Синтоизм — японская национальная религия. Синтоизм - традиционная религия Японии Развитие синтоизма

  • Дата: 23.11.2023

Недавно я просматривала новый фильм Мартина Скорсезе «Молчание». Там речь шла о преследовании христианских миссионеров в Японии. Меня глубоко тронул этот фильм и после его окончания, меня начал интересовать вопрос, какая религия в Японии?

В какой стране исповедуют синтоизм

Кроме буддизма, основной религией в Японии является синтоизм. Говорят, что в Японии почти 8 милионив богов. И это действительно так. Японские божества - ками , населяют весь окружающий мир. Каждая травинка, каждый камешек имеет своего духа. Синтоизм распространенный только в Японии.
Существует несколько взглядов на происхождения синтоизма :

  • синтоизм пришел из Кореи;
  • синтоизм распространился из Китая;
  • синтоизм образовался в самой Японии.

Согласно синтоизму, японцы боготворят все, что вызывает любые эмоции . Это может быть птица, животное, гора или даже простой камень. Эта вера - невероятная вещь. Здесь считается, что человек рожден богами , а не создан ими (как в христианстве). Синтоизм – это жизнь в гармонии с природой. По моему мнению, это смесь язычества с буддизмом. В 18 веке синтоизм начал отделяться от буддизма в отдельную ветку, хотя буддизм и оставался государственной религией до 1886 года.


Принципы синтоизма

Философия синтоизма основана на поклонении природным явлениям. Боги Японии , которые создали людей, воплощаются в духов природы . Основными принципами синтоизма являются:

  • Боги, люди и духи умерших сосуществуют рядом , поскольку все они живут в круговороте реинкарнаций.
  • Если человек чист и искренний , видит мир таким, какой он есть - он уже живет правильно и не зря.
  • Зло - это ненависть и эгоизм , нарушение порядка в природе и обществе.

В синтоизме существует множество ритуалов и обычаев. Считается, что все гармонично : как природа, так и человек. Боги - это опора человека , они поддерживают и защищают его от злых духов. Сегодня в Японии работают десятки тысяч храмов , где проводятся ритуалы. Обычно храмы стоят в местах, где красивая природа. В жилых домах также часто устанавливают алтари для молитв и подаяний богам.

Религия
Политеистическая, национальная
Традиционная религия Японии

Название

Название религии синто китайского происхождения (то – кит. Дао ), в с японском ему соответствует понятие ками-но-мити , что в переводе означает "путь богов" или "путь духов". Это понятие относительно позднего происхождения, оно было введено, чтобы отличать традиционные японские верования от пришедшего в Японию в VI веке буддизма.

Происхождение и развитие

Синтоизм имеет весьма древнее происхождение, однако окончательное становление этой религии приходится на VI – VII вв. Часть религиозных представлений, вероятно, была заимствована японцами у коренных жителей островов – айнов . Эти представления – древнейший пласт синтоизма, по сути представляющий собой культ природных стихий: землетрясений, цунами, снегопада, дождя и т. д. К этому же пласту относится почитание ландшафтных божеств: духов ручьев и гор, а также пережитки тотемизма – культ обезьяны, лисицы и оленя.

Первые археологические памятники, имеющие религиозное значение, относятся к неолитической культуре Дзёмон . Это глиняные женские фигурки (догу ) и цилиндры из полированного камня (секибо ). В последующую эпоху (яэй ) жители Японских островов практиковали гадание на костях и на черепаховых панцирях. К периоду кофун относятся захоронения, где погребенные поставлены на четвереньки (до сих пор не удалось установить почему).

В процессе колонизации островов японцами, пришедшими из Китая, религиозные представления завоевателей смешались с древнейшими местными верованиями, сформировав единый религиозный комплекс, известный сегодня как синтоизм.

Сильное влияние на синтоизм оказало конфуцианство. Оно было завезено в Японию из Китая в начале V в. Под его влиянием начал развиваться культ предков (удзигами ), а также сформировался аристократический нравственный кодекс, влиявший на политическую и общественную жизнь Японии на протяжение всей ее истории.

В середине VI в. в Японию начинает активно проникать буддизм, преимущественно из Кореи (первое упоминание относится к 538 г.). Новая религия получает название буцу . Поскольку синтоизм крайне беден с точки зрения богословия и философии, буддизм быстро завоевывает прочные позиции на Японских островах, отбирая популярность у официальной религии императоров. Одновременно происходит активное взаимное проникновение буддийских и синтоистских верований и практик. При этом считается, что синтоизм связан с наиболее "светлыми" сторонами человеческой жизни, а буддизм – с "темными", поэтому браки обычно заключаются в синтоистских храмах, а погребальные обряды совершаются в буддийских.

Вскоре появляется концепция хондзи суйдзяку , согласно которой божества синтоизма являются воплощениями будд и бодхисаттв. В частности, богиня Аматэрасу провозглашается воплощением будды Вайрочаны ("Будды бриллиантового света").

