Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу. Митрополит Иларион (Алфеев): «Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными

  • Дата: 08.03.2024

Раскол в Русской православной церкви произошел еще в 17-ом веке и с тех пор старообрядцы – ни при царской власти, ни в советское время, ни при ельцинской «демократии» – не имели возможности встретиться с главой государства, чтобы обсудить свои нужды и проблемы. «Это историческая встреча», – подчеркнул глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий имея ввиду встречу с президентом России Владимиром Путиным. Как рассказал владыка, основой для встречи с главой государства послужила резолюция Путина на обращение старообрядческого сообщества. Речь в обращении шла о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого в старообрядчестве как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

«У старообрядцев еще никогда не было такой возможности»

«Это историческая встреча», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, комментируя свое общение с Владимиром Путиным. Как отмечают сами старообрядцы, общение такого формата с главой российского государства последний раз имело место собственно до Раскола.

«Это историческая встреча. Старообрядцы никогда не имели возможности, ни при царской власти, ни в советское время, чтобы предстоятель встретился с главой государства, и не просто встретился, но и обсудил какие-то нужды, проблемы, вопросы взаимодействия с государством», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Так глава старообрядческой церкви прокомментировал состоявшуюся накануне встречу с президентом России Владимиром Путиным. Как рассказал владыка Корнилий, основой для встречи с главой государства послужила резолюция Путина на обращение старообрядческого сообщества. Речь в обращении шла о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого в старообрядчестве как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

На вопрос, удивило ли его, что президент проявляет интерес к фигуре протопопа Аввакума, собеседник отметил, что «протопоп Аввакум – это знаковая фигура». Аввакум Петров проявил себя как человек культурный, многие знали его как писателя, выступающего за чистоту веры, семейных отношений. «Так и мы хотим позиционировать этот юбилей. С точки зрения, чтобы не раскалывать общество, а находить что-то общее и важное», – подчеркнул митрополит.


Впервые со времен Алексея Михайловича

На встрече с президентом глава старообрядческой церкви обсудил реконструкцию памятников архитектуры в основных центрах празднования 400-летия протопопа Аввакума – на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Ранее в комментариях митрополит Корнилий подчеркнул: «Глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной старообрядческой церкви». Поясним: именно 350 лет назад, в середине XVII века, в русской Церкви произошел раскол, следствием которого и стало разделение верующих на приверженцев старого обряда и тех, кто принял реформы патриарха Никона. Таким образом, предыдущим главой российского государства, официально принимавшим главу дораскольной церкви, был царь Алексей Михайлович.

«Старообрядчество было в гонениях – то сильнее, то слабее. В советское время очень сильно пострадало, тысячи храмов были разрушены, репрессировано все священство. Поэтому доброе отношение президента и вообще власти к нашей церкви очень радует», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД секретарь предстоятеля РПСЦ протодиакон Виктор Савельев. Ранее, в том числе в 2013 году, глава государства уже принимал митрополита Корнилия, но, как пояснил о. Виктор, на сей раз речь идет об официальной встрече – и в этом значительная разница.

«Митрополит Корнилий уже много лет официально присутствует на государственных торжествах, на оглашении посланий президента, и уже не раз встречался с президентом в составе различных делегаций, и даже имел короткий разговор с главой государства. Но такая полноценная, полноформатная встреча по сути является первой не только в новейшей истории, но и вообще за весь период существования старообрядчества в качестве конфессии», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД член комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, прихожанин московского Никольского храма РПСЦ Валерий Коровин.

За прошедшее время удается наладить взаимодействие государства со старообрядческими общинами и организациями. Так, в октябре прошлого года президентские гранты, среди прочих НКО, получили: московский духовно-просветительский центр «Криница» (работающий в храме Николы Чудотворца у Белорусского вокзала) и волонтеры, работающие в московской Рогожской слободе и сохраняющие Громовское старообрядческое кладбище в Санкт-Петербурге.

«В алтаре тренажеры стоят...»

В январе предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий обратился к депутатам Госдумы за содействием в возвращении храмов, проданных в начале 90-х годов сторонним организациям.

«Судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы в Гавриковом переулке в центре Москвы – это вопиющий случай, – подчеркнул протодиакон Виктор Савельев. – До сих пор там располагается спортивный зал, в алтаре тренажеры стоят, боксом занимаются. Мы не можем это воспринимать иначе как кощунство».

