Святители, преподобные, мученики — как называют разных святых. Чины святости Ранги святых

  • Дата: 22.11.2023

Прославляя святых Божиих, Церковь воздает им в своих песнопениях различные величания, соответственно образу их жития на земле, званию, сану, различным подвигам и, наконец, роду их кончины, почему в богослужебных книгах и Православном календаре она и разделяет всех святых на сонмы или чины - святителей, мучеников, преподобных и прочих.

  • Под общим названием бесплотных сил Церковь разумеет весь духовный - ангельский - мир, который разделяется на девять чинов: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.
  • Праотцами называются святые мужи Ветхого Завета, которые были предками по плоти Господа Иисуса Христа. Память им празднуется в «неделю Праотцев», перед Рождеством Христовым.
  • Пророками называются святые Ветхого Завета, избранные Богом для приготовления людей к принятию Спасителя и обладавшие даром предвидения будущего. Святой Иоанн Предтеча был последним Ветхозаветным пророком.
  • Апостолы - то избранные ученики Господа Иисуса Христа; одни из них принадлежат к числу 12 ближайших, другие - к числу 70 его учеников.
  • Равноапостольными и просветителями называются святые, которые после времен апостольских своею проповедью привели к Христу целые страны и народы.
  • Отцами церкви («иже во святых отец наш») называются святые архиерейского сана: сюда относятся святые - патриархи, митрополиты и епископы разных городов Вселенской Православной Церкви. Епископы города Рима называются папами.
  • Мучениками или великомучениками называются святые, принявшие Мученическую смерть за веру во Христа. Те из них, которые были замучены в сане епископа или священника, называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками.
  • Исповедники и страстотерпцы - святые, потерпевшие за веру во Христа гонение, заточение и мучения, но скончавшиеся в мире. Некоторым из них вовремя истязаний положены были особые клейма на лице. Поэтому они называются начертанными.
  • Преподобные (мужи и жены) -святые из иноческого (монашеского) чина. Некоторые из них, принимавшие на себя особые подвиги, носят еще и частные названия: пустынники - удалявшиеся в пустыни и там спасавшиеся в уединении, затворники - добровольно заключавшие себя на всю жизнь в отдельные пещеры или келии; столпники - подвизавшиеся на столпах или высоких башнях под открытым небом; безмолвники - принявшие на себя подвиг молчания.
  • Праведными называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.
  • Бессребрениками называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.
  • Христа ради юродивые, или блаженные,- святые, которые по слову Божию были безумными Христа ради и странниками, не имевшими постоянного жилища; за свое смиренномудрие они одарены были от Бога.

Святые угодники Божии имеют особое значение в учении Православной Церкви. Они были созданы, как и другие люди, по образу и подобию Божию, но только они во всем стремились достичь истинной подобия Бога. Прославление и почитание святых – важная часть духовной жизни Церкви. Православные христиане верят, что святые находятся в Царстве Небесном и ходатайствуют перед Господом за нас. Святые – носители блаженства.

О них в книге премудрости Соломона сказано так: “Праведники живут во веки, награда их в Господе и заботу о них Вышнего. Поэтому они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет правой и защитит их мышцею” (5, 15-16).” И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенного” ​​(3 , 5-6) .

Особое значение для православных имеет почитание Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной. В народе ее называют Заступницей и говорят: ” Кто не знает Пресвятой Девы Марии, тот не знает и Иисуса ” .

Церковь признает, что Своей святостью Она и Иоанн Предтеча превосходят даже ангелов. В молитвенном стоянии перед Господом они представляют все человечество. Поэтому и в иконостасе принято размещать в центре икону Христа, рядом – иконы Божьей Матери и Иоанна Крестителя, затем – ангелов и святых.

Почитание святых началось с поклонения мощам мучеников к ним обращались с молитвой первые христиане. Они приходили на могилы мучеников в годовщину их. Смерти, служили там литургию, молились о заступничестве и, бывало, становились свидетелями чудес.

