Татуировка чайка на запястье значение. Татуировка чайка. Чайка – фольклорный символ

  • Дата: 15.09.2023
Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий Эндрюс Тэд

Чайки

Ключевое свойство : общение и ответственность

Период активности : круглый год

Морские чайки – или, как они правильно называются, серебристые чайки – обитают на побережьях и редко улетают далеко от берега. Береговые линии связаны с великой тайной и магией. Это место, которое не принадлежит ни суше, ни морю; оно находится на границе между ними. Берег считается зоной, где зачастую можно встретиться с волшебством. Благодаря этому чайки могут научить тому, как наладить общение с волшебными созданиями и духами воды.

Это становится особенно очевидно, если вспомнить, что чайка связана одновременно со стихией Воды и стихией Воздуха, поскольку умеет как плавать, так и летать. Она знает, как себя вести в обоих царствах, и поэтому способна научить вас тому, как себя вести и действовать в других измерениях.

По отношению к своим сородичам чайки отличаются вежливостью и предупредительностью. Они понимают друг друга благодаря особой системе звуковых сигналов и ритуальных движений, а поведение регулируется очень сложным сводом правил.

Именно поэтому они могут научить вас, как лучше понимать людей. Они могут помочь вам научиться по-настоящему понимать собеседника. Чайки могут помочь читать между строк и понимать язык тела других людей. Возможно, появление в вашей жизни чайки означает, что вам необходимо поучиться этому, или то, что вы сами станете обучать кого-то тонкостям психологии общения.

Чайки помогают также содержать в чистоте пляжи и берега. Они являются защитниками экологии. Их возникновение в качестве тотема может означать появление в вашей жизни работы, связанной с экологией, или внутреннюю работу по очистке береговых зон вашей собственной жизни.

Птенцы чаек очень прихотливы в еде.

Они не притронутся к пище, если не получат условного сигнала, который сообщит им, что это можно есть. Подобным сигналом для них является красный цвет. У взрослой самки на клюве есть красное пятно, и птенцы привыкли получать пищу, видя его перед глазами. В этом скрыто множество уроков, связанных с привычками здорового питания, с оптимизацией режима питания (физическим и иным способом) и многим другим. Медитация на эту тему будет способствовать более глубокому пониманию ваших жизненных моделей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Морская тематика очень близка людям морских профессий и тем, кто проводит основную часть жизни на воде. Однако тату чайка все чаще можно увидеть у тех, кто не имеет отношения к морю. Что означает подобный нательный рисунок?

Приметы о чайках

Наши предки относились к образу чайки неоднозначно. Появление птицы как было хорошим предзнаменованием, так и означало приближающуюся беду. Древняя легенда гласит, что женщина настолько горевала по своему погибшему супругу, что однажды превратилась чайку. С тех пор птица ассоциируется со скорбью утраты близких, которых поглотила морская пучина.

Особое отношение к чайкам у рыбаков и людей морских профессий. Существует примета, что если три чайки кружат над кораблем, то смерти не миновать тому человеку, над чьей головой они пролетят. Считалось, что души утонувших моряков вселяются в пернатых и подолгу не улетают от места кораблекрушения.

Чайка, летающая перед окнами, сулила опасность близкому человеку, который находится в рейсе. А если она залетела в дом – значит, его уже не спасти .

Чайки также предсказывали погоду. Примета гласит, что если птицы летают далеко от моря – быть шторму и сильному ветру, поэтому лучше воздержаться от прогулок. Эти пернатые также помогали рыбакам обозначить место для хорошего улова: там, где чаек больше всего – там много рыбы. Морякам появление птиц говорило о приближении суши.

Кому подойдет тату

Татуировка чайка символизирует свободу, целеустремленность, приспособляемость. Обладатель подобного нательного рисунка – натура самоуверенная, творческая, непостоянная и свободолюбивая. Такой человек не любит будничной суеты, с легкостью меняет место жительства, обожает путешествия и новые впечатления.