Императорский двор начинает оказывать поддержку буддийским монахам (бодзу ) наравне со служителями синтоистского культа. Так, в традиционной синтоистской "церемонии вкушения плодов нового урожая" принимают участие и буддийские монахи. В Нара строят храм Тодайдэи со статуей Будды, но "разрешение" на строительство испрашивают у богини Аматэрасу. В 701 г. создается специальное ведомство Дзингикан ("управление по делам небесных и земных божеств"), которое следит за ритуалом и святилищами обеих религий.

В период Нара (VIII в.) буддизм становится государственной религией, а к IX в. складывается синкретическая система рёбусинто ("путь буддизма и синто"). Примечательно, что при этом в синтоистских храмах запрещалось произносить слова "будда", "пагода", "монах" и т. п.

С началом периода раздробленности (XII в.) культ императора отходит на задний план. Официальный синтоизм приходит в упадок.

В 1261 – 1281 гг., перед лицом угрозы монгольского нашествия, патриотизм японцев усиливается, и они вновь обращаются к национальным религиозным святыням – в результате роль синтоизма в жизни страны повышается. В частности, когда сильная буря разметала неприятельский флот (что фактически спасло страну от завоевания), это было однозначно воспринято как вмешательство древних богов, вставших на защиту Японии. Именно отсюда происходит название камикадзе – "ветер богов".

Одновременно продолжается процесс слияния синтоизма с буддизмом. В период сёгуната династии Камакура (1185 – 1333), появляются Тэндай синто и тантрический синтоизм (Сингон ). Впоследствии, в качестве реакции на процесс синкретизации, возникает противоположное течение, стремящееся к очищению синтоизма от буддийского влияния (Ватараи и Ёсида синто).

В 30-е годы XVI века в Японию впервые проникают португальские торговцы, за которыми следуют христианские миссионеры. Христианство быстро приобретает последователей не только среди простого народа, но и среди знати. По некоторым данным, к 1597 г. число японских христиан достигло 2 000 000 человек. В этой ситуации синтоизм становится для ревнителей японских национально-религиозных традиций знаменем сопротивления чужеземному влиянию. Через 100 лет после "открытия" Японии переменилось и отношение японских властей к европейцам и христианству. В 1641 г. все контакты с иностранцами были прекращены – Япония взяла курс на самоизоляцию. Христианство было объявлено вне закона, а синтоизм, как национальная идеология, оказался вновь востребованным, впрочем не в чистом виде, а в соединении с конфуцианством (Суйка синто ) и буддизмом. Такой "синтоистский буддизм" останется государственной религией Японии до 1867 г.

В середине XIX в. период изоляции заканчивается. В Японию вновь приезжают иностранцы, начинается стремительное развитие капитализма, и это вызывает у многих недовольство. Последователи синтоизма поднимают лозунг "соннодзёи " ("почитание императора, изгнание варваров"). Революция Мэйдзи (1867 – 1868) восстанавливает власть императора. Император Мацухито провозглашает принцип "вакон ёсай " ("японский дух, европейские знания"). Под японским духом понимался, прежде всего, синтоизм. В марте 1868 г. появляется заявление правительства о единстве религии и политики: храмовый синтоизм становится государственной религией.

Восстанавливается религиозное министерство Дзингикан, которое осуществляет религиозную реформу. В частности, оно устанавливает официальную классификацию синтоизма, в соответствии с которой существует четыре направления: Косицу или "императорский синто", Дзиндзя (Дзингу) или "храмовый синто", Кёха или "сектантский синто" и Минкан или "народный синто".

Предпринимается также попытка запретить буддизм (поскольку бывшие правители Японии – сёгуны опирались преимущественно на буддийское духовенство). Однако эта попытка не удалась – буддизм уже стал неотъемлемой частью японской культуры и глубоко проник в сознание народа. Стремление четко разграничить религиозные функции буддизма и синтоизма также не увенчалось успехом. В итоге, в 1889 г. была провозглашена свобода религии.

В то же время, государственной религией остается синтоизм, поддерживавший абсолютную власть наследника богов – императора и идеологию национального превосходства японцев, как народа, имеющего божественное происхождение. Соблюдение синтоистских ритуалов становится государственной обязанностью. Перед Второй мировой войной в стране насчитывалось около 16 000 синтоистских священнослужителей и более 110 000 святилищ и храмов.

На основе синтоистских идей создаётся концепция "хакко ити у " ("восемь углов под одной крышей"), согласно которой под властью Японии должна объединиться вся Азия, а затем и весь мир. Эта концепция стала важнейшей идеологической опорой японского милитаризма.

Поражение Японии во Второй Мировой войне (2 сентября 1945 г.) кардинально изменило ситуацию. Победители не без основания видели в синтоизме враждебную им идеологию, поэтому директивой верховного главнокомандующего сил союзников от 15 декабря 1945 государственная религия была отменена. Синтоизм превратился в одну из многих религий и должен был рассчитывать лишь на добровольную поддержку населения. В новогоднем обращении к нации 1 января 1946 г. император Хирохито отказался от своего божественного происхождения. По конституции 1947 г. он является лишь символом государства и единства нации.

