начиная с понятия "творения", которому он дал впервые систематическую формулировку. Бог создал материю из ничего, и лишь потом придал ей форму. Однако прежде физического мира Бог создал интеллигибельный космос (мир Идей) как идеальную модель, и этот "интеллигибельный космос есть ничто иное как Логос Бога, актуально формирующий мир". Так платоновские Идеи становятся определенно мыслями Бога, совпадающими с Логосом, его Словом.

Филон отличает Логос от Бога, делая его ипостасью, определяя даже как "перворожденного Сына несотворенного Отца", "второго Бога" . Иногда он даже говорит о нем как о действующей причине, в других местах, как об Архангеле, Посреднике между Творцом и творением (поскольку это не несотворенное, как Бог, но и не тварное, как мирское), как о геральде Бога, хранителе мира и покоя. Логос Филона выражает, кроме прочего, и это важно, фундаментальные ценности библейской Мудрости, Слова Божьего, Слова творящего и созидающего. Наконец, Логос несет в себе этический смысл "Слова, с помощью которого Бог направляет к благу", "Слова, что спасает". Во всех этих значениях Логос представляет бестелесную реальность, сверхчувственную и трансцендентную. Тем не менее, коль скоро чувственный мир создан по образу интеллигибельного, т.е. в соответствии с Логосом и посредством его, то имманентный аспект Логоса состоит в воздействии бестелесного на телесный мир. В этом смысле Логос - нечто связующее, что собирает и единит мир, начало, правильно упорядочивающее мир и его сохраняющее.


Поскольку Бог бесконечен, то бесчисленны также проявления его активности, которые Филон называет "Потенциями", упоминая, впрочем, только о двух основных, подчиняя им все прочие: творческая Потенция, коей Создатель творит мир, и Потенция правящая, при помощи которой Он управляет созданным им миром. Эти две Потен-

29 Филон Александрийский

ции, два аспекта божественного, древняя еврейская традиция обозначала двумя именами - Елохима и Иеговы, первый знаменовал силу добра, блага и созидания, второй - законодательную и карающую силу.

Отношения между Логосом и двумя высшими Потенциями разрабатывались Филоном по-разному: в одних текстах Логос выступает источником всех Потенций, в других ему приписана функция объединения их.

В антропологии Филон частично следует Платону, выделяя в человеке тело и душу. Затем, мало-помалу, вызревает более рафинированная концепция, открывающая в человеке третье измерение, радикально меняющее природу и смысл первых двух. Согласно этому взгляду, где уже доминирует библейский компонент, человек образован из 1) тела, 2) души-интеллекта, 3) и Духа, что нисходит от Бога. В этой новой перспективе человеческий интеллект разрушим, поскольку он интеллект "земной", покуда Бог не вдохнет в него "потенцию подлинной жизни", каковая является божественным Духом (пневмой).

Ясно, что душа человеческая (как интеллект), сама по себе взятая, была бы ничтожнейшей, когда бы не вдохнул в нее Бог пневму, свой Дух. Момент, реализующий сцепление человека с божественным, согласно Филону, уже не душа, как полагали греки, и не ее привилегированная часть, интеллект, но Дух, что прямо исходит от Бога. Так мы получаем три измерения человеческой жизни: 1) в физическом измерении - жизнь сугубо животная (тело), 2) в рациональном пространстве живет душа-интеллект, 3) в высшем божественном измерении - восхождение к Духу. Сама по себе душа смертна, она может стать бессмертной в той мере, в какой Бог дарует ей свой Дух, насколько она себя в Духе взращивает и живет в нем. Так рушатся все доводы Платона, на которых он пытался основать бессмертие души. Душа сама по себе беспомощна, смертна, но может стать бессмертной в той мере, в какой она способна жить по Духу.