Чайка обитает недалеко от людей и не прочь поживиться за чужой счет. Так и обладатель подобного тату может жить за счет других и пользоваться их благами. В то же время он не терпит конкуренции и способен жестоко расправляться с оппонентами. Если вопрос касается карьеры и профессионального мастерства – он сделает все, чтобы преуспеть в своем направлении. Его цель – доказать, что он лучший.

Не всегда такие грандиозные планы переносятся в реальную жизнь. Иногда тату с этой птицей говорит о том, что человек находится в начале своего пути и преодолевает внутренние барьеры, чтобы стать тем, кем он хочет себя видеть. Наколка чайки на зоне означает, что человек проводит время впустую и рвется на свободу.

Техника выполнения

Нательные рисунки птиц, животных и растений предпочитают выполнять в стиле реализм. Реалистичное тату чайки (см. фото в галерее) за счет детализации, четкой прорисовки и насыщенной цветовой палитры выглядит очень эффектно. Татуировщик должен обладать недюжинным художественным талантом, чтобы натурально отобразить все элементы композиции. Символическое значение у подобного тату отсутствует, зато он является прекрасным украшением.

То же самое можно сказать о тату в стиле акварель. Подобную технику обычно предпочитают девушки из-за нежности и воздушности изображения. Эскиз тату с чайкой, парящей над морской гладью, является любимым сюжетом. Его можно носить на руке, спине, предплечье или на ключице. Миниатюрное тату на запястье также подойдет представительницам прекрасного пола и выгодно подчеркнет их хрупкость и красоту.

Видео про распространенные татуировки


Фотографии готовых работ










Подборка эскизов





Чайка – род птиц

Чайка – дикая птица. Она широко распространена в Европе. Эта птица всегда соседствует с человеком и получает от этого выгоду. Поэтому ее появление в море свидетельствует о близости берега, на внутренних водоемах – о населенном пункте. Обитающие на морских побережьях России чайки – крупные птицы. Их длина 54-60 см, вес 720-1500 г. На внутренних водоемах европейской части России встречается два вида чаек, значительно меньших, чем морские виды. Это озерная чайка и малая чайка. Так, озерная чайка имеет длину 35-39 см, вес 200-350 г; малая чайка – длину 24-28 см, вес около 100 г. Общими чертами оперения птиц является белая спина, брюхо и хвост. Отличаются виды вкраплением черного оперения на голове (малая чайка), на голове и хвосте (озерная чайка); серого оперения на крыльях и черного на хвосте (морская серебристая чайка). Чайки необычайно активны и крикливы. Они издают резкие и трескучие звуки, напоминающие раскатистое «карр», которое повторяется с небольшим интервалом. А многократное повторение сигнала «кек» делает крик чайки похожим на смех (1).

Чайка – фольклорный символ

Образ чайки часто встречается в легендах. Так, крымская легенда повествует историю о доброй дочери отшельника, которая спасла попавших в шторм казаков. Наперекор воле морской стихии она вытаскивала из воды тонущих людей. Морская пучина за своенравие поглотила девушку. Однако она не погибла, а превратилась в чайку, которая предвещает морякам беду (3).

Еще одна крымская история о чайке связана с проклятием матери казака Ясюка. Мать прокляла девушку за то, что та послала ее сына воевать ради славы и подарков. Казак погиб, а девушка превратилась в чайку, чтобы довеку искать в море своего жениха (4).

В легендах Северной России присутствует образ чайки-спасительницы. Так, в легенде о розовой чайке эта птица вселяет в моряков надежду на спасение (5).

Байкальская легенда посвящена чайке необычного размера и со странным тоскливым криком. Чайка-необычайка, как ее назвал рыбак Шоно, стремилась на родину. Не выдержав ее крика, рыбак убивает птицу. Но, раскаявшись, при помощи живой воды возвращает ей жизнь, после чего к нему приходит душевное просветление.

Таким образом, чайка как фольклорный символ может означать смерть и возрождение, страдание, оберег, надежду на спасение, на новую жизнь (6).