Через эти чудеса открывалась христианам Божественная благодать святых мощей. В дальнейшем появилась традиция разделять и переносить святые останки, и вступления их стало восприниматься как получение посланного Богом покровительства. Позже, чем почитание мощей, появилось почитание праведных, святителей и учителей Церкви. Сейчас общее количество причисленных к лику святых насчитывает несколько тысяч человек.

В Православной Церкви нет строгих регламентаций, обязывающие верующих прославлять того или иного святого. Каждый может молитвенно почитать любого из святых и даже усопших праведников, Церковью прославленных. Однако есть святые, к которым обращаются в особых ситуациях. Так, при болезнях молятся об исцелении , который был врачом- бессеребреником, а Иоанна Крестителя просят об исцелении от головной боли.

В Церкви существуют такие чины святых:

Предки – предки Иисуса Христа во плоти, первые исполнители воли Господа на земле. К праотцам зачислен и праведный Иосиф, супруг Пресвятой Богородицы.

Апостолы – ученики Иисуса Христа, они были посланы провозглашать христианскую веру. Из двенадцати апостолов одиннадцать приняли мученическую смерть, только Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и умер своей смертью.

Равноапостольные – святые, которые потрудились особенно в проповеди Евангелия и обращения народов в христианскую веру (Мария Магдалина, князь Владимир, который крестил Киевскую Русь, святой Константин, ) .

Евангелисты – четыре святых мужа, написавшие Евангелия, вдохновленные Святым Духом.

Пророки – они были вдохновлены изрекать Слово Божие. Библия содержит книги, написанные шестнадцатью пророками. Наиболее уважаемые народом пророки поминаются в особые дни: Илья (20 июля / 2 августа) , Иеремия (1/14 мая) , Иоанн Предтеча (24 июня / 7 июля; 29 августа / и 1 сентября).

Мученики – те, кто умерли за Христа и веру. Это самая многочисленная категория, поскольку в течение длительной истории христианства верующие неоднократно подвергались гонениям. Особенно почитаются и прославляются великомученики, которые претерпели очень жестокие муки с небывалой стойкостью духа: Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель и многие другие.

Исповедники – те, кто пострадал за веру, открыто ее исповедуя во времена гонений, но избежал мученической смерти.

Преподобные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Монашеское призвание рассматривается как особый Божий дар. Жизнь монахов посвящена служению Господу, они стараются в посте и молитве, находят христианскую добродетель любви из-за бедности, смирение, послушание, чистоту. В месяцеслове православной церкви более двух третей святых – преподобные.

Святители – святые, прославившиеся в епископском сане, выдающиеся церковные деятели. Особенно почитаются в народе святители Николай, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.

Столпники – святые, прославившиеся в подвиге стояния на столбе в постоянной молитве. Образцом этого чина стал святой Симеон Столпник.

Благоверные князья и цари – правители, которые использовали полученные от Бога власть и богатство милосердия и для укрепления веры.

Бессребреники – святые, прославившиеся своим бескорыстием.

Юродивые Христа ради, которые пренебрегают всеми жизненными благами – одеждой, едой, жильем; цель их жизни – исповедание веры Христовой. Юродивые, как правило, берут на себя личину безумия, они совершают поступки, которые кажутся странными. Часто под маской безумия скрывается дар прорицания и острый ум. Юродивые обличали людские пороки и брали на себя смелость вразумлять чиновников. Наиболее уважаемые в народе – Василий Блаженный Московский, Прокопий Устюжский, Ксения Петербургская.

Страстотерпцы – погибших не от гонителей христианства, а от единоверцев – политических противников. Их подвиг – непротивление врагам и незлобливость. Страстотерпцами считаются святые Борис и Глеб, убиенний в Угличе благоверный царевич Димитрий и другие.

Праведники – святые, которые не подпадают ни под одно из вышеуказанных понятий (например, Иоанн Кронштадтский, Захария и Елисавета – родители Иоанна Предтечи и др.)

Чудотворцы – святые, прославившиеся совершением чудес. Это не особый чин святости, потому что очень много святых получили этот дар от Бога. Среди них особенно почитаются преподобный Серафим Саровский, святитель Николай, преподобный Антоний Римлянин.