Несмотря на формальное отделение религии от государства, синтоизм сохранил большое общественное значение. Уже в 1946 г. была создана влиятельная организация "Дзиндзя хонтё " ("Ассоциация синтоистских святилищ"). В 1952 г. состоялась синтоистская церемония возведения в сан наследника престола Акихито , был также восстановлен обряд "великого очищения всей нации" (обараи ). В 1966 г. был восстановлен праздник Кигэнсэцу – День основания государства (2 февраля). В 1969 г. была основана "Синтоистская политическая лига мира".

В 1989 г. после смерти императора Хирохито весь церемониал, связанный с жизнью императора, вновь стал рассматриваться как государственное дело.

Особую роль в возрождении культа императора играет храм Ясукуни в Токио. В этом синтоистском святилище объектом поклонения являются души погибших в войнах солдат и офицеров. Посещение его официальными лицами нередко приводит к обострениям в отношениях Японии с азиатскими странами, в частности с Китаем, пострадавшими от японской экспансии.

Священные тексты

Традиция синтоизма основывается на древних японских источниках Кодзики, Фудоки и Нихонги . Они представляют собой летописи, в которых описываются как исторические, так и мифологические сюжеты, в частности, мифы о происхождении богов, японской нации и самих Японских островов. Возникновение этих летописных источников относят к VII – VIII вв. по Р.Х.

Древнейшим из них является книга Кодзики ("Записи о делах древности"), составленная по распоряжению императрицы Гэммэй военачальником Оно Ясумаро около 712 г. В основу книги легли сказания, записанные со слов одаренного феноменальной памятью певца. В Кодзики излагается история Японии от сотворения мира до 628 г.

Книга Нихонги ("Анналы Японии") состоит из тридцати одного тома (сохранилось тридцать) – эта обширная компиляция была завершена около 720 г.

Другие сведения об изначальных японских верованиях имеются в Фудоки (VIII в.), Когосюи (807 – 808), Синсэн Сёдзироку и Энги сики (927).

Вероучение и мифология

Божества синтоизма обозначаются понятием ками , что первоначально означало "над", "высший". Обычно это божества неба и земли. Существует два основных класса божеств: "естественные боги" и "боги-люди". Считается, что пантеон синтоизма содержит 800 мириад божеств, по другой версии, 8 млн.

Наиболее популярные божества – Аматэрасу Омиками ("Великое небесное сияющее божество"), Суса-но-во или Сусаноо ("Неистовый муж") и Инари ("Рисовый человек").

Согласно синтоистской мифологии, Небесный Отец и Земная Мать породили трех богов, от которых произошли еще два. Последней парой были Идзанаги ("Тот, кто приглашает") и Идзанами (Та, что приглашает). Они опускаются в соленую морскую воду на плавающем небесном мосту и создают первый остров. Ступив на него, они путем наблюдения за трясогузкой постигают свою половую принадлежность и умение пользоваться ею. Однако при первом соитии они совершают ошибку, и в результате рождается Хируко ("Пиявка"), не способный встать на ноги даже в возрасте трех лет. Во второй раз они порождают Японские острова и нескольких богов, но божество огня, рождаясь, обжигает свою мать, из-за чего она умирает. Идзанаги в ярости отрубает виновнику голову, и из хлынувшей на землю крови возникает множество других божеств.

Чтобы спасти свою сестру-жену, Идзанаги отправляется в Подземное царство ("Страна желтого Источника"), но ее не хотят отпускать, потому что она успела вкусить адской пищи. Идзанами надеется на помощь божества Места, но ставит условие, что Идзанаги не должен приходить за ней ночью. Идзанаги нарушает клятву и при свете факела видит, что Идзанами превратилась в отвратительный разлагающийся труп.

Восемь Ужасных Ведьм Страны Ночи бросаются в погоню за Идзанаги, но он бросает назад свой шлем, который превращается в виноградник, и ведьмы останавливаются, чтобы съесть ягоды. Этот эпизод с разными вариациями повторяется трижды – в качестве следующих препятствий возникают бамбуковые заросли и река. Так Идзанаги удается спастись, однако за ним устремляется сама Идзанами в сопровождении восьми божеств грома и полутора тысяч Воинов Страны Ночи. Тогда Идзанаги преграждает им путь скалой, разделив тем самым царство живых и царство мертвых. С обеих сторон скалы произносятся заклятия вечной разлуки: Идзанами каждую ночь будет забирать к себе тысячу живых существ, а Идзанаги – создавать новые полторы тысячи, чтобы мир не остался пустыней.