Вопрос о возвращении храма верующим обсуждался, но он достаточно сложный, потому что храм был приватизирован в 90-х годах. Идет спор о том, насколько приватизация была законной. Судебная сторона на сегодня поддерживает владельцев, но возможны пути какого-то мирного решения.

Другой важный для старообрядцев вопрос – реконструкция Рогожского комплекса. «У нас есть здания, которые до сих пор, с советских времен, не было возможности восстановить, – рассказал о. Виктор. – В них должны размещаться образовательные центры, выставочные экспозиции, ремесленные мастерские. Поэтому для нас эта встреча с президентом была очень важна, и мы надеемся к 400-летию на положительные изменения на Рогожском комплексе».

«Православная традиция принимается во всей полноте»

«Встреча президента со старообрядческим митрополитом означает полную легитимацию старообрядчества со стороны власти. Она означает возвращение старообрядцев в качестве полноценного элемента российского общества – безо всяких оговорок, недомолвок и всякого рода негативных коннотаций и подразумеваний», – отмечает член Общественной палаты Валерий Коровин.

По мнению собеседника, «теперь старообрядцы не являются какими-то «недогражданами», какой-то неполноценной частью общества, как считалось ранее – особенно со стороны некоторых, наиболее ретивых представителей господствующей церкви». «Речь идет о тех, кто по инерции продолжали бороться со старообрядцами, называя их «раскольниками» и чуть ли не «врагами государства» (несмотря на то, что клятвы со старообрядчества были сняты еще в 1971 году)», – добавил Коровин. Собеседник имеет в виду «клятвы» – т. е. анафемы, которые были наложены на сторонников старого обряда на соборах в 1666–1667 годах. В XX веке позиция Московского патриархата по отношению к староверию смягчилась. На Поместном соборе РПЦ 1971 года клятвы по отношению к старым обрядам и их сторонникам были упразднены.

«Весь этот негатив давно уже не существует в российском обществе, и для него нет никаких оснований, – подчеркивает Коровин. – Но в государстве всегда принято смотреть на первое лицо, на некую официальную отмашку». Эта встреча также «является знаком, свидетельствующим о том, что православная традиция принимается государством во всей полноте», – добавил Коровин.

«Раскол русской церкви был драмой, которая подкосила российскую государственность на несколько столетий, создала атмосферу напряженности и взаимных упреков. Если в атеистический период для государства это не имело значения, то сегодня, когда православная традиция становится основой существования общества, то нерешенные, полуразрешенные и тянущиеся с давних времен недопонимания должны быть окончательно сняты, – отмечает Коровин.

– И, собственно, этой встречей они были дезавуированы – никаких противоречий в нашем русском православном большинстве не существует».

Старообрядцы скорректировали правила общения с РПЦ

22 октября в Москве завершился очередной Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Среди документов, принятых Собором, особый резонанс вызвало «Положение о порядке проведения встреч клириков Церкви с инославными священнослужителями», запрещающий старообрядцам по-христиански приветствовать инославных, к которым они приравнивают и «никониан». Помешают ли новые правила диалогу церквей?

Б.М.Кустодиев "Встреча (Пасхальный день)" 1917

Общий, весьма суровый, тон «положения» удивил значительную часть православной общественности, за последние годы уже привыкшей к заметному потеплению в отношениях двух церквей. « Действия старообрядческих священнослужителей во время проведения таких встреч должны исключать возможность возникновения каких – либо подозрений, — гласит документ. При встрече клирик РПСЦ приветствует клирика инославной конфессии неглубоким поклоном (взаимным) и устным пожеланием здравствования и спасения.. . Д опускается совершение светского рукопожатия — без излишнего взаимного приближения. Не допускаются формулы приветствия, выражающие церковное единство (« Христос посреде нас »). .. Если при встрече предлагается трапеза — участие в трапезе допускается в крайнем случае, с четким соблюдением требования « немоления ». Архиерею от трапезы предпочтительнее воздержаться» .

Кроме того, предстоятель старообрядческой ц еркви теперь « не может совершать межконфессиональные встречи частного характера» , «совершает межконфессиональные встречи в сопровождении, если это возможно, не менее двух членов делегации» , причем каждая его встреча протоколируется в соответствии с указанным в Положении регламентом.

