Сретение господне конспект занятия для детей. «праздничное детство: сретение. Сретение господне: что нельзя делать

  • Дата: 25.06.2024

Внеклассное мероприятие по программе «Народоведение»

Беседа «Сретенье – зима с летом встретились»

Цели:

  1. Познакомить детей с историей, народными приметами, обычаями праздника Сретенье.
  2. Воспитать интерес к православию, народным традициям.
  3. Развивать внимание, память, устную связную речь, познавательный интерес, расширять словарный запас.
  1. Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя.

Ребята, тема нашей сегодняшней беседы «Сретенье – зима с летом встретились»

В этот день зима борется с летом: кому идти в перёд, кому – назад.

Этот праздник, посвященный весеннему солнцу, празднуют 15 февраля. На улице ещё зима, а люди радуются наступлению весны. В старину говорили: солнце – на лето, зима – на мороз…

О чём задумался, Февраль,

Забыв метельные забавы?

Притихла снеговая даль,

Ей слышно: шевелятся травы.

Ещё немного – и ручьи

С весёлым гомоном прольются,

Вернутся шумные грачи,

Дни соловьиные вернутся.

  1. Основная часть.
  1. История праздника.

Сретенье – это первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов, потому что, по поверьям наших предков, именно в этот день Зима встречается с Весной. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами погоды славен праздник. В этот день во многих странах издавна праздновали весенний карнавал – праздник солнца и света. Обычно ребятишки выбегали на сугробы закликать солнышко:

Солнышко – батюшко,

Покажись, покажись!

Из-за гор-горы

Поднимись, поднимись!

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Солнышко, солнышко, (дети поднимают руки вверх, приветствуют светило)

Выкатись на брёвнышко! (дети делают руками круг над головой)

Сделай тепло, всем светло! (дети наклоняют круги из рук вправо, влево)

Дай нам мотыльков! (дети имитируют руками взмах крыльев бабочек)

Считалось, что после такой песенки Зима уже не сможет заморозить Весну, только румянца ей добавит. Но на всякий случай, чтобы она не вернулась, говорили особые слова:

Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик девять замков.

Кулик! Кулик! Замыкай Зиму,

Отпирай Весну, тёпло летечко.

В этот праздник было принято кататься на санях, пировать. С гор без страха летели на санях и дети и взрослые, т.к. считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай.

В это же время, как правило, играли последние (до Великого поста) свадьбы.

  1. Обычаи и приметы.

Основной обычай праздника встречи весны – это гадание на погоде. Испокон веку люди следили, какова в этот день погода, и делали свои выводы.

  • На Сретеньев день снежок – весною дожжок.
  • Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно.
  • На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов, если в полдень – средних, если к вечеру – поздних.
  • По погоде в Сретенье судят об урожае трав, для чего бросают поперёк дороги палку и наблюдают: если снег заметёт её, то и корм для скота «подметёт», т.е. травы будет мало.
  • В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев. По этой примете родился обычай: садовники, придя из церкви от заутрени (словарная работа), трясут деревья руками, чтобы были с плодами.
  1. Закрепление знаний – вопросы по теме.
  2. Подведение итога.

По благословению Митрополита Рязанского Марка Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет…

«Праздники православной церкви в жизни современной семьи»

– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог – Анастасия Абрамова.

Сегодня мы будем говорить о празднике Сретение Господне.

— О том, как рассказать детям о празднике, что пояснить, на что обратить внимание, что почитать дома, что послушать, в чем разобраться.

— Будем говорить о том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких к празднику.

— И о том, как не ошибиться и не свести Сретение к той вехе народного календаря, когда весна с зимой встречаются. Как нам не подменить подлинные христианские его смыслы и в то же время как можно символически связать образы зимы и весны с духовными напутствиями праздника. (Илья Боярский)

– Итак, как же рассказать нашим детям о празднике Сретение?