Совершив очистительный обряд после соприкосновения со смертью, Идзинаги порождает из своего левого глаза солнечную богиню Аматэрасу. Он также порождает богов бури, луны, ветра и др. Бесчисленные поколения божеств последовательно заполняют временной промежуток, отделяющий изначальных богов от людей. Некоторые боги выступают в роли главных героев целого ряда мифологических сказаний. Самыми важными из них являются циклы Идзумо и Кюсю, в которых исследователи видят отражение борьбы между кланами.

В них рассказывается, что Аматэрасу боролась с богом бури Суса-но-во, сбросила его с неба и сослала в область Идзумо, на юго-запад острова Хонсю (это божество до сих пор почитается в этом районе). Обитатели Кюсю, в свою очередь, нашли приют в стране Ямато . Среди них был внук Аматэрасу Ниниги , которому она передала три предмета, ставших символами императорской власти: яшмовые подвески (символ сострадания), зеркало (символ честности) и меч (символ мудрости). Ниниги в японской мифологии является культурным героем и первым императором (Дзимму тэне ) – основателем императорской династии, существующей до сего дня. Годом его воцарения считается 660 г. до Р.Х. С этого года также начинается летосчисление в традиционном японском календаре.

С почитанием богини Аматэрасу органично связан культ императора как ее прямого потомка, получивший название тэнноизм . Центр императорского культа – Исэ-дзингу (в Исэ), основан конце в VII в. Это направление синтоизма получило название исэ-синто.

Этика

Этическое учение в синтоизме было развито слабо. Представления о долге и чести самурая (бусидо ), вероятно, основаны на этике конфуцианства. Сегодня нравственную сферу жизни верующих японцев, как правило, определяет буддизм и отчасти христианство. Грехами в синтоизме считаются: порча плотин, жестокость в обращении с животными и осквернение священных мест.

Культ

В древнем синтоизме не было храмов, поскольку ками считались вездесущими проявлениями всего священного. Принадлежащая им территория обозначалась лишь во время совершения обрядов в их честь. Открытые святилища, а затем и храмы появились позднее под влиянием буддизма. Храмы были небольшими и регулярно перестраивались или переносились на новое место, поскольку считалось, что духи пребывают в покое на одном месте только двадцать лет.

В VII в., под влиянием китайской поли тической системы, государственные чиновники попытались выявить всех богов империи с тем, чтобы центральная власть могла построить для них храмы и оказать положенные им почести. Провести полную кодификацию и создать единый пантеон не удалось, однако в Х в. государство поддерживало существование более трех тысяч храмов.

Храм делится на две части:

Хондэн – закрытая часть. В ней находится символ божества – синтай (например, зеркало символизирует Аматэрасу) или статуэтка, а также гохеи – белые ленты на бамбуковых палках.

Хайден – наружный зал для молений.

Храмы обнесены оградой с высокими воротами (тори ).

Войдя в храм, верующие бросают в ящик перед алтарем монету, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят молитву (норито ), затем выходят. Торжественные обряды совершаются только по праздникам 1 или 2 раза в год. В это время производится вынос паланкина, в который, как считается, переселяется божество. Ритуал называется синко ("священный обход"). Процессия с эмблемой ками шествует по всему кварталу. В ходе праздника совершается и жертвоприношение: божеству предлагается рыба, рис и бумага.

Обряды совершаются всеми членами определенной социальной общности – это семья в широком смысле слова (додзоку ) или люди, живущие по соседству (куми ).

Ритуал поминания предков проводится перед домашним алтарем ками-дан , в середине которого возвышается миниатюрный храм. При этом, в доме может присутствовать сразу два алтаря – синтоистский и буддийский.

Большое внимание в синтоизме уделяется ритуальной чистоте. Нечистым считается кровь и все, что связано со смертью. Очистительные обряды предшествуют важным церемониям, а также сопровождают менструацию и смерть. Первоначально эти обряды могли совершаться всеми верующими – теперь это прерогатива синтоистского священнослужителя, обладающего исключительным правом совершать хараи (очистительный обряд посредством палочки – хараигуси . Вслед за очищением приносятся в дар ростки священного дерева сакаки – символа урожая. Основная часть очистительной церемонии – подношение риса, саке и т.п. Ритуальное действо сопровождается музыкой, танцами и молитвами, обращенными к духам. Дважды в год: 30 июня и 31 декабря совершаются всенародные очистительные церемонии (мацури ).

Погребальные обряды синтоизма тесно связаны с культом предков. В прежние времена при погребении в могилу обязательно клались глиняные фигурки людей, животных и различных предметов, которые назывались ханива.

Праздники

В древности японские земледельцы отмечали два главных праздника: осенний праздник урожая и весенний – пробуждения природы. Сейчас в Японии отмечается около 50 религиозных праздников, как синтоистских, так и буддийских. Наиболее популярные праздники, во время которых совершаются синтоистские ритуалы следующие:

Новый год (согацу );
Весенний праздник (сецубун , 13 февраля);
Праздник кукол (хана мацури , 8 апреля);
День Мальчиков (танго но-секю , 5 мая);
Праздник Ками воды (суйдзин мацури , 15 июня);
Праздник Звезды (танабата , 7 июля);
Поминовение Усопших (бон , 13-16 июля);
Летнее равноденствие (аки но-хиган ).