«Чайка» – пьеса А. П. Чехова

«Чайка» – комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1895-1896 годах. Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра (1). Это пьеса о противостоянии молодого и старого поколения в искусстве. Представители молодого поколения Нина Заречная и Константин Треплев стремятся найти себя в творчестве. Нина мечтает стать актрисой, Константин – драматургом. Треплев ставит домашний спектакль, где Нина играет главную роль. Зрителями являются представители старшей школы – мать Треплева актриса Аркадина и ее муж, известный писатель, Тригорин. Во время представления Аркадина насмехается над репликами и спецэффектами, чем срывает спектакль. Треплева это ранит. Ему предстоит пережить еще одну драму: он любит Нину, но девушка влюблена в Тригорина, с которым вскоре уезжает в Москву. Два года в Москве не принесли Нине счастья: ее ребенок умер, Тригорин ее бросил, талант в себе она так и не раскрыла. Встретившись с Треплевым, она вновь отказывает ему в любви, говорит, что только теперь поняла, что значит быть настоящей актрисой. Нина уезжает в провинцию. А Треплев, не найдя себя ни в любви, ни в искусстве, стреляет в себя.

Чайка – образ-символ в пьесе Чехова

В пьесе Чехова есть сцена, где Треплев приносит с озера подстреленную чайку. Он предрекает, что скоро, как и эту чайку, убьет себя. Позже, вернувшись из Москвы, уже Нина назовет себя чайкой. В финале перед самоубийством Треплева снова появится чайка, только уже в виде чучела. Все образы чайки в пьесе символичны.

Предположительно у Треплева в руках была либо озерная, либо малая чайка. Ее небольшие размеры подчеркивают «удельный вес» представителя нового течения в искусстве. Треплев, мучительно ищущий новые формы молодой драматург, еще не определился с концепцией. Словно чайка, реющая в тумане, Треплев интуитивно чувствует необходимость изменений. Но он не в силах преодолеть давление матери, представительницы реакционного течения. "Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! - восстает Треплев против матери и преуспевающего писателя Тригорина. Убийство чайки Треплев называет подлостью. Скорее всего, эта подлость по отношению к самому себе. Поскольку чайка ассоциируется с душой человека, «убить душу» в контексте драмы Треплева – убить желание творить, убить возможность любить. Также мертвая чайка символизирует крушение надежды на обновление, на творческую реализацию и полноценную жизнь в искусстве. Соответственно чучело чайки воплощает душевную пустоту героя, а контексте развития искусства - давление формы над содержанием, излишнюю театральность, манерность игры.

Несмотря на то, что Треплев первым себя сравнил с чайкой, в критике чайкой называют, в первую очередь, Нину Заречную. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, чайка всегда считалась женским образом. Во-вторых, превращение в чайку в легендах было обусловлено несчастной любовью или самопожертвованием. Повторяя судьбу героинь легенд, Нина осталась верна любви к Тригорину и, отказываясь от союза с Треплевым, приносит свои эгоистические интересы (семью, славу) в жертву искусству. Решение поехать в провинциальный театр сродни обращению в чайку. Форма утрачивает для актрисы значимость, остается лишь глубина содержания. В-третьих, образ реющей в небе чайки чаще всего ассоциируется со свободой. Для Нины свобода в новом видении – это творчество. Недаром в монологе героини возникает рефрен: говоря о себе, как о чайке, Нина тут же переключает свой взгляд со страдания на искусство: «Я чайка!...О чем я? Да… Тургенев» (7,188) «Я чайка!... О чем я? Я актриса!» (7, 189) «Я чайка!...О чем я? Я говорю о сцене…» (7, 190).

Следует отметить, что образ чайки до деталей передает характер обоих героев. Так, светлое оперение чайки символизирует чистоту намерений Константина и Нины, черные вкрапления в оперении – их ошибки и душевную слабость. Крики чайки, громкие, резкие, тоскующие, а в минуту тревоги напоминающие хохот, рвут душу так же, как и монологи Треплева и Заречной. Драматизм судеб героев, на первый взгляд, идет вразрез с заявленным Чеховым жанром – комедией. Однако при внимательном прочтении становится понятной самоирония героев, когда они говорят о своей жизни, как об обычном сюжете о чайке, которую случайно подстрелил человек. Воспоминания Нины о жизни с Тригориным, признание в любви к нему, мысли об умершем сыне, понимание своей бездарной игры и тут же воспоминания о первом спектакле как о чем-то светлом, неповторимом – все это постоянно прерывается многоточием и создает ассоциацию с горьким хохотом чайки.