Как понимать такую строгость? «Это не охлаждение отношений, а общий подход», — убежден секретарь Комиссии РПЦ по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель единоверческой общины храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове иерей Иоанн Миролюбов. Он не согласен с пессимистическими опасениями вокруг «Положения»: «В каждой церкви есть свой этикет и свои устоявшиеся правила. Мы, например, не молимся с католиками, но это не значит, что мы с ними враждуем. Формально у нас со старообрядцами молитвенного общения не было никогда, но был такой случай, когда на форуме «Всемирный русский народный собор» в 2007 году глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий приветствовал покойного Патриарха Алексия христианским лобзанием: они просто увидели друг друга, сделали шаг навстречу и поцеловались, как это принято у христиан. Это вызвало бурную реакцию среди части старообрядцев. Некоторым из них сейчас кажется очень важным сохранить изоляцию своей церкви, чтобы сохранить идентичность. И даже если такой позиции не придерживается большинство, то для сохранения внутреннего мира РПСЦ решила выработать общие правила для встреч с «инославными». Получается обратная картина: теперь есть жесткие правила, но зато можно теперь меньше опасаться какой-то критики или упреков».

Напомним, что старообрядческий раскол был реакцией на проведенную в середине XVII века патриархом Никоном унификацию русского богослужения по греческим образцам, эта унификация вызвала настоящие волнения среди консервативно настроенных верующих и закончилась отделением от патриаршей Церкви значительного количества приходов по всей стране. Так как единственный епископ, присоединившийся к старообрядческому расколу, погиб в ссылке, то к концу XVII века сторонники старых обрядов остались практически без священства, и разделились на два течения: поповцев, принимавших беглых «никонианских» священников, и беспоповцев, считавших всю никоновскую иерархию «безблагодатной». Беспоповцам пришлось со временем научиться обходиться без священников и первое время без таинств, впоследствии многие таинства стали у них совершаться мирянами. Поповское согласие (или «беглопоповское») сохранило богослужебный строй русской Церкви. В начале XIX века часть старообрядцев-поповцев вернулась в «синодальную» Церковь, но сохранила старый обряд. Такие приходы получили название «единоверческих», большая же часть осталась вне евхаристического общения с мировым Православием и к началу XX века сформировала две юрисдикции: «белокриницкую», от присоединившегося неожиданно к русским старообрядцам Сараевского греческого епископа, (московская митрополия «Белокриницкого согласия» — это собственно и есть нынешняя РПСЦ), и «новозыбковскую» восстановившую свою епископскую иерархию только к 1923-му от двух епископов: «обновленческого» и «иосифлянского».

Старообрядческая церковь считает «никониан» еретиками, что неоднократно подтверждала в прошлом. Церковная традиция запрещает молитвенное общение с еретиками, какого бы чина эти «еретики» ни были. Стало быть, оказывать еретикам такие знаки внимания как христианское приветствие, предназначенное для «верных», нельзя — такова логика принятого «Положения».

«В старообрядческой среде существует дискуссия о чине приема «никонианцев» в старообрядческую церковь, но пока бывшие «никониане» принимаются через миропомазание и покаяние, — объясняет отец Иоанн Миролюбов. — При этом наше апостольское преемство старообрядцы признают, ведь в течение двухсот лет они не могли рукополагать священников сами, и поэтому принимали «никонианских» в сущем сане. Русская Православная Церковь, наоборот не признает апостольского преемства за старообрядческой иерархией, по крайней мере, за митрополией т.н. «Белокриницкого согласия», что справедливо: перешедший к старообрядцам Сараевский епископ для восстановления «иерархии» рукоположил еще двоих епископов в одиночку, что совершенно неканонично (епископа рукополагает не менее двух епископов). Если их священники переходят к нам, мы их рукополагаем заново. В плане же этикета, при личных встречах, или в переписке, мы обращаемся к старообрядцам в соответствии с их достоинством в старообрядческой иерархии: к епископам, как к епископам, к священникам, как к священникам. Это не меняет нашего к ним отношения».

РПЦ сегодня ведет активный диалог со старообрядчеством. С РПСЦ –относительно социальных вопросов, преподавания религии в школе, проблем борьбы с пьянством, утверждения христианской нравственности. «Канонические и богословские вопросы пока не рассматриваются, — говорит свящ. Иоанн Миролюбов. — В первую очередь из-за отсутствия желания со стороны самой РПСЦ. А вот с Древлеправославной Церковью (т.н. «новозыбковская иерархия». — Ред. ) кроме общественного, ведется и богословский, исторический, канонический диалог». Межконфессиональному диалогу новые правила этикета, принятые РПСЦ не помеха, убежден отец Иоанн: «Новые, пускай и жесткие правила приняли, чтобы сам наш диалог не зависел от недоразумений этикета и мог спокойно развиваться».