Духовенство

Первоначально японские жрецы были обычными шаманами, выполнявшими роль прорицателей и знахарей. Постепенно сложилось профессиональное жречество каннуси ("ведающие духами" или "хозяева ками"). Служители синтоистской религии разделились на две основных категории: ура-бэ (гадатели) и ими-бэ (заклинатели). Всего существует 8 рангов жрецов.

С 1868 по 1946 гг. синтоистские священнослужители являлись чиновниками на службе в Дзингикане или Департаменте по делам Синто. В современной Японии жрецы осуществляют свои религиозные функции только во время праздничных ритуалов. В остальное время они работают в светских учреждениях и ничем не выделяются из толпы. Жречество является своего рода почетной обязанностью и передается по наследству.

Современный синтоизм

Религиозное мировоззрение современных японцев отличается большой гибкостью. Оно одновременно включает в себя элементы нескольких религий: синтоизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и даже христианства. Не случайно говорят, что японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист. Синтоистский элемент имеет наибольшее влияние в провинциях Идзумо и Сацума , в остальных провинциях доминирует буддизм.

Сегодня основной (и фактически единственной) функцией синтоизма является сохранение японских национальных традиций. Собственно религиозный элемент в нем постепенно сходит на нет.

Литература

  1. Арутюнов С. А., Светлов Г. Е. "Старые и новые боги Японии". М.: "Наука", 1968;
  2. Светлов Г. Е. "Колыбель японской цивилизации". М.: "Искусство", 1994;
  3. Светлов Г. Е. "Традиционные верования Японии". // Локальные и синкретические культы. М.: "Наука", 1991.

Идейные, культовые особенности религии. Синтоизм (религия синто) ограничен пределами Японии, где он тесно переплетается с буддизмом. Эта религия насчитывает столетия своего существования. В Японии сложились священные места синтоизма и традиции паломничества.

Большинство японцев исповедуют синтоизм и буддизм одновременно. В последнее время многие специалисты, занимающиеся вопросами религии, в том числе конфессиональной статистикой, стали использовать термин японская национальная религия, имея в виду тесное сосуществование синтоизма и буддизма. «Действенная» сторона религий в Японии преобладает над духовно-доктринальной. В связи с этим большое значение имеют паломничества.

Слово «синто» означает «путь богов». Религия синто также называется ками-но-мити.

Религия синто утверждает, что природа населена бесчисленным количеством богов (божеств) - коми, в том числе духами предков. Ками населяют все вещи и явления природы, включая рощи, реки, озера, горы, скалы, камни и т.д. Человеческая природа - высшая, потому что у человека больше всего природы ками. Связь человека с божествами нерасторжима, а самая прочная связь - с духами предков.

Религия синто считает Вселенную божественной и утверждает, что человеку следует жить в гармонии с ее святостью. Соблюдая правдивость и очищение, человек может открыть исконно заложенную в нем божественную природу и получить защиту и поддержку, помощь, благословение и руководство от ками.

Главная цель последователей синтоизма - достижение бессмертия среди духов предков. Всевышний бог отсутствует, но в мире есть множество божеств. Природа ками в человеке бессмертна, и он желает, чтобы о нем вспоминали добрыми словами, поэтому исполнение долга является важнейшим элементом синто.

Интересна религиозная этика синтоизма. Государство считается божественным институтом, законы которого не могут нарушаться. Ради него индивидуумы должны жертвовать своими интересами. Синтоизм обожествляет императорскую власть, считая японских императоров потомками богини солнца Аматэрасу. По сей день сохраняется преданность японцев своему государству, наблюдается яркая коллективно- корпоративистская направленность японского общества.

Религия синто не имеет своего основателя, священных писаний и четко оформленной религиозной доктрины. Авторитетными считаются книги, относящиеся к VIII в. н.э., созданные при сильном влиянии китайского духовного наследия. Прежде всего это Кодзики («Записи о делах древности», 712 г.) и Нихонги («Анналы Японии», 720 г.).

Синтоизм представлен двумя уровнями. Государственный синто стремился к укреплению власти императора и поддержанию авторитета государственных институтов. Он являлся государственной религией Японии после революции Мэйдзи в 1868 г. и до поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 г. «Храмовый синто» направлен на проявление благодарности ками за их помощь и поддержку. Он также предписывал помогать людям, быть лояльными, стремиться к миру и процветанию страны.

В современной Японии насчитывается около 100 тыс. святилищ. Синтоизм - религия любви к природе. Это выражается в том, что многие синтоистские святилища находятся в естественной природной среде. Святилищем или храмом может считаться также гора или лес, даже если там нет храмовой постройки. На алтари приносятся еда, вода, на них возжигаются благовония. Образы божеств отсутствуют, считается, что ками и так обитают в святилищах.