Блаженніший Митрополит Мефодій, Предстоятель Української Автокефальної Православної Церкви

"Владика Мефодій був ієрархом старої формації. Блискучий проповідник, він володів даром сказати незрозумілі сучасній людині теплі, правдиві слова, проникаючі в саму глибину зраненого серця вірянина. Перше враження при знайомстві складалося: скромність, помножена на зосереджену увагу до співрозмовника. Простота, людяність; навіть в мирському одязі в ньому відчувалась дуже вольова, мужня та духовна людина.

Богослужіння Митрополита були по-давньому урочисті, відчувалося, що це – дійсно архієрейське богослужіння. Владика не любив, коли богослужіння втрачало свій зв’язок з візантійською традицією, на богослужінні йому була притаманна статечність та зосередженість. Разом з тим – ніякого зволікання, адже весь час відведено дуже точно. Ця його власна зібраність віддзеркалювалась у всьому, що відбувалось під час служби...".

Чины сил небесных и святых в православии. Небесная иерархия.

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы - пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть - вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла - страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия - небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

  1. Серафимы, Херувимы, Престолы - отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;
  2. Силы и Власти - подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;
  3. Начала - Архангелы и Ангелы - отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы - это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы - это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы - духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства - владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы - сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти - Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала - руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы - сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками - Откровения.

Ангелы - главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию - над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

Кроме сил бесплотных, существует распределение всех святых на чины святости, которые понимаются разными категориями, а именно:

  1. Святые Ветхозаветные - Святые отцы и Пророки
  2. Святые Новозаветные - Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Великомученики и Мученики, Исповедники и Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые, Благоверные, Бессеребренники.

Итак, кто они эти святые новозаветные?

Истинный Бог - сотворил свои духовные сущности разумными и сильными, и распределил их согласно роду службы. По заслугам же, образу жизни и степенью святости - распределенные Ветхозаветные и Новозаветные Святые.

Чины небесной иерархии. Для выражения Своей воли, а также для выполнения различных функций в мироздании Бог создал ангелов – бесплотных служебных духов, имеющих личную природу. Ангелы в Священном Писании называются различными именами: ангелами божиими, святыми, живущими на небесах, духами. Писание говорит также о различных чинах ангелов. Хотя ангелам и не приписываются человеческие черты, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, оставаясь при этом бесплотными, и, следовательно, бесполыми.

Небесные существа различаются по своей близости к Творцу и той роли, ради которой Он сотворил их. Они образуют так называемую небесную иерархию, состоящую из 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады.

I. Высшая небесная иерархия: серафимы (евр. «пламенеющие» ), херувимы (евр. «излияния мудрости» ), престолы. Серафимы пламенеют любовью к Богу, их любовь настолько сильна, что она сжигает всякую нечистоту, в частности – в душах людей. Серафимы изображаются с шестью крылами. Назначение херувимов – воспринимать божественную премудрость и пробуждать в других жажду богопознания. Херувимов обычно изображают с множеством глаз. Престолы – небесные Умы, открывающие Божественную истину и служащие Божиему правосудию. Престол – это царское место, с которого часто свершается суд. На православных иконах престолы представлены в виде огненных колёс с глазами и крыльями, поддерживающие подножие трона Спасителя.

II. Вторая небесная иерархия: господства, силы и власти. Они наставляют людей в том, как управлять своими чувствами, побеждать искушения, укрощать свою волю, бороться со злом в мыслях, словах и поступках.

III. Третья небесная иерархия: начала, архангелы и ангелы. Начала призваны учить земных начальников исполнять свои обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради славы Божией и для пользы ближних. Архангелы – это Божии благовестники. Они помогают постичь тайны веры, пророчеств и Божьей воли, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Евангелия. Ангелы – последний чин небесной иерархии. Согласно Священному Писанию, ангелы (евр. «посланник» , греч. «вестник» ) сотворены Богом для возвещения людям Своей воли. Они ближе всех других чинов к людям и обладают способностью таинственным образом являть себя им.

