Юлия Гиппенрейтер, самый читаемый психолог на постсоветском пространстве, выпустила новую книжку - читать ее предлагается вместе с детьми. На примерах сказок, историй из жизни ребенок от 4 до 8 лет разберется в том, что такое добро, честность, сочувствие, и в других нравственных понятиях. Если вы давно собирались поговорить с ребенком о плохом и хорошем поведении, но не знали, как начать, книга предлагает примерную нить разговора, вопросы и задания. Одна из глав посвящена чувству справедливости.
В сказке Р. Киплинга "Книга Джунглей" малыш Маугли, оказался в диких джунглях. Помнишь, как это было? Ребёнок забрел ночью к волкам один, совсем голенький и беспомощный. Но он нисколько не испугался, стал играть с волчатами, пригрелся к волчице, стал вместе с волчатами сосать ее молоко.
Неожиданно появился кровожадный тигр Шерхан, который потребовал отдать ему малыша: "Человеческий детёныш принадлежит мне!" - рычал тигр, просунув голову в логово волков. Но Мать-Волчица с горящими зелёными глазами прыгнула ему навстречу и тоже прорычала в ответ: "Нет! Человечий детёныш мой! Он останется у меня, и никто его не тронет!". Злой Шерхан струсил и попятился, он знал, что когда речь заходит о защите детёнышей, Мать-Волчица готова на все!
Волки оставили Маугли в своем логове и вырастили его, хотя из-за этого Шерхан стал их лютым врагом! Как ты думаешь, почему они это сделали?
(помолчать, дать ребенку сказать, можно что-то записать вместе)
Да, ты прав. И ещё добавим: этого требовал закон высшей справедливости.
Смотри, в их логово пришел детеныш - слабый и доверчивый, и честь Волков требовала его защитить, даже если бы пришлось биться не на жизнь, а на смерть!
Борьба за справедливость требует храбрости . Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже есть сила, как у Шерхана, и добровольно зло не отступает!
А приходится ли в жизни бороться за справедливость? Одна девочка рассказала такую историю.
"В нашем классе учился мальчик - худенький такой, вежливый. С первого класса он носил очки, потому что не очень хорошо видел. Звали его Коля, но ребята сразу прозвали его „Очкариком“. На переменках он не бегал, а больше стоял где-нибудь у окна и читал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.
А еще в классе были заводилы - такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали к Коле: то книжку отнимут, то ранец спрячут, то на переменке налетят и собьют с ног! Нападали ни за что. А он как-то терпел, даже не жаловался...
Однажды в классе появился новенький мальчик. Посмотрел он на издевательства над Колей и сказал: „Хватит его трогать! Я буду с ним дружить, мне он нравится! А кто начнет его обижать, будет иметь дело со мной!“.
Заводилы разозлились и один даже пошел на него „тараном“, а новенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться не успел! С тех пор Колю никто не трогает".
Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо в лицо задирам сказал: "Хватит!".
Когда о таких случаях узнаешь, на душе становится светлее! Правда?
Справедливость любит селиться в семье. Родители обычно следят, чтобы никому не доставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому не было обидно. Дети привыкают и потом сами стараются делить все по-честному . Например, конфеты или мороженое.
Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом... Когда большая семья, то так хорошо: договоришься - и работаешь одной "командой". Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама - тоже может отлично сработаться.
Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое... Вместо этого можно просто договориться.
Когда честно договариваются, то и спорить не нужно !
Мне очень хотелось бы узнать, о чем тебе приходится договариваться дома, с родителями, братом или сестрой, другими ребятами: во дворе, школе или детском саду так, чтобы было по-честному ? Вот картинки-подсказки.
Договаривался с родителями (о чем? удалось ли выполнить?)
Договаривался с братом/сестрой (что получилось?)
Договаривался с другом, с ребятами
Договаривался с воспитательницей, учительницей, тренером и т.д.
Когда в семье есть старшие и младшие дети, то часто слышишь: "Ну почему ему можно, а мне нельзя?" . Вот маленькая история.
У одной девочки двух с половиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать ее в такое же одеяльце, качать на руках и давать пить из бутылочки. "Я тоже еще маленькая!" - говорила она.