Именно это третье измерение - Божий Дух - прямо интерпретирующее теорию творения и библейскую теорию вообще, является новацией Филона в этике. Мораль становится неотделимой от веры и религии, сливаясь даже в мистическом единении с Богом в некоем экстатическом видении. На этом пути, более того, Филон предвосхищает т.н. "итинерарии божий", пути к Богу, которые у Отцов церкви, начиная с Августина и далее, становятся каноническими. От познания космоса мы должны перейти к познанию нас самих; существенно же то, что в момент трансцендирования, выходя за пределы самих себя, уже познав самих себя, мы приходим к осознанию, что то, чем мы обладаем, не наше, и возвращаем это тому, кем мы одарены. В этот самый момент, в точном смысле слова. Бог с нами и в нас. Вот буквально: "Наивернейший момент для встречи тварного со своим Творцом именно тогда,

30 Греческая патристика

когда оно признало свое полное ничтожество". "Необычайно высокая слава души в том, чтобы преодолеть свою тварность, свои пределы, связав себя только с нетварным, согласно священным предписаниям, кои обязывают посвятить себя Ему. Потому-то тем, кто связывал себя с Ним и служит Ему непрерывно, в наследство Он дарует сам себя".

Счастье жизни в том и состоит, чтобы "быть целиком и полностью скорее в Боге, чем в самих себе".

ГНОСИС

Термин "гносис" буквально означает "познание", но технически он стал обозначать особую форму мистического познания, которая была характерна для некоторых религиозно-философских течений позднего язычества, в особенности, еретических сект, вдохновлявшихся идеями христианства. А. Фестуджер определил его так: "Гносис означал новую манеру познания Бога, опирающегося более не на разум, но на своего рода непосредственное озарение. Гностическими могут считаться герметические доктрины, а также халдейские. Однако гностическая теория, которая нас сейчас интересует, будучи связана с христианством, содержала в себе различные эллинистические и восточные элементы, вызывая оживленную полемику и критику Отцов церкви.

До последнего времени ученые, испытывая недостаток документов, были вынуждены довольствоваться при реконструкции христианского гносиса свидетельствами противников. Однако в 1945 г. в Наг-Хаммади (Верхний Египет) был случайно найден сосуд с 53 рукописями гностиков на коптском языке, из которых 43 оказались совершенно неизвестными. Лишь в 1972-1977 гг. они были опубликованы, а в 1977 г. был подготовлен английский перевод, некоторые из них представлены на европейских языках в "Апокрифах Нового Завета". Еще не проделаны необходимые изыскания и анализ этих текстов не завершен, однако уже можно говорить о некоторых существенных чертах гносиса, не вдаваясь в различия между течениями.

а) Специфический объект гностического познания - Бог и все, в конечном счете, связанное со спасением человека. Основной текст посвящен разъяснениям по поводу того, 1) кем мы были и чем стали, 2) где мы пребывали и куда были ввергнуты, 3) куда, наконец, мы желаем идти и от чего хотим избавиться, 4) что есть рождение, и что возрождение.

31 Гносис

б) В гностическом опыте печаль и тревога выступают фундаментальными состояниями, поскольку вскрывают подноготную сознания, его связь с негативным, обнажая радикальный разрыв добра и зла, обозначая тем самым нашу подлинную идентичность, принадлежность к изначальному благу: ведь если человек страдает от зла, то это означает его причастность к добру. А значит, человек происходит из другого мира и должен туда вернуться. В этом мире мы "в изгнании", наша "родина" - мир иной. В одном из гностических сочинений мы читаем:

"Кто познал мир, тот нашел труп, и мир не достоин того, кто нашел труп". Гностик должен углубиться в познание самого себя и лишь через самопознание он может вернуться на родину. Наиважнейшую роль в этом возвращении играет Спаситель (Христос), один из божественных "эонов".

в) Гностики разделяли людей на три категории: 1) "пневматических", в коих преобладает Дух (пневма);2) "психических", с доминантой души-психэ, 3) и т.н. "гилических", в них слышен зов материи, "гиле". Эти последние осуждены на смерть, первые определены к спасению, вторые же могут спастись, если воспоследуют указаниям первых, избранных, обладающих "гносисом".

г) Этот мир лежит во зле, он создан не Богом, а злонамеренным Демиургом. Сущность гностического взгляда Плотин выразил так:

"Они утверждают, что Демиург порочен, и космос его порочен". Ясно, что ветхозаветный Бог, творец этого мира в его порочности противостоит евангельскому благому Богу, Христу Спасителю. Христос - это божественное существо, которое явилось в мир лишь по-видимости в телесном обличье. (Эта идея, как быстро заметили другие христиане, обесценивала страдания, смерть и воскресение Христа). Аллегорическая интерпретация священных текстов была призвана поддержать их доктрину.