В культово-обрядовой практике японцев большое значение имеют религиозные праздники мацури. Японцы верят, что ками постоянно обитают в святилищах, но они оживают на праздники. Различные святилища посвящены разным ками, и обряды в них отличаются друг от друга. Перед входом в святилище обычно стоят ворота - тории, символизирующие переход из мира обыденного в мир сакральный. В тех святилищах, в которых есть храмовые постройки, основное помещение - хондэн, где обитает божество, открыто только для служителей храма. Посетители молятся перед хайдэн - залом молитв. Процесс молитвы включает жертвование денег в специальный ящик для пожертвований, два глубоких поклона, два хлопка в ладоши и один глубокий поклон. Перед хайдэн подаются записки с просьбами, обращенными к ками. Лишь в особых случаях молящиеся могут войти в хайдэн, чтобы получить ритуальное очищение у служителя храма.

История, особенности, центры паломничества. Традиции паломничества в Японии уходят корнями в прошлое. В период Эдо (1600-1868) наблюдается рост числа паломников. Паломники следовали по тракту Токайдо от Эдо (Токио) в Киото. По дороге возникали станции и целые города, обслуживающие потребности паломников. Основными паломническими дестинациями были Исэ, гора Фудзисан, остров Сикоку и др. Местные жители делились с паломниками своей пищей - считалось, что благодаря этому они смогут вызвать благодарность божеств, на поклонение которым следовали паломники. Как и в других религиях, паломники шли пешком, преодолевая большие расстояния. Путники брали с собой только самое необходимое - посох (цуэ) и небольшой узелок (фуросики ).

Целью паломничества было получение милости божеств и обретение земных материальных благ - здоровья, хорошего урожая. Для многих, в том числе крестьян, паломничество являлось возможностью получить передышку от каждодневных тягот монотонной жизни.

В наши дни паломники также продолжают посещать многочисленные синтоистские святилищ. Одним из наиболее почитаемых является святилище Ицукусима, возникшее в XII в. Ицукусима находится на острове Миядзима Внутреннего Японского моря к юго-западу от Хиросимы. Особой приметой святилища является то, что часть комплекса зданий, включая ворота - тории, стоит на сваях прямо в воде залива.

За воротами на краю бухты находится здание святилища. Так же, как и во многих других японских святилищах, в Ицукусиме имеются залы для проведения богослужений, жертвоприношений, очищения, многие из которых доступны лишь священнослужителям. На холме стоит главный храм с Залом тысячи циновок. Главный храм посвящен дочерям бога бури Сусаноо - богиням трех стихий.

Составной частью богослужебных церемоний на Ицукусиме являются ритуальные танцы. Для них здесь построена сцена, которую обрамляют два музыкальных павильона. В здании театра проходили представления в стиле традиционного театрального искусства Японии - Но.

В старом японском городе Никко находится храмовый комплекс Тосегу, который посещают более 1 млн паломников в год. Он интересен туристам-экскурсантам, поскольку позволяет знакомиться с традиционным искусством Японии. Тосегу был посвящен обожествленному сегуну Иэясу (1542-1616) из дома Токугава - основателю последней династии сегунов в Японии.

Святилище Хэйан-дзингу находится в Киото. Храм святилища, построенный в 1895 г., посвящен императору Камму (781-806). В октябре здесь проходит праздник Дзидай Мацури. Во время праздника устраиваются красочные процессии, участники которых одеты в костюмы разных эпох. Храм-святилище Есида-дзиндзя довольно большой, и службы здесь проходят сразу в нескольких молельнях. Основное помещение (хондэн), в котором обитает главное божество, открыто только для служителей храма. В Исэ находится храмовый комплекс, посвященный богине Аматэрасу.

Синтоизм (от японского синто — путь богов) является национальной религией Японии. Она относится к политеизму и строится на поклонении многочисленным божествам и духам умерших. С 1868 по 1945 годы был государственной религией. После поражения во Второй мировой войне император Японии отказался от своего божественного происхождения, однако с 1967 года вновь стал отмечаться праздник дня основания империи.

Синтоизм мало известен, по сравнению с другими религиями, однако многие знают тории — ворота в синтоистских храмах, некоторые даже имеют представление об уникальных украшениях, которыми отделаны крыши японских храмов. Однако для всех, за редкими исключениями, и храмы, в которые ведут ворота тории, и религия, которую они символизируют, остаются загадкой.

В основе данного религиозного учения лежит анималистическое представление мира. Под анимализмом подразумевается одушевление всего сущего, начиная от человека и кончая камнем. Согласно учению существуют духи-покровители — боги (ками ), которые властвуют над какой-нибудь местностью: лес, гора, река, озеро. Считается также, что они могут покровительствовать определённому роду, клану или просто человеку, воплощаться в различные предметы. Всего насчитывается около 8 млн. ками .