Но потом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть в сторону старшего брата и говорить:
"А почему мне надо днём спать, а ему можно не спать?"
"Почему мне вечером надо ложиться в девять, а ему можно в десять?!"
Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Но зато с него и больше спрашивается. У него есть такие обязанности, которых нет у тебя. Например, старший брат отводит младшего в детский сад, но смешно представить, что младший отводит старшего в школу!
Так что приходится делить "не поровну!", не одинаково, но по справедливости.
Или, например, в игре: если надо бросать кубик, то младший может справляться так же, как и старший. А если, например, играют в шахматы, и один ребёнок заметно сильнее, то справедливо, чтобы он начинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется "уравнять шансы".
Уравнять шансы - значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.
Автор Юлия Гиппенрейтер психолог, специалист по экспериментальной психологии
Комментировать статью "Как рассказывать детям о справедливости"
Раздел: -- посиделки (Абстрактная справедливость). О справедливости. Правде. И прочиx тенденциях нового времени. Как рассказывать детям о справедливости. Борьба за справедливость требует храбрости. Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже...
Несправедливость - как реагировать. Школьные проблемы. Образование детей. Я своему ребенку объясняла так же как нас в школе учили- что к каждому ребенку подходят исходя из его способностей- чем умнее ребенок, тем сильнее к нему придираются.
И опять о наследстве и справедливости. Квартирный вопрос. Семейные отношения. И опять о наследстве и справедливости. Увидела свежую тему "Проблемное наследство", где автор тоже хочет по справедливости и мирным путем решить проблему.
Как рассказывать детям о справедливости. Образование детей. про справедливость. а какая в вашей жизни случилась самая большая несправедливость? со мной, наверное, еще в дс. когда воспитатель сняла с меня мои Один "предатель" нашелся, доехал на велике до чьего-то...
Объяснила ситуацию. На следующий же день принесли документы. Из милиции меня не Да, на мой взгляд тут главное понять ситуацию и быть абсолютно уверенной, что ребенок Сама живу по справедливости и по закону и бодатся за это буду, пусть по правде будет и по чести.
Как рассказывать детям о справедливости. Образование детей. про справедливость. а какая в вашей жизни случилась самая большая несправедливость? со мной, наверное, еще в дс. когда воспитатель сняла с меня мои Один "предатель" нашелся, доехал на велике до...
про справедливость:). ЕГЭ и другие экзамены. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Общежития не было вообще. И так три раза. Объясните, как поможет стена, если человек не знает, как решать задачу, плавает в теме?
Постарайтесь объяснить ситуацию и заручитесь его поддержкой. Знаете, что такое сила воли. запомнить меня. Ребёнок повторяет это словосочетание в своём контексте,но я вижу, что он не понял, что это такое. Воспитание воли как стремление преодолевать.
Вторая серия. О справедливости в обществе.. Экзамены. Образование детей. И все они, говоря о справедливой сдачи экзаменов, почему-то умалчивают о справедливости поступления в лучшие школы страны, справедливости проживания в регионе и прочих...
о справедливости. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. вы, что в конце концов справедливость восторжествует? я понятия не имею что такое справедливость и какого черта она должа восторжествовать и должна ли.... как вы относитесь к справедливости...
Как рассказывать детям о справедливости. Обостренное чувство справедливости.... Как с этим быть? Сыну 9 лет, оно обострено просто ДОНЕЛЬЗЯ. Детям от рождения присущи эти чувства -правды и вселенской справедливости.
Обостренное чувство справедливости.... Как с этим быть? Сыну 9 лет, оно обострено просто ДОНЕЛЬЗЯ. Следит за каждым другом, братом, сестрой и т.д. чтоб все было ПО ПРАВИЛАМ. Если кто в игре смухлевал - все! ты мне не друг! опоздал на 5 мин - тоже не друг! выходи...
Стал мой ребенок периодически использовать этот термин. Чаще всего в контесте "Это не справедливо!" и явно вместо А для меня это примерно про "око за око", ты мне (хорошее или плохое) - я тебе. А вам как кажется? Что такое в общем виде "поступать справедливо"?
Справедливость судейства. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с при чем тут справедливость судейства? это идиотизм организаторов, и не более. ты ж до заплыва это знала? ну, и объяснила бы...