Д митрий Р ЕБРОВ

Змея, которую так заботливо пригревал у себя на груди Московский Патриархат, пестуя раскольников-староверов, подросла и готова начать борьбу за власть. На днях на сайте ura.news появилась статья под весьма интригующим названием «Будущий второй патриарх России: "Пришел Путин, как раньше царь!"», в которой автор недвусмысленно намекает на то, что не только глава староверов претендует на роль Русского Патриарха, но его в России ждут, как Патриарха!


Само название статьи - низкий прогиб в сторону светской власти. К тому же ее автор пытается доказать, мол, именно Корнилий и его последователи - близки к народу и являются носителями истинной веры, а не Русская Православная Церковь: «Несмотря на строгость правил, староверы оказались гораздо демократичнее служителей РПЦ: нас, журналистов, приняли как родных, завалили подарками и даже пригласили на обед... Проще оказалось и с аудиенцией с предстоятелем: в отличие от главы РПЦ патриарха Кирилла, к которому охранники ФСО не подпустят ближе, чем на пистолетный выстрел, с главным старовером России можно запросто побеседовать, сидя на скамейке и задавая любые вопросы...»



Сам же Корнилий, в духе своего украинского коллеги раскольника-Филарета заявил, что старообрядцы - это «вся полнота церкви, начиная с князя Владимира, и все миллионы православных людей. Я думаю, что они все в нашей церкви, потому что старообрядчество, истинную нереформированную церковь, которую принес князь Владимир, мы, старообрядцы, храним, хранили и будем хранить». Но, как мы уже сказали выше, никто из святых Церкви НЕ ПРИЗНАВАЛ староверов, а все, как один именовали их раскольниками, преданными анафеме и отлученными от Церкви.


Несмотря на это, автор статьи гнет свою линию. «Вот мы и спрашиваем. Например, почему в РПЦ Кирилл - патриарх всея Руси, а Вы в Русской Старообрядческой Церкви - митрополит всея Руси? По положению вы же одинаковы - должны быть патриархом! ...Когда-то предстоятель русской старообрядческой церкви станет патриархом?», - спрашивает он у главы раскольников.


«Возможно, - отвечает Корнилий. - Для Господа ничего невозможно нет». И далее заявляет, что староверы активно налаживают связи с сектой беспоповцев, «с которыми они не встречались почти 300 лет»; но с поддержкой государства между ними уже «прошло несколько круглых столов». «Их старшие наставники из Питера, Прибалтики приезжают, мы решаем общие вопросы, налаживаем контакт. Потому что не так много нас, хранителей древней веры... И правительство заинтересовано именно русское православие восстанавливать - отсюда и внимание к нам властей и лично президента», - объясняет главный старообрядец.


«У нас, на «URA.RU», выходило большое интервью с Вами, когда Вы встречались с Владимиром Путиным. После этой встречи что-то изменилось? Власть, местные администрации стали более лояльно относиться к старообрядцам?», - задает вопрос собеседнику корреспондент.



Вот еще несколько лживых и лукавых заявлений главного старообрядца, которые наглядно показывают его намерения дискредитировать Русскую Православную Церковь и выставить свою раскольничью организацию, как истинную церковь: «Александр Исаевич Солженицын, 100 лет которому будет праздноваться в конце этого года, сказал однажды, что печальный 17-й век породил 17-й год. То, что сделали Никон и Алексей Михайлович, это отступление от древней веры, подорвало основу, фундамент православия, которое создавали наши предки - князь Владимир, Сергей Радонежский и другие русские святые. И люди потеряли веру».


На вопрос: «Для Русской Православной Церкви краеугольный камень сегодня - это тема останков Николая II и членов его семьи, найденных под Екатеринбургом: с РПЦ никак не признает их, несмотря на дважды проведенное государством следствие, многочисленные экспертизы и позицию членов Дома Романовых во всем мире. А ваша позиция? Вы признаете царские останки?»


Он отвечает: «Мы очень благодарные царю Николаю II за то, что он в 1905 году дал старообрядцам относительную свободу. Это была такая радость... Но, с другой стороны, он вне нашей церкви - он был новообрядцем. Говорить на тему останков для нас не очень актуально: он же не канонизирован у нас. Да, мы благодарны ему, но мы помним, что все 300-летие династии Романовых на староверов были гонения - то больше, то меньше, но они никогда не прекращались. Если бы Романовы нас защитили, шло бы объединение - другое дело».