Чайка – символ МХАТа

В 1898 году К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный театр. В день открытия театра (14 декабря 1898 года) началась новая эпоха в истории русского театрального искусства. Одной из первых постановок на сцене МХАТа была пьеса Чехова «Чайка». Премьера спектакля состоялась 17 декабря 1898 года. «Чайка» стала настоящим испытанием для МХАТовцев. Дело в том, что за два года до этого «Чайка» провалилась в Александринском театре. Еще один провал пьесы отразился бы не только на имидже нового театра. У Чехова, находившегося во время премьеры в Ялте, обострился туберкулез, и любое негативное событие могло ухудшить состояние писателя. Нелегким был и постановочный процесс. Станиславский долгое время не видел сценичности в «Чайке» и не понимал, как ее ставить. Однако Немирович-Данченко сразу поверил в пьесу, этим же настроением прониклись актеры театра.

Начало спектакля очень напоминало премьеру в Александринке. В зале шумели, хихикали, высказывали недоумение, кто-то даже выходил. Но к концу первого акта зритель был покорен. Вот как вспоминает первую постановку Станиславский: «Как мы играли - не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошел, раздвинулся, опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рев... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех и, неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь... Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма» (8). Премьера имела необыкновенный успех, она положила начало новому театру. В 1902 году МХАТ получил новое здание в Камергерском переулке. Отстраивал его архитектор Ф. О. Шехтель. Федор Осипович безвозмездно выполнил проект реконструкции театра. Помимо интерьера, освещения и орнаментов, Шехтелю принадлежат разработки поворотного круга сцены, карманов для декораций, подсценических трюмов и раздвижного, взамен поднимающегося, занавеса. Архитектор также создал эскиз эмблемы, которая и сегодня украшает занавес МХАТа. Это была чайка в полете (9).

Сочинение

Наступали новые времена. Уходила вспять эпоха реакции, полоса насилия над личностью, жестокого подавления всякой свободной мысли. В середине 90-х годов XIX века она сменялась порой общественного подъема, оживления освободительного движения, пробуждения весенних предчувствий близких перемен. А.П.Чехов чувствовал, что Россия стоит на разломе эпох, на грани крушения старого мира, слышал явственный шум голосов обновления жизни. С этой новой атмосферой рубежности, переходности, конца и начала эпох на грани XIX-XX веков и связано рождение зрелой драматургии Чехова, тех четырех великих произведений для сцены - “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”, - которые произвели переворот в мировой драматургии.

“Чайка” (1896) -произведение для самого Чехова наиболее автобиографическое, личное (речь идет не о прямых житейских соответствиях героев пьесы с людьми, близкими Чехову, не о тех или иных прототипах, которых так настойчиво пытается поныне установить литературоведение, а скорее о лирическом самовыражении автора). В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию.

Это пьеса и о людях искусства, о муках творчества, о беспокойных, мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса и о любви (”много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви”, - шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, “общей идеи”, цели существования, “определенного мировоззрения”, без которого жизнь - “сплошная маета, ужас”. На материале искусства Чехов говорит здесь обо всем человеческом существовании, постепенно расширяя круги художественного исследования действительности

Пьеса развивается как полифоническое, многоголосное, “многомоторное” произведение, в котором звучат разные голоса, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Очевидно, поэтому невозможно, да вряд ли нужно выделять главного героя “Чайки”. Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней несомненно была Нина Заречная, позже героем стал Треплев. В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в другом все собой затмевают Аркадина и Тригорин.

При всем том совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, несливающиеся пути. Молодая девушка, выросшая в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев - оба стремятся попасть в чудный мир искусства. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которую написал влюбленный в нее талантливый юноша. Пьеса странная, отвлеченная, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. “Нужны новые формы! - провозглашает Треплев. - Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!”