Как объяснить ребенку, зачем нужно учить математику. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. В ней доступно объясняются основные понятия арифметики, а также разбираются начальные темы геометрии, тригонометрии, алгебры, статистики и теории...
Агрессивность- справедливость??? Ситуация: ребёнок различает плохих и хороших (героев книг, мультов, фильмов). Что же это делается с ребёнком? Почему он такой агрессивно настроенный пусть и на злодеев? Я ему объясняю, что даже если Карабас плохой и злой, его...
Например, недавно на занятие пришел ребенок. Дети собирали картинку из кубиков. Новый ребенок увидел, в руках другого ребенка Вторая серия. О справедливости в обществе. По многолетним наблюдениям за конфой, больше всех несправедливостью сдачи экзаменов...
Обостренное чувство справедливости?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. А вот Ваше обостренное чувство справедливости не совсем понятно.
Студенчество, несмотря на личные интересы каждого, – масса довольно аморфная. Непросто расшевелить ее на общественные акции. Над этой проблемой ломают голову политические активисты и агитаторы разных мастей. То ли им деньги платят за то, что сотни человек отрываются от учебы и выходят на площади с чужими словами и лозунгами, то ли живчики они такие, - не знаю. Стараюсь держаться от них подальше: настораживает ненормальный блеск в глазах.
В 2003 году, после нападения США на Ирак, эти идейные ребята стали подбивать студентов нашего вуза - и той группы, где я был куратором, заклеймить позором Пентагон на главной площади Воронежа. Мне стало досадно, что ответственность за внешнеполитические просчеты перекладывается на плечи, в сущности, детей; если уж взрослые дяди в правительстве боятся треснуть кулаком о стол переговоров, то и из студентов-провинциалов не надо делать шутов. Несправедливо это, некрасиво. Но, в то же время, я видел, что мои «подшефные» хотят сотворить добро: проснулись души прекрасные порывы . И я решил помочь им - и тем, кто действительно нуждался в помощи. Короче, вместо митинга «Позор администрации Буша!» мы поехали в детский интернат.
Я созвонился с администрацией интерната; мои ребята повесили рядом с расписанием красочный плакат с призывом помочь детишкам. Откликнулись многие – и студенты, и преподаватели. Мы ехали к детям на трех машинах – везли подарки. Было и радостно, и боязно.
У дверей интерната мы появились в оговоренное время, но сразу нас не пустили: «Обождите». Уныло переминаясь под окнами, мы обратили внимание на УАЗик неотложки за углом. Такого раритета раньше не приходилось видеть: машина была битая-перебитая. Как только выпускают таких монстров на городские улицы? Скоро, однако, все объяснилось.
Распахнулись двери, и во двор, словно грязный дырявый мяч, выкатилась толпа: санитары в халатах неописуемого цвета, суровые уборщицы с палками-швабрами, взъерошенные воспитатели. В самом центре этого клубка мотался 13-14-летний подросток, из-за которого, видимо, и разгорелся весь сыр-бор. На нем был такой же грязный, как на санитарах, халат, только с длинными рукавами, перекинутыми крест-накрест и завязанными за спиной: смирительная рубашка. Он синусоидой ковылял на согнутых ногах, закатанные глаза не фокусировались ни на чем. «Полчаса за ним гонялись по коридорам, пока не вкололи, - охала одна уборщица другой, - теперь опять на два месяца в психушку». Так вот откуда раздолбанный УАЗик: «дурка» у нас за городом. Н-да…
Малолетнего пациента запихнули в психовоз
, который еще долго не хотел заводиться. Когда двор опустел, на нас, наконец, обратили внимание: больно уж серьезные ребята с большими мешками. «А, с подарками приехали? Заходите!» Заходили мы уже без особой радости – с боязнью.
Длинными коридорами нас провели в большой пустой зал: «Подождите, сейчас приведут младшую группу. Вы ведь к малышам?»
КАК ведут малышей, мы услышали: сначала детский писк и визг, а потом матерный загиб грубым женским голосом. Еще по пути детям матюгами объясняли: ПОДАРКИ В РУКИ НЕ БРАТЬ - воспитатели потом сами все раздадут!