Корреспондент: «А если православный человек в вашем храме по привычке перекрестится тремся перстами - это страшно?»


Корнилий: «Нам-то никогда не было страшно молиться так, как правильно - двумя перстами, а теперь и новообрядцам не страшно креститься двуперстием - с 1971 года. Их начальство собралось и заявило: извините, братья, произошла ошибка, мы признаем и то, и другое, молитесь, кто как хочет. А мы, старообрядцы, оставляем двуперстие, но отчасти принимаем и троеперстие» (интересно, представители Московского Патриархата, лоббирующие установление так называемого диалога между РПЦ и старообрядческой церковью наивны до такой степени, что не видят откровенной насмешки со стороны раскольников, которые с явным удовольствие муссируют «извинения» православных иерархов перед ними? - прим.ред. religruss.info).


«И сейчас мы должны любыми средствами, а иногда и жизнями, как наши предки, нашу спасительную старообрядческую православную веру воссохранять, чтобы спасти свои души и войти в царство Божие, чего и Вам желаю», - напоследок практически призвал к войне с Русской Православной Церковью глава раскольников-староверов.


Старообрядцы - раскольники, которые в 17 веке покинули лоно Православной Церкви и были преданы анафеме. Вот что об этом пишет митрополит Макарий (Булгаков): «Сущность их [раскольников] учения <…> состояла не в том только, что они хотели держаться одних старопечатных книг и мнимо старых обрядов и не покорялись Церкви, не принимали от нее новоисправленных печатных книг, но вместе и в том, что они считали эти последние книги исполненными ересей, самую Церковь называли еретическою и утверждали, что Церковь - более не Церковь, архиереи ее - не архиереи, священники - не священники и все ее Таинства и чинопоследования осквернены антихристовою скверною; раскольники не только противились Церкви, но совсем отрицали ее, отрицались от нее и по своим убеждениям были уже совершенно отделены от нее. Необходимо было, чтобы и Церковь со своей стороны всенародно объявила, что она не признает их более своими чадами, т. е. чтобы она анафематствовала и отсекла от себя тех, которые еще прежде самовольно отпали от нее и сделались ее врагами. <...> Не Церковь отвергла их и отвергает, но они сами еще прежде отверглись Церкви и не перестают упорно отвергать ее, называя ее в своем жалком ослеплении духовною блудницею, а всех верных чад ее, всех православных, - сынами беззакония, слугами антихриста».


Однако в 1971 году на Поместном Соборе экуменист и предатель Православной веры - митрополит Никодим (Ротов), скончавшийся в ногах своего господина - папы римского, инициировал отмену «клятв 1667 года». Именно после его доклада модернисты, присутствовавшие на Соборе, приняли постановление об «отмене клятв».


Следует отметить, что уже с первых строк доклада «Об отмене клятв на старые обряды», представленного Собору 31 мая, митрополит Никодим солидаризировался со «старообрядцами», назвав традиционный православный византийский обряд «новым», а раскольнический - «старым», и уровнял православных с раскольниками: «Много усилий с обеих сторон - и новообpядческой, и стаpообpядческой - было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны». «Трезвомыслящие церковные люди с обеих сторон понимали всю пагубность и никчемность взаимных раздоров и глубоко скорбели о разделении русских православных христиан», - заявил он далее, вольно или невольно похулив своими словами целый сонм русских святых и подвижников благочестия и великое множество верных, радевших в прежние времена об уврачевании «старообрядческого» раскола, трудившихся над составлением полемической литературы, организацией всевозможных диспутов и бесед с отпавшими от Церкви, созданием противораскольнических миссий и т. п., как не обладавших трезвостью ума. Если следовать логике митрополита Никодима, великие русские святители Димитрий Ростовской, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский, Оптинские Старцы и многие другие духовные столпы XVII-XX веков, обличавшие ложь раскольников и призывавшие их к покаянию, не относились к числу тех, кто «все понимал» и «глубоко скорбел».