д) Особенно любопытной и сложной выглядит гностическая теория там, где она пытается вывести всю интеллигибельную реальность из некоей первозданной целостности через серию т.н. "эонов", вечных частиц, которые излучают свои подобия (Христос, согласно ей, последний Эон). Таково же происхождение и человека. Так мы видим вкрапления в гностическую мысль идей различного происхождения (мифологических, фантастических и др.).

е) Гностическая теория выступает как тайна, открытая Христом лишь немногим ученикам, аристократически рафинированное учение, отличное от евангельского.

Среди гностиков известны Карпократ, его сын Епифан, Василид и его сын Исидор, особенно много последователей имел Валентин.

Отцы церкви не без оснований усматривали в них еретиков. В действительности, это была эпоха, когда исчезал один духовный мир и

32 Греческая патристика

нарождался другой, а потому доминировало настроение тревоги, которому гностики (возможно, более адекватно, чем другие философские учения) придавали определенную интонацию, консонировавшую с духом своего времени. В одном из документов, найденных в Наг-Хаммади, читаем "Неведение Отца вызывало тревогу и ужас Тревога сгустилась, как туман, так, что ничего не стало видно " Сама материальность и телесность порождали опыт страдания, ужаса, утраты чувства выхода, пути к свету Все же гностический опыт, как попытка ответить на вызов своей эпохи, оказался слишком хрупким, чтобы завоевать будущее.

Филон (†ок. 50), александрийский иудей, был разносторонним, хотя и неоднозначным апологетом иудейства, получившим хорошее философское греко-римское образование, которое в лице Платона и стоиков наложило на его взгляды большую печать. Не исключено, что он мог быть знаком и с христианским учением. Особенно интересно его учение о Логосе, которое в некоторых высказываниях Филона иногда напоминало христианскую мысль. По этой причине Энгельс характеризовал Филона как «настоящего отца христианства».

Но учение Филона о Логосе отличается большой двойственностью. Протоиерей М. МАЛИНОВСКИЙ пишет: «Он говорит, то как иудей, то как платонический философ и каббалист. Воззрения Платона и Ветхозаветной религии, почти не смешиваясь, идут через всю его систему и являются сплоченными механически. Отсюда, наряду с изображениями безличного Логоса у него часты олицетворения Его » .

Можно указать на следующие принципиальные отличия учения Филона о Логосе от христианского.

· Филон – исповедует моноипостасного Бога. Бог триипостасный для него немыслим. Поэтому Логос Филона, хотя он и называет его иногда сыном Божьим – это не Бог и не Его ипостась, равная Отцу.

· Логос Филона – то творение, то эманация Сущего. В любом случае Он принципиально ниже Бога, не единосущен и не равночестен Ему. Логос у него – высший посредник между миром и Богом. Логос – это Разум, идеи и силы Бога. Он – идея всех идей , первородный, старший Сын Божий (младший – это мир), второй бог , первообраз вселенной .

· Логос у Филона рассматривается трояко: как душа и связь мира, как безличная энергия Бога и как тварно-личностный посредник. В последнем случае он представляется личностью по отношению к миру, оставаясь безличной силой Бога.

· Логос не есть Божественная личность, но только Божественная способность мышления и творчества, содержащая в себе идеи всех сотворенных вещей.

· Поскольку мир образован Логосом из вечной материи – косной, хаотической массы, то он чужд и противоположен Богу.

· Человек двусоставен. Его душа – падший дух, посланный на землю для наказания и искупления своего греха. Тело – тюрьма, естественный источник нечистоты и греха. Чувственность – корень греха. Аскетизм необходим как средство достижения экстаза, в состоянии которого душа вновь возвращается в мир Логоса. Филон учит о предсуществовании душ.

· Поскольку материя, по Филону, начало косное, противоположное духу и противостоящее ему, то воплощение, вочеловечение Логоса и, тем более Крест для спасения человека немыслимы и богохульны. Поэтому Логос Филона не может быть Мессией, ибо Мессия – это земной царь, человек, сын Давида.

Таким образом, ни стоическое понимание логоса, ни учение Филона о нем никак не могут рассматриваться в качестве источника христианского учения о Логосе как Богочеловеке и Спасителе, Своими страданиями, смертью и воскресением открывшего человеку врата вечного Царства Божия.

Литература

Богдашевский Д.И., проф. К изучению четвертого Евангелия. Киев, 1910.

Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1908.

Лосев А.Ф. Логос. //Философская энциклопедия. Т.3. М., 1964.

Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910.

Муретов М., проф. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии. Изд. 2-е. М., 1885.

Муретов М., проф. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

Смирнов Н.Т. «Терапевты и соч. Филона иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909.

Приехал в Рим Филон, александрийский иудей, происходивший от знатной фамилии. Иудеи назначили его одним из послов, которых отправили хлопотать по их делам. Филон был самым замечательным из тех александрийских иудеев, которые, получив греческое ученое образование, старались соединить ветхозаветную религию с идеями греческой, в частности платоновской и стоической философии, доказывая, что религиозные, философские и нравственные истины, высказанные наилучшими языческими мыслителями, задолго до их времен были даны иудеям божественным откровением. В своем стремлении доказать это, Филон Александрийский и другие иудеи одинакового с ним направления мыслей видоизменили священные предания платоническими и стоическими понятиями. Их учение не произвело особенного впечатления на их языческих современников, но имело большое влияние на христианских ученых и на греко-римскую религиозную философию II и III веков. Филон был в иудейском вероучении представителем идеализма, подобного идеализму неоплатоников в язычестве. Он хорошо знал греческую философию, заимствовал из неё свои основные понятия, которыми старался объяснить божественные тайны, но вместе с тем оставался верующим приверженцем священных книг своего народа, ставил, данное в них откровение выше всякой иной мудрости. Главной целью многочисленных ученых трудов Филона, написанных несколько риторическим языком, но проникнутых искренним одушевлением, было защитить от порицаний и прославить отечественную религию. Задачей своей жизни Филон поставил доказать одинаковость учений Платона о Боге, о благе, об идеях и учений стоиков о душе вселенной и о добродетели с откровенными истинами иудейской религии, убедить образованных язычников, что эти учения были издавна собственностью народа иудейского.

Филон Александрийский. Иллюстрация XVI века

Учения Филона Александрийского о Боге и Логосе

Вот краткое изложение философии Филона Александрийского, составленной из греческих и еврейских элементов. От вечности существовали два основных принципа: Бог, существо духовное, и хаос – материя, из которой создан мир. Бог – существо, непостижимое человеческим умом. Из божественного существа первоначально произошел духовный мир, мир идей, прототипов, деятельностью которых созданы предметы материального мира. Согласно Филону, разумная сила этих прототипов проникает в материю и из этого дурного материала создаёт, по их образу, материальный, видимый мир. Эта действующая сила духовного мира – логос, «разум», «смысл». В философии Филона она – связь, соединяющая видимый материальный мир с невидимым богом; она принадлежит обоим основным принципам, и богу, и материи. В Боге она – сила покоящаяся, в материи – сила действующая и сокращающая.

Итак, логос – наместник Бога в видимом мире, «второй Бог». Как разум человека проявляется во множестве мыслей, которые при всем своем различии друг от друга составляют единое целое, происходя от одной силы охватываясь ею во всей своей совокупности, так из логоса происходят бесчисленные прототипы и основные силы предметов видимого мира. Эти прототипы и силы соответствуют и ангелам еврейской веры, и идеям Платона, и божествам языческой мифологии . Учение о логосе – главная часть философской системы Филона Александрийского. Во всех тех местах Ветхого Завета, где говорится о явлениях Бога людям или о действиях промысла, говорится, по его мнению, о логосе. Логос – образ Бога, наместник его, «первородный сын божий». Он податель всех духовных даров, посредник между людьми и богом, возносящий к нему их просьбы, ходатайствующий за них перед ним. Логос разделяется у Филона на множество существ, каждое из которых – проявление какого-нибудь отдельного качества или его действия. Как логос произошёл из Бога, так из логоса произошел человек, поэтому человек имеет в себе разум (имеет в себе логос), имеет и свободу. Первая чета людей употребила свободу во зло, этим был создан грех.

Филон считал, что излагаемое его философией учение содержится в Ветхом Завете. Для доказательства этого, он дает натянутые толкования словам священных книг. По мнению Филона, слова священного писания имеют, кроме простого, буквального смысла, другой, высший, аллегорический. Он давал аллегорические объяснения и заповедям закона Моисеева , оставляя, впрочем, за ними силу повелений божиих. Его учение имело большое влияние на христианских гностиков .