Церковь считает, что у каждого крещёного человека есть свой незримый ангел-хранитель, всегда готовый прийти на помощь.

Чины святости. В православной традиции сложилось несколько основных форм святости, в соответствии с которыми святых подразделяют на разряды – чины. В первые века христианства святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики. С IV в. началось почитание преподобных и святителей, с утверждением христианства государственной религией и появлением благочестивых правителей – благоверных царей, князей и т. д. Такое деление в известной степени условно.


Апостолы. Апостольство считается особым даром, которым Господь наделил некоторых из Своих учеников и последователей. Апостолы стали свидетелями жизни и воскресения Христа, проповедовали миру Евангелие, основывали христианские общины, исцеляли больных, могли изгонять бесов. Апостолы (греч. «посылаю» , «высылаю» ) приняли на себя миссию распространения христианства. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми.

Пророки. Пророчество рассматривается как особый дар: Бог выбирает человека, чтобы тот передавал людям Его волю (пророчествовал).

Праотцы – это жившие до Христа благочестивые патриархи (греч. «родоначальники» ), которые своими действиями способствовали приходу в мир Мессии (Христа Спасителя), приняв тем самым участие в деле спасения человечества Богом.

Святители – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Их служение – пастырское (церковное учение, проповедь, защита чистоты веры, церковное управление), соединено с праведной жизнью. Бог за праведность, как правило, наделяет даром творить чудеса. Поэтому среди святителей многие именуются «чудотворцами».

Мученики (греч. «свидетель» ). Своей готовностью принять ради Христа страдания и смерть, но не отступить от веры мученики свидетельствуют о вере в победу Спасителя над смертью. Бог помогает мученикам так, что они могут переносить нечеловеческие страдания. Мучеников, претерпевших особенно тяжёлые и продолжительные мучения, называют великомучениками . Если мучения претерпел священник или епископ, его называют священномучеником . Преподобномученики – замученные за православную веру монахи. Страстотерпец, т. е. претерпевший страсти (страдания), – тот, ктопринял смерть от своих соплеменников и единоверцев. На месте захоронения мучеников христиане с древних времён совершали богослужение (литургию), позднее стали строить храмы. Списки мучеников (мартирологи) с описанием обстоятельств их гибели стали основой церковного календаря и житийной литературы.

Исповедники. Исповедничество является открытым признанием (исповедованием) веры, невзирая на опасность смерти. В отличие от мучеников, скончавшихся во время мучений за веру, исповедники переживают мучения и гонения, но их смерть ненасильственна. Исповедничество было широко распространено наряду с мученичеством во времена первых гонений на христиан. В Русской церкви исповедничество стало особенно актуальным во времена гонений на Церковь советского периода.

Преподобные. Это святость, достигнутая в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу (преподобие) и приближение человека к ангельскому образу. Преподобных называют «земными ангелами» и «собеседниками ангелов». Святость основана на непрестанной молитве, посте, постоянном труде; непременные условия – смирение и безбрачие. Труды и подвиги в монашестве могут быть самыми различными.

Благоверные – это правители (князья и княгини, цари и царицы), отличавшиеся благочестивой жизнью и употребившие монархическую властьна укрепление православной веры (в мирное или военное время), на дела милосердия (забота о своих подданных) и т. д.

Праведные – это те, чья благочестивая жизнь в миру стала примером для окружающих. В широком смысле праведность является синонимом святости.

Бессребреники. Бессребреничество – это бескорыстное профессиональное служение, которое основано на том, что любой талант – дар от Бога и должен быть употреблён для прославления Бога, т. е. беззаветное служение людям.

Юродивые – это самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, юродивый, прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в том числе и внешнему, показному благочестию. В русской традиции юродивых принято называть блаженными.

Грех

В христианстве грех есть как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошёл не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил Сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека. Глыба первородного греха была так тяжела, что изменила всё бытие человечества и мир. Человеческая природа стала подвержена смерти, болезням и порокам. Пороки стали так привычны для людей, что они склонны либо не замечать их, либо замечать в других, но не в себе, либо оправдывать, если затронуты их личные интересы.

В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.