Поклонение в храмах началось после прихода в Японию буддизма в 6 веке, который оказал сильное влияние на данную религию, а также устранил монопольное положение синтоизма . В период расцвета японского феодализма (10-16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма).

Сейчас в Японии насчитывается около 80 000 храмов ситоистских храмов.

Основными источниками мифологии синтоизма являются сборники "Кодзики " (Записи о делах древности) и "Нихонги " (Анналы Японии), созданные, соответственно, в 712 и 720 годах нашей эры. В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся изустно из поколения в поколение..

Синто утверждает, что сначала был хаос, содержащий все элементы, которые были смешаны и размыты в неопределённую бесформенную массу, но потом хаос разделился, и образовались Такама-нохара (Равнина Высокого Неба) и острова Акицусима. Затем появились первые 5 богов, которые дали жизнь всем остальным богам, живым существам и создали этот мир.

Особое место в поклонении занимают богиня Солнца Аматэрасу , которая считается Высшим божеством, и ее потомок Дзимму . Дзимму считается предком японских императоров. 11 февраля 660 г. до н.э. Дзимму , согласно мифам, вступил на престол.

Философия синтоизма утверждает, что в каждом императоре живут боги, которые руководят всей их деятельностью. Поэтому в Японии существуют императорские династии. Философские школы синтоизма формируют еще одну часть идеологии — кокутай (тело государства ), согласно которой божества живут в каждом японце, осуществляя через него свою волю. Открыто провозглашается особый божественный дух японского народа и его превосходство перед всеми остальными. А потому Японии отводится особое место и провозглашается ее превосходство над всеми остальными государствами.

Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто , мир — единая естественная среда, где ками , люди, души умерших живут рядом.

Большое значение в синтоизме занимают очистительные обряды (хараи ), которые появились под влиянием буддизма . Основная концепция данных обрядов заключается в устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками . Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставится реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы. Именно поэтому в японских жилищах почти отсутствует мебель и каждый дом, по возможности, украшается маленьким садиком или водоемом.

В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.

Религия Японии синтоизм – это традиционная национальная религия, культура и философия. Синтоизм переводится как путь богов. Государственный японский синтоизм основан на ритуалах и анимистических верованиях древних японцев. Религия синтоизм, как указывает Википедия, имеет множество объектов поклонения, которые называются ками. Синтоизм насчитывает множество богов, но в нем к культу относятся не только боги, но и многочисленные ранжированные божества, духи умерших и силы природы. Религия Японии синтоизм испытала на себе влияние не только буддизма, но и даосизма, конфуцианства и даже христианства. Если кратко описать синтоизм, то религия Японии представляет собой симбиоз, с миллионами объектов поклонения, а также сотни новых религия, которые появились после 18 века, не считая влияния индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма. Огромное, можно сказать решающее значение, имеет именно обряд, то есть практика, которой необходимо следовать в той или иной ситуации.

Синтоизм как религия Японии нельзя назвать высоко организованной религией, как, например, христианство. Синтоизм или синто, его суть состоит в обожествлении всевозможных природных сил и явлений и соответственных поклонении им, обрядов. Считается также, что у многих вещей есть своя духовная сущность – ками. Синтоизм описывает ками именно как духовность, духовная суть предмета. Ками в синто может существовать на Земле в любом материальном объекте, причём не обязательно именно в таком, который принято считать живым в обычном стандартном понимании этого слова. Синтоизм утверждает, что ками есть во всем, например, в дереве, камне, священном месте или же том или ином явлении природы. Синтоизм также описывает, что при определённых условиях ками может оказаться в божественном достоинстве.

