Совмещение намазов. Можно ли объединять намазы? Богословы-шафииты об объединении молитвы

  • Дата: 12.02.2024

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

В итоге, если человек выходит в соответствующий путь - сафар, он может сократить четырехракаатный намаз до двух ракаатов. Для этого он делает соответствующее намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденный намаз сократив его, Аллаху акбар». Вступив с таким намерением в намаз, он совершает два ракаата. И он должен закончить этот намаз до того, как он доедет до окончательного пункта назначения или сделает намерение, остановиться в этом месте на четыре дня.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со . Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.

10:23 2016

Всевышний Аллах обязал рабов ежедневно совершать пять обязательных намазов, для каждого из которых отведено определенное время. В Коране по этому поводу сказано:«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Поэтому, если мусульманин пропустил намаз без уважительной причины, то он совершил тяжкий грех, который можно смыть только искренним покаянием. Некоторые богословы даже считают, что возмещать такой намаз необязательно, потому что он все равно не будет принят, даже если человек возместит его тысячу раз.

Муслим передал со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут". Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз вовремя и приказывал своим последователям поступать так же, и Аллах не принимает сознательно и беспричинно пропущенные намазы.Однако при некоторых обстоятельствах (в поездке, во время болезни или сильного дождя) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В частности, аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда спешил во время путешествия, объединял закатный и вечерний намазы. Хадисов на эту тему очень много.

В некоторых сообщениях отмечается, что иногда он объединял эти намазы без видимой уважительной причины. Муслим передал слова Ибн Аббаса: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будучи в Медине, объединил полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В то время он не испытывал страха, и дождя тогда тоже не было".

В одной из версий хадиса сообщается, что Саид б. Джубейр спросил Ибн Аббаса о причине этого, и тот ответил: "Он не хотел обременить кого-либо из своих последователей". В другой версии, рассказанной Абдуллахом б. Шакиком, говорится: "Однажды, завершив послеполуденный намаз, Ибн Аббас прочел нам проповедь. Она затянулась настолько, что закатилось солнце, и появились звезды. Люди стали говорить: "Намаз! Намаз!" Тут к нему подошел человек из племени Тамим, который не переставая начал повторять: "Намаз! Намаз!" Ибн Аббас же воскликнул: "Неужели ты станешь учить меня Сунне? Горе твоей матери! Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним". Потом Ибн Шакик сказал: "Я засомневался в его словах и спросил об этом Абу Хурейру, и он подтвердил слова Ибн Аббаса". Этот хадис тоже передал Муслим.Богословы по-разному трактовали эти предания. Ат-Тирмизи полагал, что ими вообще не следует руководствоваться. В конце своего сборника он сказал: "В моей книге есть всего два хадиса, которые мусульмане единодушно не принимают во внимание. Это – хадис Ибн Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совместил намазы в Медине, когда ему ничего не угрожало и когда даже не было дождя; а также хадис о том, что наказанием за употребление вина в четвертый раз является смертная казнь".

Как заметил имам ан-Навави, смертная казнь за употребление опьяняющих напитков действительно была отменена. Что же касается отказа от совмещения намазов, то богословы не были единодушны по этому поводу.

Некоторые из них считали, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, когда небо было облачным, и он не мог определить наступление времени намаза. Ахмад б. Ханбал и многие богословы шафиитского толка полагали, что причиной этого была болезнь.

Согласно наиболее предпочтительному мнению, совмещать вышеуказанные намазы разрешается, если человек боится пропустить важное безотлагательное дело. Так считали Ибн Сирин, Абу Исхак аль-Марвази, Ашхаб (ученый маликитского толка), аль-Каффал (богослов шафиитского толка) и др. Таким же образом действия Пророка, мир ему и благословение Аллаха, расценили Ибн Аббас и Абу Хурейра.