В вечернем саду наспех сколочена сцена. “Декораций никаких - открывается вид прямо на озеро”. И взволнованный девичий голос роняет странные слова: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, словом, все жизни, все жиз ни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто…” Может быть, это рождается новое произведение искусства…

Но пьеса остается недоигранной. Мать Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстративно не желает слушать этот “декадентский бред”. Представление сорвано. Так обнажается несовместимость двух миров, двух взглядов на жизнь и двух позиций в искусстве. “Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! - восстает Треплев против матери и преуспевающего писателя Триго-рина. - Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!”

В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском искусстве и в жизни конца XIX века, когда “старое искусство разладилось, а новое еще не наладилось” (Н. Берковский). Старый классический реализм, в котором “подражание природе” превратилось в самоцель (”люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки”), выродился лишь в ловкое техническое ремесло.Искусство нового, грядущего века рождается в муках, и пути его еще не ясны. “Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах” - эта программа Треплева звучит пока как туманная и претенциозная декларация. Он со своим талантом оттолкнулся от старого берега, но еще не пристал к новому. И жизнь без “определенного мировоззрения” превращается для молодого искателя в цепь непрерывных мучений.

Потеря “общей идеи, - бога живого человека” разобщает людей переходной snoyrf. Контакты нарушаются, каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы и все несчастны. Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева, он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Три-горина, но тот бросает ее. Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но любви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведенко - от черствости Маши…

Неконтактность грозит обернуться не только равнодушием и черствостью, но даже предательством. Так бездумно предает Треплева Нина Заречная, когда очертя голову бросается вслед за Тригориным, за “шумной славой”. (И может быть, по этому Чехов в финале не делает ее “победительницей”.) Так мать способна предать сына, стать его врагом, не заметить, что он стоит на грани самоубийства.

“Помогите же мне. Помогите, а то я сделаю глупость, я насмеюсь над своею жизнью, испорчу ее…” - молит Маша доктора Дорна, признаваясь ему в своей любви к Константину. “Как все нервны! И сколько любви… О, колдовское озеро! Но что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что?” Вопрос остается без ответа. Вот в чем драма безответности, несовместимости людей в этой грустной “лирической комедии” Чехова.

Хотя пьеса эта названа “комедией” (вот еще одна загадка Чехова-драматурга), в ней мало веселого. Вся она проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек - известный писатель Григорий и тот тайно страдает от недовольства своей судьбой, своей профессией. Вдали от людей он будет молчаливо сидеть с удочками у реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастлив и одинок.

Словом, печальную комедию написал Чехов - до боли, до крика, до выстрела доходит здесь ощущение всеобщей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа “Чайкой”? И почему при чтении ее нас охватывает и покоряет особое чувство поэтичности всей ее атмосферы? Скорее всего потому, что Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни.

Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный “сюжет для небольшого рассказа” извлекал писатель из истории с подстреленной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизнью, пробуждающей тягу, томление, тоску о лучшем будущем. Только через страдания приходит Нина Заречная к мысли о том, что главное - “не слава, не блеск”, не то, о чем она когда-то мечтала, а “умение терпеть”. “Умей нести свой крест и веруй” - этот выстраданный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образу Чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие в ее судьбе.


Птицей 2006 года в России стала чайка. Об этом объявил Союз охраны птиц России и поставил главную задачу года – учет колониальных околоводных птиц. Нужно узнать, каким птицам рядом с нами хорошо, а каким плохо, как меняется численность того или иного вида, кому нужна помощь.


Значение колониальных околоводных птиц велико и для людей, и для природы. Не случайно «перепись населения» птичьих городов в 1986–1987 гг. стала первым отечественным примером составления кадастра животного мира. Ее и провели всем миром. У орнитологов были сотни помощников: работники лесного и охотничьего хозяйства, педагоги, школьники. Спустя 20 лет орнитологи пригласили всех любителей птиц принять участие в переписи чаек, крачек, цапель, пеликанов и других колониально гнездящихся птиц. Сообщив специалистам об их гнездовьях, вы поможете вести кадастр животного мира и Красную книгу нашей страны, организовывать охрану «птичьих городов».


