Сунниты про шиитов. Сунниты и шииты: в чем разница и что общего

  • Дата: 18.04.2024
В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка.

Суннизм - доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями "сунны".

Кто такие шииты?

В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али - имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.

Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, - это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и "сунны", в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам "недозволенные" новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше - суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной "умме" - мусульманском населении мира - являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна.

Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира - несмотря на призывы к мусульманскому братству - существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм - учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма - идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам - например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты - и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем - официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов.



В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты ” и “сунниты ”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения - политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент - те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее - “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов - Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына - Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research , по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты - 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник - Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам - не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама - декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов - монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе - молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране , Ираке , Сирии , Ливане и Бахрейне , составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

В России, почти все мусульмане - сунниты
В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов (ответвление шиитов) против суннитской оппозиции.

Не разжигаю.



Распространение ислама в мире. Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты

Шииты и сунниты.


синим - шииты, красным - сунниты, зеленым - ваххабиты, а сиреневым - ибадиты (в Омане)




Карта этнокультурного разделения цивилизаций согласно концепции Хантингтона:
1. западная культура (тёмно-синий цвет)
2. латиноамериканская (фиолетовый цвет)
3. японская (ярко-красный цвет)
4. тайско-конфуцианская (тёмно-красный цвет)
5. индуистская (оранжевый цвет)
6. исламская (зелёный цвет)
7. славяно-православная (бирюзовый цвет)
8. буддийская (жёлтый цвет)
9. Африканская (коричневый цвет)

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.


Противостояние между шиитами и суннитами


В исламе существует множество течений, крупнейшие из которых - сунниты и шииты. По приблизительным подсчётам, численность шиитов среди мусульман составляет 15% (216 млн из 1,4 млрд мусульман по данным 2005 г.). Иран - единственная страна в мире, где государственной религией является ислам шиитского толка.

Также шииты преобладают среди населения иранского Азербайджана, Бахрейна и Ливана, составляют почти половину населения Ирака. В Саудовской Аравии, Пакистане, Индии, Турции, Афганистане, Йемене, Кувейте, Гане и в странах Южной Африки проживает от 10 до 40% шиитов. Только в Иране им принадлежит государственная власть. В Бахрейне, несмотря на то, что большинство населения шииты, правит суннитская династия. Ираком также управляли сунниты, и только в последние годы впервые был избран президент-шиит.

Несмотря на постоянные разногласия, официальная мусульманская наука избегает открытого обсуждения. Отчасти это связано с тем, что в исламе запрещено оскорблять всё, что связано с верой, плохо отзываться о мусульманской религии. И сунниты, и шииты верят в Аллаха и его пророка Мухаммеда, соблюдают одни и те же религиозные предписания - пост, ежедневная молитва и т.д., ежегодно совершают паломничество в Мекку, хотя и считают друг друга «кяфирами» - «неверными».

Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммеда не было сыновей, следовательно, не было прямых наследников. Одни мусульмане считали, что по традиции племени нового халифа должны выбрать на совете старейшин. Совет назначил халифом тестя Мухаммеда, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу-Талиб - двоюродный брат и зять Мухаммеда, муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali - «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слово «сунна», - свода правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда.

Али признал власть Абу Бакра, который стал первым праведным халифом. После смерти Абу Бакра сменили Омар и Осман, правление которых также было коротким. После убийства халифа Османа Али стал четвёртым праведным халифом. Али и его потомки назывались имамами. Они не только руководили шиитской общиной, но и считались потомками Мухаммеда. Тем не менее, в борьбу за власть вступил суннитский клан Омейядов. Организовав убийство Али в 661 г. с помощью хариджитов, они захватили власть, что привело к гражданской войне суннитов и шиитов. Таким образом, с самого возникновения эти две ветви ислама относились враждебно друг к другу.