В зале появилась пестрая стайка из двадцати 5-7 летних чижиков-пыжиков. Увидев меня в неизбежной галстучно-костюмной униформе и взрослых нарядных ребят, детишки сразу растерялись и, как щенята, плотно-плотно сбились в кучку. В глазах – любопытство и тревога. Такого по-настоящему инстинктивного поведения у маленьких людей я еще не видел. Не растерялась только воспитательница, толстая краснощекая тетка:
«Так, что вы нам привезли?»
И тут же, не представив нас, забыв про детей, полезла в наши мешки: «Ага, это еда, это канцтовары, это игрушки, - очччень хорошо , - а вот и одежда». Стала доставать одну вещь за другой, разглядывала, и вдруг с нескрываемым разочарованием: «А разве вам не говорили, что мы для наших деточек принимаем только новые вещи? Мы их любим! » - последняя фраза с явным вызовом. «Да это от наших младших братишек и сестренок, все незаношенное и постиранное, как новенькое. Вы посмотрите, как ваши дети одеты! Неужто это им не подойдет?!» - возмутились мои студенты. «Ладно, разберемся», - проворчала тетка. Действительно, дети были одеты ужасно, как в фильмах о Великой Отечественной войне.
Причина краснощекости воспитательницы определилась сразу: от нее за версту разило перегаром. Мы недоуменно заворчали, она неожиданно смутилась и ушла за сменщицей - худенькой доброжелательной женщиной. В ее присутствии дети раскрепостились, и мы стали знакомиться. Для уничтожения барьера понимания я снял галстук и засунул его в карман; детишки осмелели. Но все равно настороженность их полностью не прошла: стоило нам обратиться к ним с общим вопросом, они тут же сжимались в стайку, искали глазами глаза друг друга. Волчата-глупыши...
Помня о подслушанном приказе подарки не брать
, мы сразу же начали чуть не силой всовывать в детские ручонки игрушки: ясно было, что потом ЭТИМ детям они не достанутся. По тому, какая началась возня, как мальчишки хватали кукол, а девчонки – машинки, я понял, что игрушками малыши не избалованы. Они прижимали плюшевых зверюшек к груди, умильно шепелявили с ними, – быть может, только сегодня обретя СВОЕГО СОБСТВЕННОГО друга… Кое-кто засобирался в детскую – чтобы спрятать нежданное-негаданное сокровище под подушкой. А один пятилетний мальчишка уселся на пол и стал сосредоточенно долбить друг о друга полицейские машинки со словами: «Смерть! Смерть! Смерть!»
На вопрос, зачем ты это делаешь?
- он ответил: «Чтоб там внутри все менты сдохли!»
Мы были ошарашены… «Что вы хотите, - вздохнула тоненькая воспитательница, - родился в тюрьме. Тут у большинства есть родители – кто отказался, кто по тюрьмам. Да и интернат наш – настоящая колония, только колючей проволоки нет». Сердце сжалось…
Очередным потрясением для нас стал устроенный для малышни «сладкий стол». Дети не знали, как едят бананы, а из зефира пробовали лепить. Мы объяснили, что и как, оказалось - вкусно, понравилось.
Потом – представление. Мои ребята развернули инсценировку и вовлекли в нее детей. Прошло семь лет, а я помню еще тот щенячий восторг, с которым малышня играла в театр! Едва ли есть на свете больший смысл жизни, чем ТАКОЙ блеск детских глазенок!
Я разговорился с воспитательницей. «Да, дети разные,- посетовала она, - есть очень трудные, неподдающиеся, а есть такие разумные, талантливые, что прямо оторопь берет. Вот хотя бы Соня и Миша – совсем малыши, а уже бегло читают, а рассуждают прямо как взрослые. И, главное, - добрые, всех любят». Я посмотрел на рыжую девочку с огромными карими глазами и щуплого темноволосого мальчишку: «Что с ними будет после интерната?»
«А что будет, - ответила она, - в лучшем случае - ПТУ, у нас ведь неполная школа. Обидно за умненьких детишек – совсем для них дороги нет. Несправедливо это». «Несправедливо», - соглашаюсь я. Тут же в голове созревает план хоть частичного исправления этой несправедливости.