Это подтверждается и другим хадисом, переданным ан-Насаи со слов Салима б. Абдуллаха. Его спросили о том, как молился его отец Абдуллах б. Умар во время поездок: "Объединял ли он намазы во время них?" В ответ он сказал, что однажды, когда отец был на плантации, его жена Сафийя бт. Абу Убейд написала ему: "Наступил последний день моей земной жизни и первый день моей будущей жизни". Тогда он сел верхом и спешно направился домой. Когда наступило время полуденного намаза, муэдзин сказал ему: "Намаз, Абу Абд ар-Рахман!" Он даже не обернулся, а когда приблизилось время послеполуденного намаза, он сказал: "Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза". Помолившись, он снова отправился в путь верхом. Когда закатилось солнце, муэдзин снова сказал: "Намаз!" Он ответил: "Мы поступим так, как поступили во время полуденного и послеполуденного намазов". Когда на небе появилось много звезд, он остановился и сказал муэдзину: "Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза". После молитвы он повернулся к нам и сказал: "Если кто-либо из вас опасается того, что он пропустит важное дело, путь молится таким образом".

Следовательно, совмещать можно только полуденный намаз с послеполуденным, и закатный – с вечерним. Поступать так разрешено только в том случае, если молящийся опасается пропустить очень важное дело, например, если хирургическая операция продолжается несколько часов кряду, и врач не может отойти от пациента. Некоторые ученые разрешают совмещать намазы студентам, которым запрещают пропускать занятия, угрожая отчислением.

Однако совмещать намазы регулярно по причине повседневных дел или бесполезных занятий категорически запрещено. За подобную халатность человек будет нести ответственность перед Аллахом, и такой грех может разрушить многие добрые дела верующего. Всевышний сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (аль-Маун, 4-5). Пренебрежение намазами, в особенности - ради мирских дел, является качеством лицемеров и маловеров, и мы просим Аллаха Всевышнего уберечь нас от этого!

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» (4:101)

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Сокращение намазов путником

Право сокращать для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника - право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю - с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу - своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится . В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Краткий ответ

Совмещение молитв

Каждый мусульманин ежедневно должен совершать пять обязательных молитв, о времени которых говорится в Священном Коране и Сунне: от полудня до захода солнца – время молитв зухр и ‘аср; от захода солнца до полуночи – время молитв магриб и ‘иша; от рассвета (фаджр) до восхода солнца – время утренней молитвы - субх.

Шииты убеждены, что время от полудня до захода солнца - общее время двух молитв зухр и ‘аср, кроме того времени, что специально отведено для молитвы зухр и того времени, что предназначено только для молитвы ‘аср.[i] Поэтому, за исключением двух специальных отрезков времени, человек может, когда пожелает, совершить обе молитвы вместе, в любом промежутке их общего времени, несмотря на то, что предпочтительнее совершать их по отдельности, в желательное для каждого из них время.

Имам Садик (да будет мир с ним!) сказал:

إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ فَقَدْ دَخَلَ وَقْتُ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ جَمِیعًا، إِلاَّ أَنَّ هَذِهِ قَبْلَ هَذِهِ، ثُمَّ إِنَّهُ فِی وَقْتٍ مِنْهُمَا جَمِیعًا حَتَّى تَغِیبُ الشَّمْسُ

«Когда солнце встало в зените, настало время обеих молитв зухр и ‘аср, но с условием, что молитва зухр совершается до молитвы ‘аср. С этого момента до заката солнца ты можешь совершить обе молитвы в любое время, когда захочешь ».

Имам Бакир (мир ему!), рассказывая о благородном Посланнике , говорил, что Посланник Аллаха без какой-либо веской причины совмещал молитвы зухр и ‘аср.

В принципе, все исламские законоведы единогласны в том, что в некоторых случаях можно совмещать две молитвы. Все законоведы признают разрешенным объединение намазов зухр и ‘аср или намазов магриб и ‘иша на ‘Арафе и в Муздалифе. Также, большая часть суннитских законоведов считает разрешенным совмещение двух молитв в пути. Отличительной чертой шиитов в этом положении является то, что они сделали более широкий шаг в данном направлении и, опираясь на изложенные выше доказательства, считают совмещение двух молитв полностью разрешенным (принимая при этом предпочтительность совершения молитв в их лучшее время). И как видно из хадисов, сам Посланник Аллаха неоднократно, без каких-либо причин (таких как: пребывание в пути, болезнь и др.) совершал две молитвы вместе, чтобы таким образом облегчить дело для общины, и каждый, кто пожелает, мог объединить молитвы, а кто пожелает, совершить отдельно друг от друга.