Али ибн Абу Талиба похоронили в Неджефе, который с тех пор стал местом паломничества для шиитов. В 680 г. сын Али и внук Мухаммеда, имам Хусейн, отказался принести клятву верности Омейядам. Тогда в 10-й день Мухаррама, первого месяца по мусульманскому календарю (обычно приходится на ноябрь), произошло сражение при Кербеле между армией Омейядов и отрядом имама Хусейна в 72 человека. Сунниты уничтожили весь отряд вместе с Хусейном и другими родственниками Мухаммеда, на пожалев даже полугодовалого младенца - правнука Али ибн Абу Талиба. Головы убитых отправили омейядскому халифу в Дамаск, что сделало имама Хусейна мучеником в глазах шиитов. Это сражение считается отправной точкой раскола между суннитами и шиитами.

Кербела, которая находится в сотне километров к юго-западу от Багдада, стала для шиитов таким же священным городом, как Мекка, Медина и Иерусалим. Ежегодно шииты поминают имама Хусейна в день смерти. В этот день соблюдается пост, мужчины и женщины в чёрном организуют траурные процессии не только в Кербеле, но и во всём мусульманском мире. Некоторые религиозные фанатики устраивают ритуальное самобичевание, режут себя ножами до крови, изображая мученическую смерть имама Хусейна.

После поражения шиитов большинство мусульман стали исповедовать суннизм. Сунниты считали, что власть должна принадлежать дяде Мухаммеда Абуль Аббасу, который происходил из другого рода семьи Мухаммеда. Аббас разгромил Омейядов в 750 г. и положил начало правлению Аббасидов. Своей столицей они сделали Багдад. Именно при Аббасидах, в X-XII вв., окончательно оформились понятия «суннизм» и «шиизм». Последней шиитской династией в арабском мире были Фатимиды. Они правили в Египте с 910 по 1171 гг. После них и до настоящего времени главные государственные посты в арабских странах принадлежат суннитам.

Шиитами управляли имамы. После смерти имама Хусейна власть передавалась по наследству. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, таинственно исчез. Так как произошло это в Самарре, этот город также стал священным для шиитов. Они считают, что двенадцатый имам - это вознесённый пророк, Мессия, и ждут его возвращения, как христиане ждут Иисуса Христа. Они верят, что с приходом Махди на земле установится справедливость. Доктрина имамата - ключевая особенность шиизма.

В дальнейшем суннитско-шиитский раскол привёл к противостоянию двух крупнейших империй средневекового Востока - Османской и Персидской. Шиитов, находящихся у власти в Персии, остальной мусульманский мир считал еретиками. В Османской империи шиизм не признавался как отдельное направление ислама, и шииты были обязаны соблюдать все законы и ритуалы суннитов.

Первую попытку к объединению верующих предпринял персидский правитель Надир-шах Афшар. Осадив Басру в 1743 г., он потребовал от османского султана подписания мирного договора с признанием шиитской школы ислама. Хотя султан отказался, через некоторое время в Неджефе был организовано собрание шиитских и суннитских богословов. К существенным результатам это не привело, но прецедент был создан.

Следующий шаг к примирению суннитов и шиитов сделали уже османы в конце XIX-го в. Этому послужили следующие факторы: внешние угрозы, ослаблявшие империю, и распространение шиизма в Ираке. Османский султан Абдуль Хамид II начал следовать политике панисламизма, чтобы упрочить свою позицию лидера мусульман, объединить суннитов и шиитов и сохранить союз с Персией. Панисламизм поддержали младотурки, и таким образом сумели мобилизовать шиитов на войну с Великобританией.

У панисламизма появились свои лидеры, идеи которых были довольно просты и понятны. Так, Джамаль ад-Дин аль-Афгани аль-Асабади говорил, что раскол среди мусульман ускорил падение Османской и Персидской империи и способствовал вторжению европейских держав в регион. Единственный способ дать отпор захватчикам - объединиться.

В 1931 г. в Иерусалиме состоялся Мусульманский Конгресс, где присутствовали и шииты, и сунниты. С мечети Аль-Акса к верующим был обращён призыв объединиться, чтобы противостоять угрозам Запада и защитить Палестину, которая находилась под контролем Англии. Подобные призывы звучали в 1930-40-х гг., в то время как шиитские богословы продолжали договариваться с ректорами Аль-Азхара, крупнейшего мусульманского университета. В 1948 г. иранский клерик Мохаммед Таги Кумми совместно с учёными богословами Аль-Азхара и египетскими политиками основал в Каире организацию за примирение исламских течений (Джама’ат ат-такриб бейне аль-мазахиб аль-Исламийа) Движение достигло апогея в 1959 г., когда Махмуд Шальтут, ректор Аль-Азхара объявил фетву (решение) о признании шиизма джафаритского толка пятой школой ислама, наравне с четырьмя суннитскими школами. После разрыва отношений между Египтом и Ираном вследствие признания Тегераном государства Израиль в 1960 г. деятельность организации постепенно сошла на нет, полностью прекратившись в конце 1970-х гг. Тем не менее, она сыграла свою роль в истории примирения суннитов и шиитов.