Наигравшись и накормив детвору, мы прощаемся. Обещаем приезжать. Один из мальчишек не выдерживает и спрашивает меня: «Дяденька, а они – твои дети?». Это он о студентах. Мы смеемся: «детишки» всего на семь лет младше «папаши».
Да, - говорю, - мои дети, студенты.
- А кто это – студенты? - Вижу, никто не знает, и интересно всем.
- Это ребята, которые отучились в школе и учатся дальше.
- А разве дальше можно учиться?
- Конечно, можно. Чтобы больше знать, чтобы работать на интересной работе.
Минутная тишина. Клопы что-то соображают. Один вдруг резюмирует:
«Значит, они очень богатые».
Я поражен: «Почему?»
- Потому что нельзя просто так после школы учиться.
Выходим. На душе как-то муторно.
На улице я напяливаю галстук: прямо сейчас возвращаюсь на работу, чтобы осуществить свой план. У нашего вуза есть в городе профильные классы. Надо убедить руководство, чтобы туда брали и умненьких детишек из интерната. Хоть одного-двух в год. Еду, полный решимости.
Но переговоры я быстро – и с треском проваливаю. Обучение в вузе и профильных классах – платное, желающих и так много. Зачем рисковать с неизведанным халявным контингентом?
Значит, тот ребенок был прав: нельзя им просто так учиться после школы. Эх, усыновить бы вас, малышня, да сам я ютился в общаге…
Мы еще много раз ездили к детям – по зову сердца. Потом я решил поменять жизнь – и перестал быть преподавателем. Галстуки-удавки теперь надеваю редко: осточертели. Снова побывал со своими – уже бывшими - студентами в интернате. Хочется верить, что традиция прижилась, и другие студенты по-прежнему будут навещать детей и без меня. От тех, МОИХ , ребят-третьекурсников я еще тогда, после первой поездки, получил к Новому году открытку с подписью: «Ваши дети».
Конечно, ребята, вы мои дети.
Я всех вас помню!
- 2 -
Электричка медленно, как корабль, отчаливает от платформы. Впереди почти пять часов пути. Дорогу я обычно коротаю за чтением. Вот и сейчас развернул газету, но не могу вчитаться из-за надсадного гула сзади. Какой-то мужик разоряется, костерит на чем свет стоит правительство, доведшее всех до ручки , жучит обнаглевших олигархов, сетует на тяготы своей жизни. Пара женских голосов с готовностью поддакивает: «И не говори!» Распалив себя до катарсиса, мужик изрекает: «Одна несправедливость! Нигде у нас нет места порядочному человеку!» Я с любопытством оборачиваюсь: еще не приходилось видеть порядочного человека, ТАК публично себя аттестующего.
Мужик как мужик, лет сорока или под сорок. Худощавый, скуластый, рыжеватые усы и щетина. Вязаная шапочка сбилась на оттопыренных ушах. Глазки маленькие, унылые: самому себя, видать, жалко. Но что-то знакомое… Нет, не может быть. Но порядочный человек тоже внимательно разглядывает меня и, встретившись взглядом, поспешно отворачивается - и снова, усиленно-натужно воодушевляясь, вещует. Значит - он, Ушастый. Узнал…
В пятом классе я как-то повздорил со своим одноклассником: тот обидно обзывался. Решили после уроков встретиться «один на один». Учились во вторую смену, зима, после шестого урока за окном темень. В глухом школьном дворе меня ждал сюрприз: вместо обидчика навстречу двинулись пять старшеклассников с алюминиевыми лыжными палками. «Это нечестно, гады!» - только и крикнул я, перелетая, как Сергей Бубка, через здоровенный забор. Вдруг так захотелось жить, что я взял эту высоту и по-спринтерски пробежал километр до дома. Так выяснилось, что мой оскорбитель – свой человек в школьной банде.
Закончилась моя спокойная жизнь, и начались унижения и страхи. В школе я каждый день получал от старшеклассников подзатыльники, а после уроков таился - и черными дворами, которыми сроду не хаживал, пробирался домой. Сказано было: «Поймаем – убьем». Больше всех глумился Ушастый, года на три меня старше и на голову выше. Я был отличником-интеллигентиком - за счет таких обычно и самоутверждается всякая дрянь. По школе и по городу эта шайка всегда ходила кучей. И свет мне стал не мил.