Семейство чаек велико. В нем насчитывается 45 видов. И распространены они повсюду, кроме самых полярных точек земного шара. Держатся чайки в основном у воды, но их можно встретить и в глубине пустынь, и на высокогорных плато. Даже для Москвы чайка – птица вполне привычная. В России насчитывается пять родов и 22 вида чаек. Невозможно представить наши моря и реки без этих прекрасных белых птиц, реющих над водой или отдыхающих на песке.


Чайка – особенная птица. У каждого человека при упоминании о ней возникают свои ассоциации. Кто-то начинает напевать знаменитую «Чайку» (стихи В.Лебедева-Кумача, музыка Ю.Милютина) из кинофильма «Моряки» (режиссер В.Браун): Чайка смело / Пролетела / Над седой волной, / Окунулась / И вернулась, / Вьется надо мной...


Кто-то заговорит об знаменитом отечественном автомобиле с чайкой на капоте. А еще перед глазами возникает знаменитый занавес с чеховской чайкой, ставшей символом МХАТа. Знатоки греческой мифологии вспомнят Скиллу (дочь царя Мегары Ниса), превращенную богами в птицу – вы даже догадались в какую. В июне 1963 года на весь мир прозвучали знаменитые позывные Валентины Терешковой «Я – Чайка».


У тех, кто связал свою жизнь с морем, отношение к чайке особенно трепетное. Считается, что в чаек вселяются души погибших моряков.


Чайка – птица, ставшая романтическим символом. Ее образ восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей. Образ вольной птицы символизирует стремление человека к свободе, протест против гнетущей действительности, незащищенность страдающей личности. А «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» американского писателя Ричарда Баха, тоже ставшая знаменитой, – символ беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.



Москва. Чайка на фоне Крымского моста и памятника Петру I

Эти обитатели водных просторов прославлены поэтами и композиторами. Неудивительно, что замечательным птицам чайкам ставят памятники.


На берегу Финского залива, в окрестностях Петербурга, у входа на пляж установлена знаменитая композиция «Чайки». Этот элемент оформления прибрежной полосы появился в начале 60-х годов прошлого века. Создатели композиции архитекторы А.Г.Леляков, Е.М.Полторацкий, Е.М.Седова в 1968 году были удостоены Ленинской премии.


В Латвии на бульваре Райниса стоит памятник «Полет чайки над городом».


В американском городе Солт-Лейк-Сити – памятник чайкам, которые спасали от саранчи урожай первых поселенцев.


В Испании в Тосса-де-Мар – памятник уже упомянутой чайке по имени Джонатан Ливингстон.


В Шотландии в городе Инвернесс – памятник единорогу и чайкам.



Полет чайки над городом

В городах России идет подготовка мероприятий, посвященных птице года – чайке. Так, департамент по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Перми, пермский зоопарк и управление по охране окружающей среды Пермской области приглашают дошкольные образовательные учреждения, школы, кружки юных биологов, экологов и краеведов, а также пермские семьи и индивидуальных участников принять участие в конкурсе «Чайка – птица года-2006». На конкурс принимаются любые материалы об этих птицах: авторские документы, личные наблюдения, проекты охраны чаек в своей местности, литературные подборки, библиографические сводки и т.д. Предпочтение отдается авторским работам: фотоснимкам, полевым наблюдениям, проектам и творческим разработкам.



Чайки

Ивановское отделение Союза охраны птиц России тоже готовится к работе: составляются программы семинаров, конференций. В Иванове пройдут конкурсы, популярные лекции и другие мероприятия, посвященные чайке. Главной же задачей ивановских орнитологов станет помощь чайкам, обитающим в Ивановской области. Кстати, им помогают и простые ивановцы. В одном из высотных домов на улице Ленина семья прикормила несколько чаек и теперь постоянно их подкармливает.


Конкурсы рассказов, стихов, сказок. Выставки плакатов, рисунков, фотографий, поделок из природных материалов. И все это посвящено белокрылой чайке.