От Рождества до Сретения

Для начала вслушаемся вместе с детьми в само слово «сретение» и скажем, что это слово обозначает «встреча». У нас в Москве есть улица Сретенка, есть Сретенский монастырь – все эти географические места связаны со словом «встреча». Когда-то Сретенский монастырь возник на том месте, где икону Владимирской Божией матери встречали москвичи. Вот поэтому он Сретенский. Но праздник Сретение Господне совсем о другой встрече. Сретение Господне – это встреча с Христом. Как правило, такая встреча происходит в жизни каждого человека. Но начало празднования положило одно важное событие: оно произошло в Иерусалиме на сороковой день после рождения младенца Христа. (Анастасия Абрамова)

– Да, Сретение всегда празднуется на сороковой день после Рождества, 15 февраля. Но что же произошло до этого? Будем стараться связать воедино евангельский рассказ в представлении детей. Мы вместе с ними мысленно вернемся к празднику Рождества Христова, который ведь был совсем недавно. И дети обычно этот праздник очень эмоционально переживают. Хорошо устроимся вместе поуютнее, зажжем свечу, а, может быть, лампу, откроем детскую Библию обязательно с картинками, с хорошими картинками, и вспомним с детьми, какие события произошли уже после Рождества Христова.

Это был приказ Ирода об убийстве всех младенцев в Вифлееме. Потом это было явление ангела Иосифу, который повелел спасти младенца и бежать вместе с Божией Матерью в Египет. Потом уже известие о смерти царя Ирода и возвращение домой. И вот так вот, перелистывая евангельские страницы, мы потихонечку дойдем до рассказа о Сретении и, естественно, до иллюстраций этого события. (Илья Боярский)

– Конечно, для того, чтобы вместе вглядеться в событие Сретение, нам может помочь не только детская Библия, но и икона праздника. И вот тут икона станет для нас как бы самой книгой. Будем учить детей читать икону как книгу, чтобы можно было, войдя в храм, оглянуться по сторонам и увидеть знакомые сюжеты, понять, о чем они нам рассказывают, что они означают.

Диалоги у иконы праздника

И вот, давайте будем вместе с детьми вглядываться в иконописное изображение и построим диалог (не будем сразу рассказывать, что ребенок должен увидеть , а наведем нашими вопросами на то, чтобы он мог действительно увидеть — самому вглядеться, разглядеть и даже, может быть, спросить, что непонятно).

Будем задавать вопросы о том, что происходит на иконе и искать ответы на них. «Давай сначала мы найдем, – скажем мы детям, – Младенца Христа. Вот где Он, у Кого он на руках?» – «На руках у Пресвятой Богородицы». «Да. Верно». (Анастасия Абрамова)

– «А кто сопровождает Пресвятую Богородицу с Младенцем?» – «Праведный Иосиф ее сопровождает». (Илья Боярский)

– Конечно, дети узнают и Богородицу, и Иосифа – ведь совсем недавно мы разглядывали их на иконе Рождества… А дальше обратим внимание, что к ним некто обращен навстречу:

— Кто это?

Дети скажут: «Это какой-то человек».

— А что его отличает?

— Он такой седовласый, седобородый и руки протягивает навстречу Марии и младенцу Христу..

— Верно, это старец, и он вышел навстречу…. А где он стоит? Давайте посмотрим…

— Он на ступенях…

— Что же это за ступени?…(И вот тут уже только мы можем подсказать детям, что это — ступени большого храма в городе Иерусалиме).

— Зачем же Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день младенца Христа? (И расскажем, что так делали все родители тогда. Для чего? Для того чтобы поблагодарить Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения)

Продолжим вглядываться в изображение. (Анастасия Абрамова)

– Что же у Иосифа в руках? У Божией Матери – Младенец Христос. А Иосиф идет в храм не с пустыми руками, он что-то несет в благодарность Богу… (Илья Боярский)

– И ребята разглядят, увидят двух белоснежных горлиц. Да, он идет не с пустыми руками, в благодарность Богу несет двух голубков. Но кто же принимает Младенца из рук Богородицы? (Анастасия Абрамова)