Неудача объединяющих движений заключалась в одной ошибке. Примирение рождало следующую альтернативу: или каждая школа ислама принимает единую доктрину, или одна школа поглощается другой - меньшинство большинством. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Как правило, начиная с ХХ-го в. все дебаты между ними заканчиваются взаимными обвинениями в «неверности».

В 1947 г. в Дамаске, Сирия, была образована партия Баас. Через несколько лет она объединилась с Арабской социалистической партией и получила название Арабская социалистическая партия Баас. Партия пропагандировала арабский национализм, отделение религии от государства и социализм. В 1950-х гг. отделение баасистов появилось и в Ираке. В это время Ирак по Багдадскому договору являлся союзником США в борьбе с «экспансией СССР». В 1958 г. партия Баас свергла монархию и в Сирии, и в Ираке. Той же осенью в Кербеле была основана радикальная шиитская партия Дава, одним из её лидеров был Сейид Мухаммед Бакир ас-Садр. В 1968 г. в Ираке баасисты пришли к власти и попытались уничтожить партию Дава. В результате переворота президентом Ирака стал лидер Баас генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, а его главным помощником с 1966 г. являлся Саддам Хусейн.

Портреты аятоллы Хомейни и других шиитских лидеров.
«Шииты - не мусульмане! Шииты не исповедуют ислам. Шииты - враги ислама и всех мусульман. Пусть накажет их Аллах».

Свержение проамериканского шахского режима в Иране в 1979 г. кардинально изменило ситуацию в регионе. В результате революции была провозглашена Исламская республика Иран, лидером которой стал аятолла Хомейни. Он намеревался распространить революцию по всему мусульманскому миру, объединив под флагом ислама и суннитов, и шиитов. В то же время, летом 1979 г., Саддам Хусейн становится президентом Ирака. Хусейн рассматривал себя в роли лидера, борющегося с сионистами в Израиле. Также он часто любил сравнивать себя с вавилонским правителем Навуходоносором и лидером курдов Салах ад-Дином, который отбил атаку крестоносцев на Иерусалим в 1187 г. Таким образом, Хусейн позиционировал себя как предводитель в борьбе с современными «крестоносцами» (США), как лидер курдов и арабов.

Саддам боялся, что исламизм под руководством персов, не арабов, вытеснит арабский национализм. Кроме того, к шиитам Ирана могли примкнуть иракские шииты, составлявшие значительную часть населения. Но речь шла не столько о религиозном конфликте, сколько о лидерстве в регионе. В той же партии Баас в Ираке состояли как сунниты, так и шииты, причем последние занимали довольно высокие посты.

Зачёркнутый портрет Хомейни. «Хомейни - враг Аллаха».

Политическую окраску шиито-суннитский конфликт приобрёл благодаря стараниям западных держав. В течение 1970-х гг., пока Ираном правил шах как главный союзник американцев, США не обращали внимания на Ирак. Теперь же они решили поддержать Хусейна, чтобы остановить распространение радикального ислама и ослабить Иран. Аятолла презирал партию Баас за светскую и националистическую направленность. Долгое время Хомейни находился в ссылке в Неджефе, но в 1978 г. по просьбе шаха Саддам Хусейн выгнал его из страны. Придя к власти, аятолла Хомейни начал подстрекать шиитов Ирака к свержению режима баасистов. В ответ весной 1980 г. власти Ирака арестовали и убили одного из главных представителей шиитского духовенства - аятоллу Мухаммеда Бакира ас-Садра.