Таким образом, и сам митрополит Никодим, и все присутствовавшие на этом обновленческом Соборе, пошли против решения Большого Московского Собора 1666-1667, наложившего анафему на раскольников-старообрядцев, а также. А в том Соборе принимали участие 29 иерархов: три Патриарха - Александрийский, Антиохийский и Московский, двенадцать митрополитов, девять архиепископов и пять епископов, среди которых были и делегаты от Иерусалимского и Константинопольского Патриархатов. Кроме того на нем присутствовало множество архимандритов, игуменов и других духовных лиц, русских и иностранных. Таким образом, на Соборе заседала церковная полнота Восточной Церкви Христовой. Отцы Собора повелели, чтобы все покорялись Святой Восточной Апостольской Церкви: принимали исправленные и напечатанные при Святейшем Патриархе Никоне и после него богослужебные книги и служили по ним все церковные службы; совершали крестное знамение тремя, а не двумя перстами и т. д. Закрепив решения Поместного Собора 1666 года и других ранее состоявшихся церковных собраний, рассматривавших вопрос раскола, Большой Московский Собор постановил: «Сие наше соборное повеление и завещание повелеваем всем хранить неизменно и покоряться Святой Восточной Церкви. Если же кто не послушает нашего повеления и не покорится Святой Восточной Церкви и сему Освященному Собору или начнет прекословить и противиться нам, мы такового противника данною нам властию, если будет от священного чина, извергаем и предаем проклятию, а если будет от мирского чина, предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и от Церкви Божией отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием».


Помимо этого, решения Большого Московского Собора 1666-1667 годов о «старообрядчестве» были приняты Русской Православной Церковью, всеми ее святыми, жившими в период с 1667 по 1971 годы. Само же «старообрядчество» за прошедшие века, как известно, раскололось на множество враждующих друг с другом сект, единых лишь в своей ненависти к истинной Церкви Христовой. Таким образом, очевидно, что анафемы налагались справедливо, и, следовательно, единственным выходом из-под них для раскольников остается чистосердечное покаяние и воссоединение с Православной Церковью.


Посмотрим, что, к примеру, говорит преподобный Паисий Величковский о клятвах и анафемах, соборно наложенных в XVII веке на противящихся Соборной Церкви старообрядцах: «Клятва или анафема на противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена восточными патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердою, непоколебимою и неразрешимою до скончания века. Вы еще спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет? Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого злочестивого Собора вовеки не будет. Вы еще спрашиваете — могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и воли восточных патриархов, разрешить подобную клятву? Отвечаю: это никак невозможно; несть бо нестроения Бог, но мира. Знайте твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же благодать Святого Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и непорочность православной веры, а также и все апостольские предания и правила святых Апостолов, вселенских и поместных Соборов и богоносных отцов, какие содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь. От Того же Святого Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святой Дух через святых Апостолов во святой Церкви. Разорять же апостольские предания и церковные правила — такой власти архиереи от Святого Духа не получили, поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников соборной Церкви, как правильно и согласно святым Соборам наложенную, ни архиереям, ни восточным патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы противно Богу и святой Церкви. Вы еще спрашиваете: если эту анафему никто из архиереев не может разрешить без восточных патриархов, то не разрешена ли она восточными? Отвечаю: не только никакому архиерею без восточных патриархов, но и самим восточным патриархам невозможно разрешить эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема вечно неразрешима. Спрашиваете: не будут ли некоторые из христиан в своем противлении и нераскаянии умирать в этой соборной клятве? Горе нам! Отвечаю: в этом вашем вопросе для меня заключаются три недоумения... В первом случае я недоумеваю, какие же это христиане, которые без всякого раскаяния противятся Соборной Церкви? Такие недостойны и называться христианами, но по справедливому суду церковному должны именоваться раскольниками. Истинные христиане во всем повинуются святой Церкви. Второе: не будут ли, в противлении и нераскаянии своем, умирать в этой своей анафеме? Я недоумеваю об этом вашем вопросе: ибо каким образом эти мнимые христиане, пребывая без раскаяния во всегдашней своей непокорности Церкви, не будут умирать в этой соборной анафеме? Бессмертны ли они, те, о которых вы недоумеваете, будут ли они умирать? И как они могут не умирать, будучи смертными, да еще находясь под анафемой, и вдвойне смертными и душевно и телесно, как умерли в этой же соборной анафеме без покаяния и всегда умирают бесчисленное множество раскольников? Так и эти мнимые христиане, если от всего своего сердца не обратятся к Церкви Христовой с истинным покаянием, то, несомненно, умрут в вышеупомянутой соборной анафеме. Третье мое недоумение относится к вашим словам: горе нам! Эти ваши слова влагают в мою душу мысль, не вы ли те некие христиане, нераскаянно противящиеся Церкви, и боитесь и трепещете наложенной от Соборной Церкви на таких противников анафемы, и поэтому так тщательно о ней распрашиваете, не разрешил ли ее какой-нибудь восточный Собор? Боясь умереть в анафеме и не вынося постоянного угрызения совести, вы и вопиете: горе нам! Если вы истинные православные христиане, во всем повинующиеся Церкви, родившей вас святым крещением, и крестящиеся по преданию святых Апостолов первыми тремя перстами правой руки, и спрашиваете меня не о себе, а о других, то и вышеупомянутая анафема на вас не распространяется, и потому вам отнюдь не следовало говорить о себе столь жалостно: горе нам! Эти слова ваши и внушили мне вышеизложенное о вас мнение, каковое да истребится из души моей. Прошу вас, дайте мне через известный вам случай совершенное удостоверение о вашем мудровании, ибо мы с противящимися святой Церкви и крестящимися двумя перстами не можем иметь никакого общения. Еще вы спрашиваете: будет ли приятно за них церковное поминовение? Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу и святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминование, смертно согрешает».