– Да, кто же тот седовласый старец? Как кажется, сколько ему лет? Кто-то скажет: «Восемьдесят. Сто…». А тут мы отвечаем: «Нет. 360». Потому что, по преданию, этот старец – Симеон, и он был когда-то священником Иерусалимского храма, очень образованный и богословски, и филологически. И вот, он стал одним из 72-х ученых-переводчиков, которым египетский правитель Птолемей II поручил перевести Священное Писание, Ветхий Завет, с еврейского на греческий язык. И вот, по промыслу Божиему,Симеону выпал жребий переводить одну из книг Ветхого Завета — «Книгу Пророка Исаии». И когда Симеон дошел до известного пророческого места рождения Мессии, где сказано, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил», то глубоко задумался над словом «Дева» и недоумевал, как передать его в переводе? По одной версии этого предания он хотел было уже стереть это слово «Дева» и заменить его выражением «жена» (в смысле — женщина), потому что только жёны, будучи замужем, могут родить дитя. Но в это время, когда он размышлял и хотел сделать такую правку в тексте, появился ангел. Ангел удержал его от исправления пророчества и даже, как бы мы сейчас сказали, наказал, вразумил, сказал, что Симеон не увидит смерти, пока сам не встретит Христа, рожденного от Девы.

– Да, но это ожидание и послушание слову Божиему и воле Божией, переданное через ангела, было вознаграждено. Потому что Симеондождался не только увидеть Богомладенца Христа Спасителя, но и держать Его на руках. И вот так, достигнув глубокой старости, уже после встречи с Тем, Кто рожден от Девы, праведный Симеон преставился ко Господу, увидев Спасителя мира.

Но мы продолжим рассматривать икону. Вот, скажем мы детям: «Смотри, ведь здесь не только старец Симеон встречает младенца Христа. Здесь есть еще кто-то, кто ещё сорадуетсяБогомладенцу. Кого ты видишь?» Дети говорят: «Здесь есть какая-то еще женщина». «Да, – скажем мы, – эта женщина — пророчица. И ее имя известно — Анна».

Анна была благочестивой вдовой из Иерусалима, и она достигла тоже глубокой старости. Она не отходила от храма и постом и молитвой служила Богу день и ночь (рассказывает нам «Евангелие от Луки»). И после того, как СимеонБогоприимец произнес благословение Младенцу Христу, Анна так же славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавление в Иерусалиме. Что для нас здесь важно? Что два премудрых человека, старец и старица, принимают среди множества притекавших к Иерусалимскому храму родителей с детьми, выделяют одного, принимают его как Мессию, как Спасителя. (Анастасия Абрамова)

– На что еще можно обратить внимание на иконе? Например, как держит Симеон Младенца Христа. Так, что Тот оказывается прямо над престолом, он как бы опускает Христа на Его престол. Что это за знак? О чем он говорит? Престол – чье это место? Это место Бога. Это самое святое место в храме, куда немыслимо помещение какого-либо обычного младенца. И вот нам знак: кто Тот младенец, которого держит в руках старец Симеон? — Богомладенец, сам Спаситель, сам Бог, ставший человеком. (Илья Боярский)

– Продолжим разговор о празднике Сретение с нашими детьми…

Симеоново пророчество

«Да, – мы скажем, – Симеон Богоприимец – праведный человек, который до глубочайшей старости ждал встречи с тем, кто станет Спасителем для людей, и он сразу узнал Христа. И, что очень важно, сказал слова, которые приоткрывают для нас духовный смысл праздника Сретение». И тут надо предложить детям от иконы обратиться к Евангелию и там найти эти слова. Они очень важные, в них открывается духовный смысл происшедшей встречи, происшедшего события. Что же говорит Симеон? (Анастасия Абрамова)

– «Вот, – говорит Симеон, – лежит Сей на падение и на восстание многих» (Илья Боярский)

– И это очень важные слова. Что же они обозначают? Давайте поразмышляем вместе с детьми. (Анастасия Абрамова)

– В этих пророческих словах открываются два пути в жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. Нельзя остаться равнодушным после встречи со Христом. Нет третьего пути: либо ты со Христом, либо ты против Него. (Илья Боярский)