У страха самое страшное – его протяженность. Затянувшийся страх подавляет, веет обреченностью. Моя фобия, к счастью, не длилась вечно. Посреди урока меня, дежурного, послали за журналом в учительскую. Я спускался по пустой лестнице, напевая арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый…» На слове «влюбленный» чья-то пятка саданула мне сверху по затылку, и я кубарем полетел вниз. Долго валяться не пришлось: два архангела подхватили под мышки и потащили наверх, под чердак. Заломали руки. И тут нарисовался Ушастый. «Держите крепче и по морде не бейте, - скомандовал он, - а то потом затаскают». «Отпустите, это нечестно – трое на одного, несправедливо!» - вырывался я. «Несправедливо? - усмехнулся Ушастый, плюнул мне в лицо и со всей силой дал под дых, - А так справедливее?» В глазах у меня потемнело, уши заложило, подступила тошнота – от боли и унижения. «Крепче держите!» - еще раз рявкнул он – я все лягался и выкручивался - и принялся своими тяжеленными ботинками бить мне по ногам, по берцовым костям. Бил долго. Когда архангелы отпустили, я, как подкошенный, свалился. Изваляв меня в куче известки и напоследок пригрозив убить, если кому-нибудь расскажу, троица убежала. Рожи у них были потные, зверские, садистские.
До дома из-за дикой боли я еле дошел. Поздно вечером с работы вернулся отец. Скрывать что-то было глупо. Он не стал рассусоливать: «Завтра в школу пойдем вдвоем».
Под руку он дотащил меня до школы. Шли мы медленно – болели отбитые, распухшие ноги – и опоздали к уроку. В пустынном коридоре нам попался…Ушастый! И какое испуганное лицо, господи, как он, оказывается, быстро бегает! Но не быстрее отца. Отец зажал его в углу, я приковылял. Ушастый уже хныкал (ростом с отца!): «Я не хотел… Это они… они…» Я ждал, что отец разойдется в нотациях – он на это мастер – но он произнес только одно слово: «Подонок». Затем кивнул мне. Я все понял. Плюнул Ушастому в глаз, треснул пару раз по ребрам: ОН НЕ СОПРОТИВЛЯЛСЯ, ДАЖЕ ПУСТИЛ СЛЕЗУ
, - бить его было как-то гадливо.
Так все закончилось.
Сейчас я изредка встречаю членов той давнишней школьной шоблы, которые, конечно, усиленно меня не узнают. Все они на одно лицо: преждевременно состарившиеся, неухоженные, опустившиеся, - одним словом, жалкие
.
Интересно, считают ли эти порядочные люди
, подобно Ушастому, что жизнь обошлась с ними несправедливо? Кого винят они в этой несправедливости?
Добавлена 19.06.2010 15:49
Сказка о справедливости
Лежал зайчик на травке и грелся на солнышке, но тут подлетела пчела и стала собирать нектар с цветов рядом с зайцем. Не понравилось зайцу, что нарушили его покой, и начал он гонять пчелу.
Увидела это лиса и возмутилась, что заяц обижает тех, кто слабее его. Из чувства справедливости она напала на зайца и стала его трепать. Пчела благополучно улетела.
У волка, увидевшего как лиса расправляется с зайцем, тоже проснулось негодование по поводу того, что обижают слабых. Он схватил лису за шкирку и начал бить ее лапами. Заяц на радостях дал деру.
Медведь, заметивший возню волка с лисой, тоже был возмущен тем, что обижают слабых, и решил отомстить волку. Придавил его к земле и начал топтать ногами. Лиса освободилась от лап волка и быстро скрылась в лесу.
Пролетаавшие мимо пчелы тоже воспылали чувством защиты справедливости. Они напали на медведя и стали кусать его, в результате чего медведь оставил волка, который, пользуясь случаем, быстро исчез.
Справедливость в конце концов восторжествовала: искусанный и злой медведь разворошил и разломал на части пчелиный улей, потом по очереди прибил всех, кто ему попался: зайца, лису и волка. Не разбирая, кто прав и кто виноват.
Мораль: месть, конечно, интересное занятие, но всегда найдется тот, кто отомстит за тех, кому мстили.