Японская религия синтоизм описывает, что некоторые ками являются духами той или иной местности или же определённых природных объектов, например, дух конкретной горы. Ками других уровней олицетворяют глобальные природные явления, а помимо них есть центральная богиня синтоизма - Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Синтоизм почитает также ками покровителей семей и родов, есть среди ками также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Религия Японии синто включает в себя также магию, тотемизм, веру в действенность различных защитных талисманов и амулетов. Считается также возможным в синтоизме защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов и заклятий.
Кратко суть синтоизма можно обозначить духовным принципом - это жизнь в согласии с природой и окружающими тебя людьми. По представлениям адептов синто, весь мир – это единая естественная гармоничная среда, где ками, люди и души умерших людей живут рядом бок-о-бок друг с другом. Синтоизм утверждает, что ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти. Синтоизм утверждает, что через такой круговорот идет непрестанное обновление всего в мире. Синто также утверждает, что сегодняшний круговорот в нынешнем виде не бесконечен, он будет существовать лишь до разрушения земли, после чего этот процесс приобретёт другие формы. В синто не существует как такового, как в христианстве понятия спасения. Здесь каждый верующий сам определяет своё естественное место в окружающем нас мире через свои чувства, мотивации и поступки.
Государственный японский синтоизм нельзя считать дуалистичной религией. Синто не имеет общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Понятия синтоизма о добре и зле существенно отличаются от европейских традиционно христианских, прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Можно привести пример, как вражда между двумя антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается вполне естественной и не делает кого-то из противников безусловно светлым или хорошим, а другого темным или безусловно плохим. В древнем синтоизме светлые и темные силы или добро и зло обозначались терминами ёси, что значит хорошо и аси, что значит плохо. Синтоизм наполняет смыслом эти определения не как духовный абсолют в христианстве, а лишь то, чего следует избегать и к чему следует стремиться во избежание цуми, что представляет собой общественно порицаемое, вредное окружающим людям, искажающее природу человека действия, мотивы и поступки.
Японский синтоизм утверждает, что если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, мотивы его чисты, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе, что является крайне важным. Синтоизм признает добродетелью сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, важную способность гармонично жить среди людей и поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество здесь и сейчас. Синтоизм в Японии порицает злобу, человеческий эгоизм, соперничество ради самого факта соперничества, а также нетерпимость к чужим взглядам и мнению. Злом в синтоизме считается всё то, что нарушает установленный социальный порядок, разрушает гармонию самого окружающего мира и мешает служению ками и духам умерших или силам природы.
Религия синтоизм определяет душу человека как изначальное благо, ведь она безгрешна, а окружающий мир изначально хорош, то есть он правилен, хотя вовсе не обязательно и благостен. Синто утверждает, что зло вторгается извне, зло приносится злыми духами, которые пользуются различными слабостями человека, его всевозможными соблазнами и недостойными помыслами и мотивами. Таким образом, зло в синтоизме - это своеобразная болезнь мира, а также самого человека.
Синто показывает таким образом, что процесс творения зла, то есть умышленное или неосознанное нанесение вреда для человека вообще неестественно, потому что человек творит зло, лишь, когда он обманут или же подвергся самообману. Человек творит зло, когда он не может или же не умеет чувствовать себя счастливым, отличить зло от добра, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна, отягощена скверными мыслями и негативными мотивами, которые вторглись в жизнь человека.
Традиционный японский синтоизм показывает, что абсолютного добра и зла нет, а отличать одно от другого может и должен уметь только сам человек, причём для правильного суждения ему необходимо адекватное восприятие действительности. Адекватность синтоизм определяет весьма поэтично, то есть у человека должно быть сердце, подобное зеркалу, а также между человеком и богом должен быть союз. Такого высокого состояния любой человек может достигнуть, живя правильно и не совершая злых дел.
Традиционный японский государственный синтоизм как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Единого мнения, как возник синтоизм не существует. Есть несколько традиционных версий возникновения синтоизма. Одна из этих версий рассказывает об экспорте этой религии на заре нашей эры из континентальных государств, таких как древних Китай и Корея. Есть также версия о зарождении синтоизма непосредственно на Японских островах. Можно также отметить, что анимистические верования типичны для всех известных культур в мире на определённой стадии развития, но из всех крупных и цивилизованных государств лишь в Японии они не были забыты со временем, а стали, лишь частично видоизменившись, основой государственной религии Японии синтоизм.
Синтоизм или путь богов как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII-VIII веков н. э., когда Япония была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения государственная религия Японии была канонизирована, а система внутренней мифологии получила главную богиню синтоизма. Богиня синтоизма – это богиня солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли соответственное подчинённое положение. Религия синтоизм имеет иерархию, которая похожа на государственные ранги чиновников государственного аппарата.
Синтоизм формировался в государственную религию Японии, а помогал ему в этом буддизм. Синтоизм первоначало объединился в единую религию Японии в VI-VII веках. Поскольку буддизм проник в Японию к этому моменту, он был весьма популярен прежде всего у японской аристократии. В этот момент властями было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. В синтоизме сначала ками были объявлены покровителями буддизма, а позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге в результате таких религиозных слияний сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается уже в соответствии с буддийскими канонами. Буддизм и синтоизм в Японии, как можно увидеть, довольно переплетены с самого начала.
Можно также отметить, что на территории храмовых комплексов синто стали размещать и различные буддийские храмы, где проводились соответствующие религиозные обряды. Таким образом буддийские сутры читались теперь и непосредственно в синтоистских святилищах. Синтоизм признает императора прямым последователем бога на земле. Особенно сильное влияние буддизма стало проявляться уже начиная с IX века. В это время буддизм стал уже государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено государственным аппаратом Японии множество элементов культа из буддизма.
В святилищах синтоизма стали появляться различные изображения будд и бодхисатв. В синтоизме начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали всевозможных обрядов, ритуальные предметы, а также архитектурные особенности строений и храмов. В это время появились различные смешанные синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие духовные ками как проявления буддийского Вайрочаны, то есть самого будды, пронизывающего всю Вселенную, то есть первичного будды, а ками как их японские воплощения.