– И каждый человек сам выбирает, идти ему навстречу Богу, либо топтаться на месте или вовсе спиною к Нему повернуться. И надо сказать, что так ко Христу относятся многие вплоть и до наших дней: одни – с верою, с любовью, другие – с неверием, с ненавистью даже. И этими словами «Лежит Сей на падение и на восстание многих и в предмет пререканий, споров» продолжает пророчествовать и нам старец Симеон. (Анастасия Абрамова)

– Да, встреча со Христом – это всегда нравственный выбор. (Илья Боярский)

– И тут очень важно этот момент не пропустить, проговорить, поразмышлять с детьми. Вообще что значит — принять Христа? Серьезный вопрос. Конечно, он не для трехлеток, а для детей, которые уже в состоянии действительно вместе размышлять, которые уже к исповеди приходят…

Что значит следовать за Христом в нашей обычной жизни? Вот это вопрос, на который действительно нужно подумать, не формально пробежать глазами строки Евангелие… Можно сказать детским языком, что всего-навсего стараться следовать заповедям Божиим, стараться, изо всех сил стараться любить, учиться прощать, помогать, думать не только о себе, учиться не судить других. И вот тут нужны не общие слова в разговоре с детьми, а (конечно, это творческое дело родителей) конкретный опыт на знакомые детям примеры из жизни: из семейной, школьной…(Анастасия Абрамова)

(00:13:15 – 00:14:15 – звучит музыка, отрывок песни «Всего-то навсего: полюби, кого-то малого приголубь!..»)

Песнь Симеона

– И еще одни важные слова старца Симеона могут зазвучать нам со страниц Евангелия. Скажем детям постарше: «Взяв на руки Младенца Христа, старец Симеон произнес слова, которые вошли в наше православное богослужение, и ты их можешь слышать каждый раз, когда вечером приходишь в храм, или утром после литургии в конце благодарственных молитв, после причащения Святых Христовых Тайн. Что это за слова? Давай найдем… Это молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей». (Илья Боярский)

– Да, это так называемая Песнь Симеона. Ведь Симеону было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,покане узрит Христа Господня. И вот, узнав Младенца Иисуса обещанного Мессию, он произносит эти свои благодарственные слова к Богу. Что значит «пред лицем всех людей»?и кто эти все люди? (Анастасия Абрамова)

– «Пред лицем» – это такая древняя формулировка. Она означает находиться непосредственно, то есть присутствовать лично. (Илья Боярский)

– Давайте вместе с детьми тогда переведем, чтобы каждое словечко было понятно. Играем вместе «в переводчика». (Анастасия Абрамова)

– «Теперь ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил. Свет для просвещения язычников и славу народа израильского». (Илья Боярский)

– Да, старец Симеон знает, что пришло его время отойти ко Господу, но он совсем не печалится, так как именно ради этого момента он и жил. Он как путник, который совершил долгий трудный путь по пустыне и достиг, наконец, зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться, его земное странствие, его путешествие завершено. (Анастасия Абрамова)

– Да, а молитва, священная песня Симеона Богоприимца звучит в церкви уже в течение веков, она и читается, и поется. (Илья Боярский)

– Да. И среди множества таких певческих исполнений, конечно, сияет «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И Рахманинов однажды о Всенощной так сказал: «Больше всего я любил там один фрагмент из гимна (он так назвал Песнь Симеона) «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». И я бы хотел, чтобы именно его исполнили на моих похоронах». Тот образ, который сложился в этом песнопении в музыке Рахманинова, очень-очень светлый – и это важный момент, потому что здесь преподается подлинное отношение верующего человека к смерти, которая есть только переход – переход к Сретению, ко встрече с Тем, кто наш Отец небесный. Послушайте вместе с детьми, например, как светло поет «Ныне отпущаеши» Иван Семенович Козловский, великий русский тенор, и вы поймете, почему Рахманинов хотел проститься с миром именно этим песнопением. (Анастасия Абрамова)

(00:18:04 – 00:19:02 – звучит музыка, отрывок молитвы «Ныне отпущаеши»)