Книги Филона Александрийского

Книги Филона Александрийского можно разделить на четыре группы: 1) Историко-биографические сочинения написаны несколько риторическим слогом. Важнейшие из них – книги «О сотворении мира», «Жизнь Авраама», «Жизнь Иосифа», «Три книги о Моисее», составленные по священному писанию и по легендам и предназначенные главным образом для язычников, и защиту иудейской религии; 2) Книги о нравственности. Основным из них надо считать «О десяти заповедях»; к нему примыкают рассуждения о разных добродетелях, две книги «О наградах в наказаниях», проникнутые пламенной любовью к иудейскому народу и родине и восторженными надеждами; «О благородстве» иудейского народа. 3) Политические сочинения, рассказы об общественной деятельности Филона; сюда относится книга «О посольстве» в Рим. 4) Аллегорические объяснения священного писания, предназначенные главным образом для иудеев и написанные Филоном Александрийским в старости, спокойным тоном, комментарии к разным отделам Пятикнижия (о священных законах, о херувимах, о жертвоприношении Каина и Авеля, о потомстве Каина, о Ное, о разделении языков, о сновидениях, о жертвоприношениях и священстве и проч.).

Мы перечислили только важнейшие из книг Филона. У него много мыслей, одинаковых с Новым Заветом и вообще с христианскими понятиями. Большая часть этих мыслей были в его время всеобщими у иудеев, живших в греческих городах.

Греческий теолог иудейского происхождения, создатель метода аллегорического толкования Библии с помощью понятий греческой философии.

« Экзегеза в Древней Греции - толкование обычаев, законов, прорицаний оракулов; в александрийскую эпоху - толкование литературных текстов; с первого века нашей эры - объяснение, интерпретация текстов религиозных.

Филон Александрийский был создателем метода аллегорического толкования Ветхого Завета.

Он был послан в Рим защищать перед императором Калигулой иудеев.

Доказывая согласие Ветхого Завета с греческой философией, Филон утверждал, что в Писании кроме буквального присутствуют глубокие мистический и аллегорический смыслы, не противоречащие греческой мудрости. Задача философии - познать и истолковать эти смыслы».

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.Н., Краткий философский словарь, М., «Эксмо», 2004 г., с. 447.

Филон Александрийский учил о логосе как самом высоком и совершенном творении Бога, благодаря которому Бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а уже потом мир вещей и человека.

Для Филона - Бог - чисто абстрактное понятие, без каких-либо атрибутов.

Филон Александрийский развивал учение о совершенной непознаваемости и безыменности Божества. «Не думаю, - говорит Филон, - чтобы Сущее, каково оно есть в своем существе, могло быть познано каким-либо человеком. Как наш ум неизвестен нам, так и Сущее недоступно познанию людей... Посему и собственного имени ему дать невозможно никакого». Установив полную бескачественность Божества, Филон оставляет, однако, за ним самое общее определение, именно бытие. «Бог недоступен нашему познанию, разве только по бытию; ибо одно только существование, вот то, что мы знаем о нём, кроме же существования - ничего». «Человек может знать о Боге не то, каков он есть, но только, что он есть».

Булгаков С.Н. , Свет невечерний: Созерцания и умозрения, М., «Аст»; Харьков «Фолио», 2001 г., с. 177.

«Филон Александрийский , родившийся на 15-25 лет раньше Христа и умерший спустя 10-20 лет после него, сформулировал дело философии на полторы тысячи лет вперёд: «Философия служанка (рабыня) мудрости (софии)» (De congressu eruditionis gratia). Платон для Филона не меньший авторитет, чем автор библейского Пятикнижия Моисей . Филон от Платона знает и повторяет, что философия, будучи школой добродетели, заслуживает и достойна избрания сама ради себя как то, чему человек должен отдать себя; она самоценное благо, а не средство. […] София определяется как наука божественных и человеческих вещей и их причин. Наука о божественных вещах - то же, что теология, - имеет дело с самим Богом. Перед Богом не стыдно и свободному человеку быть рабом…».

Бибихин В.В., Язык философии, М., «Языки славянской культуры», 2002 г., с. 324-325.

Его философия, истоками которой были Платон и Библия, оказала значительное влияние на неоплатонизм и на учение святых отцов.