Вопрос о старых обрядах был рассмотрен VI отделом Предсоборного Присутствия 3 мая 1906 г., который вынес следующее постановление:

“I) Имея ввиду пользу Святой Церкви, успокоение двуперстно молящихся и облегчение встречаемых миссионерами затруднений в разъяснении произнесенной Антиохийским Патриархом Макарием и Собором русских иерархов в 1656 году клятвы на двуперстно молящихся – ходатайствовать перед Всероссийским Собором об отмене означенной клятвы, как положенной по “недоброму разумению” (ср. VI Вселенского Собора, прав. 12)…

2) Ходатайствовать перед Собором и о том, чтобы от лица Всероссийской Церкви было провозглашено,что порицательные на “старые” обряды выражения, полемическими писателями прежнего времени допущенные, явились как следствие духа времени, страстной борьбы противников, возмутительных нападок на обряд, Православной Церковью содержимый, излишней ревности православных полемистов и, наконец, тоже неправильного разумения смысла и значения обрядов, отмененных Собором.

В настоящее время, при более ясном понимании значений обрядовых разностей вообще, Церковь ничего зазорного и еретического в этих обрядах не видит, ничего порицательного в отношении их не принимает, научая тому и чад своих. Прежние же порицательные выражения совершенно отменяет и вменяет яко не бывшие”.

Поместный Собор 1917-18 гг. должен был вынести постановление о старом обряде и по свидетельству участников отменить клятвы и разрешить прием старообрядческих епископов в сущем сане, но из-за революционных событий не успел этого сделать.

В 1929 г. вопрос о древнерусских обрядах обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия, на котором было принято Синодальное определение:

“I) Отзыв о дорогих для старообрядцев богослужебных книгах об обрядах, данный от лица Святой Российской Церкви в книге “Увещание”, в “Изъяснении” Святейшего Синода и в определении архипастырей Синода, бывшего в Богоспасаемом граде Казани в лето от Рождества Христова 1885 – разделяем и подтверждаем.

2) В частности, богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских Патриархах, признаем православными; святохранимые многими православными, единоверными и старообрядцами церковные обряды, по их внутреннему знаменованию и в общении со Святой Церковью, – спасительными. Двоеперстие, слагаемое во образ Пресвятой Троицы и двух естеств в Господе нашем Иисусе Христе – обрядом в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся…

3) Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные не встречались и кем бы не изрекались, – отвергаем и яко не бывшие вменяем.

4) Клятвенные запреты, изреченные Антиохийским Патриархом Макарием и вслед за ним подтвержденные Сербским Митрополитом Гавриилом, митрополитом Никейским Григорием и Молдавским Гедеоном в феврале 1656 года и пастырями Российской Церкви на Соборе 23 апреля 1656 года, а равно и клятвенные определения Собора 1666-1667 гг., как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и поведшие к расколу нашей Святой Церкви, – мы, руководствуясь примером самого же Собора 1666-1667 гг., отменившего клятвенные постановления Собора Стоглавого, по данной нам от Всесвятого и Животворящего Духа власти вязать и решить, разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем” .

“I. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они не изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Постановление о равночестности старого обряда было принято и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 1974 г. В составе епископата Зарубежной Церкви есть старообрядческий епископ Ирийский Даниил, викарий Первоиерарха. В 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием, в котором испрашивалось прощение за гонения. “Мы глубоко сожалеем, – говорится в послании, – о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его… Мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи святителя Иоанна Златоуста в царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: “Простите братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения”… Мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану” .

Осознание ошибочности клятвенных соборных постановлений на старые обряды и гонений на старообрядцев является только первым шагом к будущему единству. Необходимы дальнейшие усилия. Наша синодальная каноническая комиссия может сделать достаточно много в этом благом деле. Тем более, что большая часть старообрядцев Белокриницкой иерархии проживает в Украине.