– Тут самое время связать молитву «Ныне отпущаеши» — Песнь Симеона, с нашим личным опытом участия в Богослужении: открыть разные стороны важные для детей. Например, почему именно Песнь Симеона читается в конце Литургии после Причастия. Вот, например, как на это отвечает митрополит Вениамин (Федченков): «Люди причастились Господа. В древности даже принимали Хлеб в свои руки. И это так естественно напоминает нам святого СимеонаБогоприимца, сподобившегося взять младенца в объятия свои. Потому так уместна здесь и песнь его «Ныне отпущаеши». Затем Симеон уходит от этой жизни, и причастники исходят из храма, и для них совершается Богом отпуст. Наконец, чувство мира, пережитое Богоприимцем, так близко и причастникам». (Илья Боярский)

Сретение в поэзии

– Надо сказать, что отголоски величия Сретения, встречи с Богом запечатлены и в поэзии не богослужебной. И с детьми, готовясь к празднику Сретения, готовясь порадовать в день Сретения родных или друзей, можно почитать, например, знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «Сретение». А можно найти и вместе посмотреть мультфильм по этому стихотворению -там, где текст читает протоиерей Александр Шмеман, а музыка митрополита Илариона. И, кстати, там, конечно, тоже звучит и поэтическое переложение слов «Ныне отпущаеши», и величественно передано шествие старца Симеона в вечность:

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».– Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась…

Сретение и весна

Надо сказать, что часто в сценариях детских праздников ко Дню Сретения, в житейских разговорах можно встретиться с таким расхожим представлением, что Сретение – это день, когда зима встречается с весной. Это, конечно, подмена. Подмена христианского смысла праздника сезонно-календарными мотивами земледельческого народного календаря. И, конечно, этого надо избегать.

Сретение – не праздник встречи весны и зимы. Но при этом символически образ весны, зимы, солнца могут нам пригодиться как метафора, как зримое выражение торжества жизнинад смертью. Ведь неслучайно во многих церковных песнопениях Христос называется «Солнце правды», пост называется «Весна», «Весна покаяния», пост – обновление сил души, весна духовная, покаяние — как зеленеющая ветвь, как раскрывающийся цветок, и Христос Великим постом узнается нами как «Податель света». А ведь после Сретения вот-вот уже и Великий пост. Совсем немного и дорога к Светлому Воскресению Христова – к победе над смертью, торжество жизни. Еще немного и на масленичной неделе мы будем петь прекрасную стихиру приветствия посту:(Анастасия Абрамова)

– Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче. (Илья Боярский)

«Сретенский букет»

– Что же можно делать в этом смысле вместе с детьми? Предлагаем сделать такой своеобразный букет из найденных на февральской прогулке ветвей дерева с крупными почками.

Вот идем по дорожкам, смотрим – лежит веточка. Казалось бы, спит вечным сном, казалось бы, жизнь совсем ушла из нее. Возьмем одну такую веточку, другую – столько, сколько в нашей семье человек. Хорошо, если, например, это будут веточки тополя…

Поставим эти ветви в воду на светлое место. На каждую веточку повяжем ленты разного цвета, чтобы различить, где чья веточка. Папина -синяя ленточка, мамина – красная, Ванина – зеленая и так далее. И будем день ото дня наблюдать. И вот, оказывается, в веточках есть жизнь. Чудо.

Смотрим – вода и солнце питают эту веточку и только нужно подливать воду и солнце не закрывать. Чем ближе от Сретения к Воскресению Христову, тем больше будут набухать на веточках почки и пробьются зеленые листочки. И к Пасхе в доме будет целый зеленый букет стоять из оживших веток. И тут, конечно, просится сопутствующая тема для разговоров с детьми. (Анастасия Абрамова)

– Например, о чем тут можно поговорить с детьми? Что слово Божие, молитва так же необходимы для питания человеческой души, как вода для растений. Ведь без воды все растения засохнут, умрут. Так же человеческая душа: без молитвы, без слова Божьего, без этого источника жизни, становится слабой и чахнет, и может дажесовсем погибнуть. И как ветви тянутся к солнцу как источнику тепла и света, так и мы, наши души должны стараться тянуться к Богу всеми своими силами. (Илья Боярский)