Муслим, в своем сборнике хадисов привел следующее предание:

صَلَّى رَسُولُ اللهِ الظُّهْرَ وَالْعَصْرَ جَمِیعًا، وَالْمَغْرِبَ وَالْعِشَاءَ جَمِیعًا فِی غَیْرِ خَوْفٍ وَلاَ سَفَرٍ

«Посланник Аллаха совершал молитвы зухр и ‘аср вместе, и также совершал вместе [молитвы] магриб и ‘иша, не находясь в опасности или в пути ».

В некоторых хадисах говорится о том, почему Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) объединял вместе молитвы. Так, в одном хадисе читаем:

جَمَعَ النَّبِیُّ (ص) بَیْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ وَبَیْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ فَقَالَ: صَنَعْتُ هَذَا لِئَلاَّ تُحْرَجَ أُمَّتِی

«Пророк объединил молитвы зухр и ‘аср и молитвы магриб и ‘иша, [а когда у него спросили о причине этого] он ответил: «Я сделал это для того, чтобы моя община не испытывала трудностей».

В книгах «Сахих» и «Муснад» существуют свыше 21 хадиса, в которых говорится о том, что Посланник Аллаха объединял молитвы. Часть этих хадисов относится к поездкам, другая часть, касается молитв на родине, в случаях болезни и дождливого периода. Некоторая часть хадисов указывает на причину объединения двух молитв, а именно, упрощение и облегчение для мусульман. Шиитские законоведы, используя это самое «упрощение», объединение двух молитв признали полностью разрешенным. Особенности объединения ежедневных молитв такие же, как и у молитв, совершаемых мусульманами на ‘Арафе и в Муздалифе или во время поездки.

Некоторые полагают, что под совмещением молитв подразумевается то, что первая молитва читается в конце его (лучшего) времени (например, когда тень предмета достигнет его длины), а вторая молитва в начале послеполуденного времени. Таким образом, молящийся, на самом деле, каждую молитву совершает вовремя, хотя одна выполняется в конце, а другая в начале ее времени.

Такое предположение противоречит внешнему смыслу преданий. Ибо, как было уже сказано, особенности выполнения двух молитв такие же, как у молитв, совершаемых мусульманами в ‘Арафе и Муздалифе; в ‘Арафе две молитвы совершают во время молитвы зухр, в Муздалифе обе молитвы совершают во время молитвы ‘иша. Исходя из этого, объединение молитв, о котором говорил Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) , должно быть подобно этому объединению, а не тому, в котором одну из молитв совершают в конце ее (лучшего) времени, а другую в начале ее времени.

Более того, существуют предания, знакомящие нас с основной причиной такого объединения молитв. В некоторых преданиях - это расширение и упрощение для мусульманской общины, и в некоторых других - устранение трудностей. Но, объединение молитв осуществится лишь в том случае, если у молящегося будут полностью развязаны руки; то есть, молитвы зухр с ‘асром или магриб с ‘иша мог совершить в любое время (их общего отрезка времени) когда пожелает, чтобы таким образом избежать затруднений. Даже на основании такого разъяснения объединения молитв, следует сказать, что подобное объединение было допустимым еще до того, как это начал делать сам Посланник Аллаха и каждый мусульманин мог совершить молитву зухр в конце, или же ‘аср в начале его общего времени.

Когда путник может совмещать и сокращать намазы Вопрос: Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы? Ответ: Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м. и цель его путешествия дозволена шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот. Если намаз, время которого еще не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м., необходимо соблюсти ещё три условия: 1. очерёдность выполнения намазов; Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому. 2. вначале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо. 3. непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной. Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию. Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается. При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз, перенеся его к обеденному намазу». Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний. При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным. При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз». Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной. Отдел фетв при Муфтияте РД