Также ещё со времён британского правления в начале ХХ-го в. между Ираком и Ираном существовал спор о границе. По договору 1975 г. она проходила посередине реки Шатт эль-Араб, которая протекала к югу от Басры в месте слияния Тигра и Евфрата. После революции Хусейн разорвал договор, объявив всю реку Шатт эль-Араб иракской территорией. Началась ирано-иракская война.

В 1920-х годах ваххабитами были захвачены Джебель-Шаммар, Хиджаз, Асир, удалось подавить ряд восстаний в крупных бедуинских племенах. Феодально-племенная раздробленность была преодолена. Саудовская Аравия объявлена королевством.

Традиционные мусульмане считают ваххабитов лже-мусульманами и отступниками, саудиты же сделали это течение государственной идеологией. К шиитскому населению страны в Саудовской Аравии относились как к людям второго сорта.

В течение всей войны Хусейн получал поддержку от Саудовской Аравии. В 1970-х гг. это прозападное государство стало соперником Ирана. Администрация Рейгана не хотела, чтобы антиамериканский режим в Иране победил. В 1982 г. правительство США убрало Ирак из списка стран, оказывающих поддержку террористам, что позволило Саддаму Хусейну получать от американцев помощь напрямую. Также американцы предоставляли ему данные спутниковой разведки о передвижениях иранских войск. Хусейн запретил шиитам в Ираке отмечать свои праздники, убивал их духовных лидеров. Наконец, в 1988 г. аятолла Хомейни был вынужден согласиться на перемирие. Со смертью аятоллы в 1989 г. революционное движение в Иране пошло на спад.

В 1990 г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, на который Ирак претендовал с 1930-х гг. Однако Кувейт выступал союзником и важным поставщиком нефти для США, и администрация Дж. Буша снова поменяла политику в отношении Ирака, чтобы ослабить режим Хусейна. Буш призвал иракский народ восстать против Саддама. На призыв откликнулись курды и шииты. Несмотря на их просьбы о помощи в борьбе с режимом Баас США остались в стороне, так как побоялись усиления Ирана. Восстание быстро подавили.

После атаки террористов на Мировой торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., Буш начал планировать войну против Ирака. Ссылаясь на слухи о том, что у иракского правительства есть ядерное оружие массового поражения, в 2003 г. США вторглись в Ирак. За три недели они захватили Багдад, свергли режим Хусейна и установили своё коалиционное правительство. Многие баасисты бежали в Иорданию. В хаосе безвластия возникло шиитское движение в городе Садр. Его сторонники начали мстить за преступления Саддама против шиитов, убивая всех бывших членов партии Баас.

Колода игральных карт с изображениями Саддама Хусейна и членов Иракского правительства и партии Баас. Распространялись командованием США среди американских военных во время вторжения в Ирак в 2003 г.

Саддам Хусейн был поймандекабре 2003 г., и казнён по приговору суда 30 декабря 2006 г. После падения его режима в регионе вновь усилилось влияние Ирана и шиитов. Политические лидеры-шииты Насрулла и Ахмадинежад становились всё популярнее, как вожди в борьбе с Израилем и США. Конфликт между суннитами и шиитами разгорался с новой силой. Население Багдада составляло 60% шиитов и 40% суннитов. В 2006 г. шиитская армия Махди из Садра разбила суннитов, и американцы испугались, что потеряют контроль над регионом.

Карикатура, показывающая искусственность конфликта между шиитами и суннитами. «Гражданская война в Ираке… «Мы слишком разные, чтобы жить вместе!» Сунниты и шииты.

В 2007 г. Буш отправил в Ирак дополнительные войска на Ближний Восток для борьбы с шиитской армией Махди и Аль-Каедой. Однако армия США терпела поражения, и в 2011 г. американцам пришлось окончательно вывести войска. Мира так и не удалось достигнуть. В 2014 г. появилась группа радикальных суннитов, известная как Исламское государство Ирака и Сирии (ISIS) (оно же The Islamic State of Iraq and the Levant - ISIL, оно же Исламское государство Ирака и Леванта, ИГИЛ) под командованием Абу Бакра аль-Багдади. Их первоначальной целью было свержение про-иранского режима президента Башара Асада в Сирии.