(00:27:33 – 00:29:14 – звучит музыка, отрывок песни «В феврале мокрый ветер сбивает мороз…»)

Личная встреча с Богом

– Вернемся к Сретению Господню. О чем же еще можно поговорить с детьми? (Анастасия Абрамова)

– О личной встрече с Богом в жизни каждого из нас. Ведь у каждого человека раноилипозднопроисходит такая встреча. И она человека меняет, преображает, дает ему новые смыслы, новое понимание себя и своего жизненного пути. Можно взять как пример встречу с Богом апостола Павла. Когда он был ещё Савлом, шел в Дамаск, чтобы бороться против христиан, бросать их в темницы, что с ним произошло на дороге? Встреча. Встретился ему Христос, спросивший: куда идёшь, зачем гонишь Меня?.. И как потом кардинально поменялась жизнь Савла – он стал Павлом, стал апостолом и все свои силы, всю свою жизнь отдавал служению Богу.

Встреча с Господом не может не поменять — иногда даже очень кардинально — нашу жизнь. И ведь каждого из нас еще ждет и другая встреча – встреча за порогом этой земной жизни, там, куда мы стремимся, где встретимся с Небесным Отцом… (Илья Боярский)

– Да, и тут нам могут помочь и литературные примеры. Например, знаменитое стихотворение Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и колосья». Это как раз про встречу там .

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Можно спросить у родных -в канун, или в день праздника: а как в твоей жизни, мама, папа, бабушка, дедушка, как произошла эта встреча с верою, с церковью, с Богом, как эта встреча произошла и что принесла в твою жизнь? И хорошо рассказать детям о своем пути, как я пришел к вере, как состоялась моя встреча с Богом. (Анастасия Абрамова)

– Еще очень важная тема, где мы можем встретить Христа в этой жизни, – это Церковь, это Таинства. Прежде всего, таинство Святого Причастия, но и другие Таинства, где благодать Божия нас меняет, возвышает…(Илья Боярский)

(00:32:19 – 00:33:09 – звучит музыка, отрывок песни «Мы без Тебя, как поле без дождя…»)

– Да, можно здесь обратить внимание детей и на слова молитвы перед исповедью, когда прямо говорится: вот, Господь встречает нас. Вот – встреча: (Анастасия Абрамова)

– «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». (Илья Боярский)

– Да, и о том, что Христос посреди нас.

Надо сказать, что уместно поговорить и о тех встречах, которые здесь, на нашем земном пути происходят — о тех встречах, которые стали знаковыми для нас, о встречах человека с человеком. О таких встречах, которые меняют жизнь. И вообще о значении встречи. Например… (Анастасия Абрамова)

– Папа встретил маму, дедушка встретил бабушку. Или, может быть, встреча с каким-нибудь человеком, которая изменила твои взгляды — может быть, это учитель в школе, в институте… (Илья Боярский)

– Да-да. Или встреча с другом тоже…

Опыт таких встреч важно и уместно вспомнить, когда мы проводим теплый семейный вечер в День Сретения Господня.

Вслушиваемся в праздничные церковные песнопения

А что же услышат дети на праздничном богослужении, какие праздничные песнопения и как они передают смысл происходящего в праздничный день? Послушаем вместе и разберем смысл. Вот, например, величание праздника. (Анастасия Абрамова)

(00:34:56 – 00:36:14 – звучат песнопения)

– Церковные величания легче всего учатся вместе с детьми, и дети радостно всегда подпевают их и дома на совместной молитве, и подтягивают, услышав величание в храме. Можно сделать так: распечатайте крупным шрифтом слова величания и праздничного тропаря на какой-нибудь красивый лист, прикрепите его рядом с иконным уголочком. Конечно, нужно обратить внимание на слова, которые могут быть не вполне понятны детям. Попробуем перевести на современный русский язык вместе. Играем «в переводчика». (Анастасия Абрамова)

(00:36:56 – 00:37:22 – звучат песнопения)

– Что мы слышим в словах тропаря?

«Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

(Тексты церковных песнопений, а также авторских песен к празднику Сретения можно найти на нашем диске, а стихи, иконописные изображения и другие тексты – в буклете, в приложении к диску. В день праздника можно также вспомнить все, что мы узнали, о чем размышляли с помощью небольшой викторины. Она также приведена в нашем буклете). (Анастасия Абрамова)

Итоги. О чем напоминаем праздник Сретения Господня

– Итак, сегодня мы говорили о том, как можно подготовиться ко Дню празднования Сретения Господня. Подведем итоги, к чему же всех нас зовет праздник Сретение, о чем важном нам напоминает?

Во-первых, о том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом, такая встреча всегда должна изменять, преображать душу человека.

Во-вторых, о том, что важно определиться с кем ты, к чему, к кому стремишься, куда направляешь свой жизненный путь, каких встреч ты ищешь в своей жизни.

В-третьих, зовет сверять свою жизнь с тем, что Бог от тебя хочет, что ему угодно… Зовет понимать куда я иду, не топчусь ли на месте из-за своей лени или сомнений, не свернул ли я с верной дороги жизни или, может быть, вообще давно иду совсем в другую сторону.

В чем духовный смысл праздника? Ветхозаветный праведник Симеон принимает на руки Того, Кого так долго ждали. Эти упования оправдались. Обетование совершилось, и человек своими телесными очами видит так долго ожидаемого Спасителя, Творца всего видимого и невидимого. Сретение -и Бог отныне среди людей. Встретились Ветхий и Новый Завет в лице старца Симеона и Младенца Христа. Наступило время Нового Завета Бога и человека. Нам дарована удивительная близость с Богом. Иэто -наше время. (Илья Боярский)

(00:39:51 – 00:40:52 – звучат песнопения)

– На нашем диске вы можете увидеть церковные и авторские песнопения. Слушайте их и подпевайте. А после – небольшой серьезный разговор только для взрослых — пояснения и комментарии священника о том, в чем важно обязательно разобраться самим взрослым, и что затронуть в разговоре с подростками.

В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец четырех детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог Анастасия Абрамова. (Илья Боярский)

– С наступающим праздником. (Анастасия Абрамова)

(00:41:33 – 00:56:52 – звучат песнопения)

Пояснения священника. (Анастасия Абрамова)

– Праздник Сретение Господне. О чем тут важно сказать? Часто в Евангелиях или в житиях святых мы читаем о событиях, когда Богучаствует в нашей жизни, как о чем-то ярком, чудесном, невообразимом, когда совершаются удивительные знамения, земля трясется, все колеблется, страх нападает на одних людей, на других – радость и восторг. А праздник Сретение Господня такой простой, такой обыденный. Ведь ничего внешне не случилось торжественного. Ангелы не сходили с неба. Земля не содрогнулась…

Чем важен, особенно дорог именно этот праздник? Он настолько обычный, настолько будничный, как наша с вами жизнь. И, оказывается, во время такой простой жизни, в череде обычных дней, вдруг может произойти событие такого вселенского глобального масштаба. Тихо, спокойно, незаметно.

Ведь кто разве заметил ту Встречу? Симеон, Анна – всё. Иосиф, Мария и младенец Христос. Человек,Симеон, и в его лице все человечество, которое ждало этой встречи, увидел Спасителя. Он пришел. И это было так тихо, так спокойно, так буднично, так обыкновенно, как на самом деле часто встречаются настоящие чудеса.

Вот о чем важно подумать в этот праздник: что бывает в нашей жизни столько много таких встреч с Богом, простых, без фейерверков, без каких-то знамений удивительных. Но насколько они меняют всю нашу жизнь, наше сердце, наши все представления и смыслы. Мы совсем забываем, что настоящие чудеса не только, когда исцеления или мироточатиконы или еще что-то явно сверхъестественное происходит. Самые настоящие сильные чудеса – это какие-то простые встречи, какие-то слова, случайно сказанные, но которые преображают и меняют нашу жизнь, меняют нас с вами.