В первую очередь, необходимым кажется начать конструктивный диалог о путях преодоления пагубного разделения и дальнейшего будущего воссоединения верующих двух обрядов в единой Церкви. Надо сделать все для того, чтобы уврачевать раскол. Путь к этому лежит через смиренное покаяние и молитву, отказ от взаимных претензий и бессмысленных упреков. Необходимо не на словах, а на деле проявить обоюдное стремление к единству нашей Святой Церкви.

Вчера руководство Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) изложило свое отношение к предложениям Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) по преодолению церковного раскола. "Многие старообрядцы пугаются заявлений РПЦ об объединении",-- заявили в Московской митрополии РПСЦ. Старообрядцы увидели в них намерение официальной церкви взять РПСЦ под контроль, а затем, возможно, и поглотить ее.

Русская православная старообрядческая церковь образовалась в середине XVII века после церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Нововведения, имевшие целью привести русское православие в соответствие с греческим канонами (замена двуперстного крестного знамения троеперстным, исправление богослужебных книг и изменения в чине богослужения) привели к расколу, в результате которого в России появилась официальная (РПЦ) и старообрядческая (РПСЦ) церкви. Последняя преследовалась светской властью, и только в 1905 году после указа Николая II "Об укреплении начал веротерпимости" власти признали старообрядчество. С начала ХХ века синод РПЦ высказывал намерение отменить "клятвы на старые обряды", но лишь в 1971 году поместный собор РПЦ принял решение "Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их". Однако это не привело к нормализации отношений староверов с Московской патриархией.

Вплоть до последнего времени старообрядцы называли приверженцев официальной РПЦ "никонианами" и "новообрядцами", а РПЦ, в свою очередь, именовала прихожан РПСЦ не иначе как "еретиками". Потепление в отношениях староверов с РПЦ наметилось после того, как в феврале 2004 года первоиерархом РПСЦ стал митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). Именно по его инициативе в мае прошла первая за всю историю раскола официальная встреча делегации РПСЦ, возглавляемой самим Андрианом, с руководителем отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, положившая начало диалогу двух ветвей российского православия. На прошлой неделе члены высшего органа управления РПЦ Архиерейского собора, выслушав отчет митрополита Кирилла, постановили "считать важным развитие добрых взаимоотношений и сотрудничества со старообрядческими согласиями". Как подчеркивают источники Ъ в РПЦ, Московский патриархат хочет прежде всего заключить со старообрядцами союз для отпора католикам, протестантам и сектантам, влияние которых в России в последние годы существенно возросло. Также РПЦ надеется сделать староверов своими союзниками в отстаивании интересов церкви в диалоге с госвластью (речь идет о возвращении церковной собственности и земель, льготном налогообложении и т. д.). С этой целью собор поручил Священному синоду учредить при отделе внешних церковных связей Московской патриархии комиссию по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Эта структура должна будет "оказывать содействие издательской, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядческих приходов РПЦ, осуществляя координацию их служения в сотрудничестве с епархиальными архиереями, в канонической юрисдикции которых пребывают старообрядческие приходы".

Однако инициативы Архиерейского собора староверы восприняли с осторожностью. "Я воздержусь от слишком оптимистичных прогнозов,-- заявил Ъ управляющий делами Московской митрополии протоиерей Евгений Чунин,-- ведь различия между приверженцами церковной старины с одной стороны, и церковной реформы -- с другой, отнюдь не сводятся к одним лишь обрядам". Источники в РПСЦ пояснили Ъ, что старообрядцы усматривают в инициативах РПЦ стремление поставить староверов под контроль Московской патриархии, а в будущем, возможно, и поглотить РПСЦ, число прихожан которой не превышает десятой доли паствы РПЦ. Официальный ответ на предложение о сближении сформулирует Освященный собор РПСЦ, который пройдет 19-22 октября. Однако уже сегодня можно сказать, что Московской патриархии не стоит рассчитывать на прорыв в переговорах. "Многие наши верующие пугаются заявлений РПЦ об объединении,-- сказал Ъ сотрудник Московской митрополии Сергей Вургаф,-- сейчас может идти речь только о налаживании дипломатических отношений, а не о начале процесса объединения".

ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ

В сюжете:

22 ноября 2004, 10:55 МОНИТОРИНГ СМИ: Собор прошел, проблемы остались…
27 октября 2004, 14:55