Вы представляете, какие морские пейзажи нарисуют дети? Какие сочинят стихи и песни? Какие сделают фотоснимки? Впереди лето. Многие наши читатели поедут к морям-океанам, ручьям-рекам, прудам-озерам. Не лишайте их удовольствия принять участие в какой-либо акции вашей библиотеки, посвященной чайке – птице– символу 2006 года. И пусть Чайка – это будет и птица, и корабль, и хорошее дело, и вдохновение.



Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Ты про чайку почитай-ка


Аджиев М. Про самых красивых птиц: [рассказ] / М. Аджиев // Лена, Яна, Витим и Оленек / М. Аджиев. – М., 1989. – С. 9.


Батров А. М.

Мальчик и чайка: рассказы / А. М. Батров. – М. : Дет. лит., 1978. – 143 с. : ил.

Батуев А.

Серебристая чайка / А. Батуев // Рядом с нами / А. Батуев. – Л., 1989. – С. 63–65.

Берестов В.

Чайки: [стихи] / В. Берестов // Улыбка / В. Берестов. – М., 1986. – С. 31.

Бианки В. В.

Все о... : лесная газета: повести и рассказы / В. В. Бианки; худ. В. Курдов, С. Артюшенко. – СПб. : Азбука-классика, 2004. – 559 с. : ил.

Из содерж.: Золотая чайка.


Бианки В. В.

Синичкин календарь: сказки / В. В. Бианки; худ. Е. Подколзин. – М. : Стрекоза-Пресс, 2003. – 95 с. : цв. ил. – (Б-ка школьника).

Из содерж.: Почему чайки белые.


Биссет Д.

Потерянный день рождения: сказки / Д. Биссет; пер. с англ. Е. Горобец; рис. М. Кузнецовой; сост. С. Сычев. – М. : Авансцена; Три кита, 1993. –103 с. : цв. ил.

Из содерж.: Про чайку Оливера.


Брэдбери У.

Чайки и крачки / У. Брэдбери // Птицы морей, побережий и рек / У. Брэдбери. – М., 1983. – С. 96–99.

Данилов В.

Жила-была чайка / В.Данилов; фот. В. Петухова. – Петрозаводск: Карелия, 1984. – 16 с. : ил.

Птица с ожерельем / В. Зак // Розовые чайки и черные журавли / В. Зак. – Л., 1985. – С. 107–116.

Звоницкий Э.

Чайка моевка: [стихи] / Э. Звоницкий. За Полярным кругом / Э. Звоницкий // – Белгород, 1995. – С. 11.

Леденцов Н.

Белая птица белого края: [рассказ] / Н. Леденцов // Страна загадок и чудес / Н. Леденцов. – Саратов, 1983. – С. 73.

Милюнас В.

Лети, чайка! : рассказы / В. Милюнас; пер. Г. Герасимов, худ. И. Генюшене. – М. : Дет. лит., 1979. – 111 с. : ил.

и предания древних славян. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 61 с. – (Внеклассное чтение). Из содерж.: Про чайку и озеро Нароч.

чайки и черные журавли: Книга о редких и исчезающих птицах / сост. Н. И. Сладков. – Л. : Дет. лит., 1985. – 206 с. : ил.


Памятник единорогу и чайкам

Чайки: [рассказ] / Н. Рыжих // Необыкновенный заплыв / Н. Рыжих. – М., 1989. – С. 28–30.

Сахарнов С.

Чайка / С. Сахарнов // Слоны на асфальте / С. Сахарнов. – М., 1979. – С. 45–47.

Сележинский Г.

У чукотских говорух / Сележинский // Полярный круг. – М., 1986. – С. 156–164.

Сепульведа Л.

Мама-кот, или История про кота, который научил чайку летать: повесть / Л. Сепульведа; пер. С. Николаева, худ. О. Горохова. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 158 с. : цв. ил.

Успенский С.

Жар-птица Севера / С. Успенский // Живущие во льдах / С. Успенский. – М., 1983. – С. 120–132.

над Онегой: рассказы карельских писателей: пер. с фин. / сост. Р. Минна; рис. М. Лохманова. – М. : Дет. лит., 1978. – 159 с. : ил.