О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца).
Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце.
Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).
Сердце подскажет
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.– Я же поделился и дал Жене его половину.
– Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
– Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
– Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
– А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?
– А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...
[? ] – Как поступить в данной ситуации справедливо? Что подсказывает вам ваше сердце? (Взять обе части в руки спрятать за спиной и предложить выбрать другому или отломать от большей части еще маленький кусочек и отдать его).
– Почему Саша поступил несправедливо? (Думал о себе и хотел получить большее удовольствие).
– Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?
Развитое чувство справедливости – умение прислушаться к совести-голосу сердца...
Справедливость (весьма редкое качество) – способность подняться над собой и своими интересами...
Предвзятость и пристрастие, спутники эгоизма, творящие несправедливость. Эгоизм мешает взглянуть правде в глаза...
Чувство справедливости помогает в жизни поступать правильно и красиво, мирит людей...
Ужасная несправедливость
Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее пропало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а нарядов так и не нашла.– Это уж точно Аня в карман себе положила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.
Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:
– Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай немедленно их назад!
– Я не брала у тебя ничего. Вот, можешь проверить, – сказала Аня и показала свои карманы.
– Ты уже успела где-нибудь их спрятать, – сказала Даша. – Я с тобой больше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.
С того дня про Аню по двору поползли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.
Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала украденными. Стыдно стало Даше за свои несправедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем девочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправедливое отношение к Ане, а потом не выдержала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, протянув ее Ане, сказала:
– На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.
[? ] – Почему Даша поспешила несправедливо обвинить Аню в воровстве? (Хотела поскорее вернуть одежду для куклы любыми способами).
– Почему Даша решила не извиняться и не захотела исправлять допущенную несправедливость по отношению к Ане? (Думала лишь о себе, боялась и не знала, что будет с ней, когда справедливость восторжествует).
– Справедливо обошлись дети во дворе с Аней? (Жестоко обижать и обвинять на основании слухов и сплетен, на основании бездоказательного личного мнения недопустимо).
– Почему Даша не выдержала и подарила куклу Ане? (В ней заговорила совесть, она почувствовала несправедливое отношение к Ане и угрызения совести).
Справедливый Ветерок
Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, который иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, растить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иногда Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лесными зверями и птицами. В один ненастный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зверятами и полетел над деревьями, внимательно выискивая своих пушистых и пернатых приятелей.Вскоре он увидел своего серого хвостатого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел догнать Бабочку и съесть её. Бабочка только недавно родилась и еще не умела хорошо и высоко летать.
Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а потом подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высокое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.
– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голодный и мама тебя не кормит дома мясом?
Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему стало, что он такой большой и зубастый хотел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.
Увидел вскоре Ветерок на краю лесной поляны около куста малины трех маленьких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелыми и сладкими ягодами малины, а третьего все время прогоняли от куста. Возмутился Ветерок такой несправедливостью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.
Ветерок, раскачав ветви куста, спрашивает медвежат:
– Почему вы, косолапые жадинки, бурого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?
– Он не наш братик, – ответили черные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.
Рассердился Ветерок и говорит:
– Разве это справедливо обижать другого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Ветерок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с ягодами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.
– Шли мы вместе по тропинке и одновременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.
А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.
– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.
– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я посчитаю считалку, и на ком она остановится, тот и начнет первым лизать соль и обязательно потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили поступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солнце уже начало прятаться за лесом.
[? ] – Из-за чего зверям было стыдно и они, становясь лучше, мирились? (Благодаря чувству справедливости, которое пробуждал в них Ветерок).
– Что красивее: поступать честно и справедливо или лучше думать о своей выгоде и интересах, забывая о справедливости?
– Когда человек не умеет и не хочет поступать справедливо? (Когда он думает и заботится только о собственных интересах).
Ответ оставил Гость
Эта народная история - о хорошей девочке, которая жила во времена Династии Сун около тысячи лет назад. Девочка была не только бедной, но и хромой. Вдобавок ко всему, она потеряла родителей в раннем возрасте, и поэтому, чтобы выжить, была вынуждена просить подаяние у сельских жителей.