Возникновение радикальных шиитских и суннитских группировок не способствует какому-либо мирному решению религиозного конфликта. Наоборот, спонсируя радикалистов, США ещё больше разжигает конфликт на границах Ирана. Втягивая пограничные страны в затяжную войну, Запад добивается ослабления и полной изоляции Ирана. Иранская ядерная угроза, шиитский фанатизм, кровавость режима Башара Асада в Сирии придуманы в целях пропаганды. Самые активные борцы с шиизмом - Саудовская Аравия и Катар.

До Иранской революции, несмотря на правление шаха-шиита, открытых столкновений между шиитами и суннитами не было. Наоборот, они искали пути примирения. Аятолла Хомейни говорил: «Вражда между суннитами и шиитами - это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого - тот не суннит и не шиит…»

«Давайте найдём взаимопонимание». Шиитско-суннитский диалог.

Исламский мир насчитывает множество религиозных течений. У каждой группировки есть свои взгляды на правильность веры. Из-за этого мусульмане, имеющие различные понимания сущности их религии, вступают в конфликты. Порой они набирают большой силы и заканчиваются кровопролитием.

Внутренних разногласий среди разных представителей мусульманского мира даже больше, чем с людьми другой религии. Чтобы понять различия взглядов в исламе, необходимо изучить, кто такие салафиты, сунниты, ваххабиты, шииты и алавиты. Их характерные особенности понимания веры становятся причиной братоубийственных войн, вносящих резонанс в мировое сообщество.

Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.

В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились сунниты и шииты. Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.

Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Шииты и их идеология

В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право.

Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами.

Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других.

Это мусульманское направление отличает драматизм. В день Ашуры шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами.

Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения.

Алавиты

Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны.

Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе. Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений.

Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные».

Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. Они верят в Али, Мухаммеда и Сальмана аль-Фарси, при этом отмечая Пасху, Рождество, почитая Ису (Иисуса) и апостолов. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

Сейчас эти две противоположные по своей сути группы ошибочно синонимизируют. Ваххабиты-салафиты самовольно приняли фундаментальными принципами своей веры совершенно чуждые исламу особенности. Они отвергают весь объем знаний (накль), передаваемых мусульманами с самых древних времен. Салафиты и сунниты, разница которых существует только в некоторых взглядах на религию, противоположны ваххабитам. От последних они отличаются взглядами на юриспруденцию.

По сути, ваххабиты заменили все древние исламские принципы новыми, создавая свой шарихад (подвластную религии территорию). Они не уважают памятники, древние могилы, а Пророка считают просто посредником между Аллахом и людьми, не испытывая перед ним присущего всем мусульманам благоговения. По исламским принципам, джихад не может объявляться самовольно.

Ваххабизм же разрешает вести неправедную жизнь, но после принятия «праведной смерти» (взрывания себя для уничтожения «неверных») человеку гарантируется место в раю. Ислам же считает самоубийство страшным грехом, который нельзя простить.

Сущность радикальных взглядов

Салафитов ошибочно соотносят с ваххабитами. Хотя их идеология все же соответствует суннитам. Но в реалиях современного мира под салафитами принято подразумевать ваххабитов-такфиритов. Если принимать такие группировки в искалеченном значении, можно выделить ряд отличий.

Салафиты, отказавшиеся от своей истиной сути, разделяющие радикальные взгляды, считают всех других людей отступниками, заслуживающими наказания. Салафиты-сунниты же, наоборот, даже христиан и иудеев называют «людьми Писания», которые исповедуют раннее верование. Они могут мирно сосуществовать с представителями других взглядов.

Чтобы понять, кто такие салафиты в исламе, следует обратить внимание на одну истину, отличающую настоящих фундаменталистов от самопровозглашенных сект (которыми, по сути, являются ваххабиты).

Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха. А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти.

Это не ислам вовсе. Ведь все его главные принципы, ценности и реликвии были отметены, растоптаны и признаны ложными. Вместо них в умы людей искусственно были заложены выгодные властвующей элите понятия и модели поведения. Это разрушительная сила, признающая благим делом убийство женщин, детей и стариков.

Преодоление вражды

Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.

Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие — это враги.

Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья президента Сирии Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.

Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.

Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.

Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 миллиард (16,6 %); шиитов - 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов - 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты - это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции ­– растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.