Это очень важно, это очень важно нашим детям. Когда дети взрослеют, они начинают сравнивать, что они читали в житиях святых, что в Евангелии, иногда им приходит на мысль, что «это, наверное, как в сказке про Илью Муромца или про Али-Бабу»… Но именно на примере этого праздника можно показать реальность Божиего присутствия в мире, того, что необязательно Бог проявляет себя каким-то таким необыкновенным образом.

Вспомнить вместе с детьми Илью-пророка, его встречу с Богом, явление Бога: сначала ему явилась огненная буря, землетрясение, но Бога там не было, а потом – тихий ветер еле-еле заметный, и там был Бог. В тихом дуновении…

И вот такие тихие встречи в нашей жизни происходили, происходят и будут происходить, насколько они важны! Вот об этом обязательно надо в этот праздник подумать нам с вами и обратить на это внимание детей.(Илья Боярский)

– Программа подготовлена Центром для детей и родителей «Рождество». (Анастасия Абрамова)

Благодарности

Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru

Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru

Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы

Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и само название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имеют обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.

О весне судили так:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне.
Если на Сретенье снег через дорогу несет - весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето - зима на мороз.
А еще: будет снежок - весной дрожжок.
Коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и тёплая.
На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних.
На Сретение капель - урожай пшеницы.

От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.

В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы - так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями - цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя - бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

Часто в сценариях детских праздников к этому дню, в житейских разговорах можно встретиться с расхожим представлением, что Сретение - это день, когда зима встречается с весною. Происходит подмена христианского смысла праздника сезонно-календарными мотивами. Этого надо избегать.

В разговоре с детьми начнём рассказ о празднике со значения слова «сретение». Сретение – это встреча. Встреча со Христом. Как правило, такая встреча происходит в жизни каждого человека.

Сретение всегда празднуется 15 февраля, на сороковой день после Рождества. Хорошо устроиться поуютнее, зажечь свечу, открыть Детскую Библию с хорошими иллюстрациями, вспомнить, какие события произошли после Рождества Христова. То есть мысленно вернуться к празднику Рождества Христова, который дети совсем недавно очень эмоционально переживали. И вспомнить, что же было дальше. Так, перелистывая страницы, мы потихонечку дойдем до рассказа о Сретении и иллюстрации этого события.

Вместе с детьми вглядимся в изображение, будем разглядывать и задавать вопросы, и искать на них ответы. Мы обнаружим Младенца Христа на руках у Пресвятой Богородицы… Праведного Иосифа, сопровождающего Её… Седовласого, седобородого человека, протягивающего руки навстречу Марии и Младенцу Христу… Задавая вопросы, мы потихоньку расскажем ребенку о самом событии.

Что за ступени? … Это здание большого храма в городе Иерусалиме.

Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день Младенца Христа?.. Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения…

Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу?... Двух голубков.

Кто же принимает Младенца из рук Марии?.. Старец. Он и прозван – Богоприимец. А его имя – Симеон. Симеон Богоприимец - праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа и сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения:

«Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

В этих пророческих словах открывается два пути жизни каждого: принять Христа, или Его отвергнуть. И нет третьего пути. Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу, или топтаться на месте, или вовсе повернуться к Нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни - с верой и любовью, а другие - с неверием и ненавистью.

Мы можем рассказать детям подробнее и о старце Симеоне, и о пророчице Анне, которую также изображают на иконе Сретения:

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона….
(«Сретение», Иосиф Бродский)

Разглядывая икону праздника, читая Библию, очень важно перебросить мостик и в сегодняшний день. А как эта Встреча произошла у папы? А у мамы? А когда самого ребенка первый раз принесли в храм?.. Разговор об опыте встречи с Богом, о ее ожидании, о том, что и почему нам так часто мешает, чтобы эта Встреча состоялась… О том, как мы готовимся к встрече со Христом в церковных таинствах: в таинстве исповеди, в таинстве Причастия…О словах молитвы перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твоё…» И о том, что Христос – посреди нас…