На краю деревни протекала река, которую сельские жители должны были переходить вброд, когда собирали дрова или обрабатывали землю на другой стороне реки. В дождливые сезоны, река часто была непроходима. Сельские жители привыкли к этой проблеме, но у маленькой девочки было другое мнение.
Каждый день, она собирала камни и складывала их на берегу реки. Она сказала, что хотела бы помочь построить каменный мост, чтобы людям было легче переходить реку. Сначала взрослые смеялись над ее идеей.
Но когда с течением времени, они увидели, что груда камней выросла, они изменили свое мнение. Местные жители присоединились к маленькой девочке и стали ей помогать сбирать камни.
Вскоре груда камней на берегу реки стала очень большой, и сельские жители пригласили строителя. Маленькая девочка помогала строить мост, тратя на это все свое время.
Как раз тогда, когда мост должны были закончить, произошел несчастный случай, и маленькая девочка была серьезно ранена. Она выжила, но потеряла зрение на оба глаза. Несмотря на это, она продолжала помогать, как могла, а сельские жители вздыхали о несправедливости небес к хорошей девочке.
Когда сельские жители праздновали завершение строительства моста, им всем было жаль хорошую девочку - бедную, хромую, и слепую – вдохновившую их на строительство. Как бы то ни было, маленькая девочка не грустила о себе. Она широко улыбалась, испытывая искреннее счастье за сельских жителей.
Внезапно пришла гроза, как будто бы смыть всю пыль с нового моста. За раскатами грома последовали вспышки молнии, и люди были потрясены, когда обнаружили, что хорошая маленькая девочка умерла в результате удара молнии. Они не могли понять, почему небеса были настолько жестоки к хорошей девочке.
Случилось так, что мимо проезжал всеми уважаемый императорский Судья Бао Чжэн. Сельские жители остановили Бао и рассказали ему историю о хорошей девочке. Они спросили его, почему небеса были настолько несправедливы? Судья Бао не смог ответить. Опечаленный историей, он написал следующие слова «Не делай зла, не делай добра».
Накануне ночью, у Императора родился сын. Ребенок плакал, и никто не знал, что делать. Император пригласил судью на частную встречу. Бао осмотрел новорожденного и поразился его здоровой коже. Взяв ручку новорожденного, Бао был поражен, увидя на ней слова «Не делай зла, не делай добра» - точные слова, которые он написал, услышав историю о маленькой девочки. Его лицо стало взволнованным. Он попробовал поспешно стереть слова с руки новорожденного, и они немедленно исчезли.
Увидев, что родовая отметка исчезла с ручки сына, Император расстроился и испугался, что Бао стер счастливый знак его сына. Тогда Бао рассказал Императору историю маленькой девочки, и о написании тех точных слов, из-за которых он чувствовал себя неловко. Император был озадачен, и приказывал, чтобы Бао искал объяснения в загробном мире (аде).
С помощью шамана, Судья Бао попал в загробный мир. Король загробного мира рассказал ему правду. Душа той маленькой деревенской девочки совершила большие грехи, и Боги устроили так, чтобы она погасила свою карму в трех жизнях: первая жизнь - бедная, одинокая и хромая; вторая жизнь - слепая; и третья – смерть от удара молнии. Девочка родилась хромой и бедной, но она была так добра к другим, что Боги решили сократить время расплаты за свои грехи в две жизни. Таким образом, ее сделали слепой. Несмотря на это, маленькая девочка не жаловалась, и продолжала думать сначала о других. Боги тогда сократили ее время расплаты до одной жизни, и в результате она была поражена молнией. Король загробного мира спросил Судью Бао: «Не думаете Вы, что хорошо погасить карму трех жизней в одной?» Теперь эта душа накопила достаточно добродетели, чтобы переродиться в принца.
Судье Бао, работа которого должна обеспечить правосудие для людей, теперь показали новый смысл правосудия, который он до этого не знал. В одном он был уверен: Он сможет дать Императору хорошее объяснение.
Место где собираются ведьмы на шабаш
Чудеса схождения благодатного огня в храме гроба господня в иерусалиме
Как выбрать ритуальный нож - атам Кельтский ритуальный нож
Когда снимала порчу попросили принести замки зачем
Как читать и распознавать знаки судьбы Счастливые знаки судьбы